Экологические проблемы. Природоохранные технологии, вторичное использование бытовых отходов.
план-конспект урока по технологии (11 класс)
Форма урока: творческая научно-практическая лаборатория.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_ekologiya.docx | 73.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологические проблемы. Природоохранные технологии, вторичное использование бытовых отходов.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, их закрепление и применение, формирование умений по проектированию и оформлению работ)
Форма урока: творческая научно-практическая лаборатория.
Форма организации деятельности учащихся: совместно-индивидуальная, коллективная, групповая.
Цель урока: Создание условий для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности путем реализации образовательных, креативных, компенсационных. профориентационных, социальных задач.
Задачи
Образовательные
- выявлять экологическую проблему и предлагать пути ее решения при анализе конкретной жизненной ситуации;
- ознакомление с многообразием, особенностями и возможностями вторичного использования промышленных и бытовых отходов;
- использовать различные технологии для создания изделий;
- выполнять самостоятельно изделия декоративно- прикладного творчества в доступных техниках;
Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать;
- способствовать развитию образного мышления, воображения, художественного вкуса, фантазии;
- совершенствовать навыки культуры труда;
- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию эстетического вкуса, чувства сплоченности и - взаимопомощи, ответственности;
- продолжить воспитание интереса к нетрадиционным видам декоративно-прикладного творчества; аккуратности, самостоятельности, желания создавать красивые изделия;
Межпредметные связи: экология, информатика, изобразительное искусство, химия
Материально-техническая база: компьютер, мультимедийный проектор
Дидактическое обеспечение:
1) учебно-техническая документация: инструкционно- технологические карты для работы
2)материалы для контроля знаний учащихся: дидактический раздаточный материал по разделу
Оформление доски: тема урока,
- Пословица “Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго”,
- “Красота спасет мир”. Ф.М.Достоевский
Для лабораторно-практической работы:
- клей силиконовый,
- ножницы,
- полиэтиленовые пакеты,
- вата,
- нитки «ирис»,
- гречка,
- шнур.
Ход урока
I. Оргмомент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Активизация знаний учащихся по теме урока.
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - ковры, изделия из дерева, керамики, кожи. Они входят в нашу жизнь, в первую очередь, как художественные изделия, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением нашего жилья.
На протяжении всей своей истории человек постоянно ощущал потребность в красоте, желание видеть вокруг себя неповторимые рукотворные предметы декоративно-прикладного искусства, воплощающие вековой опыт художественного вкуса народа.
“Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго”, - говорится в пословице. Любая работа, выполненная своими руками, несёт положительную энергетику, так как хранит тепло рук мастера, согревает сердце и душу, а, главное, передаёт ваше личное отношение к человеку, которому предназначен подарок.
Вопрос: Где же взять этот замечательный материал для поделок?
- Давайте мы обратимся к природе и посмотрим , что нас окружает?
- А в каком состоянии находиться местность вокруг нас?
- Чем мы можем помочь ей?
III. Формулировка темы. Постановка учебной задачи.
- А как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока, если мы говорим о состоянии окружающей среды и о подарках выполненных своими руками.
Ответы уч-ся:
Сообщение темы и целей учителем:
- Сегодня на уроке мы рассмотрим и исследуем экологические проблемы города, природоохранные технологии и как вторично мы можем использовать промышленные и бытовые отходы.
1V. Обобщение и систематизация знаний .
Экологическая проблема — это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.
-Что является экологической проблемой в нашей станице?
-Сжигание бытового мусора и стерни на полях.
Вдыхая окись углерода, окислы азота, взвешенные вещества и фенолы, которые образуются во время пожаров, человек может получить сильное отравление
Эти вещества могут:
- снижать остроту зрения, замедлять время реакции на внешние раздражители;
- усугублять неблагоприятное влияние других факторов среды обитания и условий труда;
- приводить к ухудшению самочувствия, в первую очередь у лиц, страдающих хроническими заболеваниями органов дыхания и сердечно-сосудистой системы в виде обострений течения бронхиальной астмы, хронического обструктивного бронхита, гипертонических кризов, дестабилизации стенокардии, приступов аритмий.
-Бытовой мусор в лесу, парках, на улицах. Оставленный мусор – показатель степени культурности человека.
Брошенные банки и бутылки – смертельные ловушки для многих насекомых, кроме того, они будут очень долго (несколько лет) ржаветь. Для того, чтобы ускорить этот процесс, банки необходимо обжечь в костре, потом закопать (обожженная жесть распадается очень быстро).
Бытовое название всех видов пакетов из пленки – полиэтиленовые. Действительно, существуют пленки, изготовленные путем полимеризации полиэтилена и они практически безвредны для живых организмов. Но есть еще пленки из поливинилхлорида, и отличить их от полиэтиленовых крайне сложно. Как те, так и другие очень стойкие, сами они не исчезнут. Сжигать поливинилхлоридные пленки крайне опасно – при горении этих пленок выделяются диоксины, хлороводород, кадмий (одни из этих веществ являются канцерогенами, другие едкие).
Рекомендации
Поэтому не уничтожайте “полиэтиленовые” пакеты, сжигая их, но и не разбрасывайте Рядом с местом для пикника или туристической стоянки обязательно должна быть выкопана яма для мусора; после её заполнения или перед уходом с места стоянки яму надо аккуратно закопать.
Переработка бытового мусора и промышленных отходов
Большую проблему с точки зрения экологии представляет утилизация бытовых и промышленных отходов. В России на санкционированных и несанкционированных свалках, хранилищах, полигонах скопилось около 86 млрд. т твердых отходов производства и потребления, или более 530 т на каждого жителя страны. Из этой массы на мусоросжигательные заводы поступает приблизительно 5%, остальное идет на полигоны и свалки.
Кроме того, на территории России накоплено 1,1 млрд. т опасных отходов. К ним относятся радиоактивные отходы, пестициды, запрещенные к употреблению или пришедшие в негодность запасы химического оружия, диоксины, которые содержатся в отходах хлорного производства и целлюлозно-бумажных комбинатов.
В то же время в бытовом мусоре содержится много ценных веществ: органические соединения, годные для удобрения, бумага и картон, стекло, пластмасса, кожа, дерево, металлы. Поэтому разрабатываются проекты и строятся специальные заводы по переработке мусора. Они более безопасны для окружающей среды и одновременно более экономичны, чем мусоросжигательные установки. Сократить накопление отходов позволяет многоразовое использование стеклянных бутылок, сбор пластмассовых бутылок и полиэтиленовых пакетов для переплавки и т.д.
Поэтому сейчас много внимания уделяется безотходным технологиям.
Безотходная технология — это такой способ производства продукции, при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле: сырьевые ресурсы — производство — потребление — вторичные сырьевые ресурсы. Это позволяет сделать минимальным воздействие на окружающую среду и не нарушать ее нормального
3. О Концепции краевой целевой программы “ОТХОДЫ” http://tiss-eco.narod.ru/doc1/p1_3.html
4. Экспертиза экологического материала
Экспертиза материала для работы показала, что все чаще технически “здоровые” изделия и материалы оказываются на свалке. Но ведь можно их использовать как сырье для новых изделий
Показ материала для работ (пластиковые и металлические баночки, коробочки, и т.д.)
IV. Обобщение и систематизация знаний .
V. Применение знаний, формирование умений.
Перед каждым стоит сегодня задача: проявить свою фантазию и воображение, сделать красивое изделие и продемонстрировать его.
1. Инструктаж по технике безопасности, правила работы
2. Демонстрация основных этапов технологической последовательности изготовления изделий 3. Индивидуальная работа учащихся: выполнение практического задания по технологической карте
Физминутка
Во время практической работы учитель контролирует положение головы, тела, проводит упражнения на релаксацию шейно-плечевого пояса
(Здоровьесберегающие технологии).
VI. Контроль и рефлексия.
Выставка практических работ. Учащиеся представляют работы сделанные на уроке
Испытания в процессе использования. Самооценка. Трудности.
Анализ, комментарий учителя к каждой работе.
VII. Подведение итогов.
Примерные вопросы беседы:
- Нравятся ли Вам работы, представленные на этой мини-выставке?
- Есть ли в ваших домах такие работы?
- С какими работами приятнее иметь дело: с купленными в магазине или сделанными своими руками?
- Как Вы думаете, актуальны ли эти работы в наши дни?
- Хотите Вы сделать такие же работы для своих друзей и близких?
- Украсят ли такие работы Ваш дом?
- Где может найти практическое применение ваша работа?
- Какие технологические операции нам еще предстоит сделать, чтобы изделие стало функциональным?
Чем помогли вы окружающему миру?
Умейте видеть красоту в жизни, созидать ее, ведь как сказал писатель Ф.М.Достоевский: “Красота спасет мир
VIII. Домашнее задание.
Подготовить технологическую карту изготовления своего изделия и эколого-экономическое обоснование. Спасибо за урок.
Инструкционная карта по изготовлению чеснока
Материалы
белый кулек
вата
нитка белая
клей силиконовый
крупа(можно гречку)
нитка толстая(любая натуральная можно из льна)
В белый кулек ставим не большой кусочек ваты, и обвязываем получившийся комочек ниткой
Сначала пополам, потом еще раз и еще, чтоб получилось 6 зубчиков. Фиксируем нитку на узел, чтоб мешочек не развязался, лишний кулек убираем.
В центр полученного чеснока капаем каплю клея, и фиксируем на нем крупу. делаем 20,15 таких чесночков ( все зависит от размера чеснока и длины косички), фиксируем на ней головки чеснока и все готово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок конференция на тему "Экологические проблемы и природоохранные технологии"
Урок в 11 классе, посвященный году экологии в Республики Татарстан. На урок пригласили Главу сельского поселения с.Старые Уруссу Марданова И.К. Он говорил о экологических проблемах села. К уроку...
Экологическая игра «БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ»
Данная игра была разработана в рамках работы с одаренными детьми в летнем пришкольном лагере. Игра "бытовые отходы" предназначена для формирования субъективного отношения детей к решению проблемы быто...
Исследовательская работа на тему:«Проблемы и решения утилизации бытовых отходов на территории района Капотня».
Исследовательская работа...
Практико-ориентированный семинар «Проблемы утилизации бытовых отходов. Экологическая культура в быту»
Практико-ориентированный семинар «Проблемы утилизации бытовых отходов. Экологическая культура в быту» проходил в рамках проведения предметной недели в АУ "Нефтеюганский политехнический колледж", 2016 ...
Вторичное использование бытовых отходов
Презентация к творческому проекту...
Проблемы и решения переработки твёрдых бытовых отходов в Санкт-Петербурге
Одной из важнейших проблем человечества, возникших во второй половине XX века, является проблема утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО). Массовый выпуск и повсеместное использование недорогих товаро...
ПРОЕКТ «Бытовые отходы как экологическая проблема»
Есть такое твёрдое правило:встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»Проблема...