Программа по искусству хореографии
рабочая программа
Можно использовать в кружковой, студийной работе с детьми 1-5 класса. Для тех, кто знает академическую школу классического танца ( изучал, занимался сам) будет легко составить занятия.Это готовая апробированная рабочая пргограмма по хореографии в системе персонифицированного учета в системе дополнительгого образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы
Современное образование основано не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создании необходимых условий для её самореализации. Программа позволяет выявлять и развивать способности обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему занятий по хореографии.
Данная программа ставит своей целью приобщение детей к танцевальному искусству: раскрытие учащимися через танец красоты окружающего мира, многообразие и эстетику движения людей, умение слушать и воспринимать музыку, передавать в движении ее образы, эмоциональное состояние.
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, удлиняется латентный период двигательной реакции; в результате длительного поддерживания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях. Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы.
Программа предполагает участие обучающихся, их родителей (законных представителей), в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (микрорайона, города) для приобретения опыта реального управления и действия; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Направленность программы:художественная
Уровень освоения: общеобразовательный
Отличительные особенности:
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.
Танцевальное искусство–массовое искусство, оно доступно всем. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с классическими балетами, современной музыкой; с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов; с их красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодий.
Танец–это совокупность выразительных и организованных движений, подчиненных общему ритму, воплощенному в завершенную художественную форму.
Программа ориентирована на младших школьников, с тем, чтобы обеспечить их дальнейшее всестороннее развитие и воспитание. Каждое хореографическое занятие требует от учащегося эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех его физических и духовных сил. Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы.
Программа углубленно, используя программу хореографических отделений школ искусств, обучает искусству танца, адаптирует ее к учащимся общеобразовательной школы.
Адресат программы:
Участниками программы могут стать обучающиеся 1-10 классов
Занятия проходят 3 раза в неделю по 1 часу;
В последующем возможно зачисление в группы второго и третьего годов обучения;продолжительность образовательного процесса 108 часов срок реализации 1 года.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся
г.Уссурийска 7-10 лет средствами хореографии.
Задачи программы:
Воспитательные:
- Формировать устойчивый интерес к творческой деятельности
- Прививать аккуратность, бережливость
- Воспитывать трудолюбие, искренность, чуткость.
- Приобретать навыки коллективного труда.
- Воспитывать ответственное отношение к школе, краю, Родине
Развивающие:
- Развивать познавательные процессы: внимание, память,мышление
- Развивать эмоции, чувства, мимику
- Развивать физическую силу, простую координацию движений
- Развивать волевые качества: настойчивость, целеустремленность, решительность
- Развивать творческие способности, фантазию, воображение.
Обучающие:
- Научиться слышать музыку, танцевать под музыку разные по сложности движения
- Познакомиться с танцевальной культурой народов России и Зарубежья
- Анализировать, применять в личной и общественной жизни класса и школы полученные на уроках хореографии знания.
1.3 Содержание программы
Учебный план 1года обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение. Беседа «Что такое хореография» | 2 | 1 | 1 | зачет |
2 | Упражнений партерной гимнастики, недлительное статистическое напряжение мышц: | 8 | 8 | ||
2.1 | сокращение, вытягивание, разворачивание стоп; вращение endenore, endedans; | 2 | 2 | зачет | |
2.2 | сокращение, вытягивание, разворачивание стоп; вращение endenore, endedans; | 2 | 2 | зачет | |
2.3 | упражнение для подвижности и выворотности в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах; | 2 | 2 | зачет | |
2.4 | упражнение на гибкость | 2 | 2 | Зачёт | |
3 | Постановка корпуса на середине зала, у палки. | 28 | 28 | ||
3.1 | Позиция ног на середине у палки: 1, 2, 3, 4, 5. | 4 | 4 | Зачёт | |
3.2 | Упражнения на пластику рук. Позиции рук:1,2,3, подготовительная | 4 | 4 | Зачет | |
3.3 | Demiplie лицом к палке по 1, 2, 3, 4, 5 позициям по 4/4. | 4 | 4 | зачет | |
3.4 | Battementtendu лицом к палке по 1–5 позициям в сторону, вперед, назад по 2 такта 4/4. | 4 | 4 | зачет | |
3.5 | Releve на полупальцы по 1, 2, 3, 5 позициям. | 4 | 4 | зачет | |
3.6 | Переведение рук из позиции в позицию 1 port de bras. | 4 | 4 | зачет | |
3.7 | Вольные прыжки по 1–3 позициям | 2 | 2 | ||
3.8 | На целой стопе и на полупальцах бег, подскоки, галоп по рисунку. | 2 | 2 | ||
4 | Танцевальные движения, комбинации. Композиция танца | 20 | 20 | концерт | |
5 | Актерское мастерство | 8 | 8 | Игра | |
6 | Сценический костюм: история и современность | 4 | 2 | 2 | зачет |
7 | Народный танец | 34 | 34 | ||
7.1 | Движения: «ковырялочка», «моталочка», «елочка». | 6 | 6 | зачет | |
7.2 | Присядки и хлопушки | 6 | 6 | ||
7.3 | Вращения | 10 | 10 | зачет | |
7.4 | Ходы: переменный, с каблука, тройной | 6 | 6 | зачет | |
7.5 | Положения рук в паре | 6 | 6 | ||
7.6 | Формы русского народного танца | 2 | 2 | ||
7.7 | Рисунки, построения в танце | 2 | 1 | 1 | зачет |
8 | Современный и эстрадный танцы. | 4 | 2 | 2 | |
Итого: | 108 | 8 | 100 |
Содержание учебного плана 2020/21 года обучения
1.Раздел. Введение. В форме беседы учащиеся знакомятся с предметом «хореография», чем они будут заниматься на занятиях: разучивать основные упражнения классического танца, необходимые для выработки правильного положения тела, то есть для выработки правильных, легких и четких движений. На каждом уроке изучаются подготовительные и танцевальные упражнения.
Подготовка к исполнению народных танцев осуществляется в процессе изучения движений народно-сценического танца, элементов и танцевальных композиций народных танцев, входящих в репертуар данной группы. Для развития у детей музыкальности и ритмичности, на занятиях вводятся соответствующие ритмические упражнения и игры.
2 Раздел. Упражнений партерной
гимнастики, недлительное статистическое напряжение мышц:
Упражнения партерной гимнастики воздействуют на опорно–двигательный аппарат, дыхательную и мышечную систему, способствуют формированию правильной осанки, точности координации движения.
Музыкальный материал на уроках ритмики должен быть доступным восприятию детей. С четким ритмом. Каждое упражнение рекомендуется называть образно.
На занятии обучающиеся выполняют: разминку и комплекс упражнений в партерной гимнастике, направленный на развитие физических данных, укрепление мышц;игры, развивающие музыкальность, чувство ритма;танцевальные движения, простейшие комбинации, координирующие движения рук, ног, головы.
3Раздел. Постановка корпуса на середине зала, у палки.
Ритмика имеет большое значение для эстетического и физического воспитания детей. В процессе занятий по ритмике дети приобретают хорошую осанку, пластичность движений, легко и красиво двигаются под музыку. Ритмические упражнения и игры способствуют активному восприятию музыки, развивают координацию движений, внимание, память.
4 Раздел.Танцевальные движения, комбинации. Композиция танца.
Танцевальные движения и комбинации на основе детской лексики и движений народно – сценического танца изучаются по мере необходимости, исходя из формируемого репертуара студии в данном учебном году.
Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения. Далее учащиеся знакомятся с ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно, поэтому иногда можно идти по пути параллельного освоения фигур, т.е. не ждать, пока будет освоена полностью одна фигура, а работать сразу над несколькими элементами одинаковой сложности. В результате такой работы у учащихся расширяется двигательный «кругозор», и освоение танца в целом происходит быстрее.
5 Раздел. Актерское мастерство.
Через игру идет познавательный процессов: развитие внимания, памяти, мышления, эмоций, чувств, мимики. Задания на импровизацию раскрепощают и делают всех чуткими, искренними, дружелюбными.
В командной работе (задание «Изобрази в танце») рождается ответственность и взаимопомощь, взаимовыручка.
6 Раздел. Сценический костюм: история и современность.
История создания сценического костюма уходит глубоко в исторические корни каждого народа. Это краткий экскурс в историю нашей страны (лекция) и практическое воплощение в современном виде нового образа (женского или мужского костюма) с помощью рисунка (практическая работа).
7 Раздел. Народный танец.
Упражнения народного–сценического танца дети изучают в небольшом объеме, для чего рекомендуется отбирать наиболее необходимые, основные, которые помогают четкому и выразительному исполнению того или иного народного танца. Подготовка к исполнению народных танцев осуществляется в процессе изучения упражнений народно-сценического танца, элементов и танцевальных композиций народных танцев, входящих в репертуар данной группы. Дети становятся в пары, для этого важна толерантность по отношению к партнеру.
Тема «Формы русского народного танца» предполагает теорию (знакомство в форме беседы и видеолекции с формами танца).
Тема «Рисунки, построения в танце» изучается сначала практически, а потом самостоятельное выполнение творческого задания «Нарисуй рисунки танца».
8 Раздел.Современный и эстрадный танцы.
Это этап творчества. Начиная с элементов разминки, учащиеся под руководством педагога сочиняют и ведут занятия. На этом этапе изучаются технически сложные элементы современной хореографии, движения современного и эстрадного танца.
Видеолекция о современных направлениях в хореографии, просмотр конкурсных номеров своего коллектива и других с конкурсов разного уровня. Анализ рисунка танца, хореографической лексики, сюжета и актерского мастерства исполнителей.
1.4 Планируемые результаты
- Личностные результаты:
- Обучающийся сможет выступать на школьных и городских мероприятиях, концертах, участвовать в конкурсах разного уровня.
- Получит эстетическое развитие и воспитание.
- Сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- Метапредметные результаты:
- Обучающийся будет знать танцевальную культуру народов России,
- приобретёт сценический опыт, опыт общения в группе, с противоположным полом.
- Предметные результаты:
- Обучающийся будет знать разные виды хореографии,
- Обучающийся будет уметьтанцевать под музыку разные по сложности движения
- Обучающийся будет владеть пластикой, координацией, силой.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
- Танцевальный класс с зеркалами 80 м2 и танцевальным станком
- ноутбук;
- аудиоколонки
- пианино
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Видео и аудио записи с мастер-классов
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Нормативно-правовую базу составляют документы, позволяющие организовать внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Устав МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением предметов эстетического цикла.
Программа опирается на нормативно-концептуальные документы в системе дополнительного образования:
- концепции развития системы дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- приказ министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013г. № 30468);
- ФГОС ОО;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Концепция развития и воспитания детей и молодежи в Приморском крае;
- Примерная программа воспитания и социализации ФГОС ОО;
- Методические рекомендации о реализации внеурочной деятельности школьников ФГОС ОО
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах программы. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.
Проверка достигаемых обучающимися образовательных результатов производится в следующих формах:
а) текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников:
- Практическое задание (каждый месяц).
Задания:
- Встать на мостик с положения «лежа»
- Растяжка
- Выполнить движения, координируя
- руки и ноги
- руки, ноги, голову
- руки, ноги, голову, корпус
- Запомнить и выполнить комбинацию из двух движений
- с одного показа
- с двух показов
- с трех показов
- Станцевать импровизацию на заданную музыку:
- выполнили ритмично
- образно-эмоционально
- оригинально
б) текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий на занятии;
в) взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
г) итоговый контроль осуществляется на концертных выступлениях и конкурсах различного уровня.
Выполненные обучающимися работы включаются в их «коллекцию достижений» (в виде фотографий, видеозаписей, дипломов). Итоговый контроль проводится в конце года обучения. Он имеет форму концерта. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и задачам программы.
2.3 Методические материалы
Методы обучения: лекции, беседы, подготовка учащимися докладов, сообщений. Метод игры.
Воспитательные методы: индивидуальный, коллективный, личного примера, убеждения, поощрения.
Технологии – здоровьесберегающие, развивающего обучения, проектная технология
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | |
Количество учебных дней | 108 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 01.09.2020- 31.12.2020 |
2 полугодие | 12.01.2021- 31.05.2021 | |
Возраст детей, лет | 7-10 | |
Продолжительность занятия, час | 1 | |
Режим занятия | 3 раза/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 108 |
2.5 Календарный план воспитательной работы
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Выступление на линейке 1 сентября | 1 | 01.09.2020 г. | |
Концерт на День Учителя | 2 | 05.10.2020 г. | |
Всероссийский конкурс «Дар» (заочно) | 3 | 03.12.2020 г. | |
Выступление на открытии месячника по патриотическому воспитанию | 2 | 25.01.2021 г. | |
Концерт к 8 марта «Весенние настроение» | 2 | 03.03.2021 г. | |
Муниципальный конкурс «Страна чудес» (заочно) | 2 | 23.04.2021 г. | |
Концерт в школе, посвященный Дню Победы | 1 | 07.05.2021 г. | |
Выступление на Школьном слете хорошистов и отличников | 2 | 15.05.2021 г. | |
Концерт для родителей и жителей города «Зажигаем звезды», посвященный окончанию учебного года. | 2 | 23.05.2021 г. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Базарова Н. Классический танец. Методика обучения в 4 и 5 классах. - Л.,
- «Искусство», 2008 г.
- Ваганова А. Основы классического танца. - Л., – М., 2008 г
- Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - Л., – М., «Искусство»,2010 г.
- Костровицкая В. 100 уроков классического танца. – Л., «Искусство», 2009 г.
- Костровицкая В. Школа классического танца. – Л., «Искусство», 2009 г.
- Лисицкая Т. Гимнастика и танец. – М., 2007 г.
- Педагогика / авт. сост. Михаил Сидоров; под ред. И.П. Куличкина. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.
- Современный бальный танец / Под ред. В.М. Строганова и В.И. Уральской.
- М., 2007г.
- Физкультурно – оздоровительная работа в школе / Под ред. А.М. Шлемина.
- М., 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Хореография"
Программа занятий кружка по хореографии...
Программа художественной направленности "Хореография – искусство, любимое детьми"
Танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отражением его многовековой жизни. В танце существуют основа и сюжет, в нём е...
Воспитание детей искусством хореографии
Статья о роли хореографического искусства в воспитании культуры детей. Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии....
Реферат «Воспитание детей искусством хореографии»
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах иску...
Воспитание детей искусством хореографии
Воспитание детей искусством хореографии Журнал «Дополнительное образование» (танец)...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореография как вид искусства»
Танец – это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. В связи с тем, что сейчас остро стоит проблема гиподинамии,...
Программа обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии "Талант – восьмое чудо света"
Реализация дополнительной образовательной программы...