Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий
материал
Здоровьесберегающие технологии, карточки Peks в работе с обучающимися ТМНР и РАС, парта Базарного
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАДАЧИ Разрешить проблему перегрузки и переутомления детей на уроках Укреплять и развивать внимание, память Сохранить и укрепить здоровье обучающихся
Члены временной творческой группы Э.А.Г, учитель С.Е.С., учитель Э.В.Б, воспитатель интерната И.Н.М, учитель Д.А.С, воспитатель интерната
План мероприятий на 2019 – 2020 учебный год по внедрению педагогики Монтессори в образовательный процесс школы – интерната № п/п Содержание работы Сроки Ответственные 1 Заседание временной творческой группы (Тема: «Составление календарно-тематического планирования интегрированных занятий на базе кабинета Монтессори») Июнь 2019г. И.Ю. Б С.Е.С. А.К. А 2 Организационное заседание координационной группы (Тема: «Планирование работы на 2014-2015 учебный год по внедрению методики Монтессори») Сентябрь 2019. И.Ю. Б С.Е.С. А.К. А 3 Психолого-педагогическая диагностика уровня актуального развития обучающихся, воспитанников на начало учебного года Сентябрь 2019г. И.Ю. Б С.Е.С. А.К. А 4 Интегрированное занятие на базе кабинета Монтессори Октябрь 2019г. И.Ю. Б С.Е.С. 5 Выступление на психолого-педагогическом лектории «Школа для родителей», «Взаимодействие семьи и школы в реализации ИОМ обучающихся, воспитанников», тема выступления «Реализация ИОМ обучающихся, воспитанников посредством внедрения метода Монтессори» Октябрь 2019г. И.Ю. Б
6 Обучающее практическое занятие на базе кабинета Монтессори Ноябрь 2019г. И.Ю. Б 7 Воспитательное занятие с элементами метода Монтессори Ноябрь 2019г. А.К. А 8 Интегрированный урок с элементами метода Монтессори Декабрь 2019г. С.Е.С. И.Ю. Б 9 Неделя психологии и логопедии Декабрь 2019г И.Ю. Б О.Н. Ш 10 Выступление членов группы на педагогическом совете, тема выступления: «Результаты внедрения метода Монтессори в образовательный процесс школы-интерната» Январь 2020г. И.Ю. Б С.Е.С А.К. А 11 Выступление членов группы на семинаре «Содержание работы учителя по реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося, воспитанника» Январь 2020г. И.Ю. Б С.Е.С А.К. А 12 Мастер-класс для педагогов начальной школы по внедрению метода Монтессори в образовательный процесс школы-интерната Февраль 2020г. И.Ю. Б
13 Подготовка методических рекомендаций по планированию работы в образовательной среде Монтессори Март 2020. И.Ю. Б Н.В. М А.К. А 14 Интегрированное воспитательное занятие на базе кабинета Монтессори Апрель 2020г. И.Ю. Б А.К. А 15 Интегрированный урок на базе кабинета Монтессори Апрель 2020г. Н.В. М И.Ю. Б 16 Психолого-педагогическая диагностика уровня актуального развития обучающихся, воспитанников по итогам учебного года Апрель 2020г И.Ю. Б Н.В. М А.К. А 17 Заседание временной творческой группы (Тема: «Подведение итогов работы по внедрению метода Монтессори в образовательный процессшколы-интерната в 2008-2009 учебном году») Май 2020г. И.Ю. Б Н.В. М А.К. А
Содержание работы Используемая нами технология В.Ф.Базарного предусматривает следующие элементы: Обучение учащихся в режиме динамических поз. Для чего используется специальная мебель – конторки. Часть урока ученик стоит за конторкой, другую часть сидит за партой, тем самым сохраняется и укрепляется осанка.
Проведение уроков в режиме движения материала, постоянного зрительного поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого используются карточки с заданиями, которые раскладываются в любой точке класса.
Методика сенсорно – координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно – сигнальных сюжетов.
№ 1 № 3 № 2 № 3 № 5 Таблицы для выполнения глазодвигательной гимнастики № 4 № 3 № 3
Результаты самоэкспертизы: Динамика повышения личного профессионального уровня по внедрению методики В.Ф. Базарного на конец I полугодия составляет: Э.А.Г- 5 баллов Е.С. С.– 4 балла Э.В.Б – 3 балла И.Н.М – 5 баллов Д.А.С – 3 балла
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методы и приемы в работе при формировании самостоятельности у детей с ТМНР и РАС.
Для формирования многих функциональных навыков обучающимся с РАС и ТМНР требуется большое количество подсказок. В частности, это касается тех навыков, которые предполагают выполнение нескольких последовательных шагов. Практика показывает, что чаще всего ученики нуждаются в подсказках со стороны специалистов и родителей не в процессе выполнения отдельных действий, а при переходе от одного действия к другому. Для того чтобы сделать учеников максимально самостоятельными и независимыми от взрослых, можно использовать различные варианты визуальных подсказок. В зависимости от уровня развития ученика можно использовать различные варианты визуальной поддержки. Самым простым вариантом такой поддержки являются карточки PECS, конкретно я хотела бы остановиться на визуальном расписании.
Визуальное расписание – это разновидность визуальных подсказок, которые отображают порядок действий при выполнении навыка. Визуальное расписание готовится индивидуально для каждого обучающегося в зависимости от того, изображения какого типа наиболее успешно распознает ученик. В качестве иллюстраций в расписании могут быть использованы, как фотографии выполняемых обучающимся действий, так и схематичные картинки. Для обучающихся, которые умеют читать и понимают прочитанное, можно использовать написанное расписание. Для того, чтобы обучающийся смог самостоятельно пользоваться подсказками, необходимо обучить его этому навыку.
Обучение может происходить следующим образом. После того, как для обучающегося будет подготовлено расписание, специалист или родитель размещает его в том месте, где ребенок будет выполнять целевое действие. Например, если целевым навыком является мытье рук, целесообразно будет разместить расписание над раковиной. Если мы обучаем ребенка готовить салат, место для расписания будет на кухне. Если ребенок может применить навык только в одном общественном месте, нужно приспособить планшет, чтобы ученик смог воспользоваться расписанием там, где оно ему понадобится. На первом этапе обучения ребенку может потребоваться помощь взрослого, чтобы запомнить, какое действие обозначает каждая карточка расписания. Для этого, когда обучающийся собирается совершить действие, которому его обучают, взрослый рукой ребенка показывает на первую карточку и помогает обучающемуся выполнить нужное действие. После того как первое действие в цепочке выполнено, взрослый рукой ребенка снимает первую карточку, а если ребенок пользуется написанным расписанием, то отмечает выполненное действие, например, галочкой или плюсиком. На первых этапах работы необходимо отмечать выполненные действия, чтобы обучающемуся было легче отследить, какое действие необходимо выполнить следующим. Таким же образом взрослый помогает ученику выполнить остальные действия в последовательности. После того как ребенок запомнит, какое действие обозначает каждая карточка, подсказки могут остаться только для того, чтобы он смог самостоятельно использовать расписание. Впоследствии и эти подсказки должны быть устранены. При оказании помощи важно помнить, что окончательная цель работы – самостоятельное выполнение обучающимся целевого действия. Чтобы специалистам или родителям было легче со временем устранить подсказки, стоит избегать вербальных инструкций. Это наиболее естественный вариант подсказок. Однако часто случается, что именно из-за их естественности вербальные подсказки сложнее всего убрать. К ним привыкают как дети, так и родители (специалисты). Дети становятся очень зависимы от постоянного озвучивания следующего действия, а родители (специалисты), в свою очередь, часто сами не замечают, что дают ребенку подсказки. В результате получается ситуация, в которой обучающийся, оказавшись без знакомого взрослого, который постоянно подсказывает, что делать дальше, не может выполнить нужное действие самостоятельно. Несмотря на то, что он в состоянии самостоятельно выполнить каждый шаг целевой последовательности. После того как ребенок научится бегло пользоваться расписанием, можно упростить процедуру его использования: перестать снимать карточки или отмечать выполненные шаги в списке. Однако для этого родитель (специалист) должен быть абсолютно уверен, что это упростит ученику использование расписания, а не усложнит. Обычно, для того чтобы научить детей таким образом пользоваться расписанием, специалисты на какое-то время возвращают процедуру с использованием физических подсказок. На этот раз подсказки нужны обучающемуся для того, чтобы научиться находить в расписании карточку, обозначающую следующее действие.
Для некоторых учеников обучение использованию визуального расписания может происходить сразу на этапе, без изъятия карточек. Главное, чтобы вариант обучения подходил конкретному обучающемуся. Постепенно, по мере освоения ребенком навыков, расписания или списки могут из обихода ученика исключаться или вводиться для обучения другим навыкам. Кроме того, если ребенок научился читать или распознавать более схематичные изображения, стоит менять вид расписания, чтобы сделать его более компактным и удобным в использовании.
С ЧЕГО НАЧАТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ PECS?
- Первое, что должно появиться - это желание работать с ребенком, определить цель и двигаться к ней. Не достаточно купить скрипку или коньки. Если не зародить интерес, не поддержать ребенка и не уделять внимание тренировкам, ребенок не будет ни фигуристом, ни скрипачом. Точно так же и с коммуникативными книгами. Это лишь инструмент, который ничего не значит без желания его использовать и регулярных занятий. Что может быть целью? Снизить тревожность, дать посыл к развитию речи, научить понимать структуру общения, научить последовательности действий в быту: мыть руки, чистить зубы, научить как приветствовать друзей и знакомиться, что собирать в школьный рюкзак...
2. Второй шаг - это знакомство с карточками и с системой их крепления. Для этого хорошо подходит расписание на неделю или на день с комплектом карточек "для расписания". Любому ребенку требуется время, чтобы привыкнуть к новому. Многие дети (да что тут таить, взрослые тоже), даже самые обычные, не могут с ходу взять новые пособия и начать следовать неведомым ранее правилам. Мы тоже, сев за незнакомую швейную машинку или автомобиль приятеля не сразу начинаем понимать где какие функции, сначала привыкаем. Точно так же и ребенку надо дать время. Мой ребенок, к примеру, получив новую книжку, не может сразу позволить мне ее читать, ему не нравится непредсказуемость. Сначала он листает страницы, вертит, крутит, выполняет на мой взгляд странные манипуляции, но после этого он готов, и можно читать. А если я буду сразу настаивать на прочтении, то он будет испытывать дискомфорт, будет не внимателен, и процесс пойдет не в радость, это точно. Для первого знакомства расписание удобно тем, что на его примере можно просто разглядывать с ребенком, поговорить: выстроить последовательность дел, обсудить их содержание, дать приклеить самому. Может быть стоит взять карточку "в бассейн" с собой в бассейн и показать на месте: "вот, смотри: мы пришли плавать, вот эта карточка". Можно и на карточках с едой провести знакомство, выложить карточки и реальные фрукты, к примеру. Или игрушки. Можно раскладывать, рассматривать, разговаривать. Не стоит сразу выполнять какие-то задания, если чувствуете, что знакомство с материалом еще не прошло. Однако надо убедиться, что ребенок отождествляет реальные предметы с изображениями на карточках. Лучше чтобы карточки для "знакомства" были такие, которые есть в доме, под рукой.
3. А вот для первых занятий лучше всего подходят карточки, на которых изображено что-то ОЧЕНЬ любимое. Любимые мультики, игрушки, игры, занятия, еда, напитки. То, что у ребенка обязательно вызовет желание заполучить это, но чего нет в постоянном доступе. Заранее продумайте УСПЕШНУЮ и ПРОСТУЮ ситуацию обмена карточки на желаемый предмет. Про то, как начинать занятия и основные правила АВА-терапии лучше прочитать в книге Лори А. Фрост и Энди Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) http://aut-kniga.ru/lori-a-frost-i-endi-bondi-sistema..
4. На первых порах вы закрепляете схему, суть общения: обмен. Мы с вами говорим - то есть обмениваемся информацией, реагируем на нее. Карточка в данный момент у ребенка - это замена его слова. И на нее он тоже получает реакцию, наш ответ, наше слово или действие. Ситуацию обмена надо положительно подкреплять и поощрять. Карточки - повод для общения. Разговаривайте и ждите реакцию, ответ. Для этого у нас разработаны простые пособия https://vk.com/album-99355271_229281113, на основе которых можно будет 1) учиться выполнять повседневные действия самостоятельно 2) учиться вести диалог, реагировать на вопросы, отвечать. Например, собирать рюкзак или делать визуальный список покупок в магазин.
5. А еще можно превратить многие обязанности, занятия и домашние дела в игру. "План занятия" https://vk.com/album-99355271_219353051 и "поощрительный лист" https://vk.com/album-99355271_227153039 отлично визуализируют результат, помогают проследить ход событий и проявить инициативу. Подробнее можно прочитать в описаниях под фото в альбомах... Очень советую познакомиться с первоисточниками - книгой Бонди и Фрост, а так же зарядиться оптимизмом и настроиться на положительный результат! А мы в свою очередь хотим сделать для Вас те пособия и карточки, которые нужны именно Вам.
Поэтому мы открыты для предложений!
Метод социальных историй Метод социальных историй был разработан Кэрол Грей (Carol Gray) в 1991 году. Социальные истории – это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций, событий или занятий. Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать, и как следует себя вести. Социальные истории могут применяться для обучения детей и подростков с нарушениями развития навыкам, относящимся к различным сферам жизни:
− самообслуживание и личная гигиена;
− коммуникация и социальное взаимодействие;
− поведение в общественных местах;
− управление собственным поведением и регуляция эмоций;
− понимание эмоций и причин поведения других людей и многое другое.
Как написать социальную историю? Для начала важно помнить, что социальные истории должны учитывать особенности поведения и развития каждого ребенка. Поэтому чаще всего социальные истории пишутся для каждого ребенка специально. Выбор темы. Выберите ситуацию или действие, которое вызывает у ребенка трудности. Темой социальной истории может быть конкретный навык (чистка зубов, уборка в комнате, мытье рук, оплата покупок на кассе) или социальная ситуация (поход в магазин, участие в детском празднике, приезд родственников). Социальная история может описывать только одну ситуацию. Выбор названия. Название социальной истории должно быть кратким и отражать ее основное содержание. Оно может быть сформулировано как в форме вопроса, так и в форме утверждения. Например: − «Как мыть руки?» − «В кинотеатре» − «Покупки в магазине» − «Как пользоваться туалетом?». Сбор информации. При описании ситуации важно собрать информацию о том, как происходит то или иное действие. Например, если история описывает участие ребенка в детском празднике, стоит узнать, как будет проходить это мероприятие, сколько будет гостей, какие могут быть конкурсы, что может напугать ребенка (например, салют) и так далее. Для ребенка с аутизмом может быть важно знать, как долго продлится то или иное действие, сколько людей будут в нем участвовать, как часто будут происходить подобные ситуации и другие важные подробности. Персонаж. Социальные истории чаще всего пишутся от первого лица. Таким образом, история становится более персонализированной, в ней учитываются особенности каждого ученика. Это делает историю более понятной для ребенка и отображает его точку зрения. Например: − Мне нельзя пить молоко. От него у меня болит живот. − Иногда в метро мне становится страшно, и я начинаю кричать. Социальная история впоследствии может стать для ребенка с РАС хорошей подсказкой для регулирования собственного поведения. Так, прочитанные много раз слова «Я выхожу из туалета и иду мыть руки», в дальнейшем могут стать для ребенка своего рода инструкцией, которую он сможет давать себе самостоятельно. Поэтому очень важно, чтобы в социальной истории использовались слова и фразы, которые говорящий ребенок сможет использовать в своей речи. В некоторых случаях может быть целесообразным сделать персонажем социальной истории другого, выдуманного ребенка. Это касается историй, в которых описываются ситуации, когда их персонаж демонстрирует нежелательное поведение. С одной стороны, сама по себе ситуация, вероятно, сложна или неприятна для ребенка. С другой стороны, скорее всего, в прошлом ребенка ругали или наказывали за нежелательное поведение. Таким образом, ситуация может ассоциироваться с чем-то неприятным. Описание другого ребенка в качестве персонажа социальной истории может помочь избежать раздражения и негативной реакции ребенка. При составлении социальной истории про другого персонажа важно сделать так, чтобы этот персонаж был похож на самого ребенка. Для этого история должна начинаться с краткой характеристики героя, в которой будут описаны черты, схожие с характером и увлечениями самого ребенка. Например: для 9-летней Маши может быть составлена социальная история с таким героем: «Это девочка Даша. Ей 9 лет. Она, как и ты, учится в третьем классе. Даша любит ездить на автобусе и смотреть мультфильмы». В таком случае ребенку будет проще понять смысл истории и самому применить описанные в истории модели поведения. Составление истории. При составлении социальных историй используются различные типы предложений, представленные в таблице 1
Чтобы социальная история работала эффективно, она должна быть составлена по определенным правилам с соблюдением конкретного соотношения предложений разных типов. Кэрол Грей рекомендует использовать предложения в следующем соотношении: 1 директивное предложение на 2–5 описательных или перспективных. Подтверждающие и поддерживающие предложения являются вспомогательными, поэтому их наличие зависит от остальных предложений. Незавершенным, в свою очередь, может быть любое предложение. Например: − По воскресеньям мы с мамой, папой и братом ходим в кафе (описательное). В кафе есть вкусные пирожные и сок (описательное). Мой брат очень радуется, когда мы идем в кафе (перспективное). − При входе в кафе нужно снять куртку и сесть за свободный столик (директивное). Нам приносят меню (описательное). В меню есть еда и напитки (описательное). Когда все выбрали себе еду и напиток, папа или мама зовут официанта (описательное). Если мне трудно выбрать, мама и папа могут мне подсказать (поддерживающее). − Когда к нам подходит официант, нужно назвать ему то, что я выбрал (директивное). Нужно говорить тихим и спокойным голосом, а в конце сказать «спасибо» (директивное). Это очень важно Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра (подтверждающее). Когда я разговариваю вежливо, мои родители радуются (перспективное). − После этого нужно подождать (описательное). Пока я жду, я могу тихо поиграть в планшет или в телефон, или поговорить с родителями (директивное). Людям в кафе приятно, когда я спокойно жду свою еду (перспективное). − Когда приносят еду, нужно сказать официанту «спасибо» (директивное). Когда я говорю «спасибо», официанту приятно, и он улыбается мне (перспективное). Мы едим нашу еду, пьем напитки и разговариваем (описательное). После кафе мы можем пойти в парк, в магазин или домой (описательное). Иллюстрации. Иллюстрирование социальной истории может сделать ее более конкретной и понятной для ребенка или подростка с РАС. Наиболее эффективными иллюстрациями являются фото самого ребенка, выполняющего описанное в истории действие. Часто для создания таких иллюстраций требуется значительное время, так как ребенок может демонстрировать нежелательное поведение в процессе выполнения нужного действия. Такое фото не может иллюстрировать социальную историю. Другим вариантом иллюстраций могут стать схематичные рисованные изображения. Самым главным критерием при выборе варианта изображения должны стать индивидуальные особенности ребенка: насколько схематичный рисунок будет ему понятен. Как использовать социальные истории. Ребенок, подросток или взрослый человек с аутизмом знакомятся с социальной историей, читая или слушая ее. Если ребенок умеет читать, он читает историю самостоятельно. Если ребенок не умеет читать, историю могут прочитать родители, учитель, тьютор или другой взрослый. Важно, чтобы первое прочтение истории состоялось в благоприятной обстановке, когда ребенок спокоен. В таком случае, вероятнее всего, у него возникнут приятные ассоциации с процессом чтения истории. Следовательно, стоит избегать ситуаций, когда ребенок устал или раздражен, чтобы читать социальную историю. После того как история прочитана в первый раз, нужно обсудить ее с ребенком. Это поможет понять, насколько он понял смысл истории. Возможно, придется заменить какие-то слова на более понятные, возможно, – что-то добавить. Кроме того, после первого ознакомления с историей можно добавить контролирующие предложения в ее текст. В дальнейшем социальная история должна быть прочитана ребенку или ребенком один раз в день. По мере освоения действий, описанных в социальной истории, читать можно менее регулярно. Если в социальной истории описан навык или модель поведения для ситуации, происходящей достаточно редко, историю можно читать накануне события. Глава II 23 Так, если у ребенка есть трудности при пользовании общественным транспортом, на котором он ежедневно ездит в школу, социальная история, описывающая правила поведения в метро и автобусе, должна повторяться каждое утро перед поездкой. А историю о походе в кинотеатр можно читать только вечером накануне и утром, перед тем как идти в кино. По мере того как ребенок будет осваивать новые навыки, и будет меняться его поведение, должны меняться и сами истории. Они могут становиться сложнее, в них могут повышаться требования к выполнению определенных действий. Самое главное, чтобы тот набор историй, которые в данный момент есть у ребенка, отвечал его ежедневным потребностям. Ограничения в использовании. С момента разработки концептуальной основы использования социальных историй метод претерпел значительные изменения. Изначально разработанные для обычных детей в школах, социальные истории применяются в настоящее время для решения очень широкого спектра задач в работе с детьми с РАС. Однако есть определенные ограничения в их использовании. Самое главное из них: ребенок, для которого разрабатывается социальная история, должен хорошо понимать устную речь. В данном случае слово «хорошо» обозначает, что ребенок не просто выполняет инструкции взрослого в определенном контексте (принести ложку по просьбе мамы, когда та накрывает на стол), а может ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста. В противном случае чтение социальной истории не будет достаточно эффективно работать в качестве метода развития функциональных навыков. Детям с ограничениями в понимании речи будет целесообразно подобрать другой инструментарий для формирования жизненных компетенций.
Для родителей
Книга Лори А. Фрост и Энди Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) http://aut-kniga.ru/lori-a-frost-i-endi-bondi-sistema..
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Выступление на тему: «Обучение самостоятельному поведению детей с РАС, ТМНР через визуальное расписание»
Педагог – психолог Ямщикова Т.А.
г. Нефтеюганск
Визуальная опора — основа любой коррекционной работы. Вряд ли вы встретите педагога - психолога, который не использует в своей работе, например сюжетные картинки или карточки. И неспроста, ведь благодаря визуальному восприятию мы получаем 70 процентов информации об окружающем мире. Визуальное расписании для детей с ТМНР и РАС — это основа эффективной коммуникации.
Визуальное расписание — наиболее эффективный способ упорядочить учебную и бытовую деятельность детей с ТМНР и РАС. Поэтому визуальное расписание широко используется педагогами, специалистами, которые работают с детьми с РАС и ТМНР. Визуальное расписание позволяет наглядно выстроить распорядок дня или последовательность заданий, которые необходимо выполнить на уроке.
Для детей с ТМНР и РАС визуальное расписание не только полезно, но и крайне необходимо. Визуальное расписание в первую очередь подскажет вашему ребенку порядок событий, научит переходить от одного задания к другому, поможет самостоятельно структурировать свою деятельность
Есть как минимум две причины чтобы использовать визуальное расписание в повседневной жизни:
- Визуализация облегчает коммуникацию между родителем и ребенком с аутизмом.
- Облегчает общение ребенка с окружающими.
Одной из основных целей визуального расписания это — предоставление ребенку с ТМНР и РАС выбора и возможности контролировать ситуацию. Согласитесь, что приятно иметь возможность решать, какую закуску можно есть, какое видео смотреть, или что делать сначала, а что потом. Предоставление выбора это — позитивная стратегия программирования, которая может уменьшить некоторые ситуационные проблемы поведения.
Использование визуального расписания позволяет сделать последовательность действий предсказуемой и наглядной для ребенка с аутизмом. Положительным эффектом использования визуального расписания является снижение тревожности, и нежелательного поведения. События для ребенка становятся предсказуемыми и последовательными, ребенку становится ясна продолжительность урока, сколько заданий он должен выполнить перед тем, как получит поощрение или пойдет на перемену.
Визуальное расписание это — набор карточек с наглядными изображениями деятельности, которую необходимо выполнить. Есть несколько алгоритмов использования.
Самый популярный алгоритм использования визуального расписания:
Выстройте в ряд карточки с изображением заданий ( или действий) которые необходимо выполнить. Вы совместно с ребенком называете каждую карточку например : сейчас чистим зубы, потом умываем лицо, потом завтракаем, потом смотрим мультфильм.
По мере выполнения заданий, карточки с выполненными заданиями снимаются с расписания. В конце цепочки карточек прикрепите изображение поощрения.
ВР хорошо тем, что оно выступает договором между взрослым и ребенком с аутизмом. Вместо уговоров и ругани, вы можете совместно с ребенком составить небольшую последовательность картинок и следовать им. В этом случае и ваши требования будут выполнены, и ребенок заслуженно получит поощрение.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Копилка коррекционно-развивающих приемов и методов с учетом дифференциации детей по группам
Подготовила:
педагог-психолог
Суворова Е.С.
Русский язык
Тема: Предложение
Цель: умение определять границы предложения
1группа – прочитай и скажи, сколько здесь предложений, спиши соблюдая правила записи предложений
Осень - пора отлёта птиц уже улетели ласточки в стайки собираются скворцы отправляются в путь дикие гуси.
2 группа – спиши первые четыре слова и поставь точку
- группа – выбери заглавие: «Осень», «Отлёт птиц», «Птицы»
Школьный сад.
Школьники работали в саду старшие окапывали деревья малыши сгребали в кучи листья.
1 группа – спиши, соблюдая правила записи предложений
2 группа – спиши первое предложение, соблюдая правила записи предложений
3 группа - прочитай и скажи, сколько предложений в этом рассказе
Русский язык
Тема: Ударение
Цель: умение выделить ударный слог
1 группа – спиши слова, поставь ударение
Крыжовник, черника, клубника, рябина, черешня, малина. -как можно одним словом сказать, что это такое
2 группа - спиши слова, поставь ударение Крыжовник, черника, клубника, рябина.
3 группа – спиши слова, поставь ударение Крыжовник, черника.
1 группа – спиши слова, ставь знак ударения Ветер, луна, очки, рыба, лото, газета, работа.
2 группа – спиши слова, ставь знак ударения Ветер, луна, очки, рыба, лото.
3 группа – прочитай каждое слово про себя, а потом вслух, выделяй голосом ударный гласный
Ветер, луна, очки, рыба.
Русский язык
Тема: Звуки и буквы
Цель: выделение звуков
Делом важным занят грач:
Ходит полем, словно врач,
Пашни лечит он, поля…
- где болит, скажи, земля?
1 группа – найдите в стихотворении слова, которые отличаются одной буквой и придумайте свои слова
2 группа - найдите в стихотворении слова, которые отличаются одной буквой
3 группа – прочитайте стихотворение
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
- от холода – кора.
- задания по группам те же
Русский язык
Тема: Слог
Цель: умение делить слова на слоги
1 группа – запиши слова по слогам, убери один слог так, чтобы получилось новое слово, составь предложение с последним словом
Дорога, болото, бабочка, огород, лесник.
2 группа - запиши слова по слогам, убери один слог так, чтобы получилось новое слово
Дорога, болото, бабочка, огород.
3 группа - запиши слова по слогам
Дорога, болото, бабочка.
1 группа – запиши слово, разделяя на слоги, напиши ещё три слова с таким же количеством слогов: котята
2 группа - запиши слово, разделяя на слоги, напиши ещё два слова с таким же количеством слогов: котята
- группа - запиши слово, разделяя на слоги: котята
Математика
Тема: Нумерация.
Цель: закрепление нумерации чисел
1 группа – впиши следующие и предыдущие чётные числа
18, … | …, 12 | 8, … |
14, … | …, 20 | …,16 |
2 группа - впиши следующие и предыдущие числа | ||
18, … | …, 12 | 8, … |
14, … | …, 20 | …,16 |
3 группа - впиши следующие и предыдущие числа | ||
18, … | …, 12 | 8, … |
14, … | …, 20 | …,16 |
Цель: закрепление состава чисел
1 группа – разложи числа на десятки и единицы
18 - …. | 15 - …. | 14 - …. | 17 - …. |
12 - …. | 19 - …. | 16 - …. | 11 - …. |
2 группа – разложи числа на десятки и единицы | |||
18 - …. | 15 - …. | 14 - …. | |
12 - …. | 19 - …. | 16 - …. | |
3 группа – разложи числа на десятки и единицы | |||
18 - …. | 15 - …. | 14 - …. | |
12 - …. | 19 - …. | 16 - …. |
Математика
Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 20
с переходом через разряд
Цель: закреплять умение заменять числа двумя слагаемыми
1 группа – реши примеры, замени второе слагаемое двумя числами
8+9 | 5+8 | 6+7 |
4+6 | 7+6 | 9+3 |
2 группа - реши примеры, замени второе слагаемое двумя числами
8+9 5+8 6+7
3 группа - реши примеры, замени второе слагаемое двумя числами
8+9 5+8 6+7
Цель: закрепление состава чисел, развитие навыков вычитания 1 группа – реши примеры, замени вычитаемое двумя числами
18-9 | 11-8 | 13-6 |
16-9 | 12-7 | 14-5 |
2 группа – реши примеры, замени вычитаемое двумя числами
18-9 11-8 13-6
3 группа – реши примеры, замени вычитаемое двумя числами
18-9 11-8 13-6
Математика
Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 100
с переходом через разряд
Цель: закреплять умение заменять числа двумя слагаемыми
1 группа – реши примеры, замени второе слагаемое двумя числами
47+5 | 58+9 | 29+17 |
56+6 | 37+5 | 14+37 |
2 группа - реши примеры, замени второе слагаемое двумя числами
27+6 | 14+37 |
47+5 | 21+13 |
3 группа - реши примеры, замени второе слагаемое двумя числами
17+6 37+5 23+17
Цель: закрепление состава чисел, развитие навыков вычитания 1 группа – реши примеры, замени вычитаемое двумя числами
62-19 | 75-38 | 64-28 |
38-29 | 42-17 | 82-36 |
2 группа – реши примеры, замени вычитаемое двумя числами
84-9 | 55-46 |
56-7 | 23-17 |
3 группа – реши примеры, замени вычитаемое двумя числами
18-9 42-17 63-47
Математика
Тема: Умножение и деление.
Цель: развитие вычислительных навыков и математической речи
1 группа – реши примеры, и прочти, используя компоненты умножения
6х2 | 2х7 | 5х3 | 2х5 | 2х9 |
4х4 | 4х2 | 7х2 | 3х3 | 3х4 |
2 группа – реши примеры | ||||
6х2 | 2х7 | 5х3 | 2х5 | |
4х4 | 4х2 | 7х2 | 3х3 | |
3 группа – реши примеры | ||||
6х2 | 2х7 | 5х3 | ||
4х4 | 4х2 | 7х2 | ||
1 группа – прочитай примеры по – разному, используя | ||||
компоненты | ||||
5х2 | 6х3 | 12:2 | 10:5 | |
4х3 | 3х3 | 14:2 | 16:2 |
2 группа – прочитай примеры используя компоненты умножения и деления
5х2 | 6х6 | 12:2 |
14:2 | 4х3 | 3х3 |
3 группа – прочитай примеры используя компоненты умножения и
деления | |||
5х2 | 6х3 | 12:2 | 14:2 |
ЖИВОЙ МИР
МАТЕМАТИКА
- класс
Распределение по группам:
- группа: Мусаев Максуд, Орлова Анастасия, Комаров Ярослав, Тронов Александр.
- группа: Губайдуллина Лилия, Ивановичева Ксения, Хайдаршин Дильяр.
- группа: Горустович Ксения, Оборина Дарья, Чуманов Николай, Сафин Александр, Шипилов Александр.
РУССКИЙ ЯЗЫК
4класс
Распределение по группам:
1 группа: Комаров Ярослав, Орлова Анастасия, Тронов Александр.
2 группа: Ивановичева Ксения, Губайдуллина Лилия, Сафин Александр, Мусаев Максуд.
- группа: Горустович Ксения, Оборина Дарья, Чуманов Николай, Шипилов Александр, Хайдаршин Дильяр.
ЖИВОЙ МИР
- класс
Распределение по группам:
1 группа: Тронов Александр, Орлова Анастасия, Комаров Ярослав.
- группа: Губайдуллина Лилия, Сафин Александр, Мусаев Максуд, Ивановичева Ксения, Хайдаршин Дильяр.
- группа: Горустович Ксения, Оборина Дарья, Чуманов Николай, Шипилов Александр.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
- класс
Распределение по группам:
- группа: Тронов Александр, Мусаев Максуд, Комаров Ярослав, Ивановичева Ксения.
- группа: Губайдуллина Лилия, Хайдаршин Дильяр,
Орлова Анастасия, Оборина Дарья.
3 группа: Горустович Ксения, Чуманов Николай, Шипилов Александр, Сафин Александр.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
- Рассмотри еловые ветки.
Задания.
1 группа. Нарисуйте такую же ветку с тремя шишками. Сколько шишек на двух ветках?
2 группа. Нарисуйте ещё 2 шишки на еловой ветке. Сколько шишек получилось?
3 группа. Разукрасьте 2 шишки на еловой ветке
Предварительный просмотр:
Выступление на МО учителей
Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
- Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
- Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
- Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Предварительный просмотр:
Рекомендации по охране здоровья школьников
№ | Рекомендации |
Правильная посадка учащихся во время занятий | |
1. | За столом (партой): – длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка; – высота ножек стула должна быть равна длине голеней ребенка; – голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол; – между краем стола и грудной клеткой ребенка должно быть расстояние, равное ширине кисти ребенка |
2. | При письме: – позвоночник ребенка опирается на спинку стула. Ребенок должен сидеть с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы; – предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно; – надплечья находятся на одном уровне; – голова чуть наклонена вперед; – расстояние от глаз до стола (тетради, книги) равно 30-35 см.; – тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°; – левая рука ученика (у левшей правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх |
3. | При чтении: – поза при чтении в основном совпадает с позой при письме; – предплечья симметрично без напряжения лежат на поверхности стола (парты); – кисти рук ребенка поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15° |
4. | Стоя: – ребенок должен уметь стоять свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги; – голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки учеников |
Профилактика близорукости. | |
1. | Рассадка детей в классе с учетом состояния их зрения |
2. | Чередование устной и письменной работы на уроке: – отдых глаз в ходе работы (перевод взгляда с близких на удаленные предметы, специальные комплексы гимнастики для глаз), – минуты тишины с закрытыми глазами |
3. | Оборудование учебного помещения плакатами и стендами для гимнастики зрения, снятия зрительного напряжения, зрительно-координатных тренажеров |
4. | Проведение на каждом уроке гимнастики зрения |
5. | Правильное использование ТСО (видеоэкранных): – расстояние до экрана при просмотре телепередач – в пределах 3-5 м.; – длительность – не более 20 мин |
6. | Использование только допущенных Минздравсоцразвития учебников |
7. | Контроль за гигиеной чтения школьников: – шрифт, печать, поля должны отвечать требованиям СанПиНов; – неотрывное чтение – не более 3-7 мин (1-2 классы), 7-15 мин (3-4 классы), 20-25 мин (5-11 классы); – расстояние от глаз до текста – 24см (для младших школьников), 29см – для средних и старших школьников; – исключение чтения в положении лежа |
8. | Рациональная организация освещения в классе и дома |
9. | Ежедневное пребывание на свежем воздухе – не менее 2-3 часов |
10. | Инструктаж родителей школьников по правилам гигиены зрения |
11. | Учет состояния зрения ученика при определении его в группу для занятий физкультурой |
Профилактика нарушений осанки учащихся. Рекомендации для деятельности учителя по профилактике нарушений осанки | |
1. | Ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы (изучение анамнеза, консультация школьного врача) |
2. | Активное формирование правильной осанки за счет укрепления мышечного корсета (мышц спины, живота, плеч, шеи) средствами лечебной физкультуры (взаимосвязь в работе учителя и врача ЛФК) |
3. | Обеспечение соответствия мебели в классе росту и пропорциям тела ребенка |
4. | Инструктаж родителей о требованиях к мебели для ребенка дома |
5. | Контроль учителя за правильной осанкой школьника, за соблюдением требований к позам письма, чтения и т.д. |
6. | Обмен учащихся местами в младших классах не менее 2 раз в год |
7. | Правильное расположение рабочего места (столов, парт) в помещении, где идут занятия или приготовление уроков, достаточное их освещение |
8. | Правильная организация режима учебных занятий |
9. | Ежедневное использование возможностей активного отдыха на уроках физкультуры, переменах (подвижные игры), во внеурочное время (занятия в секциях спортивного направления, прогулки с подвижными играми, походы, пешеходные экскурсии и т.д.) |
10. | Инструктаж, встреча со школьными врачами по правильной организации активного отдыха учащихся для родителей |
11. | Обучение учащихся простейшим приемам массажа, самомассажа, комплексам общеоздоровительной гимнастики и гимнастики для глаз |
12. | Оборудование класса несколькими конторками (настольными), регулируемыми по росту для смены поз учащихся во время учебного процесса |
Рекомендации для учителя, ведущего работу в соответствии с принципами здоровьесохраняющей педагогики
№ | Задачи |
1. | Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании |
2. | Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и т.д. Необходимо контролировать проветривание класса: частичного – на переменах, сквозного – до и после занятий |
3. | Обеспечение сильной, оперативной и надежной связей в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на ученика; передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку |
4. | Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, наложение правил игры и т.д.) |
5. | Обеспечение положительного настроя учеников на урок, их психологического погружения в целом в пространство школы на позитивной волне |
6. | Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их включении в учебный процесс |
7. | Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности |
8. | Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без перегрузки учащихся |
9. | Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся |
10. | Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся |
11. | Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия |
12. | Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения |
13. | Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке |
14. | Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика, оставаясь объективным |
15. | Максимально возможное использование активных методов обучения. Стимуляция учащихся на продуктивные тематические коммуникации и творчество |
16. | Использование всего многообразия приемов мотивации деятельности ученика – как внешней (оценка, похвала учителя, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление узнать новое, поделиться знаниями, радость от достижения) |
17. | Формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности |
18. | Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным |
19. | Контроль за состоянием учеников (особенно группы риска) после урока как индикатор влияния урока на их здоровье |
Предварительный просмотр:
Требования к проведению урока
с позиций здоровьесбережения
1. Гигиенические условия в классе: чистота, температура, свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие неприятных звуковых раздражений и т.д.
Ориентация окон в кабинете должна быть на южную, юго-восточную или восточную стороны горизонта. Запрещается загромождение световых проёмов оборудованием и цветами; жалюзи или шторы должны сочетаться с цветом мебели и стен.
В помещении должно быть левостороннее освещение.
Кабинеты, обращённые на юг, должны быть окрашены в холодные тона (голубой, серый, зелёный, сиреневый), а на север – в тёплые тона (жёлтый, розовый, бежевый).
Не рекомендуется белый и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, чёрный, красный, малиновый).
Оконные рамы и двери должны быть белые.
Желательно, чтобы классная доска имела тёмно-зелёный цвет или коричневый, нельзя – чёрный. Цвет стены, на которой расположена классная доска, должен быть более светлой, чем остальные стены.
Полы должны иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утеплённой основе.
Для оздоровительных целей важен подбор растений в кабинете. Желательно, чтобы в кабинете стояли такие растения:
Герань очищает воздух, обладает свойствами антидепрессанта, повышает умственную и физическую активность.
Хлорофитум, традесканция насыщают атмосферу кислородом, убивают вредные бактерии, выделяя фитонциды.
Сансевиерия помогает школьникам усваивать науки, повышает работоспособность.
Мирт – снижает заболеваемость ОРВИ у детей.
Мята – устраняет стрессы.
Примула, бегония, аспарагус и монстера уменьшают количество вредных микроорганизмов в воздухе в два раза.
Гибискус, фатсия, азалия, антуриум, диффенбахия повышают в комнате влажность воздуха, делая его полезным для дыхания.
Кактусы выделяют ионы, нейтрализующие вредное излучение телевизоров и компьютеров.
Розы и орхидеи прекрасно оздоравливают атмосферу вокруг себя.
Аргумент – от соблюдения этих простых условий зависят утомляемость и риск аллергических расстройств у детей.
2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем (словесный, наглядный, практическая работа и др.). Нормой считается 4–7 видов за урок.
Аргумент – однообразность урока способствует утомлению школьников.
3. Норма чередования различных видов деятельности – 7-10 минут.
4. Норма использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. – не менее 3-х за урок.
5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Это:
- методы свободного выбора (беседа, выбор действия, свобода творчества…);
- активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, исследование…);
- Методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
6. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.
При использовании ТСО на уроке установлены санитарно-гигиенические нормы длительности просмотра.
Рекомендуемая длительность использования на уроках
различных ТСО (по Н.Т. Лебедевой), мин / классы | Просмотр диапозитивов | Просмотр видеофильмов | Просмотр передач | Прослушивание радиопередач |
1 – 2 | 7 – 15 | 15 – 20 | 15 | 20 |
3 – 4 | 15 – 20 | 15 – 20 | 20 | 20 |
5 – 7 | 20 – 25 | 20 – 25 | 20 – 25 | 25 |
8 – 11 | 20 – 25 | 25 – 30 | 25 – 35 | 25 |
После уроков с применением ТСО не следует проводить занятия, связанные с большой нагрузкой на зрение. Число уроков с исользованием ТСО в течение недели не должно превышать 3–4 раз в неделю в среднем звене и 6 раз - в старшем. Особенно полезно применять их на 3–4 уроках, когда начинает снижаться работоспособность.
7. Позы и мимика учащихся, их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Аргумент – Осанка у учащегося формируется как раз в школе.
8. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока и способствуют снятию локального утомления.
Норма – через 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 4–6 повторениями каждого.
9. Упражнения по профилактике заболеваний у учащихся.
Упражнения для глаз, упражнения для мышц рук, упражнения на отдых позвоночника, дыхательная гимнастика. Например, цель дыхательной гимнастики: научить детей дышать носом, подготовить их к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
10. Применение оборудования для создания развивающей здоровье среды обучения в классе (снижающий риск ряда заболеваний: зрения, сердца, психики, опорно-двигательной и иммунной систем, урологических заболеваний у мальчиков, гинекологических заболеваний у девочек).
Учебная мебель: ученический стол «Конторка доктора Базарного» для занятий стоя; стол ученический 1-местный, регулируемый по высоте и наклону столешницы; стул ученический, регулируемый по высоте, для занятий полусидя; коврик массажный для ног; стул функциональный для разгрузки позвоночника – в разработке; шкаф с индивидуальными ячейками для облегчения веса портфеля; накладное подвижное сиденье.
Технические средства и наглядные пособия: Светильник над классной доской; комплект устройств для исследования физиологических параметров организма силами учащихся; комплект плакатов для здорового и гармоничного развития учащихся; комплект технических средств для контроля санитарно-гигиенических условий; комплект методической литературы с видеоматериалами по здоровье-
сберегающим технологиям; перьевая ручка и чернильница (при использовании нажимно-отрывного письма).
11. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Включение в содержательную часть урока подвижных игр, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; скороговорки для дыхательных упражнений; задачи о здоровом образе жизни.
12. Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к изучаемому материалу; стремление больше узнать; радость от активности и общения; похвала). Постоянное принуждение к учёбе разрушает здоровье детей и изматывает учителя.
Возможны следующие формы мотивации:
1). «Яркие звёзды кабинета», «Лучшие работы учащихся».
2). Оценки, похвала, поддержка.
3). Соревнования.
13. Благоприятный психологический климат на уроке.
На состояние здоровья школьников большое влияние оказывает стиль общения.
Если императивный (авторитарный) стиль – стиль «твёрдой руки» является антипедагогическим, либерально-попустительский стиль можно назвать подходом «руки прочь», то демократический стиль общения ставит учителя и ученика в позицию дружеского взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, даёт понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.
Педагогическая практика показывает, что именно демократический стиль общения создаёт условия для развития психической активности ребёнка, даёт свободу познавательной деятельности.
Особым достижением учителя является умение вызвать ученика на общение. Вот несколько рекомендаций, которые в этом помогают:
1). Открытая поза учителя; руки опущены вдоль тела, а лучше немного согнуты в локтях; ладони время от времени разворачиваются к учащимся;
2). Пластика плавная, мелодичная; преобладание психологических жестов над описательными;
3). Для привлечения учащихся делается несколько шагов от доски или стола вперёд, для ослабления внимания – несколько шагов назад; 100
4). Подача информации с позиции «Мы». А именно: не нарушать границу личного пространства ученика (размер которого составляет 50–60 см.); занятие позиции не над учеником, стоя, сверху, а рядом, сидя; ни в коем случае не разрушать социальный барьер – учитель и ученик партнёры;
5). Демонстрация расположенности (пластика, мимика);
6). Проявление интереса (умение слушать и слышать); умение, верно, задавать вопросы;
7). Оказание помощи («Давай помогу…», «А как ты смотришь, если…», «Попробуем вот так…» и т.д.);
8). Принятие ученика как данности (правило трёх «П» – Понять, Признать и Принять ученика таким, каков он есть);
9). Просьба о помощи (эта помощь должна быть посильной, должна реально осуществляться и должна быть этически грамотной – учитывать индивидуальные психологические особенности учащегося и его знания по предмету);
10). Условия для демонстрации «Я», создание «ситуации успеха»;
11). Поощрение (одобрение, похвала, благодарность и т.п.);
12). Требовательность, объективность, конкретность, гласность.
14. Профилактика «школьных неврозов» – умение учителя предупредить на уроке микроконфликты из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой и т.д.
1) Первым и «мягким» напоминанием детям о необходимости вести себя соответствующим образом служит шутка.
2) Разрешение и снятие конфликтов на уроке.
15. Эмоционально-смысловые разрядки на уроке: улыбки, остроумные шутки, поговорки, музыкальные минутки, небольшие стихотворения и т.п.
16. Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Рекомендуемые показатели – от 60% до 80%.
17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Норма – не ранее, чем за 5–10 минут до окончания урока.
Утомляемость – одна из главных проблем для школьников. Детям тяжело поддерживать свою активность на уроках в течение 5–6 часов.
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:
1. Частая смена позы.
2. Потягивание.
3. Встряхивание руками.
4. Зевота.
5. Закрывание глаз.
6. Подпирание головы.
7. Остановившийся взгляд.
8. Ненужное перекладывание предметов.
9. Разговор с соседом.
10. Увеличение количества ошибок в ответе.
11. Не восприятие вопроса.
12. Задержка с ответом.
13. Частое поглядывание на часы во время урока.
Между уроками необходима качественная эмоционально-психическая разрядка.
18. Темп и особенности окончания урока.
Нежелательные показатели:
- Неоправданно быстрый темп заключительной части, её «скомканность»;
- Отсутствие времени на вопросы учащихся;
- Торопливая, без комментариев, запись домашнего задания;
- Задержка учащихся в классе после звонка на перемену.
Всё это – ненужный стресс, как для школьников, так и для учителя.
Желательно в заключительной части урока провести рефлексию (обсуждение того, что получилось, а что – нет; в чем были ошибки, как они были исправлены), а также дать рекомендации по подготовке домашнего задания. Обязательно надо достойно оценить ученика или отметить его участие в определенном виде работы, поблагодарить за урок и пожелать всего хорошего на следующих уроках.
Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени.
Главное – это результат:
1. Снижение утомляемости.
2. Повышение продуктивности, работоспособности.
3. Меняется отношения к предмету, что особенно важно в 5–6 классах.
4. Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий
Выступление на педагогическом совете школы...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ Тема: « Использование современных образовательных технологий на уроке изобразительного искусства»
Цель моей работы: обеспечение развития творческой личностной сферы учащихся, повышение интереса к учению; повышение качества учебного процесса; охрана и укрепление физического и психического здоровья ...
О выборе, внедрении и результатах использования современных образовательных технологий (СОТ) на уроках математики
Справка о выборе, внедрении и результатах использования современных образовательных технологий (СОТ) на уроках математики...
Внедрение в практику работы современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Доклад на тему: «Внедрение в практику работы современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»(Уроки - исследования с использованием краеведения)...
Повышение качества - учебно - воспитательного процесса через внедрение в практику работы современных образовательных технологий
Основная ценность и идеал образования: свободный поиск истины и бескорыстное распространения знаний. Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации росс...
Внедрение в учебную деятельность современных образовательных технологий
Методическая разработка по освещению наиболее востребованных современных технологий в обучении...
Приказ о внедрении в учебный процесс Цифровой образовательной платформы Образование 4.0 в МБОУ "Лицей"
Приказ О внедрении в учебный процесс Цифровой образовательной платформы Образование 4.0 в МБОУ "Лицей"...