Отчет по теме самообразования
материал
Развитие слухового восприятия на индивидуальных занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sluhovogo_vospriyatiya_na_individ_zanyatiyah.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
Отчёт
по теме самообразования:
«Развитие слухового и слухоречевого восприятия у неслышащих обучающихся».
учителя-дефектолога Хадыевой Э.Ф.
2020-2021 уч.гг.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Целью работы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях является усиление слухового компонента в слухозрительном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного слуха.
Содержание работы по развитию слухового восприятия неслышащих обучающихся на индивидуальных занятиях включает несколько разделов:
- различение слов;
- различение слов и фраз, связанных с организацией занятия;
- различение материала общеобразовательных уроков;
- различение текстов.
Эффективность работы по развитию слухового восприятия основывается на тщательном учете возможностей каждого ученика. Индивидуальные занятия позволяют в полной мере осуществлять дифференцированный подход к развитию слуховых возможностей учащихся, учитывая и уровень развития речи, и состояние произносительных навыков, и готовность к целенаправленной деятельности.
Как подчеркивают Т.К. Королевская и А.Н. Пфафенродт, в процессе слуховой тренировки возможности восприятия речи на слух проявляются по-разному и не всегда согласуются с состоянием тонального слуха. В связи с этим важна адекватная оценка «слуховых ресурсов» обучающихся. С одной стороны, использование заведомо простого для восприятия речевого материала обусловит затормаживание процесса развития речевого слуха ученика. С другой стороны, предъявление чрезмерно трудного задания,
переоценка слуховых возможностей ребенка, не позволит сформировать соответствующие слуховые образы.
Анализ существующих методических подходов к развитию слухового восприятия детей с разной степенью нарушения слуха, отраженных в работах Р.М. Боскис, Л.В. Неймана, В.И. Бельтюкова, Ф.Ф. Рау, Л.П. Назаровой, Е.П. Кузьмичевой, Т.К. Королевской, А.Н. Пфафенродт, позволяет выделить следующие пути индивидуализации этого процесса:
- трансформация речевого материала учителем-дефектологом;
- изменение акустических характеристик предъявляемого материала;
- изменение условий предъявления речевого материала.
Трансформация речевого материала учителем-дефектологом
возможна, прежде всего, за счет изменения объема речевого материала в соответствии с возможностями конкретного ученика (уровнем речевого развития, особенностями внимания, потребностью в использовании наглядных опор). Кроме того, объем предлагаемого для восприятия на слух речевого материала может быть различным при работе с одним учеником как в рамках одного занятия, так и в течение учебного года.
Приведем примеры разных по объему диалогов на одну тему:
а) – У меня есть кот.
– Как его зовут?
– Мурзик.
б) – У меня есть кот.
– Кот?
– Да, кот.
– Как его зовут?
– Мурзик.
– А у меня есть собака. Ее зовут Белка.
– Давай играть вместе!
Учитель-дефектолог может и должен усложнять либо упрощать речевой материал по структуре и лексике. Это требование связано с тем, что у ребенка могут возникать трудности не только из-за объема речевого
материала, предъявляемого на слух. Учащиеся, имеющие низкий уровень речевого развития могут затрудняться в восприятии и понимании малоупотребительных слов, осложненных грамматических конструкций.
Варьирование речевого материала возможно за счет замены обобщенных понятий именами собственными или местоимениями, включения в тексты незнакомых по звучанию слов, использования осложненных грамматических конструкций.
Так, простыми для восприятия будут несколько последовательно предъявляемых инструкций: «Возьми альбом. Возьми краски. Положи альбом и краски в портфель». При усложненной структуре аналогичная инструкция будет выглядеть следующим образом: «Возьми альбом и краски и убери их в портфель».
Усложнение или облегчение условий восприятия обеспечивается за счет включения или исключения ситуационного контекста, так называемой
«подсказывающей ситуации». В качестве приемов, способствующих облегчению условий восприятия, можно выделить: сообщение темы, предварительную беседу, использование наглядных пособий.
Изменение акустических характеристик предъявляемого на слух материала предполагает:
- изменения расстояния между учителем-дефектологом и учеником;
- изменение интенсивности звучания (за счет варьирования расстояния; использования разных параметров силы голоса: громкого, разговорной громкости, тихого, шепота);
- восприятие речевого материала с индивидуальным слуховым аппаратом и без него («на голое ухо»)/с кохлеарным имплантом;
- восприятие неречевых и речевых звучаний в шумоизолированных условиях или условиях естественного шума;
- чередование непосредственного общения с прослушиванием аудиозаписей, телепрограмм;
- смену дикторов (один или несколько дикторов, диктор – ребенок с
нарушением слуха).
Те или иные условия, в которых проходит слуховая тренировка, создаются учителем-дефектологом в зависимости от возраста, степени снижения слуха, уровня развития речевого слуха, особенностей развития психических процессов. Главным условием является соблюдение дидактического принципа перехода от легкого к трудному.
Коррекционная работа по развитию слухового восприятия предусматривает осуществление дифференциации способов предъявления речевого материала.
Традиционно в работе с детьми с нарушением слуха выделяют два способа восприятия:
- на слух;
- слухозрительно.
Выбор определенного способа будет зависеть от состояния тонального
- речевого слуха ребенка, от подготовки ученика к специальным занятиям.
Основным способом восприятия глухими школьниками будет, в основном, слухозрительный, слабослышащими/кохлеарноимплантированными детьми – слуховой. Если после двухкратного предъявления ученик затрудняется в восприятии, учитель предлагает материал слухозрительно, а потом снова на слух. Постепенно количество предъявлений речевого материала сокращается.
Большое внимание на индивидуальных занятиях в классах для глухих и слабослышащих детей должно уделяться выработке слухового самоконтроля, который предполагает самостоятельную оценку выполнения действия и его результатов и во многом определяет эффективность коррекционной работы.
Литература:
- Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. М.: ЭНАС, 2004.
- Кузьмичёва Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. М.: , 1991.
- Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М.: Владос, 2001.
- Феклистова С.Н. Основы методики слуховой работы. – Мн.: БГПУ.,
2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».
Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...
отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"
отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...
Отчет по теме самообразованя
В этой работе представлены материалы за 2007- 2008 уч.год....
Отчет по теме самообразования
Презентация отчета о работе по теме самообразования "Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы"...
Отчет по теме самообразования «Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка».
В данной работе можно узнать о приемах театрализации на уроках иностранного языка....
отчет по теме самообразования
отчет по теме " Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка"...
Аналитический отчет о теме самообразования
Аналитический отчет о теме самообразования...