конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей с онр по теме "Транспорт"
план-конспект урока по теме
В даннам конспекте представлена работа над лексико-грамматической стороной речи и связной речью в старшей логопедической группе по теме "Транспорт".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_konspekt_zanyatiya_dlya_starshey_gruppy_s_onr_-_kopiya.docx | 24.56 КБ |
1_konspekt_zanyatiya_dlya_starshey_gruppy_s_onr_-_kopiya.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление словаря и знаний по теме «Транспорт»;
- познакомить с разными видами транспорта (железнодорожный, водный, воздушный, наземный);
- познакомить с новыми словами (железная дорога, машинист, локомотив,
товарный поезд, пассажирский поезд);
- упражнять в согласовании числительных и существительных;
- учить образовывать приставочные глаголы;
- учить правильно употреблять сравнительную степень прилагательных;
- упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с союзом для того чтобы.
- учить составлять описательные рассказы по плану-схеме.
Коррекционно-развивающие:
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать фонематические процессы;
- развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к различным видам транспорта;
- воспитывать чувство товарищества, доброты, взаимопомощи.
Предварительная работа: наблюдение за транспортом, проведение различных упражнений по развитию речи и окружающему миру по теме «Транспорт»; организация сюжетно-ролевых и настольно-печатных игр по теме; разучивание стихотворений и загадок, блок занятий по обучению рассказыванию о предметах с опорой на схему по темам: фрукты, овощи, игрушки, одежда.
Оборудование: костюм Гнома, игрушки по теме, детский велосипед, фланелеграфы, наборы геометрических фигур, план-схема, диск со звуковыми отрывками, предметные картинки, макет поезда.
Ход занятия
- Организационный момент.
Дети, взявшись за руки, стоят в кругу.
- Сегодня замечательный день и настроение у меня тоже замечательное. Я хочу поделиться этим настроением с вами. (Легкое сжатие руки передается детям по цепочке.)
2. Основная часть.
Стук в дверь. Входит ребенок в костюме гнома.
- Здравствуй, Гном! Как ты здесь оказался?
Гном: - Я впервые оказался в городе и увидел здесь много интересного и удивительного.
- Что же удивительного ты увидел в городе?
Гном: В городе я увидел большую гусеницу. В нашем лесу таких гусениц нет. Послушайте, как она поет.
Включается фонограмма звука движущегося поезда.
- Что же это за гусеница?
Дети: - Это поезд.
Выставляется поезд.
- Поездом управляет машинист. Первый вагон поезда называется локомотив. В нем находится машинист и управляет поездом.
- Поезд передвигается по железной дороге. Это железнодорожный транспорт. Наш поезд повезет груз.
Выставляются картинки: автобус, танк, лодка, велосипед.
- Что повезет наш поезд, назовите одним словом. (Транспорт.)
- В первом вагоне поедет транспортное средство, в котором один слог, во втором слово с двумя слогами, в третьем с тремя, в четвертом с четырьмя.
Дети делят слова на слоги и загружают поезд.
- Наш поезд повезет груз, значит он товарный. А если поезд перевозит пассажиров, он какой? (Пассажирский.)
Гном: А еще я в городе видел огромную белую черепаху. Она плыла по реке и пела песенку. В нашем лесу таких черепах не. Послушайте, как она поет.
Звучит фонограмма гудка парохода.
- Что это? (Пароход.)
- А что еще Гном мог увидеть на реке?
Игра «Сосчитай и называй».
Выставляются картинки : пять лодок, два плота, один парусник, два катера, пять кораблей.
- Эти транспортные средства передвигаются по воде, значит это какой транспорт? (Водный.)
Гном: - А еще я в городе видел огромную птицу. Она летит и поет. В нашем лесу таких птиц нет.
- А как вы думаете, что это за птица? (Выслушиваются предположения детей.)
- Давайте послушаем ее песенку и проверим ваши предположения. Включается фонограмма звука летящего самолета.
- Что это за птица?
- Давайте сравним птицу и самолет.
Игра «Добавь слово».
Птица летит высоко, а самолет еще … выше.
Птица летит далеко, а самолет еще … дальше.
Птица летит быстро, а самолет еще … быстрее.
Птица поет громко, а самолет гудит еще … громче.
У птицы крылья большие, а у самолета еще … больше.
У птицы крылья мощные, а у самолета еще … мощнее.
- А каких транспортных средств не было в небе, когда Гном гулял.
По картинкам: не было вертолетов, ракет, воздушных шаров, самолетов.
- Этот транспорт передвигается по воздуху, значит он какой? (Воздушный.)
- Давайте вместе с Гномом полетаем на самолетах. Кто управляет самолетом? (Пилот, летчик.) Значит мы кто? (Пилоты, летчики.)
Физкультурная минутка.
Собираюсь я в полет (Шагают на месте.)
Полетит мой самолет. (Вытягивают руки вперед и соединяют ладони.)
Правое крыло отвел, (Правую руку в сторону.)
Левое крыло отвел, (Левую руку в сторону.)
А потом мотор завел. (Круговые движения руками перед грудью.)
Полетали, покружились (Изображают полет самолета.)
И на место приземлились. (Садятся на корточки.)
Гном: - В городе я увидел много больших жуков. Они быстро ползают по улицам и поют песенки. В нашем лесу таких жуков нет.
- Как вы думаете, что это за жуки?
- Давайте послушаем их песенку.
Включается фонограмма звука проезжающих машин.
- Что это? (Машины.)
- Как вы думаете, какие машины Гном мог увидеть в городе? (Пожарную машину, грузовик, скорую помощь … .)
- Давайте построим эти машины из геометрических фигур и расскажем о них Гному.
Конструирование из геометрических фигур.
- Что ты построил?
- Я построил пожарную машину. (Грузовик, скорую помощь, такси ... )
- Для чего нужна пожарная машина (Грузовик, скорая помощь, такси … )
- Эти транспортные средства передвигаются по земле, значит это какой транспорт? (Наземный.)
- Давайте покатаемся на этих машинах. Кто управляет машиной? (Водитель,шофер.)
- Значит кем мы будем? (Водителями, шоферами.)
- Заводим машины: джжжжжж и поехали.
Дети изображают езду на автомобиле.
- Стоп! Мы приехали в гараж. Давайте понаблюдаем за машиной.
Игра «Подбери нужное слово» по демонстрации действий.
Машина в гараж … (заезжает), машина из гаража …(выезжает), машина вокруг гаража …(объезжает), машина к гаражу …(подъезжает), машина от гаража …(отъезжает), машина на мост …(въезжает), машина с моста …(съезжает).
Гном: Мне уже пора идти домой.
- А где твой дом?
Гном: Далеко в лесу.
- А на каком транспорте Гном сам может быстро доехать до дома. (На велосипеде.)
Гном: - А что такое велосипед?
Вывешивается картинка с изображением велосипеда и план-схема.
- Давайте расскажем Гному о велосипеде по плану-схеме.
Дети отвечают на вопросы полными предложениями.
- Как называется транспортное средство?
- Из каких частей состоит?
- Чем приводится в движение?
- Вид транспорта.
- Кто управляет этим видом транспорта?
- Какую пользу приносит человеку?
-Повторите весь рассказ о велосипеде, используя план.
- А вот у нас есть настоящий велосипед. Он такой же, как на картинке? (Нет.)
- Расскажите о нем по нашему плану.
Рассказ о детском трехколесном велосипеде по плану-схеме.
Гном: Спасибо вам ребята за помощь. Я от вас узнал много интересного о транспорте. Мне пора, меня ждут дома. До свидания!
Гном садится на велосипед и уезжает.
3. Итог.
-Как вы думаете, какое настроение у Гнома? Почему?
- О чем мы ему рассказывали?
- Понравилась вам встреча с Гномом?
- Что вам понравилось больше всего?
- Вы хорошо занимались. Я вами очень довольна.
Предварительный просмотр:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление словаря и знаний по теме «Транспорт»;
- познакомить с разными видами транспорта (железнодорожный, водный, воздушный, наземный);
- познакомить с новыми словами (железная дорога, машинист, локомотив,
товарный поезд, пассажирский поезд);
- упражнять в согласовании числительных и существительных;
- учить образовывать приставочные глаголы;
- учить правильно употреблять сравнительную степень прилагательных;
- упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с союзом для того чтобы.
- учить составлять описательные рассказы по плану-схеме.
Коррекционно-развивающие:
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать фонематические процессы;
- развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к различным видам транспорта;
- воспитывать чувство товарищества, доброты, взаимопомощи.
Предварительная работа: наблюдение за транспортом, проведение различных упражнений по развитию речи и окружающему миру по теме «Транспорт»; организация сюжетно-ролевых и настольно-печатных игр по теме; разучивание стихотворений и загадок, блок занятий по обучению рассказыванию о предметах с опорой на схему по темам: фрукты, овощи, игрушки, одежда.
Оборудование: костюм Гнома, игрушки по теме, детский велосипед, фланелеграфы, наборы геометрических фигур, план-схема, диск со звуковыми отрывками, предметные картинки, макет поезда.
Ход занятия
- Организационный момент.
Дети, взявшись за руки, стоят в кругу.
- Сегодня замечательный день и настроение у меня тоже замечательное. Я хочу поделиться этим настроением с вами. (Легкое сжатие руки передается детям по цепочке.)
2. Основная часть.
Стук в дверь. Входит ребенок в костюме гнома.
- Здравствуй, Гном! Как ты здесь оказался?
Гном: - Я впервые оказался в городе и увидел здесь много интересного и удивительного.
- Что же удивительного ты увидел в городе?
Гном: В городе я увидел большую гусеницу. В нашем лесу таких гусениц нет. Послушайте, как она поет.
Включается фонограмма звука движущегося поезда.
- Что же это за гусеница?
Дети: - Это поезд.
Выставляется поезд.
- Поездом управляет машинист. Первый вагон поезда называется локомотив. В нем находится машинист и управляет поездом.
- Поезд передвигается по железной дороге. Это железнодорожный транспорт. Наш поезд повезет груз.
Выставляются картинки: автобус, танк, лодка, велосипед.
- Что повезет наш поезд, назовите одним словом. (Транспорт.)
- В первом вагоне поедет транспортное средство, в котором один слог, во втором слово с двумя слогами, в третьем с тремя, в четвертом с четырьмя.
Дети делят слова на слоги и загружают поезд.
- Наш поезд повезет груз, значит он товарный. А если поезд перевозит пассажиров, он какой? (Пассажирский.)
Гном: А еще я в городе видел огромную белую черепаху. Она плыла по реке и пела песенку. В нашем лесу таких черепах не. Послушайте, как она поет.
Звучит фонограмма гудка парохода.
- Что это? (Пароход.)
- А что еще Гном мог увидеть на реке?
Игра «Сосчитай и называй».
Выставляются картинки : пять лодок, два плота, один парусник, два катера, пять кораблей.
- Эти транспортные средства передвигаются по воде, значит это какой транспорт? (Водный.)
Гном: - А еще я в городе видел огромную птицу. Она летит и поет. В нашем лесу таких птиц нет.
- А как вы думаете, что это за птица? (Выслушиваются предположения детей.)
- Давайте послушаем ее песенку и проверим ваши предположения. Включается фонограмма звука летящего самолета.
- Что это за птица?
- Давайте сравним птицу и самолет.
Игра «Добавь слово».
Птица летит высоко, а самолет еще … выше.
Птица летит далеко, а самолет еще … дальше.
Птица летит быстро, а самолет еще … быстрее.
Птица поет громко, а самолет гудит еще … громче.
У птицы крылья большие, а у самолета еще … больше.
У птицы крылья мощные, а у самолета еще … мощнее.
- А каких транспортных средств не было в небе, когда Гном гулял.
По картинкам: не было вертолетов, ракет, воздушных шаров, самолетов.
- Этот транспорт передвигается по воздуху, значит он какой? (Воздушный.)
- Давайте вместе с Гномом полетаем на самолетах. Кто управляет самолетом? (Пилот, летчик.) Значит мы кто? (Пилоты, летчики.)
Физкультурная минутка.
Собираюсь я в полет (Шагают на месте.)
Полетит мой самолет. (Вытягивают руки вперед и соединяют ладони.)
Правое крыло отвел, (Правую руку в сторону.)
Левое крыло отвел, (Левую руку в сторону.)
А потом мотор завел. (Круговые движения руками перед грудью.)
Полетали, покружились (Изображают полет самолета.)
И на место приземлились. (Садятся на корточки.)
Гном: - В городе я увидел много больших жуков. Они быстро ползают по улицам и поют песенки. В нашем лесу таких жуков нет.
- Как вы думаете, что это за жуки?
- Давайте послушаем их песенку.
Включается фонограмма звука проезжающих машин.
- Что это? (Машины.)
- Как вы думаете, какие машины Гном мог увидеть в городе? (Пожарную машину, грузовик, скорую помощь … .)
- Давайте построим эти машины из геометрических фигур и расскажем о них Гному.
Конструирование из геометрических фигур.
- Что ты построил?
- Я построил пожарную машину. (Грузовик, скорую помощь, такси ... )
- Для чего нужна пожарная машина (Грузовик, скорая помощь, такси … )
- Эти транспортные средства передвигаются по земле, значит это какой транспорт? (Наземный.)
- Давайте покатаемся на этих машинах. Кто управляет машиной? (Водитель,шофер.)
- Значит кем мы будем? (Водителями, шоферами.)
- Заводим машины: джжжжжж и поехали.
Дети изображают езду на автомобиле.
- Стоп! Мы приехали в гараж. Давайте понаблюдаем за машиной.
Игра «Подбери нужное слово» по демонстрации действий.
Машина в гараж … (заезжает), машина из гаража …(выезжает), машина вокруг гаража …(объезжает), машина к гаражу …(подъезжает), машина от гаража …(отъезжает), машина на мост …(въезжает), машина с моста …(съезжает).
Гном: Мне уже пора идти домой.
- А где твой дом?
Гном: Далеко в лесу.
- А на каком транспорте Гном сам может быстро доехать до дома. (На велосипеде.)
Гном: - А что такое велосипед?
Вывешивается картинка с изображением велосипеда и план-схема.
- Давайте расскажем Гному о велосипеде по плану-схеме.
Дети отвечают на вопросы полными предложениями.
- Как называется транспортное средство?
- Из каких частей состоит?
- Чем приводится в движение?
- Вид транспорта.
- Кто управляет этим видом транспорта?
- Какую пользу приносит человеку?
-Повторите весь рассказ о велосипеде, используя план.
- А вот у нас есть настоящий велосипед. Он такой же, как на картинке? (Нет.)
- Расскажите о нем по нашему плану.
Рассказ о детском трехколесном велосипеде по плану-схеме.
Гном: Спасибо вам ребята за помощь. Я от вас узнал много интересного о транспорте. Мне пора, меня ждут дома. До свидания!
Гном садится на велосипед и уезжает.
3. Итог.
-Как вы думаете, какое настроение у Гнома? Почему?
- О чем мы ему рассказывали?
- Понравилась вам встреча с Гномом?
- Что вам понравилось больше всего?
- Вы хорошо занимались. Я вами очень довольна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Дикие животные».
Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, б...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.
Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение в звуковом ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ"
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. Продолжать развивать память, мышление через игры ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Программное содержание:Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш;Задачи:Образовательные:-совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении с...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...