Цифровые образовательные ресурсы на уроках математики
статья
Предварительный просмотр:
Гадзова Э Ш, учитель информатики и математики
Педсовет, ноябрь , 2020
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая 1рафика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Современный образовательный процесс трудно представить без качественного обеспечения учебными электронными материалами. За последнее время их видовой состав пополнился такими новейшими педагогическими программными средствами, как электронные учебные пособия, средства компьютерного моделирования, Интернет-сайты, тренажеры, обучающие программы и другие образовательные ресурсы.
Благодаря представлению учебной информации в цифровом виде осуществляется комплексное воздействие на учащегося, повышается интерес учащегося к обучению, расширяется его круг знаний, повышается качество обучения, также облегчается осуществление обратной связи между преподавателем и учащимся.
Самые эффективные образовательные ресурсы - это цифровые, электронные образовательные ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используются все виды восприятия, следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. А интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Можно самостоятельно провести лабораторную или практическую работу по математике и тут же проверить свои знания,
Применение любых технологий в образовании направлено на совершенствование приёмов воздействия на учащихся при решении дидактических задач обучения.
Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс -интерактивность, позволяющая развивать активно - деятельностные формы обучения. Это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы - полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Достоинства использования цифровых образовательных ресурсов:
- Повышение эффективности процесса обучения;
- Получение информации об изучаемом явлении;
- Ускорение передачи информации;
- Помощь учителю в интенсификации процесса обучения (сокращение времени);
- Повышение наглядности обучения;
- Расширение дидактического инструментария учителя;
- Усиление информативности обучения;
- Повышение интереса к обучению.
Отрицательные моменты:
- Создание цифровых образовательных ресурсов требует от учителя уверенных навыков работы за компьютером и занимает очень много времени.
- Ухудшение здоровья, в общем, и зрения, в частности, как у учителей, так и у школьников, занимающихся длительное время за компьютером.
Применение ЦОР на уроках естественно - математического цикла не дань моде, а необходимость. Их всесторонне продуманное применение позволит повышать эффективность урока, содействовать обеспечению инновационного характера базового образования, обеспечивающего баланс фундаментальности и компетентностного подхода.
Использование ЦОР в обучении позволяет расширить возможности урока, при этом также повысить его эффективность. Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их без затруднений на различных этапах урока, и решать поставленные задачи урока:
■ этап актуализации знаний - электронные тесты, электронные конструкторы;
- этап объяснения нового материала - электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;
- этап закрепления и совершенствования ЗУН - электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;
- этап контроля и оценки ЗУН - электронные тесты, кроссворды.
ЦОРы помогают продемонстрировать явление в динамике, передать учебную информацию определенными порциями, выполняя функции источника и меры, также стимулируют познавательные интересы учащихся, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.
Цель ЦОР - укрепление умственных способностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступеньках образовательной системы.
Пример организации этапа формулирования темы и цели урока
II Мобилизующий этап.
- Предлагается несколько рисунков.
- Какая фигура объединяет все рисунки? (Треугольник)
- Какие свойства треугольника вам известны? (Равнобедренные, равносторонние, остроугольные , тупоугольные, равенство треугольников)
- А что вам известно про углы треугольника?
- ...
- Сформулируйте тему урока, связав данную проблему с предметом и домашним заданием, которое вы готовили. К концу урока вы должны выбрать эпиграф и обосновать свой выбор.
III. Формулирование темы и цели урока.
Изучить свойства углов треугольника. Выяснить степень актуальности данной темы. Полученные знания оформить в форме синквейна.
Пример организации этапа актуализации знаний
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видео- или фоторяд, рисунком из учебника, требующим комментария и т. д.
Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации, причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т. к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость.
Пример организации проверки выполнения домашнею задания
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведении знаний при тестировании.
Для решения дидактической задачи этана проверки домашнего задания можно использовать мультимедиа технологии:
- презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы;
- презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные;
- презентация-тест с гиперссылками — содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос.
Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ
При изучении новой темы часто провожу урок с применением презентации-сопровождения. Этот вид презентации самый распространенный. Такая презентация отображает основной теоретический материал к уроку, включает примеры и задания и подразумевает обязательное наличие основных визуальных составляющих традиционного урока: название, план, ключевые понятия, домашнее задание и т. д. Довольно часто подобные уроки в содержательной (а иногда, и в иллюстративной части) ориентирую на базовый учебник, но акцентирую внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
Для решения дидактической задачи данного этапа используется мультимедиа и компьютерные технологии::
- презентация-лекция— демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации, в данном случае используются презентации с целью ознакомления учащихся с объектом или явлением, процессом;
- видеофрагменты фильмов;
- презентация-модель — с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи;
- слайд-шоу — демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов;
- изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений;
- коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
- видеоклип — на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)
- диаграммы (Excel);
- схемы (Excel);
- таблицы (Word).
Пример организации закрепления и систематизации знаний
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнением тестов на компьютере.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем мультимедиа технологии:
- презентация-задание — содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответа
- работа в группе - задание: составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);
- выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);
- Интернет-ресуры: для работы в группах.
Я заметила, что на уроках с презентациями даже пассивные ученики с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Во время любой презентации дети очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы, так как, во-первых, им необходимо четко запомнить интересно представленный материал, во-вторых, маленький шум может помешать ответить на вопросы по данной теме. Дети с большим интересом ожидают такие уроки, помогают готовить необходимое оборудование.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
(Прилагается библиотека цифровых образовательных ресурсов по предметам естественно-математического цикла.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические приемы включения детей, имеющих нарушения слуха, в образовательное пространство урока математики
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями модернизации образования...
Цифровые образовательные технологии на уроках математики
В настоящее время многие учителя математики все чаще используют компьютер на своих уроках. Овладение ИКТ еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки ныне...
Цифровой образовательный ресурс: уроки ОБЖ в средней школе.
Цифровой образовательный ресурс: уроки ОБЖ в средней школе...
Педагогические средства включения детей с ОВЗ в образовательное пространство урока математики и физики в составе класса-комплекта
Формы и методы работы на уроках с детьми с ОВЗ....
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...
Методика использования цифровых образовательных платформ для организации образовательного процесса по математике и физике в условиях цифровизации.
Методика использования цифровых образовательных платформ для организации образовательного процесса по математике и физике в условиях цифровизации. ...
Цифровая трансформация на уроках математики
информационная карта проведения мастер класса...