СИПР
рабочая программа
СИПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_matem_predstavleniya.docx | 47.29 КБ |
programma_obshchenie_i_chtenie.docx | 47.76 КБ |
programma_samoobsl.docx | 43.67 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Программа по предмету «Математические представления» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 03.02.2014)
«Об образовании в Российской Федерации»
2. Постановление главного государственного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
3. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вид (вариант II), утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/206
5-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.
№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5.Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.10.2015 года «О рабочих программах учебных предметов».
6. Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
7. Учебного плана ГБОУ «Селенгинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.
8.Календарного учебного графика на 2020 -2021 уч. год.
9.Положения «О рабочей программе учителя ГБОУ «Селенгинская СКОШИ»
Программа ориентирована на обучающуюся второго класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Актуальность программы.
Данная программа по предмету «Математические представления» составлена с учётом психофизических особенностей обучающейся. В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении.
Цель программы: формирование элементарных математических представлений.
Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
- формировать элементарные представления о форме, величине, массе;
- формировать количественные (дочисловые) представления.
Воспитательные задачи:
-трудовое воспитание,
-формирование мировоззрения обучающейся.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие и коррекция внимания,
- коррекция и развитие восприятия,
- коррекция и развитие воображения,
- коррекция и развитие памяти,
- коррекция и развитие мышления,
- коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.
Наряду с указанными задачами решаются и специальные задачи, направленные на развитие:
- тактильных ощущений кистей рук и тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
-развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- развитие пространственных представлений;
- развитие зрительно-моторной координации.
Поставленные задачи определяются особенностями в развитии обучающейся с ограниченными возможностями здоровья. Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающейся в ходе освоения программного материала по математическим представлениям, необходимы ей для ориентировки в окружающей действительности.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ТМНР. Направлена программа на всестороннее развитие личности обучающейся, способствует её умственному развитию. Содержание обучения имеет практическую направленность.
Место предмета в учебном плане. В учебном плане предмет «Математические представления» относится к общеобразовательной области «Математика».
Сроки реализации программы 1 год; 60 часов. Программа рассчитана на 34 учебные недели: 60 часов, по 2 часа в неделю.
II. Содержание учебного предмета
Количество часов в
класс | год | неделя | I | II | III | IV |
3 | 61 | 2 | 16 | 12 | 18 | 15 |
Содержание программы учебного курса
Разделы | Краткое содержание раздела |
Дочисловые количественные представления | Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. |
Представление о величине | Различение однородных предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), наложения. Различение однородных предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. |
Представление о форме | Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат, круг. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (квадрат, круг). Сборка геометрической фигуры (квадрат, круг) из 2-х частей. Составление геометрической фигуры (квадрат) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (квадрат, круг). Обводка геометрической фигуры ( квадрат, круг) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (точка (прямая, ломаная), отрезок, круг). Рисование круга произвольной величины. |
Пространственные представления | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади).Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там). Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, перед, после. |
Числовые количественные представления. | Числа и цифры от1 до 10 Счет от 1 до 10. |
Формы организации обучения: надомная форма обучения
позволяет наиболее полно реализовать образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи предмета «Математические представления» для детей с ТМНР, использовать различные средства и методы обучения, выбрать их оптимальное сочетание при изучении тех или иных тем программы, реализовать такие дидактические принципы как научность, систематичность, доступность знаний и прочность их усвоения, наглядность в обучении.
Типы уроков:
- урок первоначального изучения материала;
- урок формирования и закрепления знаний и умений;
- урок обобщения.
Контроль ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающейся и осуществляется в виде текущего контроля.
III. Планируемые результаты
Предполагаемые результаты – объём и прочность знаний, способность пользоваться ими в повседневной жизни, а также уровень воспитанности и общего развития учащихся.
К концу учебного года обучающаяся третьего класса должна
знать:
-основные понятия и иметь представления по всем разделам программы
уметь:
-ориентироваться в основных цветах;
- различать формы предмета;
- различать предметы по величине;
- различать предметы по массе;
- ориентироваться во временных представлениях;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в дочисловых и первичных числовых представлениях;
IV. Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |||
план | факт | ||||||
16 | I четверть | ||||||
1 | Вводное занятие | 1 | 07.09 | ||||
2 | Подбор фигур к образцу по цвету и величине | 1 | 08.09 | ||||
3 | Круг. Подбор фигур к образцу по форме | 1 | 14.09 | ||||
4 | Знакомство с квадратом. Соотнесение с кубом | 1 | 15.09 | ||||
5 | Практические упражнения на выделение количества( один- много) | 1 | 21.09 | ||||
6 | Практические действия с песком | 1 | 22.09 | ||||
7 | Выделение предмета из множества. Игра «Найди предмет» | 1 | 28.09 | ||||
8 | Сравнение объемов жидкостей в одинаковых емкостях | 1 | 29.09 | ||||
9 | Сравнение объемов сыпучих веществ в одинаковых емкостях | 1 | 05.10 | ||||
10 | Обучение захвату двумя руками. Фигура- шар | 1 | 06.10 | ||||
11 | Обучение захвату двумя руками. Фигура- куб | 1 | 12.10 | ||||
12 | Сравнение двух объектов по величине (большой-маленький) | 1 | 13.10 | ||||
13 | Обводка по трафаретам изображений различной величины | 1 | 19.10 | ||||
14 | Работа с трафаретами (обводка, штриховка) | 1 | 20.10 | ||||
15 | Игры в крупяном бассейне. | 1 | 26.10 | ||||
16 | Ориентирование в пространстве в ходе игр. | 1 | 27.10 | ||||
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |||
план | факт | ||||||
12 | II четверть |
17 | Наблюдение за погодными явлениями ( тепло, холодно) | 1 | 16.11 | ||
18 | Игры и упражнения на группировку строительных наборов | 1 | 17.11 | ||
19 | Сборка геометрической фигуры «круг» из 2, 3 частей | 1 | 23.11 | ||
20 | Сборка геометрической фигуры «квадрат» из 2 частей | 1 | 24.11 | ||
21 | Сравнение количества предметов без пересчета (больше, меньше, одинаково) | 1 | 30.11 | ||
22 | Сравнение объемов сыпучих веществ в ёмкостях (увеличение, уменьшение, уравнивание) | 1 | 01.12 | ||
23 | Сравнение объёмов жидкостей в одинаковых ёмкостях. Переливание | 1 | 07.12 | ||
24 | Упражнения в надевании колец на игровой модуль | 1 | 08.12 | ||
25 | Повторение изученного | 1 | 14.12 | ||
26 | Повторение изученного | 1 | 15.12 | ||
27 28 | Повторение изученного. | 2 | 21.12 22.12 | ||
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
18 | IIIчетверть | ||||
28 | Число и цифра 1. Цифра 1 по трафарету и опорным точкам | 1 | 13.01 | ||
29 | Обводка цифры 1 по трафарету. Выкладывание цифры 1 из палочек | 1 | 15.01 | ||
30 | Дидактические игры и игровые упражнения на соотнесение объектов по форме | 1 | 20.01 |
31 | Практические действия на соотношения плоскостных и пространственных фигур | 1 | 22.01 | ||
32 | Рисование круга по опорным точкам совместно с учителем | 1 | 27.01 | ||
33 | Различение однородных предметов по длине | 1 | 29.01 | ||
34 | Рассматривание иллюстраций. Практические действия. «Длинный и короткий карандаши» | 1 | 03.02 | ||
35 | Определение местоположения в пространстве: близко- далеко; слева- справа | 1 | 05.02 | ||
36 | Практические упражнения по сенсорной игровой дорожке пальчиками. | 1 | 10.02 | ||
37 | Число и цифра 2. Цифра 1 по трафарету и опорным точкам. | 1 | 12.02 | ||
38 | Обводка цифры 2 по трафарету. Лепка цифры 2 из пластилина | 1 | 17.02 | ||
39 | Сравнение цифр 1 и 2. Соотнесение цифр с предметами | 1 | 19.02 | ||
40 | Тактильные упражнения на выбор предметов круглой формы из множества других. | 1 | 26.02 | ||
41 | Аппликация «круг» | 1 | 02.03 | ||
42 | Построение линии прямой, ломаной по точкам | 1 | 04.03 | ||
43 | Построение геометрической фигуры по точкам | 1 | 11.03 | ||
44 | Обводка, штриховка по трафарету изображений по опорным точкам | 1 | 16.03 | ||
45 | Раскрашивание изображений различной величины | 1 | 18.03 | ||
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
15 | IVчетверть |
46 | Число и цифра 3. Цифра 3 по трафарету и опорным точкам | 1 | 30.03 | ||
47 | Обводка цифры 3 по опорным точкам. Лепка цифры из пластилина | 1 | 01.04 | ||
48 | Рисование цифры 3 на песке | 1 | 06.04 | ||
49 | Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. | 1 | 08.04 | ||
50 | Упражнение «Строим высокую башню». Игра «Низко –высоко» | 1 | 13.04 | ||
51 | Ориентация на плоскости: вверху(верх), внизу(низ), в середине( в центре) | 1 | 15.04 | ||
52 | Число и цифра 4. Цифра 4 по трафарету и опорным точкам. | 1 | 20.04 | ||
53 | Обводка цифры 4 по опорным точкам. Выкладывание цифры 4 из палочек. | 1 | 22.04 | ||
54 | Определение отношений порядка следования: первый, последний; перед, после | 1 | 27.04 | ||
55 | Число и цифра 5. Цифра 5 по трафарету и опорным точкам. | 1 | 29.04 | ||
56 | Обводка цифры 5 по опорным точкам. Лепка цифры из пластилина. | 1 | 06.05 | ||
57 | Повторение изученного | 11.05 | |||
58 | Повторение изученного | 13.05 | |||
59 | Повторение изученного | 1 | 18.05 | ||
60 | Повторение изученного | 1 | 20.05 |
V. Учебно – методическое обеспечение
1. Статья 2, часть 10 Федерального закона Российской̆ Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2. Статья 12, часть 10 Федерального закона Российской̆ Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
3.Ст. 11, ч. 6 Федерального закона Российской̆ Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4.Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. — М.: Просвещение, 2002.
5.Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
6.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
7.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986.
8.Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью// В сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, № 2. — М., 1999.
9.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
10.Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
11.Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.
12.Нищева Н. В. Цветовосприятие. Цветик-семицветик. — М.: Просвещение, 1999.
13.Грек В. А. Рисую штрихом. — Минск, Скарына, 1992
14.А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
MULTIMEDIA
1. Сайт «pedsovet.su» http://pedsovet.su/load/324
2. Сайт «Развитие ребёнка» – Азбука-Грамматика. http://www.razvitierebenka.com./
3. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – Литература. http://school-collection.edu.ru/catalog/
4. Сайт «ПочемуЧка». http://pochemu4ka.ru/index/0-439
5. Сайт «Учительский портал» - Коррекционная школа. http://www.uchportal.ru/load
6. Обучение чтению. http://poskladam.ru/k/key_obuchauschie_igriy_dlia_deteiy.html
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Программа «Общение и чтение» для индивидуального обучения на дому разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Закон" Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.12 № 273-ФЗ;
2.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»;
4. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082)
5. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
6. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
7. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
8.Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл.от 04.09.2014 N 993 (ред. от 09.11.2015) "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей - инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях",
9.Приказ Минобразования России от 10. 04. 2002 г № 29/2065-п « Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
10. Положения об обучении учащихся на дому. СанПиН ОВЗ 2.4.2.3286-15, утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015 г № 26;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72 « О внесении изменений №2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России № 31751).
12. Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
13. Учебного плана ГБОУ «Селенгинская СКОШИ » на 2020-2021 учебный год.
14. Календарного учебного графика на 2020-2021 уч. год.
15.Положения «О рабочей программе учителя ГБОУ «Селенгинская СКОШИ»
Учебный план обеспечивается программой для специальных /коррекционных/ образовательных учреждений классов VIII вида, 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой М: «Просвещение», 2010 год
Программа ориентирована на обучающуюся третьего класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
Актуальность программы. Общение - неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребёнка. Физическая недостаточность при ТМНР ограничивает формирование экспрессивных движений, работу артикуляционного аппарата, поэтому у ребёнка может отсутствовать устная (звучащая) речь. В связи с этим, обучение ребёнка общению включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
Цель программы: формирование коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации
Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
- формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта;
- формировать умения понимать слова, словосочетания и предложения
-формировать умения пользоваться доступными средствами коммуникации
Воспитательные задачи:
-трудовое воспитание,
-формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие и коррекция внимания,
- коррекция и развитие восприятия,
- коррекция и развитие воображения,
- коррекция и развитие памяти,
- коррекция и развитие мышления,
- коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.
Наряду с указанными задачами решаются и специальные задачи, направленные на развитие:
- тактильных ощущений кистей рук и тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
-развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- развитие пространственных представлений;
- развитие зрительно-моторной координации.
Поставленные задачи определяются особенностями в развитии обучающейся с ограниченными возможностями здоровья. Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающейся в ходе освоения программного материала по предмету «Общение и чтение», необходимы ей для социальной адаптации.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ТМНР. Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающейся, способствует её умственному развитию. Содержание обучения имеет практическую направленность.
Место предмета в учебном плане. В учебном плане предмет «Общение и чтение» относится к общеобразовательной области «Язык и речевая практика».
Сроки реализации программы 1 год; 93 часа. Программа рассчитана на 34 учебных недель: 93 часа, по 3 часа в неделю.
II. Содержание учебного предмета
Количество часов в
класс | год | неделя | I | II | III | IV |
3 | 93 | 3 | 24 | 18 | 28 | 23 |
Содержание программы учебного курса
Разделы | Краткое содержание раздела |
Коммуникация. | Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребёнка жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Ответы на вопросы. Слова приветствия в жестах, мимике. Прощание. Показ и называние частей тела и лица. Подражание выражению учителя перед зеркалом. Моя семья. Как мы все похожи. Части тела. Что я знаю о себе? Свои и чужие. Девочки-мальчики. Какие мы все разные! Привлечение внимания учащегося к предметам Мир, в котором я живу. Чтение сказки «А я кто?». Работа по содержанию сказки. Игра-инсценировка сказки «А я кто?». Мои действия. Зрительные упражнения с предметами, картинками. Узнавание игрушки, животного по характерным звукам. Различение звуков окружающей действительности. Чтение сказки «Три медведя». Работа по содержанию сказки. Игра-инсценировка сказки «Три медведя». Понятие «звук». Выделение звука /а/. Звук и буква А. Выделение заданного звука из потока звуков. Выделение звука /у/. Звук и буква У. Выделение заданного звука из потока звуков. Выделение звука /о/. Звук и буква О. Выделение заданного звука из потока звуков. Время года – осень. Основные признаки. Изменения в жизни людей с приходом осени. Формирование знаний детей об изменениях в одежде людей с наступлением осени. Чтение сказки «Мороз и заяц» Упражнение на узнавание: овощи, фрукты Рассматривание сюжетных картинок (предметы мебели): «Найди и покажи». Чтение сказки «Теремок» Беседа по содержанию сказки «Теремок». Работа с картинками: (составление картины из отдельных картинок). «Когда это бывает?» Время года – зима. Признаки зимы. Цвет зимы – белый. Изменения в жизни людей с приходом зимы. Рассматривание сюжетных картинок «Зима». Рассматривание сюжетных картинок «Зимние забавы». Формирование знаний детей об изменениях в одежде людей с наступлением зимы. Составление правил игры со снежками. Работа с картинками: (составление картины из отдельных картинок).Основные признаки и явления природы. Чтение произведения «Айболит» К. Чуковского. Чтение произведения: «Мойдодыр» К.Чуковского Д/И «Узнай и покажи» (показ предмета по названию). Слушание аудиозаписей, узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голоса животных. Рассматривание сюжетных картинок: «Покажи, что я назову». |
Имрессивная речь и экспрессивная речь | Лексические темы: мебель, посуда, овощи, фрукты, ягоды, домашние животные, дикие животные, птицы, насекомые, цветы, деревья, профессии, времена года, праздники и.т.д Глобальное чтение в доступных ребенку пределах |
Надомная форма обучения позволяет наиболее полно реализовать образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи предмета «Общение и чтение», использовать различные средства и методы обучения, выбрать их оптимальное сочетание при изучении тех или иных тем программы, реализовать такие дидактические принципы как научность, систематичность, доступность знаний и прочность их усвоения, наглядность в обучении.
Типы уроков:
- урок первоначального изучения материала;
- урок формирования и закрепления знаний и умений;
- урок обобщения.
Контроль ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающейся и осуществляется в виде текущего контроля.
- Планируемые результаты освоения обучающимся с ОВЗ программы начального общего образования по общению и чтению
личностные:
1) Осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) Развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома, умение выполнять посильную домашнюю работу.
3) Понимание собственных возможностей и ограничений, умение пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и (или) имплантантом и другими личными техническими средствами в разных ситуациях; умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
4) Владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
5) Способность к осмыслению социального окружения;
6) Развитие самостоятельности;
7) Овладение общепринятыми правилами поведения;
8) Наличие интереса к практической деятельности.
предметные:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико - грамматический материал в учебных и коммуникативных целях
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными. др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Умение читать и при возможности писать буквы, слоги, слова.
Предполагаемые результаты – объём и прочность знаний, способность пользоваться ими в повседневной жизни, а также уровень воспитанности и общего развития обучающейся.
К концу учебного года обучающаяся третьего класса должна
знать:
-доступные средства коммуникации и общения
уметь:
-пользоваться доступными средствами коммуникации;
-вступать в контакт, поддерживать и заканчивать его;
-уметь понимать слова, словосочетания и предложения.
IV. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Коммуникация | 24 | I четверть | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 07.09 | ||
2 | Приветствие жестом, мимикой, словом | 1 | 08.09 | ||
3 | Показ себя и своего отражения в зеркале | 1 | 10.09 | ||
4 | Называние частей тела и показ на себе | 1 | 14.09 | ||
5 | Моя семья | 1 | 15.09 | ||
6 | Повторение изученного | 1 | 17.09 | ||
7 | Время года - осень. Изменения в жизни людей с приходом осени. | 1 | 21.09 | ||
8 | Свои и чужие | 1 | 22.09 | ||
9 | Девочки. Мальчики | 1 | 24.09 | ||
10 | Повторение изученного | 1 | 28.09 | ||
11 | Звук и буква Аа | 1 | 29.09 | ||
12 | Звук и буква Уу | 1 | 01.10 |
13 | Составление и чтение слога АУ | 1 | 05.10 | ||
14 | Составление и чтение слога АУ | 1 | 06.10 | ||
15 | Составление и чтение слога УА | 1 | 08.10 | ||
16 | Составление и чтение слога УА | 1 | 12.10 | ||
17 | Звук и буква Оо | 1 | 13.10 | ||
18 | Повторение изученного | 1 | 15.10 | ||
19 | Мир, в котором я живу | 1 | 19.10 | ||
20 | Чтение сказки «А я кто?». Работа по содержанию сказки | 1 | 20.10 | ||
21 | Игра-инсценировка сказки «А я кто?» | 1 | 22.10 | ||
22 | Мои действия | 1 | 26.10 | ||
23 | Зрительные упражнения с предметами , картинками | 1 | 27.10 | ||
24 | Узнавание игрушки, животного по характерным звукам | 1 | 29.10 | ||
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
18 | план | факт | |||
II четверть | |||||
25 | Различение звуков окружающей действительности | 1 | 16.11 | ||
26 | Повторение изученного | 1 | 17.11 | ||
27 | Чтение сказки «Три медведя». Работа по содержанию сказки. | 1 | 19.11 |
28 | Игра-инсценировка сказки «Три медведя» | 1 | 23.11 | ||
29 | Время года – зима. Основные признаки | 1 | 24.11 | ||
30 | Изменения в жизни людей с приходом зимы | 1 | 26.11 | ||
31 | Упражнения с сюжетной картинкой-зимним пейзажем. | 1 | 30.11 | ||
32 | Формирование знаний об изменении в одежде людей с приходом зимы | 1 | 01.12 | ||
33 | Упражнение с картинкой зима. Найди такую картинку. | 1 | 03.12 | ||
34 | Звуки и буквы А,У, О. Повторение изученного | 1 | 07.12 | ||
35 | Упражнение на узнавание «овощи-фрукты» | 1 | 08.12 | ||
36 | Рассматривание сюжетных картинок. Покажи, что я назову. | 1 | 10.12 | ||
37 | Повторение изученного | 1 | 14.12 | ||
38 | Повторение изученного | 1 | 15.12 | ||
39 | Повторение изученного | 1 | 17.12 | ||
40 | Повторение изученного | 1 | 21.12 | ||
41 | Чтение сказки «Мороз и заяц» | 1 | 22.12 | ||
42 | Игра – инсценировка сказки «Мороз и заяц» | 1 | 24.12 | ||
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
28 | III четверть | ||||
41 | 1 | 13.01 | |||
42 | 1 | 15.01 | |||
43 | Рассматривание сюжетных картинок на зимнюю тематику. | 1 | 16.01 | ||
44 | Работа с картинками. Составление картины из отдельных картинок | 1 | 20.01 | ||
45 46 | Звук и буква Нн Выкладывание буквы Н из счетных палочек | 2 | 22.01 23.01 | ||
47 48 | Составление и чтение слога АН Составление и чтение слога НА | 2 | 27.01 29.01 | ||
49 | Чтение сказки «Теремок» Работа по содержанию сказки | 1 | 30.01 | ||
50 51 52 | Игра- инсценировка сказки «Теремок» Цвет зимы- белый. Основные признаки. Явления природы Рассматривание картинок «Зимние забавы» | 1 1 1 | 03.02 05.02 06.02 | ||
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 | Составление и чтение слога ОН Составление и чтение слога НО Чтение сказки «Мойдодыр» Работа по содержанию сказки Посуда. Показ на картинке Повторение по теме «посуда» Продукты питания. Повторение по теме «продукты» Фрукты. Повторение по теме «фрукты» Овощи. «Повторение по теме «овощи» Ягоды «Повторение по теме «ягоды» Звук и буква Тт Лепка буквы Т из пластилина Повторение изученного | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 10.02 12.02 13.02 17.02 19.02 20.02 24.02 26.02 27.02 02.03 04.03 05.03 11.03 12.03 16.03 18.03 19.03 | ||
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
23 | IV четверть | ||||
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 | Составление и чтение слога АТ Составление и чтение слога ТА Домашние животные Повторение изученного Дикие животные Повторение изученного Составление и чтение слога УТ Составление и чтение слога ТУ Птицы Повторение изученного Насекомые Звук и буква Шш Составление и чтение слога АШ Составление и чтение слога ША Время года –весна Одежда людей весной Деревья и цветы Профессии Повторение изученного Составление и чтение слогов Составление и чтение слогов Лето. Летние каникулы Повторение | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 30.03 01.04 02.04 06.04 08.04 09.04 13.04 15.04 16.04 20.04 22.04 23.04 27.04 29.04 30.04 06.05 07.05 11.05 13.05 14.05 18.05 20.05 21.05 |
V. Учебно – методическое обеспечение
1. Статья 2, часть 10 Федерального закона Российской̆ Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2. Статья 12, часть 10 Федерального закона Российской̆ Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
3.Ст. 11, ч. 6 Федерального закона Российской̆ Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4.Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. — М.: Просвещение, 2002.
5.Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
6.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
7.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986.
8.Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью// В сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, № 2. — М., 1999.
9.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
10.Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
11.Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.
12.Нищева Н. В. Цветовосприятие. Цветик-семицветик. — М.: Просвещение, 1999.
13.Грек В. А. Рисую штрихом. — Минск, Скарына, 1992
14.А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
MULTIMEDIA
1. Сайт «pedsovet.su» http://pedsovet.su/load/324
2. Сайт «Развитие ребёнка» – Азбука-Грамматика. http://www.razvitierebenka.com./
3. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – Литература. http://school-collection.edu.ru/catalog/
4. Сайт «ПочемуЧка». http://pochemu4ka.ru/index/0-439
5. Сайт «Учительский портал» - Коррекционная школа. http://www.uchportal.ru/load
6. Обучение чтению. http://poskladam.ru/k/key_obuchauschie_igriy_dlia_deteiy.html
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 03.02.2014) « Об образовании в Российской Федерации»
2. Постановление главного государственного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26»Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
3. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений (вариант II), утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
4.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.
№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5.Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.10.2015 года «О рабочих программах учебных предметов».
6.Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
7. Учебного плана ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» на 2020-2021 учебный год.
9.Положения «О рабочей программе учителя ГБОУ «Селенгинская СКОШИ»
Актуальность программы.
Данная программа по предмету составлена с учётом психофизических особенностей обучающейся. В повседневной жизни ребенок находится в постоянном контакте с окружающим миром. У большинства обычно развивающихся детей основы представлений об окружающем мире формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными представлениями без специально организованного обучения. Подобранный программный материал по предмету «Самообслуживание» рассчитан на формирование у обучающихся элементарных представлений о человеке.
Программа адресована обучающейся третьего класса.
Цель программы: формирование элементарных представлений об окружающем природном мире
Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
-формировать элементарные представления о человеке, частях тела;
- формировать представления о санитарии и гигиене.
Воспитательные задачи:
-трудовое воспитание,
-формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие и коррекция внимания,
- коррекция и развитие восприятия,
- коррекция и развитие памяти,
- коррекция и развитие мышления,
- коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.
Наряду с указанными задачами решаются и специальные задачи, направленные на развитие:
- тактильных ощущений кистей рук и тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
-развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- развитие пространственных представлений;
- развитие зрительно-моторной координации.
Поставленные задачи определяются особенностями в развитии обучающейся с ограниченными возможностями здоровья. Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающейся в ходе освоения программного материала по предмету «Самообслуживание», необходимы ей для ориентировки в окружающей действительности.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ТМНР. Направлена программа на всестороннее развитие личности обучающейся, способствует её умственному развитию. Содержание обучения имеет практическую направленность.
Место предмета в учебном плане. В учебном плане предмет «Самообслуживание» относится к общеобразовательной области «Человек».
Сроки реализации программы 1 год; 64 часа. Программа рассчитана на 34 учебные недели: 64 часа, по 2 часа в неделю.
II. Содержание учебного предмета
Количество часов
класс | год | неделя | I | II | III | IV |
3 | 64 | 2 | 16 | 12 | 20 | 16 |
Содержание программы учебного курса
Разделы | Краткое содержание раздела |
Тема1. Санитария и гигиена Тема 2 Культура питания | Предметы гигиены, их назначение, хранение. Предметы санитарии и гигиены, их назначение. Волосы. Уход за волосами: расчесывание. Уход за руками: мытье, вытирание. Нос. Уход за носом: пользование носовым платком. Уход за полостью рта. Значение зубов. Уход за зубами. Внешний вид. Одежда и обувь. Формирование навыков самообслуживания. Упражнения в надевании и раздевании, уходе за одеждой и обувью. Формирование понятий о культуре приема пищи. Формирование понятий о предметах, необходимых для приема пищи, о предметах посуды, необходимой для приготовления пищи, о продуктах питания, о различении кулинарных блюд, о напитках, об упаковке. Практическое занятие «Учимся правильно держать ложку» Практическое занятие «Куклы за столом» Практическое занятие «Прием пищи». |
Надомная форма обучения позволяет наиболее полно реализовать образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи предмета «Самообслуживание» для детей с ТМНР, использовать различные средства и методы обучения, выбрать их оптимальное сочетание при изучении тех или иных тем программы, реализовать такие дидактические принципы как научность, систематичность, доступность знаний и прочность их усвоения, наглядность в обучении.
Типы уроков:
- урок первоначального изучения материала;
- урок формирования и закрепления знаний и умений;
- урок обобщения.
Контроль ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающейся и осуществляется в виде текущего контроля.
III. Планируемые результаты
Предполагаемые результаты – объём, научность и прочность знаний, способность пользоваться ими в повседневной жизни знаний, а также уровень воспитанности и общего развития обучающейся.
К концу учебного года обучающаяся второго класса должна знать:
-основные понятия и иметь представления по всем разделам программы
уметь:
-ориентироваться в частях тела человека, санитарно- гигиенических процедурах
-иметь элементарные гигиенические навыки.
IV. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
16 | I четверть | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 8.09 | ||
2 | Предметы гигиены , их название | 1 | 10.09 | ||
3 | Последовательность утренних гигиенических процедур | 1 | 15.09 | ||
4 | Посуда. Тарелка и чашка. Показ на картинке. | 1 | 17.09 | ||
5 | Предметы для приема пищи: ложка, тарелка, стакан . | 1 | 22.09 | ||
6 | Развивать умение различать и называть предметы для приема пищи | 1 | 24.09 | ||
7 | Повторение изученного | 1 | 29.09 | ||
8 | Предметы санитарии: зубная паста | 1 | 01.10 | ||
9 | Предметы санитарии и гигиены: мыло | 1 | 06.10 | ||
10 | Предметы санитарии и гигиены: расческа | 1 | 08.10 |
11 | Предметы санитарии и гигиены: носовой платок | 1 | 13.10 | ||
12 | Повторение изученного | 1 | 15.10 | ||
13 | Знакомство со средством ухода за волосами. Помоем голову кукле | 20.10 | |||
14 | Игра в парикмахерскую | 22.10 | |||
15 | Туалет. Учимся отрывать туалетную бумагу. | 27.10 | |||
16 | Одежда и внешний вид. Рассматривание иллюстраций | 29.10 | |||
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
12 | II четверть | ||||
17 | Показ и называние предметов одежды на себе | 1 | 17.11 | ||
18 | Практическое задание. Порядок последовательности одевания и раздевания. | 1 | 19.11 | ||
19 | Формирование понятий о складывании снятой одежды | 1 | 24.11 | ||
20 | Формирование понятий о предметах верхней одежды | 1 | 26.11 | ||
21 | Различение и называние предметов верхней одежды и ее частей | 1 | 01.12 | ||
22 | Расстегивание и застегивание молний на верхней одежде | 1 | 03.12 | ||
23 | Формирование понятий о видах застежек в одежде | 1 | 08.12 | ||
24 | Практическое занятие. Учимся застегивать большие пуговицы. | 1 | 10.12 |
25 26 | Расстегивание ремня, кнопок Расстегивание различных замков на одежде | 2 | 15.12 17.12 | ||
27 28 | Повторение изученного Повторение изученного | 2 | 22.12 24.12 |
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
20 | III четверть | ||||
29 30 | Формирование понятий о видах обуви. Учимся надевать обувь и расстегивать липучки | 2 | 15.01 16.01 | ||
31 | Различение обуви для правой и левой ноги | 1 | 22.01 | ||
32 | Практическое занятие. Шнуровка на обуви | 1 | 23.01 | ||
33 34 | Средства гигиены. Назначение. Хранение средств гигиены | 2 | 29.01 30.01 | ||
35 | Формирование представлений о культуре приема пищи | 1 | 05.02 | ||
36 | Систематизация представлений о предметах посуды, необходимой для приготовления пищи | 1 | 06.02 | ||
37 38 | Уточнение представлений о продуктах питания. Различные кулинарные блюда | 2 | 12.02 13.02 | ||
39 40 | Формирование представлений о напитках. Практическое занятие «Накрываем на стол» | 2 | 19.02 20.02 | ||
41 42 | Практическое занятие. «Учимся использовать вилку и ложку» Последовательность действий при приеме пищи. | 2 | 26.02 27.02 |
43 44 | Формирование понятий об упаковке. Учимся открывать коробки, банки | 2 | 04.03 05.03 | ||
45 46 | Повторение изученного Повторение изученного | 1 1 | 11.03 12.03 | ||
47 48 | Повторение изученного Повторение изученного | 1 1 | 18.03 19.03 | ||
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
16 | IVчетверть | ||||
49 | Формирование представлений о гигиене тела | 1 | 01.04 | ||
50 | Формирование представлений о душевой комнате. Вентили горячей и холодной воды | 1 | 02.04 | ||
51 | Практическое занятие. «Регулирование напора струи воды» | 1 | 08.04 | ||
52 | Знакомство с предметом личной гигиены. Твердое мыло. | 1 | 09.04 | ||
53 | Знакомство с предметом личной гигиены. Жидкое мыло с дозатором. | 1 | 15.04 | ||
54 | Знакомство с предметом личной гигиены. Индивидуальное полотенце. | 1 | 16.04 | ||
55 | Практическое занятие «Как правильно мыть руки» | 1 | 22.04 | ||
56 | Знакомство с автоматической сушилкой для рук (фото, иллюстрации) | 1 | 23.04 | ||
57 | Формирование представлений о вечерних гигиенических процедурах. | 1 | 29.04 | ||
58 | Учимся правильно чистить зубы | 1 | 30.04 | ||
59 | Уход за волосами. Причесываемся перед сном | 1 | 06.05 | ||
60 | Одежда для сна. | 1 | 07.05 | ||
61 | Учимся готовить спальное место, расстилаем постель | 1 | 13.05 | ||
62 | Учимся быть вежливыми. Учимся говорить перед сном.: «Спокойной ночи!» | 1 | 14.05 | ||
63 | Учимся быть вежливыми. Учимся говорить утром: «Доброе утро!» | 1 | 20.05 | ||
64 | Учимся благодарить. Говорим: «спасибо!» | 1 | 21.05 |
V. Учебно – методическое обеспечение
1. Статья 2, часть 10 Федерального закона Российской̆ Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2. Статья 12, часть 10 Федерального закона Российской̆ Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
3.Ст. 11, ч. 6 Федерального закона Российской̆ Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4.Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. — М.: Просвещение, 2002.
5.Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
6.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
7.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986.
8.Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью// В сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, № 2. — М., 1999.
9.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
10.Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
11.Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.
12.Нищева Н. В. Цветовосприятие. Цветик-семицветик. — М.: Просвещение, 1999.
13.Грек В. А. Рисую штрихом. — Минск, Скарына, 1992
14.А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
MULTIMEDIA
1. Сайт «pedsovet.su» http://pedsovet.su/load/324
2. Сайт «Развитие ребёнка» – Азбука-Грамматика. http://www.razvitierebenka.com./
3. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – Литература. http://school-collection.edu.ru/catalog/
4. Сайт «ПочемуЧка». http://pochemu4ka.ru/index/0-439
5. Сайт «Учительский портал» - Коррекционная школа. http://www.uchportal.ru/load
6. Обучение чтению. http://poskladam.ru/k/key_obuchauschie_igriy_dlia_deteiy.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированный материал "Математические представления" (СИПР 2)
СИПР (вариант 2)...
Презентация с рекомендациями как разработать социальную индивидуальную программу развития (СИПР) варианты C и D
По требованиям ФГОС для обучающихся, которые не усваивают програмный материал основной школы, а требуют индивидуального подхода, с определённым набором предметов исходящим из возможностей ребёнка сост...
Из опыта обучения по СИПР слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями
В данной статье анализируются особенности обучения и воспитания слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями....
СИПР
Выступление на окружном обучающем семинаре .СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей....
Адаптированный материал "Речь и альтернативная коммуникация" (СИПР 2)
СИПР (вариант 2)...
Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....