ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Алексеева Ольга Витальевна

Лексика, будучи самостоятельным разделом школьного курса английского языка, непосредственно связана с другими его разделами, и в частности с грамматикой. Ведь слова, обозначая явления объективной деятельности и имея лексическое значение, в то же время относятся к тому или иному лексико-грамматическому разряду. Поэтому знание значений слов важно не только для расширения словаря, но и для усвоения морфологических и синтаксических понятий, поскольку каждая грамматическая категория представляет собой единство лексической и грамматической сторон.

Очевидно, что введение нового лексического и грамматического материала, его восприятие и запоминание учащимися облегчается при использовании учителем различных методов и приемов.

В данной работе я представляю некоторые методы и приемы повышения эффективности изучения лексики.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

      Тема самообразования

 ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ

на уроках английского языка

Составил:

учитель  английского языка

Алексеева О.В.

                                                        

                                           

г. Саратов, 2017 г.

Пояснительная записка

Лексика, будучи самостоятельным разделом школьного курса английского языка, непосредственно связана с другими его разделами, и в частности с грамматикой. Ведь слова, обозначая явления объективной деятельности и имея лексическое значение, в то же время относятся к тому или иному лексико-грамматическому разряду. Поэтому знание значений слов важно не только для расширения словаря, но и для усвоения морфологических и синтаксических понятий, поскольку каждая грамматическая категория представляет собой единство лексической и грамматической сторон.

Очевидно, что введение нового лексического и грамматического материала, его восприятие и запоминание учащимися облегчается при использовании учителем различных методов и приемов.

В данной работе я представляю некоторые методы и приемы повышения эффективности изучения лексики.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………

Значение лексики в курсе английского языка начальной, средней и старшей школы……………………...................................................................................

Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики……………………………………………………………………………

Игры, повышающие эффективность изучения лексики……………………….

Заключение……………………………………………………………………

Список используемой литературы ………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Словарный состав языка, представляя определенную систему, включает разные категории слов, которые связаны между собой различными отношениями, складывающимися на основе общих семантических признаков. Это дает основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса английского языка.

Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.

Цель работы данного исследования представляет собой попытку выявить эффективные способы работы со словом для пополнения лексикона школьников.

Значение лексики в курсе английского языка начальной, средней и старшей школы

В методике английского языка известно много приемов эффективной работы над значениями нового слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для данного слова способом. Рассмотрим основные из них, расположив по степени их развивающего потенциала:

1. Объяснение значения через контекст. Прочтение отрывка "высвечивает" значение слов; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.

2. Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми, является вариантом предыдущего задания. Это прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель.

3. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения.

4. Показ предмета, картинки, макета  или действия как средство развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали сами либо нарисовали, то их познавательная активность достаточно высока.

5. Способ подбора синонимов является одним из самых универсальных и часто применяемых приемов: amazing-incredible, awful-terrible, beautiful-pretty, decide-resolve

6. Прием подбора антонимической пары: absent - present, cool – warm, forget - remember

7. Развернутое описание, состоящие из группы слов или из нескольких предложений, как прием разъяснения  значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы.

Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов- важнейшая задача работы во всех классах.

Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики

Эффективность обучения проявляется, прежде всего, в активизации учебной деятельности школьников.

Ученик должен не просто запоминать правила или определения понятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а "добывать" и осмысливать эти знания во много раз лучше запоминаются и усваиваются, чем механически заученные.

Активизация деятельности школьников в лексической работе выражается главным образом в том, что основными в их работе по усвоению новых знаний становится творческая переработка в сознании учеников получаемой научной информации и решение поставленных перед  ними познавательных задач. Это стимулируется такой подачей учебного материала со стороны учителя, которая исключала бы возможность получения школьниками готовых выводов и вооружала их материалом для самостоятельных умозаключений, указывала наиболее рациональные пути усвоения этого материала. Для этого широко используются личные наблюдения учащихся по специальным заданиям учителя, привлечение и анализ учащимися фактов из их личного жизненного опыта, проведение на уроках учебных опытов, обобщение однозначного, но вариативного материала по изучаемому вопросу, полученного из нескольких источников.

Игры, повышающие эффективность изучения лексики

 

ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ С ПОМОЩЬЮ ИГР

1. Материал для данной работы был собран из учебно-методических пособий для изучающих английский, из английских авторских методик. А также, материал, полученный в виде ксерокопий, на семинарах и заседаниях методических объединений учителей иностранных языков. В качестве учебных материалов используются  игры, образные выражения, пословицы, поговорки, стихи, песни, обучающие программы, включающие игровые элементы, видеофрагменты.

1.1. С целью разнообразия процесса работы над словами предлагаются упражнения в игровой форме.

        Психологи утверждают, что усвоение теоретических знаний посредством учебной деятельности происходит тогда, когда она сочетается с другими видами деятельности – трудом, общественно-организаторскими делами, игрой.

Чтобы обеспечить активность учащихся при выполнении игровых упражнений, используются различные формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Упражнение «Эхо». Учащиеся троекратно проговаривают громко и шепотом части фразы, в которой находится изучаемое слово.

Упражнения, проведенные в такой форме, гарантируют многократное повторение лексических единиц и поэтапное включение учащихся в речевую деятельность.

Игра «Зашифрованное послание». Учащимся даётся алфавит, где каждой букве соответствует определённый знак. Учащиеся должны расшифровать фразу, представленную в виде набора знаков.

        Игра «Собери квадрат». Учащиеся делятся на группы. Каждой группе выдаётся квадрат, разрезанный на равные квадратики. На каждой грани квадратика даны слова на английском и русском языках. Необходимо как можно быстрее собрать большой  квадрат, соединяя маленькие квадратики. Соприкасающиеся грани должны иметь перевод одного и того же слова на русском и на английском языках.

Система рассмотренных упражнений гарантирует многократное повторение лексических единиц  и включение их в речевую деятельность учащихся. Проводимые в игровой форме, они развивают образное мышление и способствуют поддержанию интереса к изучению языка. По мере накопления языковых знаний задания усложняются, усложняются и их формулировки, которые и стимулируют речемыслительную деятельность учащихся.

В игре “Чайнворд” принимают участие все учащиеся группы. На доске пишется любое нововведенное слово, затем участники игры по очереди пишут слова, первая буква которых является последней буквой предыдущего слова. Слова в цепочке не повторяются. Выбывает тот, кто не смог в отведённое время вспомнить слово или написал его с ошибкой.

Другая игра, в которой принимают участие все учащиеся группы. За определенное время надо написать как можно больше слов, используя только буквы слова, написанного преподавателем на доске.

Превратить заучивание слов в увлекательное и интересное занятие помогает использование кроссвордов.  

В работе со старшеклассниками главным стимулирующим фактором является возможность творческого подхода к выполнению учебного задания, т.е. самостоятельное решение новой коммуникационной задачи в новой ситуации на основе усвоенных лексических единиц.

В 9 классе при повторении лексики по теме «Я прогуливаюсь по Лондону» предлагается  всем учащимся стать сотрудниками издательства, которое получило задание составить английско-русский разговорник на тему «Город».

Определяются этапы работы:

1. Придумать название издательства

2. Разделиться на группы.

3. Распределить обязанности: редактор, корреспондент, корректор и т.д.

4. Каждая группа выбирает одну из предложенных глав разговорника:

- история города;

- экскурсия по городу;

- посещение музея;

- встреча со школьниками (интервью).

Работа над разговорником предполагает повторение лексики в новой ситуации.

Система рассмотренных упражнений гарантирует многократное повторение лексических единиц и включение их в речевую деятельность учащихся. Проводимые в игровой форме, они развивают образное мышление и способствуют поддержанию интереса к изучению языка. По мере накопления языковых знаний задания усложняются, усложняются и их формулировки, которые и стимулируют речемыслительную деятельность учащихся.

1.2. Работа с устойчивыми и образными выражениями при изучении английского языка является необходимым и многофункциональным средством, позволяющим снять многие трудности, которые возникают в процессе обучения. Упражнения с такими элементами языка, как образные сравнения повышают мотивацию обучаемого, вовлекая его в некую игру, которая способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся. Работа с образными выражениями очень обогащает лексический запас. Например, при изучении тем: «Цвета», «Животные».

При изучении темы «Мой друг (внешность)», можно использовать образные выражения, где встречаются названия частей тела. Ребятам предлагается выполнить творческие задания. Выполнение этих заданий позволяет учащимся закрепить лексический запас по теме, способствует развитию навыков литературного перевода.

Интересный материал образных сравнений и устойчивых выражений помогает оживить урок английского языка, стимулирует интерес к его изучению.

1.3. Важным обучающим и мотивационным фактором является работа со стихотворением.

На начальном этапе при обучении счету, можно использовать  стихотворения-считалки. Наряду с тем, что учащиеся приобретают навыки счёта, неоднократно возвращаясь к работе над стихотворением-считалкой и, выполняя различные задания, они знакомятся с реалиями английской и отечественной культуры.

При изучении стихов можно перед вторым чтением заменить часть знакомых детям слов символами. Перед каждым последующим чтением символами заменяются все новые и новые слова. Такая работа делает процесс запоминания лексики увлекательным.

При изучении темы «Приятного аппетита» учащиеся работают с текстом стихотворения, добавляя его своими рисунками. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, углубляет знание языка и при этом происходит процесс запоминания лексики.

1.4. Работа с песней на уроках английского языка оказывают неоценимую помощь в изучении предмета. Преимущество использования состоит в том, что песни помогают более прочному усвоению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В них часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знакомит с его стилистическими особенностями.

Работая над темой «Что едят англичане» учащиеся знакомятся с песней по этой же тематике. Это позволяет учащимся закрепить усвоенную лексику и расширить социолингвистические знания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование игровых приемов способствует обогащению предметно-содержательного плана. Их более основательный подбор и использование при изучении лексики благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке.

Разнообразие форм работы на уроке, неоднократное повторение лексического материала в игровой форме способствуют повышению мотивации говорения, познавательного интереса учащихся.

Богатый резерв игр, стихов, песен, образных сравнений, пословиц, поговорок вводимый на протяжении всего процесса обучения, не позволяют ученикам скучать на уроках английского языка, способствует развитию интереса к изучаемому языку, повышает их самооценку.

        Испытав чувство успеха на занятиях по английскому языку, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха внушает ему уверенность в собственных силах, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить ситуацию успеха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьева М.М., Декада иностранного языка. - Иностранные языки в школе. – 2002. - № 4.

2. Грет Карина, Давайте поиграем! -  Санкт-Петербург: Каро, 2002.  

3. Карамышева Т.В., Иванченко. А. И., Уроки английского языка. - Санкт-Петербург: Каро, 2001.

4. Ковалёва Н.А., Создание мотивации интереса изучения английского языка на основе лингвострановедческого аспекта преподавания в старших классах. – М.: Фестиваль «Открытый урок»

5. Марчан Н.Б., О некоторых приёмах повышения эффективности изучения лексики. - Иностранные языки в школе. – 2004. - №5

6. Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку. - Иностранные языки в школе. – 2004. - № 2

7. Стучевская Ф. С., Наши вечера. - М.: Просвещение , 1969.

8. Фрейдлин Е.Г., О работе со сравнительными оборотами на уроках английского языка в старших классах. - Иностранные языки в школе. – 2001. - № 1.

9. http://clubfr.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированные задания при изучении лексики на уроках английского языка.

План-конспект урока английского языка по теме  "Спорт и здоровый образ жизни"...

«Повышение эффективности образовательного процесса на уроках английского языка посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ на уроках английского языка через применение игровых технологий

МОУ  «СОШ № 75»  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НЕКОТОРЫЕ  ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ       ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ       на уроках англ...

Доклад "Использование метода фонетических ассоциаций для изучения лексики на уроках английского языка"

quot;Использование метода фонетических ассоциаций для изучения лексики на уроках английского языка"...

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Актуальность заключается в том, что важным в процессе обучения английскому языку является выбор эффективных приёмов изучения лексики. Цель выбранных приемов и методов состоит в максимальной резу...

Метод Spaced Repetition как способ эффективного обучения лексике на уроках английского языка

В статье приводятся практические приемы применения метода эффективного обучения лексике на разных этапах урока английского языка, основанного на исследованиях известного лингвиста и педагога Пола Пинс...

СКАЗКА КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается использование сказки как эффективного метода для освоения лексического запаса: как нового, так и ранее изученного....