В помощь исследователю
статья
Методичка "В помощь исследователю" подскажет и поможет как привильно написать исследовательскую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_pomoshch_issledovatelyu.docx | 38.98 КБ |
Предварительный просмотр:
В ПОМОЩЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Изучение литературы и других источников информации по теме
Это сбор информации по теме исследования из книг и электронных источников, в т.ч. сайтов сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, выдели основные понятия, важные для твоего исследования, и найди их определения. Не забывай, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте работы не забывай делать ссылки на источники информации – книги и сайты.
Наблюдение
Это целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступить к наблюдению, составь план. Ответь на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно ты будешь наблюдать. Результаты наблюдений записывай. Записи можно делать в форме текста или таблицы.
Опрос
Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.
Анкетирование
Это метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн.
Готовясь к опросу, четко сформулируй вопросы, на которые ты хочешь получить ответы, и определи, кому ты будешь их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.
Эксперимент
Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Помни: учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены.
Анализ текста
Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
Основные части работы
1. Титульный лист, пример оформления:
2. Содержание, отражающее все главы и подглавы (1.1. Понятие текста. 1.2. Типология текстов и т.д.). В содержании также должно быть отражено введение, заключение, список использованных источников.
Содержание создается автоматически следующим образом:
Заголовки и подзаголовки выделяются как «Заголовок 1».
Далее: Вставка – Ссылка — Оглавление и указатели — Создать оглавление (в Word 2003); Вставка – Оглавление — Автособираемое оглавление (в Word 2007).
Заголовки и подзаголовки оказываются в оглавлении гиперссылками. Это очень удобно при изменении текста, т.к. номера страниц обновляются автоматически!
3. Введение. Включает в себя обоснование выбора темы, актуальность, новизну проблемы, формулировку цели работы и задач, которые необходимо решить для достижения данной цели (изучить литературу, провести опрос, сравнить, сделать выводы и т.д.), краткую характеристику самой работы, ее структуры: указывается кол-во страниц, кол-во глав и краткая информация о том, чему посвящены главы. Описание объема изученного материала (нашел 106 примеров, сравнил, провел опрос среди учащихся 2-4 классов нашей школы и т.д.).
4. Глава 1. В ней рассматриваются основные термины и понятия, дается анализ изученности данной проблемы, реферативно излагается теоретический материал по теме, необходимый для выполнения исследовательской части работы. Главное в 1-ой главе – грамотно отделять свои мысли от чужих и давать ссылки. Например, пишем: «Проблема влияния Кока-Колы на здоровье кажется мне очень интересной. Для ее изучения сначала обратимся к истории. Иванов В.В. в книге «История газированных напитков» пишет о том, что … (даем информацию своими словами). Далее ставим в тексте ссылку [Иванов, 2008: 28-29]. Это значит: материал взят из книги Иванова В.В. из списка литературы, год издания 2008, страницы 28-29).
Или:
На сайтах в Интернете можно найти информацию о том, что… (и даем информацию своими словами со ссылкой, например [www.literatura.ru и др.]
Если дословно цитируем чьи-то слова – заключаем их в кавычки.
Источник информации дается полностью в разделе «Список использованных источников».
При работе с электронными ресурсами категорически запрещается использовать банки готовых рефератов. Рекомендуется использовать электронные библиотеки, где представлены книги в цифровом формате, специализированные исторические, лингвистические, математические и др. сайты, сайты общественных организаций, занимающихся выбранной темой.
Исследовательские работы учащихся обычно проверяются системой «Антиплагиат». При степени уникальности текста менее 75% работа до защиты не допускается.
5. Выводы по главе 1.
6. Глава 2. Непосредственно исследовательская часть: выдвижение гипотезы, описание и представление данных опытов, экспериментов, наблюдений, опросов, собственный анализ исследуемого материала, в т.ч. текстов, свои сравнения, доказательства, классификации и т.д. Приветствуются фотографии, графики, диаграммы, и т.д., Текстовая часть главы 2 содержит собственные рассуждения, анализ, доказательства, сравнения и т.д.
7. Выводы по главе 2.
8. Заключение. В нем излагаются полученные результаты, описываются перспективы дальнейшего исследования проблемы («На мой взгляд было бы интересно исследовать/рассмотреть также …»), формулируется назначение работы («исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются биологией, а также садоводам и работникам, занятым в области сельского хозяйства»). Прописывается, что дала работа самому исследователю «узнал, научился, понял …».
Цитат в заключении и выводах по главам быть не должно, это только собственные мысли.
9. Список использованных источников. Рекомендуется использовать в качестве основных источников книги, изданные в последнее десятилетие.
Использование материалов с сайтов сети Интернет разрешено и приветствуется со ссылками.
Оформление:
Сначала указываются книги в алфавитном порядке (по фамилии автора), потом Интернет-источники.
Если это книга, ее описание дается так:
Тепляшина А.Н. Жанры и формы комического: Монография. – СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2006.
Если это статья, ее описание дается так:
Гончарова Е.А. Поэма // Литературоведческий словарь. – СПб.: Изд-во «М-Пресс», 2001. – С. 59-62.
Если это электронный ресурс, пишем автора и название работы или официальное название сайта, например:
Иванов В.В. Школа и общество. Режим доступа: http://www.text-express.ru/еса098;
Или:
Официальный сайт Российского экологического общества Режим доступа: http://www.ecologia.ru.
На каждый источник из списка должна быть ссылка в тексте.
10. Приложения. В приложениях могут быть: список основных терминов и понятий (дается в алфавитном порядке: понятие – его определение), иллюстративный материал большого объема; анкеты, результаты анкетирования (ответы опрошенных) и др.
СТАНДАРТНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
Расположение листа вертикальное, бумага белая, без «файлов», чтобы рецензент имел возможность делать заметки на полях; шрифт Times New Roman, 14 размер, междустрочный интервал полуторный, поля справа не менее 2-х см.; введение, заключение, список литературы, новые главы и выводы по главам с новой страницы; нумерация страниц обязательна, внизу по центру.
Рисунки (к рисункам относятся фотографии, схемы и т.д.) – по центру страницы, подписываются внизу по центру и нумеруются (рис. 1, рис. 2, рис. 3).
На каждый рисунок должна быть ссылка в тексте. Например: «Как видно на рисунке 1, …», «На рисунке 1 представлена фотография хризантемы, которая …» и т.д.
Таблицы также подписываются и нумеруются (табл. 1, табл. 2 и т.д.).
Объем работы 15-40 страниц в зависимости от темы и наличия в тексте рисунков, таблиц, диаграмм.
Рекомендуемое количество использованных источников – не менее 10.
Работа сдается в печатном (текст) и электронном виде (текст + презентация на диске).
ФРАЗЫ-ШАБЛОНЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы и обоснование выбора темы
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
Актуальность
… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
Новизна
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель работы
Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …
Задачи
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …
ГЛАВЫ
Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса
Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …
Вторая глава – описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …
ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по главам
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …
Заключение
Перспективы дальнейшего исследования
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …
Назначение работы
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
Что дала работа самому исследователю
В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …
СОВЕТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ
План выступления при защите исследовательской работы
Фамилия, имя учащегося; ФИО научного руководителя, тема работы;
Обоснование выбора темы, ее актуальности и новизны;
Цели и задачи работы;
Структура работы (сколько и какие главы, кол-во страниц);
Обзор изученной литературы и иных использованных источников (откуда брали информацию);
Основные теоретические положения (самое важное и интересное из теоретической части);
Описание собственного исследования (представление практической части);
Полученные результаты, выводы;
Самоанализ (что дала мне работа, чему я научился);
«Спасибо за внимание».
Регламент выступления и рекомендации
Время на представление работы – 7 минут. Ответы на вопросы – 3 минуты.
Форма одежды – деловая.
Выступление должно быть четким, содержательным, лаконичным.
Речь должна быть четкой, логичной, продуманной, грамотной, достаточно громкой.
Можно выходить с папкой и иметь перед собой план выступления, но полностью читать текст нельзя.
Выступление сопровождается презентацией. Пункты 1, 2, 3, 5, 8, 10 рекомендуется представить в презентации каждый на одном отдельном слайде. Пункты 6-7 могут быть представлены на 3-5 слайдах каждый.
Презентация призвана не дублировать текст выступления, а сделать его более полным, интересным и наглядным, облегчить восприятие. Много текста в презентации быть не должно, она должна содержать лишь основные положения, а также фотографии, схемы, диаграммы, таблицы и другой иллюстративные материал.
В процессе выступления рекомендуется обращать внимание слушателей на слайды, используя лазерную указку. Например: «Как проводился этот опыт — вы видите на слайде»; «Результаты проведенного опроса представлены в диаграмме на слайде», «Как мы видим, схема …» и т.д.
Отвечая на вопросы, выступающий должен показать знание материала, умение рассуждать, вести дискуссию и соблюдать научную этику. Используемая форма самопрезентации — «мы», например «Проведенное нами исследование …» (мы = я, мой научный руководитель, слушатели, ученые, книги которых я взял за основу).
В ответах на вопросы рекомендуется и возможно использование фраз «Спасибо за вопрос», «Как нам кажется …», «Мы полагаем …», «Можно предположить, что …», «Я затрудняюсь ответить, однако обязательно обращусь к изучению этого вопроса» и т.д.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Актуальность и новизна выбранной темы;
Соответствие заявленной темы и содержания работы;
Соответствие цели, задач и результатов работы;
Степень знакомства автора с литературой по теме;
Количество, актуальность и достоверность источников, использованных при подготовке работы;
Целесообразность выбранных методов, приемов и подходов к решению поставленных задач;
Объем практической (непосредственно исследовательской) части работы;
Умение анализировать полученные результаты;
Сформированность и аргументированность собственного мнения;
Язык изложения;
Уровень владения терминологией;
Грамотность оформления работы;
Качество подготовки речи и презентации для защиты исследования;
Умение отвечать на вопросы по теме исследования, вести дискуссию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара
Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего р...
Как мы стали исследователями
Рассказ о том, как детское объединение сменило профиль работы...
Структура исследовательской работы. Помощь начинающим исследователям.
В презентации представлены требования к содержанию исследовательской работы, введение к ней, перечислены методы исследования,а также требования к оформлениюработы....
Сборник рекомендаций для обучающихся "В помощь юному исследователю"
Пакет рекомендации “ «В помощь юному исследователю» (Сборник учебного материала (памяток, алгоритмов работы) для учащихся) хранится на видном месте в кабинете биологии, он в любой момент д...
Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»
Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»...
В помощь юному исследователю
Исследование- это увлекательное занятие, в процесс которого вовлекается все большее число обучающихся и даже целых семей. Но написание самой исследовательской работы требует некоторых знаний и навыков...
Юному исследователю о помощи от государственного музея
Статья адресована школьникам, пишущим исследовательскую работу по истории. Содержит рекомендации как при сборе материала для своего исследования получить от государственных музеев информацию по интере...
- Мне нравится (1)