Памятка для детей и родителей при изучении татарского языка
методическая разработка по теме
Татар телен өйрәнү башка халыклар өчен, шул исәптән рус милләте балалары өчен дә бик авыр, Кайчакта балаларга әти-әниләренә мөрәҗәгать итәргә кирәк була, шуны истә тотып, татар телен өйрәнгәндә кулланныр өчен истәлек тәкъдим итәм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_i_detyam.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для детей и родителей при изучении
татарского языка
1.В татарском языке есть 6 букв, которые в алфавите стоят после букв русского алфавита.Например: А, Ә, Б...Ж, Җ, З...Н, ң, О, Ө, П...У, Ү,Ф, Х, Һ...и т.д. При произношении этих звуков нужно быть предельно внимательным, так как дети затрудняются при произношении особенно звуков- [ң,һ].
2. При работе над произношением согласных надо учитывать следующие рекомендации:
а) в- артикуляция этого звука очень похожа на русское у, но в отличие от него губы более напряженно собираются.но не вытягиваются, между губами образуется круглая щель и когда выдыхается воздух через нее, губы энергично раздвигаются. Этот звук сильно напоминает английское w. Например: авыл (деревня), савыт (посуда), Ватан (Родина).
б) г,к- артикуляцию звука г можно поставить следующим образом: запрокидываем голову икак бы полощем горло иполучаем звук г. Не меняя положения постарайтесь произнести к, место образования звука то же, что и при г твердом. Найдите это место. Эти звуки являются глубокозаднеязычными и в транскрипции передаются так: [ғ,қ]
Например: Гали, тугыз (девять), кар (снег), кыш (зима), колак (ухо).
в) х – этот звук более заднеязычный, чем русский х. Например: яхшы (хорошо), хат (письмо), халык (народ), хатын (жена г)
г) җ – образуется в передней части языка, данный звук произносится в таких русских словах, как вожжи, дрожжи, дождь. ). Например: җәй (лето), җил (ветер), җиләк (ягода).
д) ч - при произношении во всех татарских словах, кроме заимствованных, напоминает русское щ, щетка,щенок. Например: кич (вечер), уч (ладонь), өч (три).
е) һ- простой выдох, очень мягкий. Например: һава (небо), шәһәр (город), һөнәр (профессия, ремесло).
ж) ң- приоткроем рот так чтоб нижняя челюсть, опустилась до отказа, в таком случае задняя часть языка приподнимается, маленький язычок опускается и таким образом выход воздуха направляется не в рот, а в нос. Напоминает английский ⁿᵍ, и фрацузский ⁿ.В этих языках это носовой согласный. Например: иң (плечо), аң (сознание), җиң (рукав).
3.В татарском языке слова (исключение составляют заимствованные из арабского и персидского языков) бывают или только МЯГКОГО произношения или только ТВЁРДОГО произношения.
Если в словах имеются гласные Ә, Ө, Ү, Е (Э), И – это МЯГКИЕ слова (например: тәрәзә)
Слова с гласными А, О, У, Ы - ТВЁРДЫЕ слова (напр.: малай).
4. В татарском языке есть буквы, которые в мягких и твёрдых словах произносятся по-разному:
Я:
[йа] – в твёрдых словах ярата [йарата]
[йә] - в мягких словах яшел [йәшел]
Е:
[йы] – в твёрдых словах ел [йыл]
[йэ] – в мягких словах егет [йэгэт]
Ю:
[йу] – в твёрдых словах юл [йул]
[йү] – в мягких словах юкә [юкә].
5. В татарском языке в отличие от русского языка понятие мягкости и твердости согласных звуков не существует, а существует закон приспособляемости согласных к ряду гласных, т.е. в мягких словах и согласные произносятся мягко. В твёрдых словах согласные произносятся твёрдо. Сравни: бар - твёрдое, бәр - мягкое; кыл - твёрдое, кил - мягкое.В мягких словах слышится «Ь», но не пишется. В татарском языке «Ь» пишется только в словах заимствованных из других языков.
6. К МЯГКИМ словам присоединяются МЯГКИЕ АФФИКСЫ, к ТВЁРДЫМ словам присоединяются ТВЁРЫЕ АФФИКСЫ. Например: кул+лар+ыбыз+да, күл+ләр+ебез+дә
7. В татарском языке слово состоит из КОРНЯ и АФФИКСА. Аффиксов может быть много. Каждый аффикс имеет свое значение и к корню прибавляется поочередно.
Порядок прибавления окончаний у существительных:
Например: бала –ребенок
а) бала+лар – дети (күплек сан) – окончания (аффиксы) множественного числа
б) бала+лар+ыбыз – наши дети (тартым-категория принадлежности) – окончания, которые показывают принадлежность. Например:
в) бала+лар+ыбыз+да – в наших детях (килеш-падеж)
8. У существительных к корню прибавляется сначала АФФИКСЫ множественного числа (күплек сан) - нар,-нәр;-лар,-ләр. Если слова заканчиваются на носовые согласные н,ң,м, то к твердым словам прибавляются АФФИКСЫ -нар, к мягким словам - -нәр.Например:
кыз+лар, әби+ләр, үлән+нәр, урам+нар.
9. АФФИКСЫ принадлежности (тартым-категория принадлежности) прибавляются после аффиксов множественного числа. В русском языке похожих окончаний нет: моя рука, твоя рука, его рука, а в татарском языке: минем кулым, синең кулың, аның кулы...Даже если не использовать местоимение минем, понятно какому лицу (зат) принадлежит эта вещь. Например: кул - твердое слово, күл – мягкое.
ед.число мн.число
1 зат кул+ым 1 зат кул+ыбыз
2 зат кул+ың 2 зат кул+ыгыз
3 зат кул+ы 3 зат кул+лары
ед.число мн.число
1 зат күл+ем 1 зат күл+ебез
2 зат күл+ең 2 зат күл+егез
3 зат күл+е 3 зат күл+ләре
10. АФФИКСЫ падежей соединяются после аффиксов принадлежности. В татарском языке 6 падежей, как и в русском языке, но значения падежей не совпадают. Совпадают значения иминительного (баш килеш) и винительного (төшем килеше) падежей.
Баш килеш (основной падеж)
Иялек килеше (притяжательный падеж ) | |
Юнәлеш килеше ( направительный падеж) | |
Төшем килеше (винительный падеж) | |
Чыгыш килеше (исходный падеж) | |
Урын-вакыт килеше (место-временной падеж) | |
Баш килеш
Иялек килеше АФФИКСЫ -ның,-нең | |
Юнәлеш килеше АФФИКСЫ -га,-гә; -ка,-кә | |
Төшем килеше АФФИКСЫ -ны,-не | |
Чыгыш килеше АФФИКСЫ -дан,-дән; -тан,-тән;-нан,-нән | |
Урын-вакыт килеше АФФИКСЫ -да,-дә;-та,-тә | |
11. Образование новых слов происходит присоединением к корню различных аффиксов:
җәй - җәй+ге- летний; яңа – яңа+лык – новость; эш-эшче-рабочий, юл-юлдаш-попутчик.
12. Основой (корнем) для образования всех форм глаголов являются глаголы приказы - глаголы повелительного наклонения:
бар!– иди! бар+ды – ходил
көт! – жди! көт+үче – ждущий (который ждёт)
аша! –ешь! аша+са – если поест.
13. Спрягаемой основой глаголов является форма 3лица единственного числа (3л. ед.ч.), т.е. форма “ул” – “он, она”: ул яза – он пишет
Ул язган – он написал и т.д.
При спряжении глаголов к глаголу в форме 3л. ед.ч. присоединяются аффиксы спряжения. Например, спрягаем глаголы настоящего времени:
единств. число множеств. число
1 зат. мин (я)яза+м без (мы)яза+быз
2 зат син (ты) яза+сың сез (вы)яза+сыз
3 зат ул (он, она) яза алар (они)яза+лар
14. Вопрос в татарском языке можно задать двумя способами:
С помощью вопросительных слов ( вопросительных местоимений): кем?-кто?; нәрсә?- что?; нинди?-какой, какая?; нигә? зачем, почему? и т.д.
Бу нинди китап? - Это какая книга?
С помощью частиц вопроса -мы/-ме, которые присоединяются к последнему слову в предложении. Бүген көн җылымы?- Сегодня день теплый?
15. Порядок слов в татарском предложении отличается от русского предложения. Как правило, сказуемое (во многих случаях, выражающийся глаголом) в татарском предложении стоит последним, а в русском языке в середине предложения.
Мин бүген китап укыйм.- Я сегодня читаю книгу.
Слова, означающие время и место, располагаются в начале предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование национально-культурного компонента в образовательной деятельности по изучению татарского языка детьми дошкольного возраста.
Чтобы человеку остаться человеком, личностью, ему необходимо помнить свои корни. Войти в общечеловеческую культуру, минуя национальное, невозможно. Каждый народ остается сам собою до тех пор, пока сох...
памятки для учеников и родителей по изучению английского языка
советы как изучать английский язык....
памятка для родителей по изучению английского языка
Эта памятка поможет родителям в закреплении английского языка дома...
Памятка для родителей для изучения английского языка
Уважаемые родители!Вот несколько советов, которые помогут сделать обучение Вашего ребенка английскому языку успешным:...
Памятка для родителей по изучению иностранного языка
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"10140091","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","style":"WIDTH: 198px; HEIGHT: 198px","width":"263"}}]]Родители часто спраши...
Памятка для родителей № 4 Изучение иностранных языков
Как и для чего мы изучаем иностранный язык...
Консультация «БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ ДЕТЯМ! ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ»
Интернет – это мир интересных и полезных возможностей, но в то же время это источник информации наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию, особенно для ребенка. Агрессия, пресл...