Рабочая программа по Бурятскому Языку 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Примерная рабочая программа по бурятскому языку 5 класс "Алтаргана"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «31» августа 2021 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
Е.С. Колмакова от «31» августа 2021 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«31» августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по бурятскому языку как государственному языку
Класс: 5
Учитель: Ухинова Алтына Вячеславовна, учитель бурятского языка
Срок действия рабочей программы: 2021-2022 уч. год
с. Могойто
2021 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия для 5 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Закон Республики Бурятия от 10 июня 1992 г. N 221-XII "О языках народов Республики Бурятия" (Статья 24 от 07.03.2014 № 278 -V).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Программа по бурятскому языку как государственному языку РБ авторов: Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Содномовой Б.Д, рекомендованной Минобрнауки РБ У-Удэ, изд. «Бэлиг», 2010.
- Регионального перечня учебников (учебных пособий), реализующих региональный компонент образования, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РБ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год.
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко» для 5-9 классов.
- Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета, курса
3. Календарно-тематическое планирование
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Рабочая программа ориентирована на использование:
-Программы по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения авторов С.Ц. Содномова, Р.С. Дылыковой, Б.Д. Содномовой. – У- У.: Бэлиг, 2019.
- Учебника «Алтаргана» для 5 классов авторов С.Ц. Содномова, А.А. Надагурова. –У-У.: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2019 г.
Обучение бурятскому языку на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно – познавательной;
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям бурятского народа с учетом этнокультурных особенностей региона; формирование умения представлять свою республику, культуру ее народов в условиях межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция – развитие умения получать и передавать информацию в условиях дефицита языковых средств;
- учебно – познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений при самостоятельном изучении других языков и культур с использованием новых информационных технологий;
- развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения бурятского языка и потребности пользоваться им как средством общения, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Основные содержательные линии данной программы: первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые (в том числе лингвострановедческие) знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные ( в том числе страноведческие) знания, умения и навыки.
Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа – носителя данного языка. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень общего гуманитарного образования. Поэтому изучению бурятского языка отводится существенная роль в решении важных задач в плане формирования толерантной личности в современных условиях развития нашего общества.
Настоящая программа рассчитана на 68 часов (2 раза в неделю)
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Угуулжэ hурагты. Общие сведения о фонетике; Сравнительная характеристика бурятских и русских звуков; Акцентная структура слова; Мужские и женские гласные; Закон гармонии гласных; Мягкие согласные; Долгий звук Ы; Проверочная работа; Повторение; Чтение букв Н и Г в потоке речи; Чтение буквы Х и h в потоке речи; Звук ОО; Чтение йотированных гласных; Дифтонги; Интонация общего вопроса; Интонация переспроса; Интонация перечисления; Интонация согласия, несогласия; Полугодовая проверочная работа; Повторение. | 34 |
2 | Манай булэ Имена существительные; Совместный падеж; Выражение принадлежности, возраста; Родительный падеж; Уменьшительно-ласкательные суффиксы; Слово-предложение; Имена прилагательные. Отрицательная частица гуй; Утвердительные частицы юм, даа; Проверочная работа. | 17 |
3 | Ажал худэлмэри. Ажал худэлмэри; Мэргэжэл. Профессии; Место работы моих родителей; Амтатай «Амта»; Традиционные виды занятий бурят; « В библиотеке».; « В магазине»; Итоговая контрольная работа ; Повторение. | 17 |
Всего: | 68 часов |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | План | Факт |
1 | Угуулжэ hурагты. Общие сведения о фонетике | 1 н | Правильно произносить специфические бурятские звуки Прочитать пословицы, поговорки
| 1 | |
2 | Сравнительная характеристика бурятских и русских звуков | 1-2 | Совершенствовать произношение и сравнивать звуки в русском и бурятском языках. Определить особенности их произношения. | 2 | |
3 | Акцентная структура слова | 2-3 | Совершенствовать произношение и сравнивать звуки, использовать тоническое ударение | 3 | |
4 | Мужские и женские гласные | 4 | Выявить особенности произношения и написания мужских и женских гласных | 2 | |
5 | Закон гармонии гласных | 5 | Совершенствовать произношение, используя закон сочетания гласных. Определить особенности их произношения. | 2 | |
6 | Мягкие согласные | 6 | Совершенствовать произношение йотированных букв обозначающих мягкость предшествующих согласных и сравнивать звуков особенности их произношения в русском и бурятском языках | 2 | |
7 | Долгий звук Ы | 7 | Совершенствовать произношение и сравнивать звуков [i], [i:] и [I:] в русском и бурятском языках. Определить особенности их произношения. | 2 | |
8 | Проверочная работа | 8 | 1 | ||
9 | Повторение | 8 | 1 | ||
10 | Чтение букв Н и Г в потоке речи | 9 | Правильное произношение звуков Н и Г Совершенствовать произношение и сравнивать звука [n], [n,], [н] | 2 | |
11 | Чтение буквы Х и h в потоке речи | 10 | Правильное произношение звуков Х и h Совершенствовать произношение и сравнивать звуки [x] и [x,]. | 2 | |
12 | Звук ОО | 11 | Правильное произношение звука ОО | 2 | |
13 | Чтение йотированных гласных | 12 | Совершенствовать произношение йотированных букв обозначающих мягкость предшествующих согласных и сравнивать звуки особенности их произношения в русском и бурятском языках | 2 | |
14 | Дифтонги | 13 | Научиться выражать согласие и несогласие. отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, используя дифтонги | 2 | |
15 | Интонация общего вопроса. Интонация переспроса | 14 | Соблюдение соответствующей интонации при постановке общего вопроса, при переспросе | 2 | |
16 | Интонация перечисления | 15 | Соблюдение соответствующей интонации при перечислении | 2 | |
17 | Интонация согласия, несогласия | 16 | Соблюдение соответствующей интонации при выражении согласия/ несогласия | 1 | |
18 | Полугодовая проверочная работа | 16 | 1 | ||
19 | Повторение | 17 | 2 | ||
20 | Манай булэ Имена существительные. Совместный падеж | 18 | Рассказать о семье Шагдаровых. Рассказать о членов семьи Даримы. Правильно использовать в своей речи личные и неличные существительные | 2 | |
21 | Выражение принадлежности, возраста | 19-20 | Рассказать как передается наличие предмета или лица у кого-либо в бурятском языке используя окончания совместного падежа. Рассказать о членах семьи своих друзей или знакомых. | 3 | |
22 | Родительный падеж | 20-21 | Рассказать каким образом передается отсутствие предмета или лица у кого-либо в бурятском языке используя отрицательную частицу -гүй. Поговорить о членах семьи своих друзей или знакомых. | 2 | |
23 | Уменьшительно-ласкательные суффиксы | 21-22 | Рассказать о членах семьи своих друзей или знакомых, использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы | 2 | |
24 | Слово-предложение | 22-23 | Использовать в речи слова-предложения для выражения принадлежности, согласия/ несогласия | 2 | |
25 | Имена прилагательные. Отрицательная частица гуй | 23-24 | Рассказать каким образом передается отсутствие предмета или лица у кого-либо в бурятском языке используя отрицательную частицу -гүй. Поговорить о членах семьи своих друзей или знакомых. | 2 | |
26 | Утвердительные частицы юм, даа | 24-25 | Написать письмо другу или подруге о семье своего друга \ подруги. Выразить согласие или несогласие. прочитать текст с пониманием основного содержания | 3 | |
27 | Проверочная работа | 26 | 1 | ||
28 | Ажал худэлмэри. | 26-27 | Расспросить своего одноклассника о его семье, использовать специальные вопросы. | 3 | |
29 | Мэргэжэл. Професии | 28 | Использовать в речи аффиксы личного притяжания 1-го, 2-го,3-го лица имен существительных. Рассказать о профессии своих родителей. | 2 | |
30 | Место работы моих родителей | 29 | Рассказать кем работают члены семьи, По картине рассказать о профессиях. | 2 | |
31 | Амтатай «Амта» | 30-31 | Делать краткие сообщения, описывать события, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услы- шанного, выражать свое отношение к прочитанному /услышанному. | 3 | |
32 | Традиционные виды занятий бурят | 31-32 | Понимать на слух основное содержание текста, уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные; рассказать о профессии родителей друга/подруги | 2 | |
33 | « В библиотеке». « В магазине» | 32-33 | Рассказать кто что делает, Попросить собеседника показать, отнести, взять предмет/вещь. | 3 | |
34 | Итоговая контрольная работа | 34 | 1 | ||
35 | Повторение | 34 | Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом | 1 | |
Итого: | 68 часов |
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения бурятского языка в 5 классе учащиеся должны:
Личностные результаты:
-основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); - особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка;
интонацию различных типов коммуникативных предложений;
- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в сфере общения на бурятском языке;
-роль владения вторым языком в регионе; особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа(известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях бурятского народа и других народов.
Метапредметные:
-начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о свеем городе/селе, своей республике;
- делать краткие сообщения, описывать события/явления( в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
-использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
в области аудирования:
- понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле-и радиопередач) и выделять значимую информацию;
-понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
-использовать переспрос, повторение просьбы;
Предметные результаты:
- ориентироваться в тексте на бурятском языке; прогнозировать его содержание по заголовку;
- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания(определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
- читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации ;
- заполнять анкеты и формуляры;
-писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в бурятском языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по бурятскому языку как второму 2-4 классы
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Планом действий по модернизаци...
рабочая программа по бурятскому языку, 5 - 6 классы
Рабочая прорамма по бурятскому языку по УМК "Алтаргана"...
Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы
Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы...
Рабочая программа по бурятскому языку 7 класс
Основной целью обучения бурятскому языку в школе является осознание учащихся необходимости овладения бурятским языком как средством самовоспитания и самосовершенствования в духе национальных традиций ...
рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе
Рабочая программа по учебному предмету содержит:планируемые результаты освоения учебного предмета,содержание учебного предмета;тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых н...
Рабочая программа по бурятскому языку УМК Амар мэндэ-э 4 класс
Рабочая программа по предмету «Бурятский язык как государственный» составлена на основании Конституции Российской Федерации; Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-Ф...