"Юный турист-эколог"
рабочая программа (8 класс) по теме
Программа кружка "Юный турист-эколог" разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ДЦП). Курс расчитан на 2 года. Работа ведется по следующим направлениям: экология, краеведение, основы туризма, общая физподготовка. Итогом реализация программы является участие в 3-х дневном туристическом слёте ( родители являются активными участниками слёта).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1_god.doc | 141 КБ |
programma_2_god.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей, детско-юношеский центр
«Пермский детский центр «Восхождение» г. Перми
РЕКОМЕНДОВАНО Научно-методическим Советом ПКДЦ «Восхождение» Протокол № ____ от «____»___________ 200__ г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ПКДЦ «Восхождение» _____________________ А.А. Норицин «___» __________ 200__ г. |
Программа
«Юный турист-эколог»
для детей с ограниченными
возможностями здоровья
Возрастной состав обучающихся – 12-15 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Анфалова В.В.
г. Пермь, 2009 г.
Пояснительная записка
Данная программа «Юный турист–эколог» составлена на основе принципа системности, доступности и рассчитана на один год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Все воспитанники имеют инвалидность и их передвижение затруднено. Она ориентирована на учащихся 12-15 лет, учитывает степень подготовленности учащихся к деятельности в коллективе.
Направления программы: основы экологического туризма и краеведения.
Программа актуальна, своевременна, поскольку этот возраст является благоприятным периодом для становления личности.
Цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, экологии и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития, профилактика асоциального поведения, формирование в процессе туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности жизненных ценностей.
Основная цель программы – помочь ребенку осознанно определиться в своих увлечениях, силах и возможностях.
Цель данной программы позволяет решить основную цель воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья – достижение учеником максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации в быстроменяющемся мире.
Общепризнанным является признание экологического туризма и краеведения исключительно ценной формой внеклассной и внешкольной работы. Туризм, краеведение и экскурсии, являясь комплексным средством воспитания учащихся, способны успешно решать задачи всестороннего развития учащихся, развития познавательной активности, укрепления здоровья, рационального использования свободного времени. В условиях, когда возросла опасность природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, террористических актов, занятия туризмом позволяют подготовить учащихся к рациональным действиям в условиях экстремальных ситуаций. Туристско-краеведческая деятельность позволяет учащимся глубже познакомиться с историей и культурой родного края. В процессе туристско-экологической деятельности у учащихся вырабатываются волевые и нравственные качества, совершенствуются трудовые навыки, эстетические взгляды. Велико значение психологического фактора, так как туризм и краеведение – это незаменимое средство формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений. Совместная туристско-краеведческая работа сплачивает детский коллектив, выявляет интересы и умения учащихся, удовлетворяет их стремление к познанию окружающей среды. Туризм в сочетании с основами экологии и краеведения является замечательным стимулом выработки мировоззренческих позиций, формирования патриотических чувств. Школьный туризм тесно связан с экологией и краеведением. Большая часть туристских походов, экскурсий и путешествий школьников имеет краеведческое содержание.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической подготовке;
- приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма, ориентирования, доврачебной медицинской помощи и краеведения;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, ознакомление с проблемами экологии и охраны природы.
В области воспитания:
- создание благоприятного психологического климата в объединении;
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей, формирование здорового образа жизни;
- формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
- гуманное отношение к окружающей среде;
- воспитание патриотизма, уважения к традициям,
- коррекция организаторских навыков, умения вести себя в коллективе.
В области физической коррекции:
- участие в походах
- коррекция походки
Программа рассчитана на 108 часов (три часа в неделю)
Прогнозируемые результаты и критерии их оценки:
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: экологические выставки и фестивали, соревнования, экологические акции, экскурсии, походы.
Критериями служат: успешное усвоение основ туризма, создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей родины.
В процессе обучения предусматриваются зачётный однодневный поход с ночёвкой, где учащимся предоставляется возможность показать полученные знания и отработать навыки на практике.
Условиями для реализации этих задач являются:
- Сотрудничество и поддержка родителей учащихся;
- Взаимосвязь теории с практической деятельностью;
- Наличие достаточного количества туристского снаряжения;
При реализации данной программы будет оказана помощь Пермского краеведческого музея, Пермской региональной Общероссийской общественной организации инвалидов «Поддержка президентских программ по делам инвалидов», Русгидро.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования РФ № 28-02-484/16 от 18.06.2003).
Содержание программы 1-ого года обучения
Тема | Мероприятия |
Введение Экология |
Организационное собрание, выбор активной группы, проведение инструктажей по технике безопасности, по правилам поведения в общественном транспорте, в лесу.
Экология – комплексная наука. Определение экологии, как науки, ее объект, цели и задачи. Экологические аспекты современной жизни (экология города, экология жилища, экологические проблемы окружающей среды и т. д.). История развития экологии, основные экологические понятия.
|
Туризм |
Участие в туристических слётах, Основы ориентирования и топографии (класс, школьный двор, лес), Виды костров (теория и практика), Зелёная аптека (лекарственные растения), доврачебная медицинская помощь, Гигиена туриста , Техника безопасности в походе. Основные правила поведения в походе. Правила поведения в природе. Собираем рюкзак в дорогу… Необходимое снаряжение в однодневном походе. Туристический лагерь – устройство и организация. Экологические правила организации передвижного туристического лагеря. Природные ориентиры. Погода – спутник туриста. Признаки хорошей погоды и ее ухудшения. Туристический быт. Организация бивака. Приготовление пищи. |
Краеведение |
|
Итоговое занятие | География летних отпусков |
Учебно-тематический план первого года обучения
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | |||
1. Введение | |||||
1.1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
1.2 | Техника безопасности при проведении туристских занятий и походов, основные правила поведения в походе. Правила поведения в природе. | 1 | 1 | ||
итого | 2 | 2 | |||
2. Основы туризма | |||||
2.1 | Из истории развития туризма, виды туризма, великие путешественники. | 3 | 2 | 1 | |
2.2 | Подборка материала и начало работы по оформлению альбома “Туристу на заметку” (Зелёная аптека (лекарственные растения), фотосафари на редкие растения, ядовитые и несъедобные растения и грибы, растениях и животных – синоптиках), форма одежды туриста. | 4 | 3 | 1 | |
2.3 | Основы ориентирования и топографии (класс, школьный двор, лес), Понятие о топографической карте, условные знаки и обозначения, карта Пермского края, ориентирование на местности, азимут. | 18 | 7 | 11 | |
2.4 | Личное и групповое туристское снаряжение (сбор и разбор палаток) | 8 | 3 | 5 | |
2.5 | Собираем рюкзак в дорогу… Необходимое снаряжение в однодневном походе. Туристический лагерь – устройство и организация. Экологические правила организации передвижного туристического лагеря. | 6 | 3 | 3 | |
2.8 | Природные ориентиры. Погода – спутник туриста. Признаки хорошей погоды и ее ухудшения. | 3 | 1 | 2 | |
2.9 | Туристический быт. Приготовление пищи, виды костров (теория и практика). | 5 | 2 | 3 | |
Подведение итогов туристского похода | 2 | 2 | |||
итого | 49 | 23 | 26 | ||
3. Краеведение | |||||
3.1 | Изучение достопримечательностей нашего города, края. | 6 | 2 | 4 | |
3.3 | Исследовательская работа: сбор материала по реке Каме, снятие фильма «Эх, ты Камушка – Кама» | 5 | 3 | 2 | |
3.4 | Выставка «Археологические раскопки Пермского края», встречи с интересными людьми. | 3 | 3 | ||
итого | 14 | 5 | 9 | ||
4. Экология | |||||
4.1 | Экология – комплексная наука. Определение экологии, как науки, ее объект, цели и задачи. Экологические аспекты современной жизни (экология города, экология жилища, экологические проблемы окружающей среды и т. д.). История развития экологии, основные экологические понятия. | 2 | 2 | ||
4.2 | Пресс-бой на темы: "Острые экологические проблемы в мире","Экология и АЭС", «Молодежь и борьба за чистую Землю", конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике / в жанре детектива, приключения, сказки, романа/, турнир знатоков житейских премудростей /народных примет, лекарственных растений и др./, зкологическая викторина /темы или разделы: "Охраняемые растения Пермского края", "Редкие и исчезающие животные края", конкурс рисунков. | 6 | 2 | 4 | |
4.3 | Участие в акциях «оБЕРЕГАй» (уборка мусора по берегам Камы – осень, весна), уборка мусора в школьном дворе (весна, осень), участие в экологических слётах. | 4 | 4 | ||
4.4 | Экскурсия в музей Камгэс, библиотеку. | 4 | 4 | ||
4.5 | Заочное путешествие по заповедным уголкам. Просмотр документальных фильмов экологической тематики | 4 | 4 | ||
итого | 20 | 8 | 12 | ||
5. Общая физическая подготовка | |||||
5.1 | Тропа здоровья, организация и проведение походов выходного дня (пеший туризм, на лыжах), прогулки | 11 | 11 | ||
5.2 | Врачебный контроль, самоконтроль, медицинская аптечка. | 2 | 1 | 1 | |
5.3 | Спортивные и подвижные игры. | 5 | 5 | ||
5.4 | Гигиена туриста предупреждение травм на тренировках и в походных условиях, доврачебная медицинская помощь, | 3 | 1 | 2 | |
итого | 21 | 2 | 19 | ||
6. Итоговое занятие | |||||
Подведение итогов работы за год. | 2 | 1 | 1 | ||
итого | 2 | 1 | 1 | ||
Итого за период первого года обучения | 108 | 48 | 60 |
Зачетный однодневный поход 1 степени сложности– вне сетки
Поурочное планирование
(ознакомительный уровень, февраль – май)
Дата проведения | Наименование тем, разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
5.02.09 г. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
7. 0209 г. | Подготовка и участие в выставке «Что тебе в сердце отозвалось» (по результатам экскурсии в мемориальный дом – музей В.Каменского) | 2 | 2 | |
10.02.09 г 12.05. 09 г. | Правила пожарной безопасности, памятка по безопасности походов, правила поведения в лесу (Инструктаж) | 1 1 | 1 1 | |
14.02.09 г. | Организация, проведение прогулки выходного дня | 1 | 1 | |
17.02.09.г. | Прогулка – экскурсия по городу в библиотеку (встреча и знакомство с интересными земляками. (Выставка художника Белениной Е.А., | 2 | 2 | |
19.02.09г. | Спортивная игра «Рубеж» | 1 | 1 | |
21.02.090г | Основы топографии и ориентирование на (класс, школьный двор). | 2 | 1 | |
24.02.09 г. 26.02.09.г. 28.02.09.г 3.03.09г. . | Начало разработка и составление альбома «Туристу на заметку» (Памятка о правилах поведения в лесу, информация о лекарственных растениях и их фото, первая помощь, меню туриста и т.д.) | 4 | 1 | 3 |
5.03.09 г. 7.03.09 г. | Просмотр фильма о экологической катастрофе на Чернобыльской АЭС, Дискуссия «Экология и АЭС» | 2 | 1 | 1 |
10.03.09 г. | Выставка «Археологические раскопки Пермского края» | 1 | 1 | |
12.03.09 г. 14.03.09г. | Доврачебная медицинская помощь. Гигиена туриста. | 2 | 1 | 1 |
17.03.09 г.. 19.03 .09 г. 26.03.09 | Прогулка в лес (основы топографии и ориентирование на местности) | 3 | 1 | 2 |
21.03.09 | Подготовка и участие в конкурсе рисунков о воде (ко Дню Воды) | 1 | 1 | |
24.03 09 | Просмотр документального фильма «Большая загадка воды» (22 марта – Всемирный день Воды» | 1 | 1 | |
28.03.09 г. 31.03.09 | Изучение экологической ситуации территории около школы. Уборка мусора во дворе школы осень, весна) | 2 | 2 | |
4.04.09 г. 7.04.09 г. 9.04.09г. 11.04.09г. | Сбор материала и выпуск газеты «Экологический вестник» (7 апреля – Всемирный день Здоровья) | 3 | 1 | 2 |
14.04.09г. 16. 04.09г. 18. 04.09г. | Туристическое снаряжение (инструктаж, сбор и разбор палатки на территории спортплощадки) | 3 | 1 | 2 |
21.03.09г. 23.03.09г. 25.03.09г. 28.03.09г. | Поход - экскурсия в музей КАМГЭС. (Правила проезда в общественном транспорте. Инструктаж) | 4 | 1 | 3 |
30.04.09г. 5.05.09г. 7.05.09г. | Участие в туристическом слёте. (экологической акции «оБЕРЕГАй» | 3 | 3 | |
Май | Проведение однодневного зачетного похода. | 5-10 | 5 - 10 | |
Подведение итогов похода, ревизия снаряжения. | ||||
Итоговое занятие | ||||
Всего: 48 часов |
Класс для занятий оборудован:
- Телевизор;
- ДВД;
- Видеокамера
Видеофильмы:
- Дельфины – наши друзья
- Христофор Колумб
- Большая загадка воды
- Кунгурская ледяная пещера
- Очарование природой
- Атомные люди (фильм об аварии на Чернобыльской АЭС)
- Соликамск
Список литературы для педагога:
- В.И. Курилова «Туризм», Москва «Просвещение», 1988г.;
- Ю.А. Истюрмер «Опасности в туризме, мнимые и действительные», Москва «Физкультура и спорт», 1983 г.;
- Краткий справочник туриста, Москва «Профиздат», 1985г.;
- В.Г.Стрелец «Туризм и здоровье», Ленинград, 1982 г.;
- А.А. Коструб «Медицинский справочник туриста», Москва «Профиздат», 1986г.;
- Памятники природы Пермской области», Пермское книжное издательство, 1983г.;
- Е.Дорофеев, В.Лукин «Кунгурская ледяная пещера», Пермское книжное издательство, 1975г.;
- И.М.Коробков «Малые реки Пермской Области», Пермь, 1959г.;
- В.А. Левандо «Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», Москва «Советский спорт»,2000г.
Список литературы для учащихся:
- Д.В. Шмайгер «Хочу увидеть землю», Москва «Физкультура и спорт», 1982г;
- А.Е.Берман «Юный турист», Москва «Физкультура и спорт», 1977г.;
- И.В. Петрянов «Самое необыкновенное вещество в мире», библиотека детской энциклопедии, Москва «Педагогика», 1975г.;
- В.Постников «Невероятные приключения Карандаша и Самоделкина или Какие сокровища спрятаны в воде», Москва «Юбилейная летопись, 2005 г.;
- Н.П. Смирнова А.А. Шибанова «По материка и странам», «Просвещение, 1981г.;
- Детская энциклопедия «Великие путешественники», Москва, Астрель, 2002г.
- Природоведение (атлас для школьников), Москва «Роскартография», 1996г.;
- «Юному эрудиту обо всём», Москва «Махаон», 2002г.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа «Юный турист – эколог» составлена на основе принципа системности, доступности и рассчитана на один год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Все воспитанники имеют инвалидность и их передвижение затруднено. Она ориентирована на учащихся 12-15 лет, учитывает степень подготовленности учащихся к деятельности в коллективе.
Программа актуальна, своевременна, поскольку этот возраст является благоприятным периодом для становления личности. Важно сегодня показать тем, кто встаёт на путь взросления как прожить счастливую жизнь, научить видеть хорошие и плохие поступки и их последствия, верить в свою уникальность, формировать собственные жизненные ценности, оценивать уровень своей ответственности во всех сферах своей жизни, т.е. позволяет решить основную цель воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья – достижение учеником максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации в быстроменяющемся мире.
Направления программы: основы экологического туризма и краеведения.
Цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, экологии и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития, профилактика асоциального поведения, формирование в процессе туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности жизненных ценностей.
Основная цель программы – помочь ребенку осознанно определиться в своих увлечениях, силах и возможностях.
Общепризнанным является признание экологического туризма и краеведения исключительно ценной формой внеклассной и внешкольной работы. Туризм, краеведение и экскурсии, являясь комплексным средством воспитания учащихся, способны успешно решать задачи всестороннего развития учащихся, развития познавательной активности, укрепления здоровья, рационального использования свободного времени. В условиях, когда возросла опасность природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, террористических актов, занятия туризмом позволяют подготовить учащихся к рациональным действиям в условиях экстремальных ситуаций. Туристско-краеведческая деятельность позволяет учащимся глубже познакомиться с историей и культурой родного края. В процессе туристско-экологической деятельности у учащихся вырабатываются волевые и нравственные качества, совершенствуются трудовые навыки, эстетические взгляды. Велико значение психологического фактора, так как туризм и краеведение – это незаменимое средство формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений. Совместная туристско-краеведческая работа сплачивает детский коллектив, выявляет интересы и умения учащихся, удовлетворяет их стремление к познанию окружающей среды. Туризм в сочетании с основами экологии и краеведения является замечательным стимулом выработки мировоззренческих позиций, формирования патриотических чувств. Школьный туризм тесно связан с экологией и краеведением. Большая часть туристских походов, экскурсий и путешествий школьников имеет краеведческое содержание.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической подготовке;
- приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма, ориентирования, доврачебной медицинской помощи и краеведения;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, ознакомление с проблемами экологии и охраны природы.
В области воспитания:
- создание благоприятного психологического климата в объединении;
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей, формирование здорового образа жизни;
- формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
- гуманное отношение к окружающей среде;
- воспитание патриотизма, уважения к традициям,
- выработка организаторских навыков, умения вести себя в коллективе.
В области физической подготовки:
- физическое совершенствование учащихся;
- участие в походах
Программа рассчитана на 180 часов (5 часов в неделю)
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, экологические акции, слёты, мероприятия, устные журналы и т. д.).
Прогнозируемые результаты и критерии их оценки:
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоения основ туризма, участие в походах, соревнованиях, выставках.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей родины.
В процессе обучения предусматриваются зачётный однодневный поход с ночёвкой, где учащимся предоставляется возможность показать полученные знания и отработать навыки на практике.
Условиями для реализации этих задач являются:
- Сотрудничество и поддержка родителей учащихся;
- Взаимосвязь теории с практической деятельностью;
- Наличие достаточного количества туристского снаряжения;
При реализации данной программы оказана помощь Пермского краеведческого музея, Пермской региональной Общероссийской общественной организации инвалидов «Поддержка президентских программ по делам инвалидов», Русгидро.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования РФ № 28-02-484/16 от 18.06.2003).
Содержание программы 2-ого года обучения
Направления | Мероприятия | |
Введение Экология |
| |
Туризм |
| |
Краеведение |
| |
Общая физическая подготовка |
|
Учебно-тематический план второго года обучения
Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | ||
1. Введение | ||||
1.1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
1.2 1.3 1.4 | Подведение итогов, анализ результатов участия в туристическом слёте 05-07.06.09г. Оформление стенда «По следам туриста» Сочинение «Мои летние путешествия» Техника безопасности при проведении туристских занятий и походов, основные правила поведения в походе. Правила поведения в природе. | 3 2 4 | 2 4 | 1 2 |
итого | 10 | 7 | 3 | |
2. Туризма | ||||
2.1 | Знакомство с великими путешественниками.
Просмотр х/ф «Марко Поло», «Христофор Колумб». Работа с картой (маршрут передвижения) | 4 1 | 4 | 1 |
2.2 | Продолжение работы по оформлению альбома “Туристу на заметку” (Зелёная аптека (лекарственные растения), фотосафари на редкие растения, ядовитые и несъедобные растения и грибы, растениях и животных – синоптиках), форма одежды туриста. | 4 | 3 | 1 |
2.3 | Закрепление знаний по ориентированию и топографии (школьный двор, лес), топографическая карте, условные знаки и обозначения, карта Пермского края, ориентирование на местности, азимут. | 8 | 3 | 5 |
2.4 | Как ориентироваться на местности по местным приметам. | 3 | 1 | 2 |
2.5 | Личное и групповое туристское снаряжение (сбор и разбор палаток) | 5 | 2 | 3 |
2.6 | Собираем рюкзак в дорогу… Необходимое снаряжение в однодневном походе. Туристический лагерь – устройство и организация. Экологические правила организации передвижного туристического лагеря. | 4 | 3 | 1 |
2.7 | Природные ориентиры. Погода – спутник туриста. Признаки хорошей погоды и ее ухудшения. | 2 | 1 | 1 |
2.8 | Туристический быт. Приготовление пищи, виды костров (теория и практика). | 2 | 2 | |
2.9 | Участие в туристическом слёте | 3 | 3 | |
итого | 36 | 19 | 17 | |
3. Краеведение | ||||
3.1 | Осенняя экскурсия – наблюдение по городу. | 2 | 2 | |
3.2 | Изучение достопримечательностей нашего города, края. | 6 | 4 | 2 |
3.3 | Исследовательская работа: 1. сбор материала о реке Гайва; 2. изучение экологического состояния реки в районе микрорайона Плотинка; 3. съёмка фильма «Река наша Гайва»; 4. монтаж фильма 5. демонстрация фильма для учащихся школы | 14 | 4 | 10 |
3.4 | Выставки «Дары природы» , встречи с интересными людьми, Заочные экскурсии, экскурсии в природу, экскурсии наблюдения, экскурсии общение | 5 | 5 | |
3.5 | Цикл фильмов о родном крае «Соликамск» | 2 | 2 | |
3.6 | Проект «Мой Пермский край» (совместно с учащимися приготовление презентации. Каждый готовит свою страничку) | 5 | 2 | 3 |
итого | 34 | 17 | 17 | |
4. Экология | ||||
4.1 | Экологические аспекты современной жизни экология города экология жилища (презентация) | 2 | 2 | |
4.2 | Устный журнал «Зелёная жемчужина» (с использованием ИКТ, для учащихся начальной школы) | 3 | 3 | |
4.3 | Участие в акциях «оБЕРЕГАй» (уборка мусора по берегам Камы – осень, весна), уборка мусора в школьном дворе (весна, осень), участие в экологических слётах. | 15 | 15 | |
4.4 | Экскурсия в музей Камгэс, библиотеку. | 6 | 2 | 4 |
4.5 | Заочное путешествие по заповедным уголкам. Просмотр документальных фильмов экологической тематики. | 4 | 4 | |
4.6 | Социологический опрос среди работников школы, родителей «Экологическая ситуация в районе Вашего проживания»(составление опросника, подведение результатов опроса, анализ ответов) | 3 | 2 | 1 |
4.7 | Исследовательская работа: «Какой сок лучше?» Выводы заносятся в таблицу, оформление плаката «Рейтинг лучших соков» | 5 | 3 | 2 |
4.8 | Мультимедийная программа «Антошкина история на земле и в космосе» (выход кружковцев в начальные классы) | 1 | 1 | |
4.9 | Подготовка и проведение мероприятия «Жизнь под угрозой» (с использованием ИКТ : о красной книге, исчезающих видах растений и животных и т.д.) | 4 | 2 | 2 |
итого | 43 | 19 | 24 | |
5. Общая физическая подготовка | ||||
5.1 | Тропа здоровья, организация и проведение походов выходного дня (пеший туризм, на лыжах), прогулки | 25 | 25 | |
5.2 | Врачебный контроль, самоконтроль, Медицинская аптечка (Содержание аптечки, сюжетно-ролевая игра ) | 2 4 | 1 4 | 1 |
5.3 | Спортивные и подвижные игры. | 20 | 5 | 15 |
5.4 | Гигиена туриста предупреждение травм на тренировках и в походных условиях, доврачебная медицинская помощь. | 3 | 2 | 1 |
итого | 54 | 12 | 42 | |
6. Итоговое занятие | ||||
6.1 6.2 | Подведение итогов работы за год. Тест «Умеешь ли ты охранять природу?» Анализ ответов. | 2 1 | 2 1 | |
итого | 3 | 3 | - | |
Итого за период второго года обучения | 180 | 77 | 103 |
Зачетный однодневный поход 1 степени сложности– вне сетки
Класс для занятий оборудован:
- Телевизор;
- ДВД;
- Видеокамера
Видеофильмы:
- «Марко Поло»
- «Христофор Колумб»
- «Соликамск»
- Мультимедийная программа «Антошкина история на земле и в космосе»
Список литературы для педагога:
- В.И. Курилова «Туризм», Москва «Просвещение», 1988г.;
- Ю.А. Истюрмер «Опасности в туризме, мнимые и действительные», Москва «Физкультура и спорт», 1983 г.;
- Краткий справочник туриста, Москва «Профиздат», 1985г.;
- В.Г.Стрелец «Туризм и здоровье», Ленинград, 1982 г.;
- А.А. Коструб «Медицинский справочник туриста», Москва «Профиздат», 1986г.;
- Памятники природы Пермской области», Пермское книжное издательство, 1983г.;
- Е.Дорофеев, В.Лукин «Кунгурская ледяная пещера», Пермское книжное издательство, 1975г.;
- Е.И.Иванов «Начальная подготовка ориентировщика», М: «Физкультура и спорт», 1985г.
- И.М.Коробков «Малые реки Пермской Области», Пермь, 1959г.;
- В.А. Левандо «Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», Москва «Советский спорт»,2000г.
- В.Нурмимаа «Спортивное ориентирование», М: «Физкультура и спорт», 1967г.
- Ю.К.Штюрмер «Карманный справочник туриста»,М:»Политиздат», 1982г.
Список литературы для учащихся:
- Д.В. Шмайгер «Хочу увидеть землю», Москва «Физкультура и спорт», 1982г;
- А.Е.Берман «Юный турист», Москва «Физкультура и спорт», 1977г.;
- И.В. Петрянов «Самое необыкновенное вещество в мире», библиотека детской энциклопедии, Москва «Педагогика», 1975г.;
- В.Постников «Невероятные приключения Карандаша и Самоделкина или Какие сокровища спрятаны в воде», Москва «Юбилейная летопись, 2005 г.;
- Н.П. Смирнова А.А. Шибанова «По материка и странам», «Просвещение, 1981г.;
- Детская энциклопедия «Великие путешественники», Москва, Астрель, 2002г.
- Природоведение (атлас для школьников), Москва «Роскартография», 1996г.;
- «Юному эрудиту обо всём», Москва «Махаон», 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс
Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке, во...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи» рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...
Дидактический комплект к дополнительной общеобразовательной программе «Юные туристы-экологи»
Настоящий дидактический комплект разработан с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования в объединениях туристско-краеведческой направленности, учителям начальных классов, преподавате...
Задания для стартового контроля обучающихся 1 года обучения детского объединения «Юные туристы – экологи».
Задания для стартового контроля обучающихся детского объединения «Юные туристы – экологи». 1 год обучения...
Проект "Дополнительная общеобразовательная программа «Юные туристы-экологи»"
Актуальность проекта по созданию и внедрению программы «Юные туристы–экологи», определяется необходимостью изучения начального (базового) уровня туристско-экологической д...
Рабочая тетрадь по общеобразовательной (общеразвивающей) программе туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»
Рабочая тетрадь к дополнительной общеразвивающей программе «Юные туристы-экологи» предназначена для обучающихся по данной программе (возраст 8-11 лет).Целью рабочей тетради явл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юные туристы-экологи"
Программа "Юные туристы- экологи" рассчитана на два года обучения для детей среднего школьного звена (5-8 классов) по 216 часов в первый и второй год обучения. Цель программы: формирование э...