Отчет по теме самообразования
материал

Энже Фидарисовна Хадыева

Развитие слухового восприятия на индивидуальных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sluhovogo_vospriyatiya_na_individ_zanyatiyah.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Отчёт

по теме самообразования:

 «Развитие слухового и слухоречевого восприятия у неслышащих обучающихся».

учителя-дефектолога Хадыевой Э.Ф.

2020-2021 уч.гг.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ  

НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Целью работы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях является усиление слухового компонента в слухозрительном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного слуха.

Содержание работы по развитию слухового восприятия неслышащих обучающихся на индивидуальных занятиях включает несколько разделов:

  • различение слов;

  • различение слов и фраз, связанных с организацией занятия;

  • различение материала общеобразовательных уроков;

  • различение текстов.

Эффективность работы по развитию слухового восприятия основывается на тщательном учете возможностей каждого ученика. Индивидуальные занятия позволяют в полной мере осуществлять дифференцированный подход к развитию слуховых возможностей учащихся, учитывая и уровень развития речи, и состояние произносительных навыков, и готовность к целенаправленной деятельности.

Как подчеркивают Т.К. Королевская и А.Н. Пфафенродт, в процессе слуховой тренировки возможности восприятия речи на слух проявляются по-разному и не всегда согласуются с состоянием тонального слуха. В связи с этим важна адекватная оценка «слуховых ресурсов» обучающихся. С одной стороны, использование заведомо простого для восприятия речевого материала обусловит затормаживание процесса развития речевого слуха ученика. С другой стороны, предъявление чрезмерно трудного задания,

переоценка слуховых возможностей ребенка, не позволит сформировать соответствующие слуховые образы.

Анализ существующих методических подходов к развитию слухового восприятия детей с разной степенью нарушения слуха, отраженных в работах Р.М. Боскис, Л.В. Неймана, В.И. Бельтюкова, Ф.Ф. Рау, Л.П. Назаровой, Е.П. Кузьмичевой, Т.К. Королевской, А.Н. Пфафенродт, позволяет выделить следующие пути индивидуализации этого процесса:

  1. трансформация речевого материала учителем-дефектологом;

  1. изменение акустических характеристик предъявляемого материала;

  1. изменение условий предъявления речевого материала.

Трансформация        речевого        материала        учителем-дефектологом

возможна, прежде всего, за счет изменения объема речевого материала в соответствии с возможностями конкретного ученика (уровнем речевого развития, особенностями внимания, потребностью в использовании наглядных опор). Кроме того, объем предлагаемого для восприятия на слух речевого материала может быть различным при работе с одним учеником как в рамках одного занятия, так и в течение учебного года.

Приведем примеры разных по объему диалогов на одну тему:

а) – У меня есть кот.

   – Как его зовут?

   – Мурзик.

б) – У меня есть кот.

    – Кот?

    – Да, кот.

    – Как его зовут?

    – Мурзик.

    – А у меня есть собака. Ее зовут Белка.

    – Давай играть вместе!

Учитель-дефектолог может и должен усложнять либо упрощать речевой материал по структуре и лексике. Это требование связано с тем, что у ребенка могут возникать трудности не только из-за объема речевого

материала, предъявляемого на слух. Учащиеся, имеющие низкий уровень речевого развития могут затрудняться в восприятии и понимании малоупотребительных слов, осложненных грамматических конструкций.

Варьирование речевого материала возможно за счет замены обобщенных понятий именами собственными или местоимениями, включения в тексты незнакомых по звучанию слов, использования осложненных грамматических конструкций.

Так, простыми для восприятия будут несколько последовательно предъявляемых инструкций: «Возьми альбом. Возьми краски. Положи альбом и краски в портфель». При усложненной структуре аналогичная инструкция будет выглядеть следующим образом: «Возьми альбом и краски и убери их в портфель».

Усложнение или облегчение условий восприятия обеспечивается за счет включения или исключения ситуационного контекста, так называемой

«подсказывающей ситуации». В качестве приемов, способствующих облегчению условий восприятия, можно выделить: сообщение темы, предварительную беседу, использование наглядных пособий.

Изменение акустических характеристик предъявляемого на слух материала предполагает:

  • изменения расстояния между учителем-дефектологом и учеником;

  • изменение интенсивности звучания (за счет варьирования расстояния; использования разных параметров силы голоса: громкого, разговорной громкости, тихого, шепота);

  • восприятие речевого материала с индивидуальным слуховым аппаратом и без него («на голое ухо»)/с кохлеарным имплантом;

  • восприятие неречевых и речевых звучаний в шумоизолированных условиях или условиях естественного шума;

  • чередование непосредственного общения с прослушиванием аудиозаписей, телепрограмм;

  • смену  дикторов  (один  или  несколько  дикторов,  диктор  –  ребенок  с

нарушением слуха).

Те или иные условия, в которых проходит слуховая тренировка, создаются учителем-дефектологом в зависимости от возраста, степени снижения слуха, уровня развития речевого слуха, особенностей развития психических процессов. Главным условием является соблюдение дидактического принципа перехода от легкого к трудному.

Коррекционная работа по развитию слухового восприятия предусматривает осуществление дифференциации способов предъявления речевого материала.

Традиционно в работе с детьми с нарушением слуха выделяют два способа восприятия:

  1. на слух;

  1. слухозрительно.

Выбор определенного способа будет зависеть от состояния тонального

  • речевого слуха ребенка, от подготовки ученика к специальным занятиям.

Основным способом восприятия глухими школьниками будет, в основном,  слухозрительный, слабослышащими/кохлеарноимплантированными детьми – слуховой. Если после двухкратного предъявления ученик затрудняется в восприятии, учитель предлагает материал слухозрительно, а потом снова на слух. Постепенно количество предъявлений речевого материала сокращается.

Большое внимание на индивидуальных занятиях в классах для глухих и слабослышащих детей должно уделяться выработке слухового самоконтроля, который предполагает самостоятельную оценку выполнения действия и его результатов и во многом определяет эффективность коррекционной работы.

Литература:

  1. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. М.: ЭНАС, 2004.

  1. Кузьмичёва Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. М.: , 1991.

  1. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М.: Владос, 2001.

  1. Феклистова  С.Н.  Основы  методики  слуховой  работы.  –  Мн.:  БГПУ.,

2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"

отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...

Отчет по теме самообразованя

В этой работе представлены материалы за 2007- 2008 уч.год....

Отчет по теме самообразования

Презентация отчета о работе по теме самообразования "Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы"...

отчет по теме самообразования

отчет по теме " Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка"...

Аналитический отчет о теме самообразования

Аналитический отчет о теме самообразования...