Методика « Ценностные ориентации», Ф.П. Черноусова
материал
Методика « Ценностные ориентации», Ф.П. Черноусова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_chernousovoy_tsennostnye_orientiry.doc | 303 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Погорельская ОШ»
Методическая разработка
Методики ценностных ориентаций
Ф.П. Черноусовой
Подготовила учитель географии Янушевская И.С.
Содержание
Методика 1.Тест изучения ценностных ориентаций
Методика 2. Анкета изучения ценностных ориентаций
Методика 3. Изучение ценностных ориентаций ранжированием списка ценностей
Методика 4. Изучение ценностей личности
Методика 5. «Ценностные ориентации»
Методика 6. Тест исследования культурно-ценностных ориентаций
Методика 7. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности
Методика 8. Диагностика ценностных ориентаций школьников
Методика 9. Изучение устойчивости ценностных предпочтений «Положительные и отрицательные качества» (модификация для 5-6 классов)
Методика 10. Изучение ценностных ориентаций личности «Волшебник» (модификация для 5-6 классов)
Методика 11. Изучение ценностных ориентаций личности «Волшебная золотая рыбка» (модификация для 5-6 классов)
Методика 12. Изучение ценностных ориентаций личности «Фильм» (модификация для 5-6 классов)
Подростковый и ранний юношеский возраст, по утверждению психологов, является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Именно ценностные ориентации, сформированные в подростковом и раннем юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.
Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Это положение ставит воспитание перед фактом необходимости формирования у школьников приоритета общечеловеческих ценностей, процесс которого начинается в семье и получает дальнейшее развитие в школе. Но прежде чем спланировать работу по формированию системы ценностей, педагог изучает аксиологическую сферу личности. Для этого целесообразно владеть диагностическими методами и использовать различные методики, которые позволят получить данные о ценностных приоритетах и ориентирах личности.
Методика 1.Тест изучения ценностных ориентаций
Методика: Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций, как механизма регуляции поведения (Ю. Н. Семенко)
Необходимый материал: анкеты, ручки, демонстрационный плакат со шкалой оценок или запись на доске.
Ход исследования:
Инструкция для школьников: «Ребята! Сейчас вам будет дано задание на оценку суждений (высказываний), которые записаны на отдельных бланках. Оценить надо степень того, насколько для вас важно то, о чем говорится в суждении. Оценка производится в баллах (см. Шкала оценок). Внимательно прочтите приведенные на листах анкеты суждения. Напротив каждого суждения в колонке I выставляется оценка. Оценка выставляется с учетом того, насколько вы активно добиваетесь реализации обозначенной в суждении ценности. Например, «нужная и полезная людям профессия», если вы редко задумываетесь о профессии и лишь тогда пробуете кое-что делать для ее приобретения (ходите на подготовительные курсы, консультируетесь с людьми данной профессии, читаете литературу об избранной профессии и так далее), то поставьте против этого суждения оценка 2 балла. И таким образом следует оценить все приведенные на бланке суждения».
После того, как испытуемые оценят все суждения, экспериментатор продолжает инструкцию: «А теперь оцените те же суждения, но по тому, как часто вы мечтаете, фантазируете о конкретном предмете, явлении. Например, вы мечтаете о том, чтобы иметь хорошего, верного друга. Часто фантазируете как бы с ним занимались интересным делом, а если вдруг вы попали в сложное положение, то он поможет вам. Таким образом, если вы часто мечтаете об этом, то в колонку 2 напротив этого суждения поставьте оценку 4 балла».
После окончания этого этапа работы экспериментатор продолжает: «И последнее, что я попрошу вас сделать, это оценить эти же суждения с точки вашей будущей жизни, то есть, насколько для вашей будущей жизни важно, значимо то, о чем говорится в суждении например, «иметь красивые, модные вещи», если для вас это будет важно, то в колонку 3 напротив данного суждения поставьте 5 баллов».
Бланк методики исследования
Анкета
№ п./п. | Список ценностей | Номер опыта | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Нужная и полезная для людей профессия | |||
2 | Материальная обеспеченность | |||
3 | Взаимопонимание, хорошие отношения с друзьями | |||
4 | Сочувствовать тем, кто попал в беду | |||
5 | Целеустремленный, волевой человек | |||
6 | Эрудированный и культурный человек | |||
7 | Иметь такую профессию, за которую люди будут меня уважать | |||
8 | Любимая и интересная работа | |||
9 | Иметь красивые и модные вещи (одежда, магнитофон, машина и тому подобное) | |||
10 | Верный, надежный, преданный друг | |||
11 | Честный и правдивый человек | |||
12 | Ответственный и настойчивый человек | |||
13 | Понять все, что меня окружает | |||
14 | Быть модно одетым, иметь машину, деньги – это очень важно в жизни | |||
15 | Дело, которое станет самым важным в моей жизни | |||
16 | Иметь средства для отдыха и развлечений (деньги, машина, дача, радиоаппаратура и тому подобное) | |||
17 | Любимый человек | |||
18 | Авторитет и уважение товарищей | |||
19 | Сделать из себя настоящего человека |
Уважаемый товарищ! Ваши ответы могут улучшить учебно-воспитательную работу в школе. Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использоваться в обобщенном виде. Перед вами список из различных высказываний. Необходимо оценить в баллах каждое суждение в соответствии со шкалой оценок. Оценка проводится с учетом того, насколько важно, значимо для вашей жизни сейчас или будущем то, о чем говорится в суждении.
Анализ и интерпретация полученных данных
Особенностью данной методики является то, что суждения, описывающие те или иные ценности, разбиваются на классы. Учитывая данную особенность, мы разбили суждения в пять блоков. К первому блоку (суждения №1, №8, №15) относятся высказывания, характеризующие важность и значимость профессии в процессе жизнедеятельности человека. Профессия в этих суждениях рассматривается с точки зрения полезности для общества, насколько она является для него эмоционально привлекательной и входит ли профессия в круг самых важных для человека ценностей. Во второй блок (суждения №3, №10, №17) относятся высказывания, характеризующие роли взаимоотношений со сверстниками, их важность и значимость для испытуемых. В них нашел отражение эмоциональный и поведенческий аспект взаимоотношений со сверстниками. Значимость, важность для человека вещей, в которые он одет, предметов, в которые его окружают, не вызывает никаких сомнений.
Суждения, которые вошли в третий блок (суждения №2, №9, №16) и описывают вещное окружение человека, к ним можно отнести обстановку в квартире, одежду, которую мы носим, книги, картины, магнитофоны и машины, украшения и тому подобное. Люди далеко не безразлично относятся к приобретению некоторых из названных предметов, более того, есть люди, для которых приобретение предметов становится главным в жизни. Это характеризует одну из сторон ценностной направленности человека. Ценностная направленность, ценностные ориентации связаны не только с вещным окружением человека, с его направленностью во вне, но и самым человеком, с его личностными качествами и свойствами. У человека всегда есть стремление быть умнее, красивее, сильнее и так далее, то есть соответствовать конкретному или обобщенному идеалу. В зависимости от своего идеала, человек как-то себя и оценивает, то есть имеет определенное представление о себе. Образ «Я» это и есть представление индивида о самом себе. Таким образом, суждения, характеризующие образ «Я» включены в четвертый блок. Представление личности о себе имеет нравственный аспект блок (суждения №4, №11), регулятивно-волевой (№5, №12) и информативно-культурный (№6, №13). В последний пятый блок (суждения №7, №14, №18, №19) входят высказывания, связанные с важностью и значимостью для человека того положения, которое он занимает в различных сферах жизнедеятельности. К этим сферам можно соотнести роль профессии, через которую личность самоутверждает себя (№7), самоутверждение в обещании и взаимоотношениях со сверстниками (№18), возможность показать себя и реализовать свои возможности через вещное окружение (№14). И, наконец, через самовоспитание человека утверждается в собственных глазах (№19). Стремление занять определенное положение среди сверстников, чтобы тебя уважали, ценили, а возможно и преклонялись, особенно характерно для школьников подросткового возраста и старшеклассников. Однако, пути самоутверждения бывают разные и задача педагогов найти наиболее приемлемый для школьников данного возраста и социально оправданный подход в плане самоутверждения личности.
В соответствии с предложенной методикой исследования регуляция личностного поведения зависит от времени, то есть как ценностные ориентации, выполняя функцию психологического механизма, детерминируют поведение в настоящее время или будут определять поведение в ближайшем и отдаленном будущем. На время и уровень регуляции личностного поведения указывают вопросы: а) насколько вы активно добиваетесь реализации обозначенной в суждении ценности? – в настоящее время; б) как часто вы мечтаете, фантазируете о конкретном предмете, явлении? – ближайшая перспектива; в) насколько для вашей будущей жизни важно, то о чем говорится в суждении? Отдаленная перспектива. Таким образом, уровни регуляции личностного поведения и временной параметр регуляции совпадают.
Обработку и интерпретацию полученных данных полезно начать с нахождения среднего арифметического по всем суждениям в зависимости от уровня регуляции личностного поведения сравнивая средине арифметические по величине, можно прийти к выводу, какой из уровней регуляции поведения более актуален для школьников и наиболее интенсивно формируется.
Методика 2. Анкета изучения ценностных ориентаций
Методика: Анкета исследования ценностных ориентаций (Л.Н. Мурзич, А.В. Тарасова)
Необходимый материал: анкеты, ручки, запись на доске.
Ход исследования:
Инструкция для школьников: «Ребята! Сейчас вам будет дано задание на выбор важных для вас вещей из предложенных вариантов, которые записаны на отдельных бланках. Отвечая на первый вопрос, выберите не более пяти вариантов и выделите их. Внимательно прочтите приведенные на листах анкеты ценности. Выбор осуществляется с учетом того, насколько вы активно добиваетесь реализации обозначенной ценности. Например, «свобода», если для вас очень важна свобода, вы должны выделить эту ценность. И таким образом следует выбрать несколько ценностей.
Точно также вам необходимо ответить на второй вопрос, выбрав уже не более трех вариантов ответа».
Бланк методики исследования
1. Что для вас имеет ценность в жизни (не более пяти вариантов ответа):
- собственная жизнь;
- жизнь другого человека;
- семья с хорошими отношениями;
- культура;
- труд;
- свобода;
- природа;
- родина;
- деньги;
- мир (как состояние, отношения);
- друзья;
- возможность проявить инициативу;
- власть;
- возможность реализовать свои способности;
- признание общества;
- здоровье;
- Бог;
- что-то еще.
2. В чем вы видите смысл жизни (не более двух вариантов ответа).
- в продолжении рода;
- в улучшении условий собственной жизни;
- реализации своих способностей;
- в борьбе за свои идеи;
- в обеспечении возможности развития своим детям;
- в удовлетворении своих потребностей.
Методика 3. Изучение ценностных ориентаций ранжированием списка ценностей
Методика: Анкета исследования ценностных ориентаций (М. Рокич)
Необходимый материал: анкеты, ручки, запись на доске.
Ход исследования:
Данная методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
- Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
- Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
1. «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
2. «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
3. «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?»
4. «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
5. «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
6. «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»
7. «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Бланк методики исследования
Список А (терминальные ценности):
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
- здоровье (физическое и психическое);
- интересная работа;
- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
- наличие хороших и верных друзей;
- общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
- счастливая семейная жизнь;
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
- творчество (возможность творческой деятельности);
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
- 1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
- воспитанность (хорошие манеры);
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
- жизнерадостность (чувство юмора);
- исполнительность (дисциплинированность);
- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
- непримиримость к недостаткам в себе и других;
- образованность (широта знаний, высокая общая культура);
- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
- смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
- честность (правдивость, искренность);
- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
- чуткость (заботливость).
Анализ и интерпретация полученных данных
При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.
Методика 4. Изучение ценностей личности
Методика: Исследование ценностей личности, разработана с использованием типов ценностей М. Рокича, но охватывает более широкий круг ценностей (Ш. Шварц).
Необходимый материал: анкеты, ручки, запись на доске.
Ход исследования:
Методика состоит из двух частей, отличающихся диагностическими целями.
Первая часть опросника («Обзор ценностей») предназначена для изучения нормативных идеалов, ценностей личности на уровне убеждений, а также для выявления структуры ценностей, оказывающей наибольшее влияние на личность в целом, но не всегда проявляющейся в реальном поведении.
Придерживаясь мнения о том, что содержание ценностей отражает типы мотивационных целей, которые они выражают, Ш. Шварц группирует отдельные ценности в соответствии с общностью целей в ценностные типы. Всего десять мотивационных типов:
Власть. Центральная цель данного типа, по мнению исследователя, заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами. Ценности власти фокусируются на социальном уважении, достижении доминантной позиции в рамках целой социальной системы.
Достижение. Определяющая цель этого типа заключается в достижении личного успеха через проявление компетентности в соответствии с социально-культурными стандартами (в непосредственном взаимодействии), которая влечет за собой социальное одобрение.
Гедонизм. Мотивационная цель типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие.
Стимуляция. Данный тип ценностей является производным от потребности в новизне, новым переживанием.
Самостоятельность. Определяющая цель этого типа ценностей, по мнению Ш. Шварца, заключается в самостоятельности мышления в выборе способов действия, в творчестве и исследовательской активности.
Универсализм. Мотивационной целью данного типа ценностей, базирующихся на социальных потребностях, является понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы в целом.
Доброта. Представляет более «узкий» просоциальный тип ценностей, по сравнению с универсализмом; он является производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффиляции. Его мотивационная цель - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в близких контактах.
Традиции. Мотивационная цель данного типа - уважение, принятие обычаев и идей, существующих в данной культуре, и следование им.
Конформность. Определяющая цель этого мотивационного типа состоит в сдерживании и предотвращении побуждений и действий, которые могут причинить вред другим или не соответствует социальным ожиданиям. По мнению Ш. Шварца, данный тип ценностей происходит от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия.
Безопасность. Мотивационная цель типа - безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений.
Бланк методики исследования
Первая часть опросника состоит из двух списков ценностей. Первый список содержит «терминальные» (по М. Рокичу) ценности, во втором списке представлены инструментальные ценности (всего 57 ценностей). Все они имеют ясную мотивационную цель. Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как «руководящего принципа его жизни» по 9-ти бальной шкале (от -1 до 7, включая 0). Чем выше балл, тем более важной представляется испытуемому данная ценность.
Вторая часть опросника («Профиль личности») направлена на изучение реально действующих ценностей личности, индивидуальных приоритетов, наиболее часто проявляющихся в поведении человека. Данные, полученные по первой и второй части методики, обычно не совпадают, поскольку ценностные приоритеты личности на уровне нормативных идеалов не всегда реализуются вследствие ограничения возможностей человека или группового давления. Во второй части опросника приводится список из сорока описаний личности человека, соответствующих одному из десяти типов ценностей. Испытуемый должен оценить, в какой степени каждый описанный человек похож или непохож на него. Используется шкала из пяти позиций: от «очень похож на меня» до «совсем не похож на меня».
Анализ и интерпретация полученных данных
При первичной обработке данных по каждой части опросника («Обзор ценностей» и «Профили личности»») вычисляется средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом. Обработка проводится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ориентаций. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого, а средние показатели типов ценностей по группам - о соотношении значимости типов ценностей отдельно для мальчиков и для девочек.
Методика 5. «Ценностные ориентации»
Методика: «Ценностные ориентации» (О.И. Моткова, Т.А. Огнева)
Необходимый материал: ручки, листы, бланки с характеристиками
Цель методики: изучение степени значимости и реализации ценностных ориентаций (ЦО) личности, а также их индивидуальной и групповой структуры (соотношения друг с другом), конфликтности и атрибуции (приписывания) причин их осуществления. Понятия «ценностная ориентация» и «ценность» используются как синонимы.
Ход исследования:
Инструкция 1: Оцените, пожалуйста, значимость и степень осуществления возможных ценностей Вашей жизни по следующей 5-балльной шкале:
1 2 3 4 5
Очень Низкая Средняя Высокая Очень низкая высокая
Задание № 1
№ | Характеристика | Шкала "Значимость" | Шкала "Осуществление" | ||||||||
1 | Хорошее материальное благополучие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Саморазвитие личности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Известность, популярность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Уважение и помощь людям, отзывчивость | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Физическая привлекательность, внешность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Теплые, заботливые отношения с людьми | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | Высокое социальное положение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | Творчество | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Роскошная жизнь | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 | Любовь к природе и бережное отношение к ней | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | В | ||||||||||
Б | Г |
Сначала Вы оцениваете значимость характеристики (ценности), зачеркивая одну из пяти цифр, соответствующую степени ее значимости, в Шкале «Значимость». Затем оцениваете степень ее осуществления, зачеркивая соответствующую вашему выбору цифру в Шкале «Осуществление». И так каждую характеристику. Пожалуйста, оцените все характеристики, не делая пропусков. Сохранение тайны Ваших ответов гарантируется.
Инструкция 2: Оцените, пожалуйста, по той же 5-балльной шкале степень влияния различных причин на осуществление ваших возможных ценностей:
1 2 3 4 5
Очень Низкая Средняя Высокая Очень
низкая степень
Сначала оцените степень влияния «Внешних обстоятельств» на реализацию вашей возможной ценности № 1 «Хорошее материальное благополучие», зачёркнув в соответствующем столбце одну из пяти цифр, связанную с вашим выбором. Затем оцените таким же способом влияние следующей причины «Мои природные данные» на осуществление данной ценности, и далее – влияние «Собственных усилий». Так вы оцениваете и все последующие ценности.
Будьте внимательны, не пропускайте ни одной причины и ни одной ценности! Сохранение тайны ваших ответов - долг проводящего исследование.
Методика 7. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности
Методика: Тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).
Шкалы: времяпрепровождение, материальное благосостояние, наслаждение прекрасным, милосердие, любовь, познание нового, социальный статус, признание, социальная активность, общение, здоровье
Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.
Инструкция: «Данный опросник направлен на исследование вашей личности и ваших отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно "да" или "нет". В бланке ответов это соответственно "+" или "-", которые нужно проставить рядом с номером вопроса».
Тест
1. Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?
2. Любители вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?
3. Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?
4. Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?
5. Считаете ли вы, что любовь – определяющее чувство в жизни?
6. Любите ли вы читать книги о чем-то новом, еще неизвестном вам?
7. Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?
8. Хотите ли вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?
9. Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения?
10. Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?
11. Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится?
12. Часто ли вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?
13. Вы избрали свою профессию в основном потому, что она может вам приносить большой материальный достаток?
14. Считаете ли вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментах, рисовать и т. п.?
15. Если кто-то из ваших знакомых заболел, выберете ли вы время, чтобы его навестить?
16. Ваш брак заключен (будет заключен) по любви?
17. Любите ли вы читать научно-популярные книги?
18. Хотели вы в школе стать каким-либо организатором?
19. Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам, будете ли вы переживать по этому поводу?
20. Считаете ли вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?
21. Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?
22. Считаете ли вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать, играть в теннис и т. д.)?
23. Главное для вас – ваше настроение в данный момент, а что будет потом – не так важно?
24. Считаете ли вы, что главное – это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?
25. Любите ли вы гулять по лесу, парку?
26. Как вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню, или нет?
27. Любовь – это чувство, которое рождается и умирает?
28. Хотели бы вы стать ученым или научным сотрудником?
29. Власть – это почетно и значимо или от нее больше хлопот и всяких неприятностей?
30. Хотели бы вы, чтобы у вас было больше друзей?
31. Приходило ли вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной организации (клуба, консультационного пункта, института)?
32. Много ли своего свободного времени вы хотели бы уделять общению?
33. Часто ли вы задумываетесь о своем здоровье?
34. Считаете ли вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?
35. Если все начать сначала, выбрали бы вы сейчас более высокооплачиваемую работу, чем настоящая?
36. Хотели бы вы заняться фотографией?
37. Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?
38. Чувство любви для вас – это первооснова жизни или нет?
39. Часто ли вы задаете себе вопрос: "А почему именно так?"
40. Хотели бы вы "делать" политику?
41. Часто ли ваш внутренний голос задает вам вопрос: "А уважают ли меня окружающие?"
42. Являются ли для вас общественные явления предметом обсуждения дома или на работе?
43. Если вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли вы от одиночества?
44. Катаетесь ли вы на лыжах, чтобы укрепить свое здоровье?
45. Часто ли вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?
46. Главное в жизни – это делать деньги и создавать собственный бизнес?
47. Часто ли вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить?
48. Если кто-то из близких довольно долго болеет, будете ли вы за него выполнять его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно?
49. Любите ли вы маленьких детей?
50. Хотели бы вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и т. п.)?
51. Хотите ли вы быть похожим на какого-либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?
52. Важно ли вам, чтобы вас уважали сослуживцы за ваши профессиональные знания?
53. Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике?
54. Вы человек решительный?
55. Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния?
56. Нормальный отдых – это чрезвычайно важно, не так ли?
57. В жизни чрезвычайно важно накопить материальные средства и передать их детям?
58. Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?
59. Когда маленький ребенок плачет – это "крик о помощи"?
60. Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?
61. "Во всем хочется дойти до самой сути" – это про вас?
62. Вы хотели бы, чтобы ваши дети стали знаменитыми людьми?
63. Хотели бы вы, чтобы сослуживцы обращались к вам за помощью в личном плане, как к человеку?
64. В общественной жизни пусть остается все как есть?
65. Общение – это лишь пустая трата времени?
66. Здоровье – это не самое главное в жизни, не так ли?
Анализ и интерпретация полученных данных.
Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентаций личности определялась с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно этому подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах, а результат записывается в графе "?". По результатам обработки индивидуальных данных строится графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности. Для этого по вертикали фиксируется количественная выраженность ценностей (по 6-балльной системе), а по горизонтали – виды ценностей.
Номера вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55
56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
I II III IV V VI VII VIII IX X XI
Перечислим эти ценности в обобщенном виде:
1. Приятное времяпрепровождение, отдых.
2. Высокое материальное благосостояние.
3. Поиск и наслаждение прекрасным.
4. Помощь и милосердие к другим людям.
5. Любовь.
6. Познание нового в мире, природе, человеке.
7. Высокий социальный статус и управление людьми.
8. Признание и уважение людей и влияние на окружающих.
9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.
10. Общение.
11. Здоровье.
Методика 8. Диагностика ценностных ориентаций школьников
Методика: Диагностика ценностных ориентаций подростков (В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина).
Диагностические категории — показатели теста (качественный анализ).
В данной методике определены основные диагностические шкалы.
Шкала «Познание как ценность» соответствует в анкете содержательному блоку I. Вопросы анкеты нацелены на выявление у учащихся потребности в познании и эмоционального восприятия процесса познания (позитивного или негативного). Важно определить такие проявления ценности познания, как увлеченность учебой в школе, стремление к получению представлений об основных законах природы и общества, творческий подход к выполнению той или иной задачи (в том числе учебной), готовность прилагать определенные усилия в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности.
Собственно, шкала определяет степень выраженности у учащихся стремления к приобретению знаний об окружающем мире и их отношение к познанию.
Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, свидетельствует об истинной роли в жизни конкретного подростка учебного процесса и о месте образования в его жизни вообще. У учащихся, достигших высокого уровня, велика потребность в познании, а познавательный процесс вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни.
Средний (2) уровень баллов свидетельствует о понимании учащимися значения образования, о восприятии познания как важной ценности в жизни, хотя полного осознанного самоопределения по отношению к этой ценности в сознании подростков, достигших среднего уровня, не произошло.
Низкий (3) уровень баллов свидетельствует о незначительной ценности познания для конкретной личности либо об отсутствии этой ценности в сознании личности вообще (при результате О баллов — 0%). Потребность в познании в этом случае минимальная или фактически отсутствует. Учащийся избегает ситуаций, которые требуют от него приложения каких-либо усилий при решении познавательных задач или при освоении новых видов учебной деятельности.
Шкала «Я-ценность» представлена в анкете содержательным блоком II. Вопросы ориентированы на выявление отношения подростка (позитивного или негативного) к себе, на определение степени самовосприятия, характера образа «Я». Как известно, в поведении подростка эти факторы проявляются в наличии уверенности в собственных силах, веры в свои достижения и успехи, в открытости и искренности при общении с другими людьми, в знании собственных позитивных качеств и в умении опираться на свои сильные стороны и способности. Шкала «Я-ценность» позволяет обратить внимание на то, формируются ли у подростков такие важные личностные характеристики, как стремление к самопознанию, осознание собственных чувств и поступков, интерес к себе как к личности и индивидуальности, способность принимать себя таким, как есть.
Таким образом, данная шкала определяет характер отношения подростка к себе, степень выраженности у него восприятия себя как личности и индивидуальности, способность ценить свои достоинства, осознание собственной значимости и неповторимости.
Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, свидетельствует о практически сформировавшейся структуре «Я» подростка, высокой степени позитивного самовосприятия, об умении самовыражаться, уважительном отношении к себе как к личности и индивидуальности.
Средний (2) уровень показывает, что учащийся уделяет собственному «Я» достаточно много внимания, старается быть позитивным в своем самовосприятии, а также серьезно задумывается о способах самовыражения.
Низкий (3) уровень баллов по данной шкале означает, что старшеклассник редко задумывается или вообще не уделяет внимания самовосприятию, самовыражению и собственной индивидуальности, негативно относится к себе. Ценностное отношение к себе как к личности в основном не сформировано, присутствует низкий уровень самопринятия и самоуважения.
Шкала «Другой – ценность» отражается содержательно в блоке III анкеты и указывает на то, какие установки (позитивные или негативные) формируются у подростков по отношению к другим людям, готовы ли они воспринимать другого человека как индивидуальность, как личность, стремятся ли проявлять доброжелательность, уважительность, доверие, веру в личностный потенциал другого.
Этот показатель определяет степень выраженности восприятия подростком другого человека как индивидуальности, уважения к другому и умения конструктивно выстраивать межличностные отношения.
Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, подтверждает наличие у старшеклассников ценности восприятия индивидуальности другого человека. Высокий балл свидетельствует о склонности учащегося воспринимать природу человека в целом как положительную, а потому и способности к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людьми при их безусловном восприятии и ориентации на их индивидуальные особенности очевидны.
Средний (2) уровень баллов свидетельствует, что старшеклассники признают индивидуальность другого человека как ценность, стараются уважать других людей, однако не всегда им удается безусловно воспринимать другого человека и конструктивно общаться с ним на основе учета его индивидуальных особенностей.
Низкий (3) уровень баллов по данной шкале демонстрирует отсутствие восприятия другого человека как ценности и индивидуальности, отсутствие уважительного отношения к окружающим, недостаток умения общаться с ними доброжелательно и конструктивно.
Шкала «Общественно полезная деятельность» соответствует содержательному блоку IV и показывает, в какой степени на данный момент учащийся разделяет важность общественно полезной деятельности как личностной ценности. Вопросы анкеты позволяют определить, в какой степени старшеклассник обладает характеристиками, свидетельствующими о развитии данной ценности: ориентация на общественную значимость выполняемого дела; интерес к участию в общественно полезном труде; стремление приносить пользу другим людям и бескорыстие; поддержка деловитости и активности окружающих людей, поощрение их инициативности; стремление к развитию собственной деловитости и творческого отношения к любому виду деятельности; нацеленность на полезность и важность своей деятельности для других.
Таким образом, эта шкала определяет степень выраженности у учащихся сознательного отношения к общественно полезной деятельности или, иными словами, уровень осознания сущности человека как существа общественного.
Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, подтверждает готовность старшеклассников приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, быть активными в общей деятельности. Высокий балл свидетельствует о наличии у учащихся такой ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность.
Средний (2) уровень баллов свидетельствует о том, что старшеклассники понимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной инициативы и самостоятельности.
Низкий (3) уровень баллов показывает, что старшеклассник не осознает значимость участия каждого отдельного индивида в общественно полезной деятельности и не представляет своей роли в ней. Низкий балл свидетельствует об отсутствии у учащегося такой ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность; он не считает общественно полезную деятельность важной личностной ценностью.
Шкала «Ответственность как ценность» представлена в анкете содержательным блокам V. Вопросы, адресованные учащимся, выявляют степень ответственности старшеклассника за то, что случается с ним в его жизни; определяют, испытывает ли подросток потребность в обосновании и объяснении совершаемых им действий, стремится ли анализировать свои поступки и считает ли самоанализ важным началом в психологии взрослого человека; выясняют, руководствуется ли молодой человек при принятии решений принципами, основанными на чувстве долга, «обременяет» ли себя добросовестным отношением к выполняемым делам.
Данную шкалу следует признать крайне важной в плане формирования социально-адаптивной личности.
Высокий (1) уровень баллов, набранных по данной шкале, свидетельствует о наличии у старшеклассников чувства ответственности как особо важной личностной характеристики, а также о признании ответственности в качестве базовой характеристики личности. У таких учащихся преобладает интернальный (внутренний) контроль, достаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление к самоанализу.
Средний (2) уровень баллов свидетельствует о признании старшеклассниками важности ответственности как личностного качества, о стремлении проявлять ее в своих поступках. Однако не всегда для подростков бывают возможными понимание и осознание мотивов своих действий. Наряду с интернальным, достаточно частым бывает и экстернальный контроль.
Низкий (3) уровень баллов показывает, что учащиеся в очень малой степени либо вообще не осознают необходимости ответственности человека за его поступки в жизни, за выбор модели поведения. В этом случае преобладает экстернальный (внешний) контроль в жизненно важных ситуациях. Личность не считает ответственность ценностью, проявляет при этом низкий уровень рефлексии.
Бланк анкеты исследования
Уважаемый старшеклассник! Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утверждений, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Поставь знак «+» напротив того утверждения, которое в большей степени соответствует твоей точке зрения. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.
I
1. А. Я думаю, что выражение «век живи — век учись» неверно.
Б. Выражение «век живи — век учись» я считаю правильным.
2. А. Большая часть из того, что я делаю на занятиях в школе, доставляет мне удовольствие.
Б. Лишь немногие из учебных занятий в школе по-настоящему меня радуют.
3. А. Усилия, которых требует процесс познания, слишком велики.
Б. Усилия, которых требует процесс познания, стоят того, ибо доставляют удовольствие и приносят пользу.
4. А. Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве и познании.
Б. Вряд ли в творчестве и познании можно найти смысл жизни.
5. А. Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда вызывают у меня раздражение.
Б. Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.
6. А. Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах природы и общества.
Б. Мне кажется, что без знания основных законов бытия многие люди вполне могут обойтись.
- А. На уроках мне чаще всего бывает скучно.
Б. На уроках мне никогда не бывает скучно. - А. Я очень увлечен учебой в школе.
Б. Я не могу сказать, что очень увлечен учебой в школе.
9. А. Мне нравится учиться в школе, даже если порой у меня не все получается.
Б. Мне не нравится учиться в школе.
10. А. Если бы была возможность решать самому, я бы занятия в школе посещал по своему выбору.
Б. Я огорчаюсь, когда из-за болезни или по иной уважительной причине мне приходится пропускать занятия в школе.
II
- А. Я чувствую себя неловко, когда мне говорят комплименты.
Б. Я прихожу в восторг, когда мне говорят комплименты. - А. Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.
Б. Я определенно себе нравлюсь.
3. А. Я верю в себя тогда, когда чувствую, что способен справиться с проблемами, возникающими передо мной.
Б. Я верю в себя даже тогда, когда неспособен справиться со своими проблемами.
4. А. Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг.
Б. Мое чувство самоуважения лишь в небольшой степени зависит от моих достижений.
- А. Иногда я стыжусь проявлять свои чувства.
Б. Я никогда не стыжусь проявлять свои чувства. - А. Я всегда уверен в себе.
Б. Не могу сказать, что я всегда уверен в себе.
7. А. Самоанализ всегда необходим для человека.
Б. Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.
8. А. Мне всегда удается руководствоваться в жизни собственными чувствами и желаниями.
Б. Мне не часто удается руководствоваться в жизни собственными чувствами и желаниями.
9. А. Иногда мне трудно быть искренним, даже тогда, когда мне этого хочется.
Б. Мне всегда удается быть искренним.
10. А. Мне кажется, что у меня есть немало позитивных качеств.
Б. Мне кажется, что мне нечем гордиться.
III
1. А. Я думаю, что большинству людей можно доверять.
Б. Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не следует.
- А. Люди редко раздражают меня.
Б. Люди часто раздражают меня. - А. Большинство людей стремится выбирать легкий путь.
Б. Думаю, что большинство людей не склонно искать легкие пути.
4. А. Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что судьба к ним несправедлива.
Б. Многие люди завистливы, хотя и пытаются это скрыть.
5. А. О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он или злой.
Б. Обычно оценить человека очень легко.
6. А. По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства.
Б. Достоинства человека заметить гораздо легче, чем его недостатки.
7. А. Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу.
Б. Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих.
8. А. Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно.
Б. Я не проявляю своего расположения к человеку, не будучи уверенным в том, что оно взаимно.
9. А, Мне нравится большинство людей, которых я знаю.
Б. Большинство людей, которых я знаю, мне не нравится.
10. А. В беседе я уделяю максимум внимания мнению своего собеседника.
Б. В беседе с другим человеком я прилагаю максимум усилий к тому, чтобы моя точка зрения была услышана и принята.
IV
1. А. Главное в жизни — нравиться людям.
Б. Главное в жизни — приносить пользу людям.
2. А. Выбирая для себя занятие, я всегда стремлюсь к тому, чтобы оно было общественно значимо, полезно не только мне, но и другим.
Б. Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно.
3. А. Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.
Б. Я считаю, что имею право ожидать от людей правильной
оценки того, что я для них делаю.
4. А. Если учитель обращается ко мне с какой-либо просьбой или поручением, то я этому радуюсь и выполняю с удовольствием.
Б. Дополнительные поручения или просьбы учителя меня не радуют, так как это отвлекает меня от других интересных для меня дел.
5. А. Мне нравится участвовать в субботниках или трудовых десантах.
Б. Я огорчаюсь, когда нужно участвовать в субботниках или трудовых десантах, так как это отвлекает от важных для меня дел.
6. А. Я всегда чувствую активность, сильное стремление к деятельности, присутствие значительного запаса энергии,
Б. Думаю, что чрезмерная активность и деловитость могут повредить человеку.
7. А. Люди, которые всегда активны и деловиты, меня раздражают.
Б. Мне нравятся активные, энергичные, деловые люди.
8. А. Низко оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения.
Б. Интересное, творческое содержание работы — само по себе награда.
9. А. Я считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром».
Б. Я не считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром».
10. А. Я стремлюсь к тому, чтобы сделать для себя и окружающих что-нибудь значительное, и переживаю, если это не удается.
Б. Я никогда не переживаю из-за того, что не делаю ничего значительного для себя и окружающих.
V
1. А. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию.
Б. У меня никогда не возникает потребности найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию.
2. А. Я стараюсь относиться добросовестно ко всему, что я делаю.
Б. Я не слишком расстраиваюсь от того, что выполнил какое-то дело не очень добросовестно.
3. А. Я считаю, что люди должны заниматься самоанализом.
Б. Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.
4. А. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.
Б. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.
5. А. Я не огорчаюсь, если по объективным причинам не удается выполнить какие-либо обещания, данные другим людям.
Б. Мне бывает очень неприятно, если я нарушил обещание даже по не зависящим от меня причинам.
6. А. Думаю, что благополучие и успех в школьном обучении возможны для меня только при активной помощи и поддержке родителей.
Б. Думаю, что я должен сам нести ответственность за собственные неудачи в школе.
7. А. Я выполню задачу или поручение качественнее и лучше, если буду знать, что меня контролируют.
Б. Я самостоятельно доведу порученное мне дело до конца, если меня никто не контролирует.
8. А. Могу уверенно сказать, что к обучению в школе я отношусь ответственно.
Б. Не могу сказать, что к обучению в школе я отношусь ответственно.
9. А. Могу сказать, что у меня есть чувство долга.
Б. Не могу сказать, что я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
10. А. Я всегда чувствую ответственность за все, что случается в моей жизни.
Б. Иногда я думаю, что за многое из того, что случается в моей жизни, ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть.
Спасибо за ответы!
Благодарим за участие в анкетировании!
Анализ и интерпретация полученных данных.
Анкета состоит из пяти содержательных блоков (шкал), каждый из которых содержит 10 вопросов. Максимальная оценка каждого из показателей — 10 баллов, так как за каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл.
Необходимо подсчитать сумму баллов, набранных старшеклассником по каждому содержательному блоку, то есть определяется присутствие каждой названной ценности. Это позволит определить степень выраженности у учащегося той или иной ценностной ориентации, увидеть, какие из пяти базовых ценностей личности проявлены в большей степени, а какие требуют усилий для их развития.
Для изучения наличия ценностных ориентации как одного из показателей результативности образовательного процесса предлагается рассматривать три уровня проявления названных ценностей: 1 — высокий; 2 — средний; 3 — низкий (табл. 1).
Таблица 1
Определение уровней ценностных ориентации
Показатели ценностных ориентации | Уровни ценностных ориентации | ||
1, в баллах | 2, в баллах | 3, в баллах | |
1. Познание | 8—10 | 5—7 | 0—4 |
II. Я-ценность | 8—10 | 4—7 | 0—3 |
Ш. Другой-ценность | 8—10 | 4—7 | 0—3 |
IV. Общественно полезная деятельность | 9—10 | 4—8 | 0—3 |
V. Ответственность | 9—10 | 6—8 | 0—5 |
По итогам диагностики ценностных ориентации у старшеклассников можно получить информацию о качестве образовательного процесса и его эффективности в деятельности школы, направленной на формирование у учащихся ценностных ориентации (табл. 2).
Количественный анализ показателей указывает на успех образовательного учреждения в деятельности по формированию базовых ценностей, если результаты зафиксированы на 1—2 уровнях. Если результаты фиксируются на 3-м уровне, то это указывает на низкую степень развитости ценностных ориентации.
Количественный анализ показателей указывает на успех образовательного учреждения в деятельности по формированию базовых ценностей, если результаты зафиксированы на 1—2 уровнях. Если результаты фиксируются на 3-м уровне, то это указывает на низкую степень развитости ценностных ориентации.
Предлагается определенный алгоритм обработки и интерпретации результатов.
- Необходимо сравнить между собой процентные показатели количества учащихся, имеющих высокий уровень развития ценностных ориентации, на всех этапах диагностики по каждому показателю в отдельности.
- Сравнить процентные показатели количества старшеклассников, имеющих нормальный уровень развития ценностных ориентации, на всех этапах диагностики по каждому показателю в отдельности.
3. Сравнить процентные показатели количества старшеклассников с низким уровнем развития ценностных ориентации на каждом этапе диагностики.
Таблица 2
Примерные результаты диагностики ценностных ориентации
Номер вопроса | Показатели ценностных ориентации | ||||
I Познание | II Я-ценность | III Другой-ценность | IV Общественно полезная деятельность | V Ответственность | |
1 | б | б | а | б | А |
2 | а | б | а | а | А |
3 | б | б | б | а | А |
4 | а | б | а | а | А |
5 | б | б | а | а | Б |
6 | а | а | б | а | Б |
7 | б | а | а | б | Б |
8 | а | а | а | б | А |
9 | а | б | а | а | А |
10 | б | а | а | а | А |
Для сравнения может быть применен t-критерий Стъюдента (критерий значимости различий), позволяющий определить статистическую значимость степени приращения в росте конкретного показателя.
Деятельность образовательного учреждения с точки зрения влияния учебно-воспитательного процесса на формирование ценностных ориентации учащихся может быть признана эффективной в случае, если от 9-го класса к 11-му классу происходят существенные изменения процентных показателей — рост количества учащихся, достигающих 1 (высокого) и 2 (среднего) уровней развития ценностных ориентации, а именно:
а) наблюдается тенденция значительного увеличения количества учащихся с высоким уровнем ценностных ориентации за счет перехода учащихся на высокий уровень с низкого и среднего;
б) наблюдается тенденция значительного уменьшения количества учащихся с низким уровнем ценностных ориентации за счет перехода учащихся с низкого уровня на средний и высокий.
Проблемы в деятельности образовательного учреждения можно четко обозначить тогда, когда от класса к классу наблюдается обратная тенденция (количество учащихся с высоким уровнем ценностных ориентации сокращается, а количество учащихся с низким уровнем — увеличивается), или ситуация остается неизменной (нет значимых различий по уровням от класса к классу, отсутствует положительная динамика в развитии базовых ценностей личности).
Положительная динамика этого показателя по годам будет свидетельствовать о целенаправленной работе учителей и администрации школы над совершенствованием образовательного процесса, о своевременной коррекции педагогической деятельности на основе отслеживания ее результатов.
Рекомендации по организации изучения ценностных ориентаций школьников.
Анкетирование старшеклассников проводится по единой инструкции и по одинаковым анкетам, независимо от возраста. Но из опыта проведения анкетирования было установлено, что учащиеся разных возрастных категорий затрачивают на него неодинаковое время. Так, в 9-х классах учащиеся справляются с заполнением анкеты за 15—30 минут, а в 11-х классах учащиеся заполняют анкету 10— 20 минут. При организации и планировании анкетирования следует придерживаться установленных временных рамок.
Учащимся может быть предложено и частичное заполнение анкет, если возникла необходимость диагностики конкретных ценностных ориентации. Выделение конкретных, отдельно взятых ценностей для диагностики зависит от цели исследования, научно-методических задач образовательного учреждения или социального заказа на изучение проблемы.
Диагностику ценностных ориентации у школьников рекомендуется проводить лишь у старших подростков и юношества, то есть у учащихся 9—11-х классов. Попытка проведения диагностики базовых ценностей у учащихся предыдущих классов представляется нецелесообразной. Анкетирование учащихся младших и средних классов следует признать неправомерным, поскольку характеристики возрастного развития говорят о неразвитости произвольной сферы, «Я-концепции», механизмов самореализации, о незавершенности процесса формирования личности в целом и ее самосознания.
Для того чтобы базовые ценности у школьников рассматривать как показатель результативности образовательного процесса и иметь возможность делать адекватные выводы об успехе или неуспехе в деятельности педагогического коллектива, необходимо ежегодно (в конце учебного года) проводить диагностический анализ в 9— 11-х классах школы и фиксировать полученные результаты по трем важным позициям:
1) констатация реального на конец учебного года уровня базовых ценностей личности у учащихся 9-х классов. Сравнение этого результата с аналогичным результатом девятиклассников в каждом последующем году позволит образовательному учреждению создать банк данных о том, каким «ценностным багажом» обладают учащиеся по окончании неполной средней школы (табл. 3);
2) констатация реального на конец учебного года уровня базовых ценностей личности у выпускников (учащихся 11-х классов). Таким образом будут получены данные о «ценностном багаже» учащихся, заканчивающих полную (общую) среднюю школу. Образовательное учреждение получает таким образом возможность судить о качестве воспитания своих учеников с точки зрения наличия у них базовых ценностей;
3) сравнение общих результатов учащихся по одному году (либо по всем 9, 10, 11-м классам, либо по параллелям) с их же результатами в последующие два года — динамика от 9-го до 11-го класса (табл.4). Подобный способ фиксации результатов диагностики удобен и необходим для организации коррекционно-развивающей групповой и индивидуальной работы с учащимися, поскольку позволяет наблюдать изменение ценностной «картины» в конкретных ученических коллективах и адресно направлять педагогические усилия.
Интерпретация полученных данных требует осторожности и корректности. На наш взгляд, неверно на основе данной методики делать выводы в преобладании каких-либо из названных ценностей в сознании учащихся или об их важности для исследуемых школьников. Предлагаемая методика лишь в определенной степени (условно) позволяет определить уровень базовых ценностей личности в конкретный период ее развития.
Авторами данного пособия был предложен один из возможных вариантов изучения такого важного психолого-педагогического показателя, как ценностные ориентации. Единство появления указанных ценностей в поведении подростка обеспечивает ему социальную устойчивость, продуктивную включенность в процесс самоактуализации и психологический комфорт, поскольку способствует успеху в социальной деятельности и социальном взаимодействии, а также адаптации в окружающем социуме.
Предлагаемый подход хотя и не претендует на исчерпывающую полноту в решении данной проблемы, как и не претендует на неоспоримость и завершенность перечня базовых ценностей, однако позволяет в достаточной мере определить слабые места в воспитательной деятельности образовательного учреждения, выяснить, в какой степени усилия педагогического коллектива направлены на формирование ценностей личности.
Включение в систему психолого-педагогических измерений такого показателя, как степень развитости базовых ценностей, ярко характеризует личностную направленность деятельности образовательного учреждения и осознанное стремление педагогического коллектива обеспечить развитие высокого уровня личностной культуры учащихся.
В соответствии с описанием базовых ценностей, формирование которых признается необходимым именно в рамках образовательного процесса, следует сделать важный педагогический вывод о ведущей направленности деятельности школы: объектом педагогической деятельности должны стать личностные смыслы (ценности) и смысловые установки (ценностные ориентации), регулирующие действия и поступки школьников в разных ситуациях социального взаимодействия (в том числе и в проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора). В технологию школьного образовательного процесса необходимо внедрить условия, предоставляющие ученику возможность совершать выбор различных социальных позиций, свободный переход от одной деятельности к другой. Если в социальной технологии взаимоотношений учителя и учащегося не обеспечивается возможность самостоятельного выбора и реализации своей индивидуальности, то точку опоры для самостоятельной деятельности в сферах деятельности и социальных группах учащийся будет искать за пределами образовательного учреждения, поскольку только смена социальной позиции является тем эффективным средством, с помощью которого осуществляются формирование и утверждение ценностей, личностных смыслов и мотивов личности.
В плане формирования у учащихся определенных ценностных ориентации педагогической целью следует считать прежде всего донесение названных ценностных ориентиров до сознания учащихся, сделать их предметом помыслов подростков.
Утверждение данных ценностей в сознании школьников означает становление у них соответствующих внутренних установок. Это возможно тогда, когда общеобразовательная школа определится по поводу содержательной стороны (разработка вариантов программ, учебных и методических пособий) и процессуальной стороны (методы влияния, используемые технологии) приобщения школьников к освоению ценностей.
Условие формирования этих ценностей у школьников заключается в обязательном наличии у самих педагогов данных ценностей, их принятии ими в качестве педагогических установок и эмоциональное их переживание.
Таблица 3
годы | класс | Ценностные ориентации и уровни их развития | ||||||||||||||||||
познание | Я-ценность | Другой ценность | Общественно-полезная | ответственность | ||||||||||||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||||||
Средний показатель года | ||||||||||||||||||||
Средний показатель года | ||||||||||||||||||||
Аналогичная таблица составляется для 11 класса.
Таблица 4
Динамика развития ценностей личности от 9-го к 11-му классу
годы | класс | Ценностные ориентации и уровни их развития | ||||||||||||||
познание | Я-ценность | Другой ценность | Общественно-полезная | ответственность | ||||||||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Методика 9. Изучение устойчивости ценностных предпочтений «Положительные и отрицательные качества» (модификация для 5-6 классов)
Методика: Изучение устойчивости и динамики развития ценностных ориентаций учащихся 5 – 6 классов «Положительные и отрицательные качества» (Д. А. Тулинов).
Необходимый материал: ручки, бланки с характеристиками
Цель методики: исследование ценностных предпочтений младших подростков, динамики изменения ценностных ориентаций.
Ход исследования: Учащимся предлагается бланк с перечнем качеств, из которых они должны отметить знаком «+» положительные, по их мнению, качества, и соответственно знаком «-» - отрицательные качества.
Бланк методики исследования:
«Положительные и отрицательные качества»
Аккуратность
Вежливость
Доброжелательность
Грубость
Скромность
Небрежность
Отзывчивость
Равнодушие
Трусость
Заботливость
Жестокость
Гордость
Толерантность
Принципиальность
Скупость
Честность
Застенчивость
Искренность
Благородство
Лживость
Дисциплинированность
Пунктуальность
Воля
Терпеливость
Уступчивость
Осторожность
Агрессивность
Жадность
Справедливость
Ответственность
Бескорыстие
Бережливость
Точность
Коммуникабельность
Недобросовестность
Неряшливость
Непорядочность
Анализ и интерпретация результатов
При анализе полученных результатов следует руководствоваться ключом к данному тесту:
Номера 1, 2, 3, 7, 10, 18, 21, 22, 23, 28, 29, 30, 32, 33 –положительные качества
Номера 4, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 20, 26, 27, 34, 35, 36 – отрицательные качества
Номера 5, 12, 15, 16, 17, 19, 24, 25, 31 – качества, которые, в зависимости от конкретной ситуации, могут быть отнесены и к положительным, и к отрицательным качествам личности.
Помимо этого, учитель может также после того, как учащиеся отметили качества, задать вопросы следующего характера:
Какие из качеств есть у вас? Причем, называть нужно и положительные, и отрицательные качества.
Какими из этих качеств, по вашему мнению обладают ваши друзья? Сосед по парте? Учитель?
Какое из этих качеств для вас наиболее важное?
Какое из качеств для вас самое отрицательное? И т.п.
Таким образом, методика трансформируется, помогая наиболее полно изучить картину внутреннего мира учащихся.
Результаты дают представление о способности учащихся дифференцировать нравственные понятия, а также о понимании их содержания.
В целях исключения неточности в ответах учащихся, в списке качеств некоторые понятия даны два раза, но заменены синонимами. Сопоставляя ответы учеников, учитель может получить более точный результат.
Чтобы проследить динамику развития ценностных предпочтений подростков, данную методику необходимо проводить несколько раз.
Методика 10. Изучение ценностных ориентаций личности «Волшебник» (модификация для 5-6 классов)
Методика: Изучение ценностных ориентаций учащихся 5 – 6 классов «Волшебник» (В. И. Петрова, модиф. Д. А. Тулинов).
Необходимый материал: ручки, бланки с вопросами
Цель методики: исследование ценностных ориентаций младших подростков, динамики их изменения.
Ход исследования: Учащимся предлагается бланк с вопросами, где необходимо выбрать один из нескольких вариантов.
Бланк методики исследования:
«Волшебник»
Представьте себе, что вы на один час стали волшебником. Что бы вы сделали в первую очередь?
- Отомстил бы всем, кому хотел.
- Вылечил бы всех больных на Земле.
- Исполнил бы все свои желания.
- Сделал бы свою семью очень богатой и успешной.
- Исполнил бы желания дорогого мне человека.
- Помог бы всем бедным.
- Превратил бы себя в самого умного и привлекательного.
- Сделал бы нашу планету чистой.
- Сделал бы счастливыми своих лучших друзей
- Сделал бы всех людей немного добрее
Какой из оставшихся вариантов вы бы осуществили?
От чего бы вы отказались, если можно было осуществить все варианты, кроме одного?
Анализ и интерпретация результатов
Проверка полученных результатов осуществляется на основе сопоставления вариантов, предложенных в бланке, и соответствующим им видам направленности личности.
Ответы на первый вопрос:
Варианты 1, 3, 7 – направленность на себя;
Варианты 4, 5, 9 – на окружающих;
Варианты 2, 6, 8, 10 – на общество мир в целом;
Вариант ответа на второй вопрос показывает, какая ценность стоит для данного учащегося на втором месте, а ответ на третий вопрос позволяет узнать, какая ценность стоит на последнем месте. Готов ли подросток отказаться от своих желаний в пользу других людей, будь то его близкие или весь мир, или же, наоборот, реализация собственных желаний и возможностей стоит для него на первом месте? Именно данную цель преследует использование данной методики.
Чтобы более подробно исследовать ценностные ориентации учеников, возможно включение дополнительных вопросов, подразумевающих выбор ценностей по порядку – от самой важной и до ценностей, наименее важных для данного испытуемого
Особенностью данной методики является простота использования, возможность скорого и точного анализа полученных результатов. Как и предыдущая методика, данную можно использовать несколько раз для изучения динамики изменения ценностей и направленности личности
Методика 11. Изучение ценностных ориентаций личности «Волшебная золотая рыбка» (модификация для 5-6 классов)
Методика: Изучение ценностных ориентаций учащихся 5 – 6 классов «Волшебная золотая рыбка» (Т. Г. Хомякова, модиф. Д. А. Тулинов).
Необходимый материал: ручки, бланки с вопросом
Цель методики: исследование ценностных ориентаций младших подростков, устойчивости потребностей и интересов учащихся, динамики их изменения.
Ход исследования: Учащимся предлагается бланк с вопросом, где необходимо вписать ответ на поставленный вопрос.
Бланк методики исследования:
«Волшебная золотая рыбка»
Золотая рыбка может выполнить только одно пожелание; данное пожелание вам нужно изложить в письменном виде.
_________________________________________________________________________________________________________
Затем напишите, чего вы больше всего НЕ хотите, что бы вы хотели, с вами никогда бы не произошло? / не произошло с вашими близкими или еще что-либо.
Анализ и интерпретация результатов
Обработку полученных результатов можно представить по следующей схеме:
Для себя | Для семьи | Для друзей | Для всех людей | |
Материальные потребности | ||||
Духовные, нравственные потребности |
В пустые ячейки вставляют количество учащихся, желания которых соответствуют указанным в таблице пунктам.
Для наиболее углубленного изучения потребностей и интересов учащихся можно изменять методику:
- Записывать не одно, а три (и т.д.) желания;
- Включать дополнительные инструкции типа «какое желание вы бы выполнили – свое, друга, мамы, или незнакомого вам человека, который очень нуждается в чем-либо?»;
- Предложить уже готовые ответы, из которых необходимо выбрать или исключить один / три или более.
Чтобы исследовать динамику изменения ценностных ориентаций, необходимо проводить методику неоднократно, на протяжении одного года.
Методика 12. Изучение ценностных ориентаций личности «Фильм» (модификация для 5-6 классов)
Методика: Изучение ценностных ориентаций учащихся 5 – 6 классов «Фильм» (Д. А. Тулинов).
Необходимый материал: ручки, бланки с вопросом
Цель методики: исследование ценностных ориентаций и потребностей младших подростков.
Ход исследования: Учащимся предлагается бланк с вопросом, где необходимо выбрать три варианта из предложенных, и расположить их в порядке «о чем сначала» и до «о чем потом».
Бланк методики исследования:
«Фильм»
Ты с ребятами снимаешь фильм. О чем он будет?
- О твоем классе;
- О войне, военных;
- О врачах;
- О себе;
- О дружбе;
- О подвиге;
- О сказочных событиях;
- О счастливой семье;
- О победе добрых над злыми;
- О сильных отрицательных героях;
- О злом волшебнике;
О чем ты бы никогда не снял фильм? (один вариант)
На уроке можно попросить детей раскрыть, почему состоялся тот или иной выбор, так как выбор некоторых вариантов не может дать однозначного представления о причине, по которой данный ответ был выбран. Объяснения учащихся помогут устранить двусмысленность и упросить анализ полученных результатов.
Анализ и интерпретация результатов
Интерпретация результатов, полученных в ходе проведения данной методики, происходит путем анализа той ранжировки тем, которую выбрал испытуемый. Например:
1. О дружбе
2. О себе
3. О сказочных событиях
Никогда не снял бы фильм о войне.
Данная аранжировка свидетельствует о том, что главной ценностью для подростка является дружба. На втором месте – он сам. То есть, четкая направленность на собственную персону. На третьем месте сказочные события, что говорит либо об интересах к сказочному, выдуманному миру, либо о сильном желании попасть в таковой, о неудовлетворенности реальным миром, своим окружением, за исключением нескольких друзей. Именно поэтому важно уточнить причину выбора именно данных тем у самих учащихся. И, наконец, наименее привлекательна тема войны, что говорит о нежелании видеть военные события, о протесте войне.
Таким образом проверяются все бланки и делается вывод о характере ценностных ориентаций одного ученика и класса в целом.
Варианты ответов могут регулироваться и изменяться самим учителем. Как и предыдущие методики, данную проводят несколько раз в целях коррекции воспитательной работы классного руководителя и изучения динамики изменения ценностных предпочтений и направленности личности подростков.
Диагностика нравственно-волевых качеств у дошкольников 6-7 лет
Физическое и психическое развитие ребенка-дошкольника отличается большим разнообразием и динамичностью. На протяжении дошкольного детства ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниями. Успех же нравственного воспитания во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором живут дети. В это пространство входят прежде всего отношения и общение в детском коллективе. В формировании дружеских отношений дошкольников важнейшая роль отводится педагогу. Дружеские взаимоотношения детей 6—7 лет — это определенная форма общения, имеющая моральную направленность. Дружескими можно назвать такие отношения, которые проявляются в отзывчивости, заботливом отношении к сверстникам, стремлении оказать взаимопомощь.
В соответствии с требованиями традиционной программы к седьмому году жизни ребенок должен обладать определенным уровнем развития отношений, у него в достаточной мере должна быть сформирована потребность в общении со сверстниками, умении строить благополучные взаимоотношения с ними.
Известно, что процесс нравственного воспитания детей — это активный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Учеными доказано, что от особенностей взаимоотношений между членами группы в детском коллективе зависит формирование характера, развитие творческих способностей личности, поскольку группа при психологически здоровом микроклимате может активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную, и волевую сферы ребенка и, наоборот, тормозить развитие указанных сфер при неблагоприятном климате.
Назначение средств физической культуры в воспитательных целях рассматривается как воздействие в той или иной степени на психику, сознание, поведение ребенка. Среди разнообразных средств, используемых в физическом воспитании дошкольников, определенное место отводится туристской игровой деятельности, которая сама по себе является комплексной и многогранной. Однако особенно ценным в туризме представляется то, что он выполняет коммуникативную функцию и играет большую роль в решении задач нравственного воспитания. Кроме того, средства туризма имеют большие возможности для формирования волевых качеств, таких как решительность, выдержка, настойчивость, смелость.
Предлагаем содержание игры, которую лучше всего провести в начале учебного года, уточнив у детей в предварительных беседах понятия болота, поля, луга и т.п.
Диагностика дружеских взаимоотношений
Методика проведения игры «Не намочи ног»
(Э. К. Суслова, 1994)
На полу отделяется чертой «болото» шириной 7- 8 м. В физкультурный или музыкальный зал приглашаются двое детей, каждому даются три доски 20x25 см или такого размера, чтобы на доску свободно вошла стопа ребенка. Две дощечки они держат в руках, третью можно закрепить за спиной с помощью резинки.
Детям дается установка: «По дощечкам-мостикам вы должны как можно быстрей перейти на другой берег». По сигналу «Можно!» дети продвигаются вперед, переступая по двум дощечкам (третья — за спиной). У одного из них две дощечки (сначала — одна, затем — другая). «уплывают», «тонут», «ломаются». Каждому ребенку предоставляется возможность принимать решение и действовать самостоятельно. Фиксируется поведение играющего, у которого сохранились все три дощечки. По окончании игры дети уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование ценностных ориентаций у воспитанников"
Актуальность проблемы формирования ценностных ориентации школьника,его нравственного облика продиктована социальными запросами,предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системеобщеч...
Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)
«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...
Психолого–педагогическая мастерская ценностных ориентаций «ДОМ»
Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, котoрая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способстну¬ет росту личносги учителя и у...
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей "емкостью". Потому что он вбирает в себя литературу, живопись, музыку. Театральное действие находится в непрерывном движении, он...
Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.
Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
В статье обосновывается необходимость овладения педагогом современными информационными технологиями с целью совершенствования музыкально-образовательного процесса и оптимального формирования музыкальн...
Методики ценностных ориентаций
Методики ценностных ориентаций...