Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект
Программное содержание:
Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш;
Задачи:
Образовательные:
-совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш;
-развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах, чистоговорках;
-упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Развивающие:
-способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;
-способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;
-развивать артикуляционную моторику;
-способствовать развитию координации речи с движением;
-способствовать развитию зрительной памяти;
Воспитательные:
-продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу;
-воспитывать интерес к занятиям;
-соблюдать правила поведения на занятии;
Материал: презентация, картинки в названии которых есть звуки Ж и Ш;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дифференциация звуков ж-ш | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по речевому развитию
в старшей группе
на тему:
«Звуковая культура речи:
дифференциация звуков «Ж» - «Ш»
Подготовила воспитатель:
Садыкова М. А.
Москва,2021г.
Программное содержание:
Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш;
Задачи:
Образовательные:
-совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш;
-развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах, чистоговорках;
-упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Развивающие:
-способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;
-способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;
-развивать артикуляционную моторику;
-способствовать развитию координации речи с движением;
-способствовать развитию зрительной памяти;
Воспитательные:
-продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу;
-воспитывать интерес к занятиям;
-соблюдать правила поведения на занятии;
Материал: презентация, картинки в названии которых есть звуки Ж и Ш;
Ход занятия:
В.: Ребята, давайте вспомним стихотворение про то, как надо говорить и вести себя:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними.
В.: Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы хорошо выговаривать звуки разомнём язычок.
Артикуляционные упражнения
«Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.
«Трубочка»
Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10. Чередование «Заборчик» - «Трубочка» «Открыть – закрыть заборчик
- А теперь, ребята, чтобы узнать о каких звуках идет речь, отгадайте загадки:
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползёт … (змея) (достаёт картинку змеи)
В.: А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш…
Давайте обозначим его таким движением - зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).
Как шипит змея?
Давайте, пошипим тихо…, а теперь громко…., и еще громче.
В.: А теперь отгадайте другую загадку:
В темноте летает кто-то,
Издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт картинку жука)
В.: А какая песенка у жука? Правильно, Ж-Ж-Ж-Ж...
Давайте, обозначим его таким движением - поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).
-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].
-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?
-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.
- Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)
-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)
- А теперь звук – ш-ш-ш.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)
- Чем похожи эти звуки? (оба звука – всегда твердые, согласные).
В.: Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.) Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)
В.: А сейчас мы поиграем в игру «Повтори не ошибись». (Воспитатель проговаривает чистоговорку а ребёнок повторяет.) Произносим отчетливо, проговариваем правильно.
Ша-Ша-Ша наша Нюша хороша.
Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.
Шу-Шу-Шу шубу я ношу.
Аш-Аш-Аш мы доделали шалаш.
Аж-Аж-Аж есть у нас багаж.
Ыш-Ыш-Ыш плачет наш малыш.
Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж.
Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ.
Ушу-Ушу-Ушу скушай быстро грушу.
Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок.
Ошка-Ошка-Ошка на окошке кошка.
Жа-Жа-Жа - тут ежата у ежа;
Ша – Ша – Ша– моет мама малыша;
Жу – Жу – Жу – я вам сказку расскажу;
Ши-Ши-Ши - любят песни малыши;
Аж – Аж – Аж – летом все идут на пляж;
Аш – Аш – Аш – есть у Кати карандаш.
Жа – Жа – Жа, мы видели ежа,
Ша – Ша – Ша, у меня лапша,
Жи – Жи – Жи, у меня ножи,
Ши – Ши – Ши, это малыши.
Жу – Жу – Жу, на лужок хожу,
Шу – Шу – Шу, я флажком машу,
Жок – Жок – Жок, у меня флажок,
Шок – Шок – Шок, у меня пушок.
(Индивидуальные и хоровые ответы детей).
А сейчас я вам предлагаю немного размяться.
Физ. минутка.
Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)
Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)
Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)
И жужжу, жужжу, жужжу…
На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)
Приседаю, выпрямляюсь.
Ручки в пояс, ножки врозь
Ножки прямо, ножки – вкось!
Моя песенка – жужжала (развести руки, поднять плечики)
Надоела всем. А ж-ж-жалко!
В.: Молодцы. Давайте будем играть дальше.
Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».
Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, прожужжите ж-ж-ж-ж, если услышите в слове звук Ш, прошипите ш-ш-ш-ш.
Слова:
машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишня, флажок, мышка, нож, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш, журавль, ёж, джинсы, шапка, пиджак, шар, крыша, жираф, шина, живот, кошка, шишка, школа, лыжи, шуба, флажок, крыжовник, квакушка, дружба, ландыш, ножницы, дождик, каштан, пшеница, пирожное, художник.
В.: Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.
«Добавь слово»
В.: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.
- И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по… (животикам).
- Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот).
- И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)
- Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему… (поможет).
- Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)
- Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на… (машине).
- Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень (жарко)
В.: -Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.
В.: -А следующее задание называется «Замени звук [Ш] на [Ж]»
В.: -Я буду вам читать слова со звуками «Ш», а вы должны будете звук «Ш» заменить на звук «Ж»
Шар – жар, шить -, шаль -, шитье -, уши -, Луша -, машет -, нашивка - …
В.: -Молодцы ребята.
Игра «Большой-маленький».
Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
В.: -Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький.
Например: снег-снежок
Слова:
утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок, медведь-медвежонок, книга-книжечка.
В.: -И последняя игра, которая называется «Четвертый лишний». Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «Ж-Ш», которые прячутся в начале, в середине и конце слова, одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.
Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему? (лошадь).
Картинки: желудь, шиповник, ландыш, шляпа. Какая картинка лишняя, почему? (желудь).
Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему? (ножницы ).
Рефлексия
-Ребята, с какими звуками мы сейчас работали? (Звуки Ж и Ш).
-Давайте, вспомним, как произносятся эти звуки.
-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ж-ш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Дикие животные».
Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, б...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.
Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение в звуковом ...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей с онр по теме "Транспорт"
В даннам конспекте представлена работа над лексико-грамматической стороной речи и связной речью в старшей логопедической группе по теме "Транспорт"....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ"
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. Продолжать развивать память, мышление через игры ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...