отчет по теме самообразования
методическая разработка (английский язык) по теме
отчет по теме " Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_teme_samoobrazovaniya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования
Работа по данной теме самообразования ведется с 2009 года и в рамках этой темы началась работа по проблеме «Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка».
За этот период времени изучено большое количество литературы, материалов Интернет.
Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует полного развития личности, входящей в мировое сообщество и успешно функционирующей в нем. Важность решения этой задачи подтверждается некоторыми тенденциями образования в современных условиях. Во-первых, повышение качества обучения как первостепенного приоритета в образовании отмечено в документах по модернизации Российского образования на период до 2010 года, в национальном проекте «Образование». Во-вторых, тема формирования компетентностей в период обучения в школе является принципиально важной, потому что она концентрирует в себе идеи зарождающейся новой образовательной парадигмы.
Задачей современной школы является - обеспечение обучающихся необходимыми знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности, компенсировать потенциальные риски социализации подрастающих поколений, а также сформировать личность, обладающую современными ценностными ориентациями, опытом творческой деятельности, умеющую пользоваться новыми информационными технологиями, готовую к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. Именно развитие коммуникативных, информационных, социальных и предметных компетентностей позволит решить эти проблемы.
Задача учителя иностранного языка – научить учеников общению на иностранном языке. Цель обучения – формирование коммуникативной компетенции. Современные информационные технологии помогают учителю найти такие формы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к изучению иностранного языка, повысить эффективность учебного процесса.
Планируя каждый урок, я исхожу из основного методического принципа обучения иностранному языку - принципа коммуникативности, предполагающего такую организацию процесса обучения, при которой моделируются основные черты реального процесса коммуникации. В результате чего учащиеся овладевают необходимым минимумом речевых умений и навыков, то есть компетенций, чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения в рамках тематики и учебного материала, предусмотренных программой и действующими учебниками.
На сегодняшний день существуют следующие концепции или подходы в обучении иностранному языку:
осознанно-практическая концепция (П. Плахотник);
коммуникативно-функциональная концепция (Т. Сирык);
системно-коммуникативная концепция (Р. Мартынова);
коммуникативно-ориентированная концепция (авторы учебников, изданных в Оксфорде);
коммуникативно-личностный и коммуникативно-ситуативный подходы (Скляренко, Т. Клементьева).
Я думаю, что практический результат обученности по иностранному языку, прежде всего, достигается в процессе личностно-коммуникативного обучения, которое предусматривает также решение задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием личности школьника.
Образование направлено на обучение, а в дальнейшем - на расширение и углубление страноведческих и культуроведческих знаний, включающих знания об особенностях образа и стиля жизни зарубежных сверстников, их социального статуса в обществе, национальной молодежной культуре, социальных инициативах.
Воспитание средствами иностранного языка предполагает, на мой взгляд, повышение культуры речевого общения в процессе овладения принятыми правилами речевого этикета, формирование уважительного отношения к национальным традициям, обычаям представителей иной социокультурной среды.
Развитие средствами иностранного языка предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных умений школьников; языковую и речевую наблюдательность, речемыслительную деятельность, готовность к познавательно-поисковому творчеству.
На мой взгляд, личностно-коммуникативное обучение включает в себя не только речевую направленность обучения, но индивидуализацию обучения, принципы функциональности, ситуативности, новизны.
В ходе планирования уроков я стараюсь придерживаться всех перечисленных принципов, а также соблюдать условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Для выполнения заданий предлагаю учащимся логико-синтаксические схемы, различные опоры (смысловые, содержательные, вербальные, иллюстративные, схематические).
Правильно подобранная опора помогает учащимся со слабой подготовкой быстрее и правильнее осознать назначение лексико-грамматических структур при освоении лексики, при обучении иноязычному общению в целом.
Анализируя уровень обученности учащихся по английскому языку, я пришла к выводу, что отработанный по теме языковой материал как бы «повисает» в воздухе, требуя какого-то дополнительного выхода. Я стала искать пути наиболее эффективного использования изученного материала, изучила литературу по личностно-ориентированному обучению и остановилась на методике проектов. Главные цели метода проектов я вижу в следующем:
- показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;
- продемонстрировать уровень обученности иностранному языку;
- совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;
- подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социокультурной зрелости.
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки: доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, и другие (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).
Проектное обучение поощряет и усиливает учение, потому что оно:
личностно-ориентировано;
использует множество дидактических подходов - обучение в деле, совместное обучение и взаимообучение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия;
самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения.
По мнению самих учащихся, такой вид работы позволяет им учиться на собственном опыте и опыте других, приносит удовлетворение, когда они видят продукт своего собственного труда и они считают, что такой опыт пригодится им в будущем. В процессе работы над проектом у учащихся формируются различные ключевые компетенции. Таким образом, правильно организованная проектная деятельность способна наполнить смыслом жизнь и деятельность учащихся в ходе выполнения проекта. Не менее важно, что в проектной деятельности формируется личностный опыт ученика - опыт осмысленного и рефлексируемого поведения в мире, что значительно важнее и предметных ЗУНов, и умений проектирования. Внутренним результатом проектной деятельности для ученика является накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.
В отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе, развитие компетенции требует включения всего комплекса способностей и умений сразу. Нельзя обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки, приобрести некоторые знания, потом всё сложить и получить компетенцию. Любая компетенция приобретается в процессе реализации, какой либо осмысленной деятельности, где надо ставить цели и определять результаты, решать проблемы, а не задачи, искать способы решения, а не получать их в готовом виде и т.д. Причём, если мы говорим о коммуникативной компетенции, нужно иметь в виду, что коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».
Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...
отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"
отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...
Отчет по теме самообразованя
В этой работе представлены материалы за 2007- 2008 уч.год....
Отчет по теме самообразования
Презентация отчета о работе по теме самообразования "Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы"...
Отчет по теме самообразования «Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка».
В данной работе можно узнать о приемах театрализации на уроках иностранного языка....
Аналитический отчет о теме самообразования
Аналитический отчет о теме самообразования...
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....