Коррекционно-развивающая программа по профилактике дисграфии и дислексии
рабочая программа
Программа предназначена для работы с детьми 8-18 лет, имеющими нарушения навыков чтения и письма, обусловленных ОНР, ФФН, ФН и направленных на коррекцию различных видов дисграфии и дислексии (аграмматической, моторной, акустической, оптической и на почве нарушения языкового анализа и синтеза).
Программа направлена на формирование звуко-буквенного анализа и синтеза, на работу над темпо-ритмом в процессе чтения и письма, на развитие графо-моторных функций, на устранение специфических ошибок при чтении и письме, на закрепление орфографических и пунктуационных правил, на формирование понимания прочитанного, умения передавать содержание прочитанного на письме без «смысловых скважин», пропусков и перестановки событий.
В устной речи программа направлена на автоматизацию звукопроизношения, фонетико-фонематических процессов, совершенствование лексико-грамматического строя речи, умения читать с применением темпа, ритма, мелодики, паузации и ударения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_programma_po_profilaktike_disgrafii_i_disleksii.docx | 179.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа предназначена для работы с детьми 8-18 лет, имеющими нарушения навыков чтения и письма, обусловленных ОНР, ФФН, ФН и направленных на коррекцию различных видов дисграфии и дислексии (аграмматической, моторной, акустической, оптической и на почве нарушения языкового анализа и синтеза).
Программа направлена на формирование звуко-буквенного анализа и синтеза, на работу над темпо-ритмом в процессе чтения и письма, на развитие графо-моторных функций, на устранение специфических ошибок при чтении и письме, на закрепление орфографических и пунктуационных правил, на формирование понимания прочитанного, умения передавать содержание прочитанного на письме без «смысловых скважин», пропусков и перестановки событий.
В устной речи программа направлена на автоматизацию звукопроизношения, фонетико-фонематических процессов, совершенствование лексико-грамматического строя речи, умения читать с применением темпа, ритма, мелодики, паузации и ударения.
Цель:
- Устранение ошибок чтения и письма, выработка «языкового чутья», совершенствование процессов звуко-буквенного анализа и синтеза слов, дифференциация групп букв, сходных по звучанию, написанию, предупреждение пропуска букв, их смешения и перестановки.
- Профилактика и устранение ошибок на уровне предложения. Совершенствование и выработка умения излагать в письменной форме (изложение, сочинение) мысли четко, ясно, с использованием различных видов предложений (от простого нераспространенного к простому распространенному, у сложно-сочиненным и сложно-подчиненным).
Категория воспитанников: дети от 8 до 18 лет.
Срок обучения: для детей 1 час в неделю (24 недели).
Режим занятий: 45 минут.
Форма обучения: индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия.
Количество занятий в неделю: 1.
Количество занятий : 24.
Диагностика: 2 (первичная и заключительная).
В итоге логопедической работы у ребенка сформируется умение различать и не путать буквы при чтении и на письме, умение выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов и предложений, увеличится словарный запас, устранятся аграмматизмы, повысится скорость чтения, появятся умения и навыки свободно и адекватно пользоваться этими средствами, улучшиться успеваемость в школе.
Принципы:
- Индивидуализация – изучение структурного нарушения речи и особенности речевого развития ребенка.
- Разносторонность – обязательный учет в коррекционной процессе не только речевых, но и индивидуальнотипологических особенностей школьников, которые мешают развитию речи.
- Комплексность – использование в развитии речи различных видов деятельности: игровой, учебно–познавательной и др., учитывая общие и специфические закономерности развития детей.
- Систематичность – продуктивное изучение речи, процесс ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействия на все компоненты и стороны речевой функциональной системы.
- Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
- Дидактические – наглядный, достаточный, индивидуальный подход.
- Принцип развития – принцип поэтапного формирования речи и высших психических функций от младшей группы до подготовительной с учетом индивидуальных особенностей и развития ребенка, с учетом онтогенеза и зоны ближайшего развития.
Методы и формы реализации.
Программа реализуется в форме индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Основные методы.
- Наглядный:
- Демонстрируемые действия
- Просмотр предметных картинок
- Просмотр сюжетных картинок
- Просмотр серии сюжетных картинок
- Наблюдение
- Символы
- Опорные схемы
- Образцы
- Муляжи
- Фото
- Пиктограммы
- Жесты
- Мимика
- Изографы
- Игрушки и предметы окружающей действительности.
- Словесный:
- Прослушивание образца правильных словоформ
- Беседа
- Рассказывание
- Чтение
- Рассуждение.
- Практический:
- Упражнения
- Подражательно-исполнительный (выполнение инструкций)
- Моделирование
- Конструирование
- Игры.
Формы подведения итогов.
В начале и конце коррекционного процесса проводится диагностика уровня чтения и письма по методикам Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой. Диагностика проводится в форме тестовой письменной работы и прочтения специально подготовленного текста по апробированной методике Т.А. Фотиковой.
Механизм проведения занятия.
С детьми младшего школьного возраста 8 – 12 проводятся занятия, включающие работу по развитию и коррекции устной речи (коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя, фонетических процессов и связной речи) и письменной речи (формирование звуко-буквенного анализа и синтеза, работа над темпом и ритмом чтения и письма, развитие графо-моторных функций, работа по устранению специфических ошибок при чтении и письме, работа по закреплению орфографических и пунктуационных правил, работа над пониманием прочитанного, пересказом текста). Занятия с этой группой детей содержат 5-ти минутный перерыв (физкультурная минутка), куда могут входить комплексы общеукрепляющих упражнений, гимнастики для глаз, гимнастики для пальчиков и т.п.
С детьми среднего школьного 12-15 лет и старшего 15 – 18 лет возраста проводятся занятия, включающие работу по развитию и коррекции устной речи (коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя, фонетических процессов и связной речи) и письменной речи (формирование звуко-буквенного анализа и синтеза, работа над темпом и ритмом чтения и письма, работа по устранению специфических ошибок при чтении и письме, работа по закреплению орфографических и пунктуационных правил, работа над пониманием прочитанного, пересказом текста, составлением рассказа, выделением главной мысли и темы в тексте, членении текста на части и т.п. ). Занятия с этой группой детей содержит два 5-ти минутных перерыва (физкультурная минутка), куда могут входить комплексы общеукрепляющих упражнений, гимнастики для глаз, упражнения в занимательной форме для развития высших психических функций и т.п.
Характеристика детей, страдающих нарушением чтения и письма.
Проблемы усвоения навыков письменной речи во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: им свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения задания на уроке. Без напоминания учителя дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.
Для учащихся с нарушением письменной речи характерными являются и недостатки психомоторного развития: общая неловкость, неточность в координации движений. В результате недостатков в формировании графомоторных навыков дети оказываются неготовыми к овладению письмом. Формируется плохой почерк, дети не могут ориентироваться в пространстве листа, путают строчки и клетки. Отмечается повышенный мышечный тонус, который мешает ребенку постоянно писать на уроке.
У детей со стойкой школьной неуспеваемостью страдает как ипрессивная, так и экспрессивная речь. Развитие импрессивой речи характеризуется недостаточностью дифференциации речевых звуков, что затрудняет понимание смысла отдельных слов, предложений. Наиболее сложным является усвоение развернутых логико-грамматических конструкций.
Экспрессивной речи свойственны грамматические неточности в сочетании с ограниченностью словарного запаса. Дети не могут свободно пересказать текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать конкретную жизненную ситуацию, им недоступен творческий пересказ.
Динамические нарушения могут проявляться монологической речи, что связано с незрелостью механизма внутреннего программирования и грамматического структурирования речевых высказываний. У учащихся при беседах на заданную тему легко теряется общий смысл. Вместо образных выражений они часто пользуются готовыми словесными штампами.
У школьников в обычные возрастные сроки бывают несформированными фонематический анализ и синтез, что приводит к затруднению в понимании устной речи, ошибкам при чтении и письме. Не полностью сформированным является умение самостоятельно, с помощью интонации, делить речевой поток на предложения.
Дети с нарушением чтения и письма затрудняются в понимании сюжета рассказа, пересказе его содержания. Смысл прочитанного для них не всегда понятен из-за наличия в тесте причинно-следственных связей, пространственно-временных представлений, художественных образов. Учащиеся с НЧП испытывают трудности в понимании содержания рассказов со скрытым смыслом.
У школьников наблюдаются многочисленные варианты трудностей овладения чтением: замедленный темп формирования навыка чтения, нарушение смысловой стороны речи, разнообразные ошибки.
Акустическая дисграфия.
Распространены ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия: замены букв, обозначающих твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. Встречаются ошибки, связанные с несформированностью фонематического и слогового анализа: пропуски гласных и согласных; добавление букв; перестановка букв; пропуски слогов; перестановки и добавления слогов. Также существуют ошибки, связанные с несформированностью анализа предложения: слитное написание слов, раздельное написание слова, пропуск слова, пропуски и замены предлогов.
Оптическая дисграфия.
В логопедической практике известны замены графически сходных букв на письме: замены букв, состоящих из различного количества сходных элементов; замены букв, отличающихся пространственным расположением элементов (д-в); замены букв , в которых один из элементов отличается по изображению и направлению в написании отдельных составляющих частей (б-д, и-у).
Аграмматическаядисграфия.
Данный вид дисграфии обычно проявляется с третьего года обучения, когда ребенок приступает к изучению грамматических правил. Ребенку не удается овладеть правилами изменения слов по числам, падежам, родам и т.д. это выражается в неправильном написании окончании слов, в неумении согласовании слов между собой.
Артикуляторно-аккстическаядисграфия.
В основе этого вида дисграфии лежит тот вид неправильного произношения ребенком звуков речи, когда один звук полностью заменяется другим (шапка – «сапка», рыба – «лыба»).
Отдельно выделяются орфографические ошибки: затруднения при правописании безударных гласных, написании гласных после шипящих, при правописании
непроверяемых слов и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии»
Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей ДОУ....
«Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии»
Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей ДОУ....
«Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии»
Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей ДОУ....
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ. ПРИМЕНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ
В статье описываются проблемы формирования письменной речи у обучающихся с ДЦП учащихся в начальных классах, а также логопедические приёмы коррекции письменной речи которые может использовать на урока...
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ. ПРИМЕНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ презентация
Презентация является иллюстрацией к статье ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ. ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....
ДОКЛАД НА ТЕМУ «ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ ПРИ ПОМОЩИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ»
доклад "профилактика дисграфии и дислексии"...
Семинар-практикум для родителей "Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» Семинар-пр...