Доклад на тему "Проблемный диалог как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся"
материал

Козулина Екатерина Алексеевна

Проблемный диалог как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nmk_filippovskie_chteniya.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-методическая конференция «Филипповские чтения»

Проблемный диалог как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся

                                                                                   

Подготовила: Козулина Е.А.

                                                                     МБОУ «Читканская СОШ»

с.Читкан 2020

«Жизнь по своей природе диалогична, жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, ответствовать, соглашаться…В этом человек участвует весь: глазами, руками, душой…»

М.М. Бахтин

В настоящее время процесс модернизации в сфере образования сопровождается значительными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Реализация ФГОС  обуславливает поиск новых эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, возможность сделать образовательный процесс интересным и разнообразным. Учить технологично – не значит учить только воспроизведению знаний, но и активно использовать творческие процессы, развивать творческую деятельность и коммуникативную культуру обучающихся, достигать целей в совокупности с усвоением  творческого опыта и ценностных отношений.

Одной из основных задач на современном этапе развития образования является проблема формирования коммуникативной культуры обучающихся и нахождение путей ее практического воплощения средствами коммуникативной деятельности. Ведь коммуникативная культура обеспечивает воздействие и взаимодействие в процессе жизнедеятельности, от нее во многом зависит оценка личности. Поэтому нам важно, осуществляя успешную коммуникативную деятельность, развивать тем самым коммуникативные компетенции, что сделает возможным  вырастить личность,  которая бы:

  • стремится к максимальной реализации своих возможностей
  • открыта для восприятия нового опыта
  • способная свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать нормы литературного языка
  • умеет решать коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения

Важную роль, с нашей точки зрения,  в формировании коммуникативных компетенций играет проблемно-диалоговое  обучение или технология проблемного диалога.

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий  творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога [1].

Проблемный диалог – это не просто диалог, он направлен на решение проблемного вопроса, требующего анализа.

Технология проблемного диалога дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы посредством активного взаимодействия: учитель – ученик, ученик-учитель.

Технология проблемного диалога основана на двух принципах - проблемность и диалогичность, на двух ключевых понятиях – проблема и диалог. Творческий процесс представляется с одной стороны с точки зрения постановки и решения проблемы, с другой - на диалоге педагога с учащимися. Иными словами, за занятии обучающиеся могут ставить и решать проблемы непременно в диалоге с педагогом. 

Следует отметить, что диалог – это, прежде всего, среда, в которой учащиеся чувствуют себя комфортно и свободно. Правильно выстроенный диалог позволяет снимать барьеры, устранить страх учащихся ошибиться, ведет  к развитию речи. Именно в диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сотворчество, сопереживание. Диалог – это форма, в которой можно искать истину вместе.

По мнению М. М. Бахтина, «истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается  между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения».

 Таким образом, главное условие для успешного диалога – сотрудничество.

Слово «диалог» в контексте проблемно-диалогического обучения  означает, что постановку проблемы и поиск решения обучающиеся осуществляют в ходе специально выстроенного педагогом диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику выработать творческий подход к работе. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний опытным путем. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию[3]

Таким образом, технология проблемного диалога включает в себя:

- постановку учебной проблемы, которую, в свою очередь,  можно выдвинуть тремя способами (побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом);

-поиск решения учебной проблемы (побуждающий  к гипотезам диалог, подводящий  к знанию диалог);

-творческое воспроизведение нового знания (по специальному заданию учителя) [2]

Технология проблемного диалога обеспечивает творческое усвоение знаний по схеме: «Спросил, открыл, создал». Ведь  технология проблемно-диалогического обучения – это, прежде всего, творчество.

Главную роль в  формировании коммуникативных компетенций играет  варьирование форм обучения.  Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности комбинации разнообразных форм (групповая, парная, индивидуальная, фронтальная). Побуждающий диалог позволяет применять групповую, парную, индивидуальную формы работы при создании проблемной ситуации, при выдвижении или проверке гипотез. Подводящий диалог позволяет так чередовать формы обучения, что одни задания выполняются фронтально, а другие – по группам или парам[2]

Такие чередования и переключения от одной формы обучения к другой дают возможность учащимся учиться слушать другого, договариваться, распределять роли, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, одним словом, всё то, что в совокупности позволяет развивать коммуникативные умения.

Таким образом, можно выделить целые диалоговые приемы,  которые активно используются нами в практике преподавания:

  1.  Проблемная ситуация

Побуждает к удивлению, без которого ребенок остается равнодушным к том, что происходит на уроке. Создать проблемную ситуацию можно, одновременно предъявив противоречивые факты, точки зрения; столкнуть мнения учащихся с вопросом; дать практическое задание, не сходное с предыдущим; выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью.

  1. Текст
  2. Изображение
  3. Учебное пространство (игровые формы работы и учебное моделирование)

Работа со словом, изображением, текстом, пространством – всё это формы диалога с человеком.

Важность активного использования  проблемного диалога также в том, что он позволяет транслировать уже не сложившиеся знания, а создавать что-то новое  в живом общении, а именно порождать смыслы. Учащемуся в процессе ведения диалога, сопоставляя разные точки зрения, делать выбор, что формирует собственный взгляд на ту или иную проблему Благодаря проблемному диалогу на уроке нет пассивных, все думают, выражают свои мысли и идеи. Диалог ведет к интенсивному развитию речи.

Технология проблемного диалога активно используется  в разных предметных областях, поскольку считается наиболее эффективной в реализации всех УУД.  Например, на уроках литературы благодаря проблемному диалогу дети учатся читать и думать аналитически, что является основополагающим звеном в формировании читательской грамотности учащегося. Также ввиду реализации  проблемного диалога на уроках литературы появляется уникальная возможность вести диалог не только с педагогом, но и  через глубокий анализ текста  вступить «в диалог» с автором произведения.

    Таким образом,   технология проблемного диалога сегодня является приоритетным принципом образовательного процесса, что дает возможность правильно организовывать процесс коммуникации. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Список используемой литературы:

  1.  Мельникова Е.Л. Проблемнодиалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. М., Баласс. 2006. С. 144–180.
  2. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения /Е. Л. Мельникова //Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2008. – Вып.8. – С. 5-55.
  3. Мельникова Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика: моногр. – М.: Баласс, 2015. – 272 с.
  4. Бахтин М. М. 1961 г. Заметки // Собр. соч. в 7-ми томах. – М., 1996. – Т.5. – С. 329-260.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные СМИ как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся

  Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей учащихся можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое шк...

Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)

ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...

Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельност...

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

Интерактивная игра «Дебаты» как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

В данной статье представлен опыт работы по проведению дебатов как одной из форм дискуссионного общения...