ПРОЕКТ «Бытовые отходы как экологическая проблема»
проект (11 класс)
Есть такое твёрдое правило:
встал поутру, умылся, привёл себя в порядок
– и сразу же приведи в порядок свою планету».
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Проблема экологии сегодня охватила практически всю планету.
Неизбежный спутник цивилизации – всё возрастающее количество бытовых
и промышленных отходов жизнедеятельности человека. Горы мусора растут
по всей планете. В последнее время в мире экологическим проблемам стало
уделяться большое внимание. В среднем каждый человек в мире за день
образует около 1 кг бытовых отходов, однако в год это составляет сотни
миллионов тонн. Выше названная проблема актуальна и для моего села. Я
вижу, как загрязнены мусором территории вокруг домов, завалены обочины
автомобильных дорог и берега нашего пруда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Бытовые отходы как экологическая проблема»
Есть такое твёрдое правило:
встал поутру, умылся, привёл себя в порядок
– и сразу же приведи в порядок свою планету».
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Проблема экологии сегодня охватила практически всю планету.
Неизбежный спутник цивилизации – всё возрастающее количество бытовых
и промышленных отходов жизнедеятельности человека. Горы мусора растут
по всей планете. В последнее время в мире экологическим проблемам стало
уделяться большое внимание. В среднем каждый человек в мире за день
образует около 1 кг бытовых отходов, однако в год это составляет сотни
миллионов тонн. Выше названная проблема актуальна и для моего села. Я
вижу, как загрязнены мусором территории вокруг домов, завалены обочины
автомобильных дорог и берега нашего пруда.
Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали ближайшие
леса.
Человек за свою жизнь использует большое количество вещей; став
ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей. Так
ли прекрасна планета, когда она завалена грудами мусора; как сохранить
красоту планеты? Могу ли я что-то для этого сделать? Мне интересно, куда
же должен деваться бытовой мусор?
Я люблю своё село и мне больно смотреть, как загрязняются его улицы
и окрестности вокруг , поэтому я и решила написать
индивидуальный итоговый проект по этой проблеме на тему «Бытовые
отходы как экологическая проблема».
Актуальность проекта состоит в том, что в настоящее время остро
стоит вопрос о том, как не превратить нашу планету в свалку гигантских
размеров. Хочешь что-то иметь – приложи собственные усилия к достижению цели. Например, все говорят, что хотят жить в красоте и
чистоте. Но что мы делаем для того, чтобы «чистота и красота»
сопутствовали нашей жизни?
Гипотеза: увеличение количества мусора в окрестностях села
может привести к ухудшению здоровья и жизни населения и к
отрицательному влиянию на окружающую природу.
Объект исследования: мусорные свалки в окрестностях села .
Предмет исследования: загрязнения бытовым мусором.
Методы исследования: наблюдение, анализ статистики, фотографирование,
изучение СМИ и интернет-ресурсов, литературы.
Цель проекта: выяснить, почему бытовой мусор является проблемой.
Задачи проекта:
1. узнать, что такое бытовой мусор и откуда он берётся;
2. познакомиться с классификацией основных типов бытового мусора;
3. узнать о способах утилизации твёрдых бытовых отходов;
4. познакомиться с тем, как решают проблему мусора в селе ;
5. определить пути решения проблемы по сохранению экологии села.
Бытовые отходы как экологическая угроза
1.1. Характеристика бытовых отходов
Проблема отходов существует с давних пор. Ещё древние люди,
обитавшие в пещерах, устраивали свалки мусора за пределами своих жилищ.
Такие отходы легко разрушались в результате естественных природных
процессов. Развитие цивилизации породило огромный рост количества
отходов.
Бытовые отходы – отходы, образующиеся в результате
жизнедеятельности людей и удаляемые ими как нежелательные или
бесполезные. В свою очередь, они классифицируются на твёрдые бытовые
отходы-отбросы, мусор.
К твёрдым бытовым отходам относят картон; газетную, упаковочную
или потребительскую бумагу; всевозможную тару (деревянная, стеклянная,
металлическая); вышедшие из употребления или утратившие
потребительские свойства предметы и изделия из дерева, металла, кожи,
стекла, пластмассы, текстиля и других материалов; сломанные или
устаревшие бытовые приборы – мусор, а также сельскохозяйственные и
коммунальные пищевые отходы – отбросы.
Твёрдые бытовые отходы (ТБО) являются отходами сферы
потребления, образующимися в результате бытовой деятельности населения.
Они состоят из изделий и материалов, не пригодных для дальнейшего
использования в быту.
Бытовые отходы могут находиться в твёрдом, в жидком и реже – в
газообразном состояниях. ТБО – совокупность твёрдых веществ (пластмасса,
бумага, стекло, кожа и так далее) и пищевых отбросов, образующихся в
бытовых условиях. Жидкие бытовые отходы представлены в основном
сточными водами хозяйственно-бытового назначения. Газообразные БО –
выбросами различных газов.
Бытовые отходы накапливаются в жилом фонде, учреждениях,
предприятиях общественного назначения (школах, дошкольных детских
учреждениях, гостиницах, столовых, больницах, домах культуры и других).
Норма накопления ТБО изменяется, отражая состояние снабжения населения
товарами, и в тоже время она в значительной мере зависит от местных
условий.
Состав и объём бытовых отходов чрезвычайно разнообразны и зависят
не только от местности, но и от времени года, а также и от других факторов.
В городах и других населенных пунктах происходит наиболее
интенсивное накопление ТБО, которые при неправильном и
несвоевременном удалении и обезвреживании могут загрязнять
окружающую среду.
Сезонные изменения состава ТБО характеризуются увеличением
содержания пищевых отходов с 20 – 25% весной до 40 – 55% осенью, что
связано с большим потреблением овощей и фруктов в рационе питания.
Зимой и осенью сокращается содержание мелкого отсева (уличного смета –
опавшие листья, кора деревьев и так далее) с 20 до 1% в городах южной зоны
и с 11 до 5% в средней зоне.
Нормы накопления ТБО – это количество отходов, образующихся на
расчетную единицу человек – для жилищного фонда, одно место в
гостинице; 1 м2 торговой площади для магазинов и складов, в единицу
времени – день, год. Нормы накопления определяют в единицах массы (кг)
или объема (л, м3). [3, с.23]
На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы:
- степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа,
водопровода, канализации, системы отопления);
- этажность, вид топлива при местном отоплении;
- развитие общественного питания, культура торговли, степень
благосостояния населения и так далее;
- климатические условия (различная продолжительность отопительного
периода от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной);
- специфика питания и другое.
1.2.Классификация основных типов бытового мусора.
По классификации мусор можно разделить на бытовой
мусор, специальные отходы и промышленный мусор.
К бытовым отходам относится:
∙ бумага, книги, тетради, журналы;
∙ стеклянные банки и бутылки;
∙ металлические банки из–под консервов;
∙ овощные очистки, яичная скорлупа (органические остатки);
∙ пластиковые упаковки;
∙ картонные пакеты из-под молока или сока;
∙ полиэтиленовые мешки и пакеты;
∙ изношенный текстиль (носки, колготки, не подлежащие штопке и т.д.)
∙ изделия из древесины;
∙ металлические, железные, резиновые вещи (например, старые
игрушки) и многое другое.
Каждый из нас постоянно пользуется множеством вещей, которые
далеко не безопасны, не задумываясь об этом. Со многими из них надо
обращаться очень аккуратно, а после использования не разбрасывать, не
превращать в игрушки. Это и есть специальные отходы.
Вот некоторые из них:
∙ батарейки;
∙ остатки красок, лаков, клеев;
остатки косметики (лак для ногтей, жидкость для снятия лака, кремы);
∙ неиспользованные или просроченные медикаменты;
∙ остатки бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты,
пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью и другое);
∙ ртутные термометры;
∙ автокосметика.
Очень опасна отслужившая свой срок электротехника и электроника, так
как в ней присутствуют ртуть, медь, свинец и другое.
Спецотходы нельзя выбрасывать и уничтожать в общей куче мусора,
ведь они наносят огромный вред окружающей среде и здоровью людей по
многим причинам.
Кроме бытовых и специальных отходов, есть ещё и отходы
промышленных предприятий (промышленные отходы), к которым относятся:
∙ радиоактивные отходы;
∙ ртуть и её соединения – отходы химической промышленности;
∙ мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических
производств и тепловых электростанций;
∙ соединения свинца и другое.
Огромное количество мусора, образующегося в результате
жизнедеятельности человека, привело к появлению отрасли
промышленности, занимающейся его переработкой.
В результате исследований установлено, что состав нашего мусора
представляет собой сложный комплекс разнообразных химических
соединений.
Класс опасности бытового мусора .
По уровню вредного воздействия на экологию и от того, какие они
имеют свойства, твердо бытовые отходы имеют классификацию и делятся на
5 категорий.
I класс опасности – материалы, которые несут реальную и серьезную
угрозу для экологии и людей. Сюда относятся следующие виды:
ртуть содержащие материалы (градусники, батарейки, люминесцентные
лампы).
II категория опасности – так же разрушает окружающую среду и опасен
для человека, однако в этом случае природа может восстановиться, если
своевременно убрать подобный мусор. К ним относятся аккумуляторы с
электролитами и машинные масла.
III категория опасности способна нанести меньший вред человеку и
природе. Но, при нанесении ущерба природе, период восстановления
прежнего состояния займет не меньше 10 лет. Это виды цементного раствора,
краски, ацетон, металлические предметы.
IV класс опасности ТБО – незначительно вредное утильсырье,
практически не опасны для человека. Они содержат в своем составе ценное
сырье, которое можно использовать в качестве вторичного сырья. Это древесина, макулатура, автомобильные покрышки, пластик.
V класс опасности отходов – вещества, свойства которых абсолютно
безвредны для человека. Осколки керамической плитки и посуды, обломки
кирпича, пищевые остатки, древесная стружка.
Мусорные свалки, как экологическая проблема для села
2.1. Экологическая обстановка в селе .
Экология изучает, как растения и животные, включая людей, живут
вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду. То, как мы
воздействуем на окружающую среду, оказывает обратное действие и на нас,
и на все живые организмы, которые живут рядом с нами. Природа
саморегулирующая система, у неё нет никаких отходов.
Круговороты образуют в природе равновесие. Все организмы и породы
разлагаются и используются вновь и вновь. Однако деятельность человека
нарушает это равновесие, создавая массу неусвояемых отходов и мусора, и
загрязняя окружающую среду. Нет такой канализации, которая может
вынести человеческие отходы за пределами Земли.
Загрязнение и отходы – это всё то, что не может быть усвоено
природой, и стать частью ее круговоротов. Загрязнениями считают и
вмешательство человека в эти круговороты, когда производство различных
веществ нарушает равновесие в природе. Одни загрязнения просто не
приятны на вид, но безвредны. Другие, например, радиоактивные и
химические отходы, несут смертельную угрозу для всего живого. Пока
население было небольшим и число промышленных предприятий невелико,
их отходы ничем не угрожали окружающей среде. В наши дни положение
сильно осложнилось.
Сегодня загрязнение почвы и водоёмов бытовыми отходами приобрело
глобальный характер. Раньше проблема мусора считалась чисто городской.
Сегодня село также страдает от него. Мусором завалены обочины дорог.
Его мы встречаем в лесу и на лугу и в долинах рек.
Полиэтиленовые, консервные банки изуродовали ближайшие участки
леса. А ведь лес имеет незаменимую ценность не только как строительный
материал, но и как жизненно важный для человека компонент среды
обитания. А что же дальше?
Уже сегодня вряд ли у кого возникнет желание прогуляться в таком
лесу. Самое печальное в том, что большинство людей не видят в этом
серьёзной проблемы. Не понимают и не хотят понимать, что этот мусор,
вернётся к каждому из них на участок в виде загрязнённой грунтовой воды,
токсичной пыли. Воду нельзя будет пить, овощи и ягоды будут отравлены и
не пригодны в пищу.
Экологические проблемы мира в целом и проблемы экологии в нашем
селе в частности, являются актуальными на сегодняшний день.
Экологические проблемы моего родного села .Раньше село утопало в зелени. На сегодняшний день озеленение села
очень слабое. Колхозные поля заросли молодыми соснами, между, которыми
лежит разнообразный мусор.
Река сильно загрязнена отходами быта, жителей живущих
вдоль речки. И на территории нашего водопада повсюду
находятся кучи мусора. А ведь наши предки в недавнем прошлом пили воду
непосредственно из рек и озер. Эта живая вода приносила им радость и
здоровье, обилие растительного и животного мира. Да это было, не так давно.
А что сейчас? Что будет завтра? Сейчас вода, которая нас окружает, не
только загрязнена моющими средствами, ядовитыми газами и другой
химией, она еще поражена той злостью, создаваемых людьми в их
враждебном отношении друг к другу. Водоемы
засоряются бытовыми и хозяйственными отходами местами превращаются в
свалки мусора. Это «мертвая» вода несёт всему миру болезни и
преждевременную смерть. В результате сброса сточных вод изменяются
физические свойства воды, на поверхности водоема появляются плавающие
вещества, а на дне образуется осадок. Меняется химический состав воды,
изменяется качественный и количественный бактериальный состав,
появляются болезнетворные бактерии. Загрязненные водоёмы становятся
непригодным для питьевого водоснабжения, теряют хозяйственное значение
и т. д.
Очень жаль, что люди не понимают и не знают обо всех «плюсах»,
которые дает нам природа.
2.2. Предложения по сохранению экологии села
Каждый человек на Земле может и обязан вносить свой вклад в борьбу
за сохранение природы, а для этого надо изменить производственную
деятельность человека, его образ жизни и сознания. Изменить суть
технологической цивилизации, придать ей природоохранный характер. Люди
Земли! Давайте изменим образ жизни и сознания, начнём с чистого листа в
2020г, начнем каждый с себя!
Администрация села организовывает субботники по сбору
мусора с территорий. Учителя и ученики МКОУ Новотроицкой СОШ регулярно
выходят на мероприятия по благоустройству территории, по уборке мусора у
водоемов и вдоль трассы. Хотя такие акции
проводятся довольно часто, всё равно на поверхности водоемов, а также по ее берегам собирается много мусора. В нашем селе мало специально
отведённых мест для сбора мусора, нет ящиков для сбора мусора.
Большой проблемой всего человечества стало пластиковая тара, потому
что в естественной среде для её разложения требуется около 300 лет. А если перерабатывать на мусороперерабатывающих заводах, нужны дорогостоящие
фильтры, поскольку в продуктах горения содержится большое количество
вредных веществ.
Бытовой мусор всё равно надо переработать. А как перерабатывать? Я
живу в селе.
Раньше в водоемах было много рыбы, а теперь её очень мало, потому что она гибнет от обычного бытового мусора и от того, что в водоемах моют машины и тракторы.
В результате этого изменяются физические свойства воды, на
поверхности водоёма появляется плёнка от масла и бензина, а на дне
образуется осадок. Меняется химический состав воды, изменяется
качественный и количественный бактериальный состав, появляются
болезнетворные бактерии. Загрязненные водоёмы становятся непригодным
для питьевого водоснабжения.
Что же делать? Как изменить экологию в моём селе и его
окрестностях?
Я предлагаю несколько путей решения экологической проблемы,
связанной с бытовыми отходами:
∙ установить в общественных местах села мусорные урны;
∙ установить мусорные контейнеры на улицах и своевременно вывозить
из них мусор на полигон БО;
∙ применять штрафные санкции к недобросовестным хозяевам и
предпринимателям, которые не берегут окружающую среду;
∙ находить новое применение некоторым бытовым отходам, то есть
давать им «вторую жизнь» ;
∙ можем участвовать в акции «Бумаге – вторую жизнь!» (собирать и
сдавать макулатуру);
∙ развесить запрещающие знаки в местах, не предназначенных для
свалки мусора;
∙ повысить экологическую культуру населения ;
∙ создать пункты приёма вторичного сырья (например, стеклотары);
∙ запретить сжигание мусора в населённых пунктах;
∙ продолжить проводить субботники по чистке территории.
Во время беседы с жителями нашего села, было установлено, что
- вывозят БО за село – 53% опрошенных.
- сжигают в печках – 39% опрошенных.
- просто выбрасывают – 5% опрошенных. Но куда? Может, на улицы села?
- закапывают в ямы – 3% опрошенных, но ведь некоторые отходы будут
разлагаться долгие годы и даже десятилетия.
Итак, мы видим, что большинство семей нашего села понимает, что
бытовые отходы нарушают экологическое равновесие, поэтому вывозят их на
полигон БО.
Заключение.
Мы пришли к выводу, что загрязнение окружающей среды бытовыми
отходами ведёт к нарушению экологического равновесия не только в
отдельных регионах, но и на планете в целом.
В заключении хочется отметить, что проблема мусора и его утилизации
встревожила меня, что привело к этой исследовательской работе. Я узнала,
что мусор утилизируется (сжигается) на свалках, что представляет опасность
для здоровья людей.
Цель исследования была достигнута.
Гипотеза о том, что увеличение количества мусора в окрестностях села
может привести к ухудшению здоровья и жизни населения и
отрицательному влиянию на окружающую природу, была подтверждена.
Задачи решены, что позволяет сделать следующие выводы.
Переработка мусора – одна из важнейших проблем современной жизни.
Особенно тяжело бороться с выброшенным мусором в лесах и оврагах, на
берегах реки и пруда, так как помимо проблем, характерных для утилизации
мусора вообще, возникает проблема сбора этого мусора.
Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют
его: мусор из разного материала собирают в разные контейнеры. Они делают
это для того, чтобы облегчить его переработку на заводе.
Пока что люди придумали три разных пути утилизации мусора:
организация свалок, вторичное использование отходов и сжигание их.
Однако ни один из них нельзя считать абсолютно безопасным.
Вторичное использование отходов – наиболее бережный путь, но он не
всегда возможен. Вывоз мусора на свалку – самый дешёвый способ его
утилизации. Но при этом – мусор остаётся мусором.
Мы тоже можем
включиться в борьбу с мусором. Научимся быть экономными. Часто ,
ученики, не дописывают в тетради, оставляя чистые листочки. Не
выбрасывать же их! Можно сделать игрушки – сувениры в стиле оригами. На
улицах, в подъездах, около контейнеров, на берегу реки и пруда, на опушках
леса и других общественных местах прикрепить знаки, запрещающие
мусорить.
Самая главная причина загрязнения нашей планеты – это отсутствие
экологической культуры населения.
Я считаю, что данную работу можно использовать на уроках и
внеклассных мероприятиях, чтобы показать в простой и доступной форме,
как скопления мусора влияют на окружающую среду и здоровье человека.
Учащимся в доступной форме можно рассказать об охране окружающей
среды, о вторичном использовании сырья. Когда учащиеся сами поймут эту
проблему, тогда не выбросят обёртку от конфет, бумажки на тротуар.
Я поняла, что бытовые отходы, действительно, загрязняют природу и
наносят большой вред человеку и другим живым организмам. Чем больше
человек присоединится к решению экологической проблемы, тем больше
будет пользы нашему селу. Я считаю, что если мы хотим жить в
экологически благополучном селе, дышать свежим воздухом, пить чистую воду, то нужно изменить своё отношение к бытовому мусору как властям,
так и жителям села. Народная мудрость гласит: «Чисто не там, где
убирают, а там, где не мусорят».
Проведя свои исследования, я пришла к выводу: проблему мусора
нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей
квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел.
Давайте все вместе сделаем нашу планету чище!
В работе были использованы методы получения данных: наблюдение,
опрос, метод статистической обработки, анализ литературы, сравнение, доказательство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""
Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....
Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"
Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...
Основы регулирования экологических проблем страны (на примере темы "Экологические проблемы Казахстана")
Для интегрированных уроков...
Сценарий занятия «Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема» (в рамках Всесоюзного экологического урока «Сделаем вместе»)
Занятие доказывает, что проблема отходов общемировая. В каждом регионе России также существует проблема их утилизации. В процессе практической деятельности учащиеся находят варианты утилизации и...
Тема проекта: «Бытовые отходы человечества. Как спасти свой город от мусора?»
ull;Целью данной работы было изучение влияния отходов жизнедеятельности человека для нашего города и планеты в целом.•Гипотеза: Мусор не оставит места для дальнейшего размножения и развития чел...
Экологические проблемы. Природоохранные технологии, вторичное использование бытовых отходов.
Форма урока: творческая научно-практическая лаборатория....
Методическое пособие для учителей-дефектологов по обучению детей раздельному сбору отходов и экологическому воспитанию
Данное пособие содержит теоретические и практические материалы, сценарии, конспекты уроков для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями по обучению учащихся раздельному сбору бытовых отходов и ...