РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Выявление одаренных детей в области художественного творчества и исполнительского мастерства в изобразительном искусстве, через эффективность использование не традиционных художественных материалов и техник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrova_e.v._2.doc | 58 КБ |
rabota_s_odarennymi_detmi.ppt | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Гении не падают с неба, они должны иметь
возможность образоваться и развиться.
А. Бебель
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
Трудно переоценить значение изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества в выявлении одаренности у ребенка. Занятия изобразительным искусством помогают вовлечь ребенка в собственное творчество, активизировать детское мышление, развивать и формировать зрительное восприятие, воображение, фантазию.
Выявление одарённых детей может быть осуществлено с помощью родителей, педагогов предметов эстетического цикла, педагогов других учебных дисциплин, классных руководителей, на основе анализа работы школьного психолога. В данном случае речь пойдёт об одарённости в области художественного творчества и исполнительского мастерства в изобразительном искусстве, через эффективность использование не традиционных художественных материалов и техник, таких как квиллинг, скрапбукинг, аппликация в технике 3D, через внеурочную деятельность, работу кружка «Декор».
Работа с нетрадиционными художественными материалами развивает блокированные или слаборазвитые системы восприятия ребенка. Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами — бумагой, кружевом, волшебными красками и лентами, мелкими бусинками. Их не учат рисовать, брать «нужную» краску, лепить по образцу, им дают возможность создавать уникальное личное произведение. Они могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено, либо не принято, и позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Детские творческие работы являются объективным свидетельством настроения и мыслей ребенка.
Своеобразны и важны не только проявления одаренности, но и пути ее становления. Увлеченность искусством сама не рождается, она создается и программируется учителем. Существуют различные формы работы с одаренными детьми по изобразительному искусству в школе. Это прежде всего привлечение их к кружковой или студийной деятельности, индивидуальные занятия, организация персональных выставок и экспозиций в школьной картинной галерее, встречи с художниками, посещение выставок, участие в различных творческих конкурсах, поисковая и исследовательская работа – программа кружка «Декор» в 3 классе составлена на основе письма Минобразования России от 18.06.2003 № 28 – 02 – 484 / и программы дополнительного художественного образования детей «Смотрю на мир глазами художника», автор Е. И. Коротеева. – Москва, «Просвещение», 2011 год, в соответствии с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
В своей работе стараюсь придерживаться методов постепенного усвоения практических навыков овладения декоративным рисованием и постадийным усложнением заданий;
-развитием творческих способностей личности, в соответствии со своей творческой индивидуальностью, учащиеся изготавливают поздравительные открытки, картины, подарочные композиции.
-использованием широкого спектра тематик. К примеру, в разделе «Живопись»- изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок, в программе отведено 11 часов. В этих темах используются нетрадиционные художественные материалы и техники, такие как квиллинг, скрапбукинг, аппликация в технике 3D, где на протяжении трех лет постепенно усложняя работу вводя более сложные техники в такие темы как: «Узоры, которые создает человек» используется, аппликация в технике 3D она позволяет ребёнку научиться пользоваться ножницами и соединять детали межу собой данную технику используем в первом классе. Продолжая работу во втором классе в теме «Узоры на стекле» применяем технику скрапбукинг (скрапбукинг – это изготовление оригинальных поделок своими руками с применением, помимо отпечатанных кадров, цветной бумаги, тесьмы, ленточек, бисера, пуговиц и прочих декоративных материалов. Основная цель данного вида творчества состоит в том, чтобы оставить потомкам багаж собственных воспоминаний в красивой обертке. Но при помощи скрапбукинга могут быть созданы не только семейные альбомы с фотографиями, но и дневники с зафиксированными в них умными мыслями, и поздравительные открытки.) тем самым усложняя работу для учащихся (данный вид техники позволяет развивать воображение у учащихся) и подводя итог в третьем классе темой: «Изображение объектов природы» к изученным техникам добавляем элементы квиллинга все техники позволяют нам развивать мелкую моторику рук у ребенка.
-использованием всего многообразия подручных материалов таких как: разнообразные виды бумаги, кружево, бусины, наклейки, контуры по стеклу, двухсторонний скотч и многое другое, их сочетаний и разнообразных техник как традиционных, так и нетрадиционных, которые являются важным моментом в любом возрасте. Использовать данные материалы начинаем с первого класса в темах: «Цветы волшебного сада», «Узоры на стекле», «Узоры, которые создает человек» применяем фотобумагу с нанесенным рисунком, цветную бумагу, кружево, бусины. Во втором классе постепенно усложняем работу в темах:«Осенний букет», «Осенние цветы», «Осенний натюрморт», «Изображение овощей, фруктов» используем весь подручный материал (бумага, кусочки ткани, кружево, бусины и т.д.). Третий класс это уже подготовленные дети и в темах: «Изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок». «Изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей» вводим более сложный материал ленты для квиллинга 3мм.
-использованием возможности общения, основой которой является коллективная деятельность. В темах «аппликация» и «бумажная пластика» дети в основном работают в группах или в парах в зависимости от сложности выбранного изделия. Именно общение и взаимодействие в области искусства, может стать эффективным средством сохранения интереса учащихся к изобразительной деятельности на долгие годы. Например, в первом класс темы: «Весна-волшебница», «Мы рисуем страну Луговой феи». Во втором классе в таких темах как: «Изображение природных объектов, отдельных фигурок», «Изображение пейзажей». Третий класс: «Создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок», «Изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.»
В большинстве случаев, благодаря всему этому, в практической деятельности учащиеся, даже не имея особой одарённости и не веря в свои способности, занимаясь рисованием, могут добиться результата, превосходящего все их ожидания. Всё это повышает самооценку учащихся и вызывает уважение сверстников, особенно если рисунок юного художника попадает в школьную картинную галерею, отмечен на выставках-конкурсах различных уровней или размещён на интернет - портале. http://www.maaam.ru/concurs/39/start_voting
http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=713&Itemid=325
Именно поэтому, я считаю, что современные художественные техники, многообразие нетрадиционных художественных материалов способствуют развитию неординарного мышления.
Дополнительные занятия в изобразительной области возбуждают творческое мышление; способствует укреплению рисовальных качеств; утоляют присущую детству и юности жажду необыкновенного, романтического и фантастического; развивают композиционный талант и воображение, значение которого трудно переоценить сегодня, когда самая смелая фантазия решительно вторгается в жизнь.
Условием развития и сохранения интереса к художественному творчеству, воспитания потребностей им заниматься, не только одарённых детей, является взаимодействие основного урока изобразительного искусства в школе с дополнительными занятиями, которое даёт возможность придать динамический характер и сделать непрерывным процесс образования в учебное и свободное от учебы время школьников; способствует взаимообмену и взаимообогащению опытом и эмоциями в художественной деятельности, повышению не только уровня образованности ученика, но и развитию в нем эстетического начала, созданию благоприятной атмосферы для творческой работы и сотрудничества начинающих и более «опытных» учеников, умеющих получить хороший результат в самостоятельном творчестве. В дополнительном образовании на первый план выходит личность ребенка. Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и учащегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.
Особенно важна связь рисования и декоративно – прикладного творчества с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, используя нетрадиционные художественные техники, развивается память, внимание, мелкая моторика, происходит постепенное обучение ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний об окружающем мире, что, в свою очередь, влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению мировозрения ребенка.
В процессе творческой деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Чаще всего одаренные дети перегружены дополнительными занятиями, и сохранение их здоровья является первостепенной задачей педагога. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник у педагога есть возможность применения здоровьесберегающих технологий. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных мыслей, обид, снимает нервное напряжение, страхи, которым зачастую подвержены одаренные дети.
Развитие творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий. Одной из наиболее удачных технологий, позволяющих осуществлять реализацию инновационной деятельности в работе с одаренными детьми в области изобразительного искусства, является арт-педагогика. Известно, что составляющая термина «арт» акцентирует внимание на изобразительном творчестве. Именно поэтому в процессе работы зачастую используется музыка, вхождение в образ, формообразующие движения, сочинение историй, элементы театрализации, что помогает развивать в одаренном ребенке ценные социальные навыки, способность принятия самостоятельных решений, формирует умение высказывать собственное мнение и выслушивать альтернативное, повышает самооценку и ведет к усилению личной идентичности одаренного ребенка.
Элементы арт-терапии с успехом используются на занятиях с одаренными детьми и способствуют их творческому самовыражению, вызывают у детей положительные эмоции. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя. Это особенно важно для детей, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать.
Для методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько продукт творчества ребенка, сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами.
Основные принципы занятий с элементами арт-терапии:
- поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
- говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
- отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
- не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
- не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;
- применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.
«Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного…» писал В.А.Сухомлинский