План работы студии «Веселые ручки»
методическая разработка

Лаврова Марина Владимировна

Мир ребенка эмоциональный и красочный. В ребенке уже заложено стремление узнавать и создавать. И не для кого, не секрет, что дети любят мастерить. Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное, находится рядом с человеком. И чем разнообразней детская деятельность, тем успешней идет развитие ребенка.

            Творческая личность – одна из важных задач педагогики на современном этапе. Развитие начинается в дошкольном возрасте. Сухомлин В.А. говорил: «Истоки способностей дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питается источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

            Все дети талантливы, поэтому нужно развивать талант и дать проявлять их на практике, в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_rabotv_studiya_veselye_ruchki.docx46.78 КБ

Предварительный просмотр:

План работы студии

«Веселые ручки»

с детьми второй младшей группы

общеразвивающей направленности

на 2021-2022 учебный год.

Руководитель студии: Лаврова М.В

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Цель и задачи программы

3.Учебно-тематический план

4.Содержание программ

5.Годовой календарный учебный график

6.Организационно-педагогические условия реализации программы

7.Планируемые результаты

8.Литература

Пояснительная записка

        Мир ребенка эмоциональный и красочный. В ребенке уже заложено стремление узнавать и создавать. И не для кого, не секрет, что дети любят мастерить. Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное, находится рядом с человеком. И чем разнообразней детская деятельность, тем успешней идет развитие ребенка.

        Творческая личность – одна из важных задач педагогики на современном этапе. Развитие начинается в дошкольном возрасте. Сухомлин В.А. говорил: «Истоки способностей дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питается источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

        Все дети талантливы, поэтому нужно развивать талант и дать проявлять их на практике, в реальной жизни.

        Эффективным средством ее решения в дошкольном возрасте является изобразительное творчество с помощью нетрадиционной техникой.

        Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. И мы должны пробудить в ребенке веру в себя, в свои способности, в веру в то, что он пришел в этот мир приносить людям радость, творить добро.

        В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

        

Цель:

  • Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.
  • Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.
  • Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных методов рисования и работы с природным материалом.

Задачи:

  • Развивать фантазию и творческое воображение, коммуникативные навыки;в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом.
  • Повышать речевую активность.
  • Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира
  • Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Учебно-тематический план

№ занятия

содержание

примечания

сентябрь

1

«Кап-кап дождик»

1) Потешка «Дождик, дождик, веселей!»

2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — ватными палочками"Капельки дождя»

Гуашь синего цвета, тучка, влажные салфетки, ватные палочки

2

«Осень».

1) Пальчиковая игра "Осень"

2) Рисование пальчиками «Осенний дождик».

Листы с изображением тучек и осенней природы. Пальчиковая краска синего цвета, салфетки. Зонт для игры. Иллюстрации эскизы, рисунки. Музыка.

октябрь

1

«Птичий двор»

  1. Пальчиковая игра «Это я»
  2. Аппликация «Петушок»

Белые одноразовые тарелки, цветная бумага красного цвета, клей

2

«Сорока-ворона».

1) Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

2) Аппликация из круга и полукруга «Сорока»

Круг и полукруг из цветной бумаги

ноябрь

1

«Осенниедеревья».

1) Гимнастика «Осенние листья»

2) Аппликация "Рябина"

Цветные полоски, белый картон, клей, пластилин

2

«Первый снег».

1) Гимнастика "Первый снег"

2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — ватными палочками «Рукавичка»

Гуашь красная и жёлтая, рукавички белого цвета, влажные салфетки, ватные палочки,  рукавички 6 цветов, ёлочка, зайка.

декабрь

1

«Зимние забавы»

1) Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

2) Аппликация из косметических дисков «Снеговик»

Диски, белый, голубой картон, клей

2

«Были бы у ёлочки ножки…».

1) Пальчиковая игра «Шарик»

2) Обрывная аппликация «Елочка».

Шаблоны елочек, иллюстрации зимних елочек, цветная бумага, клей

январь

1

«Зимние забавы»

1)Пальчиковая гимнастика «Зима»

2)Аппликация из косметических дисков «Семья снежных баб»

Косметические диски, белый картон, голубая краска, клей

2

««Зимние забавы»

1)Пальчиковая гимнастика «Строитель»

2)Аппликация круга и полукруга «Зайчишка»

Круги и полукруги серого цвета из цветной бумаги, клей

февраль

1

«Снежинки»

1)Пальчиковая гимнастика "Снежинки"

2) Рисование в  нетрадиционной технике крупой"Снежок для елочки"

Шаблоны елочек, клей, крупа, краски.

2

«Вьюга-завируха»

1)Пальчиковая гимнастика «Зима»

2)Рисование нетрадиционным способом рисования - пальчиками, ватными палочками  «Варежка для друга»

Трафарет варежки

март

1

«Помощник»

1) Гимнастика для рук «Помощник»

2)Рисование в нетрадиционной технике – тычок"Ветка вербы" -

Шаблон, иллюстрация вербы, краски, кисть с поролоном, салфетки

2

«Цветочек для мамочки»

1) Гимнастика«Цветочек для мамочки»

2) Рисование в нетрадиционной технике - отпечаток "Цветы"

Одноразовые вилки, краски, тонированная бумага

апрель

1

«Мы делили апельсин»

1) Пальчиковая гимнастика«Мы делили апельсин»

2)Рисование в нетрадиционной технике рисования – отпечатки"Цветочная поляна"  

Альбомный лист, пластиковая вилка, краски, презентация "Весенние цветы"

2

«Моя семья»

1)Пальчиковая гимнастика«Моя семья»

2) Аппликация из круга и полукруга "Щенок

май

1

«Повстречались»

1) Пальчиковая гимнастика«Повстречались»

2)Аппликация из круга и полукруга "Домашние животные" 

Иллюстрации, круг и полукруг из цветной бумаги, клей

2

«Радуются взрослые и дети»

1) Пальчиковая гимнастика«Радуются взрослые и дети»

2) Аппликация из ниток «Солнце»

Нитки, клей, шаблон

Содержание программы

        Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-4 года. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

        Занятия проводятся 1 раз в неделю, в  месяц 4 раза.

        В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

        Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям.

Студия «Веселые ручки», объединяет два, вида деятельности: пальчиковую гимнастикуи практическую часть. Первая часть занятия – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность.

Годовой календарный учебный график

№ занятия

содержание

цель

сентябрь

1

«Кап-кап дождик»

1) Потешка «Дождик, дождик, веселей!»

2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — ватными палочками"Капельки дождя»

Разучить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками. Показ приемов получения точек и коротких линий. Воспитывать интерес к познанию природы.

2

«Осень».

1) Пальчиковая игра "Осень"

2) Рисование пальчиками «Осенний дождик».

Повторить потешку, разучить пальчиковую игру «Осень». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение,  координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень) используя точку и линию как средство.

октябрь

1

«Птичий двор»

1) Пальчиковая игра «Это Я»

2) Аппликация «Петушок»

Повторить пальчиковую игру "Это я".

Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Развивать усидчивость и терпение, научить завершать начатые дела.

2

«Сорока-ворона».

1) Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

2) Аппликация из круга и полукруга «Сорока»

Вспомнить пальчиковую игру"Сорока-ворона". Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить детей аккуратно наклеивать детали на основу.

ноябрь

1

«Осенние деревья»

1) Гимнастика «Осенние листья»

2) Аппликация «Рябина»

Вспомнить гимнастику "Осенние листья". Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.Учить детей аккуратно наклеивать детали на основу.

2

«Первый снег».

1) Гимнастика "Первый снег"

2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — ватными палочками «Рукавичка»

Разучить гимнастику «Первый снег». Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь. Обучение умению рисовать ватными палочками, ритмично нанося отпечаток на бумагу. Развивать творческое мышление, воображение.

декабрь

1

«Зимние забавы»

1) Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

2) Аппликация из косметических дисков «Снеговик»

Разучить пальчиковую гимнастику "Снеговик". Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Познакомить с новым видом аппликации. Учить ребенка фантазировать и воображать. Совершенствовать работу руки.

2

«Были бы у ёлочки ножки…».

1) Пальчиковая игра «Шарик»

2) Обрывная аппликация - «Елочка».

Повторить пальчиковую гимнастику «Снеговик», разучить пальчиковую игру «Шарик». Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.Развивать умения детей аккуратно отрывать небольшие кусочки цветной бумаги, аккуратно наклеивать на нарисованную форму, дополняя ранее созданное изображение

январь

1

«Зимние забавы»

1) Пальчиковая гимнастика «Зима»

2) Аппликация из косметических дисков «Семья снежных баб»

Разучить пальчиковую гимнастику «Зима», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.Развивать умения детей аккуратно приклеивать диски для создания изображение.

2

«Зимние забавы»

1) Пальчиковая гимнастика «Строитель»

2) Аппликация из круга и полукруга «Зайчишка»

Повторить пальчиковую гимнастику «Зима», разучить пальчиковую гимнастику «Строитель», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.Развивать умения детей аккуратно приклеивать заготовки цветной бумаги, создавая изображение.

февраль

1

«Снежинки»

1)Пальчиковая гимнастика "Снежинки"

2) Рисование в нетрадиционной технике- крупой "Снежок для елочки"

Повторить пальчиковую гимнастику «Строитель», разучить пальчиковую гимнастику «Снежинки», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.Развивать умения работы в технике рисования крупой. Развивать творчество детей, эстетический вкус. Воспитывать аккуратность, способность доводить начатое дело до конца.

2

«Вьюга-завируха»

1) Пальчиковая гимнастика «Зима»

2) Рисование в нетрадиционной технике пальчиками, ватными палочками «Варежка для друга»

Повторить пальчиковую гимнастику "Зима". Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить ребенка фантазировать и воображать. Совершенствовать работу руки.

март

1

«Помощник»

1) Гимнастика для рук

2) Рисование в нетрадиционной технике - тычок "Ветка вербы"

Повторить пальчиковую гимнастику «Зима», разучить новую гимнастику для рук «Помощник», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.Продолжать обучение умениям рисовать гуашью, используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; воспитывать эстетический вкус.

2

«Цветочек для мамочки»

1) Гимнастика«Цветочек для мамочки»

2) Рисование нетрадиционной техникой - отпечаток "Цветы"

Повторить гимнастику для рук «Цветочек для мамочки», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Продолжить обучение рисовать в технике отпечаток, составляя композицию.

апрель

1

«Мы делили апельсин»

1) Пальчиковая гимнастика

«Мы делили апельсин»

2)Рисование в нетрадиционной технике рисования – отпечатки"Цветочная поляна"  

Повторить пальчиковую гимнастику «Пальчики здороваются», разучить пальчиковую гимнастику «Мы делили апельсин», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Дать ребенку самому по экспериментировать с изо средствами. Учить чётко, проговаривать слова, правильно называть цвета.

2

«Моя семья»

1)Пальчиковая гимнастика«Моя семья»

2) Аппликация из круга и полукруга "Щенок"

Повторить пальчиковую гимнастику «Моя семья», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Закрепит умения детей работы с клеем и цветной бумагой, составляя композицию. Закрепить навык безопасной работы.

май

1

«Повстречались»

1) Пальчиковая гимнастика«Повстречались»

2)Аппликация из круга и полукруга "Домашние животные" 

Повторить пальчиковую гимнастику «Транспорт», разучить пальчиковую гимнастику «Повстречались», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Закрепить геометрические формы.

2

«Радуются взрослые и дети»

1) Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети»

2) Аппликация из ниток «Солнце»

Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.  Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Продолжить учить приклеивать пряжу к картону на контурное изображение.

Организационно-педагогические условия реализации программы

При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в организованно образовательной и познавательной деятельности, физической. Дети охотно осваивают содержание пальчиковых игр под руководством воспитателя и самостоятельно. Здесь было важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребёнок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

Система работы по следующим направлениям:

В организованно образовательной деятельности- совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми.

В образовательной деятельности в режимных моментах: пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песен, потешек, сказок, самомассаж кистей рук, игры и упражнения на формирование тонких движений пальцев,  пальчиковый театр, игры с крупным конструктором во второй половине дня, дидактические игры.

Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:

Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказыо них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством пальчиковую игру или гимнастику.Отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у  героев.

Форма работы кружка в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.

Кружок проводится два раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы.

Планируемые результаты

•        Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.

•        Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.

•        Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных методов рисования и работы с природным материалом.

Литература:

1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.

2.«Забавы для малышей»- М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

3.«Озорные пальчики»- муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.

5. «Учимся играя.» Волина В. М., 1994

6. «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет» И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005.

7. «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.

8. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева

9. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова

10. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

11. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко

12. «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов

13. «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор развивающих картинок)» Л.П.Трушина

14. Источник: http://womanadvice.ru/palchikovaya-gimnastika-na-temu-osen,

https://www.babyblog.ru/community/post/0_1_razvitie/459350, http://www.openclass.ru/node/452252,

https://www.babyblog.ru/user/id981829/120125.

allforchildren.ru/poetry/ng16.php,

https://scastliwymalish.ru/moya-metodisheskaya-kopilka/palshikowye-igry/palchikovyie-igryi-po-teme-zima

stranamasterov.ru/node/32513

http://proapplikatsii.ru/po-materialu/iz-plastilina/applikacii-iz-plastilina-na-kartone.html,

https://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-bumagi/

15.«Методики оценки психомоторного развития дошкольника» Н.О. Озерецкий, Н.И.Гуревич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы студии танца "Лебёдушка"

Перспективный план работы студии танца "Лебёдушка" на 2012-2013 учебный год....

Образовательная программа музыкальной студии " Веселые нотки"

Воспитание детей на музыкальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия в студии пробуждают у ребят интерес к вокальному...

План работы объединения "Веселый английский"

План работы объединения "Веселый английский"...

План работы математического кружка "Театральная студия математиков"

Работа математического кружка расчитана на учащихся 8 классов. Ребята готовят мини-сценки как для учащихся начальных классов, так и для своих свертников....

План воспитательной работы студии современного танца «Фрэш» на 2018-2019 учебный год (руководитель Чуйко Т.С.)

Всем известно, что обучая детей тому или иному виду деятельности, параллельно происходят процессы духовного, нравственного, эстетического воспитания. Занимаясь танцем, воспитанники много узнают не тол...

Перспективный план работы студии "Пластилиновое чудо"

Программа предоставляет детям возможность познакомиться с нетрадиционными, очень интересными техниками выполнения творческих работ из пластилина - пластилинография, овладение нетрадиционными способами...