Социальный проект "Семья и школа"
проект
Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Данные семьи нуждаются в помощи и поддержки со стороны. В связи с этим нами была разработана программа социально-педагогической поддержки неблагополучных семей в условиях школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt_semya_i_shkola.docx | 117.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Нижнетроицкий
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Всероссийский Конкурс успешных практик поддержки семей с детьми
Социальный проект
"Семья и школа"
Проект подготовили:
Каптелинина Ольга Павловна
учитель истории и обществознания
Сакаева Веорика Валерьевна
социальный педагог
с. Нижнетроицкий, 2021
Социальный проект
"Семья и школа"
Каптелинина Ольга Павловна
учитель истории и обществознания
Сакаева Веорика Валерьевна
социальный педагог
МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
"Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя могут
дать детям счастье"
В.А.Сухомлинский
Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Данные семьи нуждаются в помощи и поддержки со стороны. В связи с этим нами была разработана программа социально-педагогической поддержки неблагополучных семей в условиях школы.
Место реализации проекта:
МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий, сельское поселение Нижнетроицкий муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
Сроки реализации проекта:
Проект рассчитан на 2 года: 2019 - 2021 год.
Актуальность мы видим в создании благоприятных условий для возникновения партнерского взаимодействия с родителями и их психолого-педагогического просвещения.
Основные задачи в работе с родителями:
- развитие у родителей способности оказывать поддержку;
- развитие конструктивных способов взаимодействия;
- поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций; - увеличение взаимной открытости;
- улучшение понимания родителями собственного ребенка.
В работе школы с семьей принимает участие весь коллектив школы, курируют эту работу заместитель директора про воспитательной работе, социальный педагог, психолог.
Проблема социально-педагогической помощи и сопровождения человека, проживающего в непростых социально-экономических условиях жизни современного села, актуальна как для стабильно развивающегося, так и для кризисного общества. Сельский сектор нашей страны, где сегодня проживает 44,9% населения, всегда отличался более низким уровнем социальной жизни.
В работе социального педагога в сельской местности есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы заключаются в том, что в сельской местности социальный педагог более осведомлен об условиях жизни того или иного ребенка.
Работа осложняется тем, что социальный педагог несет ответственность не только за детей из своей школы, но и за детей всего округа. В городских школах помимо социального педагога существует единица школьного психолога. В селе функции школьного психолога приходится выполнять социальному педагогу.
Школа занимает особо важное место в социальной системе села, в его сохранении, являясь не только образовательным, но и социальным, культуросберегающим центром.
Цель проекта:
1) Формирование активной позиции родителей, как участников образовательного процесса.
2) Создание системы сотрудничества школы с семьей.
3) Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
4) Развитие семейных ценностей у детей.
Основные задачи программы:
- диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье;
- выявление и анализ причин, обусловливающих социальное неблагополучие;
- изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики;
- организация просветительской работы с родителями;
- взаимодействие с различными структурами и ведомствами для оказания помощи неблагополучным семьям;
- вовлечение родителей во внеурочную деятельность.
Теоретическая значимость проекта заключается в том, что уточнены аспекты социально-педагогической деятельности в условиях сельской школы.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его материалы могут быть использованы в практике организации профессионального взаимодействия социального педагога сельской школы с другими институтами социализации.
Психолого - педагогические условия взаимодействия
применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;
- создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;
- формирование системы обратной связи педагогов с родителями посредством информационных технологий;
- разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации во взросло-детском сообществе;
- внесение в предметно-развивающую среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.
"Сопровождать - это значит идти вместе с кем-то в качестве спутника или провожатым" (Из толкового словаря В.И.Даля)
Сопровождение-это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.
- Психолого-педагогическое сопровождение в современных исследованиях рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.
- Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.
Семья – ячейка школьного коллектива.
Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи друг друга невозможно обеспечить высоких результатов в воспитании.
Главное условие взаимодействия – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга.
ШКОЛА – общественное учреждение, основой которого является социальная норма, место, где жизнь ребенка подчинена этим нормам. Школа вводит ребенка в контекст культуры и социальных отношений, опираясь на глубочайшее и первоочередное влияние семьи.
СЕМЬЯ – любовь: супружеская, родительская, детская, родственная. Объединение людей, ревностно защищающее.
Задачи сотрудничества «Семья и Школа»:
- Сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
- Обеспечивать взаимопонимание и согласованность действий школы и семьи (осуществлять комплексный подход);
- Нейтрализовывать возможные негативные влияния на ребенка;
- Компенсировать и корректировать семейное воспитание совместными усилиями: выявлять, поддерживать, развивать Обязанности и права семьи
Обязанности и права семьи
Из конституции и семейного кодекса РФ:
Воспитание детей – конституционная обязанность родителей. Они призваны:
- всемерно укреплять авторитет взрослого,
- воспитывать детей в духе уважения и любви к труду,
- подготавливать их к общественно полезной деятельности,
- приучать к дисциплине,
- заботиться о развитии и укреплении физического и психического здоровья,
- стимулировать к осознанному выбору профессии.
- Основы личностного развития человека закладываются в семье в раннем детстве.
- Если родители пользуются авторитетом у детей, показывают им образцы нравственной культуры и постоянной работы над собой, то слова родителей имеют большой вес и побуждают школьников добросовестно выполнять свои обязанности.
- Обстановка несогласия, недоброжелательности и нервозности формирует у детей плохое настроение с которым они идут в школу, где не могут сосредоточиться на материале и вымещают агрессию на других.
«Вещные интересы» и забота о материальных выгодах для ребенка полностью отодвигает чувство ответственности и долга на второй план, отрицательно влияет на личность ребенка.
Разумный контроль родителей помогает детям более ответственно относится к выполнению своих обязанностей, преодолевать отрицательные соблазны.
Родителям нужно и важно следить за соблюдением режима дня, знать – с кем дружат их дети, где и как проводят свой досуг, побуждать к выполнения своих школьных обязанностей и помощи по дому.
Обязанности и права школы
- Несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время образовательного процесса (по законодательству РФ)
- Организует учебно-воспитательный процесс в школе
- Обеспечивает обучающемуся приобретение знаний, умений и навыков в объеме общего образования, с выдачей, при условии успешной сдачи государственной итоговой аттестации, аттестата (свидетельства) государственного образца;
- - В рамках школы создает максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности школьника, всестороннего развития его способностей.
- Адекватно применяет формы, методы и средства организации образовательного процесса возрастным и психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающегося.
- - Предоставляет обучающемуся дополнительные образовательные услуги: факультативы, предметные кружки, спортивные секции, социальную помощь.
- Организовывает (при необходимости) различные формы педагогической и психологической поддержки для оказания помощи учащимся, не усваивающим (по объективным и уважительным причинам) учебную программу.
Работа социального педагога:
- Организация и реализация аналитико-диагностической задачи: изучение социальной микросреды образовательного учреждения (паспорта классов);
- Прогностическая задача: на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирование процесса воспитания и развития личности школьника (план работы социального педагога):
- Организационно-коммуникативная задача: включение субъектов воспитательной деятельности в процесс социального воспитания подрастающего поколения (реализация плана работы социального педагога):
- Коррекционная задача: ограждение учащихся от негативных влияний социальной среды (проведение бесед, Дней Правовых Знаний, собраний):
- Социально-профилактической задача: организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков (проведение индивидуальных бесед и рейдов с работниками ПДН, КДН и ЗП); .
Основные формы взаимодействия с семьей:
- Знакомство с семьей: встречи - знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет- журналов, переписка по электронной почте.
- Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары- практикумы), проведение мастер - классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Основные пути психолого-педагогической помощи и поддержки семье:
Включение семьи в поле взаимодействия с социумом - основной стабилизирующий фактор
Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьёй работает команда специалистов, нацеленных на общий результат. Помощь ребенку с ОВЗ эффективна в том случае, если она адресована к нему, а не к абстрактной единице, если в основе помощи положены личные, человеческие отношения.
Сельский социум и сельская школа как факторы социализации
Сельский социум – микросоциум, действующая общность, включающую в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации.
Сегодня для сельского социума характерны значительные негативные тенденции. В более позитивном положении находятся села, располагающиеся недалеко от городов (пригородные); села, обладающие статусом районного центра, а также села, находящиеся в непосредственной близости от районных центров.
Сельские и городские условия жизнедеятельности существенно различаются своими социально-экологическими, социально-экономическими и социально-психологическими характеристиками.
К числу основных социально-экологических характеристик современного сельского социума могут быть отнесены следующие особенности: а) невысокая людность поселений; б) преимущественная занятость населения в сельскохозяйственном производстве и обслуживании его нужд; в) проживание в одноэтажной деревянной постройке; г) наличие непосредственно примыкающих к жилью приусадебного участка и хозяйственных построек; д) отсутствие всего комплекса основных квартирных жилищных удобств (в него входят: электричество, водоснабжение, центральное отопление, газ, канализация, централизованный вывоз мусора из жилой зоны); е) значительное самообеспечение потребительской «корзины» продовольственных товаров; ж) удовлетворение многих бытовых потребностей на внутрисемейном или межсоседском уровнях; з) отсутствие общественного транспорта внутри поселения.
Сельская среда характеризуется смешением различных культур, отсутствием жестких структур, преобладанием неформальных социальных отношений, широким диапазоном и многообразием форм общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми.
Первым компонентом, составляющим структуру сельского социума, являются различные организации (общественные, государственные, религиозные, частные), то, что составляет социокультурную сферу села.
Социокультурная сфера села – это совокупность различных учреждений, расположенных в сельской местности (детских садов, клубов, больниц, амбулаторий, почтовых отделений, библиотек и т.д.).
Вторым компонентом современного сельского социума является сельская семья, которая в деревне имеет огромный авторитет и влияние.
В современном сельском социуме семья имеет свою специфику. Прежде всего, преобладает число многодетных семей, в современных условиях возросло число неблагополучных, малообеспеченных, криминогенных семей. Сельская семья стабильнее городской, женщины гораздо терпеливее в браке. Интересы детей, как правило, занимают первое место в системе семейных ценностей.
Сельская семья формирует ценностные ориентации у ребенка с раннего детства.
Третьим компонентом сельского социума является соседство или сельская община. Соседство представляет собой некую близко территориально проживающую группу людей. Эту общность характеризуют межличностные связи, определенное отношение к месту своего проживания (как к «своей» или «ничьей» территории), порой некоторые общие цели и совместная деятельность (забота о порядке и т.п.).
Сельская община – это основная административно-территориальная единица России в сельской местности; социальный институт, основанный на единой территориальной общности и социально-экономическом положении сельских жителей. Выполняет социальные, административно-хозяйственные и воспитательные функции.
Четвертым компонентом сельского социума являются группы сверстников. Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей.
Пятым компонентом, занимающим особое место в условиях сельского социума, является общеобразовательная школа. Школа всегда являлась центром духовной жизни села, основным его стержнем.
Сельская школа – это совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных способностей сельских детей и решающих задачу базового общего среднего образования.
Высокий социальный статус сельской школы предопределяется рядом факторов: экономических; социальных; образовательных; культурных; нравственных.
Сельская школа играет роль селообразующего фактора, обладает большими возможностями в развитии народной культуры, что определяет ее культурообразующую функцию. Культурообразующая функция сельской школы заключается и в том, что школа вынуждена компенсировать недостатки семейного воспитания в дошкольный период.
Сельская школа обладает рядом преимуществ:
- ребенок не оторван, а погружен в природную и производственную среду;
- школа знает семью ребенка, поддерживает с ней и сельской общественностью добрые отношения;
- включенность школы в традиции села;
- кадровая стабильность в педагогическом коллективе школы;
- малая наполняемость классов;
- положение единственного учебного заведения, что многократно увеличивает меру ответственности учителя за качество предоставляемых образовательных услуг;
- необходимость личностно-ориентированного образования диктуется самими условиями школьной жизни;
- более весомый общественный статус, чем у городской школы;
- слишком тесно переплетенные профессиональные и межличностные отношения, определяющие специфику психологического микроклимата;
- сельская школа решает особую задачу, связанную с компенсирующим обучением и воспитанием детей и их родителей, создавая иную среду, культивируя другие ценности, иную философию жизни и культуру как альтернативу существующим вне ее.
Сельская школа на сегодняшнем этапе своего развития испытывает ряд проблем:
- устаревшая материально-техническая база;
- слабое кадровое обеспечение;
- недостаточный уровень финансовой обеспеченности;
- отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств для организации подвоза обучающихся к школе;
- низкое качество образования.
Еще одна особенность сельской школы - стихийная интегративность (возрастная, территориальная, предметная). Тип школы обычно обусловлен численностью детского населения, которое предопределяет наполняемость классов. Согласно этому основанию, школы делятся на малочисленные и многочисленные. Особенность, объективно сказывающаяся на уровне образовательного процесса в сельских школах, - их малокомплектность.
Разбросанные по огромной территории школы функционируют в разных социальных, пространственно-территориальных, хозяйственных условиях жизнеобеспечения. По этим параметрам они могут быть условно разделены на три группы: пригородные; расположенные на центральных усадьбах хозяйств; действующие в отдаленных населенных пунктах. Различают неполную школу; школу-интернат; школу – социокультурный комплекс; аграрную школу и т.д.
Среди особенностей сельского социума, влияющего на содержание и организацию социально-педагогической работы в сельской школе, можно выделить следующие:
- менее развитая сеть культурно-просветительных учреждений;
- в сельской местности школы более отдалены друг от друга и культурных центров, имеют большой микрорайон влияния;
- однородность и доступность производственной сферы учащимся;
- своеобразие потребностей коллектива сельской школы в виду их меньшей благоустроенности по сравнению с городскими.
Являясь динамичной образовательной структурой социальной среды, сельская школа обеспечивает обучение и воспитание адекватное потребностям сельского социума, а значит и потребностям личности, семьи, социума, сельскохозяйственного производства. Находясь в непосредственной близости к сельскохозяйственному производству, школа уже не может полноценно существовать в отрыве от него. Исторически сложилось так, что характер развития деревенской школы во многом определяется тенденциями развития экономики сельского хозяйства, социальной структуры села, динамикой общественной жизни.
Потенциально сельская школа обладает большими возможностями в развитии идей народной культуры. Ее деятельность протекает в довольно замкнутой сельской общине, которая создает специфический контекст: это и культура крестьянства, и преобладание традиционных установок, норм взаимопомощи, форм организации жизни, и личностный, открытый характер общения людей. Отставая от уровня культурного развития городской среды, сфера села всегда требовала восполнения пустующей ниши в культурном пространстве. Там, где эту нишу занимала школа, участвуя в культурно-просветительской и досуговой деятельности жителей, выдвигая культурные инициативы, сельская жизнь наполнялась новым социокультурным содержанием. Благодаря школе, интенсивно шел процесс окультуривания деревенской среды.
В условиях села школа компенсирует недостатки духовно-нравственного воспитания детей в дошкольный период, выполняя культурообразующую функцию, так как сельские дети в большинстве своем не имеют дома условий необходимых для успешного обучения и развития. Вместе с тем справедливо будет отметить, что сельские родители более уважительно относятся к школе, чем городские родители, понимая миссию учителя в деле воспитания и развития ребенка, осознавая его превосходство как профессионала в своем деле.
Таким образом, сельская школа играет большую роль в жизни семьи и сельского сообщества. Она выполняет не только образовательную, но и экономическую, социальную, культурную, духовно-нравственную функции.
Качественными характеристиками сельской школы, определяющими с одной стороны ее устойчивость и уникальность, а с другой – обусловливающие ее внутреннюю противоречивость и трудность разрешения ее проблем, можно считать типовое разнообразие школ, малочисленность школ, недоукомплектованность педагогическими кадрами, стихийную интегративность, безальтернативность образовательного пространства, многофункциональность, самобытность и самодостаточность.
Педагогический коллектив сельской школы невелик, что располагает благоприятными возможностями для реализации принципов педагогики сотрудничества учителей и учащихся. Чаще всего в сельской школе складывается атмосфера доверительного отношения друг к другу, дух взаимоуважения, взаимопонимания, что обуславливается общностью интересов, как в самой школе, так и вне ее (соседскими или родственными отношениями).
Особенности образовательного процесса в сельской школе, в классах с малой наполняемостью обуславливают ряд психолого-педагогических требований к личности сельского педагога, которые определяют успех его деятельности. Ведущую роль в системе педагогических способностей играют коммуникативные свойства личности.
В условиях сельской школы эти способности приобретают особую значимость, так как в условиях малочисленности сельской школы быстро устанавливается коммуникативное насыщение партнеров друг другом, у учащихся рождается потребность в новых впечатлениях, в подражании интересной, сильной личности. В то же время при реализации коммуникативных способностей учителю сельской школы необходимо учитывать психологические особенности сельских детей, которые отличаются тем, что они более сдержаны, немногословны, застенчивы, порой замкнуты. Вместе с тем они более искренние, трудолюбивы, приучены к домашнему труду, умеют заботиться о младших и пожилых, рано приобщаются к сельскохозяйственному труду, для детей и взрослых характерно взаимное уважение.
Школа на селе является безальтернативным образовательным учреждением. Ученик привязан к конкретной школе, что обусловливает зависимость уровня его развития от окружающих обстоятельств. Конечно, в сельских школах работают многочисленные кружки и секции, к их проведению привлекаются родители, общественность, но чаще всего занятия в них проводит все тот же учитель - многопредметник. Однако, чем ближе школа расположена к городу, тем большими возможностями она располагает для интеграции детей в более насыщенную социальную и культурную жизнь. Успешнее решается кадровая проблема, теснее профессиональные контакты работников школы со специалистами аналогичного профиля, повышаются возможности доступа к новейшей информации, культурным объектам города.
Специфические социальные условия жизнедеятельности сельской школы, необходимость своевременно реагировать на постоянно возникающие социальные проблемы детей – все это делает школу многофункциональной. Она вынуждена заниматься организацией социально-педагогической и социокультурной работы в открытой среде ребенка, преодолением отчужденности детей и родителей, старшего и младшего поколений, восстановление крестьянской традиции «всем миром». Школа выступает инициатором социальной работы с детьми и их семьями, осознавая необходимость охраны прав и жизненно важных интересов детей, своевременной социально-психологической помощи детям из малообеспеченных или социально неблагополучных семей.
Функции и методы работы социального педагога в условиях сельской школы
Содержание работы социального педагога в условиях сельской школы осуществляется в соответствии с квалификационной характеристикой и определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся [21, c.584].
Остановимся на методах работы сельского школьного социального педагога. Выделим основные методы работы сельского школьного социального педагога с семьей учащегося.
Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут социальному педагогу представить положение в ней ребенка [20, с. 15]. После изучения семьи перед социальным педагогом стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту.
Первостепенное внимание при изучении семьи сельский школьный социальный педагог обращает на положение в ней ребенка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждениясельский школьный социальный педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.
С помощью этого метода сельский школьный социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.
В практике работы некоторые сельские школьные социальные педагоги составляют «карту семьи», где дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения знаменательных событий в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство. «Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли клубы.
Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учитель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы [23, с. 30].
Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.
Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отношения сводятся к приказам взрослых. Сельскому школьному социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других людей, которые живут в семье.
Чаще всего в сельской семье мать или отец работать не могут. Это вызывает трагедию, стресс.
Кроме помощи ребенку, сельский школьный социальный педагог обращает свое внимание на родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем ребенку.
Нужно убедить родителей искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие.
\
Описание опыта работы социального педагога МАОУ СОШ с.Нижнетроицкий Туймазинского района Республики Башкортостан
В средней общеобразовательной школе с.Нижнетроицкий Туймазинского района особое внимание социальный педагог уделяет поддержке семьи обучающихся.
Цель практической работы: совершенствование программы по поддержке семьи, системы взаимодействия семьи и школы, создание благоприятных условий для развития личности детей и подростков, формирование у них здорового образа жизни.
Задачи:
Изучение психолого-педагогических особенностей, выявление негативных проблем у семей;
Развитие разнообразных форм психолого-педагогического просвещения родителей;
Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике негативных проявлений у детей и подростков.
Анализ и обобщение результатов социально-педагогической деятельности по поддержке семьи в сельской общеобразовательной школе.
В деятельности социального педагога СОШ с. Нижнетроицкий Туймазинского района Республики Башкортостан, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-педагогических особенностей семьи и социальной микросреды, условий их жизни. В процессе такого изучения выявляются потребности семей, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, типология семей, отклонения от нормы, их социокультурный и педагогический портрет.
Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как педагогические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют всевозможные отчеты, справки, таблицы, документы, индивидуальные патронажные карты и прочая документация, что всегда имеется в наличии в любом образовательном учреждении.
Метод анализа документов используется при составлении социальной паспортизации образовательного учреждения с. Нижнетроицкий Туймазинского района РБ, где была определена социальная характеристика учащихся и их семей (Таблица 1).
Социальным педагогом МАОУ СОШ с.Нижнетроицкий разработана и реализуется программа по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы, включающая следующие направления работы (Таблица 2)
В рамках реализации программы запланированы мероприятия, посвященные профилактике вредных привычек и пропаганде ЗОЖ (Таблица 3)
Изучены и проанализированы жилищно-бытовые условия и отношения в семьях, стоящих на контроле школы. Важно знать в каких условиях живет семья, а главное ребенок в этой семье. Имеются ли в семье социально-бытовые условия (свет, тепло и др.).
В практике работы социальный педагог МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий Туймазинского района РБ использует такой метод как метод анкетирования. Это метод сбора информации путем письменного опроса родителей или учащихся.
Самым распространенным методом работы социального педагога МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий Туймазинского района РБ является метод наблюдения, который дает материал для социально-педагогической работы. Наблюдение велось за общением детей и подростков, их поведением на уроках, на переменах, в школе со сверстниками, за их трудом. Социальным педагогом ведется картотека индивидуального социально-педагогического патронажа детей и подростков, стоящих на внутришкольном учете и на учете в детской комнате милиции. И большинство, эти подростки из неблагополучных семей. Наблюдение ведется за всеми аспектами внешних проявлений подростков: действиям, движениям, речь, мимику. Но самое главное - это научиться правильно истолковывать их социальное значение. В этом может помочь школьный психолог. В ходе наблюдения было заметно, что некоторые подростки ведут себя агрессивно, отвлекаются на уроках, на замечания учителей не всегда реагируют.
Метод беседы дает социальному педагогу МАОУ СОШ с.Нижнетроицкий информацию о причинах неудовлетворительного поведения среди детей и подростков и является способом проникновения во внутренний мир личности подростка для понимания его проблем. И в первую очередь семейных проблем (распитие спиртных напитков со стороны родителей, уклонение от родительских обязанностей и др.). Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка или подростка, а также от заинтересованности в беседе подростка. Непременное условие успеха беседы - это учет возраста детей, их индивидуальных особенностей, задатков и способностей. Это помогает привлечь детей и подростков к кружкам и секциям. Старшие подростки склонны к употреблению спиртных напитков (пиво), курению. В ходе индивидуальных бесед выяснилось, что подростки пробовали вредные привычки из-за интереса, и узнать каково будет состояние. Не все подростки посещают кружки и секции, поэтому они ведут нездоровый образ жизни.
В работе социальный педагог МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий нередко использует семейное консультирование - оказание социально-педагогической помощи в решении социальных проблем. Семьи были ознакомлены с основными статьями УК РФ: статья 156. «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», а именно физическое насилие со стороны родителей (например, издевательство, избиение). Наказание - от крупного штрафа до трех лет лишения свободы. Статья 5.35. УК РФ. Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Наказание - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда. Наказание - от крупного штрафа до трех лет лишения свободы.
Основной акцент социальный педагог СОШ с. Нижнетроицкий делает на работе с подростками, а именно работе с группой, т.к. в подростковом возрасте, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем чем ниже социальный статус подростков, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы. Проведенный тренинг по развитию мотивов межличностных отношений был подобран именно для сближения, самораскрытия коллектива. Все приняли активное участие и были довольны.
Также школа оказывает материальную помощь многодетным семьям. Эту работу ведет социальный педагог СОШ с.Нижнетроицкий Туймазинского района РБ. Каждый год детям из многодетных семей оформляется бесплатное питание в школьной столовой, а также многодетным семьям оформляется денежная компенсация за приобретенную школьную форму. Работа очень кропотливая и нелегкая. Поэтому одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье для успешной социальной адаптации детей и подростков.
Результаты работы Совета по Профилактики с детьми и подростками, которые вызывались совместно с родителями по причине неуспеваемости, пропусков, неудовлетворительного поведения на уроках, дали положительный результат: подростки стали меньше пропускать занятия, меньше стали получать неудовлетворительные отметки, поведение на уроках улучшилось.
Для проведения лекций по профилактике вредных привычек, а также правонарушений были приглашены специалисты-смежники: инспектор ОДН, инспектор КДН и ЗП. Подростки многое узнали: об административных и уголовных правонарушениях среди несовершеннолетних, об основных статьях, связанных с употреблением наркотических веществ.
После проведенных лекций родители были ознакомлены с особенностями семейного воспитания, возрастными особенностями развития подростков, функциями и задачами родителей на этапе подросткового периода и юности. Целью было довести до родителей о правильном воспитании своих детей, об ошибках семейного воспитания (гипоопека и гиперопека).
На родительском собрании родители были ознакомлены с понятием психоактивных веществ и его последствиях. Были даны консультации о первых признаках употребления ПАВ подростками и как правильно вести себя в таких ситуациях.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что реализуемая социальным педагогом МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий программа по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы приносит свои положительные результаты.
Создание Центра Правового просвещения
Образование - единство обучения и воспитания, и самой реальной базой для массового и вдумчивого овладения гражданами основами гражданско-правовых знаний должна стать школа – единственный социальный институт формального образования, который непосредственно осуществляет обучение и воспитание граждан
Школа – единственная организация, которая начинает обучать маленьких граждан различным дисциплинам с шести лет и имеет реальную возможность проанализировать и скорректировать все плюсы и минусы процесса развития ребенка. Школа тесно связана с родителями, которые также являются гражданами нашего государства, период этой взаимосвязи равен периоду пребывания ребёнка в стенах учебного заведения. Школьные педагоги являются постоянными целевыми группами.
Исходя из этих фактов, очевидным является то, что школа если не главное звено в системе гражданско-правового образования, то - системообразующее.
Центр Правового Просвещения создан с целью развития организаторских, коммуникативных и лидерских качеств обучающихся. Главная задача - подготовить обучающихся к активной деятельности в школьной жизни; а также совершенствования правовой культуры всеми участниками образовательного процесса.
Создание Центра обусловлено нуждами, как самих обучающихся, так и запросами общества по развитию взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса; поднятием законодательной и управленческой инициативы среди молодых людей.
В Центре Правового Просвещения занимаются все желающие,
Обучение проходит в 2 этапа. 1 этап - включает в себя теоретические занятия, на которых школьники, учителя и родители знакомятся с нормативно – правовыми документами, регламентирующими школьную жизнь. деятельностью школьного самоуправления в нашей школе, учатся основам самоорганизации, планирования, особенностям межличностного общения.
2 этап - Проводятся занятия по созданию и проведению презентаций и публичных выступлений, по оформлению школы.
Результат, который должен быть достигнут в ходе реализации данного направления – формирование правового сознания в среде всех участников образовательного процесса.
Цели, задачи и принципы деятельности Центра правового просвещения
Целью деятельности Центра Правового Просвещения является разработка и реализация стратегии непрерывного правового образования участников образовательного процесса .
Основными задачами Центра являются:
- формирование у слушателей понимания основ государственной идеологии, организаторских умений, расширение знаний по вопросам реализации государственной политики в области образования, воспитания и социальной защиты молодежи;
- воспитание у обучающихся гуманистических ценностей, гражданской , правовой культуры, навыков творческого мышления, активной жизненной позиции;
- развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков обучающихся , ответственности, самостоятельности и инициативности, навыков проектной деятельности, формирование и укрепление чувства уверенности в себе и своих силах, развитие умения работать в команде и достигать групповых целей;
- вовлечение в деятельность школы широкого круга школьников
Основными принципами деятельности Центра являются:
- равноправие и коллегиальность в принятии решений;
- открытость и добросовестность;
- инициатива и творчество;
- самостоятельность, самодеятельность, самоорганизация;
- сотрудничество и сотворчество.
Формы и методы работы Центра
Основными формами работы Центра являются:
- занятия обучающихся с использованием активных методов преподавания, лекции, беседы, консультации, мастер-классы, тренинги , деловые игры;
- «круглые столы» по различным вопросам жизни школы ;
- практические занятия по организации, проведению и анализу общественных и культурно-массовых мероприятий;
- выступление по темам правового воспитания на педсоветах и родительских собраниях
Организация деятельности Центра
Центр Правового Просвещения возглавляет учитель истории и обществознания.
Руководитель Центра осуществляет общее руководство работой Центра, составляет план работы Центра, участвует в организации или организует образовательные мероприятия, организует подведение итогов работы Центра.
Работа Центра проводится на протяжении учебного года. К подготовке и проведению образовательных мероприятий Центра Правового Просвещения привлекаются обучающиеся школы , могут приглашаться учителя, специалисты соответствующих областей.
Учебный план Центра утверждается директором школы
Вывод: Проанализировав нормативные документы , работу школы по правовому воспитанию, Интернет-ресурсы по данному направлению, я пришла к выводу, что мы нашли правильное решение по организации Центра Правового просвещения, так как работа Центра отвечает нашим Целям и выдвинутой гипотезе, что в школах необходима система правовых знаний, включающая охват всех участников образовательного процесса.
Ресурсная база организации проекта
- . Школа оснащена необходимым для этого оборудованием. Это персональные компьютеры, отвечающие требованиям времени, принтеры, сканер, высокоскоростной выход в Интернет, проекционное оборудование: LCD мультимедиа проектор, ноутбук, экран. Два компьютерных класса.
- Для встреч с родителями (может быть надо создать конференцзал – 2 объединенных класса с интерактивной доской на 1 этаже) есть необходимые помещения в школе. Для проведения праздников – актовый зал, 1 спортивный зал, хорошая спортивная площадка на улице.
- Для разработки родительской страницы в школьной газете “ШПора” имеется специалист необходимого профессионального уровня.
Ожидаемые результаты
- создание атмосферы успеха; создание среды возможной успешности, когда каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы;
- установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и досуговой деятельности;
- творческое развитие и образование каждого ребенка;
- накопление опыта творческой деятельности у всех участников проекта;
- удовлетворенность родителей содержанием и результативностью воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;
- повышение уровня родительской компетентности, психолого-педагогической культуры родителей;
- появление материала готового к внедрению и использованию в школах.
Конкретные, измеряемые ожидаемые результаты проекта
Рекомендации | Ответы | Какими способами, формами, документами будет подтверждено |
Опишите, как выполнение проекта повлияет на реальную ситуацию в школе, что изменится в результате реализации проекта | Будет создан реальный инструмент, адаптированный и готовый к внедрению в образовательный процесс школы, в данный момент такой инструмент отсутствует. Наличие положительного опыта сотрудничества. | Отчет о проделанной работе; Появление родительской страницы в газете школы. |
Докажите соответствие результатов цели, задачам проекта | В результате реализации проекта создается инструмент для достижения поставленной цели. | Отчет о проделанной работе. |
Какие организации получат пользу от реализации проекта | МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий | Дипломы, грамоты, благодарственные письма городского и районного уровня. |
Назовите конкретные количественные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта | Выпуск "Правового вестника" со страницей посвященной родителям школы. Проведение не менее 4 родительских собраний в каждом классе, 4 заседаний Управляющего Совета школы, 2 общешкольных лекций, 3-4 школьных проектов с участием родителей, | Газеты. Протоколы родительских собраний, заседаний УС школы Материалы общешкольных лекций. Пополнение методической копилки школы. |
Назовите конкретные качественные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта | Получение качественного, продукта, адаптированного к условиям и требования современной школы, путем апробации разработанных материалов в условиях школы. | Отчет о проделанной работе. |
Эффект проекта в долгосрочной перспективе | Создание положительного опыта, формирование тенденции информатизации. Появление материала готового к внедрению и использованию в школах. |
|
Заключение
Актуальность данной темы обусловлена современным состоянием семейного неблагополучия и стремительным ростом самих неблагополучных семей в городах России и Республики Башкортостан. Вопросы формирования семейного неблагополучия привлекают к себе все более пристальное внимание специалистов различных областей, т.к. количество таких семей возрастает с каждым годом.
Социальный педагог в школе проводит социальную диагностику и на ее основе составляет программу помощи семье, которая включает воспитание детей, организацию ухода за ними, оформление опекунства, защиту детей, заботу о детях с отклонениями от нормы, организацию досуга, повышение образовательного и культурного уровня родителей, возрождение народных традиций, укрепление духовных связей между членами семьи, пропаганду здорового образа жизни.
Нами была разработана и апробирована программа по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы с. Нижнетроицкий Туймазинского района, которая состоит из следующих направлений: социально-педагогическое (диагностика социально-бытовых условий семьи, выявление негативных проблем у подростков); обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности подростка (пропаганда ЗОЖ в семье, организация профилактических мероприятий для родителей); социально-педагогическое консультирование родителей, индивидуальных бесед для детей и подростков по разрешению проблем; социально-педагогическая профилактика (выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения подростков, обеспечение профилактической работы).
Результаты реализации Программы: повышение образовательного и культурного уровня родителей, укрепление духовных связей между членами семьи, пропаганду здорового образа жизни среди детей и подростков.
Союз «ШКОЛА-УЧЕНИК-СЕМЬЯ» направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника, на сохранение желания учиться, на укрепление веры в себя.
Это сотрудничество – результат огромных усилий и творчества двух сторон –
школы и семьи.
Список использованной литературы:
- Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
- Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. - Минск, 2000.
- Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию 5-11 классы /Под ред. В.А. Великородной.- М., 2006.− 145 с.
- Методика и технология работы социального педагога/Под.ред. В.А. Сластенина. - М., 2000.− 348 с.
- Справочник социального педагога /Под ред. Т.А. Шишковец.- М.: ВАКО,2005.− 220 с.
7. Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр/ авт.-сост. В.В. Гордеева- Волгоград: «Учитель»,2007.
8. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права: конспекты уроков/ авт.-сост. Е. А. Мавлютова.-Волгоград: Учитель, 2009Словарь-справочник "Горьковчане в Великой Отечественной войне", Волго-Вятское книжное издательство, ©1990.
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./ Серия «Стандарты второго поколения»/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А./ Москва, Просвещение, 2010
10. Материалы интернета: s_133_int.edu54.ru/p97aa1.html
pevkyqow.hotmail.ru/690635148.htm
Приложение 1.
Таблица 1
Социальная характеристика учащихся и их семей
МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий Туймазинского района РБ
Социальная характеристика | Количество |
Количество учащихся в целом. Из них: | 394 |
Из многодетных семей | 49 |
Из неполных семей | 81 |
Учащиеся, находящиеся под опекой | 9 |
Дети-инвалиды | 8 |
Учащиеся, стоящие на ВШУ | 2 |
Учащиеся, стоящие на учете в ОДН | 2 |
Семьи, стоящие на контроле в школе | 5 |
Приложение 2
Таблица 2
Программа по поддержке семьи
в МАОУ СОШ с.Нижнетроицкий Туймазинского района РБ
№ | Направления программы | ||
1 | Социально-педагогическое (проведение социальной паспортизации школы; изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся; социально-педагогическая диагностика негативных проблем семьи) | ||
2 | Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности детей и подростков (пропаганда ЗОЖ в семье, как необходимого условия успешной социализации учащихся; содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс; организация профилактических мероприятий для родителей, учащихся по социально-педагогической проблематике) | ||
3 | Социально-педагогическое консультирование (организация и проведение индивидуальных бесед для детей и подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; консультирование родителей, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем) | ||
4 | Социально-педагогическая профилактика (ранее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения детей и подростков; обеспечение профилактической работы с подростками, состоящими на внутришкольном учете и на учете в детской комнате милиции) | ||
5 | Анализ и обобщение результатов деятельности | ||
Приложение 3 Таблица 3 Мероприятия, посвященные профилактике вредных привычек и пропаганде ЗОЖ | |||
1 | Семейное консультирование (статьи 156 УК РФ; 5.35.УК РФ) | ||
2 | Тренинг по развитию мотивов межличностных отношений подростков | ||
3 | Совет Профилактики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ СОШ с.Нижнетроицкий Туймазинского района | ||
4 | Приглашение специалистов с лекциями: социального педагога с темой: «Выбор за тобой», посвященный профилактике СПИДа, «Вредные привычки, опасные для здоровья человека»; инспектора ОДН с темой: «Административная и уголовная ответственность среди несовершеннолетних». | ||
5 | Лекции для родителей на темы: «Особенности семейного воспитания», «Возрастные особенности развития подростков», «Функции и задачи родителей на этапе подросткового периода и юности». | ||
6 | Игровые тренинги с целью сплоченности коллектива совместно с родителями | ||
7 | Выступление на общешкольном родительском собрании с темой: «Влияние психоактивных веществ на организм человека | ||
8 | Игра «Человек и его здоровье» в форме игры «Счастливый случай» | ||
9 | Лекция-беседа на тему: «Формирование ЗОЖ» | ||
10 | Классный час на тему: «Закон и правопорядок» | ||
11 | Вечер встречи выпускников с приглашением родителей | ||
12 | День Святого Валентина с приглашением родителей | ||
13 | Анализ и обобщение результатов социально-педагогических исследований |
Приложение 4
Мероприятия , проводимые социальным педагогом
В целях совершенствования программы по поддержке семьи проводились следующие мероприятия:
Совет по профилактике правонарушений проводится в каждой школе ежемесячно в следующем составе: Председатель Совета - социальный педагог; Члены Совета: зам. директора по воспитательной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, школьный психолог, участковый, председатель родительского комитета. Учащиеся школы приглашаются на Совет Профилактики по повестке совместно с родителями по следующим причинам: неуспеваемости, непосещаемости, неудовлетворительному поведению (драки, порча имущества и др.), употребление вредных привычек, а также по причине неисполнения родительских обязанностей в отношении своих несовершеннолетних детей. Членами Совета выясняются причины того или иного поведения со стороны детей или родителей, проводится профилактическая беседа с обеими из сторон, дается время для исправления (от 2 недель до 1 месяца). Если продвижений не наблюдается, то администрация школы ходатайствует о рассмотрении подростка или родителя в административной комиссии по делам несовершеннолетних г. Туймазы, где родители несут административное наказание.
Лекция использовалась для того, чтобы разъяснить детям и подросткам о пагубных привычках и его последствиях. Для выступления и проведения лекций приглашаются специалисты: инспектор ОДН УВД с лекцией на тему: «Административная и уголовная ответственность среди несовершеннолетних». Инспектором детской комнаты милиции было рассказано, что административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а уголовная ответственность наступает с 14 лет. Также ознакомила со статьями, связанных с употреблением, незаконным изготовлением, приобретением, хранением, склонных к употреблению наркотических веществ. Социальный педагог выступила с лекцией на темы: «Выбор за тобой», посвященный профилактике СПИДа, «Вредные привычки, опасные для здоровья человека». Специалисты оказывают огромное влияние на детей и подростков, т.к. многие подростки не осознают свои действия, не понимая и не зная о последствиях. После лекций дети и подростки задумываются, начинают осознавать свои поступки и действия.
Также лекция проводилась и для родителей по следующим темам: «Особенности семейного воспитания», «Возрастные особенности развития подростков», «Функции и задачи родителей на этапе подросткового периода и юности». Цель: довести до родителей о правильном воспитании своих детей, об ошибках семейного воспитания. Лекция «Особенности семейного воспитания» была выбрана именно на эту тему, т.к. чаще всего наркогенному заражению подвергаются подростки из семей, где воспитание осуществляется по типу гипоопеки проще говоря, это те подростки, которые предоставлены сами себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен асоциальным или даже антисоциальным поведением отца или матери, а также конфликтными взаимоотношениями между взрослыми, когда на подростка у них просто не остается времени. Для приобщения к наркотикам опасна и гиперопека. В этом случае подростка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Привыкнув к постоянному контролю со стороны окружающих, подросток легко подчиняется любому внешнему давлению. Поэтому эта тема была актуальна для проведения родителям. Лекция, посвященная возрастным особенностям подростков, была актуальна тем, что именно этот период является очень сложным. Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. В конце лекции родителям был предоставлен раздаточный материал по данной проблематике.
Также были проведены различные игровые тренинги в 5 классе совместно с родителями. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. Во время проведения различных тренингов дети и взрослые изначально чувствовали себя робко, а через некоторое время самораскрылись, им стало интересно и весело. Очень важно помнить, что совместный семейный досуг препятствует формированию у детей и подростков наркозависимости и алкоголизма. Во время проведенных тренингов по развитию мотивов межличностных отношений, подростки сблизились, проявили чувство эмпатии друг к другу, тренинг способствовал у них формированию дружного коллектива. Все приняли активное участие и были довольны.
Выступление на общешкольном родительском собрании проводилось на тему: «Влияние психоактивных веществ на организм человека». Родителям было рассказано о понятии психоактивных веществ и его последствиях. Были даны консультации о первых признаках употребления ПАВ подростками и как правильно вести себя в таких ситуациях. В этот момент очень важно понять своего ребенка и помочь.
В целях формирования здорового образа жизни среди детей и подростков проводились и общешкольные мероприятия, куда приглашались и родители:
Игра «Человек и его здоровье» в форме игры «Счастливый случай» проводилось с целью расширения и систематизирования знаний у учащихся о личной гигиене; правильного ориентирования учащихся в вопросах режима питания; формирования тенденции и установки к ЗОЖ. Игра была проведена среди 8-11 классов, которая проходила в 2 раунда. В первом раунде вопросы были посвящены личной гигиене, физической культуре, питанию, красивой осанке. Во втором раунде вопросы были на темы: «Брось сигарету!», «Берегите сердце!», «Алкоголь - яд!», «Наркотики - белая смерть!», «Здоровье человека и общества». Команды были награждены грамотами и призами.
Проведена лекция-беседа на тему: «Формирование здорового образа жизни у подростков». Лекция проведена для 6 класса. Цель: формирование первоначальных знаний о вреде курения, употребления алкоголя и наркотических веществ; формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; развитие роста самосознания подростков; развивать умение анализировать и делать свой собственный выбор; пробуждение интереса к ЗОЖ через познание через самого себя. План: организационный момент; вступительная беседа с подростками по вопросам; сообщение материала о вреде курения, алкоголя, наркотиков; демонстрация прибора о вреде курения, анализ стихотворения «Быть здоровым-это модно!». Подросткам было очень интересно узнать, каким образом действует сигарета на организм человека.
Классный час «Закон и правопорядок» была проведена с целью: ознакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества; воспитать чувство ответственности за свои поступки; воспитать уважительное отношение к закону. Этот классный час был проведен для 7 класса. На классный час был приглашен специалист в лице социального педагога, а также докладчик в лице ученицы 7 класса. Классный час был посвящен следующим темам: «Мораль и аморальные поступки», «Закон есть закон». Велась работа с памятками об ответственности за нарушение общественного порядка; велась беседа о правонарушениях, как переход улицы в неположенном месте. Много интересного и полезного узнали учащиеся.
Традиционно в школе с. Нижнетроицкий проводятся такие мероприятия, как «Вечер встречи выпускников», «День Святого Валентина», которые не обходятся без участия родителей. На «Вечере встречи выпускников была конкурсная программа в форме интеллектуальной игры между выпускниками школы и старшеклассниками. Вопросы были разного характера. В конце прошли спортивные соревнования. Участники вечера были награждены грамотами и призами. Праздник «День Святого Валентина» был посвящен игре «Любовь с первого взгляда». В игре принимали участие девушки и юноши 8-11 классов. Были различные конкурсы, девушки демонстрировали свои рукоделия, а юноши свои спортивные способности. В конце образовалось 6 влюбленных пар. Все участники остались довольны.
В игре «Человек и его здоровье» подростки расширили знания о личной гигиене, физической культуре, правильному питанию; узнали о пагубном влиянии вредных привычек на организм подростков. На классном часе «Формирование ЗОЖ» для детей была показана наглядная демонстрация процесса курения с целью, показать, каким образом никотин проникает в организм человека и что происходит при этом. Классный час на тему: «Закон и правопорядок» был посвящен морали и аморальным поступкам, закону, а также говорилось об ответственности за нарушение и наказание общественного порядка.
Приложение 5
Предварительные итоги первого года работы Центра правового образования
Итак, прошло 3 четверти учебного года. Какие же итоги мы можем подвести за это время в правовом воспитании участников образовательного процесса?..
Во-первых, сформирована группа ребят, которые с огромным удовольствием выступают перед своими сверстниками, в начальной школе.
Во – вторых, регулярно обновляется стенд «Правовой Вестник», где помещаются интереснейшие материалы по правовым вопросам. Например, Итоги Детской переписи населения, Памятки по Детской безопасности, Материалы по правам ребенка. По Конституции РБ и РФ и др.
В – третьих , в классах сформированы единообразные Папки «Правовое просвещение», которые регулярно пополняются материалами на правовые темы.
На переменах показываются презентации по Правам ребенка, по Переписи населения. По Конституции РФ и РБ.
На родительских собраниях перед родителями поднимались вопросы «О насилии над детьми», « О правах участников образовательного процесса» , «Памятки неравнодушным родителям» ( ребенок и телефон, подготовка к экзаменам и т.д.)
А еще в школе в декабре прошел День живого письма. Какое активное участие приняли обучающиеся 5-11 классов! По громкой связи зачитывались письма – Татьяны и Онегина, Пушкина, письма с фронта и т.д. Была оформлена интересная фотовыставка . Письма писали и ученики, и учителя, и главный результат – в этот день наблюдались буквально единичные посещения «аськи» и разговоры по телефону сошли до минимума. А это ЗДОРОВО!
Материалы Центра правового просвещения активно используются и на уроках, не только на истории и обществознании, но на других предметах.
У меня возникла одна проблема – создать критерии правового воспитания. Сейчас по этому вопросу мы связались с кафедрой истории и обществознания ИРО РБ, и надеемся в конце года подвести уже полноценные итоги работы по правовому просвещению участников образовательного процесса.
Телефон Доверия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "В школу - за здоровьем"
Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несёт система образования. Период взросления человек...
Социальная работа в школе
На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной ...
Социальная работа в школе
На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной ...
Содержание деятельности социального педагога в школе-интернате.
Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», но вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет ряд существенных отличий. Миссия социальн...
Укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников школы-интерната №6
В рамках образовательной инициативы по улучшению школьной инфраструктуры, должны быть созданы условия для перехода образовательных учреждений на новые стандарты образования. Особое в...
Установление социального партнерства спортивной школы с прочими социальными институтами (на примере ДЮСШ «Юность» г.Шелехова)
Интеграция общего и дополнительного образования...
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРА МАУ"ШКОЛА ИСКУССТВ" Программа развития муниципального автономногоучреждения дополнительного образования"Детская школа искусств" г.Когалыма на 2021-2026 годы.(стр.47)
Программа развития муниципального автономногоучреждения дополнительного образования"Детская школа искусств" г.Когалыма на 2021-2026 годы.(стр.47)...