Тема семинара: «Развитие творческих способностей на занятиях ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА и ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО творчества».
методическая разработка

Тема  семинара:

«Развитие творческих способностей на занятиях ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА и ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО творчества».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Ордынского района Новосибирской области

Верх-Алеусская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Н.В.Некрасова.

Тема  семинара:

«Развитие творческих способностей на занятиях ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА и ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО творчества».

                                                                         Выполнила:

                                                                         Казанцева Наталья Александровна,

                                                                          учитель технологии

 

                                                               

                                                 Верх-Алеус, 2019


1   Тема моего семинара: «Развитие творческих способностей на занятиях ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА и ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО творчества».  

Опыт доказывает, что занятия по художественной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления  индивидуального подхода  каждому ребенку и это содействует развивают у них не только художественно-творческих способности, но и  внимание, наблюдательность, настойчивость и волю. Именно формирование этих качеств является существенным условием для   обучения и полноценного развития личности.

Развитие  творческих способностей в нашей школе осуществляется на уроках ИЗО, МХК, технологии, искусства, музыки, факультативных занятиях, внеклассных  мероприятиях. Занятие искусством – труд ума и души.

Бытует мнение, что занятия изобразительным искусством и декоративным творчеством в школе  «неважные, второстепенные». Но это глубоко ошибочное  суждение.  Ведь именно на этих занятиях формируется творческая личность ребенка, его эстетическая взыскательность, самостоятельность суждений, любовь и уважение к национальным, историческим и культурным традициям своей страны и всего человечества в целом.

Эти занятия таят в себе огромные возможности: работа с художественными материалами (цветные карандаши, фломастеры, мелки и краски) помогают ребенку психологически разгрузиться, избавиться от внутренних зажимов и комплексов; поделиться своими позитивными и негативными чувствами и эмоциями и даже избавиться от некоторых недугов. Мелкая моторика рук активизирует развитие мозговой деятельности мозга. Проблемным детям (склонным к неврозам и психозам), детям группы «риска» (из неблагополучных семей, сиротам, правонарушителям), детям, которым тяжело дается правописание и чтение (дисграфия и дислексия) особенно показаны занятии изобразительным искусством.

 2   Каждый ребенок изначально талантлив, но талант надо обозначить и найти пути его выхода. Чтобы ребенок полнее «раскрылся», получил радость от общения с искусством и своим творчеством, важна целенаправленная и профессиональная, деятельность учителя. Для развития творческого начала в ребёнке, то есть воспитания творческой личности, я ставлю перед собой цель: раскрытие и развитие в  творчестве потенциальных художественных способностей, заложенных в ребёнке.

 3     Задачами, направленными на реализацию этой цели, для меня являются:

  • -сформировать устойчивый интерес к творчеству в художественной деятельности;
  • - познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмам работы с ними, показать широту их возможного применения;
  • - воспитывать эстетический вкус;
  • - прививать групповую форму работы через поощрение доброжелательного отношения друг к другу.

4   Что же такое творчество? Основным видом деятельности на занятиях является творчество. Существует более 100 определений этого понятия:

  • - с философской точки зрения – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее;
  • - с точки зрения психологии, творчество – это процесс создания нового и совокупность свойств личности, которые обеспечивают её включённость в этот процесс;
  • - в педагогике же под творчеством способностями понимают индивидуальные способности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.

Которую реализует

5   Определимся с понятием –творческая личность -это комплекс качеств и свойств, которые обеспечивают индивидуальную способность к продуктивной, созидательной инновационной деятельности и возможность самосовершенствования.

Структура творческой личности состоит из компонентов:

  • - творческий потенциал как совокупность психологических новообразований и креативных способностей, проявляющихся и развивающихся в творческой деятельности;
  • - индивидуально - психологические параметры как своеобразие черт характера, воли, темперамента, возрастных особенностей;
  • - творческая направленность как сочетание мотивов, потребностей и целевых установок на личностно и общественно значимые результаты.

6 Особое внимание я уделяю художественно-творческой деятельности обучающихся по  созданию творческих проектов в виде художественных работ, макетов и т.д. Ведь метод творческих проектов позволяет организовать исследовательскую деятельность, используя при этом все многообразие методов и форм самостоятельной познавательной, и художественно-творческой работы. Проектную деятельность я рассматриваю как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт обучающихся.         
    Проект как творческий процесс имеет шесть составляющих: проблема — проектирование (планирование) — поиск информации — продукт — презентация — 

рефлексия---папка проекта, «портфолио».

7   Лев Николаевич Толстой когда-то сказал: «Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок, не нужно насильно развёртывать лепестки, а нужно создать условия, при которых он сам распустится». К эффективным условиям организации художественно-творческой деятельности детей можно отнести следующие:

  • - построение учебного процесса  на основе гуманизации обучения детей;
  • -создание художественно-обогащённой педагогической среды, предполагающей сотрудничество и ситуацию успеха в деятельности детей.

8 Для создания творческой атмосферы и уважительных взаимоотношений между всеми присутствующими на уроке я использую приёмы:

  • - первоначально давать легко доступные творческие задания;
  • - проявлять интерес к действиям учеников;
  • - признавать и поощрять множественность вариантов ответов;
  • - раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;
  • -  поощрять чувство предвосхищения и ожидания;
  • - знакомое снова «сделать» незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения;
  • - строить предположения на неограниченных данных и

соотносить на первый взгляд несоотносимое;

  • - повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нём рациональное зерно.

9   Педагог должен стремиться к пониманию того, что мерилом ценности каждого ребенка является его индивидуальное восприятие искусства, как необходимого элемента жизненной позиции в целом.   В работе с детьми я использую рекомендации последователя гуманистической  психологии Уильяма Глассера из его книги «Школа без неудачников», это:

  •  - начинать разговор с похвалы;
  • - обращать внимание на ошибки детей только косвенным образом;
  • - выражать одобрение по поводу каждой удачи;
  • - предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других - «создавать» детям хорошую репутацию;
  • - не приказывать, а задавать вопросы;
  • - постоянно поощрять детей, «делая» любую ошибку легко исправимой;
  • - добиваться того, чтобы ребёнок был рад сделать то, что предлагает ему учитель.

10-11 Любая деятельность, а особенно творческая предполагает результат.

Показателем результативности служит  увеличивающееся количество и качество детских творческих работ в школьных выставках (тематические, праздничные),  участие в районных художественно-творческих конкурсах. Конечно, не каждый ребёнок делает такие работы, но при активной профессиональной деятельности учителя каждый может овладеть навыками художественного творчества, которые в последствие сможет применить в своей жизни. Они открывают в себе новые возможности и способности, доселе неизвестные им, что приводит к повышению познавательного интереса к предмету. Они ждут новых уроков, новых открытий  в себе и в окружающем  их мире.И вот такое участие и результативность в художественно-творческой жизни школы и района  приносит радость детям. Талантливый советский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Дать детям радость в учение-это первая заповедь воспитания».

12   Шарлотта Бронте добавляет: «Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика». Я полностью с ней согласна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу 1994 года под реда...

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ  И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ  ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕД...

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-11 лет

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования яв...

Из опыта работы учителя ИЗО МОУ гимназии №1 г. Серпухова Московской области. « Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образов...

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  произ...

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Выявление одаренных детей в области художественного творчества и исполнительского мастерства в изобразительном искусстве, через эффективность использование не традиционных художественных материалов и ...

Презентация к МО "Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства."

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства....