Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Путешествие с Лунтиком»
план-конспект
Непрерывная образовательная деятельность проводилась с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (6-7 лет) в соответствии с задачами рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Подготовка к обучению грамоте».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_puteshestvie_s_luntikom.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
раздел «Подготовка к обучению грамоте»
«Путешествие с Лунтиком»
(подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Подготовила учитель-логопед
Соколова Лариса Анатольевна
гп. Малиновский
2021г.
Тема занятия: «Путешествие с Лунтиком»
Цель: Знакомство с согласными звуками [Л]-[Ль] и буквой Л.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.Сформировать умение дифференцировать согласные звуки [Л] и [Ль] на слух и в произношении в слогах, в словах, продолжать учить навыкам звукового анализа слов, упражнять детей в нахождении места звука в слове.
2.Упражнять в составлении предложений и схем к ним.
3.Учить различать букву Л среди других. Упражнять в чтении слогов.
Коррекционно-развивающие:
1.Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, слуховую память, мышление, общую моторику.
Коррекционно - воспитательные:
1.Воспитывать навыки самоконтроля за правильным звукопроизношением в самостоятельной речи, эмоциональную отзывчивость, умение строить дружеские отношения с товарищами.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма организации детей: групповая
Виды детской деятельности: коммуникативная, поисково-исследовательская и познавательно-образовательная деятельность.
Количество детей: подгруппа 5 человек.
Методы и приёмы:
Словесный (приглашение, загадывание загадки, постановка проблемного вопроса, разъяснение, пояснение, вопросы)
Наглядный (показ презентации, слайд с интерактивной игрой, предметные картинки, сине-зелёные ладошки (игра «Светофор»), схемы позиции звука в слове на каждого ребёнка);
Игровой (дидактические игры, воображаемая ситуация);
Практический (самостоятельная работа детей использование слайдов мультимедийной презентации, работа с предметными картинками, со схемой позиции звука в слове, самостоятельная работа в тетради).
Материалы и оборудование:
- Ноутбук, проектор, интерактивная доска;
- Авторская презентация и интерактивная игра «Вкусняшки для Лунтика», с использованием интерактивной доски;
- Предметные картинки со звуками «Л» и «Ль»
- Схемы определения позиции звука в слове
- Для рефлексии: на подносе изображения веселого и грустного Лунтика по количеству детей.
- Сине-зелёные ладошки (игра «Светофор»)
- Тетради на каждого ребёнка, карандаши.
- Зеркала на каждого ребёнка.
Литература:
1.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет. - СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.-
2.Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.
Ход НОД
1. Организационный момент
Логопед: Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Логопед: Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился.
2.Введение в тему
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. А как вы думаете кто?
(Ответы детей)
Логопед: Узнаете, если отгадаете загадку.
Я родился на Луне,
Оказался на Земле,
Много здесь завёл друзей,
Чтоб жилось мне веселей.
Про меня есть мультик,
А зовусь я…
Дети: ЛУНТИК!
СЛАЙД №2 (Появление Лунтика)
Лунтик: Ребята, у меня на земле появилось много друзей. И все мы ходим в лесной садик, где узнаём много нового и интересного. Вот и я сегодня хочу вам предложить поиграть с новой буквой и звуками. А с какими, догадайтесь сами.
Логопед: Ребята, Лунтик передал нам картинки-подсказки, подойдите к столу, возьмите по одной и назовите её, выделяя первый звук в слове.
Дети: Лимон, лампа, Лунтик, луна, лиса.
Логопед: Вы догадались, с какими звуками, мы сегодня будем играть?
Дети: Со звуками [Л] и [Ль]
Логопед: Расскажите Лунтику, чем буквы отличаются от звуков?
Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.
Логопед: Ребята возьмите зеркала и давайте произнесём звуки [Л] и [Ль].При произнесении звука [Л]и [Ль] — губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.
Логопед: Что мы можем сказать, про эти звуки [Л] и [Ль], какие они?
Дети: Звук [Л] согласный, твёрдый, звонкий, звук [Ль] согласный, мягкий, звонкий.
Логопед: А как вы догадались, что эти звуки согласные?
Дети: Когда мы произносим, воздух встречает преграду.
Логопед: Какую преграду?
Дети: Язык.
Логопед: А почему вы считаете, что звуки [Л] и [Ль] звонкие?
Дети: Горлышко дрожит, поэтому эти звуки звонкие.
Логопед: А чем отличаются эти звуки друг от друга?
Дети: Звук [Л] твёрдый, а звук [Ль] мягкий.
Логопед: Ребята, Лунтик очень любит играть в игру «Светофор» и приглашает вас.
(Дети садятся за столы)
Логопед: Я вам буду называть звуки [Л], [Ль] в слогах, в словах, если вы услышите звук [Л], то поднимите ладошку какого цвета?
Дети: Синего.
Логопед: А если услышите звук [Ль]
Дети: Ладошку зелёного цвета.
(л, ль, м, вь, л, сь, ла, ли, ба, лу, лапша, лимон, лампа, липа).
Логопед: Ребята, звуки любят прятаться в словах, а где мы их можем найти?
Дети: В начале, в середине или в конце слова.
Логопед: Лунтик приготовил для вас интересную игру. Вам нужно выбрать схему, где спрятался звук [Л] и [Ль] и подобрать к ней картинку.
(Предметные картинки и схемы к ним: будильник, волк, лиса, лось, олень, телевизор, малина, слон, дятел)
Логопед: Ребята, пока мы выполняли задание, Лунтик сходил в магазин и купил разные вкусняшки, но не знает в какие пакеты положить. Поможем ему?
(Интерактивная игра «Вкусняшки для Лунтика». Дифференциация звуков [Л]-[Ль] в словах)
Логопед: Вкусняшки со звуком [Л] в какой пакет положим?
Дети: В синий, а кусняшки со звуком [Ль] в зелёный пакет.
(картинки: клубника, лимон, шоколад, леденцы, лаваш, свекла)
(При нажатии пальцем на картинку, в названии которой слышится [Л, картинка перемещается в синий пакет, соответственно, картинка, в названии которой слышится [Ль] – в зелёный)
Логопед: Молодцы, справились!
Логопед: Ребята, а откуда появился Лунтик?
Дети: Он свалился с луны.
Логопед: Давайте с вами сделаем звуковой анализ слова ЛУНА
(Дети в тетрадях выполняют звуковой анализ слова)
Логопед: Скажите слово ЛУНА так, чтобы услышали первый звук, назовите его.
- Что вы можете сказать об этом звуке?
- Какой второй звук в слове ЛУНА?
- Что вы можете сказать об этом звуке?
- Почему он гласный?
- Какой третий звук в слове ЛУНА?
- Что вы можете сказать об этом звуке?
- Какой последний звук в слове ЛУНА?
- Сколько звуков в слове ЛУНА?
- Сколько слогов в слове ЛУНА?
- Почему? (ответы детей)
Дети: А мы знаем, сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
Логопед: А сейчас Лунтик предлагает вам составить предложения со словами «Лунтик» и «луна» и выполнить схемы предложений в тетрадях.
(Дети составляют свои предложения и в тетрадях выполняют схему своего предложения)
Логопед: Ребята, а звуки [Л], [Ль] на письме какую букву обозначают?
Дети: Букву Л.
(На экране появляется буква Л)
Логопед: Давайте в воздухе ее пропишем. На что она похожа?
(Ответы детей)
Логопед: Ребята, Лунтик перепутал все буквы, найдите букву Л среди других букв.
(Дети выполняют задание, буквы разбросаны на столе)
Логопед: А сейчас переверните буквы Л и прочитайте слоги.
(Дети читают слоги с буквой Л: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛИ,ЛЯ)
Рефлексия.
Логопед: Ребята, Лунтик с какими звуками и буквой вас познакомил?
Дети: Со звуками [Л], [Ль] и буквой Л.
Логопед: Вспомните и назовите слова со звуками [Л], [Ль].
Логопед: Если ребята вам было все понятно и интересно, то возьмите картинку с весёлым Лунтиком, если что – то не поняли и было скучно, то с грустным.
(Ответы детей, почему именно взяли такую картинку)
Логопед: Что вызвало у тебя затруднения? А тебе что больше всего понравилось? (грустный Лунтик)
А что тебе больше всего понравилось?
Логопед: Ребята, вы меня порадовали, дружно выполняли задания и у вас все получились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие Лунтика и его друзей на Землю
Интегрированный урок русского языка, математики и биологии в 5-7 классах...
Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейка"
Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейка" с использования игровых приемов рассчитан на детей 6-7 лет для занятий в Школе раннего развития при учреждении дополнительного обр...
" Сказка про то, как Лунтик спас лес от пожара"
Конкурсная работа...
Мастер - класс по подготовке к обучению грамоте "Путешествие по стране звуков и букв"
Данный мастер - класс разработан совместно учителем - дефектологом и учителем - логопедом. Цель мастер – класса:сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов гру...
Непосредственно- образовательная деятельность Подготовка к обучению грамоте. «Путешествие в лесную школу»
Цель:- Формировать навыки четкого различения и произношения звуков «л-ль» в слогах, словах, фразах -Сравнивать характеристики этих звуков-Уп...
Непосредственно-образовательная деятельность Подготовка к обучению грамоте. «Путешествие по планете Волшебных звуков»
Цель:- Формировать навыки четкого различения и произношениязвуков «з-зь» в слогах, словах, фразах - Сравнивать характеристики этих звуков...
Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с подгруппой детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие к Лунтику».
Направление: Коммуникация, Познание, Художественное творчество: лепка из пластилина.Форма организации: совместная деятельностьс подгруппой детей 5-6 лет, путешествие.Цель: Формирование коммуника...