Конспект занятия "Красивое рядом...Обзор картин художников-пейзажистов"
план-конспект занятия (7 класс)

Иванова Ксения Валерьевна

Ознакомление детей с творчеством пусских художников-пейзажистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasivoe_ryadom.docx692.79 КБ

Предварительный просмотр:


«Красивое рядом ...»
обзор картин художников-пейзажистов

Выполнила Иванова К.В.

ОСЕНЬ

И. Остроухов «Золотая осень»

C:\Users\PC\Desktop\350px-Ostroukhov_Golden_Autumn_1886_gtg.jpg

- Как вы думаете, о чем здесь нам рассказывает художник? О золотой

осени. Но художник рассказал о красоте небольшого кусочка леса.

- Что мы видим на переднем плане? Усыпанная ажурными листьями

земля, два старых клена с поникшими ветвями и несколько тоненьких

молодых кленов. Чуть дальше мы видим мощные корявые стволы старых

деревьев, а еще дальше — сплошное яркое золото осенней листвы. Но

что-то еще интересное заметил в этом уголке наблюдательный глаз художника. Да, две сороки, скачущие по тропинке. Сороки- белобоки что-то рассказывают друг другу, какие-то новости о лесе и его обитателях. Ее краски более холодные. Желтые и оранжевые тона имеют холодный лимонный оттенок, а зеленые — голубоватый. Мы видим легкую беловатую туманную дымку. Это раннее утро. Тихо и спокойно в лесу. Художник рассказал нам о том, как красив даже небольшой кусочек леса

осенью, как спокойно и доверчиво природа открывает свои тайны наблюдательному человеку. Солнце уже не греет как раньше, но блестит не хуже летнего. Этот небольшой лес насквозь пропитан осенним настроением: ярким, радостным, живым. Красивые деревья радуют душу и глаз. Так и

хочется побывать в таком лесу. Послушать шелест листьев, подышать свежим, чистым, немного прохладным воздухом.

И. Левитан 

«Золотая осень»

C:\Users\PC\Desktop\large_10._Исаак_Левитан_-_Золотая_осень_новый_размер.jpg

Один из немногих среди русских художников, Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать. Все его картины сами по себе явления чисто живописного характера. Поэтому так трудно о них говорить, но зато так легко ими любоваться, отдаваться их

необъяснимому очарованию…

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить

все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста

«осенних» картин. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах,

лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

-Какая здесь нарисована осень?

-Как вы думаете, почему картину художник назвал — «золотая»? Какие цвета он использовал?

- Как эти цвета можно назвать, одним словом? Какие они? Теплые, радостные, веселые.

- Что интересного, красивого увидел художник?

-Как вы узнали, что он нарисовал березки?

-Чего больше — теплых красок или холодных? Вот поэтому природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной. Понравилась вам картина? Сейчас попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень.

НАТЮРМОРТ

«Яблоки на красном фоне»

 К. С. Петров-Водкин

C:\Users\PC\Desktop\image325.jpg

- Про что эта картина? Что на ней нарисовано? Да, яблоки.

- А какие они? Нарядные, разноцветные, спелые, желтые, желто-зеленые, желто-малиновые. Есть даже белое, очень спелое яблоко, его так и называют — «белый налив». Яблочко налилось сладким соком, вызрело на солнышке, стало белое, спелое, сочное.

- Какого цвета на картине очень много? Красного! Правильно! Это красная

скатерть.

- А как вы думаете, почему художник положил эти яблоки на красную скатерть? Да, чтобы желто-зеленые, желто-малиновые яблоки лучше смотрелись, стали еще красивее. Вот какая нарядная, яркая картинакартина-натюрморт.

«Снедь московская: хлебы»

И. И. Машков

Снедь московская. Хлебы. Илья Иванович Машков, 1924

- Художник Илья Иванович очень любил рисовать натюрморты — разные предметы, фрукты, овощи.

Однажды утром он пришел в булочную, а там — чего только там не было! И хлеб, и булки, и булочки, и пирожные, и крендели — всего не перечислишь. И всё такое свежее, ароматное, аппетитное! А какое разнообразие форм и цвета! И захотелось ему нарисовать все это богатство, чтобы и другие люди

удивились и порадовались этой красоте и изобилию. Он накупил всяких изделий, принес их домой и стал красиво раскладывать на столе, чтобы составить натюрморт.

- Что стоит в самом центре стола? Белая ваза, а на ней маленькие булочки,

сухари, пирожные — в вазе им самое место. Справа около вазочки — еще

несколько сухариков, на белой салфетке — облитый сахарной глазурью кекс, румяная плетеная сдобная булочка, а за ней два калача. У самой стены — булка с поджаристой хрустящей корочкой (такие булки назывались французскими) и большой рулет с изюмом. Слева от вазы маленькая коробочка с пирожными, а за ней — пышная плетенка с маком — хала. На дальнем плане за вазой видны еще какие- то хлебы. Чтобы ярче высветить теплоту хлеба, заключенную в нем энергию солнца, художник

нарисовал свешивающуюся со стены изумруд, но зеленую, темного холодного тона ткань. Она создает ощущение цветового контраста с теплыми тонами хлеба.

- Как вы думаете, почему художник поместил все эти предметы на темно-бордовую полированную поверхность стола? Конечно, чтобы подчеркнуть аппетитную поджаристость, шершавую поверхность хлебных корочек по контрасту с гладкой поверхностью стола. Издавна на Руси повелось и гостей

встречать самым дорогим — хлебом и солью. Недаром говорили: хлеб всему голова, хлеб наш насущный.

ЗИМА

И. Грабарь

«Февральская лазурь»

Грабарь - Февральская лазурь

На картине, художник изображает февральское утро, морозный воздух, лазурное небо, берёзовую рощу в февральский утренник и глубокие сугробы снега. На переднем плане стоит большая белая берёза. Она величественная и красивая. Берёза жемчужина этой картины. Она красива в своём бело-коричневом наряде, с длинными ветками. На макушке остались прошлогодние жёлтые листья. Снег вокруг светло-голубой, а около берёз снег начал подтаивать. На снегу от стволов берёз лежат тёмно-синеватые тени. Небо синего цвета над берёзами плавно переходит в голубой, над полоской леса. На заднем плане картины изображены маленькие берёзки. Их стволы тоже окрашены голубоватым оттенком. На горизонте виднеется единая полоска леса.

- На что здесь хотел обратить наше внимание художник? На волшебную красоту белоствольных берез. Береза, стоящая перед нами на переднем плане, написанная плотными мазками, кажется огромной, могучей. Она белого цвета, у нее множество тонких белых ветвей. Художник восхищается березой, любуется ее красотой. Ветви великолепных берез устремлены вверх, они, словно в радостном порыве, приветствуют утро. Под лучами солнца

загорелись рыжевато-красными красками обледеневшие прошлогодние листья, при легком дуновении ветерка они касаются друг друга, издавая

мелодичный хрустальный перезвон.

-Какую мелодию зимы здесь услышал художник?

Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту картину? Да, это февраль — конец зимы, ее последний

праздник! Праздник лазоревого, ясного и чистого неба с яркой бездонной синью в вышине. Солнце высветило жемчужную белизну березок и кружево ветвей, устремленных к нему. Рыхлый снег в его лучах стал розоватым, с глубокими синими тенями от берез. Кажется, что и сам воздух звенит от

чистоты и прозрачности. Да, это яркая, звонкая, радостная, громкая, праздничная и прощальная песнь уходящей зимы.

И. Шишкин «Зима»

«Зима» картина Шишкина

Один из крупнейших и самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин открыто и сокровенно поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы. Он знал русскую природу, любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и

этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Его называли лесной богатырь-художник, царь леса, старик-лесовик; Посмотрите на зимний лес и расскажите о нем, какой он? Большой, дремучий, непроходимый.

-А что это за деревья? Огромные ели, ветви у них расположены высоко. Художник писал картину, близко стоя к деревьям, поэтому их вершины и не видны.

- А есть ли маленькие елочки?

- А что это лежит на земле под снегом? Да, это упавшие деревья.

-Много ли снега в лесу? Какой он? Какого цвета? Кругом — стена деревьев, поэтому снег слегка коричневатый, кремовый, а в глубокой тени голубоватый. Только там, где среди деревьев есть просвет, луч солнца осветил поляну, окрасив деревья в желтоватые тона. От этого снег, толстым

слоем, лежащий в тени на земле, на ветках елей, кажется еще голубее. Мы с вами стоим очень близко к огромным елям, поэтому вершин деревьев не видим. Перед нами только их огромные коричневатые стволы, которые кажутся теплыми, живыми. Посмотрите-ка внимательно: есть ли в лесу еще кто-то живой? Увидели птицу? Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала.

- А как бы вы назвали этот лес? «сказочный»«очарованный»«заснувший».

Картина называется «Зима». Это лесной пейзаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ФПСР и РРС,8 класс. И.И.Шишкин – художник – пейзажист.

Урок по формированию произносительной стороны речи и развитию речевого слуха, 8 класс. Тема: И.И.Шишкин – художник – пейзажист. Дифференциация звуков П – Б, Т-Д, К-Г на основе ...

конспект занятия "Рассказывание по сюжетной картине с добавлением предшествующих событий"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста лексико-семантической готовности к составлению рассказа по сюжетной картине....

Художественные произведения «времена года» у русских художников пейзажистов и композитора Петра Ильича Чайковского

ЦЕЛИ познакомиться с творчеством художников – пейзажистов и  музыкальными произведениями «Времена года» П.И.ЧайковскогоЗадачиВнимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ...

План - конспект занятия "Красивый и нужный подарок"(изготовление игольницы)

Я представляю план-конспект занятия "Красивый и нужный подарок " (изготовление игольницы) для детей старшего  дошкольного возраста. Надеюсь моя разработка будет кому-то полезна для работы в ...

Презентация "Русские художники пейзажисты" игровые технологии на уроках ИЗО

Жизнь и творчество И. Левитана, А.Саврасова, А.Куинджи, И. Шишкина. Знакомство с их творениями в игровой форме...

Презентация к занятию по изобразительному искусству "Русские художники-пейзажисты"

Презентация к занятию по изобразительному искусству "Русские художники-пейзажисты" составлена на основе информации о творчестве русских художников: И. Н. Крамского, А. К. Саврасова, И. И. Ши...

Конспект беседы "Художники-пейзажисты"

Дать детям понятие кто такие художники, жанры живописи...