Выбор подкреплений в работе с учащимися с РАС
статья
Ключевые слова: учащиеся (дети с РАС), подкрепление, поощрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._vybor_podkrepleniy_v_rabote_s_uchashchimisya_s_ras_statya.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
С.Ю. Сорокина, тьютор
Санкт-Петербург
Выбор подкреплений в работе с учащимися с РАС.
Ключевые слова: учащиеся (дети с РАС), подкрепление, поощрение.
Из-за искаженного восприятия мира ребенок с РАС не имеет мотивации ко многим видам деятельности. Данные нарушения проявляются в коммуникативных и речевых отклонениях, узости интересов, стереотипизации деятельности и т.д.
Поощрение детей с РАС служит стимулирующим подкреплением их деятельности, которое необходимо для развития нужных навыков и работе с нежелательным поведением.
Награда или «подкрепление» — это инструмент, с помощью которого мы признаем и сохраняем правильное поведение ученика. «Подкрепители», то есть то, что мы предоставляем в качестве награды, могут быть самыми разными, в зависимости от предпочтений и нужд самого ученика.
Первый этап коррекции подразумевает использование первичных простейших подкреплений:
- любимая еда;
- игра любимой игрушкой;
- прослушивание любимой песни и т.д.
Второй этап предполагает награждение предметами, отражающими достижения:
- стикер или значок с изображением или указанием достижения;
- одна из фишек, которые нужно собрать в определенном количестве для обмена на приз и т.д.
На третьем этапе предполагается обретение статуса за правильные действия:
- передача ребенку полномочий, в которых он обычно ограничен (привилегированные действия);
- назначение его главным по решению какого-то вопроса (за ним последнее слово) и т.д.
На четвертом этапе мы можем перейти к утрированной форме социального одобрения в виде устной похвалы.
На пятом этапе мы можем формировать принятие самостоятельных решений:
- об изменениях в окружающей обстановке;
- о порядке изучения какого-то материала и т.д.
На последнем этапе мы приходим к самостоятельному преодолению возникающих задач и способности оценивать свою деятельность:
- оценка своих действий с позитивной и негативной точки зрения;
- постановка целей;
- самостоятельное установление порядка действий и т.д.
Важно понимать, что подкрепляющие стимулы подбираются к каждому ребенку индивидуально.
Некоторые правила работы с поощрениями:
- Подкрепление в виде стимула из списка должно следовать незамедлительно после правильного действия ребенка. У него должна выработаться ассоциация. Это повышает шанс повторения необходимого действия в следующий раз.
- Использовать стимулы можно несколько раз в день. Необходимо аккуратно пользоваться пищевыми наградами во избежание перенасыщения. Это важно не только на физиологическом, но и на эмоциональном, психологическом уровне.
- Для мотивации не нужно начинать с самого эффективного поощрения. Необходимо постепенно уходить от простейших поощрений к более сложным. Не стоит расстраиваться из-за того, что в какой-то момент придется прибегнуть к вознаграждениям из прошлого этапа. Такой регресс возможен при введении нового вида деятельности, физической или эмоциональной усталости ребенка и т.д.
Что бы осуществлять переход от одного этапа к другому, следует использовать стимулы из текущего этапа с постепенным добавлением к ним стимулов из следующего. Так подготавливается почва для положительной оценки награды из следующего этапа. Переход происходит плавно. Постепенно уменьшается значимость наград более низкого уровня. Уменьшается их предоставление и увеличивается количество и качество вознаграждений того уровня, на который в итоге переходит ребенок.
В целом методика поощрений должна пройти путь от предоставления материальных объектов до естественной мотивации, выраженной социальным одобрением, а в конце до самостимуляции, оценки своих действий и способности принимать решения.
Возможный план подбора подкрепления:
- Спросите ребенка, чего бы ему/ей хотелось. Если ребенок может говорить, то просто спросите, что ему/ей нравится. Если ребенок не умеет говорить, покажете ему/ей картинки ( предметы) и предложите выбрать.
- Узнайте у других предпочтения ребенка: спросите родителей, опекунов, учителей, с чем ребенок предпочитает играть или какую еду он любит. Попросите их проранжировать предпочтения ребенка от самых любимых до самых нелюбимых.
- Наблюдайте: Наблюдая за игрушками или видами игровой деятельности, к которым тяготеет ребенок, можно составить представление о том, что будет для него/нее подкреплением.
- Проведите оценку предпочтений: если больше ничего не получается, вы можете провести мульти-стимульную оценку предпочтений, для чего вам нужно будет расположить перед ребенком различные виды подкреплений и дать ему/ей, выбирая по одному предмету, расположить их по привлекательности — от самых привлекательных до наименее интересных.
Список использованной литературы
- Англо-русский глоссарий терминов прикладного анализа поведения из книги: «Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард. Прикладной анализ поведения. Пер. с англ. — М.: Практика, 2016.
- Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.
- Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психология и выбор профессии"- рабочие материалы для учащихся
Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определ...
"Психология и выбор профессии"- рабочие материалы для учащихся
Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определ...
ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов
ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся...
Рабочая программа курса по выбору «Информатика и ИКТ» ( индивидуальная работа с учащимися) 10 класс.
Рабочая программа курса по выбору « Информатика и ИКТ» соответствует программе базового курса « Информатика и ИКТ» среднего (полного) общего образования и предусматривает изучение тем образовательного...
ПРОГРАММА КУРСА профориентационной работы с учащимися 9 класса "мой выбор"
Данная программа составлена на основе программы "Мой выбор" "Студенческого научного сообщества" школьных психологов. Внесены изменения в аудиторную нагрузку. В соответствии с «концепцией модерниз...
Выбор темы исследовательской работы учащихся по математике.
В статье рассматриваются сущность метода проектов, виды проектов, критерии оценивания работы учеников, рекомендации по выбору темы работы....
Программа по информационной, профориентационной работе с учащимися в рамках предпрофильной подготовки «Мой профессиональный выбор»
Программа элективного курса предназначена для организации учебного процесса с учащимися 8-10 классов в рамках предпрофильной подготовки учащихся.Проведение элективного курса предполагает п...