Технология использования интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы
статья по литературе (8 класс) по теме

Котенко Елена Васильевна

В данной статье рассматривается технология интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы, область применения, формы интеграции, типы интегированных уроков, опыт работы учителя по данной теме за период своей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kotenko_elena_vasilevna.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Технология использования интегрированного обучения

на уроках русского языка и литературы»

Особенностью современного образования является целостность образовательного пространства, подразумевающая интегрированность общественно необходимых знаний и личностно необходимых убеждений. Именно целостность как ключевая образовательная категория становится доминантой образования человека в современной школе.

На протяжении нескольких лет я использую на уроках и во внеурочной деятельности интегрированное обучение, так как считаю, что именно интеграция позволяет строить учебный процесс в единстве его воспитывающих, обучающих и развивающих функций, способствует развитию творческого потенциала учащегося, формированию универсальной личности ребенка, умеющей применять свои знания в разных сферах деятельности.

      Главными принципами интегрированного обучения считаю принцип взаимосвязи предметов, принцип осознания учениками процесса учения, принцип систематической работы над общим развитием учащихся, принцип паритетных отношений субъектов учебно-познавательной деятельности.

Интегрированное обучение осуществляю, используя различные формы работы и деятельности: интегрированные уроки, научно-исследовательскую деятельность (исследование отдельных вопросов в ходе интегрированных уроков, исследовательские работы учащихся), внеурочную деятельность (в рамках предметных недель, конкурсов, конференций).

Интегрированные уроки дают учащимся достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором они живут, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

К сожалению, существующие программы имеют слабые межпредметные связи, что не способствует интеграции предметов. Каждый предмет имеет свою логику построения содержания учебного материала, отличную от других. Как заранее спланировать тематику и сроки проведения интегрированных уроков? Прежде всего, следует учитывать следующие моменты.

  1. Изучение опыта коллег, посещение уроков.
  2. Работа с календарно-тематическим планированием (определение количества интегрированных уроков, их тематики и сроков проведения, определение общих или близких тем, анализ программ этих предметов, объединение отдельных тем по разным предметам в общий курс).
  3. Согласованность с учителями-предметниками, определение сроков проведения интегрированных уроков.
  4. Конструирование содержания каждого урока.
  5. Использование нестандартных уроков, различных видов работ.
  6. Подбор интересных фактов к уроку, иллюстраций, музыкального фона, слайдов.
  7. Постановка проблемной задачи на уроке.
  8. Использование информационных технологий.

Область применения, формы интеграции:

  • уроки по общей теме, проводимые разными учителями в разное время;
  • совместное проведение урока по общей теме;
  • проведение специальных интегрированных зачетов по темам;
  • создание программ интегрируемых предметов;
  • участие в различных конкурсах (например, написание исследовательских, творческих работ по истории, краеведению, биологии, другим предметам).

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Прежде всего, определяю общие или близкие темы по литературе, русскому языку, истории, музыке, изобразительному искусству. Для этого анализирую программы по предметам гуманитарного, художественно-эстетического, естественно - научного цикла, изучаю опыт своих коллег, посещаю уроки. Затем во время работы над календарно-тематическим планированием определяю количество интегрированных уроков, сроки их проведения.

    Особое внимание уделяю общим темам по русскому языку и литературе. Стараюсь связывать изучение литературного произведения с разными видами работ по русскому языку. Для этого включаю в качестве дидактических материалов на уроках русского языка отрывки из художественных произведений, изучаемых по литературе, составляю тексты диктантов, изложений о жизни, творчестве поэтов и писателей. В 11 классе при подготовке к ЕГЭ провожу работу по обучению написания сочинения по прочитанному тексту. Для работы над сочинением использую отрывки из художественных произведений. Для отработки навыков определения изобразительно-выразительных средств в тексте (часть В) использую также отрывки из литературных произведений, фрагменты рецензий, написанных на основе текста. Даю домашнее задание: самостоятельно составить задание по анализу языковых особенностей текста.

     В своей деятельности я наиболее часто обращаюсь к сотрудничеству с учителями истории, биологии и изобразительного искусства. Интеграция предметов гуманитарного, естественнонаучного, художественноэстетического цикла не только позволяет восполнить пробелы по истории, МХК, обществознанию, биологии, но и способствует созданию на уроках особого эмоционального фона для восприятия темы, для формирования целостного восприятия художественного произведения, раскрывает огромный потенциал ребенка, а также делает процесс обучения и воспитания наиболее эффективным. Литературный текст становится понятным ученикам на более высоком уровне. Художественное пространство произведения расширяется и делается доступным для школьников. Обычное объяснение учителя на уроке дополняется активным пониманием, которое способствует творческой деятельности учащихся.

Важным условием для успешного проведения интегрированного урока является подбор интересных фактов, иллюстраций, музыкального фона. Чтобы активизировать на интегрированном уроке учеников, важно продумать формы их учебной деятельности. Так, например, при подготовке к интегрированному уроку по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (литература, история, изобразительное искусство, краеведение) предлагаю организовать работу на уроке в группах: историки, художники, литературоведы, краеведы, иллюстраторы, психологи, экономисты. «Историки» пытаются определить адресатов авторской пародии. «Экономисты» анализируют их деятельность как градоначальников, круг их интересов, отношение к народу и т.д. Консультантом учащихся здесь может стать учитель истории. «Иллюстраторы» создают свои рисунки с портретами градоначальников. Сравнивая иллюстрации известных художников к произведению Салтыкова-Щедрина, определяя особенности интерпретации образов писателя в живописи, ребята обращаются за помощью к учителю изобразительного искусства. «Литературоведы» определяют средства типизации, сатирические приемы обрисовки образов. «Краеведы» знакомят с офортами тульского художника Ю. Ворогушина. Психологи определяют общие свойства личности градоначальников, исходя из их фамилий, деяний, деталей портрета.

Нa интегрированном уроке важно создать целостную ткань без четких границ интегрируемых частей. Поэтому необходимо четко определить роль каждого учителя, (если урок проводится по общей теме разными педагогами), обсудить ход урока, определить отрезки интегрированного урока, составить общий конспект.

  Чтобы интегрированный урок вызывал интерес, способствовал развитию творческих способностей, активизировал деятельность учащихся, он должен иметь проблемный характер. На вводном уроке или в начале интегрированного урока я обозначаю проблемные вопросы, которые будут рассматриваться в дальнейшем. Так, в начале интегрированного урока в 11 классе по теме «Писатель в узах несвободы», прежде чем познакомить учащихся с жизнью А.В.Кузнецова, мы предлагаем им задуматься над вопросом, как оценивать бегство писателя за рубеж в 1968 году? Даем варианты ответов: предательство, малодушие, стремление к свободе. В конце урока проводится блиц-опрос, в ходе которого каждый должен дать оценку этому поступку писателя. Безусловно, сообщение интересного факта из жизни писателя, связанного с Тульским краем, постановка проблемного вопроса в начале урока активизируют деятельность учащихся. Рассматривая судьбу Кузнецова в контексте судеб других писателей, на фоне исторических событий, оценивая период 60-ых годов с позиций старшего поколения своей семьи и современников, учащиеся приходят к выводу о необходимости свободы как общечеловеческой ценности, понимают, что нужно бороться за свои права.

  Анализ педагогической практики показывает, что если учитель способен включить эстетические элементы в гуманно-личностный подход к организации и содержанию своей педагогической деятельности, то урок приобретает более выраженный человеческий оттенок, т.е. личностную гуманную ориентацию. Например, художественная основа интегрированного урока «Эссе как жанр литературного произведения» позволила внести в урок поэзию О.Н. Подъемщиковой, музыку, художественные полотна (репродукции картин из Тульского художественного музея), которые пробудили эмоции и чувства. Искусство стало языком урока, его художественной характеристикой. Ребята под впечатлением от эссе «Размышления из-подо льда», замечательных стихов О.Н. Подъемщиковой, картин стали делиться своими размышлениями, внесли в урок творческое настроение. Это был особый урок, урок коллективного творчества учителя и учащихся. С таким же интересом проходят интегрированные уроки по темам: «Чехов,        Левитан,        Чайковский»,        

«Пушкин         и музыка», «Поэты пушкинской поры». Музыка становится на этих уроках не только фоном, но ярким, убедительным «интегрированным» образом. Современные информационно-коммуникативные технологии позволяют творческому учителю организовать такие уроки технически быстро, грамотно, ярко, а главное, позволяют сэкономить время на их подготовку.

По мнению ученых, за период своей профессиональной деятельности педагог в среднем дает более двадцати пяти тысяч уроков. Так что за каждым из нас право выбора, какими они будут: интересными, познавательными, яркими или однообразными и скучными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Презентация содержит не только теоретические сведения, но и практическую часть (фрагменты уроков)...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы

Материал, представленный на РМО учителей русского языка...

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...

Применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы

Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Человек, в высоком смысле этого слова, становится человеком благодаря литературе. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собс...