игры с инструментами
материал
Предварительный просмотр:
«Музыкальные игры с музыкальными и шумовыми инструментами»
Музыкально-дидактические игры необходимо включать во все музыкальные занятия, а по мере усвоения переносить их в свободное от занятий время, используем игры на праздниках и развлечениях. Неоценимую помощь оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх.
Все игры подобираются по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты.
В работе с детьми стараюсь использовать простые, доступные и интересны музыкально-дидактические игры, только тогда они побуждают детей для игры на муз. инструментах.
Использовать музыкально-дидактические игры надо начинать уже с младших групп. Музыкальные и шумовые инструменты помогают заинтересовать малышей, побуждают к активности, формируют умения различать звуки по высоте.На занятиях нужно стараться создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой.
Музыкально-дидактические игры развивают творческую активность, определённые умения и навыки, воспитывают желание играть самостоятельно, побуждают малоактивных детей к игре на музыкальных инструметах,развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми. В процессе музыкально-дидактических игр у дошкольников формируется чувство товарищества, ответственности,а это тоже немаловажно при игре в оркестре.На музыкальных занятиях использую различные дидактические пособия: ложки, кубики, палочки деревянные разной толщины,погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки, жестяные цветные крышечки,картонные тарелочки и бумажные стаканчики, бумагу,пакеты.
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
«Вот все ребята собрались» (младший, средний возраст)
Цель:закрепление приемов игры на музыкальных инструментах.
Материал:музыкальные инструменты, стол,
Перед началом игры целесообразно провести дидактическую игру «Угадай, на чем играю», узнанные по тембру музыкальные инструменты выкладываются на стол. Музыкальный руководитель поет на мелодию «В лесу родилась елочка»:
Вот все ребята собрались, и музыка звучит,
А Саша (называется любой ребенок) барабан берет и палочкой стучит.
(Выходит названный ребенок, выбирает из 4-5 инструментов заданный и начинает играть под 2 часть - подвижную плясовую)
Таким образом вызываются еще дети, каждый из них берет названный инструмент и играет. В конце все играют одновременно.
Картинки и игрушки с музыкальными инструментами
(младший возраст)
Цель: восприятие музыки,внимание.
Материал: картинки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные ин-струменты.
Дети называют картинку или игрушку, одновременно ударяя в барабан, бубен, треугольник или пианино. Педагог называет тот инструмент, на котором играет ребёнок. В дальнейшем педагог спрашивает у детей, на каком инструменте они играют.Таким образом дети ненавязчиво запоминают названия инструментов.
«Бубен» (младший и средний возраст)
Цель: формировать навыки игры на бубне (2 приема – удар и встряхивание), воспитывать коммуникативные качества, развивать ритмичность.
Материал: бубен.
Педагог поет:
Постучи, Алена, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем,
Поучи веселей,
Посильнее в бубен бей. (Алена ударяет в бубен)
На проигрыш – прием «встряхивание»
Педагог поет дальше: Ах, Алена, как играет.
Как ладошкой ударяет!
Поиграла, вот и все,
Бубен Ване отнесем (Алена передает бубен Ване)
«Танец с бубнами» (младший и средний возраст)
Цель: формировать умение двигаться и звенеть бубном, реагировать на смену частей музыки.
Материал: бубны на пол группы.
Дети легко бегают на носочках врассыпную, с окончанием музыки останавливаются и играют на бубнах.Если бубнов всем не хватает, то сыгравшие ребята отдают бубны другим детям.
«Игра с бубнами» (средний и старший возраст)
Цель: научить слышать смену частей музыки (3 контрастные части), развивать чувство ритма, навыки игры на бубнах, формировать чувство ансамбля, умение ориентироваться в пространстве.
Материал: бубны -3-4 шт.
Игра проходит в сопровождении фортепиано. На 1 часть музыки (спокойную) дети, стоящие в кругу, приседают и закрывают глаза, воспитатель кладет за спины 3-4 ребятам бубны. С началом второй громкой плясовой части дети, обнаружив у себя за спиной бубен, выходят в круг и ударяют в бубны, остальные дети пляшут. На третью часть (легкую, подвижную) «музыканты» встряхивают бубны, дети легко бегут по кругу.
Игра повторяется с началом 1 части.
«Оркестр» украинская народная мелодия (средний возраст)
Цель: способствовать развитию внимания, выдержки, реакции, ритмичности, учить ориентироваться в пространстве.
Материал: музыкальные инструменты на группу детей.
Дети стоят в кругу с музыкальными инструментами (бубны, маракасы, бубенчики). С началом первой громкой части начинают ритмично играть. На вторую контрастную легкую и тихую оставляют свой инструмент на полу, бегут по кругу вокруг инструментов. С окончанием музыки берут любой музыкальный инструмент. Игра повторяется сначала.
«Пока звучит музыка» (средний и старший возраст)
Цель: способствовать развитию слухового внимания.
Материал: музыкальные инструменты на группу детей.
Пока звучит музыка, дети произвольно играют, как только музыка перестает звучать – перестают играть и дети.
«Тихо-громко» (любой возраст)
Цель: способствовать развитию динамического и тембрового слуха, ритмичности.
Материал: музыкальные инструменты на группу детей.
На тихую музыку дети играют тихо, на громкую – громко.
Вариант: разделить детей на две подгруппы с инструментами разного звучания: колокольчики и бубны (или ложки, или барабаны). На тихую музыку играют колокольчики, на громкую музыку - бубны (или ложки, или барабаны)
Усложнение: педагог играет неконтрастную двухчастную музыку. На первую часть играют одни инструменты, на вторую – другие.
«Беседа» (старший возраст)
Цель: способствовать развитию слухового внимания, памяти, проявлению творческого начала.
Материал: музыкальные инструменты.
Педагог произвольно играет на одном инструменте, дети отвечают, играя на своих инструментах.
Вариант 1: педагог «беседует» с одним ребенком.
Вариант2: двое детей «беседуют» друг с другом.
«Телеграмма» (старший возраст)
Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма.
Материал: музыкальные инструменты.
Педагог играет определенный ритмический рисунок, дети повторяют.
Усложнение: один ребенок играет, все повторяют, или ребенок играет ритм по карточке, все повторяют.
Вариант: ребенок играет ритмический рисунок на музыкальном инструменте для одного ребенка, тот отвечает. Потом второй ребенок играет для следующего и так далее.
«Эхо» (старший возраст)
Цель: развивать чувство ритма, динамический слух.
Материал: музыкальные инструменты.
Педагог отхлопывает в ладоши ритмический рисунок достаточно громко, дети повторяют 3 раза, с каждым разом все тише и тише. То же на музыкальных инструментах.
Пояснение: объяснить детям, что такое эхо, придумать и проговорить несколько слов, фраз с затиханием. Например: «Ау! Ау! Ау! Ау!», «Куда! Куда! Куда! Куда!» «Ба-ба-бам! Ба-ба-бам! Ба-ба-бам! Ба-ба-бам!». И так далее.
«Внимание» (средний и старший возраст)
Цель: развивать внимание, тембровый слух, чувство ритма.
Материал: ложки, колокольчики, бубны, маракасы,ширма.
Дети танцуют все вместе с музыкальными инструментами. С окончанием музыки педагог играет на каком-либо инструменте. К нему только подбегают дети с такими же инструментами, остальные отбегают в сторону. Достаточно четырех видов инструментов: ложки, колокольчики, бубны, маракасы.
Усложнение: педагог может играть за небольшой настольной ширмой, чтобы дети не видели, какой инструмент звучит.
«Дирижер» (средний и старший возраст)
Цель: воспитывать внимание, реакцию, чувство ответственности.
Материал: музыкальные инструменты.
У детей в руках инструменты. Ребенок-дирижер размахивает руками, дети играют, как только «дирижер» опускает руки, дети перестают играть.
«Игра в кругу» (старший возраст)
Цель: способствовать развитию слухового внимания, выдержки.
Материал: бубен, маракасы, колокольчик, рубель, металлофон, дудочка.
Дети сидят на стульях (или на полу) по кругу. В руках у них музыкальные инструменты. Каждый ребенок играет на своем инструменте один раз, потом следующий т.д. Паузы между исполнением быть не должно.
Усложнение: играть с закрытыми глазами. Ребенок должен ударить в свой инструмент после того, как услышит звучание инструмента соседа. Инструменты должны чередоваться, например: у первого ребенка бубен, у следующего маракасы, дальше колокольчик, рубель, металлофон, дудочка.
«Побегаем, поиграем» (средний, старший возраст)
Цель: закреплять навыки игры на шумовых музыкальных инструментах (бубны, коробочки, румбы, ложки, маракасы, бубенчики и т.д.), учить реагировать на смену частей музыки.
Материал: музыкальные инструменты
Стулья стоят по кругу, на стульях инструменты. Дети легко, на носочках бегут по кругу за стульями, с окончанием музыки садятся на стул, около которого остановились. Звучит веселая музыка, дети играют произвольно или
ритмический рисунок, который показывает педагог (в том числе и в графическом изображении).
Вариант: дети играют на инструментах, сидя на стульях, с окончанием музыки встают, оставляя свой инструмент на стуле, и переходят к другому стульчику. Игра повторяется. Таким образом, дети поиграют на всех музыкальных инструментах.
«Делай с музыкой» (старший возраст)
Цель: способствовать проявлению творчества, фантазии, целесообразности действий, ритмичности.
Материал: стол, барабан, бубен, металлофон, колокольчики.
На небольшом столе лежат музыкальные инструменты. Педагог играет на любом из них. Дети выполняют движения, которые характерны для выполнения под предлагаемый аккомпанемент. Например: педагог играет на барабане – дети маршируют, на металлофоне – танцуют, бубне – прыгают, на колокольчиках – бегают.
Усложнение: роль музыканта исполняет ребенок.
«Набираем в оркестр» (старший возраст)
Цель: способствовать формированию слухового внимания, чувство ритма.
Материал: музыкальные инструменты.
Дети сидят по кругу (на полу или стульях). У каждого музыкальный инструмент. Педагог сидит вместе с детьми и под музыкальное сопровождение начинает играть на своем инструменте, потом произносит: «Витя!» - и Витя играет вместе с педагогом. Педагог далее называет имя другого ребенка, потом следующего. Когда он назовет всех детей – получается оркестр. Не обязательно называть подряд имена детей, сидящих рядом. Дети должны внимательно вслушиваться в речь педагога.
«Игра с бубном» (средний, старший возраст)
Цель: способствовать проявлению фантазии, творчества, ритмичности.
Материал: бубен.
Дети встают врассыпную. У одного ребенка (ведущего) бубен, на котором он играет. Под веселую музыку дети танцуют, кто как хочет, с окончанием музыки замирают в разных позах. Ведущий выбирает того, чья поза ему больше понравилась и отдает ему бубен.
Варианты:
А. Педагог играет на фортепиано. Ведущий с бубном проходит мимо детей и «играет на них» (по спинке, коленке, локтю, руке). Ведущий должен стараться играть ритмично. Затем отдает бубен тому ребенку, который оказался последним в его игре.
Б. Ведущий без бубна. У всех детей бубны. Они танцуют, с окончанием музыки замирают в любой позе. Ведущий проходит мимо них и играет на их бубнах. Он должен стараться играть ритмично, без пауз; возможно, ему придется быстро пробежать от одного ребенка до другого.
В. Проговаривать стихотворение и играть на бубнах.
Пере-звоны, пере-клики,
Пере-стуки, пере-бряк!
Бубен, бубен, пре-великий
Ты шутник и весельчак! (Э.Огнецвет)
Г. Проиграть на бубнах и прочитать стих цепочкой, то есть один ребенок произносит только одну строчку или слово.
«Играем в оркестре»
Цель: развивать тембровый слух.
(младший, средний, старший возраст по мере усложнения)
Материал: стол, ширма, музыкальные инструменты.
За ширмой на столе разложены инструменты.
А. Желающий ребенок играет на любом инструменте.
Б. Та же самая игра, но с аккомпанементом педагога (задание усложняется, т.к. к детскому инструменту прибавляется звук пианино или того инструмента, на котором играет педагог)
В. Двое детей играют на музыкальных инструментах (на разных)
Г. Та же самая игра, но с аккомпанементом педагога.
Д. Трое детей играют на музыкальных инструментах.
Е. Та же игра, но с аккомпанементом педагога.
«По какому предмету стучу?» (старший возраст)
Цель: учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровай и ритмический слух.
Материал: стол,деревянные палочки.треугольник,коробочки с разным наполнением.
На столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.
Надо музыку послушать, инструменты подобрать.
Их звучание запомнить и по тембру различать.
Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда» А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперы «Орфей в аду».
При повторном слушании музыкальных пьес дети сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, втряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.
«Музыкальные стульчики» (старший возраст)
Цель: развивать творческую активность детей, их слуховую память, учить точно, воспроизводить ритмический рисунок.
Материал: стулья,шумовые и музыкальные инструменты на выбор.
Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.
«Музыкальный домик» (старший возраст)
Цель: развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.
Материал: музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов, сказочный домик.
Дети рассаживаются полукругом, на столе стоит сказочный домик, воспитатель рассказывает, что в этом домике живут музыканты. Если внимательно слушать, то можно узнать, кто в домике живёт. Дети внимательно слушают
музыку, определяют на слух, какой инструмент звучит, один ребёнок находит инструмент на карточке и показывает его в окошко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
личностно-ориентированная технология в обучении игре на инструменте
в презентации отражена личностно-ориентированная технология при обучении игре на инструменте (баяне)...
использование личностно-ориентированной технологии в обучении игре на инструменте
данный реферат раскрывает актуальность личностно-ориентированной технологии приу обучении игре на музыкальном инструменте в колледже...
Дидактическая игра "Музыкальные инструменты"
Дидактический материал по ознакомлению с музыкальными инструментами.Дидактическая игра "Музыкальные инструменты" http://muz-ruk.ucoz.ru/forum/4-2008-1...
Дидактическая игра "Найди инструмент" для детей 6 - 7 лет
дидактическая игра...
Доклад "Подвижная игра как инструмент коррекционно-развивающей среды"
В данном докладе представлен опыт работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения....
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья "Игра как инструмент гармонизации детско-родительских отношений".
Статья описывает, как важно положительное взаимоотношение родителей с детьми имеющими проблемы со здоровьем. Таким семьям очень важно взаимодействовать с психологами и вместе вести коррекционную работ...