Тема семинара: «Развитие творческих способностей на занятиях ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА и ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО творчества».
методическая разработка
Тема семинара:
«Развитие творческих способностей на занятиях ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА и ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО творчества».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ордынского района Новосибирской области
Верх-Алеусская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Н.В.Некрасова.
Тема семинара:
«Развитие творческих способностей на занятиях ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА и ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО творчества».
Выполнила:
Казанцева Наталья Александровна,
учитель технологии
Верх-Алеус, 2019
1 Тема моего семинара: «Развитие творческих способностей на занятиях ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА и ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО творчества».
Опыт доказывает, что занятия по художественной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода каждому ребенку и это содействует развивают у них не только художественно-творческих способности, но и внимание, наблюдательность, настойчивость и волю. Именно формирование этих качеств является существенным условием для обучения и полноценного развития личности.
Развитие творческих способностей в нашей школе осуществляется на уроках ИЗО, МХК, технологии, искусства, музыки, факультативных занятиях, внеклассных мероприятиях. Занятие искусством – труд ума и души.
Бытует мнение, что занятия изобразительным искусством и декоративным творчеством в школе «неважные, второстепенные». Но это глубоко ошибочное суждение. Ведь именно на этих занятиях формируется творческая личность ребенка, его эстетическая взыскательность, самостоятельность суждений, любовь и уважение к национальным, историческим и культурным традициям своей страны и всего человечества в целом.
Эти занятия таят в себе огромные возможности: работа с художественными материалами (цветные карандаши, фломастеры, мелки и краски) помогают ребенку психологически разгрузиться, избавиться от внутренних зажимов и комплексов; поделиться своими позитивными и негативными чувствами и эмоциями и даже избавиться от некоторых недугов. Мелкая моторика рук активизирует развитие мозговой деятельности мозга. Проблемным детям (склонным к неврозам и психозам), детям группы «риска» (из неблагополучных семей, сиротам, правонарушителям), детям, которым тяжело дается правописание и чтение (дисграфия и дислексия) особенно показаны занятии изобразительным искусством.
2 Каждый ребенок изначально талантлив, но талант надо обозначить и найти пути его выхода. Чтобы ребенок полнее «раскрылся», получил радость от общения с искусством и своим творчеством, важна целенаправленная и профессиональная, деятельность учителя. Для развития творческого начала в ребёнке, то есть воспитания творческой личности, я ставлю перед собой цель: раскрытие и развитие в творчестве потенциальных художественных способностей, заложенных в ребёнке.
3 Задачами, направленными на реализацию этой цели, для меня являются:
- -сформировать устойчивый интерес к творчеству в художественной деятельности;
- - познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмам работы с ними, показать широту их возможного применения;
- - воспитывать эстетический вкус;
- - прививать групповую форму работы через поощрение доброжелательного отношения друг к другу.
4 Что же такое творчество? Основным видом деятельности на занятиях является творчество. Существует более 100 определений этого понятия:
- - с философской точки зрения – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее;
- - с точки зрения психологии, творчество – это процесс создания нового и совокупность свойств личности, которые обеспечивают её включённость в этот процесс;
- - в педагогике же под творчеством способностями понимают индивидуальные способности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.
Которую реализует
5 Определимся с понятием –творческая личность -это комплекс качеств и свойств, которые обеспечивают индивидуальную способность к продуктивной, созидательной инновационной деятельности и возможность самосовершенствования.
Структура творческой личности состоит из компонентов:
- - творческий потенциал как совокупность психологических новообразований и креативных способностей, проявляющихся и развивающихся в творческой деятельности;
- - индивидуально - психологические параметры как своеобразие черт характера, воли, темперамента, возрастных особенностей;
- - творческая направленность как сочетание мотивов, потребностей и целевых установок на личностно и общественно значимые результаты.
6 Особое внимание я уделяю художественно-творческой деятельности обучающихся по созданию творческих проектов в виде художественных работ, макетов и т.д. Ведь метод творческих проектов позволяет организовать исследовательскую деятельность, используя при этом все многообразие методов и форм самостоятельной познавательной, и художественно-творческой работы. Проектную деятельность я рассматриваю как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт обучающихся.
Проект как творческий процесс имеет шесть составляющих: проблема — проектирование (планирование) — поиск информации — продукт — презентация —
рефлексия---папка проекта, «портфолио».
7 Лев Николаевич Толстой когда-то сказал: «Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок, не нужно насильно развёртывать лепестки, а нужно создать условия, при которых он сам распустится». К эффективным условиям организации художественно-творческой деятельности детей можно отнести следующие:
- - построение учебного процесса на основе гуманизации обучения детей;
- -создание художественно-обогащённой педагогической среды, предполагающей сотрудничество и ситуацию успеха в деятельности детей.
8 Для создания творческой атмосферы и уважительных взаимоотношений между всеми присутствующими на уроке я использую приёмы:
- - первоначально давать легко доступные творческие задания;
- - проявлять интерес к действиям учеников;
- - признавать и поощрять множественность вариантов ответов;
- - раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;
- - поощрять чувство предвосхищения и ожидания;
- - знакомое снова «сделать» незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения;
- - строить предположения на неограниченных данных и
соотносить на первый взгляд несоотносимое;
- - повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нём рациональное зерно.
9 Педагог должен стремиться к пониманию того, что мерилом ценности каждого ребенка является его индивидуальное восприятие искусства, как необходимого элемента жизненной позиции в целом. В работе с детьми я использую рекомендации последователя гуманистической психологии Уильяма Глассера из его книги «Школа без неудачников», это:
- - начинать разговор с похвалы;
- - обращать внимание на ошибки детей только косвенным образом;
- - выражать одобрение по поводу каждой удачи;
- - предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других - «создавать» детям хорошую репутацию;
- - не приказывать, а задавать вопросы;
- - постоянно поощрять детей, «делая» любую ошибку легко исправимой;
- - добиваться того, чтобы ребёнок был рад сделать то, что предлагает ему учитель.
10-11 Любая деятельность, а особенно творческая предполагает результат.
Показателем результативности служит увеличивающееся количество и качество детских творческих работ в школьных выставках (тематические, праздничные), участие в районных художественно-творческих конкурсах. Конечно, не каждый ребёнок делает такие работы, но при активной профессиональной деятельности учителя каждый может овладеть навыками художественного творчества, которые в последствие сможет применить в своей жизни. Они открывают в себе новые возможности и способности, доселе неизвестные им, что приводит к повышению познавательного интереса к предмету. Они ждут новых уроков, новых открытий в себе и в окружающем их мире.И вот такое участие и результативность в художественно-творческой жизни школы и района приносит радость детям. Талантливый советский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Дать детям радость в учение-это первая заповедь воспитания».
12 Шарлотта Бронте добавляет: «Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика». Я полностью с ней согласна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу 1994 года под реда...
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕД...
Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-11 лет
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования яв...
Из опыта работы учителя ИЗО МОУ гимназии №1 г. Серпухова Московской области. « Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образов...
Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, произ...
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Выявление одаренных детей в области художественного творчества и исполнительского мастерства в изобразительном искусстве, через эффективность использование не традиционных художественных материалов и ...
Презентация к МО "Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства."
Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства....