Методическая работа "Экскурсии по предмету биология как дополнительный источник знаний по предмету"
методическая разработка
Анализ работы в учреждении о роли экскурсий в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._tema_2014g.docx | 45.67 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ СПЕЦ. ПУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА
Работа выполнена учителем биологии
Веселовой Т.П.
Санкт-Петербург
2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение. История создания экскурсионного дела в педагогике.
- Что такое экскурсия?
- Экскурсия как форма действия.
- Сущность экскурсии.
- Признаки экскурсии.
- Функции экскурсии.
- Виды экскурсий.
- Методика проведений экскурсий.
- Обзор музеев, посещенных нашими воспитанниками.
- Заключение.
I. В педагогике издавна уделялось большое внимание наблюдениям учащихся в окружающей природе.
Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных на русский язык произведений известного чешского педагога Я.А. Коменского, который придавал большое значение наглядности в системе обучения и воспитания.
Довольно подробно разработал Коменский принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. Он считал, что познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств.
Рассмотрим вклад следующего ученого-методиста в теорию экскурсионного дела - академика Василия Федоровича Зуева (1754-1794), который создал учебник «Начертание естественной истории». Этот учебник и является лучшим документом, позволяющим судить о содержании и методике преподавания школьного естествознания на заре становления последнего. В.Ф. Зуев не оставил без внимания и методику преподавания естественной истории. В предисловии к своему учебнику он дает краткие наставления учителю, как преподавать естественную историю. Здесь рекомендуется добиваться понимания учебного материала, изучать предметы природы не со слов, а по натуре или по крайней мере по ее изображению.
В 60-х гг. организуется Петербургское педагогическое общество, в работе которого участвуют виднейшие педагоги того времени: К.Д. Ушинский, К.К. Сент-Илер, Д.Д. Семенов и др. На одном из собраний отделения естественных наук Г. Гофман изложил программу преподавания естествознания в школе. Он предложил «знакомить учеников с естественными телами путем наглядного обучения», начиная с 6 лет.
Многие педагоги, высоко оценивающие образовательное и воспитательное значение изучения природы, не только включали в учебную деятельность экскурсии, но и сделали очень многое для развития методики их проведения. Одним из них был Константин Дмитриевич Ушинский. Разрабатывая методику первоначального обучения родному языку, он высказал и практически реализовал ряд ценных положений в методике преподавания естествознания и географии для начальной школы.
Прежде всего Ушинский ставил науки о природе на первое место в плане образовательного и воспитательного воздействия на ребенка, т.к. естественные науки «начинают занимать детский ум прежде всего… Трудно найти какой-нибудь другой предмет преподавания, более естественных наук способный развивать умственные способности и укреплять их силу в ребенке». И далее: «Естественные науки больше всего содействуют логическому развитию,… дают многостороннее развитие всем духовным способностям». Прежде всего для преподавания естествознания очень важно положение о том, что необходимым является «такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятым ребенком». Отсюда вытекает, что при формировании знаний большое значение имеет наглядность. Обоснованию принципа наглядности посвящены многие paботы Ушинского. «Главное достоинство ее (наглядности) состоит именно в том, что она совершенно незаметно вводит детей в науку через окружающие их и уже знакомые образы действительности».
Другим видным педагогом XIX века был Александр Яковлевич Герд (1841-1888). Его взгляды представляют для нас особый интерес, т.к. он по праву считается основоположником русской методики начального естествознания. А.Я. Герд внес также огромный вклад в разработку содержания этого предмета.
Он считал, что велика роль естествознания в развитии наблюдательности ребенка. От этого качества во многом зависит степень развития логического мышления. «Соображать и умозаключать, не научившись наблюдать, нельзя», «…почти единственным орудием умственного и нравственного развития служит нам внешние чувства. Человек с тонкими внешними чувствами имеет громадные преимущества в сравнении с человеком с чувствами неизощренными. Он несравненно проницательнее и находчивее, глубже вникает во все, а потому и работает основательнее; из всего извлекает большую пользу; находит интерес и принимает живое участие там, где другой остается совершенно равнодушным». Поэтому Герд считает, что в программе по естествознанию «цель - развитие у учащихся способности различать, описывать и сравнивать тела, должна быть возведена в более широкую цель - научить разумно наблюдать, самостоятельно обращаться к природе за разрешением доступных задач». А. Герд выступал против такой методики, при которой учащиеся получают готовые знания из учебника или со слов учителя. Необходимо, чтобы ученик сам участвовал в добывании знаний. Как видим, Герд вплотную подошел к вопросу об «исследовательском методе», проблемы которого будут решаться уже в XX веке.
В начале XX века известные педагоги и методисты Д.Н. Кайгородов, В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Б.Е. Райков стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися.
Наиболее значительным событием в развитии методики экскурсионного дела в этот период явился выход в 1910 г. книги Б.Е. Райкова «Школьные экскурсии, их значение и организация». В работе впервые были четко сформулированы основные принципы методики проведения школьных экскурсий преимущественно по естественнонаучной тематике, а также по другим предметным экскурсиям с учетом программных требований школы того времени.
II. Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
Экскурсия (от лат. excursio - поездка) является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, т.е. «природа изучается в природе».
«Экскурсия - особая форма учебной и внеурочной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)».
III. Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
IV. Сами по себе суждения о сущности экскурсии крайне «молоды».
Впервые понятие «сущность экскурсии» было рассмотрено автором этого учебника в 1976 г. Затем в нескольких изданиях, подготовленных тем же автором, содержание понятия дополнялось и более полное толкование получило в учебном пособии «Основы экскурсоведения» (1985 г.).
На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.
Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому объекту и вызывать переживания в области чувств.
В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.
Развитие навыков – еще одна грань понятия «сущность экскурсии».
V. Общими признаками для всех экскурсий являются:
1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
К специфическим признакам экскурсии относятся:
а) быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве (вид активно-моторной проработки знаний);
б) экскурсионность объекта;
в) способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;
г) способ предметного изучения;
д) эмоциональность.
VI. Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта («острота и точность взора»); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.
Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций: с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями; экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой; экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве; экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.
VII. В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов. К первому виду относятся производственные экскурсии. Это экскурсии учащихся по физике, химии, экономической географии, посещение учащихся промышленных предприятий (заводы и фабрики), в колхозы, совхозы, новостройки и т. д. производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся. Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии. Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк. К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов. Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края. Пятый вид - комплексные экскурсии, которые охватывают сразу несколько предметов.
Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащимися, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.
В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии:
вводные, или предварительные, когда они предшествуют изучению материала на уроках и имеют целью проведение наблюдений или сбор материала, необходимого для использования на уроках;
текущие, или сопровождающие, которые проводятся параллельно с изучением на уроках разделов программы с целью конкретизации отдельных вопросов и более основательного их рассмотрения;
итоговые, или заключительные, завершающие учебную работу на уроках по отдельной теме или разделу программы.
VIII. При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий. В общем плане эта методика включает в себя: а) подготовку экскурсии, б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий, в) обработка материалов экскурсии и подведение её итогов.
Успех экскурсии определяется ее подготовкой: учитель должен предварительно ознакомиться с объектом, составить план её проведения, определить познавательные задания для учащихся в ходе экскурсии, определение маршрута и порядка движения, проведение инструктажа по технике безопасности.
Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: учитель или сопровождающий от предприятия. Если учитель хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Если объяснения даёт сопровождающий, то учитель следует заранее дать экскурсоводу необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии.
В ходе экскурсии следует делать остановки для объяснения, зарисовок, сбора материалов.
Длительность экскурсии не может превышать 1 часа, т.к. большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть всеобъемлющей.
По завершении экскурсии следует обработать собранные материалы и наблюдения, подговорить коллекции, альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты. Подведение итогов, возможно, проводить в форме беседы с оценкой полученных знаний и выполняемых работ.
IX. Каждый год я тщательно продумываю экскурсии в музеи, основываясь на опыт прошлых лет работы. Это зоологический музей, Кунсткамера, музей Арктики и Антарктики, океанариум, Ботанический сад, музей гигиены.
Зоологический музей в Санкт-Петербурге основан в 1832 г., открыт в 1838 г. В его основу легли зоологические коллекции Кунсткамеры. С 1896 г. находится в здании бывшего южного пакгауза, где в 1901 г. открыт выставочный отдел. В 1930 - 1931 гг. на базе музея организован Зоологический институт.
Представленные в экспозиции, постоянно пополняющиеся коллекции расположены в соответствии с зоологической системой. Здесь показаны все группы животного мира Земли - беспозвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Особенно богаты коллекции птиц и млекопитающих.
Всего в музейных залах демонcтрируется около 40 000 экспонатов. Здесь можно увидеть жителей основных биографических зон Евразии и природных зон Мирового океана от тропических до приполярных областей.
Среди особенно интересных экспонатов можно отметить:
- - чучело гигантской анаконды, купленное у голландского натуралиста А. Себы в 1716 году Петром I;
- - один из крупнейших в музеях мира скелетов синего кита (длина скелета - 27 м.);
- - гигантское "Морское перо" (длина 2,6 м.), добытое с дрейфующей станции "Северный полюс - 6";
- - скелет Стеллеровой коровы - морского млекопитающего, уничтоженного в сравнительно недавнее время;
- - из Кунсткамеры в музей передана коллекция животных-уродцев.
На весь мир прославлена коллекция мамонтов и мамонтовой фауны, принадлежащая Зоологическому музею. В нее входят чучело Березовского мамонта, найденного на реке Березовке, притоке Колымы, мумии детенышей мамонта - самец Дима и самочка Маша. Мамонт Адамса - самый старый и до сих пор самый крупный скелет мамонта. Также выставлены прекрасно сохранившиеся в вечной мерзлоте голова и конечности шерстистого носорога, части тела и скелеты других животных, живших одновременно с мамонтами, - дикой лошади, древнего бизона, пещерных медведей и др.
В оформлении экспозиции широко использованы диорамы, у которых животные показаны в естественных для них условиях обитания. Эти экспозиционные комплексы являются образцами своеобразного искусства скульптурной таксидермии и живописи.
Расположенное на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук.
Этот музей, основанный по указу Петра I, открыл свои двери для посетителей в 1714 г. Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека. В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света. Одновременно Музей всегда был и продолжает оставаться одним из крупнейших исследовательских центров по изучению культурного наследия человека, продолжая традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII–XX вв. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий.
В анатомическом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.
Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома за 30 000 гульденов.
Цвет Земли, как уверяют космонавты, - голубой. Иначе и быть не может: две трети ее поверхности покрыто водой. Половина всех позвоночных животных на Земле – обитатели воды. Во имя высшей справедливости, можно выступить с предложением о переименовании планеты Земля в планету Вода, ибо основными хозяевами ее могут считаться жители рек, озер, морей и океанов.
Тайны подводного мира влекут к себе людей. Поэтому каждый год в разных странах появляются новые океанариумы (аквариумы), где за толстыми стеклами можно увидеть настоящие чудеса.
Что такое Океанариум? Прежде всего, это «подводный музей» с живыми экспонатами – обитателями водной среды. Одни из нас всю жизнь мечтают попасть на море, другие, для кого морские путешествия – обычное дело, даже совершая подводную экскурсию вряд ли увидят рядом с собой акулу-няньку, успеют спрятаться от крылатки-зебры или встретятся с хищной муреной, или… Именно в Океанариуме сбываются мечты любого путешественника.
Океанариум Санкт-Петербурга - это уникальная для России развлекательная составляющая и своеобразная жемчужина всего Комплекса «Планета Нептун». Идея создания океанариума принадлежит руководству ЗАО «Рубин», а реализована она финским архитектором Хану Лайтила.
Первые посетители смогли увидеть частичку Океана в Северной столице 27 апреля 2006 года. Каждое посещение приносит что-то новое, ведь наша экспозиция постоянно меняется. И дальше планируется не отступать от этого правила – все время мы будем удивлять чем-нибудь необычным, интересным из представителей водного мира, то, что сможет заинтересовать и поразить наших посетителей.
В Океанариуме каждый посетитель может не только погрузиться в атмосферу волшебного окружения подводного мира, но и стать свидетелем ежедневных эксклюзивных шоу с водными обитателями – «Шоу с акулами» и «Шоу с тюленями».
В центральной части города располагается красивое голубое здание. Коренным жителям этот дом известен как Шуваловский дворец. Но это не все. Вот в этом историческом месте в 1918 году обосновался Музей гигиены.
Русские ученые-медики принимали участие в различных международных выставках. У них существовала своя гигиеническая коллекция экспонатов, которая была положительно оценена зарубежными коллегами. Назрела необходимость создать собственный музей, где каждый посетитель смог бы познакомиться с достижениями в области медицины. Различные экспонаты, материалы смогли бы рассказать об анатомии и физиологии человека, поведать о серьезных заболеваниях и их профилактике, о личной гигиене и правильном питании.
Медицинские светила того времени, окрыленные поддержкой Комиссариата здравоохранения, разворачивают бурную деятельность. Народ в те годы остро нуждался в санитарном просвещении и пропаганде здорового образа жизни. На начальном этапе основой коллекции стали экспонаты с гигиенических выставок, проводимых ранее. Со временем появлялись свежие образцы. Медицина неуклонно развивалась. Новые и новые экспонаты, материалы, макеты свидетельствовали об этом. С развитием технического прогресса в залах появились электрифицированные макеты и схемы.
Сегодня Музей гигиены Санкт-Петербурга – это центр просветительской деятельности в области медицины и гигиены.
Каждая экспозиция создана с определенной целью. Если в одном месте задача экспонатов - донести информацию о вреде курения, алкоголя и наркотиков, то в другом – профилактика венерических заболеваний. Отведено место и для экспозиций о здоровом питании, о репродуктивном здоровье, о профилактике ВИЧ и СПИДа.
Для посетителей музея проводятся интересные и познавательные экскурсии на различные темы. Зачастую они сопровождаются просмотром видеофильмов.
Музей Арктики и Антарктики Российский государственный музей Арктики и Антарктики — музей в Санкт-Петербурге. Основан в помещении закрытого большевиками 31 мая 1931 года Никольского единоверческого собора как специальный отдел Всесоюзного арктического института. После реконструкции, в 1937 году, музей Арктики и Антарктики открывается для посетителей. С 1998 года директор музея Боярский В.И. В настоящее время его экспозиция состоит из трёх разделов: «Природа Арктики», «История исследования и освоения Северного морского пути», «Антарктика».
Первый раздел современной экспозиции музея полностью посвящен природе Арктики. Стены зала украшают картины известных русских художников, изображающих красоту полярного пояса и мужественность исследователей.
Приковывает к себе внимания макет «Арктика» - часть глобуса с рельефным изображением северного полушария. При его создании использовались карты академика Шокальского. Ряд диорам дают полное представление об арктической природе, фауне и флоре региона. Особенно замечательны: «Лежбище моржей», «Тундра летом», «Тундра зимой», «Птичий базар».
Отдел «Антарктика» также весьма интересен. По нему можно подробно изучить природу, историю открытия Антарктиды, а также деятельность отечественных и зарубежных экспедиций, их быт в полярных условиях, исторический контекст исследований Антарктиды.
Один из самых северных, Ботанический сад Санкт-Петербурга является не только центром ботанической науки в России, но и самым старейшим в нашей стране.
Корни этого сада уходят во времена Петра Первого. В 1714 году был открыт «Аптекарский город», где выращивали редкие лекарственные травы и заморские растения. В 1823 на месте нынешнего сада был открыт Императорский Ботанический сад, планировка которого сохранилась до сегодняшних времен. Ботанический сад состоит из парка и оранжерей, площадь которых составляет примерно около гектара. Здесь на протяжении одного километра радуют глаз самые разнообразные коллекции цветов и растений, как местного происхождения, так и из экзотических стран, пальмовые и водные оранжереи, и, конечно же, парк-дендрарий.
В этом учебном году мы впервые посетили музей бабочек «Тропический рай». Это необычный музей, в котором экспонаты никогда не находятся на своих местах… Они в постоянном движении, делают, что хотят, часто садятся на посетителей, а посетители в восторге от этого.
Вы попадаете в музей и оказываетесь в настоящем тропическом раю. Здесь поддерживается тропический климат: температура + 28 градусов, а влажность - 70%. И обитатели музея – живые огромные тропические бабочки. В природе эти тропические красавицы никогда бы не встретились, ведь живут бабочки на разных континентах: в Африке, Америке, Австралии и Азии. Коллекции обновляются еженедельно, и посетив музей через неделю, вы можете застать другие виды удивительно красивых порхающих созданий!
В музее исполняются все детские мечты, ведь здесь можно покормить бабочек.
А еще есть «Родильный Дом» - настоящий роддом для бабочек. Инсектарий, в котором «живут» куколки еще не родившихся бабочек и каждое утро ровно в 11.30, а также вечером в 18.30 роддом для бабочек открывается, и вы можете увидеть то, что в природе можно наблюдать крайне редко: чудо вылупления бабочки из куколки, а также увидите «первые шаги» новорожденных бабочек – понаблюдаете за первым полетом…
В музее можно отдохнуть душой и телом – расслабиться и получить заряд жизненных сил, любуясь полетом тропических бабочек. И при этом получаешь очень полезную информацию о жизни, среде обитания, питании, мифах и легендах, связанных с бабочками. Причем информация дается в форме, доступной как детям, так и взрослым. Экскурсоводы рассказывают сложные научные вещи детям на понятном им языке. Часто экскурсии по тропикам начинаются с полета: дети расправляют «крылья» и… путешествие в красивую сказку начинается!
Музей работает под патронатом Русского географического общества в рамках программы «Воспитание живой природой». Во время экскурсии вы узнаете, что у бабочек есть не только крылья и хоботок, но и зрение, слух, обоняние, кровеносная и нервная системы. И выходишь из музея окрыленный, довольный и помолодевший душой, да к тому же обогащенный полученными в музее знаниями! Красота спасает мир в «Тропическом Раю»
X. В заключении хочется сказать, что посещение музеев, связанных с природой очень нравится нашим воспитанникам. Они любят там бывать, узнавать новое, с интересом рассматривать экспозиции. Здесь открываются их лица в другом виде. Они внимательно слушают экскурсоводов, задавая им вопросы, которые их интересуют.
В музее гигиены они получают знания не только о строении нашего тела, но и способах его укрепления, здесь они подкрепляют проводимую в училище работу по здоровому образу жизни.
Я буду стараться заниматься этой работой в последующие годы, по возможности создать свой фотоальбом по посещенным музеям с рассказами и откликами ребят.
ЛИТЕРАТУРА
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах. Том 6-М, 1952.
- Герд А.Я. «Избанные педагогические труды» - М, 1953 г.
- Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян «Методика преподавания естествознания».
- Симоновский А.Э «Развитие творческого мышления детей».
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Районного методического объединения ТЕМА: «Использование рисунков, схем учебника как дополнительного источника знаний развивающего характера
в докладе рассматриваются методы работы с учебным материалом...
Исследовательская работа «Ученическая презентация – метод мотивации к изучению предмета биология, углубления знаний учеников по предмету».
Исследовательская работа...
Использование современных педагогических технологий на уроках биологии. Методические рекомендации по предмету биология.
Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способнос...
Урок по курсу "Крымоведения" в 7 классе на тему: "Предмет, цели и задачи курса, источники знаний. Географическое положение и величина территории."
Цель: сформулировать цель и определить задачи изучения курса «Крымоведения» в 7 классе; выделить источники знаний, необходимые для изучения курса; определить положительные и отрицательные ...
Методические пособия по предмету биология
Презентация к уроку "Изучение нового материала по теме "Класс земноводные"....
Методические пособия по предмету биология
Знакомство с надклассом рыбы....
Методические пособия по предмету биология
Знакомство с отрядами пресмыкающихся....