"Юный турист-эколог"
рабочая программа (8 класс) по теме

Программа кружка "Юный турист-эколог" разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ДЦП). Курс расчитан на 2 года. Работа ведется по следующим направлениям: экология, краеведение, основы туризма, общая физподготовка. Итогом реализация программы является участие в 3-х дневном туристическом слёте ( родители являются активными участниками слёта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_1_god.doc141 КБ
Microsoft Office document icon programma_2_god.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей,  детско-юношеский центр

«Пермский детский центр «Восхождение» г. Перми

РЕКОМЕНДОВАНО

Научно-методическим

Советом ПКДЦ

«Восхождение»

Протокол № ____

от «____»___________ 200__ г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ПКДЦ

«Восхождение»

_____________________  

А.А. Норицин

«___» __________ 200__ г.

Программа

«Юный турист-эколог»

для детей с ограниченными

возможностями здоровья

Возрастной состав обучающихся –  12-15  лет

Срок реализации – 1 год

Составитель:

Педагог дополнительного образования

Анфалова В.В.

г. Пермь, 2009 г.

Пояснительная записка

Данная программа «Юный турист–эколог» составлена на основе принципа системности, доступности и рассчитана на один  год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Все воспитанники имеют инвалидность и их передвижение затруднено.  Она ориентирована на учащихся 12-15 лет, учитывает степень подготовленности учащихся к деятельности в коллективе.

Направления программы: основы  экологического туризма и краеведения.

Программа  актуальна, своевременна, поскольку этот возраст является благоприятным периодом для становления личности.

     Цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, экологии  и  краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития, профилактика асоциального поведения,  формирование в процессе туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности жизненных ценностей.

    Основная цель программы – помочь ребенку  осознанно определиться в своих увлечениях, силах и возможностях.

Цель данной программы позволяет решить основную цель воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья – достижение учеником максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации в быстроменяющемся мире.

Общепризнанным является признание экологического туризма   и краеведения  исключительно ценной формой внеклассной и внешкольной  работы. Туризм, краеведение и экскурсии, являясь комплексным средством воспитания учащихся, способны успешно решать задачи всестороннего развития учащихся, развития познавательной активности, укрепления здоровья, рационального использования свободного времени.  В условиях, когда возросла опасность природных и техногенных  чрезвычайных ситуаций, террористических актов, занятия туризмом позволяют подготовить учащихся к рациональным действиям в условиях экстремальных ситуаций. Туристско-краеведческая деятельность позволяет учащимся глубже познакомиться с историей и культурой родного края. В процессе туристско-экологической деятельности у учащихся вырабатываются волевые и нравственные качества, совершенствуются трудовые навыки, эстетические взгляды. Велико значение психологического фактора, так как туризм и краеведение – это незаменимое средство формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений. Совместная туристско-краеведческая работа сплачивает детский коллектив, выявляет интересы и умения учащихся, удовлетворяет их стремление к познанию окружающей среды. Туризм в сочетании с основами экологии и краеведения  является замечательным стимулом выработки мировоззренческих позиций, формирования патриотических чувств. Школьный туризм тесно связан с экологией и краеведением. Большая часть туристских походов, экскурсий и путешествий школьников имеет краеведческое содержание.

  

 Программа предусматривает решение следующих основных задач:

В области образования:

  1. расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих  школьную программу по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической подготовке;
  2. приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
  3. приобретение специальных знаний по вопросам туризма, ориентирования, доврачебной медицинской помощи и краеведения;
  4. обеспечение выживания в экстремальных условиях, ознакомление с проблемами экологии и охраны  природы.

В области воспитания:

  1. создание благоприятного психологического климата в объединении;
  2. содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей, формирование здорового образа жизни;
  3. формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
  4. гуманное отношение к окружающей среде;
  5. воспитание патриотизма, уважения к традициям,
  6. коррекция организаторских навыков, умения вести себя в коллективе.

В области физической коррекции:

  1. участие в походах
  2. коррекция походки

 

         Программа рассчитана на 108 часов (три часа в неделю)

   

Прогнозируемые результаты и критерии их оценки: 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: экологические выставки и  фестивали, соревнования, экологические акции, экскурсии, походы.

Критериями служат: успешное усвоение основ туризма, создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей родины.

     В процессе обучения предусматриваются зачётный однодневный поход с ночёвкой, где учащимся предоставляется возможность показать полученные знания и отработать навыки на практике.

     Условиями для реализации этих задач  являются:

  1. Сотрудничество и поддержка родителей учащихся;
  2. Взаимосвязь теории с практической деятельностью;
  3. Наличие достаточного количества туристского снаряжения;

При реализации данной программы  будет оказана помощь Пермского краеведческого музея, Пермской  региональной Общероссийской общественной  организации  инвалидов «Поддержка президентских программ по делам инвалидов», Русгидро.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования РФ № 28-02-484/16 от 18.06.2003).

Содержание программы 1-ого года обучения

Тема

Мероприятия

    

 Введение

Экология

   

Организационное собрание, выбор активной группы, проведение инструктажей по технике безопасности, по правилам поведения в общественном транспорте, в лесу.

 

 Экология – комплексная наука. Определение экологии, как науки, ее объект, цели и задачи. Экологические аспекты современной жизни (экология города, экология жилища, экологические проблемы окружающей среды и т. д.). История развития экологии, основные экологические понятия.

  1. Конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике / в жанре детектива, приключения, сказки, романа/
  2. Заочное путешествие по заповедным уголкам мира.
  3. "Живая газета" - "Экологический вестник".
  4. Экологическая викторина /темы или разделы: "Охраняемые растения Пермского края", "Редкие и исчезающие животные края", "Предприятия - загрязнители Пермского  края".
  5. Турнир знатоков житейских премудростей /народных примет, лекарственных растений и др./.
  6. Пресс-бой на темы: "Острые экологические проблемы в мире","Экология и АЭС", «Молодежь и борьба за чистую Землю".
  7. Участие в акциях «оБЕРЕГАй» (уборка мусора по берегам Камы – осень, весна)
  8. Уборка мусора в школьном дворе (весна, осень)
  9. Участие в экологических слётах «оБЕРЕГАй»
  10. Конкурс рисунков
  11. Экскурсия в музей Камгэс

Туризм

  1. Из истории развития туризма, виды туризма, великие путешественники, организация и проведение походов выходного дня (пешие, на лыжах), туристическая группа в походе, обеспечение безопасности, форма одежды туриста.
  2. Подборка материала и начало работы по оформлению альбома “Туристу на заметку” (о  лекарственных растениях, фотосафари на редкие растения,  ядовитые и несъедобные растения и грибы, растениях и животных – синоптиках)
  3. Подготовка к проведению похода и эколого-туристической экскурсии

Участие в туристических слётах, Основы ориентирования и топографии (класс, школьный двор, лес), Виды костров (теория и практика), Зелёная аптека (лекарственные растения), доврачебная медицинская помощь, Гигиена туриста ,     

Техника безопасности в походе. Основные правила поведения в походе. Правила поведения в природе. Собираем рюкзак в дорогу…  Необходимое снаряжение в однодневном  походе. Туристический лагерь – устройство и организация. Экологические правила организации передвижного туристического лагеря.

Природные ориентиры. Погода – спутник туриста. Признаки хорошей погоды и ее ухудшения. 

Туристический быт. Организация бивака. Приготовление пищи.
 

Краеведение

  1. Изучение достопримечательностей нашего города;
  2. Встреча и знакомство с интересными земляками
  3. Участие в выставках «Что тебе в сердце отозвалось» (краеведческая тематика)
  4. Лекции, выставки
  5. Экскурсия в библиотеку (выставка книг по краеведению)
  6. Исследовательская работа: сбор материала по реке Каме, снятие фильма «Эх, ты Камушка – Кама»
  7. Экскурсия на ферму страусов.

Итоговое занятие

География летних отпусков

Учебно-тематический план первого года обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1. Введение

1.1

Вводное занятие.

1

1

1.2

Техника безопасности при проведении туристских занятий и походов, основные правила поведения в походе. Правила поведения в природе.

1

1

итого

2

2

2.  Основы  туризма

2.1

Из истории развития туризма, виды туризма, великие путешественники.

3

2

1

2.2

Подборка материала и начало работы по оформлению альбома “Туристу на заметку” (Зелёная аптека (лекарственные растения), фотосафари на редкие растения,  ядовитые и несъедобные растения и грибы, растениях и животных – синоптиках), форма одежды туриста.

4

3

1

2.3

Основы ориентирования и топографии (класс, школьный двор, лес), Понятие о топографической карте, условные знаки и обозначения, карта Пермского края,  ориентирование на местности, азимут.

18

7

11

2.4

Личное и групповое туристское снаряжение (сбор  и разбор палаток)

8

3

5

2.5

Собираем рюкзак в дорогу…  Необходимое снаряжение в однодневном  походе. Туристический лагерь – устройство и организация. Экологические правила организации передвижного туристического лагеря.

6

3

3

2.8

Природные ориентиры. Погода – спутник туриста. Признаки хорошей погоды и ее ухудшения. 

3

1

2

2.9

Туристический быт. Приготовление пищи,  виды костров (теория и практика).

5

2

3

Подведение итогов туристского похода

2

2

итого

49

23

26

3. Краеведение

3.1

Изучение достопримечательностей нашего города, края.

6

2

4

3.3

Исследовательская работа: сбор материала по реке Каме, снятие фильма «Эх, ты Камушка – Кама»

5

3

2

3.4

Выставка «Археологические раскопки Пермского края», встречи с интересными людьми.

3

3

итого

14

5

9

4. Экология

4.1

Экология – комплексная наука. Определение экологии, как науки, ее объект, цели и задачи. Экологические аспекты современной жизни (экология города, экология жилища, экологические проблемы окружающей среды и т. д.). История развития экологии, основные экологические понятия.

2

2

4.2

Пресс-бой на темы: "Острые экологические проблемы в мире","Экология и АЭС", «Молодежь и борьба за чистую Землю", конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике / в жанре детектива, приключения, сказки, романа/, турнир знатоков житейских премудростей /народных примет, лекарственных растений и др./, зкологическая викторина /темы или разделы: "Охраняемые растения Пермского края", "Редкие и исчезающие животные края", конкурс рисунков.

6

2

4

4.3

Участие в акциях «оБЕРЕГАй» (уборка мусора по берегам Камы – осень, весна), уборка мусора в школьном дворе (весна, осень), участие в экологических слётах.

4

4

4.4

Экскурсия в музей Камгэс, библиотеку.

4

4

4.5

Заочное путешествие по заповедным уголкам. Просмотр документальных фильмов экологической тематики

4

4

итого

20

8

12

5. Общая физическая подготовка

5.1

 Тропа здоровья, организация и проведение походов выходного дня (пеший туризм, на лыжах), прогулки

11

11

5.2

Врачебный контроль, самоконтроль, медицинская аптечка.

2

1

1

5.3

Спортивные и подвижные игры.

5

5

5.4

Гигиена туриста предупреждение травм на тренировках и в походных условиях, доврачебная медицинская помощь,

3

1

2

итого

21

2

19

6. Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год.

2

1

1

итого

2

1

1

Итого за период первого года обучения

108

48

60

Зачетный однодневный поход 1 степени сложности– вне сетки

Поурочное планирование

 (ознакомительный уровень, февраль – май)

Дата проведения

Наименование тем, разделов

Количество часов

всего

теория

практика

5.02.09 г.

Вводное занятие

2

2

7. 0209 г.

Подготовка и участие в выставке «Что тебе в сердце отозвалось» (по результатам экскурсии в мемориальный дом – музей В.Каменского)

2

2

10.02.09 г

12.05. 09 г.

Правила пожарной безопасности, памятка по безопасности походов, правила поведения в лесу (Инструктаж)

1

1

1

1

14.02.09 г.

Организация, проведение прогулки выходного дня

1

1

17.02.09.г.

Прогулка – экскурсия  по городу в библиотеку (встреча и знакомство с интересными земляками. (Выставка художника Белениной Е.А.,

2

2

19.02.09г.

Спортивная игра «Рубеж»

1

1

21.02.090г

Основы топографии и ориентирование на (класс, школьный двор).

2

1

24.02.09 г.

26.02.09.г.

28.02.09.г

3.03.09г.

.

Начало разработка и составление альбома «Туристу на заметку» (Памятка о правилах поведения в лесу, информация о лекарственных растениях и их фото, первая помощь, меню туриста и т.д.)

4

1

3

5.03.09 г.

7.03.09 г.

Просмотр фильма о экологической  катастрофе на Чернобыльской АЭС,

Дискуссия «Экология и АЭС»

2

1

1

10.03.09 г.

Выставка «Археологические раскопки Пермского края»

1

1

12.03.09 г. 14.03.09г.

Доврачебная медицинская помощь. Гигиена туриста.

2

1

1

17.03.09 г.. 19.03 .09 г.

26.03.09

Прогулка в лес (основы топографии и ориентирование на местности)

3

1

2

21.03.09

Подготовка и участие в конкурсе рисунков о воде (ко Дню Воды)

1

1

24.03 09

Просмотр документального фильма «Большая загадка  воды» (22 марта – Всемирный день Воды»

1

1

28.03.09 г.

31.03.09

Изучение экологической ситуации территории около школы. Уборка мусора во дворе школы осень, весна)

2

2

4.04.09 г.

7.04.09 г.

9.04.09г.

11.04.09г.

Сбор материала и выпуск газеты «Экологический вестник»

(7 апреля – Всемирный день Здоровья)

3

1

2

14.04.09г.

16. 04.09г.

18. 04.09г.

Туристическое снаряжение (инструктаж, сбор и разбор палатки на территории спортплощадки)

3

1

2

21.03.09г.

23.03.09г.

25.03.09г.

28.03.09г.

Поход - экскурсия в музей КАМГЭС. (Правила проезда в общественном транспорте. Инструктаж)

4

1

3

30.04.09г.

5.05.09г.

7.05.09г.

Участие в туристическом слёте. (экологической акции «оБЕРЕГАй»

3

3

Май

Проведение однодневного  зачетного похода.

5-10

5 - 10

Подведение итогов похода, ревизия снаряжения.

Итоговое занятие

Всего: 48  часов

Класс для занятий оборудован:

  1. Телевизор;
  2. ДВД;
  3. Видеокамера

Видеофильмы:

  1. Дельфины – наши друзья
  2. Христофор Колумб
  3. Большая загадка  воды
  4. Кунгурская ледяная пещера
  5. Очарование природой
  6. Атомные люди (фильм об аварии на Чернобыльской АЭС)
  7. Соликамск

Список литературы для педагога:

  1. В.И. Курилова «Туризм», Москва «Просвещение», 1988г.;
  2. Ю.А. Истюрмер «Опасности в туризме, мнимые и действительные», Москва «Физкультура и спорт», 1983 г.;
  3. Краткий справочник туриста, Москва «Профиздат», 1985г.;
  4. В.Г.Стрелец «Туризм и здоровье», Ленинград, 1982 г.;
  5. А.А. Коструб «Медицинский справочник туриста», Москва «Профиздат», 1986г.;
  6. Памятники природы Пермской области», Пермское книжное издательство, 1983г.;
  7. Е.Дорофеев, В.Лукин «Кунгурская ледяная пещера», Пермское книжное издательство, 1975г.;
  8. И.М.Коробков «Малые реки Пермской Области», Пермь, 1959г.;
  9. В.А. Левандо «Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», Москва «Советский спорт»,2000г.

Список литературы для учащихся:

  1. Д.В. Шмайгер «Хочу увидеть землю», Москва «Физкультура и спорт», 1982г;
  2. А.Е.Берман «Юный турист», Москва «Физкультура и спорт», 1977г.;
  3. И.В. Петрянов «Самое необыкновенное вещество в мире», библиотека детской энциклопедии, Москва «Педагогика», 1975г.;
  4. В.Постников «Невероятные приключения Карандаша и Самоделкина или Какие сокровища спрятаны в воде», Москва «Юбилейная летопись, 2005 г.;
  5. Н.П. Смирнова А.А. Шибанова «По материка и странам», «Просвещение, 1981г.;
  6. Детская энциклопедия «Великие путешественники», Москва, Астрель, 2002г.
  7. Природоведение (атлас для школьников), Москва «Роскартография», 1996г.;
  8. «Юному эрудиту обо всём», Москва «Махаон», 2002г.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа «Юный турист – эколог» составлена на основе принципа системности, доступности и рассчитана на один  год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Все воспитанники имеют инвалидность и их передвижение затруднено.  Она ориентирована на учащихся 12-15 лет, учитывает степень подготовленности учащихся к деятельности в коллективе.

Программа  актуальна, своевременна, поскольку этот возраст является благоприятным периодом для становления личности. Важно сегодня показать тем, кто встаёт на путь взросления как прожить счастливую жизнь, научить видеть хорошие и плохие поступки и их последствия, верить в свою уникальность, формировать собственные жизненные ценности, оценивать уровень своей ответственности во всех сферах своей жизни, т.е. позволяет решить основную цель воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья – достижение учеником максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации в быстроменяющемся мире.

Направления программы: основы  экологического туризма и краеведения.

     Цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, экологии  и  краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития, профилактика асоциального поведения,  формирование в процессе туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности жизненных ценностей.

    Основная цель программы – помочь ребенку  осознанно определиться в своих увлечениях, силах и возможностях.

Общепризнанным является признание экологического туризма   и краеведения  исключительно ценной формой внеклассной и внешкольной  работы. Туризм, краеведение и экскурсии, являясь комплексным средством воспитания учащихся, способны успешно решать задачи всестороннего развития учащихся, развития познавательной активности, укрепления здоровья, рационального использования свободного времени.  В условиях, когда возросла опасность природных и техногенных  чрезвычайных ситуаций, террористических актов, занятия туризмом позволяют подготовить учащихся к рациональным действиям в условиях экстремальных ситуаций. Туристско-краеведческая деятельность позволяет учащимся глубже познакомиться с историей и культурой родного края. В процессе туристско-экологической деятельности у учащихся вырабатываются волевые и нравственные качества, совершенствуются трудовые навыки, эстетические взгляды. Велико значение психологического фактора, так как туризм и краеведение – это незаменимое средство формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений. Совместная туристско-краеведческая работа сплачивает детский коллектив, выявляет интересы и умения учащихся, удовлетворяет их стремление к познанию окружающей среды. Туризм в сочетании с основами экологии и краеведения  является замечательным стимулом выработки мировоззренческих позиций, формирования патриотических чувств. Школьный туризм тесно связан с экологией и краеведением. Большая часть туристских походов, экскурсий и путешествий школьников имеет краеведческое содержание.

   Программа предусматривает решение следующих основных задач:

В области образования:

  1. расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих  школьную программу по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической подготовке;
  2. приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
  3. приобретение специальных знаний по вопросам туризма, ориентирования, доврачебной медицинской помощи и краеведения;
  4. обеспечение выживания в экстремальных условиях, ознакомление с проблемами экологии и охраны  природы.

В области воспитания:

  1. создание благоприятного психологического климата в объединении;
  2. содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей, формирование здорового образа жизни;
  3. формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
  4. гуманное отношение к окружающей среде;
  5. воспитание патриотизма, уважения к традициям,
  6. выработка организаторских навыков, умения вести себя в коллективе.

В области физической подготовки:

  1. физическое совершенствование учащихся;
  2. участие в походах

 

         Программа рассчитана на 180 часов (5 часов  в неделю)

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, экологические акции, слёты, мероприятия, устные журналы  и т. д.).

     Прогнозируемые результаты и критерии их оценки:

     Прямыми критериями оценки результатов обучения  служит успешное усвоения основ туризма, участие в походах, соревнованиях, выставках.

     Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей родины.

     В процессе обучения предусматриваются зачётный однодневный поход с ночёвкой, где учащимся предоставляется возможность показать полученные знания и отработать навыки на практике.

     Условиями для реализации этих задач  являются:

  1. Сотрудничество и поддержка родителей учащихся;
  2. Взаимосвязь теории с практической деятельностью;
  3. Наличие достаточного количества туристского снаряжения;

При реализации данной программы оказана помощь Пермского краеведческого музея, Пермской  региональной Общероссийской общественной  организации  инвалидов «Поддержка президентских программ по делам инвалидов», Русгидро.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования РФ № 28-02-484/16 от 18.06.2003).

Содержание программы 2-ого года обучения

Направления

Мероприятия

     Введение 

Экология

  1. Экологические аспекты современной жизни (экология города, экология жилища, экологические проблемы окружающей среды и т. д.;
  2. Заочное путешествие по заповедным уголкам мира;
  3. Участие в районных акциях «оБЕРЕГАй»;
  4. Участие в школьных акциях «Безопасные дорожки», «Чистые дорожки»;
  5. Участие в экологических слётах;
  6. Конкурс рисунков;
  7. Экскурсия в музей КАМГЭС;
  8. Исследовательская работа «Какой сок лучше?»;
  9. Устные журналы, социологические опросы, мультимедийные программы, презентации

Туризм

  1. Великие путешественники, организация и проведение походов выходного дня (пешие, на лыжах), туристическая группа в походе, обеспечение безопасности, форма одежды туриста;
  2. Продолжение работы по оформлению альбома «Туристу на заметку»;
  3. Участие в туристических слётах;
  4. Ориентирование и топография;
  5. Снаряжение в походе;
  6. Туристический лагерь – устройство и организация;
  7. Экологические правила  организации  бивака;
  8. Признаки хорошей погоды и её ухудшения;

Краеведение

  1. Изучение достопримечательностей нашего города;
  2. Встреча и знакомство с интересными земляками;
  3. Участие в выставках;
  4. Лекции, экскурсии в краеведческий музей;
  5. Экскурсии в районную библиотеку;
  6. Исследовательская работа: сбор материала, съёмка фильма «Наша река Гайва;
  7. Проект «Мой Пермский край»
  8. Просмотр фильмов краеведческой тематике

Общая физическая

подготовка

  1. Тропа здоровья, организация и проведение походов выходного дня (пеший туризм), прогулки;
  2. Врачебный контроль, самоконтроль;
  3. Медицинская аптечка, её содержание, сюжетно-ролевая игра;
  4. Гигиена туриста, предупреждение травм на тренировках и в походных условиях, доврачебная помощь;
  5. Спортивные игры

Учебно-тематический план второго  года обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1. Введение

1.1

Вводное занятие.

1

1

1.2

1.3

1.4

Подведение итогов, анализ результатов участия в туристическом слёте 05-07.06.09г. Оформление стенда «По следам туриста»

 Сочинение «Мои летние путешествия»

Техника безопасности при проведении туристских занятий и походов, основные правила поведения в походе. Правила поведения в природе.

3

2

4

2

4

1

2

итого

10

7

3

2. Туризма

2.1

Знакомство с великими путешественниками.

 

Просмотр х/ф «Марко Поло», «Христофор Колумб».

Работа с картой (маршрут передвижения)

4

1

4

1

2.2

Продолжение работы по оформлению альбома “Туристу на заметку” (Зелёная аптека (лекарственные растения), фотосафари  на редкие растения,  ядовитые и несъедобные растения и грибы, растениях и животных – синоптиках), форма одежды туриста.

4

3

1

2.3

Закрепление знаний по ориентированию  и топографии (школьный двор, лес), топографическая карте, условные знаки и обозначения, карта Пермского края,  ориентирование на местности, азимут.

8

3

5

2.4

Как ориентироваться на местности по местным приметам.

3

1

2

2.5

Личное и групповое туристское снаряжение (сбор  и разбор палаток)

5

2

3

2.6

Собираем рюкзак в дорогу…  Необходимое снаряжение в однодневном  походе. Туристический лагерь – устройство и организация. Экологические правила организации передвижного туристического лагеря.

4

3

1

2.7

Природные ориентиры. Погода – спутник туриста. Признаки хорошей погоды и ее ухудшения. 

2

1

1

2.8

Туристический быт. Приготовление пищи,  виды костров (теория и практика).

2

2

2.9

Участие в туристическом слёте

3

3

итого

36

19

17

3. Краеведение

3.1

Осенняя экскурсия – наблюдение по городу.

2

2

3.2

Изучение достопримечательностей нашего города, края.

6

4

2

3.3

Исследовательская работа: 1. сбор материала о реке Гайва;

2. изучение экологического состояния реки в районе микрорайона Плотинка;

3. съёмка  фильма

«Река наша Гайва»;

4. монтаж фильма

5. демонстрация фильма для учащихся школы

14

4

10

3.4

Выставки «Дары природы» , встречи с интересными людьми, Заочные экскурсии, экскурсии в природу, экскурсии наблюдения, экскурсии общение

5

5

3.5

Цикл фильмов о родном крае «Соликамск»

2

2

3.6

Проект «Мой Пермский край» (совместно с учащимися  приготовление презентации.  Каждый готовит свою страничку)

5

2

3

итого

34

17

17

4. Экология

4.1

Экологические аспекты современной жизни экология города

 экология жилища (презентация)

2

2

4.2

Устный журнал «Зелёная жемчужина» (с использованием ИКТ, для учащихся начальной школы)

3

3

4.3

Участие в акциях «оБЕРЕГАй» (уборка мусора по берегам Камы – осень, весна), уборка мусора в школьном дворе (весна, осень), участие в экологических слётах.

15

15

4.4

Экскурсия в музей Камгэс, библиотеку.

6

2

4

4.5

Заочное путешествие по заповедным уголкам. Просмотр документальных фильмов экологической тематики.

4

4

4.6

Социологический опрос среди работников школы, родителей «Экологическая ситуация в районе Вашего проживания»(составление опросника,  подведение результатов опроса, анализ ответов)

3

2

1

4.7

Исследовательская  работа: «Какой сок лучше?»

Выводы заносятся в таблицу, оформление плаката «Рейтинг лучших соков»

5

3

2

4.8

Мультимедийная  программа «Антошкина история на земле и в космосе» (выход кружковцев в начальные классы)

1

1

4.9

Подготовка и проведение мероприятия  «Жизнь под угрозой» (с использованием ИКТ : о красной  книге, исчезающих видах растений и животных и т.д.)

4

2

2

итого

43

19

24

5. Общая физическая подготовка

5.1

 Тропа здоровья, организация и проведение походов выходного дня (пеший туризм, на лыжах), прогулки

25

25

5.2

Врачебный контроль, самоконтроль,

Медицинская аптечка (Содержание аптечки, сюжетно-ролевая игра )

2

4

1

4

1

5.3

Спортивные и подвижные игры.

20

5

15

5.4

Гигиена туриста предупреждение травм на тренировках и в походных условиях, доврачебная медицинская помощь.

3

2

1

итого

54

12

42

6. Итоговое занятие

6.1

6.2

Подведение итогов работы за год.

Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»

Анализ ответов.

2

1

2

1

итого

3

3

-

Итого за период второго года обучения

180

77

103

Зачетный однодневный поход 1 степени сложности– вне сетки

Класс для занятий оборудован:

  1. Телевизор;
  2. ДВД;
  3. Видеокамера

Видеофильмы:

  1. «Марко Поло»
  2. «Христофор Колумб»
  3. «Соликамск»
  4. Мультимедийная  программа «Антошкина история на земле и в космосе»

Список литературы для педагога:

  1. В.И. Курилова «Туризм», Москва «Просвещение», 1988г.;
  2. Ю.А. Истюрмер «Опасности в туризме, мнимые и действительные», Москва «Физкультура и спорт», 1983 г.;
  3. Краткий справочник туриста, Москва «Профиздат», 1985г.;
  4. В.Г.Стрелец «Туризм и здоровье», Ленинград, 1982 г.;
  5. А.А. Коструб «Медицинский справочник туриста», Москва «Профиздат», 1986г.;
  6. Памятники природы Пермской области», Пермское книжное издательство, 1983г.;
  7. Е.Дорофеев, В.Лукин «Кунгурская ледяная пещера», Пермское книжное издательство, 1975г.;
  8. Е.И.Иванов «Начальная подготовка ориентировщика», М: «Физкультура и спорт», 1985г.
  9. И.М.Коробков «Малые реки Пермской Области», Пермь, 1959г.;
  10. В.А. Левандо «Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», Москва «Советский спорт»,2000г.
  11. В.Нурмимаа «Спортивное ориентирование», М: «Физкультура и спорт», 1967г.
  12. Ю.К.Штюрмер «Карманный справочник туриста»,М:»Политиздат», 1982г.

Список литературы для учащихся:

  1. Д.В. Шмайгер «Хочу увидеть землю», Москва «Физкультура и спорт», 1982г;
  2. А.Е.Берман «Юный турист», Москва «Физкультура и спорт», 1977г.;
  3. И.В. Петрянов «Самое необыкновенное вещество в мире», библиотека детской энциклопедии, Москва «Педагогика», 1975г.;
  4. В.Постников «Невероятные приключения Карандаша и Самоделкина или Какие сокровища спрятаны в воде», Москва «Юбилейная летопись, 2005 г.;
  5. Н.П. Смирнова А.А. Шибанова «По материка и странам», «Просвещение, 1981г.;
  6. Детская энциклопедия «Великие путешественники», Москва, Астрель, 2002г.
  7. Природоведение (атлас для школьников), Москва «Роскартография», 1996г.;
  8. «Юному эрудиту обо всём», Москва «Махаон», 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс

Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке,  во...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»  рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...

Дидактический комплект к дополнительной общеобразовательной программе «Юные туристы-экологи»

Настоящий дидактический комплект разработан с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования в объединениях туристско-краеведческой направленности, учителям начальных классов, преподавате...

Задания для стартового контроля обучающихся 1 года обучения детского объединения «Юные туристы – экологи».

Задания для стартового контроля обучающихся детского объединения «Юные туристы – экологи». 1 год обучения...

Проект "Дополнительная общеобразовательная программа «Юные туристы-экологи»"

Актуальность проекта по созданию и внедрению программы «Юные туристы–экологи»,  определяется необходимостью изучения начального (базового) уровня туристско-экологической  д...

Рабочая тетрадь по общеобразовательной (общеразвивающей) программе туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»

Рабочая тетрадь к дополнительной общеразвивающей программе «Юные туристы-экологи» предназначена для обучающихся  по данной программе (возраст 8-11 лет).Целью рабочей тетради  явл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юные туристы-экологи"

Программа "Юные туристы- экологи" рассчитана на два года обучения для детей среднего школьного звена (5-8 классов) по 216 часов в первый и второй год обучения. Цель программы: формирование э...