Развитие динамического праксиса у детей с нарушениями речи в работе учителя-логопеда
статья

Тупикова Елена Сергеевна

Материал предназначен для логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dinamicheskogo_praksisa.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Развитие динамического праксиса у детей с нарушениями речи в работе учителя-логопеда»

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях отраженно и по словесной инструкции, а так же снижена двигательная память.

Важно отметить, что несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), тонких движениях кистей и пальцев рук, мимической, артикуляционной.

Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Исследования ученых, занимающихся проблемами психомоторного развития детей (Н.А. Бернштейн, Н.И. Озерецкий, М.О. Гуревич.), позволили сделать вывод о том, что базисом для формирования высших психических функций (в том числе речи) является двигательная сфера.

В последнее время значительно возросла актуальность данной проблемы. С каждым днем количество детей с нарушением речи растет. Как известно, развитие мозговых структур тесно связано с развитием двигательных навыков, т.о речь, являясь ВПФ напрямую зависит от двигательных возможностей ребенка.   Поэтому коррекционную работу необходимо выстраивать с устранения дисбаланса на каждом уровне движения.

Ребенку с моторными дисфункциями, трудно осуществлять моторное планирование, тяжело осваивать новые навыки движения. Для выполнения правильной последовательности артикуляционных моторных схем, детям с речевыми нарушениями требуется прилагать большие усилия. Многократно повторять  для закрепления правильных движений, чтобы те перешли в автоматизированные речевые навыки.

         Если у ребенка имеются нарушения в удержании позы, переключении с одной артикуляционной позы на другую, то логопедическую работу целесообразно начинать с развития общей моторики согласно онтогенезу. Таким образом, если мы работаем над моторикой речи, то и работаем над моторикой всего тела. Следовательно, постоянная тренировка общей и мелкой моторики помогает преодолеть сложности моторного планирования в речи.

         Уровень В лежит «этажом выше» уровня А. Это уровень содружественных движений и двигательных штампов, уровень динамической координации, переключения, согласованной деятельности мышечных групп, точности воспроизведения движений. Уровень В даёт ребенку возможность выстраивать сложное движение из более простых.

На данном уровне находится зрительно-моторная координация и управление ритмом.

Предположительно именно на этом уровне закладывается ощущение «схемы тела», которое лежит в основе кинетического праксиса.    Таким образом, уровень В полностью погружен в движение, а также важен для построения высших автоматизмов, включая автоматизмы поведения речи и мышления.

         При нарушениях двигательных возможностей ребенка на уровне В можно отметить:

  1. нарушена кинетика (переключение с одного движения на другое),:не прыгает с места через веревку, Не чередует шаг и хлопок,
  2. Не выполняет движение обеими руками,
  3. Мимика не выразительна, движения неловкие,
  4. Нарушена точность и плавность движений,
  5. При письме буквы разновысокие,
  6. Не может отстучать заданный ритм, не умеет маршировать.

Упражнения, которые помогут при коррекции функций уровня В. Рассмотрим некоторые упражнения на развития чувства ритма.

Упражнение 1.

Ребенку предлагается повторять серию движений (хлопнуть, стукнуть, топнуть) сопряжено с логопедом, с очередностью и по показу. Данное упражнение поможет не только при отработке чувства ритма, но и переключение. Его можно использовать в качестве динамической паузы или когда дети истощились и начинают отвлекаться.

Упражнение 2.

 Ребенку предлагается упражнения на восприятие, различение и воспроизведение простых и сложных ритмов.

Выкладывание ритма с помощью фишек, тем самым закрепляем знания о геометрических фигурах , если это подготовительная группа или начальная школа, можно записывать ритм с помощью наклонных или горизонтальных линий (длинная линия –громкий хлопок, короткая-тихий). В письменной речи важно слышать паузы, ребенку дается следующая инструкция: послушай как я буду стучать, каждый удар это линия проведенная на длину одной клетки, два удара-на 2 клетки, пауза –клетку пропускаем.

Упражнение 3.

Прослушать серии простых ударов, определить количество ударов;

       - показать карточку с соответствующей цифрой,

       - записать соответствующий ритм,

      - назвать число ударов:

Для коррекции нарушений уровня В необходимо также выполнять физические упражнения, такие как прыжки, маршировка со звуковым и без звукового сопровождения. Маршировка формирует четкую координацию движений рук и ног, а также чувство ритма.

Упражнения для развития переключения -  выполнение цепочки из 3-6 движений по показу и по словесной инструкции, со зрительной опорой и без неё.

Упражнение 1.

Ребенку предлагается сделать серию движений на переключение: топнуть левой ногой –хлопнуть в ладоши, либо сделать шаг правой ногой подбросить мяч вверх, левой ногой-отбить мяч от пола.  

Упражнение 2.

Выкладывание визуально-ритмического ряда на полу (например, разные геометрические фигуры), затем на каждую визуальную опору выполнять заранее выбранное движение.

   Данные упражнения можно сочетать с работой над слоговой структурой слова, а также при автоматизации поставленных звуков.

Рассмотрим упражнение на развитие мелкой моторики при коррекции нарушений функций уровня В.

Упражнение «Снежки».

Взять бумажную салфетку за уголок, целиком вобрать её в ладонь использую пальцы только одной руки. Тоже самое делаем другой рукой, затем двумя руками одновременно. Когда снежки готовы, предлагаем ребенку сдуть их со стола,, таким образом отрабатываем речевой выдох.

       В заключении хотелось бы отметить, что знание многоуровневой системы регуляции движений позволяет нам не только формировать, но и корректировать двигательные навыки, без которых полноценное психомоторное и речевое развитие ребенка невозможно.

Таким образом, опираясь на основы коррекционной педагогики логопедическую работу с детьми с нарушением речи необходимо начинать с доступных для ребенка и ранних по онтогенезу двигательных действий с постепенным усложнением и добавлением речевой активности. Использование данных приёмов в работе учителя-логопеда ускоряет

коррекционный процесс и повышает мотивацию детей к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.

Дефекты речевой моторики у детей с различными нарушениями речи выражаются по-разному: в ограни­чении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артику­ляционного уклада н...

Музыкальные занятия как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Проблемы слухового восприятия решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....

Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Для преодоления недостатков слухового восприятия, необходимо учить  детей понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности...

«Использование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя – логопеда»

«Не упускайте из виду ни одной стороны воспитания» В.Г. Белинский Все чаще как наглядность  на ОД стали использовать информационно – коммуникативные технологии (интерактивные и мультиме...

«Использование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя – логопеда»

«Не упускайте из виду ни одной стороны воспитания» В.Г. Белинский Все чаще как наглядность  на ОД стали использовать информационно – коммуникативные технологии (интерактивные и мультиме...