"Духовно-нравственное воспитание школьников через социально-творческую деятельность"
статья на тему
Методическая разработка. Посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников во внеурочное время, через социально-творческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov_cherez_sotsialno-tvorcheskuyu_deyatelnost.docx | 43.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Невельского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Горнозаводска
Невельского района Сахалинской области»
Духовно-нравственное воспитание школьников через социально-творческую деятельность
Возраст детей: 10-13 лет
Бакалец Ольга Васильевна,
Педагог дополнительного образования
с. Горнозаводск
2014 год
Оглавление.
1. Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания в условиях школьного образования.
2. Социальное творчество в школьном образовании.
3. Театр - как форма социально-творческой деятельности.
4. Социально-творческий проект «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается».
5. Вывод.
Духовно-нравственное воспитание школьников через социально-творческую деятельность.
1. Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания в условиях школьного образования.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, приводит к безнравственному опустошению. Кто как не учитель, педагог, имеющий возможность влиять на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должен опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Школа для ребенка является адаптивной средой, духовно-нравственная атмосфера которой обусловливает его ценностные ориентиры. Опираясь на Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития в Российской Федерации», ФГОС, во главу воспитательной системы современной школы ставится систематическая работа по постепенному расширению ценностно-смысловой сферы личности, уважающей и принимающей ценности семьи и общества. Осознанное принятие школьником культурных традиций, нравственных ценностей, особых форм социальной и духовной жизни его малой Родины наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность есть совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности. Основой системного подхода в воспитании гражданственности, патриотизма, восстановлении духовно-нравственной культуры общества является принцип комплексности решения спектра проблем различных социальных и возрастных групп населения. В связи с этим работа по воспитанию гражданственности, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию включает в себя и совершенствование школьного образования, и систему мер, адресованных семье; внедрение патриотического и духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, культуры, работу общественных объединений с подростками и молодежью.
2. Социальное творчество в школьном образовании.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании школьников играет такой вид деятельности, как социальное творчество. Социальное творчество-это высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование и создание новых форм социальных отношений и общественного бытия. Социальное творчество школьников — это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Социально - творческая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Результатом социально-преобразующей деятельности становится приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневности. Это становится возможным через социальную пробу - инициативное участие детей в социально-значимых делах, организованных взрослыми. Это может быть организация благотворительного концерта, спектакля. Педагог не может принудить ребенка к участию в таких делах. Задача педагога - мотивировать ребенка, причем это может быть только моральное мотивирование. Одним из видов социального творчества школьников в условиях общего образования может стать театрализованная деятельность.
3. Театр - как форма социально-творческой деятельности.
С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности, воспитания общественного сознания. История приобщения детей к искусству театра в России начинается с 17 века, так же, как и вся история русского театрального искусства. В настоящее время занятия театральным творчеством детей не потеряли своей актуальности. Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве. Театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива. Острота и глубина восприятия искусства, в особенности театра, нередко определяют духовный облик школьника на всю жизнь. Несомненно, что искусство театра через приобщение к лучшим образцам литературного творчества помогает формированию патриотических чувств, гражданской ответственности, нравственных ценностей у школьников, дает возможность соприкоснуться с лучшими образцами языковой культуры, воспитывает художественный вкус, развивает умение доносить мысль автора до слушателя, а также способствует творческому самовыражению школьников. А коллективное творчество и выход на зрительскую аудиторию способствует самоутверждению личности школьников, формированию нравственных качеств и гражданской позиции.
В настоящее время в нашем обществе наблюдается упадок нравственности. Мы довольно часто сталкиваемся с бездушием и равнодушием окружающих по отношению к тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. А это самые уязвленные слои населения: дети и старики. Растет число брошенных и забытых родственниками стариков, доживающих свой век в стенах медицинских и социальных заведений. Большую часть времени им приходится проводить в постели, круг их общения сужен до медицинского персонала. В этом случае приход детей с концертом - лучик света, связь их с внешним миром. Это возможность почувствовать себя не одиноким, несмотря на сложившиеся обстоятельства. Растет число детей, находящихся на в социальных учреждениях, специальных школах-интернатах. Их круг общения также сужен. Как редкий дар воспринимается простое человеческое участие. Театр становится связующим звеном в мир нравственных поступков, милосердия и доброты. Общение с театром дарит только положительные эмоции и пример правильного нравственного выбора. Дети, которые участвуют в благотворительных спектаклях и концертах, получают большой жизненный опыт, учатся терпимому и милосердному поведению. В нашей школе с сентября 2012 года работает творческое объединение дополнительного образования «Школьный Театр», где занимаются школьники10-13 лет, многие из которых воспитываются в неблагополучных или неполных семьях. И школьный театр стал для этих детей островком надежды. Здесь они не только обучаются актерскому мастерству, сценической речи, но и учатся общению и взаимодействию с партнерами, своими сверстниками, что помогает им адаптироваться в окружающем социуме. Благоприятная атмосфера на занятиях, дружеские взаимоотношения с педагогом, совместное творчество являются хорошей почвой для становления нравственных качеств личности, самоутверждения личности школьников. Одним из основных направлений моей работы со «Школьным театром» стало привлечение ребят к значимой самостоятельной творческой деятельности, участие в социально-творческих проектах. А девизом - слова «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается». В результате социально-творческой деятельности, участники объединения не только смогли проявить свои творческие способности, но и приобрести практический опыт выступления на сцене: и на большой – в актовом зале школы, но и импровизированной - в школьном фойе, больничном холле, проявить свою гражданскую позицию, отношение к ситуации, складывающейся в современном обществе. Ведь даже жизнь в таком небольшом селе, как наше, отражает все проблемы современного общества. И у нас они ощущаются особенно остро.
В нашей сельской больнице есть отделение сестринского ухода, где живут и лечатся пожилые люди-инвалиды, старики. Они особо нуждаются в добром слове, внимании. Нам захотелось подарить этим людям частичку тепла, маленький праздник. Как это можно сделать? Организовать для этих людей концерт. Привлечь к участию в нем творческие коллективы нашей школы, договориться с администрацией больницы. Так родился наш первый опыт социально-творческого дела. Работа велась в двух направлениях: новогодняя сказка (спектакль) для детей и праздничные концерты для пожилых пациентов больницы. Для работы над новогодней сказкой была выбрана пьеса И.Токмаковой и С.Прокофьевой «Подарок для Снегурочки». Работа над спектаклем шла в форме творческой мастерской. Параллельно репетициям школьники делали реквизит и декорации для спектакля. Так как у нас не было ни костюмов, ни декораций, все пришлось делать самим. Ребята с энтузиазмом включились в работу над спектаклем и изготовлением декораций. К совместной творческой деятельности удалось привлечь учителей, родителей. Они помогли изготовить костюмы для детского спектакля. Результатом творческой работы стали новогодний спектакль и концертная программа, подготовленная участниками «Школьного Театра». Ребята показали новогоднюю сказку для учащихся младших классов школы и дошкольников, занимающихся в группе «Предшкольная пора» (не посещающих детский сад). Для пожилых людей и инвалидов сельской больницы показали новогодний концерт. Позже был подготовлен и показан в больнице концерт к 8 марта. Юные актеры подарили свои зрителям частичку тепла, радости и праздничного настроения. В концертных программах мы использовали миниатюры, вокальные номера, художественное чтение. Ведь если кому-нибудь стало тепло и хорошо на душе после наших встреч - значит ради этого стоит выходить на сцену. А из детей, впитавших в себя чувство сострадания, милосердия, доброты по отношению к младшим и старикам, людям с ограниченными возможностями, обязательно вырастут хорошие люди. Доброе дело не нуждается в подарках, но было приятно получить добрые отзывы о выступлениях нашего «Школьного Театра» и от больных стариков, и от медицинского персонала больницы, от малышей и их родителей.
4. Социально-творческий проект «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается».
В октябре 2013 года мы решили принять участие в конкурсе грантовых проектов Фонда социальных инициатив «Энергия» и стали победителем с проектом «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается». Данный проект направлен на формирование у детей социально-нравственных ценностей через театральную деятельность, привлечение детей к значимой самостоятельной деятельности на благо других людей. В рамках Проекта была организована Творческая мастерская «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается», из числа школьников в возрасте 10-13 лет (19 чел), занимающихся в объединении «Школьный Театр»(16 чел) и танцевальном коллективе (3 чел) и волонтеров из числа подростков, педагогов школы, родителей (13 чел). Работа над проектом «заразила» положительной энергетикой творчества и искренней открытостью всех участников проекта, и детей, и взрослых. Многие вопросы по Проекту решали сообща, в виде дискуссии. Были определены основные направления работы Творческой мастерской по Проекту:
- Подготовка новогоднего спектакля для детей.
- Подготовка новогоднего концерта для пожилых людей.
- Показ новогоднего спектакля и концертов.
Так как сроки реализации Проекта выпали на осеннее - зимний период, для постановки детского благотворительного спектакля выбрали одну из пьес новогодней тематики. В результате прочтения предложенных педагогом пьес и обсуждения в коллективе участников театрального объединения «Школьный Театр» была выбрана пьеса «Когда в лесу холодно» (по сказке А.Антакольского). Следующим этапом в работе было распределение ролей в спектакле. Основных действующих лиц в пьесе-11. Т.к. основной состав нашего коллектива-девочки, то вместо Деда Мороза (по сказке) мы решили ввести в спектакль Зимушку-Зиму, отчего сказка приобрела более добродушный характер. Роль лесного следователя Михаила Потапыча переделали на лесного следователя Марью Ивановну. Роли в сказке были распределены между основным составом коллектива (6-7 класс). Ознакомившись с пьесой и распределив роли, участники проекта приступили к репетициям спектакля. Были распечатаны тексты пьесы для репетиций (из них 1 экземпляр - для режиссера). Спектакль назвали «Новогоднее происшествие». Репетиции спектакля «Новогоднее происшествие» шли в течение октября-декабря. Подготовка спектакля проходила во внеурочное время, как на основных занятиях объединения, так и дополнительно. Был составлен график репетиций. Проводились групповые, индивидуальные репетиции и работа над отдельными сценами. Все участники проекта с большой ответственностью отнеслись к посещению занятий и репетиций. Пьеса и выбранные роли ребятам очень нравились. Работая над ролью, каждый участник спектакля старался не только запомнить слова, но и правильно выполнять сценическое действие своего героя, заданное режиссером (Бакалец О.В.) Погружаясь в предлагаемые обстоятельства роли, подбирая нужную интонацию, походку, каждый участник спектакля старался создать свой характер сказочного персонажа. Чтобы сказка была интересной и веселой, для передачи сценического образа Волка и Лисы, Белочек мы ввели в спектакль песни и танцы. Так постепенно, от читки пьесы, разыгрывания этюдов, репетиций отдельных сцен, импровизаций рождался новогодний спектакль. Сложнее всего было проводить репетиции массовых сцен, когда все внимание исполнителей должно быть максимально собрано. А это в основном финальные сцены спектакля. Параллельно работе над будущим спектаклем, в октябре подбирали художественные номера для благотворительного концерта, посвященного Новому году. В результате отбора номера выбрали веселые, новогодние, создающие праздничное настроение. На основе выбранных номеров в ноябре был написан сценарий благотворительного новогоднего концерта для пожилых людей, ветеранов и инвалидов. Концерт мы назвали «Зимняя сказка». В сценарий вошли песни, танцы, отрывки из спектаклей, связанные между собой красивыми вставками - стихами. Репетиции благотворительного концерта проходили в течение ноября-декабря, параллельно работе над новогодним спектаклем. Т.к. в спектакле и концерте были задействованы участники объединения «Школьный Театр» и танцевального коллектива школы, приходилось равномерно распределять нагрузку детей и составлять график репетиций. Постановка спектакля – это результат коллективного творчества, занимает длительное время - от 2-х и более месяцев. Параллельно с репетициями, работой над спектаклем, шла работа в Мастерской над изготовлением костюмов и элементов костюмов, декораций и реквизита; приобретением расходных материалов, оборудования для проекта. Для новогоднего спектакля нам требовалось 16 костюмов (11 основных действующих лиц и 5 снежинок). В ноябре для спектакля «Новогоднее происшествие» были подобраны театральные (карнавальные) костюмы. Были заказаны и приобретены за счет гранта 8 театральных костюмов для персонажей сказки. Для исполнителей ролей Лесовицы, Луговицы, Полевицы были выбраны костюмы времен года: Осень, Весна, Лето. Для Мокрого, водяного жителя мы подобрали костюм Султана, который очень удачно подходил по цвету, в дальнейшем дополнительно мы нашили на костюм водоросли из атласных ленточек в тон костюма. Также мы приобрели замечательные костюмы Снегурочки, Лисы, Волка и Медвежонка. Костюмы Зимушки и 2-х белочек решили сделать собственными силами. Под руководством учителя технологии Минц В.М., помощи учителей, родителей, волонтеров-подростков и участников проекта были изготовлены костюмы для белочек: юбочки и блузки, ушки на ободке. Для костюма Зимушки переделали свадебное платье, которое перешивали в нашей Мастерской. К костюму Зимушки изготовили кокошник и накидку. Костюмы для снежинок (гимнастические купальники и юбочки) взяли в танцевальном коллективе школы (5 шт). Т.о. для спектакля «Новогоднее происшествие» были подготовлены все необходимые костюмы (16). В течение ноября наряду с репетициями спектакля шла напряженная работа в Мастерской по изготовлению реквизита и декораций к спектаклю. Участники проекта не только познакомились с историей декораций и художественными мастерскими в театре, но и своими руками изготовили реквизит к новогоднему спектаклю. Здесь нам большую помощь оказала администрация школы (директор Ким Кен Сен), и волонтеры проекта: учителя, педагоги дополнительного образования, родители. Участники проекта выполнили самостоятельно такой реквизит, как дубинка для Волка, «волшебная веревка» из мишуры, окно (нарисованное) избушки, портреты Волка и Лисы. Фанерный ключик, скамейку и табурет помог сделать педагог дополнительного образования Тян В.И. на занятиях своего кружка. Затем участники проекта превратили их в серебряный ключик, в березовый пенек, скамейку для избушки Волка и Лисы. Волонтеры помогли нам и в поиске такого реквизита для спектакля, как корзинки, платки, валенки. Для реализации проекта нам была нужна театральная ширма, легкая в монтаже и переноске для выездных спектаклей, которую бы мы могли оформить с одной стороны в виде задника сцены, а с другой стороны - в виде декорации избушки Волка и Лисы. В рамках проекта была заказана и приобретена разборная театральная ширма на колесиках, из двух створок. Эта ширма послужила основой декорации для нашего новогоднего спектакля. Под руководством учителя технологии участники проекта изготовили декорацию для театральной ширмы, выполненную в виде аппликации на ткани. Материал для этого был приобретен в рамках проекта. Изготовление декорации, которую мы назвали «Зимний лес» стало проектом в проекте. Сначала ребята выполнили эскиз в виде рисунка, затем в виде аппликации на ткани в масштабе. И только после этого приступили к работе над тканью. Работа была очень кропотливой, требовала усидчивости и внимания. Над оформлением ширмы работали старшие участники проекта и волонтеры-подростки (7 класс). Так у нас получилось съемное оформление для театральной ширмы, которое легко крепится на мешковину ширмы, удобно при дальнейшем хранении и использовании. В дополнение к оформлению ширмы участники проекта самостоятельно изготовили «зимние кусты» для боковых декораций сцены. Выполненные участниками проекта декорации легко монтируются на сцене, их удобно переставлять, поворачивать, что очень важно во время показа спектакля. Декабрь - самое напряженное время нашего проекта. В середине декабря, когда были готовы декорации, участники проекта приступили к изготовлению афиш для спектакля и концерта. Ребята познакомились с правилами оформления театральных афиш. В изготовлении афишы приняли участие почти все ребята объединения. Афиша получилась яркой, красивой. Основную афишу с датами и местом всех выступлений мы повесили в фойе школы. Дополнительные объявления о спектакле участники проекта набрали на компьютере, распечатали на бумаге, разнесли по младшим классам, в садик и в школу-интернат. Как в настоящем театре участники проекта изготовили для своих зрителей программку спектакля. Подготовленные афишы новогоднего концерта ребята, участники проекта, заранее отнесли в больницу и в библиотеку, где должны были состояться наши концерты для ветеранов, инвалидов и пенсионеров. В конце декабря наступил самый напряженный этап реализации Проекта «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается». График творческих выступлений в рамках Проекта заранее был согласован со школьной администрацией и со всеми организациями, где мы планировали свои выступления. Учитывая, что в школе был конец учебной четверти, все выступления были запланированы на внеурочное время, не мешая учебному процессу. График показов детских спектаклей был очень плотным, ответственность, лежащая на участниках проекта, была большой. Все очень волновались. Но общее дело, поддержка администрации школы, понимание со стороны учителей и родителей и большая ответственность перед будущими зрителями помогли участникам проекта настроиться на творческие выступления. И вот настал день премьеры, 25 декабря. Конечно, он был самым волнительным для всех участников проекта, и детей, и взрослых. В этот день предстояло дать 2 спектакля. Первый спектакль – в родной школе, для учеников младших классов. Яркий образ героев помог зарядиться положительной энергией и побороть волнение. На сцене расставили декорации«зимнего леса», приготовили реквизит. Волонтеры помогли оформить сцену снежинками. Подготовили оборудование для музыкального сопровождения спектакля. В зал начали проходить зрители - ученики младших классов (более 60 человек), учителя, которые с нетерпением ждали начала сказки. И вот прозвенели три звонка, зал затих. Зазвучала музыка, и начался новогодний спектакль «Новогоднее происшествие». Под красивую мелодию закружились в вальсе снежинки. Следующие события, происходящие на сцене, приковали к себе все внимание зрителей. Это была самая настоящая детективная новогодняя история, произошедшая в сказочном зимнем лесу. Зрители искренне переживали за Лесовицу, Луговицу, Полевицу, Белочек, Снегурочку, Медведицу и Зимушку. Смогут ли они найти ключ от морозной избушки и поднять температуру? Несмотря на отрицательные образы Волка, Лисы, Мокрого, игра юных актеров, исполнивших эти роли, очень понравилась зрителям. Красивые костюмы и декорации зимнего леса, яркое актерское исполнение, режиссерское решение спектакля, помогли создать самую настоящую сказочную атмосферу. В финале сказки разбойники были пойманы, ключик возвращен. Добрая Зимушка простила разбойников и пригласила на Новый год. Закончился спектакль веселым танцем «В новогоднем лесу». Детский спектакль стал необычным новогодним подарком для юных зрителей. Наградой актерам «Школьного Театра» (16 человек) стали громкие аплодисменты и добрые отзывы о спектакле учеников младших классов и учителей школы. В этот же день юные актеры показали спектакль для воспитанников школы–интернат. Учащиеся школы – интернат (более 30 человек) встретили артистов очень доброжелательно. Они внимательно следили за действием спектакля, смеялись над проделками Волка и Лисы. Очень необычным в этом спектакле был образ лесного следователя, Медведицы Марьи Ивановны. Игра юной актрисы, исполнившей эту роль, очень понравилась ребятам. Остались довольны все: и зрители, получившие замечательный новогодний подарок в виде доброй сказки, поднявшей всем настроение и актеры-участники проекта. Несмотря на 2 спектакля, данных детьми в этот день, на их лицах не было усталости. Так замечательно не только получать подарки, но и дарить их самим! 28 декабря состоялась встреча участников Проекта с самыми маленькими зрителями. В одном из учебных классов школы для дошкольников, не посещающих детский сад, из малообеспеченных семей (14 человек) был показан спектакль «Новогоднее происшествие». Малыши пришли вместе с родителями, старшими сестренками и братьями. Для многих из них это была первая встреча с театром. Красивые декорации, яркие костюмы персонажей, музыкальное оформление спектакля помогли создать самую настоящую сказочную атмосферу новогоднего праздника. Дети живо реагировали на игру юных актеров, смеялись, хлопали, подбадривали и поддерживали героев сказки. После спектакля участники проекта водили с малышами хоровод возле елки, танцевали, помогли Деду Морозу раздать для ребят новогодние подарки. Маленькие зрители и их родители поблагодарили участников спектакля за замечательный праздник, сказали спасибо всем участникам спектакля. 30 декабря, накануне Нового года, спектакль «Новогоднее происшествие» увидели ребята из детского сада «Рябинка» (более 30 человек). Участники «Школьного театра» (16 человек) первый раз выступали в детском саду. Атмосфера была очень доброжелательной. Дети с интересом смотрели на импровизированную сцену, декорации зимнего леса. Живо реагировали на сказочное действие, с интересом слушали песню Белочек, смеялись над танцем Лисы и Волка. Большое удивление среди зрителей вызвала сцена с ключом, который стреляет, Медведица-следователь, Снегурочка-следопыт. Малыши радовались вместе с героями сказки в финальной сцене спектакля, когда Мокрый вернул похищенный ключик Зимушке, а та простила его и разрешила остаться на Новый год. Дети дружно хлопали актерам в финале спектакля. От имени малышей воспитатели пригласили юных актеров приходить к ним чаще. 26 декабря участники проекта отправились в больницу, где их уже ждали в отделении сестринского ухода. В небольшом фойе, расположенном на 2 этаже сельской больницы, ребята показали для больных пожилых людей, инвалидов (более 20 человек) новогодний концерт «Зимняя сказка». Зрители, больные и медицинский персонал отделения, расположились в больничном коридоре. Чтобы лежачим больным было удобно видеть и слушать концерт, двери в их палаты оставили открытыми. Открыла концерт прекрасная нежная песня «Зимняя сказка». Она стала прологом к следующим номерам концерта. Зрители увидели отрывки из новогоднего спектакля, веселый танец «Новогодний», песни «Новый год», «Новогодние игрушки». Завершила концерт песня-танец «В новогоднем лесу» (из спектакля). Было приятно видеть улыбки на лицах пожилых людей. Главный врач больницы поблагодарила ребят и пожелала им, чтобы такие встречи стали чаще, т.к. этот концерт дал положительный эмоциональный заряд для пожилых людей, инвалидов. В концерте приняли участие 11 детей. Мы очень признательны администрации нашей больницы за помощь в проведении новогоднего концерта, за понимание и сотрудничество в рамках Проекта. 27 декабря ребята пришли в библиотеку-филиал №2. В помещении читального зала присутствовали гости - ветераны, пенсионеры (15 человек). В небольшом, но уютном помещении, среди книжных стеллажей участники проекта показали для них новогодний концерт. В этот день в концерте прозвучали песни «Новый год», «Новогодние игрушки». Зрители увидели «Вальс снежинок», «Новогодний» танец, сцены из спектаклей «Новогоднее происшествие», «Подарок для Снегурочки». Сцены из сказки «Подарок для Снегурочки исполнили участники средней группы «Школьного театра» (5 класс), участие в новогоднем концерте в рамках проекта было для них дебютным. Ребята смогли справиться с волнением и получили заслуженные аплодисменты и добрые отзывы от зрителей концерта. Концерт «Зимняя сказка» получился веселым, праздничным, ветераны и пенсионеры поддержали ребят аплодисментами. Традиционно концерт завершила песня –танец «В новогоднем лесу», ставшая символической визитной карточкой юных актеров. В этом концерте были заняты 15 участников проекта. Заведующая библиотекой от лица ветеранов пожелала ребятам творческих успехов и более частых встреч. Январь стал месяцем сбора и оформления фотоматериала по проекту. Прошли новогодние праздники, закончились показы спектаклей и концертов, но продолжилась работа по проекту. Предстояло собрать весь фотоматериал, отобрать лучшие снимки, чтобы подготовить видеопрезентацию по проекту. Хотелось запечатлеть все моменты работы по проекту, ведь была проделана большая работа, объединившая вместе и детей и взрослых. Отбирали самые яркие снимки. Так как во время спектакля сценическое действие проходит динамично, в движении, так же как и в танцах, некоторые моменты, к сожалению, не удалось удачно сфотографировать. Презентацию решили сделать с музыкальным фоном, для этого выбрали подходящую песню. Над презентацией работали участники объединения «Школьный Театр» вместе с руководителем. Выбрав фотографии и музыкальный фон, участники проекта подготовили на компьютере видеопрезентацию «Театр, где играют дети». Эта презентация была размещена на сайте МБОУ «СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинской области» на страничке «Школьный Театр», показана на родительском собрании. Данная презентация была показана 18.02.2014г. учителям школы на открытии методической недели, посвященной инновационным формам и методам работы с учащимися. Руководитель проекта Бакалец О.В. рассказала о социально-творческой деятельности учащихся во внеурочное время, о реализации проекта «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается», результатах работы по проекту, о значимости и перспективах такой деятельности с учащимися школы. Фотографии, сделанные во время реализации проекта «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается», составили основу Фотоальбома, который назвали «Театр, где играют дети». В альбом вошли фотографии, на которых можно увидеть всю работу по Проекту от выбора пьесы, работы над спектаклем и декорациями до показа новогодних спектаклей и концертов. Фотоальбом«Театр, где играют дети» смогли посмотреть все желающие, ученики и учителя. С помощью учителя информатики участниками проекта была создана страничка «Школьного театра» на сайте МБОУ «СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинской области» (http://gornozavodsk.ucoz.ru/index/shkolnyj_teatr/0-107). На ней помещена информация о Проекте «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается» и презентация «Театр, где играют дети», созданная участниками проекта. С данной информацией познакомились ученики и учителя школы, родители. В январе участники проекта оформили и разместили в школе информационный стенд, на котором поместили фотографии и информацию о социально-творческой деятельности объединения «Школьный Театр». На родительском собрании, состоявшемся 30 января 2014 года, выступила руководитель Проекта «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается» Бакалец Ольга Васильевна. Она познакомила родителей с общественно значимой социально-творческой деятельностью объединения «Школьный Театр», рассказала о мероприятиях, проведенных в рамках грантового проекта «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается», о приобретенном в рамках гранта оборудовании и костюмах для «Школьного Театра», об участниках проекта и результатах работы по проекту. В заключение родителям была показана презентация «Театр, где играют дети», созданная участниками проекта и рассказывающая в фотографиях о реализации проекта «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается». Участниками проекта была подготовлена статья в районную газету «Невельские новости», которая была опубликована в газете «Невельские новости» (№ 8 (10641) от 06.02.2014г.). В статье «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается» рассказывается о реализации проекта «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается» в рамках Фонда социальных инициатив «Энергия» компании «Сахалин Энерджи». О мероприятиях, проведенных в рамках проекта, новогодних спектаклях и концертах, показанных для детей и пенсионеров, ветеранов и инвалидов с. Горнозаводска участниками объединения «Школьный Театр». Через газету ребята, участники школьного театра, выразили благодарность всем, кто помог в реализации проекта. Так же информация о проекте размещена на персональном сайте педагога дополнительного образования Бакалец Ольги Васильевны (http://nsportal.ru/bakalets-olga-vasilevna), на страничке сайта «Проект «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается».
Таким образом, в Проекте «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается», реализуемом МБОУ «СОШ с. Горнозаводска» в рамках Фонда социальных инициатив «Энергия» компании «Сахалин Энерджи» приняли участие 19 детей (9-13 лет), из них 16 человек (10-13 лет) - участники объединения «Школьный Театр» (рук. Бакалец О.В.). К участию в Проекте были привлечены 13 волонтеров из числа подростков, учителей, педагогов дополнительного образования и родителей. За время реализации проекта «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается» (октябрь 2013 года – февраль 2014 года) участниками проекта были подготовлены: благотворительный новогодний спектакль «Новогоднее происшествие» и новогодний концерт «Зимняя сказка».
Были показаны:
- Спектакль для учеников 1-4 классов МБОУ «СОШ с.Горнозаводска» (более 60 чел).
- Спектакль для учащихся ГКОУ №3 (школы - интернат) (более 30 чел).
- Спектакль для дошкольников, посещающих д/сад «Рябинка» (более 30 чел.)
- Спектакль для дошкольников, не посещающих д/сад, детей из малообеспеченных семей (14 чел).
- Новогодний концерт «Зимняя сказка» для больных отделения сестринского ухода, инвалидов (более 20чел).
- Новогодний концерт «Зимняя сказка» для ветеранов, пенсионеров (15 чел).
Изготовленное в рамках проекта оформление для театральной ширмы с изображением зимнего леса (аппликация на ткани «Зимний лес»), декорации зимнего леса («кусты»), очень удобны, т.к. мобильны и легко разбираются и будут использоваться в других наших спектаклях и постановках.
Приобретенные при помощи Гранта по смете проекта театральная ширма, театральные костюмы, оборудование для музыкального сопровождения выступлений - ноутбук, акустическая система (сабвуфер), радиомикрофоны, фотоаппарат, очень необходимы не только для проведения спектаклей в школе, но и особенно на выездных, благотворительных мероприятиях на различных сценических площадках. Это оборудование и костюмы составят материальную базу объединения «Школьный Театр». За время работы над проектом участники объединения «Школьный Театр» получили большой эмоциональный заряд и творческий опыт, смогли совершенствовать актерское мастерство, получили навыки работы над декорациями и реквизитом, еще больше сплотились,
За время действия проекта:
- Оформлены тематические папки «Сценарии» и фотоальбом «Театр, где играют дети».
- Оформлен информационный стенд «Театр, где играют дети».
- Создана видеопрезентация «Театр, где играют дети», которая была показана на общешкольном родительском собрании и размещена на школьном сайте.
- Создана страничка «Школьного театра» на школьном сайте.
- Подготовлено и проведено 6 мероприятий (4 спектакля и 2 концерта.)
- В газете «Невельские новости» размещена статья о реализации Проекта в рамках Фонда социальных инициатив «Энергия» компании «Сахалин Энерджи».
Теплые слова и доброжелательные отзывы оставили о спектаклях и концертах в рамках Проекта наши зрители. Участникам проекта удалось создать на спектаклях и концертах атмосферу сказки и праздника. Все зрители обратили внимание на яркие костюмы и декорации, искреннюю игру на сцене юных актеров. Во всех организациях, где проходили мероприятия по проекту, пригласили участников объединения «Школьный Театр» приходить в гости с новыми спектаклями и творческими выступлениями. У школьного детского театра появились новые друзья, малыши дошкольного возраста, ученики школы - интернат, пожилые люди. Хорошие отзывы о спектакле и концерте, теплые слова, пожелания творческих успехов наши новые друзья оставили в книге отзывов. Приятным сюрпризом для участников проекта стало благодарственное письмо от главного врача участковой больницы с. Горнозаводска Пак Т.Ю. на имя коллектива «Школьного театра». Благодарственное письмо вручила на педагогическом совете 17.02.2014г. руководителю проекта (рук. Бакалец О.В.) директор школы Ким Тамара Вондиевна. Спектакли и концерты детей, играющих в детском школьном театре для пожилых людей, инвалидов, ветеранов и маленьких жителей нашего села просто необходимы. Если кому то стало теплее после наших встреч, значит стоить продолжать начатое дело. Добрые отзывы и пожелания наших зрителей, полученные во время реализации Проекта «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается» подтверждают, что такие творческие встречи должны продолжаться. Эмоциональный опыт творческих выступлений вне школьной аудитории, привлечение детей к значимой самостоятельной деятельности на благо других людей имеет большое значение для личностного самоопределения участников детского театрального коллектива. Известно, что дающий даром получает больше, чем отдает. Из детей, впитавших в себя чувство сострадания, милосердия, доброты по отношению к старшим и малышам, обязательно вырастут хорошие люди.
Все участники проекта высказали пожелание продолжить творческие выступления для жителей нашего села. К 8 марта участники объединения подготовили концерт к 8 Марта для отделения сестринского ухода участковой больницы.
Участие детей и подростков в социально-творческих проектах, таких как проект «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается», направлено на формирование нравственных ценностей и качеств личности, активизацию социальной активности подростков и детей школьного возраста, адаптацию детей в современном обществе. Социально - творческая деятельность учащихся вне школьной аудитории объединяет детей, учителей, родителей в одном общем деле. Опыт участия в грантовых конкурсах и проектной деятельности способствует более тесной связи школы с жизнью нашего села и Невельского района.
5. Вывод.
Духовно-нравственное развитие – это процесс и результат формирования свойств личности, сопричастных с понятиями культуры, добра, совести, долга, ценностей, человеколюбия, смыслов жизни.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
- Социально-творческая деятельность школьников как способ организации духовно-нравственного воспитания через театральную деятельность направлена на формирование социально-нравственных качеств личности, воспитывает уважение к людям старшего поколения, к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- В процессе социально-творческой деятельности обогащается эмоциональный мир школьников, укрепляются знания о милосердии и терпимости.
- Социально-творческая деятельность имеет огромное воспитательное значение, так как побуждает к желанию творить добрые дела искренне и бескорыстно, способствует развитию общественной активности учащихся, вовлечению в этот процесс родителей.
Участие в социально-творческих проектах способствует духовно-нравственному воспитанию школьников, помогает им адаптироваться в социуме, формирует у детей активную жизненную позицию, способствует раскрытию творческих способностей, воспитывает ответственность за свои слова и поступки. Опыт данной социально-творческой деятельности может быть использован и другими детскими объединениями различных образовательных учреждений. Надо лишь посмотреть вокруг. Может кто-то тоже нуждается в нашем добром слове или деле? Подарите им свет и тепло своих сердец.
Список литературы:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». (29.12.2012)
2. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития в Российской Федерации (Данилин А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), 2009
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (2010)
4. Ершова А.П. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. - М: АПН СССР, 1984. - 91 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Экологическое обучение и воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность
Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробел...
Духовно- нравственное развитие и воспитание школьников через игру на музыкальных инструментах
Данная методическая разработка направлена на обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью. Влияние музыки на развитие детей через игру на музыкальных инструментах....
Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии
Тема опыт « Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии»...
Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...
Духовно-нравственное воспитание школьников через внеурочную музыкальную деятельность
Статья из опыта работы в коррекционной школе-интернате....
Духовно-нравственное воспитание школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность
Духовно - нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет им найти свое место в жи...