Алгоритмы общеучебных умений
учебно-методический материал по химии (8, 9, 10, 11 класс)
Алгоритмы некоторых общеучебных умений. 15 файлов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритмы выполнения заданий для формирования и развития
учебных умений
№1. Как нужно запомнить определения терминов и закономерностей.
Запишите определения термина в тетрадь.
Прочтите записанное.
Изобразите определение в виде рисунка, схемы, слов и сравните с записью.
Прочтите изображение.
Повторите два-три раза весь цикл.
№2. Как составить план текста.
Прочтите предложенный текст и запишите его название.
Укажите карандашом в книге основные разделы, из которых состоит текст.
Запишите названия для каждого из разделов текста в тетрадь – это и есть план текста.
№3. Как составить конспект.
Запишите в тетради тему конспекта, то есть название параграфа учебника.
Прочтите внимательно материал параграфа и подчеркните во время чтения карандашом основные идеи, которые составляют тему конспекта.
Запишите в тетради или изобразите с помощью схем основные идеи темы.
Прочтите еще раз параграф и проверьте полноту выписанных идей.
№4. Как составить схему.
Прочтите предложенный текст и запишите его название.
Укажите карандашом в книге основные разделы, из которых состоит текст и дайте им названия.
Проведите от названия текста стрелки вниз и подпишите возле каждой из них названия разделов текста.
Дополните схему примерами.
№5. Как заполнить таблицу.
Прочтите названия оглавлений таблицы.
Прочтите текст учебника и с помощью карандаша, укажите в нем материалы в каждой графе. Запишите в соответствующие графы таблицы указанные материалы из текста в сокращенном виде.
№6. Как составить аннотацию.
Прочтите предложенный текст и запишите его название.
Укажите карандашом в книге основные разделы, из которых состоит текст.
Запишите в тетради аннотацию текста по схеме «В тексте рассказывается о…», затем включите названия разделов текста.
№7. Как составить реферат.
Запишите название реферируемой статьи.
Запишите проблемы-затруднения, о которых идет речь в статье.
Запишите решения проблем, которые предложены автором статьи.
Проведите системный анализ этих проблем и запишите ваши решения.
Запишите Ф.И.О. автора, название статьи, название журнала, год, номер страницы.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ПО ТЕХНИКЕ ЧТЕНИЯ
- чтение текста про себя, комментирование его;
- чтение текста, ответы на вопросы, предложенные учителем;
- чтение текста про себя, разделение его на логически связанные части;
- чтение текста, подготовка вопросов по его содержанию;
- выборочное чтение;
- выбор и чтение слов автора, выражающих главную мысль произведения;
- нахождение и чтение отрывков, которые могут служить подписями для данных иллюстраций;
- чтение, нахождение выразительных средств языка, употребленных для точности характеристики;
- чтение той части произведения, которая особенно понравилась;
- чтение, нахождение отрывка, который может быть прочитан по ролям;
- чтение с передачей выражения своего настроения, вызванного содержанием;
- другое.
Предварительный просмотр:
Принципы создания Интеллект - карт
(Мейн –кард, Лист ассоциаций )
- В центре или сбоку изображение - яркий образ — проблема (тема). От неё - короткие линии - веточки для ключевых слов.
- Запись ключевых слов (целые предложения не пишут). По одному слову на одну линию.
- Радиальная иерархическая структура - ближе к центру более важные понятия.
- Использование разных цветов ( 4-8) и линий разной толщины для альтернативных мыслей. Главные линии плавные и жирные, горизонтальные линии тонкие.
- Используют белую бумагу альбомной ориентации.
- Нумерация ветвей как подсказка, в каком порядке их следует рассматривать.
- 3-4 ответвления по закону восприятия 7+-2
- Картинки.
- Печатные буквы. Можно выделять заглавными буквами элементы главных веток.
- Форма — Андреевский флаг- 4 луча, звезда- 5 лучей, британский флаг — 8 лучей, нейрон — неопределённое число (много) лучей.
- Рисование своими руками, не на компьютере.
- При выполнении несколькими людьми одной карты каждый использует свой цвет.
Предварительный просмотр:
Техника эффективного просмотра текста
(в этой технике можно просматривать статьи, учебники, параграфы в учебниках, книги, разделы и главы в них, пособия и пр.)
- Поставить цель просмотра (чтения).
- Прочитать контрольные вопросы в конце параграфа (главы, раздела). Если прочитать контрольные вопросы, обдумать их, приступить к тексту, то материал будет понят и запомнится лучше.
- Следует прочитывать фрагменты текста, выделенные жирным шрифтом, курсивом; выделенные рамкой фразы, нумерованные перечни и т.д.
- Если есть вступление – обычно это первый абзац параграфа, надо полностью прочитать его, добиваясь 100 % - ного понимания.
- Далее читать по первому предложению из каждого следующего абзаца. Именно в первом абзаце выражена суть того, о чём пойдёт речь в абзаце. Остальной текст можно пробежать взглядом по диагонали или вертикали до конца.
- Последний абзац – выводы - если есть, прочитать полностью, добиваясь полного понимания.
- «Собрать урожай» с той информации, которую извлекли из прочитанного текста: представьте суть и проговорите про себя основные моменты ( 1 минута). Повторенная информация перейдёт в долговременную память.
- Задайте себе контрольный вопрос «Достаточно ли мне полученных сейчас сведений или я хочу подробнее изучить данный параграф?»
- Если нужны подробности, надо включить в свою цель чтения то, что вы хотите узнать, сконцентрировать внимание и прочесть раздел полностью (запомнится лучше в 3-4 раза, т.к. вы знаете что хотите уточнить).
- Создать «Лист внедрения», «Интеллект-карту» - запишите полезные идеи, основу прочитанного.
Составлено по материалам книги Павла Палагина «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2014 г., 275 с.
Предварительный просмотр:
План отзыва
на работу (рассказ, доклад, видеоролик, учебный фильм, презентация, произведение и т.д.)
1. Предмет анализа( Какова тема произведения? Что является предметом изображения?).
2.Актуальность темы (Помните, что актуальность темы не требует доказательств, не вызывает сомнений и должна быть вполне очевидна)
3. Формулировка основного тезиса (Необходимо указать на центральный вопрос «произведения», самую заметную идею творчества).
4. Краткое содержание работы ( В данном пункте не надо пересказывать сюжетную линию. Надо дать общую оценку. Рассказать в чём именно автор проявил умение и мастерство. В чём именно является заслуга автора. Какие новшества он ввёл своей работой. В чём именно расширил представление читателя или зрителя о центральной проблеме).
5. Недостатки, недочеты (Следует отметить, в чем именно у вас возникли сомнения. Что бы вы могли отнести к недостаткам работы. Снижают ли уровень работы эти ошибки. Нужно ли эти недочеты выделять пожеланиями к дальнейшему развитию творчества автора )
6. Выводы (Здесь можно указать на оригинальность или вторичность идеи. Сделать выводы, касающиеся новых этапов творчества автора).
7. Общее впечатление.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по составлению логических схем
Л.А.Кригер, Т.Г.Киселева
1. Просмотрите материал учебника и выпишите заголовки разделов (па-
раграфов), а также заголовки подразделов.
2. Внимательно изучите каждый раздел, выписывая из соответствующих
разделов основные понятия, встречающиеся в тексте.
3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятия-
ми внутри разделов и найдите в тексте или на основе умозаключений обоб-
щающие понятия, категории.
4. Найдите наиболее общие понятия или категории, объединяющие все
содержание текста. Не исключено, что это объединяющее понятие заключено в
заголовках текста.
5. Постройте логическую структуру (схему), включающую выбранные
Вами понятия и категории с учетом взаимосвязи между ними.
Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате
построения логической схемы может получиться иерархическая структура (де-
Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно-
следственные связи и построить логические цепочки.
Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно по-
строить хронологические таблицы.
6. Прочитав текст еще раз, сверьте полученную логическую структуру,
при необходимости уточняя ее.
При составлении логических структур учащийся должен руководство-
ваться следующими требованиями:
простота схемы, выражающаяся в минимальном количестве элементов
схемы и их связей;
целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархиче-
ское расположение в пространстве схемы (например, основные, вспомогатель-
наглядность, для чего используются цветовые оттенки, а также таблич-
ный, цифровой, диаграммный, иллюстративный материал.
Предварительный просмотр:
Памятка-алгоритм по формированию (развитию)
умения доказывать
Л.А.Кригер, Т.Г.Киселева
1. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения и вывода.
2. Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.
3. Определите вывод, который должен вытекать из доказательства.
4. Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации
своих выводов.
5. Выделите существенные факты, подтверждающие вывод, и системати-
6. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.
7. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.
1 Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения и вывода.
2 Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.
3 Определите вывод, который должен вытекать из доказательства.
4 Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации
своих выводов.
5 Выделите существенные факты, подтверждающие вывод, и системати-
6 Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.
7 Выясните, все ли аргументы исчерпаны.
Предварительный просмотр:
Памятка-таблица
Выделяем главное, составляем план, пишем конспект
Л.А.Кригер, Т.Г.Киселева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Умение плавать- это умение правильно дышать!"
Проект был подготовлен мною с учениками 8 класса. Мы с ним приняли участие в школьной научно-практической конференции. С ним я также участвовала к городском семинаре "Проектная деятельность на у...
Текстовые умения как важнейшие составляющие общеучебных умений
Методическая разроботка по формированию текстовых умений. Представлена в виде теоретического материала и конспекта урока по написанию изложения с элементом сочинения для 7 класса...
Игровые технологии как фактор развития творческих умений умений учащихся на уроках английского языка.
Эта методическая разработка поможет учителю английского языка в его работе с учащимися. Здесь вы можете познакомиться с игровыми технологиями, которые следует использовать на уроках английского...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
Перевод предметных умений в общеучебные умения школьника на уроках ИЗО
«ПЕДАГОГИКА – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опир...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...