Рабочая программа по Бурятскому Языку 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Ухинова Алтына Вячеславовна

Примерная рабочая программа по бурятскому языку 8 класс "Алтаргана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                              Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «31» августа 2021 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

Е.С. Колмакова                                                                          от «31»  августа 2021 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «31» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по бурятскому языку как государственному языку

 

Класс: 8

Учитель: Ухинова Алтына Вячеславовна, учитель бурятского языка

Срок действия рабочей программы: 2021-2022 уч. год

с. Могойто

2021 г.

  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

     Рабочая программа по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия для 8 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Закон Республики Бурятия от 10 июня 1992 г. N 221-XII "О языках народов Республики Бурятия" (Статья 24 от 07.03.2014 № 278 -V).
  3.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».  
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. Программа по бурятскому языку как государственному языку РБ авторов: Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Содномовой Б.Д,  рекомендованной Минобрнауки РБ У-Удэ, изд. «Бэлиг», 2010.
  6. Регионального перечня учебников (учебных пособий), реализующих региональный компонент образования, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РБ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год.
  7. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко» для 5-9 классов.
  8. Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко».  

Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Содержание учебного предмета, курса  

3. Календарно-тематическое планирование

4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Рабочая программа  ориентирована на использование:

-Программы по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия для  2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения авторов С.Ц. Содномова, Р.С. Дылыковой, Б.Д. Содномовой. – У- У.: Бэлиг, 2019.

- Учебника  «Алтаргана» для 8 классов авторов С.Ц. Содномова, А.А. Надагурова. –У-У.: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2019 г.  

Обучение бурятскому языку на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности  ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной  и учебно – познавательной;

  • речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
  • языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения;
  • социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям бурятского народа с учетом этнокультурных особенностей региона; формирование умения представлять свою республику, культуру ее народов в условиях межкультурного общения;
  • компенсаторная компетенция – развитие умения получать и передавать информацию в условиях дефицита языковых средств;
  • учебно – познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений при самостоятельном изучении других языков и культур с использованием новых информационных технологий;

  - развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения бурятского языка и потребности пользоваться им как средством общения, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

       Основные содержательные линии данной программы: первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые (в том числе лингвострановедческие) знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные  ( в том числе страноведческие) знания, умения и навыки.

      Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа – носителя данного языка. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень общего гуманитарного образования. Поэтому изучению бурятского языка отводится существенная роль в решении важных задач в плане формирования толерантной личности в современных условиях развития нашего общества.

   Настоящая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Краткие сведения о бурятском языке.

Алфавит.; Знакомство. Приветствие; Человек и здоровье. Спорт.; Счет. Моя семья.; Осень. Природа осенью.; Учебные принадлежности; Одежда.; В магазине одежды.; Проверочная работа; Повторение.

16

2

Мой дом.

Адрес. ; Зима. Зимняя природа.; Сагаалган. Празднование Белого месяца; Пища. Утварь.; Университет. ВУЗы Бурятии.; Улаан-Удэ –столица Бурятии.; Бурятия. Районы Бурятии.; Байкал.; Полугодовая проверочная работа; Повторение

18

3

Почта.

Весна. Весенняя природа.; Домашние животные.; Доржи Банзаров – первый бурятский ученый.; Театр. Кино. ; Парикмахерская. ; Жизнь и творчество Х.Н.Намсараева; Проверочная работа

17

4

Музей.

Растения. Природа.; Истории родного края. ; Жизнь и творчество Д.А.Улзытуева; Устное народное творчество бурят.; Жизнь и творчество Агвана  Доржиева; Итоговая контрольная работа; Повторение.

17

               Всего:

68 часов

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

План

Факт

1

Краткие сведения о бурятском языке.

Алфавит.

1

Правильно произносить специфические бурятские звуки

Прочитать пословицы, поговорки

1

2

Знакомство. Приветствие

2

Уметь использовать в речи формы речевого этикета

Выражать извинение, просьбу, согласие/несогласие

Рассказывать о традиции общения у бурят

1-2

3

Человек и здоровье. Спорт.

3

Уметь составлять рассказ  о занятиях спортом, также о выдающихся спортсменах из Бурятии, из Баргузинской долины

2-3

4

Счет. Моя семья.

2

Рассказать свою родословную

Составлять рассказ, участвовать в диалоге про свою семью

Правильно использовать в речи числа

4

5

Осень. Природа осенью.

2

Использовать в речи названия деревьев, ягод, овощей. Составлять рассказ, участвовать в диалоге по теме «Осень»

5

6

Учебные принадлежности

2

Уметь рассказывать про свои учебные принадлежности, участвовать в диалоге

6

7

Одежда.

 В магазине одежды.

2

Выражать отказ, согласие, одобрение

Уметь описать свою одежду

Участвовать в диалоге

7

8

Проверочная работа

1

8

9

Повторение

1

8

10

Мой дом. Адрес.

2

Уметь рассказать про свой дом, улицу, село

Уметь отвечать на вопросы по данной теме

Описывать картину

Рассказать про традиционное жилище бурят

9

11

Зима. Зимняя природа.

2

Описывать картину

Участвовать в диалоге

Составлять рассказ по картине «Зимняя природа»

10

12

Сагаалган. Празднование Белого месяца.

2

Рассказать про традиции встречи Белого месяца

Выразительно читать благопожелания

Рассказать про восточный календарь - литэ

11

13

Пища. Утварь.

2

Правильно использовать в речи названия традиционных бурятских блюд, рассказать рецепты приготовления некоторых блюд

Выражать одобрение, восхищение

12

14

Университет. ВУЗы Бурятии.

2

Составлять диалог с использованием специальных вопросов

Рассказать про ВУЗы Бурятии

13

15

Улаан-Удэ –столица Бурятии.

2

Составлять рассказ про Улаан-Удэ, про достопримечательности города и историческое прошлое города

Участвовать в диалоге

14

16

Бурятия. Районы Бурятии.

2

Рассказать про Бурятию, про районы республики, используя сведения по топонимике составлять рассказы про курорты, заповедники и другие достопримечательности районов республики

15

17

Байкал.

1

Уметь составлять рассказ про озеро Байкал, растительный и животный мир Байкала

Уметь пересказывать легенды о Байкале и Анагаре

16

18

Полугодовая проверочная работа

1

16

19

Повторение

2

17

20

Почта.

2

Составлять диалог, участвовать в диалоге

Уметь предоставлять информацию про свое место жительства

Выражать слова приветствия, благодарности

18

21

Весна. Весенняя природа.

3

Составлять рассказ про времена года

Описывать весеннюю природу, используя названия птиц и животных своего края

19-20

22

Домашние животные.

2

Рассказывать про традиционные виды хозяйствования, перечислить 5 видов животных, относящихся «Табан хушуу мал»

20-21

23

Доржи Банзаров – первый бурятский ученый.

2

Составлять рассказ про про Д.Банзарова, используя сведения из романа Ч.Цыдендамбаева «Доржи –сын Банзара»

21-22

24

Театр. Кино.

2

Участвовать в диалоге

Отвечать на вопросы, правильно задавать вопросы по данной теме

Рассказать про театры Бурятии

22-23

25

Парикмахерская.

2

Составлять вопросы по тексту

Отвечать на вопросы , используя свои варианты ответов

Выражать благодарность и восхищение

23-24

26

Жизнь и творчество Х.Н.Намсараева

3

Подготовить пересказ эпизода

Составлять вопросы по заданному тексту

Выразительно читать по ролям

24-25

27

Проверочная работа

1

26

28

Музей.

3

Рассказать про музеи  г.Улан-Удэ

Участвовать в диалоге «Наш школьный музей»

26-27

29

Растения. Природа.

2

Рассказать про разнообразие растительного мира Бурятии, лекарственные растения нашего края

28

30

Из истории родного края.

2

Прочитать, пересказать текст

Объяснить происхождение топонимических названий своего района

29

31

Жизнь и творчество Д.А.Улзытуева

3

Выразительное читать стихотворение Д.Улзытуева «Наказ»

Составить рассказ про творчество поэта

30-31

32

Устное народное творчество бурят.

2

Рассказать о бурятском эпосе «Абай Гэсэр»

Правильно читать благопожелания

31-32

33

Жизнь и творчество Агвана  Доржиева

3

Рассказать про жизнь и деятельность А.Доржиева

Составить по тексту план пересказа

32-33

34

Итоговая контрольная работа

1

34

35

Повторение

1

34

              Итого:

68 часов

34 недели

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения бурятского языка в  8 классе учащиеся должны:

Личностные результаты:

-основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);

- особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка;

интонацию различных типов коммуникативных предложений;

- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в сфере общения на бурятском языке;

-роль владения вторым языком в регионе; особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа(известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях  бурятского народа и  других народов.

Метапредметные результаты:

в области говорения:

-начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять;

- расспрашивать  собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей республике;

- делать краткие сообщения, описывать события/явления ( в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

Предметные результаты:

- ориентироваться в тексте на бурятском языке; прогнозировать его содержание по заголовку;

- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные;  устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

- читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод),  оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

в области письма:

-писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы  речевого этикета, принятые в бурятском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по бурятскому языку как второму 2-4 классы

Рабочая программа  разработана  в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Планом действий по модернизаци...

рабочая программа по бурятскому языку, 5 - 6 классы

Рабочая прорамма по бурятскому языку по УМК "Алтаргана"...

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы...

Рабочая программа по бурятскому языку 7 класс

Основной целью обучения бурятскому языку в школе является осознание учащихся необходимости овладения бурятским языком как средством самовоспитания и самосовершенствования в духе национальных традиций ...

рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе

Рабочая программа по учебному предмету  содержит:планируемые результаты освоения учебного предмета,содержание учебного предмета;тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых н...

Рабочая программа по бурятскому языку УМК Амар мэндэ-э 4 класс

Рабочая программа по предмету «Бурятский язык как государственный» составлена на основании Конституции Российской Федерации; Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-Ф...