Проектная деятельность на занятиях «Волшебной кисточки»
материал
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на занятиях «Волшебной кисточки».
В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями перестройки системы образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.
Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой – менее. Память, мышление внимание могут быть самыми различными у разных детей.
Для того, чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.
Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей. Поэтому и ведущее направление в обучении и воспитании – развитие художественно-творческих индивидуально выраженных способностей личности школьника, освоения им методов и способов эстетического и художественного познания мира .
Ведущей педагогической идеей моей работы можно назвать идею личностно-ориентированного подхода). Цель данного обучения: максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
Образовательный процесс строится на диалоге «ученик-учитель». Причем обязательно учитывается индивидуальное кредо ученика..
Ведущей педагогической идеей моего опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности.
В творческом развитии проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.
Продукт художественной деятельности ценен, прежде всего, оригинальностью художественного образа, то есть индивидуальными особенностями цели, к которой он стремится в процессе своей художественной деятельности. Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках искусства независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому.
Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество - норма детского развития . реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.
В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, тогда как в 5-7 классах – лишь 7-8 % учеников. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.
На занятиях «Волшебной кисточки» учитель первый, кто наблюдает психическое состояние ребенка по рисунку. Можно определить его настроение, тревожность и что является причиной тому. Л.С. Выготский писал, что «… детский рисунок учит ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и, по прекрасному выражению, учит психику восхождению. Ребенок, нарисовавший собаку, тем самым победил, преодолел и поднялся .Индивидуальный подход к учащимся имеет большое образовательное и воспитательное значение, он создает условия для развития всех учащихся, а не только способных к изобразительной деятельности.
Индивидуальный подход является одним из важных принципов педагогики. Он помогает вовлечь всех детей в активную ИЗО деятельность.
Индивидуальный подход в учебном процессе – это действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.
В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысль, свои представления об окружающей жизни.
В проектных работах выделяются 2 направления индивидуального подхода к детям:
- предупреждение и устранение пробелов в знаниях учащихся учащихся;
- формирование индивидуально «своеобразных способностей, индивидуального стиля учения».
Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше.
На основании анализа детских работ(Приложение № 1), можно узнать различные индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, определить, кто хорошо владеет техническими умениями и навыками. Кто-то больше любит работать красками, кто-то карандашом и редко прибегает к краскам.
Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолеты, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.
Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлением с окружающей жизнью и окружающей природой. В данном случае мастерство педагога состоит в том, чтобы, учитыввнимание ребят к основным признакам того, предмета, который они должны изображать, активное его обследование, являются стимулами воспитания и проявления активности. Следует всячески пробуждать детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию. Надо доверять детям действовать самостоятельно, несмотря на то, что их работы на первых порах будут неудачными, не такими правильными и чистыми, как те, которые выполняются с постоянной помощью педагога и с начала до конца направляются его прямыми указаниями.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей. Слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Для проведения индивидуальной работы можно разделить учащихся (условно) на три группы:
- в первую группу (слабую) включают школьников, имеющих слабую подготовку к изобразительной деятельности. В их работах можно обнаружить грубые ошибки. К этой группе относятся также дети с неразвитым художественным вкусом и творческим воображением.
- во вторую группу (среднюю) включают учащихся, у которых работы не имеют грубых ошибок, но невыразительны. Задачи, поставленные учителем, выполняются не всегда. К этой группе относятся дети со слабо развитым художественным вкусом, творческим воображением.
- Третью группу (сильную) составляют дети, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности. Работы детей этой группы интересны композиционно и живописно. Задачи, поставленные учителем, выполняются. Дети любят рисовать на свободные темы, проявляют богатую фантазию.
Для нахождения общего равновесия можно использовать также способы работы с детьми:
- подготовить карточки-задания для трех групп учащихся .
- применять дополнительные задания после выполнения обязательных фронтальных заданий;
- проводить беседы с учащимися, с учетом их индивидуальных особенностей.
Основные задания обязательны для всех учащихся, дополнительные – для более способных, а также для слабых с целью восполнения пробелов в знаниях.
Структура занятий может иметь три и более варианта:
Вариант 1:
Занятие начинается с изложения нового материала для всех учащихся, затем выдаются карточки-задания слабой группе. Во время наблюдения за работой даются индивидуальные советы учащимся средней и сильной групп. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.
Вариант 2:
После объявления темы задачи занятия предлагается задание для самостоятельной работы сильной и средней группам учащихся, проводится индивидуальная работа со слабой группой. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.
Вариант 3:
Учащиеся сильной группы сразу приступают к выполнению задания , о теме которого слышали на прошлом уроке. С учащимися слабой и средней групп проводится индивидуальная работа с выдачей карточек заданий. В конце занятия – анализ детских работ.
Результатом моей деятельности могут служить:
- участие в школьных праздниках и делах (оформление школьных праздников, выставок);
- участие в городских мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места .
- процент учащихся, получивших оценки «4» и «5» по предмету«Изобразительное искусство» составляют в среднем 95-100 % от всего класса. Учащиеся стали внимательнее и ответственнее относиться к усвоению нового материала, выполнению заданий, научились адекватно и критически оценивать свои творческие работы. Подростки стали принимать активное участие в предметных неделях (выставках) и различных конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ В ПОДРОСТКОВОМ КЛУБЕ
Необходимость проектной деятельности в дополнительном образовании....
Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...
Мини- проектная деятельность на занятиях ОПК. "О чём поют колокола?"
"О чём поют колокола?"- описание организации проектной деятельности учащихся на занятиях ОПК. Замечательное дополнение к занятию по теме "Храмы."...
Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»
Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф...
Опыт реализации проектной деятельности на занятиях изобразительным искусством
В данной статье демонстрируется как опыт проектной работы в области изобразительного искусства способствует умственному развитию учащихся со слабой познавательной деятельностью, а также дает сти...
Использование проектной деятельности на занятиях кружка
опыт использования проектной деятельности...
Статья "Проектная деятельность на занятиях русского языка и литературы"
В данной статье рассмотрена проектная деятельность студентов на занятиях русского языка и литературы через работу в малых группах. Интересна будет начинающим преподавателям и не имеющим большого опыта...