Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Путешествие с Лунтиком»
план-конспект

Соколова Лариса Анатольевна

Непрерывная образовательная деятельность проводилась с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (6-7 лет) в соответствии с задачами рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Подготовка к обучению грамоте».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_s_luntikom.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

раздел «Подготовка к обучению грамоте»

«Путешествие с  Лунтиком»

(подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

                                   

                                                                            Подготовила учитель-логопед

Соколова Лариса Анатольевна  

гп. Малиновский

2021г.

Тема занятия: «Путешествие с  Лунтиком»

Цель: Знакомство с согласными звуками [Л]-[Ль] и буквой Л.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

1.Сформировать умение дифференцировать согласные звуки [Л] и [Ль] на слух и в произношении в слогах, в словах, продолжать учить навыкам звукового анализа слов, упражнять детей в нахождении места звука в слове.

2.Упражнять в составлении предложений и схем к ним.

3.Учить различать букву Л среди других. Упражнять в  чтении слогов.

Коррекционно-развивающие: 

1.Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, слуховую память, мышление, общую моторику.

Коррекционно - воспитательные: 

1.Воспитывать навыки самоконтроля за правильным звукопроизношением в самостоятельной речи, эмоциональную отзывчивость, умение строить дружеские отношения с товарищами.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Форма организации детей: групповая

Виды детской деятельности: коммуникативная, поисково-исследовательская и познавательно-образовательная деятельность.

Количество детей: подгруппа 5 человек.

Методы и приёмы:

Словесный (приглашение, загадывание загадки, постановка проблемного вопроса, разъяснение, пояснение, вопросы)

Наглядный (показ презентации, слайд с интерактивной игрой, предметные картинки, сине-зелёные ладошки (игра «Светофор»), схемы позиции звука в слове на каждого ребёнка);

Игровой (дидактические игры, воображаемая ситуация);

Практический (самостоятельная работа детей использование слайдов мультимедийной презентации,  работа с предметными картинками, со схемой позиции звука в слове, самостоятельная работа в тетради).

Материалы и оборудование:

  • Ноутбук, проектор, интерактивная доска;
  • Авторская презентация и интерактивная игра «Вкусняшки для   Лунтика», с использованием интерактивной доски;
  • Предметные картинки со звуками «Л» и «Ль»
  • Схемы определения позиции звука в слове
  • Для рефлексии: на подносе изображения веселого и грустного Лунтика по количеству детей.
  • Сине-зелёные ладошки (игра «Светофор»)
  • Тетради на каждого ребёнка, карандаши.
  • Зеркала на каждого ребёнка.

Литература:

1.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет. - СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.-

2.Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.

Ход НОД

1. Организационный момент 

Логопед: Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Логопед: Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился.

2.Введение в тему

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. А как вы думаете кто?

(Ответы детей)

Логопед: Узнаете, если отгадаете загадку.

Я родился на Луне,

Оказался на Земле,

Много здесь завёл друзей,

Чтоб жилось мне веселей.

Про меня есть мультик,

А зовусь я…

Дети: ЛУНТИК!

СЛАЙД №2 (Появление Лунтика)

Лунтик: Ребята, у меня на земле  появилось много друзей. И все мы ходим в лесной садик, где узнаём много нового и интересного.  Вот и я сегодня  хочу вам предложить поиграть с новой буквой и звуками. А с какими,   догадайтесь сами.

Логопед: Ребята, Лунтик передал нам картинки-подсказки, подойдите к столу, возьмите по одной и  назовите её, выделяя первый звук в слове.

Дети: Лимон, лампа, Лунтик, луна, лиса.

Логопед: Вы догадались, с какими звуками, мы сегодня будем играть?

Дети: Со звуками [Л] и [Ль]

Логопед: Расскажите Лунтику, чем буквы отличаются от звуков?

Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.

Логопед: Ребята возьмите зеркала и давайте произнесём звуки [Л] и [Ль].При произнесении звука [Л]и [Ль] — губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.

Логопед: Что мы можем сказать, про эти звуки [Л] и [Ль], какие они?

Дети: Звук [Л] согласный, твёрдый, звонкий, звук [Ль] согласный, мягкий, звонкий.

Логопед: А как вы догадались, что эти звуки согласные?

Дети: Когда мы произносим, воздух встречает преграду.

Логопед: Какую преграду?

Дети: Язык.

Логопед: А почему вы считаете, что звуки [Л] и [Ль] звонкие?

Дети: Горлышко дрожит, поэтому эти звуки звонкие.

Логопед: А чем отличаются эти звуки друг от друга?

Дети: Звук [Л] твёрдый, а звук [Ль] мягкий.

Логопед: Ребята, Лунтик очень любит играть в игру «Светофор» и приглашает вас.

(Дети садятся за столы)

Логопед: Я вам буду называть звуки [Л], [Ль] в слогах, в словах, если вы услышите звук  [Л], то поднимите ладошку какого цвета?

Дети: Синего.

Логопед: А если услышите звук [Ль]

Дети: Ладошку зелёного цвета.

(л, ль, м, вь, л, сь, ла, ли, ба, лу, лапша, лимон, лампа, липа).

Логопед: Ребята, звуки любят прятаться в словах, а где  мы их можем найти?

Дети: В начале, в середине или в конце слова.

Логопед: Лунтик приготовил для вас интересную игру. Вам нужно выбрать схему, где спрятался звук [Л] и [Ль] и подобрать к ней картинку.

(Предметные картинки и схемы к ним: будильник, волк, лиса, лось, олень, телевизор, малина, слон, дятел)

Логопед: Ребята, пока мы выполняли задание, Лунтик сходил в магазин и купил разные вкусняшки, но не знает в какие пакеты положить. Поможем ему?

(Интерактивная игра «Вкусняшки для Лунтика». Дифференциация  звуков [Л]-[Ль] в словах)

Логопед: Вкусняшки со звуком [Л] в какой пакет положим?        

Дети: В синий, а кусняшки со звуком [Ль] в зелёный пакет.

(картинки: клубника, лимон, шоколад, леденцы, лаваш, свекла)

(При нажатии пальцем на картинку, в названии которой слышится [Л, картинка перемещается в синий пакет, соответственно, картинка, в названии которой слышится [Ль] – в зелёный)

Логопед: Молодцы, справились!

Логопед: Ребята, а откуда появился Лунтик?

Дети: Он свалился с луны.

Логопед: Давайте с вами сделаем звуковой анализ слова ЛУНА

(Дети в тетрадях выполняют звуковой анализ слова)

Логопед: Скажите слово ЛУНА так, чтобы услышали первый звук, назовите его.

- Что вы можете сказать об этом звуке?

- Какой второй звук в слове ЛУНА?

- Что вы можете сказать об этом звуке?

- Почему он гласный?

- Какой третий звук в слове ЛУНА?

- Что вы можете сказать об этом звуке?

- Какой последний звук в слове ЛУНА?

- Сколько звуков в слове ЛУНА?

- Сколько слогов в слове ЛУНА?

- Почему? (ответы детей)

Дети: А мы знаем, сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

Логопед: А сейчас Лунтик  предлагает вам составить предложения со словами «Лунтик» и «луна» и выполнить схемы предложений в тетрадях.

(Дети составляют свои предложения  и в тетрадях выполняют схему своего предложения)

Логопед: Ребята, а звуки [Л], [Ль] на письме какую букву обозначают?

Дети: Букву Л.

(На экране появляется буква Л)

Логопед: Давайте в воздухе ее пропишем. На что она похожа?

(Ответы детей)

Логопед: Ребята, Лунтик перепутал все буквы, найдите букву Л среди других букв.

(Дети выполняют задание, буквы разбросаны на столе)

Логопед: А сейчас переверните буквы Л и прочитайте слоги.

(Дети читают слоги с буквой Л: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛИ,ЛЯ)

Рефлексия.

Логопед: Ребята,   Лунтик с какими звуками и буквой вас познакомил?

Дети: Со звуками [Л], [Ль] и буквой Л.

Логопед: Вспомните  и назовите слова со звуками [Л], [Ль].

Логопед: Если ребята вам было все понятно и интересно, то возьмите картинку с весёлым Лунтиком, если что – то не поняли и было скучно, то с грустным.

(Ответы детей, почему именно взяли такую картинку)

Логопед: Что вызвало у тебя затруднения? А тебе что больше всего понравилось? (грустный Лунтик)

А что тебе больше всего понравилось?

Логопед: Ребята,  вы меня порадовали, дружно выполняли задания и у вас все получились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие Лунтика и его друзей на Землю

Интегрированный урок русского языка, математики и биологии в 5-7 классах...

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейка"

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейка" с использования игровых приемов рассчитан на детей 6-7 лет для занятий в Школе раннего развития при учреждении дополнительного обр...

Мастер - класс по подготовке к обучению грамоте "Путешествие по стране звуков и букв"

Данный мастер - класс разработан совместно учителем - дефектологом и учителем - логопедом. Цель мастер – класса:сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов гру...

Непосредственно- образовательная деятельность Подготовка к обучению грамоте. «Путешествие в лесную школу»

Цель:- Формировать навыки четкого различения и произношения звуков «л-ль» в слогах,  словах, фразах          -Сравнивать характеристики этих звуков-Уп...

Непосредственно-образовательная деятельность Подготовка к обучению грамоте. «Путешествие по планете Волшебных звуков»

Цель:- Формировать навыки четкого различения и произношениязвуков «з-зь» в слогах, словах, фразах          - Сравнивать характеристики этих звуков...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с подгруппой детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие к Лунтику».

Направление: Коммуникация, Познание, Художественное творчество: лепка из пластилина.Форма организации: совместная деятельностьс подгруппой детей 5-6 лет, путешествие.Цель: Формирование  коммуника...