Рабочая Программа по Бурятскому Языку 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Примерная рабочая программа по бурясткому языку 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_2.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «31» августа 2021 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
Е.С. Колмакова от «31» августа 2021 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«31» августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по бурятскому языку как государственному языку
Класс: 9
Учитель: Ухинова Алтына Вячеславовна, учитель бурятского языка
Срок действия рабочей программы: 2021-2022 уч. год
с. Могойто
2021 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Закон Республики Бурятия от 10 июня 1992 г. N 221-XII "О языках народов Республики Бурятия" (Статья 24 от 07.03.2014 № 278 -V).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Программа по бурятскому языку как государственному языку РБ авторов: Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Содномовой Б.Д, рекомендованной Минобрнауки РБ У-Удэ, изд. «Бэлиг», 2010.
- Регионального перечня учебников (учебных пособий), реализующих региональный компонент образования, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РБ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год.
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко» для 5-9 классов.
- Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета, курса
3. Календарно-тематическое планирование
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Рабочая программа ориентирована на использование:
-Программы по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения авторов С.Ц. Содномова, Р.С. Дылыковой, Б.Д. Содномовой. – У- У.: Бэлиг, 2019.
- Учебника «Алтаргана» для 9 классов авторов С.Ц. Содномова, А.А. Надагурова. –У-У.: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2019 г.
Обучение бурятскому языку на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно – познавательной;
• речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
• языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения;
• социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям бурятского народа с учетом этнокультурных особенностей региона; формирование умения представлять свою республику, культуру ее народов в условиях межкультурного общения;
• компенсаторная компетенция – развитие умения получать и передавать информацию в условиях дефицита языковых средств;
• учебно – познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений при самостоятельном изучении других языков и культур с использованием новых информационных технологий;
- развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения бурятского языка и потребности пользоваться им как средством общения, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Основные содержательные линии данной программы: первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые (в том числе лингвострановедческие) знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные ( в том числе страноведческие) знания, умения и навыки.
Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа – носителя данного языка. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень общего гуманитарного образования. Поэтому изучению бурятского языка отводится существенная роль в решении важных задач в плане формирования толерантной личности в современных условиях развития нашего общества.
Настоящая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Краткие сведения о бурятском языке. Алфавит; Гласные звуки. Краткие и долгие гласные; Сингармонизм; Закон гармонии гласных; Согласные звуки; Структура предложения; Вопросительные предложения; Личные местоимения. Склонение местоимений 1,2. 3 лица; Глагол; Время глагола; Проверочная работа. | 15 |
2 | Время глагола Имя существительное; Именительный падеж; Родительный падеж; Послелоги; Дательно-местный падеж; Винительный падеж. Послелоги; Орудный падеж. Наречие; Совместный падеж. Утвердительная частица юм; Исходный падеж.; Личное притяжание; Проверочная работа. | 18 |
3 | Безличное (возвратное притяжание). Множественное число; Отрицательные частицы; Наречие; Имя прилагательное; Формы обращения; Причастие; Проверочная работа. | 17 |
4 | Деепричастие Причастные и деепричастные обороты; Заимствованные слова; Сложные предложения; Вводные слова; Сложноподчиненные предложение; Послелоги; Итоговая контрольная работа; Повторение. | 18 |
Всего: | 68 часов |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | План | Факт |
1 | Краткие сведения о бурятском языке. Алфавит. | 1 | Правильно произносить специфические бурятские звуки Прочитать пословицы, поговорки | 1 н | |
2-3 | Гласные звуки. Краткие и долгие гласные | 2 | Правильно произносить специфические бурятские звуки, долгие и краткие гласные Определять смыслоразличительную функцию гласных | 1-2 н | |
4-6 | Сингармонизм. Закон гармонии гласных. | 3 | Определять мужские, женские и нейтральные гласные, уметь использовать в письменной речи закон сингармонизма | 2-3 н | |
7-8 | Согласные звуки. | 2 | Правильно произносить специфические согласные звуки бурятского языка Уметь использовать в речи варианты правильного произношения специфических звуков | 4н | |
9-10 | Структура предложения. Вопросительные предложения | 2 | Уметь правильно составлять предложения, используя фиксированный порядок слов Уметь использовать в речи частицы Уметь составлять вопросительные предложения с общим и специальным значением | 5н | |
11-12 | Личные местоимения. Склонение местоимений 1,2. 3 лица | 2 | Правильно использовать в речи личные местоимения | 6н | |
13-14 | Глагол. Время глагола. | 2 | Правильно использовать в устной и письменной речи глаголы в ед. и мн. числе, в прошедшем, настоящем и будущем времени Уметь определять время глагола по окончаниям | 7н | |
15 | Проверочная работа | 1 | 8н | ||
16 | Время глагола | 1 | 8н | ||
17-18 | Имя существительное. Именительный падеж | 2 | Определять личные и неличные имена существительные посредством постановки вопросов: Хэн? Юун? | 9н | |
19-20 | Родительный падеж Послелоги | 2 | Выражать значение принадлежности, правильно используя падежные окончания Р.п Составлять предложения с использованием послелогов | 10н | |
21-22 | Дательно-местный падеж. | 2 | Правильно употреблять в речи слова в форме Дательно-местного падежа | 11н | |
23-24 | Винительный падеж. Послелоги | 2 | Правильно употреблять в речи слова в форме Винительного падежа Уметь выражать одобрение, оценку | 12н | |
25-26 | Орудный падеж. Наречие. | 2 | Правильно использовать в устной и письменной речи слова в форме Орудного падежа Определять значение наречий | 13н | |
27-28 | Совместный падеж. Утвердительная частица юм. | 2 | Правильно использовать в устной и письменной речи слова в форме Совместного падежа Уметь использовать в речи частицу ( юм) | 14н | |
29-30 | Исходный падеж. | 2 | Правильно использовать в устной и письменной речи слова в форме Исходного падежа Определять значение слов в Исходном падеже | 15н | |
31-32 | Личное притяжание. | 2 | Определять принадлежность предмета по личным местоимениям с личным притяжанием Уметь употреблять слова в форме личного притяжания | 16н | |
33 | Проверочная работа | 1 | 17н | ||
34-35 | Безличное (возвратное притяжание). | 2 | Определять принадлежность предмета действующему лицу, т.е. подлежащему в предложении по возвратному местоимению (оор, оорын) | 17-18 н | |
36-38 | Множественное число. | 3 | Определять ед.и мн.число предмета по окончаниям Уметь использовать в речи слова в ед. и мн.числе | 18-19н | |
39-40 | Отрицательные частицы. | 2 | Уметь выражать отрицание, используя в речи отрицательные частицы | 20н | |
41-42 | Наречие | 2 | Определять значение наречий, вид Уметь составлять предложения с наречиями | 21н | |
43-44 | Имя прилагательное | 2 | Правильно использовать в устной и письменной речи имена прилагательные Дать описание предмета, используя имена прилагательные | 22н | |
45-46 | Формы обращения. | 2 | Соблюдать речевой этикет при обращении к кому-либо со значением повеления, побуждения, просьбы, напоминания, выражения благодарности, восхищения | 23н | |
47-49 | Причастие. | 3 | Находить в тексте причастия, определить вид, значение Уметь употреблять в речи причастия | 24-25 | |
50 | Проверочная работа | 1 | 25 н | ||
51-53 | Деепричастие | 3 | Находить в тексте деепричастия, определить вид, значение Правильно использовать в речи деепричастия | 26-27 | |
54-55 | Причастные и деепричастные обороты. | 2 | Правильно использовать в устной и письменной речи причастные и деепричастные обороты Уметь определять границы прич./дееприч. оборотов при постановке знаков препинания | 27-28 н | |
56-57 | Заимствованные слова. | 2 | Правильно произносить заимствованные слова, уметь использовать в речи заимствованные слова в географических названиях | 28-29 н | |
58-60 | Сложные предложения | 3 | Определять структуру сложных предложений, определять границы предложений Уметь составлять сложные предложения | 29-30 | |
61-62 | Вводные слова | 2 | Находить в тексте вводные слова, определить значение. Правильно использовать в речи вводные слова. Уметь расставить знаки препинания в предложениях с вводными словами | 31н | |
63-65 | Сложноподчиненные предложения | 3 | Определять структуру сложноподчиненных предложений, определять границы предложений Уметь составлять сл/подч. предложения | 32-33 н | |
66 | Послелоги | 1 | Правильно употреблять в речи послелоги | 33н | |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | 34н | ||
68 | Повторение | 1 | 34н | ||
Итого: | 68 часов | 34 недели |
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения бурятского языка в 9 классе учащиеся должны:
Личностные результаты:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
Основные способы словообразования( аффиксация, словосложение, конверсия);
- особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка; интонацию различных типов коммуникативных предложений;
-признаки изученных грамматических явлений(видовременных форм глаголов, существительных, наречий, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных);
- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в бурятском языке;
- роль владения несколькими языками в современном мире; особенности образа жизни, быта и культуры бурятского народа(известные достопримечательности, выдающие люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своего народа и бурятского народа.
Метапредметные результаты:
в области говорения:
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей республике;
- делать краткие сообщения, описывать события/явления ( в рамках изученных тем) передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
- использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
в области аудирования:
- понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов ( прогноз погоды, программы телерадиопередач) и выделять значимую информацию;
- понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
- использовать переспрос, повторение просьбы;
Предметные результаты:
- ориентироваться в тексте на бурятском языке; прогнозировать его содержание по заголовку;
- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
- читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
в области письма:
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в бурятском языке;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по бурятскому языку как второму 2-4 классы
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Планом действий по модернизаци...
рабочая программа по бурятскому языку, 5 - 6 классы
Рабочая прорамма по бурятскому языку по УМК "Алтаргана"...
Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы
Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы...
Рабочая программа по бурятскому языку 7 класс
Основной целью обучения бурятскому языку в школе является осознание учащихся необходимости овладения бурятским языком как средством самовоспитания и самосовершенствования в духе национальных традиций ...
рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе
Рабочая программа по учебному предмету содержит:планируемые результаты освоения учебного предмета,содержание учебного предмета;тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых н...
Рабочая программа по бурятскому языку УМК Амар мэндэ-э 4 класс
Рабочая программа по предмету «Бурятский язык как государственный» составлена на основании Конституции Российской Федерации; Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-Ф...