ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
статья (5 класс)
Во все времена каждое цивилизованное общество задавалось вопросами о решающей роли нравственного и духовного воспитания в формировании и развитии личности. Представление педагогики к процессу воспитания нравственности был заложен еще с середины первого тысячелетия до н.э. в Древней Греции, Китае, Индии. Одними из родоначальников нравственной проблематики были Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Сухомлинский о том времени говорил: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [1, c.123].
В европейских научных кругах процессом становления и развития общества в педагогике занимались выдающиеся педагоги Ян Каменский (Чехия), Иоганн Гербарт (Германия), Иоганн Песталоцци (Швейцария). В нашей стране традиции духовно-нравственного воспитания возрождались в трудах Н.И. Белецкого, Н.М. Пирогова, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского.
Современная наука также занимается вопросами решения проблем нравственного и духовного воспитания, предлагая широкий круг возможностей для осознания логики и перспектив развития данной сферы. Для того чтобы разобраться в специфике современного духовно-нравственного образования необходимо раскрыть сущность духовно-нравственного воспитания и рассмотреть его понятийный аппарат. И первое важное понятие, которое необходимо рассмотреть для осознания сущности духовного воспитания, – духовность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Во все времена каждое цивилизованное общество задавалось вопросами о решающей роли нравственного и духовного воспитания в формировании и развитии личности. Представление педагогики к процессу воспитания нравственности был заложен еще с середины первого тысячелетия до н.э. в Древней Греции, Китае, Индии. Одними из родоначальников нравственной проблематики были Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Сухомлинский о том времени говорил: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [1, c.123].
В европейских научных кругах процессом становления и развития общества в педагогике занимались выдающиеся педагоги Ян Каменский (Чехия), Иоганн Гербарт (Германия), Иоганн Песталоцци (Швейцария). В нашей стране традиции духовно-нравственного воспитания возрождались в трудах Н.И. Белецкого, Н.М. Пирогова, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского.
Современная наука также занимается вопросами решения проблем нравственного и духовного воспитания, предлагая широкий круг возможностей для осознания логики и перспектив развития данной сферы. Для того чтобы разобраться в специфике современного духовно-нравственного образования необходимо раскрыть сущность духовно-нравственного воспитания и рассмотреть его понятийный аппарат. И первое важное понятие, которое необходимо рассмотреть для осознания сущности духовного воспитания, – духовность.
Взгляды на сущность данного понятия представителей разных сфер познания (философии, науки и религии) в большой мере идентичны. Понятие духовность, образованное от слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение,
тончайший воздух, дыхание. Духовность неразрывно связана с духом человека; с действием Святого Духа, с Благодатью; с тончайшей, высшей энергией в человеке; с сознанием человека; с открытостью и возжжением сердца и духа; с божественной энергией Любви. Так, Н. Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «я» человека; идущая из глубины сила, образующая и поддерживающая личность в человеке.
Человеческая духовность не просто неосознанна, – утверждал В.Франкл, – а неизбежно бессознательна. В своей работе «Духовность, свобода и ответственность» он уточняет: «То, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы, и называем духовным в нём. Человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия». [2, c.205] В словаре Ушакова духовность понимается как Отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.
По мнению русских философов, (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»
Обобщая различные подходы к пониманию нравственности, можно прийти к выводу, что нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Иначе говоря, нравственным считается тот человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности. Размышляя о нравственном воспитании детей, русский мыслитель начала XX века Иван Ильин писал, что задачи его состоят в том, «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтоб его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни, чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях» [3, c.336].
Таким образом, духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности, становление человека, как целостного существа, которому присуще гармоничное развитие нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, предполагающего активную включенность и взаимовлияние воспитателя и воспитанника.
Поэтому, в настоящее время в России разработана программа стабилизации и развития образования в стране, которая выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования подчеркнул: «Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности».
Цели:
– воспитание культуры поведения;
– создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.
Задачи:
– формирование цельной духовно нравственной личности;
– воспитание уважения к старшему поколению;
– вырабатывание чувства патриотизма и любви к своему народу.
Не секрет, что одна из главных проблем современности – это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам современных реалий, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей детям школьного возраста. Только люди, имеющие фундаментальные нравственные ориентиры, способны самостоятельно принимать правильные решения в трудных жизненных ситуациях, делать выбор в пользу честных поступков и приносить пользу обществу.
Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе – это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что вопрос нравственности в нашей стране решается успешно. Зачастую не только дети, но и их родители сталкиваются с рядом проблем, таких как:
– отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;
– деградация морально-нравственной среды;
– уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;
– отсутствие действенных механизмов формирования здорового образа жизни у молодого поколения;
– отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах);
– наличие огромного количества негативного контента в СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).
Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит будущее ребят.
Школьная пора – отличное время для формирования духовной нравственной личности. Именно в школьные годы необходимо проводить воспитательные работы с целью формирования высших моральных ценностей, таких как: гуманные (дружелюбные) отношения между детьми, чувство долга, ответственности за своё поведение, трудолюбие, потребность в труде, бережливое отношение к природе, ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь, культура общения, самопознание и самовоспитание.
На какой идеал ориентироваться школьникам XXI века? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской Федерации.
Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности, которые необходимо формировать у школьников:
– патриотизм;
– гражданственность;
– чувство собственного достоинства;
– милосердие;
– справедливость;
– доверие;
– стремление к миру во всём мире,
– толерантность;
– стремление к знаниям;
– ценность семьи, творчества и труда.
Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в младшем школьном возрасте.
Воспитание – двусторонний процесс, суть которого – воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам. Процесс обучения в школе – это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников. В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это – начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.
Отдельное внимание стоит уделить работе классного руководителя. Классный руководитель – человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду. Среди задач в работе классного руководителя можно выделить:
развитие духовности, патриотизма и трудолюбия у учеников;
развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности;
проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы;
исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей;
взаимодействие школы и родителей с помощью проведения совместных мероприятий, индивидуальной работы, родительских собраний.
Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:
– создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера;
– совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы.
Теперь поговорим о формах духовно-нравственного воспитания. Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, наши педагоги используют самые разнообразные формы работы: посещение экскурсий и спектаклей, коллективные игры, выпуск стенгазет, разработка проектов, просветительская работа и много другое. Хороший педагогический эффект приносит «моделирование ситуаций», когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию. При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода. Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы – одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.
Не стоит забывать о том, что помимо учителей воспитывать морально-нравственные идеалы у детей должны и их родители. Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие родители являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка. В случае, если родители самостоятельно не справляются со своей функцией, наши учителя приглашают родителей для проведение разъяснительных бесед, давать советы, каким образом формировать у ребенка правильные жизненные ориентиры. Только при наличие тандема родители-учителя возможно воспитать нравственно и духовно здоровое поколение.
В связи с этим, основными задачи нравственного воспитания будут выступать:
формирование нравственного сознания
воспитание и развитие нравственных чувств
выработка умений и привычек нравственного поведения.
Для достижения задач, в деятельности воспитателя-педагога важно учитывать потребностно-мотивационную сферу личности воспитанника. Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.
1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость – это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм. Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу. Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы.
3. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.
Здесь необходимо учитывать такой важный фактор, как эмоции: любое занятие должно быть пережито эмоционально, иначе оно не сможет быть убежденным и не повлиять на поведение. Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, которые непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
Значение духовно-нравственного воспитания, особенно в современно обществе, трудно переоценить. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Педагогическая практика показала, что это направление является наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"
Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...