Семинар-практикум для родителей "Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников"
статья на тему
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории
«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»
городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»
Семинар-практикум для родителей
«Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников».
Выполнила: учитель-логопед
Е.А. Зацарная
ноябрь 2012 г.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.
Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.
Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.
Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.
Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.
Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:
· формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,
· развивать мелкую моторику рук,
· ориентировки в пространстве,
· развивать все психические процессы,
· готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.
В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.
Я сформировала некоторые методические рекомендации по развитию слухового восприятия на основе собственного практического опыта.
Развитие слухового восприятия.
1. "Где звук и сколько слогов"
Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.
2. "Что изменилось?"
Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.
3. "Зашифрованное слово"
Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.
Для развития слухового восприятия важно использовать игры:
· для формирования слухового внимания: "Угадай, кто это?",
· для формирования навыка определения направления звука: "Где позвонили?", "Жмурки с голосом".
· для различения силы и громкости звука: "Тихо-громко".
Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.
Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".
Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.
Развитие зрительного восприятия.
Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:
· умение анализировать предмет, его изображение,
· составление картинки, разрезанной на части,
· конструирование по образцу, по представлению,
· умение видеть графему и ее точное расположение,
· запоминание элементов букв,
· различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,
· дописывание элементов букв и т.д.
Для этого детям можно предложить задания:
1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.
2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.
3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории
«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»
городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»
Семинар-практикум для родителей
«Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников».
Выполнила: учитель-логопед
Е.А. Зацарная
ноябрь 2012 г.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.
Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.
Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.
Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.
Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.
Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:
- формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,
- развивать мелкую моторику рук,
- ориентировки в пространстве,
- развивать все психические процессы,
- готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.
В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.
Я сформировала некоторые методические рекомендации по развитию слухового восприятия на основе собственного практического опыта.
Развитие слухового восприятия.
1. "Где звук и сколько слогов"
Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.
2. "Что изменилось?"
Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.
3. "Зашифрованное слово"
Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.
Для развития слухового восприятия важно использовать игры:
- для формирования слухового внимания: "Угадай, кто это?",
- для формирования навыка определения направления звука: "Где позвонили?", "Жмурки с голосом".
- для различения силы и громкости звука: "Тихо-громко".
Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.
Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".
Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.
Развитие зрительного восприятия.
Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:
- умение анализировать предмет, его изображение,
- составление картинки, разрезанной на части,
- конструирование по образцу, по представлению,
- умение видеть графему и ее точное расположение,
- запоминание элементов букв,
- различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,
- дописывание элементов букв и т.д.
Для этого детям можно предложить задания:
- "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.
- "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.
- "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей на тему "Развитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи"
Ознакомление родителей с этапами работы по формировани ю и развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...
Семинар - практикум для воспитателей ДОУ Тема: "Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников".
Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.Совершенствовать педагогическое сотрудничество учителя –...
Семинар-практикум для воспитателей на тему « Музыкально - дидактические игры для дошкольников»
Значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей....
Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий с родителями и детьми старшего возраста». ( работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ПАВ несовершеннолетними)
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для родителей и педагогов. Дошкольный возраст являетс...
Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников средствами дидактической игры
Методическая разработка...
Семинар - практикум для педагогов "Нейроподход, эффективный инструмент для всестороннего развития дошкольников"
Мастер - класс помогает расширить представления педагогов о нейропсихологических. технологиях, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников. Научиться применять их на практике....
Всероссийский проблемный очно-заочный семинар-практикум «Фразовый конструктор в развивающей и коррекционной работе с дошкольниками: игры и упражнения на стимуляцию речевой активности, накопление словарного запаса и формирование предложений»
Участие во Всероссийском проблемном очно-заочном семинаре-практикуме «Фразовый конструктор в развивающей и коррекционной работе с дошкольниками: игры и упражнения на стимуляцию речевой активност...