«Нетрадиционные технологии в коррекционно - развивающей работе с детьми – логопатами»
консультация

Хрипач Мария Геннадьевна

«Нетрадиционные технологии в коррекционно - развивающей работе с детьми – логопатами»

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 51

Консультация для педагогов:

«Нетрадиционные технологии в коррекционно - развивающей работе с детьми – логопатами»

Подготовила

учитель – логопед

М.Г. Хрипач

Калининград

      Реформирование системы образования в нашей стране связано с глубокими изменениями, произошедшими в последние годы в ее социально-экономическом укладе. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

      - самостоятельно добывать новые необходимые знания;

      - умело использовать их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

      - творчески мыслить;

      - быть коммуникабельными, контактными, работать в команде.

      Решение этих задач связано с поиском и разработкой новых эффективных нетрадиционных педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному развитию подрастающего поколения.

      У детей с ОНР страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, нарушена смысловая и произносительная стороны речи. У большинства имеются проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Недостаточно развита познавательная мотивация. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы.

Это приводит к появлению таких нежелательных черт личности, как неуверенность, излишняя застенчивость, постоянная неудовлетворенность собой или неоправданная самоуверенность, агрессивность, тревожность, невротизация.

      Для детей с ОНР характерен также пониженный уровень развития воображения и всех психических процессов. И это сильно затрудняет мою работу в оказании помощи детям. Ведь необходимо за короткий срок два года, а то и за один не только исправить речевое заключение ребенка – логопата, но и подготовить ребенка к школе.

      Чтобы обеспечить всю полноту развития личности ребенка необходимо построить развивающую среду так, чтобы окружающая обстановка была комфортной эстетичной содержательной. Содержание предметно развивающей среды, ее оформление подчинено специфике речевого заключения, возрасту детей, индивидуальной работе по тематической направленности и отражено.

      Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на наш взгляд, является использование нетрадиционных игровых технологий в коррекционной работе.

Нетрадиционные игровые технологии предоставляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления.

Внедряя инновационные методы и нетрадиционные формы работы в образовательный процесс необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимания, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения учебной программы.

      У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти.

Проведенный логопедический мониторинг, выявил, что у детей с ОНР не развиты все психические процессы, а особенно воображение, память.

Дети трудно понимали текст, не могли отвечать на самые простые вопросы по тексту, точно и дословно передать информацию. Таким детям трудно воспроизвести текст, запомнить стихотворение, пока не будет опоры, визуальный образ.

Необходимо было найти способ, который бы облегчил процесс запоминания.

При заучивании стихотворений возможно использовать одну их нетрадиционных технологий, такую как мнемотаблицы. Так как приём символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения.

Суть мнемотаблицы - заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Для разучивания каждого стихотворения разработали и составили свою мнемотаблицу. Подобрали рисунки к выбранному стихотворению - на каждую строчку. И так, шаг за шагом создали мнемотаблицы на программные стихотворения

На начальном этапе мы предлагали детям готовое графическое изображение стихотворения. Разбирали с детьми каждое слово, его графическое изображение…

Предоставляли детям возможность воспроизвести текст с опорой на рисунки.

Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволил нашим детям значительно быстрее запомнить текст.

Затем по мере обучения стали вовлекать детей. Предлагали детям самим придумывать рисунок на ту или иную строчку стихотворения.

Ребята стали активно включатся в процесс создания уже своей схемы. Создание своих опорных рисунков увлекло детей, превратило занятие по заучиванию стихотворений в игру.

И результаты показали, что постепенно память наших ребят укреплялась, их образное мышление развивалось. Дети стали запоминать тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Важным средством формирования мыслительной деятельности малыша, его интеллекта является игра.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры-головоломки, развивающие игры Б. П. Никитина

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое.

Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях и т.д.

Методика развития элементарных математических представлений постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения.

Одна из универсальных технологий – палочки Кюизенера.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

В начале палочки Кюизенера мы использовали как игровой материал.

Воспитанникам предлагается поиграть с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавая различные конфигурации. Вначале детей привлекали конкретные образы, затем качественные характеристики материала — цвет, размер, форма и т.д.

Также в своей работе мы используем логические блоки Дьенеша, которые представляют собой игры, составлены на основе комплекта геометрических фигур:

      - четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).

      - четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

      - двух размеров (большой, маленький);

      - двух видов толщины (толстый, тонкий).

Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям, включать подмножества в состав множества; разбивать множества на подмножества.

Для эффективной реализации логических задач стараемся расширить возможности известных многим игр: «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг»…

Все игры представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части. В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Плоскостное изображение условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей и форме.

Каждая игра имеет свой комплект элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты.

      Разработаны различные схемы изображений для каждой игры. Самыми простыми являются конструктивные схемы с прорисованными составными частями, более сложными - силуэтные (не прорисованные) схемы. И, наконец, в качестве образцов используются реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной игры.

      Все эти игры способствуют решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять.

      В настоящее время появилось много инновационных технологий, направленных на развитие творческих способностей. Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является технология ТРИЗ. Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приемов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

     Для умственного развития детей в совместной деятельности актуально использовать нетрадиционную методику ТРИЗ.

Один из приемов этого метода:

«Символические аналогии» - они могут быть словесные или графические. С детьми проводятся задания – игры, связанные с символами обнаружить скрытые закономерности и связи, а также мыслить нестандартными образами.

«Системный оператор» - один из методов, который применяют при изучении той или иной системы, при рассматривании системных свойств объектов или их элементов.

Следующий метод ТРИЗ – «Хорошо – плохо» дети учатся анализировать знакомые ситуации, находя в них хорошие и плохие стороны

Метод моделирование маленькими человечками (ММЧ). С использованием ММЧ разработаны и апробированы познавательные занятия

Включение элементов ТРИЗ и на занятиях способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Возможности ТРИЗ поистине неисчерпаемы и позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлеченности.

      Новейшие технологии дают нам большие возможности для развития творческой личности. (приложение)

Задумывались ли вы когда – ни будь о том, какое значение в нашей жизни имеют цвета!

Цвет может угнетать и навевать печаль, но он может и лечить.

      Красный – нормализует кровообращение и обмен веществ. Но избыток красного цвета может спровоцировать перевозбуждение, головную боль и усталость глаз. В медицине его используют для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори, гнойных ран.

      Желтый цвет стимулирует зрение, нервную деятельность, благотворно воздействует на интеллект, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Лечит бессонницу, возбуждает аппетит, помогает при нарушении работы печени.

      Зеленый – самый успокаивающий – способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз. Назначается при различных сердечнососудистых заболеваниях, при головных болях и глазных недугах.

      Синий – помогает при бессоннице, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление. Если синим цветом переборщить, то может оказывать и угнетающее действие.

Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий.

Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием способствует разнообразному развитию ребенка.

      Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

      Для развития творчества детей необходимо определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут, речь идет о целенаправленном обучении богатого художественного опыта. Положительное влияние на развитие детского творчества оказывает обучение детей нетрадиционным техникам изображения.

В совместной продуктивной деятельности возможно использовать нетрадиционные техники ТРИЗ.

      -отпечатки листьев -оттиск смятой бумагой -кубизм -коллаж -монотипия -тычковани

      -ниткография -сжатая бумага

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми стимулирует точки, что благотворно сказывается на развитии растущего организма. Происходит как бы его закаливание

      Пальцевая живопись: рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем кисть или карандаш. Рисование пальцевой живописью способствует развитие контроля за мелкой моторикой, увеличению зрительного восприятия.

      Рисование нетрадиционными техниками развивает чувственно двигательную координацию. Его достоинство является в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям перестраивает свои отношения, в разных ситуациях, дает возможность выразить различного рода эмоции, в том числе и отрицательные. Поэтому оно широко используется для снятия психического напряжения, стресса, координации неврозов страхов, т. е психического здоровья.

      Кроме того, нетрадиционные техники рисования оказывают благоприятное воздействие и на физическое развитие мелкой моторики; развитие тактильного восприятия; увеличение остроты и объема зрительного восприятия; развитие моторики крупных движений; приобретение опыта координации движений в системе «глаз — рука». Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие у детей с ОНР наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма).

      Доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Поэтому постоянное развитие и укрепление мышц мелкой моторики необходимо в коррекционной работе.

      В практике возможно широко использовать пальчиковые игры, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук.

Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр

Для неумелых детских пальчиков вначале использую воздушно-пузырчатую плёнку. Перед тем, как научить деток выполнять пальчиковые игры, вышивать, вязать и даже завязывать шнурки – хлопаем с детьми воздушные пузырьки - готовлю маленькие пальчики к большей чувствительности.

Возможно использовать игры с крупой. Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр. Предлагаю детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу и т.д.

      Для тренировки тонких движений пальцев рук использую мешочки с крупой.

Эти упражнения помогают развивать тактильную чувствительность, развивают мелкую моторику внимание, память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)

Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Дети учатся самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, мы прикрепляем прищепки по тематике: (логопедическая тема «весна» лучики к солнцу, тема «дикие животные» - иголки к ежику, «осень» - дождик к тучке, тема «лето» - травку к земле и т.д.).

Для укрепления мышц мелкой моторики использую пробки от пластиковых бутылок, тюбиков, полиэтилен массажные щетки, грецкие орехи, четки – бусы, веревочки…

Играя в пальчиковые игры, дети научились концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Выполняя упражнения и сопровождая их короткими стихотворными строчками, у детей стала речь более чёткой, ритмичной, яркой.

Пальчиковые игры помогли развить память наших детей, ведь необходимо было запомнить не только определённые положения рук, но последовательность движений.

      В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у наших детей улучшились: внимание, память, слуховое и зрительное восприятие.

    Пальчиковые игры положительно повлияли на эмоциональное развитие маленького ребенка. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

      В коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия такие как:

      Пескотерапия - игра с песком как способ развития ребенка.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит,… но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.

Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

- Обучающие игры они обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте

-Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.;

-Проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Игры с песком позволяют развить тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Дети стали активны, стабилизировалось эмоциональное состояние. У детей расширился словарный запас. игры способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений, помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Нетрадиционные игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления.

У дошкольников с ОНР повышается уровень самоконтроля за собственной речью, стремление ее улучшить, преодолевается застенчивость, робость, неуверенность при выступлении перед аудиторией.

Обеспечить достойный уровень дошкольного образования в современном мире невозможно без разработки и внедрения нетрадиционных, инновационных технологий

Список используемых источников

1. Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику – Линка – пресс москва 2008

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.

3. Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.

4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми

5. Урмина И. Данилина Т.Инновационная деятельность в ДОУ. – Линка – Пресс Москва 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми...

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ»

Здоровье - основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добит...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Чтобы заинтересовать детей  сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии долже...

Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...

Современные игровые технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ "Дидактическая игра "Вареники""

Что такое дидактические игры? Это игры, направленные на обучение и воспитание детей. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную речь педагога, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Реб...

Мастер-класс "Нетрадиционные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми Су-Джок терапия"

Мастер-класс "Нетрадиционные технологии в коррекционно-развивающей  работе с детьми Су-Джок терапия"...

Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна

Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...