Зарубежный и отечественный опыт гендерного принципа в полилингвальной школе
статья
В контексте развития системы образования Республики Татарстан и России научно-теоретического обоснования требует дальнейшее использование гендерного принципа при формировании учебного контингента лицея. Гендерный принцип является эффективным средством для достижения образовательных и воспитательных целей лицея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zarubezhnyy_i_otechestvennyy_opyt_gendernogo_printsipa_v_polilingvalnoy_shkole.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Зарубежный и отечественный опыт гендерного принципа в полилингвальной школе.
В контексте развития системы образования Республики Татарстан и России научно-теоретического обоснования требует дальнейшее использование гендерного принципа при формировании учебного контингента лицея. Гендерный принцип является эффективным средством для достижения образовательных и воспитательных целей лицея.
В мировой практике среди частных, соответственно, более элитных образовательных учреждений преобладают отдельные школы для мальчиков и для девочек. По результатам исследований успеваемости школьников в западных странах вот уже несколько лет в тридцатке лучших школ около 70% составляют школы с раздельным обучением.
Что касается мальчиков, то при раздельном обучении они более раскованы и инициативны, так как в смешанных классах девочки развиваются быстрее и мальчики, чувствуя их превосходство не склонны демонстрировать свои способности и раскрываться. В присутствии противоположного пола на мальчиков огромное влияние оказывает macho culture (заимствованный из западной культуры образ «крутого парня», бунтаря). Это приводит к протесту и непослушанию, а мальчики, одаренные в сфере искусств, считают зазорным раскрываться в этих «немужских» специальностях, чувствуют себя очень неуютно. Часто девочки лучше учатся за счет аккуратности, большей собранности, лучшего почерка и т.п., у мальчиков же на этом фоне формируется комплекс неуспешности.
Девочки в присутствии сверстников-мальчиков зачастую больше озабочены не занятиями, а тем, как они выглядят, какое впечатление производят на мальчиков. В женском коллективе им проще сосредоточиться на учебе. В Великобритании школьники имеют право выбирать себе какую-то часть предметов, и совсем не удивительно, что в обычных школах ученицы редко выбирают точные науки. Дело не в способностях, но оказывается, принятый в школах метод подачи материала больше рассчитан на мальчиков. В женских школах такой проблемы нет – там процент девочек, выбирающих математику, физику, химию, гораздо выше.
Распространение гендерного обучения в мире:
- На Западе раздельное обучение имеет прочную педагогическую традицию. Например, одни из самых престижных частных школ Австралии: Kambala School – школа для девочек (основанная в 1887 г.) и Scott College для мальчиков (1893 г.). В Канаде популярностью пользуется St-George School – школа-пансион для мальчиков, в США – знаменитая женская Greenwich Academy.
- В Великобритании раздельное обучение принято в самых известных частных школах. По мнению англичан, именно частные школы годами выковывают знаменитый британский характер. Так, из стен знаменитого Итона вышли 19 премьер-министров, видные военачальники, парламентарии, деятели церкви.
- В России все больше и больше школ начинают применять гендерный принцип. Лидирующие регионы: г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Ставропольский край
Конечно же, у девочек и мальчиков много сходств. Но не нужно забывать, что у них очень много различий. Учитывать гендерные различия – это эффективный способ повысить успеваемость, всесторонне развить ребенка и наставлять и вести молодые ума в верном направлении.
Различия в обучении мальчиков и девочек.
- Мозг. Исследователи обнаружили более 100 структурных различий среди мальчиков и девочек. Языковые процессы: у мальчиков централизованы в левом полушарии мозга, у девочек – множественные языковые процессы в обоих полушариях.
Итог: девочки более вербальны (в среднем, женщины используют больше слов, чем мужчины - включая чтение и письмо). С начальной школы часто возникает отставание мальчиков по сравнению с девочками, что приводит к их демотивации.
- Пространственное мышление.
Тестостерон мальчиков имеет более крепкие нейронные связи с правым полушарием мозга, результатом чего является, у мальчиков более развито пространственное мышление, абстрактное мышление.
Итог: мальчики больше нуждаются в наличии свободного пространства. Девочки более усидчивы, мальчики проявляют больший интерес к экспериментированию, технологии, языкам программирования и естественно-научным дисциплинам.
- Сенсорика. Девочки обрабатывают больше информации через органы чувств. Среди них больше аудиалов, у них лучше развито обоняние и осязание.
Преимущества раздельного обучения, основанные на исследованиях мозга.
- Совместное обучение. Парные и групповые формы работы являются очень эффективной формой организации учебного процесса. Однако, исследования показывают, что группирование учеников разных полов вместе может снизить производительность на 50%.
- Языки. Девочки более эмоциональны и легче делятся своими чувствами. Они любят книги про взаимоотношения, в то время как мальчики предпочитают книги с действиями, событиями. Мальчики чувствуют себя более комфортно и развивают свои языковые способности лучше в раздельном классе.
- Девочки предпочитают тихую спокойную атмосферу в классе в то время как мальчикам необходима живая и динамичная атмосфера, в которой должны присутствовать рабочие шумы одноклассников.
- Дисциплина. Ученики более заняты, имеет место соревновательный дух, что очень важен для мальчиков.
Стратегии по обучению мальчиков:
- Больше движения.
Большинству мальчикам нужно занять свои руки и тело прежде, чем занять ум.
Мальчики теряют концентрацию внимания через 10-15 минут разговора учителя.Самым неусидчивым ученикам необходимо давать задания физического плана (раздать/собрать материалы) – обеспечение мозга кислородом
- Включать достаточные паузы и «энерджайзеры»
- Brain Gym;
- предметные энерджайзеры;
- музыка;
- тактильные контакты;
- Регулярный доступ к воде.
Вода – важный компонент физического и умственного здоровья.
Вода составляет 70-80% массы тела и 90% массы мозга – электрические импульсы, которые переносят информацию, требуют стабильную гидратацию.
- Уроки на открытом воздухе.
- «обусловленная» привилегия;
- больше пространства;
- улучшает настроение, снижает стресс-факторы;
- заряжает наше мышление;
- Соревновательный дух.
- дружелюбие
- моральные одобрения
- ситуации, где все победители
Советы по улучшению успеваемости мальчиков (на основе опыта раздельных школ):
- проводить занимательные уроки при интенсивном темпе;
- разбивать урок на несколько частей
- применять разнообразные приемы активного учения – пародии, ролевые игры, практические задания, исследование и использование ИКТ;
- соревновательный дух;
- ставить краткосрочные цели и четкий временной лимит;
- совместное обучение с партнером или в структурированной группе;
- включать возможность вербализации мыслительных процессов;
- добиваться того, чтобы задания были подходящими и актуальными для мальчиков;
- обеспечения оценивания их работы публикой (класс, группу, партнер);
- включать время для самостоятельной рефлексии в конце урока;
- регулярные положительные отзывы
Особая роль учителей-мужчин
Одним из проблем современного общества являются растущая безотцовщина и воспитание подрастающего поколения как превалирующе женское дело, и соответственно это приводит к нехватке на сегодня отцов, дедушек, а также учителей-мужчин. Немногие мальчики имеют достаточное количество положительных образцов для подражания. В итоге, пустота в воспитании очень часто заполняется сигаретами, алкоголем, отчуждением от общества и криминалом.
Не всегда даже в благополучных семьях родитель-отец может найти правильные подходы к решению социальных, эмоциональных и учебных проблем подростков. Современные мальчики растут с большим аппетитом получить внимание от взрослого мужчины со здоровым мировоззрением. Иногда, такую роль играют учителя-мужчины. Мальчикам жизненно важно иметь в жизни образцы для подражания: видеть как мужчины ведут себя, как творят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зарубежный опыт изучения религии в светской школе
Конспект лекции по методике преподавания религиоведения (в том числе Основ православной культуры) в школе....
Программа гендерного воспитания старшеклассниц коррекционной школы
Проблема воспитания школьников в процессе гендерной социализации очень сложна и многогранна и имеет различные аспекты - физиологические, социологические, психологические, педагогические.Можно вы...
Зарубежные и отечественные методики постановки голоса. Формирование различных школ на рубеже XVI-XVII веков
Актуальность темы данной курсовой работы связана с тем, что репертуар современного оперного и камерного певца, как правило, включает произведения представителей различных национальных культур. Возможн...
Использование зарубежных и отечественных педагогических идей в инновационном обновлении образования
Использование зарубежных и отечественных педагогических идей в инновационном обновлении образования...
Вопросы свободного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике
Свобода – одна из важнейших жизненных ценностей человеческой жизни. Тема свободного воспитания давно волнует как лучшие умы человечества, так и просто родителей....
Гендерные принципы набора педперсонала
По наблюдениям нескольких лет, принятие новых сотрудников в школу свидетельствует о снижении кадрового потенциала. На работу приходят люди, чья психика сформировалась под идеологическим давлением, нап...