Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореография как вид искусства»
рабочая программа
Танец – это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства танец отражает окружающую жизнь в художественных образах.
В связи с тем, что сейчас остро стоит проблема гиподинамии, занятия хореографией позволяет восполнить дефицит движений, поэтому была создана программа по хореографии, которая восполняет дефицит движений, способствует развитию грации, осанки, красоты тела, что делает привлекательной данную программу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_2020g.doc | 636 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Партизанского городского округа
Муниципальная бюджетная образовательная
организация дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Партизанского городского округа
Принята на заседании педагогического совета от «____»______2020 г. Протокол №________ | Утверждаю: Директор МБОО ДО ЦДТ ПГО «_____»_____________2020 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Хореография как вид искусства»
Возраст обучающихся: 7-16 лет
Срок реализации: 3 лет
Савина Юлия Игоревна
педагог дополнительного образования
г. Партизанск
2020 г.
Пояснительная записка
Танец – это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства танец отражает окружающую жизнь в художественных образах.
В связи с тем, что сейчас остро стоит проблема гиподинамии, занятия хореографией позволяет восполнить дефицит движений, поэтому была создана программа по хореографии, которая восполняет дефицит движений, способствует развитию грации, осанки, красоты тела, что делает привлекательной данную программу.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Уставом МБОО ДО ЦДТ ПГО.
Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Проблемы формирования культуры поведения современного человека чрезвычайно актуальны. Средствами хореографического искусства, можно формировать у детей культуру и манеру общения.
Данная общеобразовательная программа по хореографии (без специального отбора учащихся, в отличие от специализированных учреждений) рассчитана на 3 года и предполагает проведение занятий с детьми с 7 до 16 лет. Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году обучающиеся овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели.
Направленность программы
Общеразвивающая программа имеет художественную направленность и нацелена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению других видов творчества, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Актуальность программы
Учитывая требования современного дополнительного образования, данная комплексная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:
- развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
- содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
- приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
- сохранение и охрана здоровья детей;
- ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность.
Актуальность
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями к программам нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.
Адресат программы
Программа предназначена для детей 7-16 лет.
Объём и срок программы
Программа рассчитана на 3 года обучения:
первый год обучения-дети 7-10 лет;
второй год обучения-дети 10-13 лет;
третий год обучения - дети 13-16 лет.
При некотором изменении содержания, программа может быть использована для более младшего или старшего возраста.
Формы обучения: групповые, подгрупповые, индивидуальные,
репетиционные.
Отличительной особенностью программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся на протяжении всего курса обучения.
Режим, периодичность и продолжительность занятий
Программа рассчитана на 144 учебных часа. Занятия проводятся два раза в неделю, по два часа.
Программа состоит из отдельных тематических блоков, но в связи со спецификой обучения в хореографическом коллективе, границы их сглаживаются. На одном и том же занятии происходит изучение элементов эстрадного и народного танца (одновременно выполняются задачи физического и музыкального развития) и изучаются движения танца.
Формы учебных занятий: репетиционные; информационные (беседа, лекция), практическое занятие.
Репетиционные занятия (репетиция от лат. repetitio - повторение) - основная форма подготовки (под руководством хореографа) представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путем многократных повторений (целиком и частями).
Практическое занятие – (от греческого praktikos – деятельный, активный), материальная, целеполагающая деятельность детей. Отработка танцевальных схем, постановок и т.д.
Особенностью организации образовательного процесса является групповое занятие с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Состав групп – постоянный. Наполняемость групп 10–15 человек. Группы могут формироваться как одновозрастные, так и разновозрастные.
Содержанием программы предусмотрены мастер-классы, концерты, конкурсы, тренинги, творческие отчеты.
Цель программы – развитие танцевальных способностей обучающихся посредством искусства хореографии.
Задачи программы:
развивающие:
1) развитие специальных навыков и умений по хореографии;
2) развитие познавательного интереса к хореографическому искусству и общей культуры личности;
3) развитие способностей к самостоятельной и коллективной работе;
4) развитие коммуникативных способностей обучающихся через учебно-практическую деятельность;
5) развитие способности творческого выполнения практической деятельности;
6) развитие способности использовать приобретённые предметные знания и опыт практической деятельности для решения задач реальной жизни;
воспитательные:
- воспитание эстетического восприятия;
- воспитание всесторонней личности, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию;
- создание условий для общения и адаптации к современной жизни на основе культурных ценностей;
обучающие:
- формирование знаний об основных хореографических понятиях;
- формирование знаний по исполнению экзерсиса у станка и на середине;
- обучение навыкам постановочной и концертной деятельности.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы необходимы:
- оборудованный балетными станками и зеркалами просторный класс со специальным покрытием пола (паркет, линолеум, ковровое покрытие);
- раздевалка для обучающихся;
- наличие специальной танцевальной формы (спортивный купальник, балетные тапочки, балетную юбочку);
- наличие аудиоаппаратуры с флеш-носителем;
- наличие танцевальных костюмов;
- наглядные пособия и методические разработки, специальная литература.
Необходимым обеспечением учебного процесса является дидактический материал (игрушки, ленты, платочки, мячи, шары и другие, необходимые для танца атрибуты, а также картинки, декорации и т.д.) и технические средства обучения (аудиотека, видеотека и т.д.).
Механизм оценки реализации программы
За период обучения в хореографическом коллективе учащиеся получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется диагностическими методиками.
Формы и методы оценки результатов I-го года обучения.
1. Практический тест по разделу «Музыкальная грамота».
2. Контрольный срез на знание танцевальных терминов.
3. Творческий рассказ на тему «Откуда ты, танец?».
4. Творческие игры на воображение и фантазию.
5. Промежуточная аттестация.
Формы и методы оценки результатов II-го года обучения.
1. Устный опрос по разделу «Народно-сценический танец».
2. Контрольный срез на знание терминов классического и народного танцев.
3. Практический тест на ориентировку в пространстве: точки зала, колона, линия, «лучик», круг, полукруг, пары (тройки, четверки).
4. Промежуточная аттестация.
5. Постановочная практика «В поисках творчества»:
- «Закончи движение»,
- «Продолжи движение»,
- танцевальные импровизации под музыку.
Формы и методы оценки результатов III -го года обучения.
1. Устный опрос по разделу «Основы джаз - модерна».
2. Контрольный срез на знание танцевальной терминологии.
3. Контрольный зачет «Методика исполнения упражнений у станка и на середине».
4. Промежуточная аттестация.
5. Постановочная практика «В поисках творчества»:
- составление комбинации в эстрадном стиле,
- составление комбинации в народном стиле,
- составление танцевальной связки в современном стиле,
- танцевальная импровизация на заданную тему.
Дополнительными средствами контроля являются участие в концертах, фестивалях, конкурсах, мастер-классах.
В ходе итогового годового контроля оценивается: правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание теоретической и практической части; творческий подход, артистичность.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате освоения программы 1 года обучения обучающиеся должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе и должны
знать:
- названия классических движений;
- первичные сведения об искусстве хореографии;
- позиции рук и ног;
уметь:
- воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
- соединять отдельные движения в хореографической композиции;
- исполнять движения классического характера.
В конце 2 года обучения учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить искусство хореографии, стать социально активной личностью и должны
Личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:
- воспитание самостоятельности, культуры общения, дисциплины, добросовестного отношения к труду;
- воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, активной жизненной позиции;
- развитие эстетической, нравственной культуры поведения учащихся через приобщение к хореографическому творчеству;
- воспитание лидерских, морально-волевых качеств;
- формирование потребности в соблюдении здорового образа жизни, укрепления здоровья.
Предметными результатами занятий являются:
знать:
- названия народно-сценических движений;
- значение слов «легато», «стокато», ритм, акцент, темп;
уметь:
- грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;
- определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;
- самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.
В конце 3 года обучения учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене и должны
знать:
- новые направления, виды хореографии и музыки;
- классические термины;
- жанры музыкальных произведений;
уметь:
- выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
- контролировать и координировать своё тело;
- сопереживать и чувствовать музыку.
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов художественно-творческой деятельности и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
- в диалоге с педагогом вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи;
- отбирать необходимые источники информации среди предложенных педагогом;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую: составлять и сочинять; представлять информацию в других формах.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформить свои мысли в устной и письменной речи, а также в движениях;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
- учиться уважительно, относиться к позиции другого человека, учиться договариваться.
Литература для детей и педагогов
- Бакланова Т.И. Музыка для детей: музыкальные путешествия и встречи. В гостях у народов России. – М.: АСТ-Астрель, 2009.
- Блок В.М., Португалов К.П. Русская и советская музыка. – М.: Просвещение, 1977.
- Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. – М: Искусство, 1987.
- Бочарникова Э, Иноземцева Г. Тем, кто любит балет. - М.: Русский язык, 1987.
- Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Издательство «Лань». 2001
- Дени Г., Дассевиль Л. Все танцы. – Киев: Музыка, 1983.
- Детская энциклопедия «Балет», М.: Астрель Аст 2001.
- Детям – о традициях народного мастерства. Учебно-метод. пособие: В 2 ч./ Под ред.Т.Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
- Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М: Детская литература, 1989.
- Зайцева Е. Библия красоты. – М.: Эксмо, 2002.
- Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.: Современ. литератор, 1999.
- Кристерсон X. X. Танец в спектакле драматического театра. – Л.: Искусство, 1952.
- Макдональд Ф. Одежда и украшения. – М.: ООО Издательство Астрель, 2002.
- Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000.
- Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. // Я вхожу в мир искусств, N 4, 1998.
- Пасютинская В. Волшебный мир театра. - М.: Просвещение, 1985.
- Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов-на–Дону: Феникс, 2004.
- Энциклопедия обрядов и обычаев. Спб.: «РЕСПЕКС», 1996.
- Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М.: Вече, 2004.
Учебный план 1-го года обучения
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - | Устное тестирование |
2 | Азбука музыкального движения | 52 | 6 | 46 | Открытое занятие |
3 | Играя, танцуем | 20 | 2 | 18 | Творческие этюды |
4 | Основы классического танца | 16 | 4 | 12 | Тестирование Контрольный просмотр |
4.1 | Экзерсис у станка | 8 | 2 | 6 | Технический зачёт |
4.2 | Экзерсис на середине зала | 8 | 2 | 6 | Технический зачёт |
5 | Партерная гимнастика | 10 | 2 | 8 | Технический зачёт |
6 | Работа над репертуаром | 42 | 2 | 40 | Участие в конкурсах |
7 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Отчетный концерт |
Итого: | 144 | 18 | 126 |
Содержание учебного плана 1-го года обучения
1. Вводное занятие
Теория: Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по ТБ. Диагностика физического развития каждого учащегося, работа над выявлением уровня развития творческих способностей учащихся.
2. Азбука музыкального движения
Теория: Музыкальное вступление, драматургия хореографического произведения. Музыкальная фраза. Понятие о графическом рисунке данного танца. Средства выразительности: темп, динамика движения, характер. Жанры: марш, вальс, полька, полонез, галоп, детские, народные, колыбельные песни. Хореографическое творчество. Блиц-опрос всех учащихся по итогам раздела.
Практика: Основные положения головы, рук, корпуса и ног. Шаги, прыжки, подскоки в ритме различных жанров. Отражение в движении ритмической пульсации. Танцевальные переходы и рисунки. Дыхательные, ритмико-гимнастические, музыкально-ритмические упражнения. Пластика тела, согласно динамическим оттенкам музыки. Пространственные музыкальные упражнения. Музыкально-подвижные игры на определение динамики музыкального произведения. Работа с тестами.
3. Играя, танцуем
Теория:
- сложность и особенность совмещения слов с логической постройкой действия;
- наложение творческого образа на танцевальные движения.
Практика:
- ходьба и бег в разных характерах и образах;
- прыжковые движения с продвижением и на месте, прямой галоп, подскок;
- образно-танцевальные комбинации и этюды;
- игровой самомассаж и массаж в паре;
- работа с воображаемым предметом;
- игротанцы: хореографические упражнения с атрибутами;
- игры потешки – общеразвивающие упражнения для пальчиков;
- «Стихи с движениями».
4. Основы классического танца
Теория:
Классический танец — это определенный вид хореографический пластики, это основа любого танца и балет можно назвать фундаментом любого сценического танца. Классический танец развивает осанку, вырабатывает ответственность, уважение к искусству, развивает гибкость и легкость. Учит выражать свои чувства с помощью танца, чувствовать себя уверенным и развязным, способствует развитию интеллекта и культуры.
Практика:
Постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе освоения основных движений классического экзерсиса у станка, развитие навыков координации движений.
4.1. Экзерсис у станка
Теория:
Комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений.
Практика: Последовательность упражнений:
1. Plie.
2. Battement tendu.
3. Battement tendu jete.
4. Rond de jambe par terre.
5. Battement foundus.
6. Battement soutenus.
7. Battement frappes.
8. Rond de jambe en l'air.
9. Petit battements.
10. Battement developpes.
11. Grand battement jete.
4.2.Экзерсис на середине зала.
Теория:
Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и экзерсис у палки. Последовательность его в основном та же. На середине зала он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела (особенно на полупальцах) без помощи палки. Правильное распределение центра тяжести подтянутого корпуса на двух и на одной ноге, ровные бедра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги, основные условия для овладения устойчивостью.
Практика:
- Положение корпуса épaulement croisée et effacée.
- Demi–plié по I – II позициям в положении en face, по V позиции в положении épaulement.
- Battement tendu: из I позиции в сторону, вперед, назад; с passé par terre, c demi–plié
- Battement tendu jeté из I позиции во всех направлениях.
- Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
- Relevé на полупальцы по I, II, V позициям с вытянутых ног.
- Повороты в V позиции на 1/4 круга (по точкам класса).
5.Партерная гимнастика
Теория:
Партерная гимнастика представляет собой особую систему упражнений, которые призваны укрепить мышцы и развить силу, улучшить или восстановить подвижность суставов, придать тканям, связкам и мышцам эластичность. Под «партерной» гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений, в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров.
Практика:
- упражнение на подвижность голеностопного сустава;
- упражнение на развитие шага;
- упражнение на развитие гибкости;
- упражнение на укрепление позвоночника;
- упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса;
- упражнение на развитие выворотности ног;
- упражнение на развитие мышц паха;
- растяжка ног (вперед, в сторону);
- наклоны корпуса к ногам;
- упражнение на полу (шпагат).
6.Работа над репертуаром
Теория:
Ведется объяснение постановочного материала танца.
Практика:
Работа над постановками хореографических композиций. Отработка данных постановок.
7. Итоговое занятие
Итоговое занятие проводится по форме открытого занятия, где учащиеся демонстрируют знания, умения и навыки, приобретенные за учебный год.
Календарный учебный график
1 года обучения
№ | Дата | Форма занятия | Кол-во часов | Название темы | Форма контроля | |||||
1.Вводное занятие (2 ч.) | ||||||||||
1.1 | Беседа | 2 | Правила поведения на занятиях хореографией и инструктаж по технике безопасности. Диагностика физического развития и уровня развития творческих способностей. | Устный зачет | ||||||
2 .Азбука музыкального движения (54 ч.) | ||||||||||
2.1 | Беседа | 2 | Средства выразительности: темп, динамика движения, характер | Опрос | ||||||
2.3 | Беседа | 2 | Основы музыкальной грамоты: вступление | Устная оценка | ||||||
2.4 | Беседа | 2 | Основы музыкальной грамоты: музыкальная фраза | Устная оценка | ||||||
2.5 | Учебное занятие | 2 | Драматургия хореографического произведения. | Предварительный просмотр | ||||||
2.6 | Тренировка | 2 | Основные положения головы, рук, корпуса и ног | Устная оценка | ||||||
2.7 | Практическое занятие | 2 | Особенности построения и перестроения графических рисунков | Устная оценка | ||||||
2.8 | Практическое занятие | 2 | Перестроения графических рисунков в усложненной форме | Наблюдение | ||||||
2.9 | Учебное занятие | 2 | Основные элементы польки и полонеза | Предварительный просмотр | ||||||
2.10 | Тренировка | 2 | Галоп – скачкообразный стремительный танец, как подготовительная ступенька к прыжкам | Творческий этюд | ||||||
2.11 | Тренировка | 2 | Шаговая дорожка в ритме вальса | Предварительный просмотр | ||||||
2.12 | Практическое занятие | 2 | Марш – музыкальный жанр; синхронность исполнения движений | Наблюдения | ||||||
2.13 | Тестирование | 2 | Ритмическая пульсация – акцент на сильную, слабую доли музыкального произведения | Устная оценка | ||||||
2.14 | Учебное занятие | 2 | Изучение прыжков с обеих ног с одновременным их сгибанием | Наблюдения | ||||||
2.15 | Тренировка | 2 | Изучение прыжков со средней амплитудой взлета | Тестирование | ||||||
2.16 | Практическое занятие | 2 | Знакомство с понятиями: такт и затакт. Логика поворотов вправо и влево | Наблюдения | ||||||
2.17 | Учебное занятие | 2 | Разучивание шагов и прыжков с поворотом тела | Устная оценка | ||||||
2.18 | Практическое занятие | 2 | Разучивание танцевальных комбинаций, основанных на прыжках | Творческий этюд | ||||||
2.19 | Тренировка | 2 | Стилевая окраска народных произведений | Устная оценка | ||||||
2.20 | Учебное занятие | 2 | Выполнение упражнений для развития гибкости плечевого пояса | Наблюдение | ||||||
2.21 | Учебное занятие | 2 | Разучивание комбинаций, развивающих пластику тела | Танцевальный батл | ||||||
2.22 | Практическое занятие | 2 | Изучение составляющих элементов комбинации: шаги и подскоки | Устная оценка | ||||||
2.23 | Тестирование | 2 | Развитие координации тела – исполнение роли регулировщика | Устная оценка | ||||||
2.24 | Тренировка | 2 | Выполнение упражнений, способствующих развитию равновесия тела | Предварительный просмотр | ||||||
2.25 | Учебное занятие | 2 | Разучивание комбинаций с параллельными позициями | Хореографический турнир | ||||||
2.26 | Практическое занятие | 2 | Эмоции и движение, как средства передачи характера музыкального произведения | Устная оценка | ||||||
2.27 | Тренировка | 2 | Тренинг на пространственное восприятие, работа в коллективе и на собственное эмоциональное раскрепощение в танце | Наблюдения | ||||||
2.28 | Тестирование | 2 | Блиц-опрос и работа с тестами | Устная оценка | ||||||
3. Играя, танцуем (20 ч.) | ||||||||||
3.1 | Учебное занятие | 2 | Игрогимнастика – мотивация к творчеству | Опрос | ||||||
3.2 | Практическое занятие. | 2 | Отражение образа в манере исполнения элементов танца: ходьба и бег | Наблюдение | ||||||
3.3 | Тренировка | 2 | Выполнение прыжковых комбинаций в различных образах: прямой галоп, подскок | Устная оценка | ||||||
3.4 | Учебное занятие | 2 | Выполнение хореографических комбинаций, согласно заданному характеру и образу | Творческий этюд | ||||||
3.5 | Практическое занятие | 2 | Разучивание танцевальных композиций с атрибутами: мяч, обруч | Предварительный просмотр | ||||||
3.6 | Учебное занятие | 2 | Разучивание образно-танцевального этюда | Творческий этюд | ||||||
3.7 | Репетиция | 2 | Работа над образами и характерами образно-танцевального этюда | Предварительный просмотр | ||||||
3.8 | Тренировка | 2 | Отработка трюковых элементов образно-танцевального этюда | Устная оценка | ||||||
3.9 | Практическая работа | 2 | Работа над синхронностью исполнения образно-танцевального этюда | Наблюдение | ||||||
3.10 | Практическая работа | 2 | Творческий образ: характер, манера, эмоции | Наблюдение | ||||||
4.Основы классического танца (16 ч.) | ||||||||||
4.1 | Беседа | 2 | История хореографического искусства | Опрос | ||||||
4.2 | Тестирование | 2 | Азбука классического танца | Устный зачет | ||||||
4.3 | Учебное занятие | 2 | 1.Plie 2.Battement tendu 3. Battement tendu jete | Устная оценка | ||||||
4.4 | Учебное занятие | 2 | 4. Rond de jambe par terre 5. Battement foundus 6. Battement soutenus | Наблюдение | ||||||
4.5 | Практическая работа | 2 | 7. Battement frappes 8. Rond de jambe en l'air | Наблюдение | ||||||
4.6 | Тренировка | 2 | 1.Положение корпуса épaulement croisée et effacée 2.Demi–plié по I – II позициям в положении en face, по V позиции в положении épaulement 3.Battement tendu: из I позиции в сторону, вперед, назад; с passé par terre, c demi–plié | Устная оценка | ||||||
4.7 | Практическая работа | 2 | 4.Battement tendu jeté из I позиции во всех направлениях 5.Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans 6.Relevé на полупальцы по I, II, V позициям с вытянутых ног | Наблюдение | ||||||
4.8 | Учебное занятие | 2 | 7.Повороты в V позиции на 1/4 круга (по точкам класса) | Предварительный просмотр | ||||||
5. Партерная гимнастика (10ч.) | ||||||||||
5.1 | Беседа | 2 | Понятия партерной гимнастики | Зачет | ||||||
5.2 | Тренировка | 2 | Упражнение для подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц, голени и стопы | Устная оценка | ||||||
5.3 | Тренировка | 2 | Упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса | Предварительный просмотр | ||||||
5.4 | Практическая работа | 2 | Упражнения для тазобедренных суставов, эластичности мышц, бедра | Наблюдение | ||||||
5.5 | Практическая работа | 2 | Упражнения: велосипед, лодочка, бабочка, лягушка, мостик, свеча, гора, корзиночка, качели, книжечка | Наблюдение | ||||||
6.Работа над репертуаром (44ч.) | ||||||||||
6.1 | Беседа | 2 | Объяснение постановочного материала танца | Опрос | ||||||
6.2 | Учебное занятие | 2 | Разучивание классической танцевальной композиции | Устная оценка | ||||||
6.3 | Тренировка | 2 | Работа над образами и эмоциями классической танцевальной композиции | Предварительный просмотр | ||||||
6.4 | Учебное занятие | 2 | Работа над рисунком танца | Наблюдение | ||||||
6.5 | Практическое занятие | 2 | Работа над комбинациями | Устная оценка | ||||||
6.6 | Тренировка | 2 | Работа над пластикой движений классической композиции | Предварительный просмотр | ||||||
6.7 | Учебное занятие | 2 | Разучивание композиции в народно-стилизованном стиле | Устная оценка | ||||||
6.8 | Репетиция | 2 | Работа над образами и эмоциями народно стилизованной композиции | Предварительный просмотр | ||||||
6.9 | Практическое занятие | 2 | Строение и перестроения рисунков танца | Устная оценка | ||||||
6.10 | Тренировка | 2 | Работа над народными комбинациями с дробными выстукиваниями | Предварительный просмотр | ||||||
6.11 | Учебное занятие | 2 | Разучивание танцевальной композиции «Хоровод» | Наблюдение | ||||||
6.12 | Практическое занятие | 2 | Строения и перестроения рисунков танца | Предварительный просмотр | ||||||
6.13 | Репетиция | 2 | Работа над синхронностью движений | Устная оценка | ||||||
6.14 | Репетиция | 2 | Работа над отдельными комбинациями | Устная оценка | ||||||
6.15 | Учебное занятие | 2 | Разучивание танцевального этюда эстрадного характера | Наблюдение | ||||||
6.16 | Тренировка | 2 | Отработка отдельных танцевальных движений этюда | Предварительный просмотр | ||||||
6.17 | Практическое занятие | 2 | Работа над синхронностью движений | Наблюдение | ||||||
6.18 | Тренировка | 2 | Работа над образами и эмоциями эстрадного этюда | Творческий этюд | ||||||
6.19 | Репетиция | 2 | Работа над танцевальными постановками изученного материала | Творческий этюд | ||||||
6.20 | Репетиция | 2 | Работа над танцевальными постановками изученного материала | Творческий этюд | ||||||
6.21 | Репетиция | 2 | Работа над танцевальными постановками изученного материала | Творческий этюд | ||||||
6.22 | Репетиция | 2 | Работа над танцевальными постановками изученного материала | Творческий этюд | ||||||
7. Итоговое занятие (2ч.) | ||||||||||
7.1 | Репетиция | 2 | Отчетный концерт | Устная оценка | ||||||
Итого: | 144 |
Учебный план 2 -го год обучения
№ п/п | Тема занятий | Всего часов | Теория | Практика | Форма аттестации |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - | Зачет |
2 | Эстрадный танец | 40 | 2 | 38 | Творческие этюды |
3 | Народно-сценический танец | 32 | 2 | 30 | Открытое занятие |
4 | Основы классического танца | 20 | 4 | 16 | Технический зачет |
4.1 | Экзерсис у станка | 8 | 2 | 8 | Технический зачет |
4.2 | Экзерсис на середине зала | 8 | 2 | 8 | Технический зачет |
5 | Работа над репертуаром | 48 | 2 | 46 | Концерт |
6 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Академический концерт |
Итого: | 144 | 12 | 132 |
Содержание учебного плана 2-го года обучения.
1.Вводное занятие
Теория:
Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по ТБ.
2.Эстрадный танец
Теория:
- история появления и значение эстрадного танца;
- понятие о графическом рисунке данного танца;
- особенности средств выразительности: темп, динамика движения, характер;
- блиц-опрос учащихся по итогам раздела.
Практика:
- положение головы, рук, корпуса и ног, характерно эстрадному танцу;
- развитие изоляции частей тела в ходе выполнения комбинаций;
- развитие координации тела в ходе выполнения комбинаций;
- дыхательные, ритмико-гимнастические, музыкально-ритмические упражнения;
- снятие мышечных зажимов;
- стилевые упражнения на развитие темпоритмических рисунков;
- типы импульса, сила импульса, скорость импульса;
- образно-стилевые хореографические этюды;
- понятие «внутренняя жизнь».
3.Народно-сценический танец
Теория:
- значимость народно-сценического танца;
- особенности эмоциональной окраски при исполнении танцев различных национальностей;
- блиц-опрос о народно-сценическом танце.
Практика:
- комбинации и основные элементы татарского танца, эмоциональная окраска данного танца;
- переходы и рисунки;
- народно-сценический танец – массовый танец;
- развитие пластики тела: наклоны, прогибы, выпады;
- ритмические рисунки ногами на смену музыки;
- этюд, основанный на комбинациях татарского танца.
4.Основы классического танца
Теория:
Классический танец является одним из средств интернационального и патриотического воспитания будущего поколения. Он поможет обучающимся раскрепостить внутренние силы, даст выход спонтанному чувству танцевального движения.
Структура обучения представлена практическим разделом, который знакомит обучающихся с танцевальной и музыкальной культурой. Развитие техники и выразительности исполнения.
Практика:
Задачами второго года обучения являются: развитие силы ног
путем увеличения количества упражнений, развитие устойчивости, освоение техники в более быстром темпе.
Наряду с этим более сложная координация движений за счет использования поз в экзерсисе у станка и на середине.
4.1. Экзерсис у станка
Теория:
- развитие силы ног путем частичного введения полупальцев в экзерсисе у станка;
- развитие устойчивости;
- развитие техники исполнения упражнений в более быстром темпе.
Наряду с этим вводится более сложная координация движений за счет использования поз в экзерсисе на середине, усложнения учебных комбинаций.
Практика:
Demi-plie в 1, 2, 5 позициях.
Battement tendu – все направления:
Battement tendu jete - все направления:
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
Battement frappe носком в пол.
Releve на полупальцы в 1, 2, 5 позициях.
Grand plie в 1, 2, 5 позициях.
Battement releve lent на 450 и на 900 – все направления.
4.2. Экзерсис на середине зала
Теория:
Упражнения исполняются en face на всей стопе, с постепенным введением маленьких и больших поз.
Практика:
Основное положение корпуса epaulement croisee.
Позы (носком в пол) - croisee.
Demi-plie в 1, 2, 5 позициях.
Battement tendu – все направления:
Battement releve lent на 450 и 900 – все направления.
Releve на полупальцы в 1, 2, 5 позициях с вытянутых ног.
Pas de bourree simpl с переменой ног en dehors et en dedans en face.
1.Работа над репертуаром
Теория:
Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков.
Практика:
Разучиваются танцевальные композиции, построенные на изученных танцевальных движениях и выстраивается в законченную форму-танец.
3.Итоговое занятие
Итоговое занятие проводится по форме отчетного концерта, где учащиеся демонстрируют умения и навыки по итогам учебного года.
Календарный учебный график
2-го года обучения
№ | Дата | Форма занятия | Кол-во часов | Название темы | Форма контроля |
1. Вводное занятие(2ч) | |||||
1.1 | Беседа | 2 | Знакомство с программой, правила поведения на занятиях хореографией и инструктаж по технике безопасности | Тестирование | |
2. Эстрадный танец(48ч) | |||||
2.1 | Беседа | 2 | Истории появления и особенности исполнения эстрадного танца | Устная оценка | |
2.2 | Учебное занятие | 2 | Основы эстрадного танца: положения головы, рук, корпуса и ног | Предварительный просмотр | |
2.3 | Практическое занятие | 2 | Разучивание элементов эстрадного танца | Наблюдение | |
2.4 | Тренировка | 2 | Выполнение упражнений, развивающих координацию отдельных частей тела | Устная оценка | |
2.5 | Практическое занятие | 2 | Разучивание переходов и рисунков | Наблюдение | |
2.6 | Тренировка | 2 | Разучивание переходов и рисунков в усложнённых вариантах | Предварительный просмотр | |
2.7 | Учебное занятие | 2 | Разучивание танцевальных комбинаций в стиле хип-хоп | Наблюдение | |
2.8 | Практическое занятие | 2 | Разучивание комбинаций с переменой темпа, ритма, динамики музыкального сопровождения | Наблюдение | |
2.9 | Тренировка | 2 | Упражнения со сменой уровня движения | Устная оценка | |
2.10 | Учебное занятие | 2 | Манера исполнения разно-стилевых ролей танцевального произведения | Наблюдение. | |
2.11 | Игры | 2 | Импульс к движению, воображаемый центр в груди. Дыхательные практики | Устная оценка | |
2.12 | Практическое занятие | 2 | Изучение танцевальных комбинаций, основанных на кроссовых элементах | Наблюдение | |
2.13 | Учебное занятие | 2 | Изучение основных движений Adajio | Предварительный просмотр | |
2.14 | Практическая работа | 2 | Разучивание комбинаций, основанных на элементах Adajio | Творческий этюд | |
2.15 | Практическая работа | 2 | Разучивание комбинаций, направленных на развитие гибкости и выразительности | Устная оценка | |
2.16 | Репетиция | 2 | Работа над жестом, манерой, характером танцевальных композиций | Творческий этюд | |
2.17 | Тренировка | 2 | Стилистическая разница исполнения одного и того же элемента | Устная оценка | |
2.18 | Практическая работа | 2 | Разучивание эстрадного этюда | Наблюдение | |
2.19 | Учебное занятие | 2 | Работа над отдельными комбинациями | Предварительный просмотр | |
2.20 | Тренировка | 2 | Работа над прыжками эстрадного этюда | Наблюдение | |
2.21 | Репетиция | 2 | Работа над эмоциональным аспектом | Творческий этюд | |
2.22 | Репетиция | 2 | Работа над синхронностью исполнения эстрадного этюда | Устная оценка | |
2.23 | Репетиция | 2 | Повторение и закрепление ранее изученного материала. | Творческий этюд | |
2.24 | Репетиция | 2 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Творческий этюд | |
3. Народно-сценический танец(32ч) | |||||
3.1 | Беседа | 2 | Значимость народно-сценического танца | Устный зачет | |
3.2 | Учебное занятие | 2 | Эмоциональная окраска народно-сценических хореографических композиций | Устная оценка | |
3.3 | Практическое занятие | 2 | Разучивание основных элементов украинского танца | Наблюдение | |
3.4 | Учебное занятие | 2 | Разучивание переходов и рисунков украинского танца | Предварительный просмотр | |
3.5 | Тренировка | 2 | Разучивание основного шага украинского танца | Устная оценка | |
3.6 | Практическое занятие | 2 | Выполнение упражнений, направленных на развитие эластичности мышц и связок | Наблюдение | |
3.7 | Учебное занятие | 2 | Разучивание основных элементов украинского танца: голубец, бегунец, веревочка | Предварительный просмотр | |
3.8 | Практическое занятие | 2 | Разучивание танцевальных элементов – припадание, подскок с переступаниями | Наблюдение | |
3.9 | Практическое занятие | 2 | Разучивание элемента украинского танца «Выхилясник» | Устная оценка | |
3.10 | Учебное занятие | 2 | Разучивание рисунка танца | Наблюдение | |
3.11 | Тренировка | 2 | Разучивание элемента «Ковырялочка» | Устная оценка | |
3.12 | Тренировка | 2 | Разучивание элемента «Ковырялочка» в усложненной форме | Наблюдение | |
3.13 | Учебное занятие | 2 | Комбинирование элементов украинского танца в общую танцевальную постановку | Творческий этюд | |
3.14 | Практическое занятие | 2 | Разучивание украинского этюда | Устная оценка | |
3.15 | Практическое занятие | 2 | Работа над характером украинского этюда | Наблюдение | |
3.16 | Репетиция | 2 | Работа над украинским этюдом поставленным ранее | Творческий этюд | |
4.Основы классического танца(20ч) | |||||
4.1 | Беседа | 2 | Азбука классического танца | Устный зачет | |
4.2 | Беседа | 2 | История классического танца | Опрос | |
4.3 | Учебное занятие | 2 | Demi-plie в 1, 2, 5 позициях. Battement tendu – все направления | Наблюдение | |
4.4 | Практическое занятие | 2 | Battement tendu jete - все направления. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans | Устная оценка | |
4.5 | Тренировка | 2 | Battement frappe носком в пол. Releve на полупальцы в 1, 2, 5 позициям | Наблюдение | |
4.6 | Учебное занятие | 2 | Grand plie в 1, 2, 5 позициях. Battement releve lent на 450 и на 900 – все направления | Устная оценка | |
4.7 | Практическое занятие | 2 | Основное положение корпуса epaulement croisee Позы (носком в пол) croisee | Наблюдение | |
4.8 | Практическое занятие | 2 | Demi-plie в 1, 2, 5 позициях. Battement tendu – все направления | Устная оценка | |
4.9 | Практическое занятие | 2 | Battement releve lent на 450 и 900 - все направления Releve на полупальцы в 1, 2, 5 позициях с вытянутых но | Наблюдение | |
4.10 | Учебное занятие | 2 | Pas de bourree simpl с переменой ног en dehors et en dedans en face | Наблюдение | |
5. Работа над репертуаром(48ч) | |||||
5.1 | Беседа | Объяснение постановочного материала танца, прослушивание музыкального материала | Опрос | ||
5.2 | Учебное занятие | 2 | Разучивание танцевальной композиции | Устная оценка | |
5.3 | Тренировка | 2 | Работа над образами и эмоциями танцевальной композиции | Творческий этюд | |
5.4 | Тренировка | 2 | Работа над комбинациями | Устная оценка | |
5.5 | Учебное занятие | 2 | Отработка движений на увеличения темпа музыки | Наблюдение | |
5.6 | Практическое занятие | 2 | Работа над рисунком танца | Устная оценка | |
5.7 | Репетиция | 2 | Работа над синхронностью движений | Танцевальный батл | |
5.8 | Учебное занятие | 2 | Разучивание композиции Медленный вальс | Наблюдение | |
5.9 | Тренировка | 2 | Работа над образами и эмоциями танцевальной композиции | Устная оценка | |
5.10 | Тренировка | 2 | Работа над основным танцевальным шагом | Наблюдение | |
5.11 | Учебное занятие | 2 | Разучивания отдельных движений | Наблюдение | |
5.12 | Учебное занятие | 2 | Соединения всех движений в единую постановку | Устная оценка | |
5.13 | Тренировка | 2 | Работа над рисунком танца | Наблюдение | |
5.14 | Практическое занятие | 2 | Разучивание танцевальной композиции Рок-н-ролл | Наблюдение | |
5.15 | Тренировка | 2 | Работа над образами и эмоциями танцевальной композиции | Устная оценка | |
5.16 | Тренировка | 2 | Работа над движениями и четкостью исполнения | Тестирование | |
5.17 | Тренировка | 2 | Формирования комбинаций для постановки композиции | Устная оценка | |
5.18 | Репетиция | 2 | Отработка комбинаций по парам | Устная оценка | |
5.19 | Практическая работа | 2 | Работа над рисунком танца | Наблюдение | |
5.20 | Тренировка | 2 | Разучивание спортивно танцевального этюда | Устная оценка | |
5.21 | Репетиция | 2 | Отработка движений танцевального этюда | Наблюдение | |
5.22 | Работа на сцене | 2 | Повторение ранее изученных танцевальных композиций | Творческий этюд | |
5.23 | Работа на сцене | 2 | Повторение ранее изученной танцевальной композиции | Творческий этюд | |
5.24 | Практическая работа | 2 | Повторение ранее изученных танцевальных композиций | Танцевальный батл | |
6. Итоговое занятие(2ч) | |||||
6.1 | Практическая работа | 2 | Отчетный концерт. Подведение итогов за год | Наблюдение | |
Итого: | 144 |
Учебный план 3 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Всего часов | Теория | Практика | Форма аттестации |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - | Зачет |
2 | Эстрадный танец и элементы фитнеса | 38 | 4 | 34 | Творческие этюды |
3 | Основы джаз-модерн танца | 30 | 2 | 28 | Открытое занятие |
4 | Народно-сценический танец | 14 | 2 | 12 | Технический зачет |
5 | Основы классического танца | 16 | 4 | 12 | Технический зачет |
5.1 | Экзерсис у станка | 8 | 2 | 6 | Технический зачет |
5.2 | Экзерсис на середине зала | 8 | 2 | 6 | Технический зачет |
6 | Работа над репертуаром | 42 | 2 | 40 | Концерт |
7 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | |
ИТОГО: | 144 | 16 | 128 |
Содержание учебного плана 3-го года обучения.
1.Вводное занятие
Теория:
Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по ТБ.
2.Эстрадный танец и элементы фитнеса
Теория:
- особенности подачи и исполнения элементов эстрадного танца;
- понятие о графическом рисунке данного танца;
- характер музыкального сопровождения эстрадного танца;
- блиц-опрос учащихся о синтезе эстрадного танца и фитнеса.
Практика:
- силовые упражнения на все группы мышц;
- эпизоды кардиотренировок;
- комбинации с использованием изоляции, координации и полицентрии;
- синхронность при групповом исполнении постановок в современном стиле; -дыхательные, ритмико-гимнастические, музыкально-ритмические упражнения;
- художественное восприятие музыки, ее оценка.
3.Основы джаз-модерн танца
Теория:
- история появления и значение данного направления хореографии;
- понятие о графическом рисунке данного танца;
- особенности и отличительные черты джаз-модерн танца от других направлений хореографии;
- блиц-опрос по итогам изучения данного раздела.
Практика:
- комбинации и основные элементы джаз-модерн танца;
- переходы и рисунки в усложнённых вариантах;
- свинговые комбинации для укрепления позвоночного столба;
- кросс, развитие скорости движений;
- сочетание изоляционных центров;
- стилевая окраска танцевальных элементов.
4.Народно-сценический танец
Теория:
Выполнения движений и рисунков русского народного танца.
Практика:
-комбинации и основные элементы русского народного танца, эмоциональная окраска данного танца;
- переходы и рисунки;
- трансформация хореографии русского народного танца – стилизация;
- элементарные трюковые комбинации в стиле русского народного танца;
- блиц-опрос.
5.Основы классического танца
Теория:
На третьем году обучения закрепляется азбука классического танца. Основными задачами являются закрепления пройденного материала.
Практика:
Выработка навыков правильности и чистоты исполнения, закрепления устойчивости, развитие координации, выразительности поз, дальнейшее воспитание силы и выносливости.
5.1.Экзерсис у станка
Теория:
Повторения классических упражнений.
Практика:
Demi-plie, grand plie в I, II, IV, V позициях.
Battements tendu
Battements tendu jetes
5.2.Экзерсис на середине зала.
Теория:
Повторения классических упражнений.
Практика:
Rond de jambe par terre
Аdagio на середине зала.
II и IV arabesques носком в пол. (На середине зала)
6.Работа над репертуаром
Теория:
Объяснение постановочного материала танца.
Практика:
Работа над постановками хореографических композиций.
7.Итоговое занятие
Итоговое занятие проводится по форме отчетного концерта, где учащиеся демонстрируют умения и навыки, приобретенные за учебный год.
Календарный учебный график
3-го года обучения
№ | Дата | Форма занятия | Кол-во часов | Название темы | Форма контроля |
1.Вводное занятие(2ч) | |||||
1.1 | Беседа | 2 | Знакомство с программой Инструктаж по ТБ | Опрос | |
2. Эстрадный танец и элементы фитнеса(38ч) | |||||
2.2 | Беседа | 2 | Беседа об отличительных особенностях эстрадного танца от других направлений | Устный зачет | |
2.3 | Беседа | 2 | Характер и особенности музыкального сопровождения эстрадного танца | Опрос | |
2.4 | Тренировка | 2 | Выполнение упражнений кардио тренировок для развития выносливости | Устная оценка | |
2.5 | Учебное занятие | 2 | Выполнение упражнений силовых тренировок | Наблюдение | |
2.6 | Практическое занятие | 2 | Разучивание связок, включающих элементы кардио и силовых тренировок | Устная оценка | |
2.7 | Учебное занятие | 2 | Синтез дыхания, тренинг | Тестирование | |
2.8 | Учебное занятие | 2 | Разучивание усложненных элементов на устойчивость и включение их в комбинацию | Наблюдение | |
2.9 | Практическое занятие | 2 | Изучения элементов акробатики | Устная оценка | |
2.10 | Тренировка | 2 | Разучивание комбинаций, основанных на подскоках с координированными движениями рук | Наблюдение | |
2.11 | Тренировка | 2 | Развитие умения двигаться синхронно с соблюдением дистанции | Тестирование | |
2.12 | Практическое занятие | 2 | Выполнение коллективно-порядковых упражнений, перестроений | Устная оценка | |
2.13 | Учебное занятие | 2 | Изучение особенностей перестроения, согласно стилям эстрадного танца | Наблюдение | |
2.14 | Тренировка | 2 | Изучения комбинаций под разный стиль музыки | Тестирование | |
2.15 | Практическое занятие | 2 | Отработка образно-игровых навыков | Наблюдение | |
2.16 | Практическое занятие | 2 | Разучивание комбинаций с использованием изоляции частей тела | Наблюдение | |
2.17 | Учебное занятие | 2 | Разучивание и отработка музыкально-пластического этюда | Предварительный просмотр | |
2.18 | Практическое занятие | 2 | Выполнение усложненных упражнений на координацию движений рук, головы, корпуса и ног | Наблюдение | |
2.19 | Тренировка | 2 | Выполнение упражнений глубокого стретчинга | Устная оценка | |
3. Основы джаз-модерн танца(30ч) | |||||
3.1 | Беседа | 2 | Беседа об истории появления и отличительных особенностях джаз-модерн танца от других направлений | Опрос | |
3.2 | Учебное занятие | 2 | Изучение и отработка поворотов и вращений в стиле джаз-модерн | Устная оценка | |
3.3 | Практическое занятие | 2 | Разучивание комбинаций с поворотами и вращениями в стиле джаз-модерн | Наблюдение | |
3.4 | Тренировка | 2 | Постановка этюда, основанного на поворотах и вращениях | Предварительный просмотр | |
3.5 | Практическое занятие | 2 | Разучивание комбинаций с использованием параллельных позиций | Наблюдение | |
3.6 | Тренировка | 2 | Выполнение переходов и перестроений в усложненных вариантах | Устная оценка | |
3.7 | Учебное занятие | 2 | Работа над элементами от простого к сложному | Наблюдение | |
3.8 | Практическое занятие | 2 | Самостоятельное составление элементарных комбинаций в стиле джаз-модерн | Предварительный просмотр | |
3.9 | Практическое занятие | 2 | Разучивание кроссовых комбинаций с использованием гранд батмана | Наблюдение | |
3.10 | Учебное занятие | 2 | Разучивание кроссовых комбинаций с использованием поворотов | Предварительный просмотр | |
3.11 | Практическое занятие | 2 | Разучивание элементарных трюковых составляющих джаз-модерн танца | Устная оценка | |
3.12 | Тренировка | 2 | Разучивание усложненных свинговых элементов и включение их в комбинацию | Наблюдение | |
3.13 | Тренировка | 2 | Разучивание комбинаций с элементами бега и прыжков | Устная оценка | |
3.14 | Учебное занятие | 2 | Разучивание комбинаций в партере. | Предварительный просмотр | |
3.15 | Практическое занятие | 2 | Разучивание и отработка этюда в стиле джаз-модерн | Наблюдение | |
4. Народно-сценический танец(14ч) | |||||
4.1 | Беседа | 2 | Рисунок русского народного танца | Опрос | |
4.2 | Практическое занятие | 2 | Разучивание основных элементов русского народного танца | Наблюдение | |
4.3 | Учебное занятие | 2 | Разучивание комбинаций с учетом характера исполнения русского народного танца | Устная оценка | |
4.4 | Тренировка | 2 | Выполнение переходов, перестроений рисунков, свойственных русскому народному танцу | Наблюдение | |
4.5 | Тренировка | 2 | Разбор и выполнение элементов трюковых комбинаций русского народного танца | Устная оценка | |
4.6 | Практическое занятие | 2 | Выполнение комбинаций в стиле русского танца и стилизация этих комбинаций | Наблюдение | |
4.7 | Учебное занятие | 2 | Работа над комбинациями в народно стилизованном характере | Предварительный просмотр | |
5.Основы классического танца(16ч) | |||||
5.1 | Беседа | 2 | Закрепления азбуки классического танца | Устный зачет | |
5.2 | Беседа | 2 | Повторения классических упражнений | Тестирование | |
5.3 | Учебное занятие | 2 | Demi plie, grand plie в I, II, IV, V позициях | Наблюдение | |
5.4 | Тренировка | 2 | Battements tendu | Устная оценка | |
5.5 | Тренировка | 2 | Battements tendu jetes | Наблюдение | |
5.6 | Практическое занятие | 2 | Rond de jambe par terre | Наблюдение | |
5.7 | Учебное занятие | 2 | Аdagio на середине зала | Устная оценка | |
5.8 | Практическое занятие | 2 | II и IV arabesques носком в пол. (На середине зала) | Наблюдение | |
6.Работа над репертуаром(42ч) | |||||
6.1 | Беседа | 2 | Объяснение постановочного материала | Опрос | |
6.2 | Учебное занятие | 2 | Индивидуальная постановка танца | Устная оценка | |
6.3 | Тренировка | 2 | Работа над образом и эмоциями танцевальной композиции | Наблюдение | |
6.4 | Учебное занятие | 2 | Работа над отдельными элементами | Наблюдение | |
6.5 | Практическое занятие | 2 | Формирование движений в комбинации | Наблюдение | |
6.6 | Тренировка | 2 | Разучивание рисунка танца | Устная оценка | |
6.7 | Репетиция | 2 | Работа над синхронностью движений | Предварительный просмотр | |
6.8 | Практическое занятие | 2 | Разучивание танцевальной композиции | Наблюдение | |
6.9 | Учебное занятие | 2 | Строение, перестроения рисунков танца | Устная оценка | |
6.10 | Тренировка | 2 | Работа над танцевальными комбинациями | Наблюдение | |
6.11 | Тренировка | 2 | Работа над координаций движений | Предварительный просмотр | |
6.12 | Репетиция | 2 | Сводные процессы в танцевальную композицию | Предварительный просмотр | |
6.13 | Практическое занятие | 2 | Разучивания этюда | Наблюдение | |
6.14 | Тренировка | 2 | Работа над отдельными движениями | Устная оценка | |
6.15 | Репетиция | 2 | Работа над пластикой и характером этюда | Творческий этюд | |
6.16 | Тренировка | 2 | Формирования всех элементов в единую постановку | Устная оценка | |
6.17 | Репетиция | 2 | Отработка ранее изученных танцевальных композиции | Предварительный просмотр | |
6.18 | Репетиция | 2 | Отработка ранее изученных композиции | Наблюдение | |
6.19 | Репетиция | 2 | Отработка ранее изученных композиции | Предварительный просмотр | |
6.20 | Репетиция | 2 | Отработка ранее изученных танцевальных композиций | Устная оценка | |
6.21 | Репетиция | 2 | Отработка ранее изученной танцевальных композиции | Устная оценка | |
7. Итоговое занятие | |||||
7.1 | Практическое занятие | 2 | Отчетный концерт. | Концерт. | |
Итого: 144 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для того чтобы облегчить учащимся усвоение тем образовательной программы, занятие делится на три части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть – включает построение воспитанников на середине зала и настрой на занятие (взаимные приветствия детей и педагога), маршировку, бег и вспомогательные корригирующие упражнения на полу для подготовки мышц, суставов и связок к нагрузке.
Основная часть – постановка корпуса, ног, рук и головы для формирования балетной осанки, выработка выворотности ног в упражнениях у станка и на середине зала, развитие гибкости, отработка шага, прыжка, развитие силы и выносливости.
Заключительная часть – включает, в основном, движения для развития танцевально-ритмической координации и выразительности. Они также направлены на то, чтобы снять нервное и физическое напряжение, поднять эмоциональный тонус у детей. В этой части разучиваются и повторяются музыкальные этюды, композиции.
Ведущими методами обучения детей хореографическому искусству являются:
- демонстрация формируемых навыков (практический показ);
- наглядная объяснение методики исполнения движения;
- демонстрация иллюстраций (наглядные пособия, видеоматериал).
Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:
- качественный показ;
- словесное (образное) объяснение;
- сравнение;
- контраст;
- повторение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алекс Мур Техника латиноамериканских танцев, 2013 г.
- Бекина С.И. Музыка и движение, Москва 2006 г.
- Ваганова А.Я. Основы классического танца, С-Петербург 2005 г.
- Васильева Т.К. Секрет танца, С-Петербург 2007 г.
- Диниц Е.В. Азбука танцев. Донецк 2009 г.
- Нормативный документ. Закон Российской Федерации об образовании.
- Пасютинская В. Волшебный мир танца. Москва 2005 г.
- Сборник приказов и документов министерства образования и науки Вестник Образования России, Подольск, 2017 г.
- Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца. С-Петербург 2006 г.
Приложение 1
Диагностика учебных достижений ребенка
по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностики |
I.Теоретическая подготовка ребенка: 1.1.Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы 1.2. Владение специальной терминологией | 1.Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям 2.Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | 1.Минимальный уровень (ребёнок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой) 2.Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2) 3.Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) • Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает, употребляет специальные термины) •Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой) •Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) | 1 5 10 1 5 10 | Наблюдение Тестирование Контрольный опрос и др. Собеседование |
II.Практическая подготовка ребенка: 2.1.Классический танец 2.2.Народный танец III.Обще учебные умения и навыки ребенка 3.1. Умение слышать и слушать педагога 3.2. Умение выступать перед аудиторией, на сцене 3.3.Соблюдения навыков в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | 1. Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков) 2.Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2) 3.Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) 1.Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); 2.Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); 3.Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1 5 10 1 5 10 | Контрольное задание Контрольное задание |
Инструкция по заполнению
Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это, по сути, те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Содержание показателей могут составить те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу. Как справедливо отмечает З.А. Каргина, ожидаемые результаты как раз «и могут стать для нас неким «стандартом» в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения по итогам учебного года».
Причем эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана (развернутый вариант), либо по итогам каждого учебного года (обобщенный вариант). Ввести эти показатели в таблицу - задача педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.
Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп.
1-я группа показателей - теоретическая подготовка ребенка. Она включает:
- теоретические знания по программе (то, что обычно определяется выражением «дети должны знать»);
- владение специальной терминологией по тематике программы (т.е. набор основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета).
2-я группа показателей - практическая подготовка ребенка. Она включает:
- практические умения и навыки, предусмотренные программой (то, что обычно определяется выражением «дети должны уметь»);
- владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса;
- творческие навыки ребенка (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте).
3-я группа показателей – общеучебные умения и навыки ребенка.
Выделение этой группы показателей продиктовано тем, что без их приобретения невозможно успешное освоение любой программы. Здесь представлены:
- учебно-интеллектуальные умения;
- учебно-коммуникативные умения;
-учебно-организационные умения и навыки.
Графа «Критерии» (критерий = мерило) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка тем требованиям, которые заданы программой.
Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоения ребенком программного материала и общеучебных умений и навыков - от минимального до максимального. При этом в таблице дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.
Для удобства выделенные уровни можно обозначать соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов», которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества (например: минимальному уровню может соответствовать 1 балл, среднему - 5 баллов, максимальному- 10 баллов). Процесс «восхождения» от одного уровня к другому можно отразить, добавляя за конкретные достижения в освоении программы определенное количество баллов. К примеру, чтобы «продвинуться» от среднего уровня к максимальному и получить заветные 10 баллов, ребенку необходимо пройти несколько промежуточных ступенек, каждая из которых также может быть обозначена в баллах от 6 до 9 (вполне понятно, что в таблице эти ступеньки не выделены, поскольку их может определить только сам педагог).
При определении уровня освоения ребенком программы можно пользоваться и другими шкалами (единственная рекомендация - не использовать в дополнительном образовании традиционную 5-балльную систему, принятую в общеобразовательной школе). Например, можно присваивать детям «творческие звания»: инструктор, умелец, мастер и т.д., либо по итогам обучения вручать специальные знаки, свидетельства, медали.
В графе «Методы диагностики» напротив каждого из оцениваемых показателей целесообразно записать тот способ, с помощью которого педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В числе таких методов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др.). Заметим, что данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
№ п/п | Ф. И. О. обучающегося | I. Теоретическая подготовка ребенка | II. Практическая подготовка ребенка | III. Обще учебные умения и навыки ребенка | |||||
1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана) | 1.2. Владение специальной терминологией | 2.1. Классический танец | 2.2. Народный танец | 2.3. Современный танец | 3.1. Умение слушать и слышать педагога | 3.2. Умение выступать перед аудиторией, на сцене | 3.3. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО.1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАУП.1.2 РИСУНОК Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпр...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Предметная область: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГИМНАСТИКА»
Учебная программа, основывающаяся на типовой программе по предмету «Гимнастика» определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, кото...
Программа учебного предмета "Фортепиано"обязательной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое академическое пение".
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы». Программ...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"
Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...
Дополнительная общеразвивающая программа "Современная хореография"
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности разработана с учетом:Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российск...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА НАПРАВЛЕННОСТЬ: Социально-педагогическая «Разговор о правильном питании» стартовый уровень (дополнительное образование)
Отличие программы дополнительного образования «Разговор о правильном питании» заключается в модульном подходе к структурированию содержания программы. Модульный подход позволяет...