«Юный турист»
материал

Агапонов Юрий Вячеславович
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_turist_-_2020.docx84.93 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Бондарского района

Тамбовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бондарский дом детского творчества»

Рассмотрена на заседании

Утверждаю

Методического совета

директор МБОУ «Бондарский ДДТ»

МБОУ «Бондарский ДДТ»

_________________/Т. В. Зверева/

протокол от ______2020 г.№ ____

приказ от_________2020 г.№____

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности

«Юный турист»

(базовый уровень)

Возраст учащихся: 12-15 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

                                                                           Агапонов Юрий Вячеславович,

                                                                педагог дополнительного образования

с.Бондари, 2020

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бондарский дом детского творчества»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный турист»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Агапонов Юрий Вячеславович

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г.
№ 196;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Туристско-краеведческая

4.4. Уровень освоения программы

Базовый

4.5. Вид программы

Общеобразовательная, общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по программе

12-15 лет

4.7. Продолжительность обучения

 2 года

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»

Пояснительная записка

Направленность программы туристско-краеведческая. 

Уровень освоения программы – базовый.

Программа ориентирована на физическое воспитание личности, приобретение базовых знаний, умений и навыков в избранном виде спорта (спортивный туризм), укрепление здоровья учащихся в течение всего периода обучения. А также выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков для успешного освоения ими в дальнейшем дополнительных общеобразовательных (предпрофессиональных) программ в области физической культуры и спорта.

Новизна и оригинальность программы заключается; во-первых в дифференцированном подходе в первый год, который можно определить как выравнивающий; во-вторых, в процессе обучения существенно расширен теоретический раздел программы, где помимо истории развития туризма будут более глубоко рассмотрены варианты спортивного туризма: водный и пеший туризм, правила их соревнований.

Актуальность

В настоящее время остро стоит вопрос об увеличении числа семей, не способных выйти из кризиса без внешней поддержки, семей, где родители употребляют алкоголь или другие ПАВ, не имеют работы, лишены успешного семейного опыта и вследствие всего перечисленного не уделяют внимания своим детям.

Беспризорные и безнадзорные дети, лишенные любви и внимания, предоставленные сами себе при формально присутствующих родителях, становятся легкими жертвами неблагоприятных обстоятельств и впоследствии пополняют замкнутый круг социального сиротства.

Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. был внедрен термин «дети, нуждающиеся в помощи государства».

В начале 2000-х годов число этих детей неуклонно росло. Речь идет не только о детях, оставшихся без попечения родителей, но и детях из алкоголизированных, неблагополучных семей, о тех детях, которые из-за пренебрежения их нуждами замкнуты ограниченными представлениями о мире, имеют задержки речевого и интеллектуального развития, о школьниках, хронически неуспевающих и выпавших из учебного процесса, о несовершеннолетних преступниках. Все они нуждаются в реабилитации, и услуга по сопровождению ребенка в социальном пространстве – одна из возможностей представить им реабилитацию.

    Туризм – важное средство гармоничного развития личности, укрепления здоровья человека. Является он и одним из наиболее массовых и доступных  видов физического совершенствования. В общеобразовательных школах основы туристской подготовки могут постигать все учащиеся, независимо от их медицинской группы здоровья и уровня физической подготовленности. А сколько интересных форм организации туристской подготовки! Это – теоретические занятия и практические работы, которые можно проводить не только в природных условиях, но и в условиях спортивного зала или классной комнаты, туристские многоборья и полосы препятствий, туристские слеты и ориентирование, наконец – туристские походы.

           В арсенале организаторов туристов существуют разнообразные виды деятельности и для их объединения возникла необходимость создания программы «Юный турист», которая позволяет познакомиться с историей и природными богатствами родного края, знакомит с алгоритмом подготовки юных туристов.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у учащихся при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности; преемственности; перспективности; развивающей направленности; учета индивидуальных особенностей учащихся; органического сочетания обучения и воспитания; практической направленности; посильности.

Отличительной особенностью программы является то, что в основе ее реализации лежит дифференцированный подход в обучении. Программа «Юный турист» многоуровневая по структуре. Первый уровень – начальный, общекультурный. Второй уровень – углубленный, практико-ориентированный. Вновь прибывший воспитанник зачисляется в группу на 1 уровень, также он имеет возможность начать обучение по программе с более высокого уровня.

Адресат программы

Данная программа для обучающихся 12 - 15 лет (6 -10 классы).

Условия набора учащихся

В группы первого года обучения принимаются по желанию все дети независимо от уровня спортивных способностей и физической подготовленности. Результаты обязательной входной диагностики, включающей проверку общефизической подготовленности и наличия качеств специальной физической подготовки, таких как, сила, быстрота реакции и т.д., не влияют на зачисление, но важны для выстраивания дальнейшей индивидуальной образовательной траектории развития учащегося.

В группу второго года обучения могут поступать вновь прибывающие дети при наличии определенного уровня общефизической и специальной физической подготовленности и интереса к занятиям спортом вообще и волейболом в частности. С ними проводится входная диагностика, определяются проблемы, существующее отставание в освоении программы ликвидируется на индивидуальных занятиях.

Количество учащихся

Количество учащихся в одной группе 12-15 человек.

При комплектовании групп допускается совместная работа в одной группе учащихся без ограничения по возрастному признаку. Также предусматривается возможность перехода учащегося из одного уровня обучения в другой при быстром усвоении изучаемого материала или задержка в переводе учащегося на следующий уровень при неполном освоении основных тем содержания в силу частых пропусков, болезни или других причин.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.    

1 год обучения- 2 раза в неделю по 2 часа. Всего - 144 ч в год.  

2 год обучения- 2 раза в неделю по 3 часа. Всего - 216 ч

Программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество учебных часов – 324.

Формы и режим занятий

Форма обучения – очная.

1 год обучения – 108 часа.

2 год обучения –  216 часа.

Режим занятий

На 1 году обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 учебному часу. Длительность учебного часа для учащихся – 45 минут.

На 2-ом году обучения занятия проводятся 3 раза в неделю, по 2 учебных часа с перерывом между занятиями 10 минут.

Форма организации детей на занятии: фронтальная, групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, индивидуальная.

Форма проведения занятий: тренировочная, практическая, комбинированная, соревновательная.

Особенности организации образовательного процесса.

Как правило, в детское объединение приходят учащиеся с разным уровнем подготовки.

Темп освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы различный, поэтому программа включает 2 ступени (уровня) освоения:

Первый уровень - начальный, общекультурный

   В первый год обучения происходит приобретение начальных знаний и навыков по туризму.

Второй уровень – углубленный, практико-ориентированный.

Это – этап обретения индивидуальности. В это время воспитанники пробуют сделать все, что у них получается, и овладевают новыми знаниями, умениями, навыками.

Цель программы: формирование личности, способной жить в гармонии с природой.

Содержание программы

1 год обучения (ознакомительный уровень)

Цель: формирование у воспитанников устойчивого интереса к туризму.

 Задачи:

  • привитие интереса к занятиям спортом;
  • знакомство с историей развития туризма и специальной     терминологией;                      
  • овладение основными понятиями техники туризма и спортивного    ориентирования, элементарными приёмами техники преодоления      препятствий;
  • приобретение практических умений и навыков в подборе снаряжения, в организации привалов и ночлегов;
  • знакомство с принципами составления рационов питания для походов выходного дня;  
  • воспитание трудолюбия в учебно-спортивной работе;

        достижение воспитанниками уровня начальной физической подготовки.

Характеристика деятельности по реализации цели комплекса задач        

   1 Обучающая деятельность

  • Изучение основ техники туризма и спортивного ориентирования;
  • Изучение тактико-технических приемов преодоления естественных препятствий.

    2 Воспитывающая деятельность:

  • Формирование межличностных отношений между учащимися, учащимися и педагогом;
  • Формирование потребности во взаимоотношениях и умении общаться;
  • Развитие трудолюбия, взаимопомощи, добросовестности, аккуратности, знания законов, правил, традиции, норм поведения на природе и в социальной среде.

      3. Оздоровительная деятельность:

  •  Осознание учащимися необходимости четкой системы знаний, тренировок, соблюдения гигиенических норм и правил поведения человека.        
  • Учебный план 1 года обучения

п/п

Наименование темы

                           Количество часов

Формы аттестации/

контроля

   Всего

Теоретические     занятия

Практические занятия

В помещении

На местности

1

Вводное занятие.

Чем полезны и интересны походы и путешествия. Туризм и охрана природы.

        2

        2

Текущий контроль

2

Наш край. Работа с атласом области.

        6

          4

         2

Текущий контроль

3

Организация и планирование туристско – краеведческой работы.

        3

          1

          2

4

Туристское снаряжение. Техника пешего туризма.

        12

          2  

          4    

         6

Текущий контроль

5

Туристский быт. Узлы. Правила поведения туриста в природе.

        12

          2

          4

         6

Текущий контроль

6

Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная помощь в походе. Лесная аптека.

          6

           2

          2

          2

Текущий контроль

7

Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе.

          6

            2

           4

экскурсия

Текущий контроль

8

Физическая подготовка юного туриста.

          15

           15

Самостоятельная работа по общей физической подготовке

9

Специальная подготовка к летнему двухдневному походу.

          6

          6

Текущий контроль

10

Туристическое путешествие

          36

            36

Тестирование общей физ. подготовленности, оценка морфофункционального состояния, оценка психоэмоционального состояния и уровня мотивации

11

Подведение итогов путешествия.

          4

            4

Текущий контроль

Итого

108

13

18

77

Содержание учебного плана 1 года обучения

Тема 1.     Вводное занятие.

                            «Чем полезны и интересны походы и путешествия.

        Туризм и охрана природы».               (2 часа).

Развитие массового туризма в России, в своем крае. Виды туризма.

Участие туристов в охране природы и преобразовании природного окружения.

Виды природоохранительной деятельности туристов на маршруте.

Практическая работа:

                                       лекция проводится на природе.

Тема 2.                           «Наш край».        (6 часов)

      Географическое положение, природные условия и ресурсы, хозяйство края.

     Историческое прошлое нашего края. Боевые и трудовые подвиги народа.              Народное творчество нашего края. Туристические возможности родного края и туристические маршруты.

Практическая работа:

                                        с политико – административными, экономическими и физико – географическими картами края (области).

Экскурсия в природу «Природные комплексы окрестности школы».

Тема 3.         Организация и планирование туристско –                                                          

         краеведческой работы.        (3 часа).

План работы объединения, цели и задачи.

Требование к членам кружка, их права и обязанности.

Практическая работа:

                                         заполнение анкеты кружковца.

                                          Подбор девиза, песни, эмблемы.

Определение состава актива объединения.

Тема 4.                                      Туристическое снаряжение.

                                            Техника пешего туризма.             (12 часов)

Подбор необходимого группового и личного снаряжения в зависимости от погоды и района путешествия. Виды рюкзаков и палаток. Состав ремонтного набора. Самодельное снаряжение, способствующее охране природы (колышки, стойки для палатки, костровое оборудование…)

Практическая работа.

                                       Составление списка группового и личного снаряжения. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения, укладка рюкзака. Изготовление самодельного снаряжения.

Тема 5.                      Туристический быт. Туристические узлы.

                                    Правила поведения туриста в природе.       (12 часов)

Правильный выбор места туристического бивака с учетом особенностей природного окружения. Снятие бивака. Уборка места лагеря, противопожарные меры.

Различные типы костров, устройство костровища.

Сушка и ремонт обуви. Набор продуктов, меню, хранение продуктов. Приготовление пищи, использование ягод и грибов, правила их сбора.

Практическая работа.

                                        Составление меню одно-, двухдневного похода.

                                        Пользование топором, пилой, ремонтным набором                                                   (инструментами). Установка и снятие палатки, разжигание костра, приготовление пищи на костре,

Вязание узлов: прямой, ткацкий, грейпвайн, встречный, брамшкотовый, булинь, бершафт, удавка, «штык», плоский, проводник, двойной проводник, схватывающий, «стремя», восьмерка.

Тема 6.                Правила санитарии и гигиены.

                            Первая доврачебная помощь в походе.

                                              Лесная аптека.                                        (6 часов)   

Гигиенические требования в походе. Санитарно – гигиенические умения и способы действий: не допускать загрязненных мест стоянок бытовыми отходами. Лекарственные растения, используемые в походе, правила их сбора, ядовитые грибы и растения.

Практические занятия.

                                          Отработка приемов самоконтроля. Комплектование походной аптечки, отработка навыков оказания первой помощи, изготовление носилок для переноски пострадавшего из подручных средств.

Тема 7.                           Краеведческие наблюдения.                  

                                          Фиксирование их в походе.         (6 часов)                     

Как организовать краеведческие наблюдения. Сбор и оформление краеведческого материала. Оборудование для краеведческой работы. Полевой дневник туриста – краеведа.

Практическая работа.

                                         Посещение музея, памятников истории в с. Бондари.

Тема 8.              Физическая подготовка юного туриста.    (15 часов)

     Утренняя зарядка и специальные виды упражнений. Разносторонняя физическая подготовка, спортивные игры. 

   Особенности хождения туристов в разном природном окружении, преодоление естественных препятствий (техника), поведенческие умения.

Практические занятия.

                                           Составление комплекса утренней зарядки и специальных упражнений. Тренировка по прохождению параллельных веревок, навесного бревна, маятника……

Отработка поведенческих туристских навыков хождения в природном окружении: по равнинным участкам, спуск и подъем по травянистому склону (спортивным способом). Участие в соревнованиях.

 Тема 9.      Специальная подготовка к летнему двухдневному                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

        походу, слет.             (6часов)

Правила организации и проведения туристического похода. Обязанности в группе. Дисциплина в походе. Особенности снаряжения для летнего водного похода. Краеведческое задание.

Питание в походе: набор продуктов по калорийности, режим питания. Привалы и ночлеги. Правила санитарии и гигиены в летнем походе.

Практическая работа.

                                      Разработка маршрута, составление сметы расходов, распределение обязанностей. Оформление походной документации. Комплектование снаряжения, укладка снаряжения.

Тренировка по ТПТ, ТВТ.

Тема 10.                           Туристическое путешествие.  (36часов)            

Знакомство с маршрутом похода, краеведческой литературой.

Практическая работа.               (Поход).

                                    Выполнение краеведческих заданий, соревнования по туртехнике. Закрепление эколого-туристических навыков и умений – поведенческих, опознавательных, преобразовательных.

Тема 11.              Подведение итогов путешествия.                 (4 часа)

        

Практическая работа.

                                     Оформление походных документов, краеведческого материала, оформление фотогазеты.

Планируемые результаты обучения

1 года обучения

Образовательные результаты:

- сформированы базовые знания, умения и навыки в области физической культуры и спортивного туризма;

- занимающий обучен основным приемам техники пешего и водного туризма.

Результаты в воспитании спортсмена:

- проведена пропагандистская работа по привлечению обучающихся для занятий в секции;

- проведена работа по воспитанию нравственных и волевых качеств личности учащихся;

- формировалась привычка к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

- воспитывалась культуры здорового и безопасного образа жизни.

Результаты в формировании двигательных действий:

- развитие общих координационных способностей;

- развитие и формирование точности дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений;

- развитие быстроты реакции и перестроение двигательных действий (обучение работы в парах, обучение работы в группе);

- развитие согласованности работы в команде (обучение работы в команде, командные действия).

Содержание программы

2 год обучения (Базовый  уровень)

Цель: включение воспитанников в активное освоение окружающего мира.

Задачи:

  • углубление знаний и приобретенного опыта по технике туризма и спортивному ориентированию;
  • приобретение практических умений различного способа преодоления естественных и искусственных препятствий;
  • овладение знаниями грамотного составления рационов питания в походе;
  • приобретение практических умений и навыков приготовления пищи в походе;
  • приобретение умений и навыков быстрого ориентирования в незнакомой местности и правильного выбора дальнейшего маршрута;
  • пропаганда здорового образа жизни, развитие системы профилактики и коррекции здоровья;
  • воспитание целеустремленности, упорства в достижение цели,    
  • трудолюбия
  • повышение уровня общей и специальной физической подготовки.

Характеристика деятельности по реализации цели и комплекса задач.

  1. Обучающая деятельность:

- совершенствование техники и тактики спортивного ориентирования, туризма;

- регулярное участие в соревнованиях;

- (изучение и выполнение) основ экстремального туризма и поиково-спасательных работ.

2. Воспитывающая деятельность:

- накопление жизненного опыта;

- участие в организации творческих дел своего коллектива;

- формирование взаимоотношений в коллективе; личной ответственности и самодисциплины.

3. Оздоровительная деятельность:

- развитие силы, ловкости, скорости, координации движения;

- закаливание организма.

Усвоение воспитанниками учебного материала в большой степени зависит от выбора форм проведения занятий, методов обучения, постепенного возрастания объема и сложности учебного материала и от поддержания повышенного интереса к изучаемым подготовкам.

Формы проведения занятий: лекция, беседа, игра, викторина, соревнование, самостоятельная работа, поход, учебно-тренировочное занятие, творческое и коллективно-творческое дело.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Учебный год поделен на три периода:

Осенний (сентябрь, октябрь, ноябрь по осенние каникулы включительно)

  • подведение итогов самого активного весенне-летнего периода;
  • оформление отчетов о совершенных походах в виде фото-, видеоматериалов, отчетов, дневников;
  • участие в соревнованиях по технике пешего и водного туризма, спортивному ориентированию;
  • ремонт, восстановление, подготовка к хранению специального снаряжения, используемого в летних походах;
  • проведение осенних сборов по технике туризма;
  • планирование зимнего периода.

Зимний (ноябрь – март)

  • подведение итогов осенних сборов;
  • отработка техники лыжного туризма и специфики зимних походов;
  • участие в соревнованиях по технике лыжного туризма и спортивному ориентированию;
  • планирование весенне-летнего периода.

Весенне-летний (апрель – сентябрь)

  • подведение итогов зимнего периода;
  • активное участие в спортивно-туристских мероприятиях района и области;
  • проведение комплекса сборов по направлениям спортивного туризма, туристского многоборья и спортивного ориентирования;
  • проведение зачетных походов с проверкой качества знаний и умений, полученных учащимися в течение учебного года;
  • планирование на новый учебный год.

Учебный план

п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теорет.

занятия

Практические занятия

В помеще

нии

На местности

1.

Вводное занятие.

Виды туризма. Туристические возможности, их развитие, экологические проблемы области.

4

2

2

Текущий контроль

2.

Организация и планирование туристско-краеведческой работы (2 год обучения).

6

4

2

3.

Наша область.

6

2

4

Текущий контроль

4.

Как организовать туристическое путешествие.

16

ПВД

6

4

6

Текущий контроль

5.

Туристское снаряжение. Самодельное снаряжение, способствующее охране окружающей среды.

10

4

6

Текущий контроль

6.

Туристический быт. Узлы. Правила поведения туриста в природе.

16

4

6

6

Текущий контроль

7.

Топографическая подготовка юного туриста. План, карта, компас.

12

4

2

6

Текущий контроль

8.

Ориентирование на местности. Спортивное ориентирование.

14

4

10

Текущий контроль

9.

Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная помощь в походе. Санитарно-гигиенические, эколого-туристические умения.

10

6

4

Текущий контроль

10.

Краеведческие наблюдения. Наблюдения за погодой причины изменения погоды, лесная аптека.

10

4

4

2

Текущий контроль

11.

Физическая подготовка.

30

2

28

Самостоятельная работа по общей физической подготовке

12.

Специальная подготовка к летнему многодневному путешествию.

20

8

8

4

Текущий контроль

13.

Подготовка к районному слету туристов-краеведов. Слет.

46

4

10

32

Текущий контроль

14.

Туристское путешествие.

-

-

-

-

Тестирование общей физ. подготовленности, оценка морфофункционального состояния, оценка психоэмоционального состояния и уровня мотивации

15.

Подведение итогов путешествия.

16

-

16

-

Текущий контроль

                  Итого

216

54

64

98

Содержание учебного плана

Тема 1.                                                                                  

«Виды туризма. Туристические возможности, их развития,

 экологические проблемы области».   (4 часа)

Развитие массового туризма в России. Виды туризма. Туристические возможности края, перспективы их развития и связанные с этим экологические проблемы. Пути решения экологических проблем.

Практическая работа с туристическими схемами, путеводителями, краеведческой литературой.

Экскурсия в природу – зону отдыха и массового туризма.

Тема 2.                                                                              

Организация и планирование туристско-краеведческой работы.

Отработка материалов летнего путешествия». (6 часов)

Определение целей и задач кружка. Планирование работы на год. Подбор краеведческой литературы.

Требование к членам кружка, их права и обязанности.

Обработка материала летнего похода.

Практическая работа.  Оформление собранного материала, подготовка в выставке, выставка краеведческого материала.

Тема 3.                                                                                                    

                                          «Наша область».   (6 часов)

Географическое положение, природные условия и ресурсы, хозяйство края. Историческое прошлое нашей области. Изучение и комплексное описание природного сообщества, ландшафта. Изучение водных объектов, почвы, растительности.

Практическая работа   с краеведческой литературой и периодической печатью, с атласом области.

Работа в краеведческом музее.

Тема 4.                                                                                                     

                «Как организовать туристическое путешествие».    (16 часов)

Теоретическая и практическая подготовка путешествия, этапы.

План подготовки к походу. Права и обязанности участников похода.

Разрядные требования юного туризма, нормы нагрузки туриста. Инструкция по организации и проведению туристических походов, путешествий общеобразовательных школ.

 

Практическая работа.   Разработка похода выходного дня (ПВД). Составление сметы расходов, списка личного и группового снаряжения.  Распределение обязанностей среди участников похода.

Тема 5.                                                                                                     

Туристическое снаряжение.

Самодельное туристическое снаряжение, способствующее охране окружающей среды.     (10 часов)

Подбор необходимого группового и личного снаряжения в зависимости от погоды и района путешествия.

Виды палаток, обвязок, размеры веревок и их назначение.

Самодельное снаряжение, способствующее охране природы (колышки) стойки для палаток, костровое оборудование).

Практическая работа. Составление списка группового и личного снаряжения. Установка палатки, устройство бивака. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения.

Тема 6.                                                                                                     

Туристический быт. Узлы. Правила поведения туриста

в природе (обобщение).     (16 часов)

Правильный выбор места туристического бивака с учетом природного окружения. Установка и снятие бивака, уборка места лагеря. Различные типы костров и приготовление на них пищи. Набор и хранение продуктов, использование ягод и грибов, правила их сбора.  

Практическая работа.  Установка и снятие палатки (можно на время), разжигание костра, вязка узлов. Уборка мест биваков. Очистка территории организованных стоянок от мусора. Сбор грибов и определение съедобных, ядовитых грибов.

Тема 7.                                                                                                    

Топографическая подготовка юного туриста.

План, карта компас.    (12 часов)

Что такое план местности. Масштаб плана. Стороны горизонта, определение направления сторон горизонта на местности.

Азимут и его определение, направление на плане местности.

Географические карты, и топографические.

 

Практическая работа.   Работа с картой, планом, схемой местности. Лента маршрута. Определение сторон горизонта на местности по карте и компасу.

Ориентирование на местности по карте, компасу и местным предметам. Определение азимута на местности.

Тема 8.                                                                                                     

Ориентирование на местности.

Спортивное ориентирование.   (14 часов)

Значение навыков ориентирования для туриста. Ориентирование на местности по карте, компасу и местным предметам. Определение точки стояния, расстояний на местности. Движение по азимуту в различных условиях погоды, характера местности, времени суток. Спортивное ориентирование, карта спортивного ориентирования.

Практическая работа.  Определение расстояния на местности приборами на глаз. Чтение топографической карты. Движение по азимуту, определение азимута на предмет. Игры и соревнования по спортивному ориентированию на местности.

Тема 9.                                                                                                     

Правила санитарии и гигиены.

Первая доврачебная помощь в походе. Санитарно-гигиенические, эколого-туристические умения.    (10 часов)

Гигиенические требования в походе. Личная гигиена туриста. Санитарно-гигиенические и эколого-туристические умения и способы действия: не допускать загрязнения водоемов, избегать загрязнения мест стоянок бытовыми отходами. Сбор и правильное хранение и использование целебных растений.

Самоконтроль в путешествии предупреждение заболеваний. Первая медицинская помощь в походе.

Состав медицинской аптечки.

 

Практическая работа.    Комплектование походной аптечки, отработка навыков оказания первой помощи, изготовление носилок для переноски пострадавшего из подручных средств. Нахождение питьевой воды и ее обеззараживания.

Тема 10.                                                                                                     

Краеведческие наблюдения.

Наблюдения за погодой, причины изменения погоды,

лесная аптека.    (10 часов)

Эколого-краеведческие умения по изучению природы края. Изучение и комплексное описание природного сообщества, ландшафта. Изучение водных объектов, почвы, растительности.

Эколого-краеведческие умения по изучению природы края.

Полевой дневник туриста-краеведа.

Практическая работа.  С краеведческой литературой и периодической печатью.

«Знаешь ли ты свой край?»

Предсказание погоды растениями, животными.

Экскурсия «Наблюдение за погодой».    

Тема 11.                                                                                                     

Физическая подготовка.     (30 часов)

Общая физическая подготовка: утренняя зарядка и специальные виды упражнений. Особенности хождения туристов в разном природном окружении, преодоление естественных препятствий.

Спортивные игры.

Практическая работа. Составление комплекса утренней зарядки и специальных упражнений. Тренировок по прохождению полосы препятствий (бревно с перилами, маятник, параллельные веревки, навесная переправа).

Отработка поведенческих туристических умений хождения в природном окружении: спуски и подъемы крутому склону (спортивным способом), заросли и завалы; болотные участки.

Игровые виды и участие в соревнованиях.

Закаливание, купание в открытых водоемах.  

Тема 12.                                                                                                     

Специальная подготовка к летнему многодневному

путешествию.     (20 часов)

Правила организации и проведения туристического похода. Обязанности в группе. Дисциплина в походе.

Особенности снаряжения для летнего нашего похода. Выбор краеведческого задания.

Питание в походе. Организация питания, набор продуктов по калорийности, режим питания.

Правила санитарии и гигиены в летнем походе. Первая доврачебная помощь.

Практическая работа. Разработка маршрута, составление сметы расходов, распределение обязанностей. Оформление походной документации (маршрутного листа, допуск врача).

Комплектование снаряжения, укладка рюкзаков, вязка узлов, тренировки по установки палатки.

Закрепление навыков доврачебной помощи.

Тема 13.                                                                                                    

Подготовка к районному слету туристов краеведов.

Слет.     (46 часов)

Правила организации команды, обязанности в команде, дисциплина. Питание на слете. Организация питания, набор продуктов, составление меню.

Практическая работа.   Закрепление эколого-туристических навыков. Закрепление навыков спортивного ориентирования, туртехники преодоления естественных препятствий в разном природном окружении и хождения в природном окружении. Подготовка специального снаряжения, способствующего охране окружающей среды. Участие в конкурсах.

Тема 14.                                                                                                

Туристическое путешествие (поход).

Участие в областном туристическом слете.

Знакомство с маршрутом, программой соревнований, с топографическими картами, краеведческой литературой.

Практическая работа.   Закрепление эколого-туристических навыков и умений: расположение бивака, костровища, «захоронение» бытовых отходов и т.д.

Техника водного туризма.

Техника пешего туризма - преодоление полосы препятствий.

Спортивное ориентирование: командное или эстафета.

Конкурс краеведения и туристической песни.  

Тема 15.                                                                                                     

Подведение итогов путешествия.      (16 часов) 

Разбор похода и итогов участия в областных соревнованиях.

Отметить лучших ребят, отследить ошибки в выступлениях детей и направить усилия на дальнейшее их устранение.

Практическая работа. Оформление походных документов, краеведческого материала к выставке, награждение детей. Ремонт туристического снаряжения, определение задания на лето.

Планируемые результаты обучения

2 года обучения

Образовательные результаты

- сформированы базовые знания, умения и навыки в области физической культуры и спортивного туризма;

- занимающий обучен базовым основам техники пешего и водного туризма, спортивного ориентирования.

Результаты в воспитании спортсмена

- проведена работа по воспитанию нравственных и волевых качеств личности учащихся, учащие привлекались к участиям в массовых патриотических мероприятиях;

- сформирована привычка к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

- воспитывалась культуры здорового и безопасного образа жизни.

Результаты в формировании двигательных действий

- развитие общих координационных способностей;

- развитие и формирование точности дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений (повышен уровень перемещений с изменением направления движений,);

- развитие быстроты реакции и перестроение двигательных действий (обучение работы в парах, обучение работы в группе);

- развитие согласованности работы в команде (обучение работы в команде, командные действия).

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36

Начало занятий групп – с 1 сентября.

Условия реализации программы

Методическое обеспечение программы

В зависимости от поставленных задач на учебном занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их комплексное сочетание.

Основные формы проведения занятий – учебно-тренировочное занятие.

      В качестве дидактического материала используются:

  • наглядные пособия;
  • сведения из интернета (спортивные информационные платформы)
  • книги, брошюры, газетные материалы;
  • фото и видеоматериалы;
  • тесты, кроссворды по темам;
  • компьютерные презентации по темам;

Материально-техническое обеспечение программы

1. Спортивный зал.

2. Туристская полоса.

3. Мячи.

4. Шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.

5. Туристическое снаряжение для пешего туризма: (палатки, коврики, спальные мешки, костровое оборудование, веревки, обвязки, карабины, жумары, спусковые устройства).

6. Туристическое снаряжение для водного туризма: (байдарки, спасжилеты, оболочки, гермомешки, спасательное оборудование).

7. Компьютеры с выходом в Интернет, экраны, проекторы, фото и видеоаппаратура.

Технологии, формы и методы обучения

В образовательном процессе используются следующие педагогические технологии:

  • информационно-коммуникативного обучения;
  • дифференцированного обучения,
  • игровые технологии (общие и расширенные формы),
  • обучение в сотрудничестве,
  • здоровьесберегающие технологии.

Формы занятий, методы и приемы обучения и воспитания используются с учетом возрастных особенностей.

Для реализации программы используются следующие методы:

 

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы, и практические, включающие методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.

Все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики.

Педагогические методы

  •  Словесный метод - применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение и др. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными.
  •  Наглядный метод, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. В последние годы широко применяются вспомогательные средства демонстрации - учебные фильмы, видео записи.

Методы спортивной тренировки

  •  Методы строго регламентированного упражнения. Основная черта данных методов заключается в строгой упорядоченности действий выполняющего упражнения и достаточно четком регулировании воздействующих факторов.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, следует выделять методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчленено-конструктивные).

       В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов - непрерывных и интервальных. 

  •  Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее.

         В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью.

  •  Интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные) широко применяются в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузам-и является типичным для данных методов. В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.
  •  Игровой метод - основной метод, реализуется в виде общепринятых подвижных и спортивных игр, однако, его нельзя осуществлять с какой-либо конкретной игрой. В принципе, он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются организации в соответствии с требованиями игрового метода.

      Не менее важна его роль как средства активного отдыха и переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

  •  Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса.

Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

     Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

Формы аттестации и подведения итогов реализации программы

1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.

2. Участие в районных и областных соревнованиях по спортивному туризму.

3. Участие в итоговых многодневных походах.

 Итоговая аттестации

  • Опрос (тестирование) учащихся по пройденному теоретическому материалу.
  • Мониторинг результатов технической  подготовленности по окончанию курса обучения.
  • Оценка морфофункционального состояния.
  • Оценка психоэмоционального состояния и уровня мотивации.
  •  Фестиваль спортивных достижений

Методическое обеспечение

Раздел программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

Введение в общеобразовательную программу

Физкультурно-тренировочное

Словесные: рассказ, беседа,

Практические: пробные учебные

Видеоматериал, иллюстрации.

Учебная комната для теоретических занятий по спортивному туризму

Тестирование уровня теоретических знаний

Теоретический раздел

Учебное занятие обычно в процессе тренировочного занятия

Словесные: рассказ, беседа, пояснение

Видео и фотопоказ

Видео и фотоматериал, иллюстрации.

Учебная комната для теоретических занятий по спортивному туризму

Тестирование уровня теоретических знаний

Общая физическая подготовка

Физкультурно-тренировочное

Словесные: рассказ, беседа, пояснение.

Практические: использование повторного, интервального, круговой тренировки, игровой.  дифференцированный, соревновательный методы. 

Спортивный инвентарь, раздаточный материал.

Оборудованный спортивный зал, туристская полоса, стадион

Тестирование уровня физической подготовленности, текущий контроль

Основные умения и навыки

Физкультурно-тренировочное

Словесные: рассказ, беседа, пояснение.

Видеопоказ

Спортивный инвентарь, раздаточный материал.

Учебная комната для теоретических занятий по спортивному туризму, туристская полоса

Тестирование уровня физической подготовленности, текущий контроль

Основы техники

Физкультурно-тренировочное

Словесные: рассказ, беседа, пояснение.

Видео показ

Спортивный инвентарь, раздаточный материал.

Учебная комната для теоретических занятий по спортивному туризму, туристская полоса

Тестирование уровня туристской техники, текущий контроль

Врачебный  контроль, самоконтроль

Объяснение, практическое занятие

Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, показ видео материалов. Видеопоказ

Видеоматериал, иллюстрации.

Оборудованный спортивный зал, спортивный инвентарь по баскетболу

Исследовательская работа.

опрос

Педагогический контроль (диагностика исходного уровня, промежуточная и итоговая аттестация)

Объяснение, практическое занятие

Словесные: рассказ, беседа, пояснение.

Практический: участие в многодневных водных и пеших походов

Видео и фотоматериал, иллюстрации.

Походы по рекам  России и горам Кавказа

Тестирование уровня практических знаний

Фестиваль спортивных достижений

Соревнования

Организация и проведение спортивных туристских слетов и соревнований.

Методические рекомендации по проведению соревнований

Участие в районных, областных и Российских соревнованиях «Школа безопасности»

Результаты спортивных соревнований.

Список литературы

Для педагогов

  1. Бардин Н. В. Азбука туризма. Пособие для учителей, руководителей туристических походов со школьниками. М. Просвещение, 1987.
  2. Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М. Профиздат,1973
  3. Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристической подготовке», 1991.
  4. Китманов В.А., Фурсова В.Н. Организация и проведение туристских походов оздоровительной направленности. Тамбов, издательство ТОИПКРО, 1995 г., 22с.
  5. Китманов В.А., Пчелинцев Ю.П., Рыбкина Т.В. Обеспечение безопасности при проведении туристских мероприятий. Тамбов, издательство ТОИПКРО, 1996 г., 28с.

Для учащихся

  1. Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. М. Недра,1983.
  2. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М Профиздат, 1986.
  3. Лукянов П.И. Самодельное туристическое снаряжение,1986
  4. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. М. Профиздат, 1985 г., 272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта районной оздоровительной профильной смены "Юные туристы-спасатели"

С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. С 9 по 18 июля 2012 года в Сковородинском районе Амурской области на ...

Авторская программа туристско-краеведческого кружка "Юный турист Дона"

Наш век – век технического прогресса, развития высочайших технологий и как следствие этому идет резкое ухудшение экологической среды, остро встает вопрос оздоровления населения страны.  Большинст...

Социальное партнёрство: грани взаимодействия лицея и станции юных туристов

В данной статье представлен опыт многолетней совместной работы учителей географии лицея и сотрудников СЮТур по обучению учащихся навыкам туризма, краеведения....

"Юный турист-эколог"

Программа кружка "Юный турист-эколог" разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ДЦП). Курс расчитан на 2 года. Работа ведется по следующим направлениям: экология, краеведени...

Образовательная программа "Юный турист"

Программа имеет туристско-краеведческую направленность .  Актуальность данной программы обусловлена необходимостью организации активного отдыха детей на основе познавательной и интерес...

юному туристу

рекомендации начинающим туристам...

Программа по туризму 1-4 классы "Юные туристы"

Программа рассчитана на 33 часа в первый год обучения и 34 часа во второй, третий и четвертый год обучения. Делится на разделы и темы.Программа охватывает основные вопросы теории и методики туристичес...