ИОМ для учащихся с девиантным поведением
методическая разработка
Индивидуалиный образовательный маршрут для учащихся с девиантным поведением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind_marshrut_diviantnoe_povedenie.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование индивидуального образовательного маршрута учащегося 6 класса с девиантным поведением по формированию социально-правовой компетенции».
:
Цель индивидуального маршрута: Формирование социально-правовой компетенции воспитанника, умений и навыков эффективной адаптации к меняющимся условиям жизнедеятельности, создание условий, обеспечивающих развитие индивидуальности, самосознания, самостоятельности; коррекция личностного развития и поведения.
Задачи:
1. Способствовать формированию социальной активности личности.
2. Создавать условия для формирования социально-правовой компетенции, навыков защиты своих прав и интересов.
3. Создавать условия для развития личности подростка, формирование его социальных ценностей и позитивных интересов в макро-микро-социуме, чувства ответственности за свою судьбу, свои действия.
4. Расширять социальный опыт воспитанника через сотрудничество.
5. Повышать уровень правовой культуры воспитанника.
6. Создавать условия для приобщения подростка к различным видам положительной деятельности.
7. Способствовать осознанию воспитанника себя как личности в системе общественных отношений.
Адресат.
Индивидуальная маршрут разработан для школьника 6 класса с девиантным поведением.
Николай К. состоит на внутришкольном профилактическом учете с 16.09.2015 г. за нарушение Устава школы. Для подростка характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Бывает импульсивен, раздражителен, конфликтен, что затрудняет его общение с окружающими и создает значительные сложности при его воспитании.
Учащийся отличается заниженной критикой к совершенному проступку и возможностью рецидива. При этом зачастую самим подростком проступок оценивается как выражение самостоятельности и проявление некоего «геройства».
Срок обучения: сентябрь – май
Ожидаемые результаты реализации программы:
К концу года учащийся должен:
1. Осознавать степень значимости собственных ценностей в жизни и уровень ответственности за совершенные проступки.
2. Овладеть умениями, навыками, привычками правомерного поведения.
3. Расширить сферу общения, приобрести опыт взаимодействия с окружающим миром.
4. Уметь защитить свои права и интересы.
5. Применять полученные знания, умения и навыки в дальнейшей самостоятельной жизни.
К концу года родители должны:
1. Выработать и освоить единую воспитательную, коррекционную стратегию по формированию социально-правовой компетенции подростка;
2. Выработать и осуществлять единые требования к ребенку.
Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. В этот же период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка, и чаще всего его убеждения не совпадают с общественным мнением. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в противоправных действиях, а 5% совершают преступления, это так называемые «трудные подростки». Они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Они отстают от своих сверстников в учебе, так как у них не развиты память, мышление и воображение. В школе они нарушают дисциплину, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу.
Трудный подросток появляется в той семье, где не занимаются воспитанием детей, где постоянно происходят конфликты, где взрослые, не понимая сложности этого возраста, не признают за подростком стремления к самостоятельности и независимости, где вместо помощи потчуют подростка нотациями и нравоучениями, где практикуется жестокое обращение или гиперопека.
Под педагогическим сопровождением подростка девиантного поведения по формированию социально-правовой компетенции понимается создание особой сферы педагогической деятельности, направленной на создание условий для овладение им комплекса универсальных правовых действий, структура которых предполагает взаимосвязь личностных и социально-ценностных качеств, определяющих его готовность и способность к естественной адаптации в социуме при решении проблем жизнедеятельности на основе саморазвития, самореализации, взаимопонимания и взаимодействия с другими членами общества правовыми способами.
При выборе форм и методов социально-педагогического сопровождения подростка девиантного поведения учитывается тот факт, что на процесс социализации ребенка оказывают влияние следующие факторы: природа, семья, школа, среда, собственная деятельность, СМИ, литература, искусство, образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе.
Индивидуальный маршрут подростка с девиантным поведением направлен на оказание помощи в успешной социализации воспитанника, его правовой компетенции.
Адресат.
Индивидуальная маршрут разработан для школьника 6 класса с девиантным поведением.
Николай К. состоит на внутришкольном профилактическом учете с 16.09.2015 г. за нарушение Устава школы. Для подростка характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Бывает импульсивен, раздражителен, конфликтен, что затрудняет его общение с окружающими и создает значительные сложности при его воспитании.
Учащийся отличается заниженной критикой к совершенному проступку и возможностью рецидива. При этом зачастую самим подростком проступок оценивается как выражение самостоятельности и проявление некоего «геройства».
Цель: Формирование социально-правовой компетенции воспитанника, умений и навыков эффективной адаптации к меняющимся условиям жизнедеятельности, создание условий, обеспечивающих развитие индивидуальности, самосознания, самостоятельности; коррекция личностного развития и поведения.
Задачи:
1. Способствовать формированию социальной активности личности.
2. Создавать условия для формирования социально-правовой компетенции, навыков защиты своих прав и интересов.
3. Создавать условия для развития личности подростка, формирование его социальных ценностей и позитивных интересов в макро-микро-социуме, чувства ответственности за свою судьбу, свои действия.
4. Расширять социальный опыт воспитанника через сотрудничество.
5. Повышать уровень правовой культуры воспитанника.
6. Создавать условия для приобщения подростка к различным видам положительной деятельности.
7. Способствовать осознанию воспитанника себя как личности в системе общественных отношений.
Реализация педагогического сопровождения осуществляется на основе принципов:
- Принцип индивидуализации.
- Принцип комплексности,
- Принцип учета возрастных особенностей.
- Принцип социального партнерства.
- Принцип конвенциальности сопровождения.
Участники педагогического сопровождения:
- родители;
- ребенок подросткового возраста;
- педагогический коллектив;
- социальные партнеры.
Педагогические условия:
- взаимодействие всех субъектов педагогического сопровождения с другими социальными институтами, занимающимися проблемами девиантного поведения;
- создание психолого-педагогических условий для познания подростком самого себя, повышения компетентности в общении с родителями, освоения приемов саморегуляции, укрепления позитивной самооценки;
- педагогическое просвещение и консультирование родителей по проблемам кризиса подросткового возраста и детско-родительских отношений.
Методика работы по формированию социально-правовой компетенции у подростка с девиантным поведением выстроена таким образом, что при подаче материала используется метод постепенного и терпеливого воспитания с опорой на позитивное в подростке. Происходит отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, максимальный учет его психологических особенностей и возможностей, снятие авторитарного и установление демократического способа взаимодействия между педагогом и подростком.
Совместная деятельность учащегося и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач позволяет решить проблему саморазвития и самовоспитания. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни успешнее осуществляется, если сложилась дружеская атмосфера, предполагающая защищенность каждой личности. Организацию такого поиска возможно реализовать через организацию рефлексии по окончании деятельности.
Методика работы с подростком строится в направлении личностно-ориентированого взаимодействия, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самого учащегося, побуждая его к творческому отношению при выполнении заданий. Познавательный материал занятий сочетается с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков подростка.
Методы обучения: Методы обучения представляют собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся. Используются следующие формы и методы работы: беседа, сообщение, диалог, диспут, правовая игра, деловая игра, викторина, тестирование, анкетирование, мониторинг.
На занятиях используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанника.
Организация работы по формированию социально-правовой компетенции подростка носит системный характер.
Для реализации программы были выбраны следующие направления:
- работа с учащимся;
- работа с семьей;
- работа с педагогами;
Работа с семьей
Цель: обеспечение просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей.
Задачи:
-привлечение родителей к совместной организации досуговой деятельности ребенка;
-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и подростком;
-разработка основных правил семейного воспитания;
-создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;
-всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей;
-созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формы работы:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии);
-семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы с семьей:
- анкетирование;
-опрос родителей и подростка;
-совместные праздники;
-творческие семейные выставки
Основные направления работы с семьей:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;
- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье».
- Работа с педагогами
Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме отклоняющегося поведения подростков;
- познакомить с базовыми психологическими понятиями о психологии развития личности детей;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений.
Работа с учащимся
Цели и задачи:
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
- адаптация подростка к современным условиям, его правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работу;
- создание ситуации успеха для учащегося девиантного поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность подростка, развить у него позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: дискуссии, беседы, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты)
Направления организации досуга:
- изучение интересов и потребностей подростка;
- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей воспитанника;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально-значимой деятельности детей.
Тематические мероприятия для организации досуга воспитанника: деловые игры, беседы.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации индивидуального маршрута:
1. Требования к специалистам, реализующим сопровождение: для эффективной реализации сопровождения необходимы психологические знания законов развития, возрастной психологии.
2. Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации педагогического сопровождения: для проведения индивидуальных работ необходим кабинет, можно учебный класс; бумага для рисования формата А4, А1, краски, фломастеры, карандаши, компьютер.
Срок обучения: сентябрь – май.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Ожидаемые результаты реализации программы:
К концу года учащийся должен:
1. Осознавать степень значимости собственных ценностей в жизни и уровень ответственности за совершенные проступки.
2. Овладеть умениями, навыками, привычками правомерного поведения.
3. Расширить сферу общения, приобрести опыт взаимодействия с окружающим миром.
4. Уметь защитить свои права и интересы.
5. Применять полученные знания, умения и навыки в дальнейшей самостоятельной жизни.
К концу года родители должны:
1. Выработать и освоить единую воспитательную, коррекционную стратегию по формированию социально-правовой компетенции подростка;
2. Выработать и осуществлять единые требования к ребенку.
План индивидуального маршрута
Категория обучающихся: подросток девиантного поведения.
Срок обучения: сентябрь 2016 –май 2017 г.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятий 40 минут.
№ п/п | Наименование тем | Форма проведения |
1-й блок Социально-педагогическая диагностика | ||
1.1 | Изучение медицинских карт детей, карт реабилитации личных дел. | Диагностика |
1.2 | Анкета интересов | Индивидуальная диагностика |
1.3 | Размышляем о жизненном опыте. Мои жизненные планы. | Индивидуальная диагностика |
1.4 | Патронаж семьи | |
1.5 | Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения | Индивидуальная диагностика |
2-ой блок «Закон и Я» | ||
2.1 | Введение. Зачем нам необходимо знать законы? | Анкетирование |
2.2 | Право, обязанность и ответственность. УК РФ и Административный Кодекс | Индивидуальная беседа |
2.3 | Всеобщая Декларация прав человека. | Беседа |
2.4 | Гражданство. Конституция РФ. | Дискуссия |
2.5 | Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних. | Беседа |
2.6 | Уголовный Кодекс РФ. Преступление, вина, наказание. | Беседа |
2.7 | Преступление против личности и здоровья граждан. | Беседа |
2.8 | Преступление против имущественных прав граждан. | Беседа |
2.9 | Преступление против общественной безопасности. | Беседа |
2.10 | «Я к вам пишу…» (правильность составления необходимых официальных документов) | Практикум |
2.11 | «Моя будущая жизнь». | Беседа |
2.12 | Государственные правоохранительные органы. Полиция. | Беседа |
2.13 | Государственные правоохранительные органы. Прокуратура и суд. | Беседа |
2.14 | Права потребителя. | Выпуск информ-дайджеста |
2.15 | «Защити свои права» | Практикум |
2.16 | Обобщение. «Право для нас» | Викторина |
3-ий блок «Социально-правовая компетентность» | ||
3.1 | Вводное занятие. | Анкетирование |
3.2 | Личные дела. | Практикум |
3.3 | Мой правовой статус: гарантии, личные документы. | Беседа |
3.4 | Жилье. | Беседа |
3.5 | Образование. | Беседа |
3.6 | Семья. Основы семейного права РФ. Семейный Кодекс РФ. | Работа с карточками |
3.7 | Права и обязанности родителей и детей. | Беседа |
3.8 | Правопорядок. Служу Отечеству. | Беседа |
3.9 | Могут ли быть права без обязанностей. | Викторина |
3.10 | Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир» | Игра |
3.11 | Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами? | Дискуссия |
3.12 | Сделай выбор | Работа с карточками |
3.13 | Будь готов | Игра |
3.14 | Как найти свое место в жизни? | Сочинение-рассуждение |
Родительский Всеобуч | ||
1. | Уют и комфорт в вашем доме. | Лекторий |
2. | Подросток девиантного поведения, особенности взаимодействия с ним. | Беседа |
3. | Учим ли мы нашего ребенка любить? | Диспут |
4. | Взаимодействие членов семьи друг с другом | Беседа |
5. | Нравственные законы жизни | Лекторий |
Рекомендации родителям:
- Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
- Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
- Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
- Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
- Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
- Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
- Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
- Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
- Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
- Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
- Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
- Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
- Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
Список литературы.
- Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \Методист, №6, 2007 г.
- Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика №5, 2009 г.
- Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005
- Егошина Е.В. Программа социальной гостиной «Найди себя в этом мире» /Работа социального педагога в школе и микрорайоне, методический журнал, № 7, 2013 г.
- Никитина Н.Н, Панова О.В. Педагогическое сопровождение семейной социализации подростков группы риска / Н.Н. Никитина, О.В. Панова.- Ульяновск: УлГТУ, 2011 г.
- Арифулина Р.У. Профессиональная подготовка социальных педагогов в работе с детьми девиантного поведения: Автореф. дис…канд.пед.наук/Р.У Арифулина.- Нижний Новгород, 2007 г.
- Юдина А.И. Педагогическое сопровождение социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию: Дис… канд.пед.наук/ А.И. Юдина.- Кемерово, 2006 г.
- Эльканова П.А. Педагогическое сопровождение социализации подроста: на примере Заполярья: Дис… канд. пед. наук / П.А. Эльканова.- Москва, 2000
10. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо и зло // Социс. - 1998.-№9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационное консультирование как форма социально-психологической помощи учащимся с девиантным поведением
Психологическое профориентационное консультирование помогает не только в выборе профессии благополучным детям, но и способствует социальтно-психологической адаптации учащихся с девиантным поведением....
"Кейс-метод на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностй учащихся с девиантным поведением"
В передовом опыте представлен материал урочной и внеурочной деятельности. Используя кейс-технологии на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, я развиваю творческие спос...
Работа классного руководителя с учащимися с девиантным поведением и слабой успеваемостью (статья)
Данная статья может помочь классным руководителям, работающим с "трудными" детьми....
Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.
Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...
Учащиеся с девиантным поведеним
К особенным детям необходимо уделять особое внимание. Будучи обделенными вниманием в семье, такие дети требуют и добиваются повышенного внимания всеми доступными им сред...
программа работы с неуспевающими учащимися с девиантным поведением
работа с неуспевающими учащимися...