Конспект занятия "Зимние забавы"
план-конспект
Тема : «Зимние забавы»
Коррекционно-образовательные цели:
Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных;
образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»;
образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»;
употребление существительных в родительном падеже;
подбор и использование в речи родственных слов).
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
Развитие речевого слуха.
Развитие диалогической речи.
Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Оборудование:
Доска магнитная, магниты, конверты с загадками, презентация, картинки снеговиков с недостающими деталями, цветные карандаши, «волшебный снежок» (ватный комочек).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.
Логопед. Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.
Логопед. - Сколько месяцев зимой? (Зимой три месяца.)
- Назовите их, пожалуйста. (Декабрь, январь, февраль.- Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).
Логопед. Молодцы!
2. Образование относительных прилагательных.
Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?
Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);
- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)
- Если метет метель, то погода какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)
3. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой«за».
Дидактическая игра «Что наделала зима?»
Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала Зимушка-зима?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
4. Загадки (презентация №1)
Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
Логопед:
- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
5. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Ребята наши язычки устали, давайте немного ими поиграем.
- Наш язычок тоже может поиграть в зимнюю игру
«Горка»
Зацепите язычок за бугорки возле нижних передних зубов, выгнете сильно-сильно язычок, как большую крутую горку. Расслабьте язычок. Повторить 2-3 раза.
- А теперь вспомним и другие упражнения для артикуляционной гимнастики с язычком.
- В какую зимнюю игру, похожую на упражнение «футбол», мы можем поиграть зимой? (хокей)
4. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?(Зимушка).
Мороз – (морозец).
Лёд – (ледок).
Холод – (холодок).
Снежинка – (снежиночка).
Метель – (метелица)
5. Дыхательные упражнения.
Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)
А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
6. Дидактическая игра «четвёртый лишний» (Презентация № 2)
Логопед: - Ребята посмотрите на экран. Давайте поиграем в игру «четвёртый лишний» на зимнюю тему.
- Какое дерево лишнее?
- Какая забава лишняя?
- Какой вид спорта лишний?
- Какая одежда лишняя?
- Какая обувь лишняя?
- Какой головной убор лишний?
- Чего не бывает зимой?
- Какой предмет лишний?
- Молодцы!
6. Образование родственных слов.
Игра «Доскажи словечко».
Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».
(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)
7. Пальчиковая игра «Снежинка»
Логопед: - Ребята, а что вы знаете о снежинке? (ответы детей)
- давайте с вами тоже нарисуем красивые снежинки пальчиком в тарелочках с крупой.
- Молодцы.
7. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре,
Загибают пальчики начиная с большо
Мы с тобой снежок слепили
«лепят» меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий
Показывают круг, сжимают ладони вм
Гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий.
Грозят пальчиком.
Раз – подбросим,
Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх.
Два – поймаем,
Ловят воображаемый снежок.
Три – уроним
Роняют воображаемый снежок.
И…сломаем.
Топают.
10. Употребление существительных в родительном падеже.
Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»
Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговика?
Дети: Снеговика нарисовал художник,
Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговиков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом.
Садитесь за стол и выбирайте картинки.
(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)
«У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»
(Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.)
11. Заключительная часть.
Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?
(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).
Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_zabavy_2.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Зимние забавы»
Коррекционно-образовательные цели:
Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных;
образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»;
образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»;
употребление существительных в родительном падеже;
подбор и использование в речи родственных слов).
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
Развитие речевого слуха.
Развитие диалогической речи.
Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Оборудование:
Доска магнитная, магниты, конверты с загадками, презентация, картинки снеговиков с недостающими деталями, цветные карандаши, «волшебный снежок» (ватный комочек).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.
Логопед. Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.
Логопед. - Сколько месяцев зимой? (Зимой три месяца.)
- Назовите их, пожалуйста. (Декабрь, январь, февраль.- Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).
Логопед. Молодцы!
2. Образование относительных прилагательных.
Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?
Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);
- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)
- Если метет метель, то погода какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)
3. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой«за».
Дидактическая игра «Что наделала зима?»
Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала Зимушка-зима?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
4. Загадки (презентация №1)
Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
Логопед:
- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
5. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Ребята наши язычки устали, давайте немного ими поиграем.
- Наш язычок тоже может поиграть в зимнюю игру
«Горка»
Зацепите язычок за бугорки возле нижних передних зубов, выгнете сильно-сильно язычок, как большую крутую горку. Расслабьте язычок. Повторить 2-3 раза.
- А теперь вспомним и другие упражнения для артикуляционной гимнастики с язычком.
- В какую зимнюю игру, похожую на упражнение «футбол», мы можем поиграть зимой? (хокей)
4. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?(Зимушка).
Мороз – (морозец).
Лёд – (ледок).
Холод – (холодок).
Снежинка – (снежиночка).
Метель – (метелица)
5. Дыхательные упражнения.
Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)
А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
6. Дидактическая игра «четвёртый лишний» (Презентация № 2)
Логопед: - Ребята посмотрите на экран. Давайте поиграем в игру «четвёртый лишний» на зимнюю тему.
- Какое дерево лишнее?
- Какая забава лишняя?
- Какой вид спорта лишний?
- Какая одежда лишняя?
- Какая обувь лишняя?
- Какой головной убор лишний?
- Чего не бывает зимой?
- Какой предмет лишний?
- Молодцы!
6. Образование родственных слов.
Игра «Доскажи словечко».
Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».
(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)
7. Пальчиковая игра «Снежинка»
Логопед: - Ребята, а что вы знаете о снежинке? (ответы детей)
- давайте с вами тоже нарисуем красивые снежинки пальчиком в тарелочках с крупой.
- Молодцы.
7. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре,
Загибают пальчики начиная с большо
Мы с тобой снежок слепили
«лепят» меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий
Показывают круг, сжимают ладони вм
Гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий.
Грозят пальчиком.
Раз – подбросим,
Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх.
Два – поймаем,
Ловят воображаемый снежок.
Три – уроним
Роняют воображаемый снежок.
И…сломаем.
Топают.
10. Употребление существительных в родительном падеже.
Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»
Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговика?
Дети: Снеговика нарисовал художник,
Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговиков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом.
Садитесь за стол и выбирайте картинки.
(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)
«У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»
(Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.)
11. Заключительная часть.
Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?
(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).
Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи на тему "Зимние забавы детей"
Конспект урока разработан для учащихся 4 класса коррекционных школ VIII вида...
Конспект открытого урока "Зимние забавы"
Тема урока: " Зимние забавы"Цели: закрепление представлений о зиме и её приметахуточнение , расширение и активизация словаря по теме "Зима"...
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы»....
Конспект урока по развитию речи 4 класс «Начало зимы. Зимние забавы детей».
Конспект урока про развитию речи "Начало зимы.Зимние забавы" для детей с умеренной умственной отсталостью,на уроке использованы наглядно-дидактический материал:сюжетные , опорные схемы,предметны...
"Забавы по Крылову", конспект внеклассного занятия в коррекционной школе 8 вида.
Занятие состоит из двух частей: теоретической ( задания по творчеству Крылова) и практической ( пластилиновое рисование)....
Конспект внеклассного мероприятия " Осенние забавы"
Конспект внеклассного мероприятия в форме викторины , творческих заданий. В ходе мероприятия детям предлагаются вопросам по осенней теме. Мероприятие носит смешанный вид деятельности- дети...