Статья. "Патриотическое воспитание школьников через театральную деятельность"
статья
Театр помогает школьникам максимально проникнуться патриотизмом. Именно театральная деятельность даёт возможность вызвать максимальный интерес школьников к этой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. | 15.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Бесконечно прав писатель Константин Симонов утверждавший: «У нас, у живых, есть много человеческих прав… Но одного права у нас, у живых, нет и никогда не будет. У нас нет права забывать, что сделали наши мертвые товарищи во имя Победы…»
Патриотическое и гражданское воспитание молодёжи всё чаще определяется как одно из приоритетных направлений в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА – человека, необходимого обществу, востребованного в нём, способного к решительным действиям на созидание во благо.
Основной приметой взаимодействия искусства с человеком является глубокая эмоциональная, чувственная основа этого процесса. В искусстве, художественной практике доминирующее значение имеют эмоции, эмоционально-чувственный опыт. На их основании возникает и сознательное, идейно-образное видение, и понимание содержания искусства.
Эмоциональное мышление, или мышление эмоциями, возникшее как результат соприкосновения с искусством, имеет непосредственный выход на действия человека, их смысловое и эмоциональное наполнение. Эмоции, чувства предстают как вполне конкретный результат влияния театрального искусства. Оказывая влияние на поступки, мотивы поведения, эмоции обретают зримые очертания и формы проявления. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира и является основой формирования патриотизма. Поскольку театр способен воздействовать на чувства, настроения воспитанника, постольку он способен преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Ведущим принципом организации учебно-воспитательного процесса является принцип погружения воспитанников в художественный мир драматургического произведения, действие которого направлено на воспитание средствами театра, преодоление вербализации воспитательного процесса. Данный принцип открывает большие возможности для глубокого, эмоционального «проживания», «прочувствования» идеи постановки, образа героев, способствует охвату целого в совместном творчестве учителя и учеников, повышая в итоге воспитательный эффект театральных занятий.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания учащихся лицея имеет тема о защитниках Отечества. Пережитые на эмоциональном уровне факты героической истории своей страны, представленные в театрализованной постановке, рождают чувство гордости и своей сопричастности к истории своей Родины, в полной мере служат целям воспитания гражданина и патриота.
Систематическое общение с историческим материалом, выраженным в художественной форме, развивает стремление быть достойными продолжателями славных традиций своего народа, воспитывает чувство патриотизма, формирует у воспитанников верность Родине, готовность к ее вооруженной защите.
Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование театра при ознакомлении воспитанников с образом малой Родины. Любовь к Родине начинается с любви к матери. Для ребенка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это лицей, его друзья. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народных обрядовых действах. С народными традициями связано проведение праздников «Проводы масленицы. Праздники представляют собой действительно интересное, веселое действо, несут неповторимый дух народных традиций.
Народные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят воспитанников с обычаями и бытом своего народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Они вызывают интерес детей, приносят им радость, создают хорошее настроение, снимают чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивают эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского народного фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Они обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народного фольклора дети знакомятся с жизнью и бытом своего народа, с лучшими образцами народного творчества. Таким образом, приобщая детей к культурному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство школьников. Через восприятие образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты к образам реальной природы. Выразительность театрального языка, яркость и поэтичность стихов помогают воспитанникам почувствовать атмосферу радостной встречи с родной природой, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
И особенно важными являются: интерес к проводимому мероприятию у самих ребят, понимание значимости, важности, и непосредственное участие школьников в подготовке всех выбранных форм. Соблюсти эти условия не сложно, но необходимо, только тогда выбранные формы патриотического воспитания стали мощным фактором в развитии у подрастающего поколения чувства любви к Родине, семье, близким, ответственности за настоящее и будущее этих главных человеческих ценностей нашего общества. А это и есть главная задача патриотического воспитания.
Исследования психологов показывают, что школьники наиболее восприимчивы к героическим образам, драматическим коллизиям. В этом возрасте активно формируются любовь к Родине, чувство национальной гордости.
В школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, формируются высшие чувства, к которым относится и чувство патриотизма, и анализируются пути их воспитания. Особое внимание обращается на идентификацию, с помощью которой может осуществляться погружение ребенка в художественный мир. Объектом идентификации в этом случае являются герои, как правило, занимающие доминирующее положение в произведении и вызывающие у детей симпатию. Отождествление себя с такими персонажами рассматривается как один из социально-психологических механизмов воздействия театрального искусства на личность. Его следствием является рождение новых чувств у учащихся, подобных чувствам любимых героев, и воспитание соответствующих ценностных ориентиров. Погружение в коллизии театрального спектакля воспитывает патриотические чувства, служит основой для развития высокого художественного вкуса, формирования эстетического идеала, понимания возвышенного в жизни.
Кроме того, как коллективный вид искусства, театрализация, как никакая другая форма работы сплачивает ребят, позволяет в полной мере ощутить чувство коллектива. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, воспитаннику помогает обстановка праздников. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется на театральных занятиях.
Таким образом, оригинальность результатов творчества в театральном коллективе можно рассматривать как с точки зрения художественно-эстетической, так и личностно-субъективной, т. е. с точки зрения того, что оно дает человеку как художнику и — человеку.
Исполнительство в театральном коллективе связано с процессом создания эстетических, духовных ценностей. Одной из них является глубокая нравственная социализация, моральное совершенствование человека. Происходит активное созидание личности, развитие всех ее сторон и духовно-творческого потенциала. Причем данный потенциал реализуется не только в сфере художественной практики, но и во всей системе отношений человека с окружающими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В материале рассказывается о том, как ведется гражданско-патриотическое воспитание подростков через деяtельность детских общественных движений и объединений в Ельниковском районе...
Гражданское воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Вечная задача педагогики- воспитание умного, доброго, сильного и честного человека....
Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...
Экологическое обучение и воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность
Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробел...
"Духовно-нравственное воспитание школьников через социально-творческую деятельность"
Методическая разработка. Посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников во внеурочное время, через социально-творческую деятельность....
Экологическое воспитание школьников через внеклассную работу с применением исследовательской деятельности
В настоящее время с изменением экологической ситуации на Земле и утратой ценностей у подрастающего поколения, я считаю, стоит остро вопрос экологического и патриотического воспитания учащихся в школах...
Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии
Тема опыт « Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии»...