Презентация Использование результатов Единой методики СПТ для организации профилактической работы, в том числе, адресной работы с обучающимися»
презентация к уроку

Пагбаева Билигма Цыренжаповна

Проведение      СПТ       позволяет       определить       адресно       направление

профилактической работы:

➢для обучающихся тестирование выступает в качестве мотивирующего компонента, направленного на самоисследование и саморазвитие, позволяет актуализировать внутренние позиции личности, объективировать ценностные и нормативно-поведенческие установки;
➢в отношении родителей (законных представителей) – индикатор, акцентирующий внимание на их детях, способ объективизации происходящего с подростками (при условии искренности детей);
➢для специалистов в сфере профилактики, педагогов и психологов, администрации образовательной организации выступает в качестве диагностического инструментария, способствующего повышению адресности профилактической деятельности, является объективным основанием для корректировки и построения системной профилактической работы, уточнения ее содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx78.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование результатов Единой методики СПТ для организации профилактической работы, в том числе, адресной работы с обучающимися» Пагбаева Билигма Цыренжаповна , педагог-психолог ГБОУ РЦО РППМСП, оператор проведения СПТ в ОО Республики Бурятия

Слайд 2

Нормативная база Методические рекомендации «Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации», 2019 г.

Слайд 3

Стратегия реализации государственной политики профилактики вовлечения в незаконное наркопотребление обучающихся образовательных организаций определяет направления антинаркотической деятельности. Среди них: включение в основные и дополнительные образовательные программы общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования разделов по профилактике употребления психоактивных веществ .

Слайд 4

Преимущества проведения СПТ по Единой методике Проведение СПТ позволяет определить адресно направление профилактической работы: для обучающихся тестирование выступает в качестве мотивирующего компонента, направленного на самоисследование и саморазвитие, позволяет актуализировать внутренние позиции личности, объективировать ценностные и нормативно-поведенческие установки; в отношении родителей (законных представителей) – индикатор, акцентирующий внимание на их детях, способ объективизации происходящего с подростками (при условии искренности детей); для специалистов в сфере профилактики, педагогов и психологов, администрации образовательной организации выступает в качестве диагностического инструментария, способствующего повышению адресности профилактической деятельности, является объективным основанием для корректировки и построения системной профилактической работы, уточнения ее содержания.

Слайд 5

По результатам тестирования методика позволяет сделать выводы не только о повышенной вероятности вовлечения (определить неблагоприятное сочетание факторов риска и факторов защиты), но и определить целый комплекс объективных содержательных направлений для адресной профилактической деятельности. Одним их преимуществ методики является возможность создания «профиля» обучающегося, класса, школы. Проведение анализа данных по каждой шкале, позволяет определить особенности выраженности тех или иных факторов, демонстрирует проблемные блоки, которые нуждаются в более тщательной работе, особом внимании специалистов, а также обозначает зоны «ресурса», т.е. сильные стороны, за счет которых можно повысить эффективность профилактической, психолого-педагогической работы с целевой аудиторией .

Слайд 6

Результаты тестирования классифицируют респондентов по 4 группам на основе соотношения и выраженности показателей «Факторы риска» и «Факторы защиты», от которых зависит содержание профилактической программы, реализуемой в образовательной организации: Благоприятное сочетание факторов риска и факторов защиты. Актуализация (выраженность) факторов риска при достаточной выраженности факторов защиты. Редукция (снижение) факторов защиты при допустимой выраженности факторов риска. Неблагоприятное сочетание факторов риска и факторов защиты.

Слайд 7

1.Благоприятное сочетание факторов риска и факторов защиты. Рекомендовано проведение базовой профилактической работы, направленной на поддержание и укрепление существующих ресурсов защиты и снижение вероятных факторов риска. Зачастую факторы риска лежат в поле возрастных особенностей обучающихся. Ориентация профилактической работы – на саморазвитие личности обучающихся. 2.Актуализация (выраженность) факторов риска при достаточной выраженности факторов защиты. Рекомендовано усиление базовой профилактической работы, направленной на снижение факторов риска, и укрепление существующих ресурсов защиты. Пошкальный анализ позволит определить наиболее актуальные направления психолого- педагогической деятельности в работе с классом, группой:

Слайд 8

Развитие самооценки, чувства самоуважения, позитивного самоотношения (выраженность фактора «потребности в одобрении»). Формирование представлений о личных границах, умение отстаивать собственную позицию, защита своего пространства, развитие способности делать самостоятельный выбор, развитие навыков противостояния манипуляции (выраженность фактора «подверженность влиянию группы»). Актуализация, формирование просоциальной системы ценностей, целей и установок, формирование самостоятельного и критичного мышления (выраженность фактора «принятие асоциальных установок социума»). Закрепление внутренней устойчивой позиции мотивированного отказа от вовлечения в употребление, формирование внутриличностной защиты от внешнего негативного воздействия, формирование осознанного неприятия к употреблению (выраженность фактора « наркопотребление в социальном окружении»). Формирование модели ответственного поведения в ситуации, связанной с риском для себя и своего здоровья (выраженность фактора «склонность к риску»). Развитие навыков самоконтроля поведения, обучение приемам совладания , развитие эмоционально-волевой сферы, рефлексии – осознания своего эмоционального состояния и состояния других людей (выраженность факторов «импульсивность», «тревожность»).

Слайд 9

Редукция (снижение) факторов защиты при допустимой выраженности факторов риска. Рекомендовано усиление базовой профилактической работы, направленной на поддержание и укрепление ресурсов защиты. Данная категория обучающихся нуждается в постоянном педагогическом контроле, в «особом внимании» со стороны педагогов. Специалистам образовательной организации следует уделить внимание содержательному анализу тех условий, которые помогут сформировать факторы защиты непосредственно в школьной среде. Пошкальный анализ позволит определить направления психолого-педагогической деятельности в работе с классом, группой в части укрепления факторов защиты: Формирование позитивного отношения к семье, ответственного, уважительного отношения к внутрисемейному общению (редукция фактора «принятие родителями»). Развитие коммуникативной компетентности обучающихся, умения общаться с окружающими, понимать их поведение и пояснять мотивы своего, умение сопереживать, оказывать и принимать психологическую поддержку (редукция субшкалы «принятие одноклассниками»). Определение содержания занятий с возможностью проектировать социальные ситуации, направленные на самопроявление обучающихся; осуществлять подбор содержания занятий, способного обеспечиться включение обучающихся в проектную и/или внеурочную деятельность, способствующую раскрытию внутреннего потенциала личности (редукция фактора «социальная активность»). Формирование навыков самоконтроля поведения, обучение приемам совладания , развитие эмоционально-волевой сферы, понимания своего эмоционального состояния и состояния других людей (при редукции фактора защиты «самоконтроль поведения»).

Слайд 10

Неблагоприятное сочетание факторов риска и факторов защиты. Критическое сочетание редукции нескольких факторов защиты и яркой выраженностью факторов риска. При данном сочетании делается вывод о повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение, которое характеризуется явной рискогенностью социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к вовлечению в зависимое поведение. Данная категория детей должна находиться в зоне «особого внимания» специалистов. Помимо включения данной категории обучающихся в комплексную профилактическую деятельность, следует выстраивать работу в сотрудничестве с клиническими психологами, психиатрами, обращаться за методической поддержкой в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Организовать проведение индивидуально- профилактической работы, или провести корректировку ее плана, так как обучающиеся данной категории уже могут состоять на различных видах профилактического учета. Проводить дополнительный анализ факторов социальной среды взаимодействия обучающихся. Подключать ресурсы института наставничества в отношении детей «группы риска», как способа организации их социально-педагогического сопровождения.

Слайд 11

При определении методов профилактической деятельности, предпочтение следует отвести сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также методам прямого и косвенного (опосредованного) воздействия, освоения и раскрытия ресурсов психики и личности, поддержки молодого человека и помощи ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Наряду с этим профилактические воздействия должны быть направлены на формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на наркотики, и формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у обучающихся, их родителей и учителей.

Слайд 12

С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е ! ! !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в организации профилактической работы с обучающимися по предупреждению социального сиротства»

В условиях модернизации российского образования перед классным руководителем стоит задача: создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме для формирования общественно активной и социально полноц...

Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).

в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...

Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных средств среди обучающихся образовательных учреждений и родительской общественностью

Работа школы по данному направлению осуществляется через «Комплексный план по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике табакокурению, токсикомании и наркоман...

Мастер -класс с педагогами и специалистами образовательных организаций «Современные подходы в организации профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе применения «Навигатора профилактики».

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происход...

Результаты социально- психологического тестирования (СПТ) как инструмент организации профилактической работы в образовательных организациях

презентация , выступление на межведомственном семинаре о Социально-психологическом тестировании...