СИПР
методическая разработка ( класс) на тему
Выступление на окружном обучающем семинаре .СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_siop.docx | 34.34 КБ |
siop.ppt | 2.15 МБ |
dlya_aktivizatsii_deyatelnosti_uchashchihsya_s_ovz_mozhno_ispolzovat_sleduyushchie_aktivnye_metody_i_priyomy_obucheniya.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка СИПР
Вспомните, пожалуйста, что означает аббревиатура слова АООП.
Адаптированная основная общеобразовательная программа.
- Что такое СИОП? ( расшифровывают аббревиатуру)
В настоящее время СИОП заменена на специальную индивидуальную программу развития (СИПР).
Выберите правильную расшифровку аббревиатуры? ( 3)
-В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?
- Если АООП может реализоваться сразу для нескольких обучающихся, то СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
Зададим вопрос: «Зачем проектировать СИПР, если предусмотрена вариативность адаптированных программ?»
-Максимальная индивидуализация достигается разработкой СИПР. Например, СИПР разрабатывается для учащихся, имеющих одновременно НОДА ( нарушения опорно-двигательного аппарата) и тяжелые и множественные нарушения развития.
Вариант 2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. Вариант 2 – это вариант программ для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития. Это наиболее сложная категория учащихся, которые обучаются только по СИПР.
При проектировании СИПР необходимо обратить внимание на перечень жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких учащихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, начиная от бытовых навыков самообслуживания. Если учащийся изучает счет, то он его изучает не для решения примеров по математике, а для того, чтобы потом иметь возможность купить себе килограмм фруктов.
Найти пункты структуры СИПР.
2,3,4,6.7.8,9,16,20
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью структура СИОП включает:
общие сведения о ребёнке;
характеристику с оценкой развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;
индивидуальный учебный план;
содержание образования в условиях организации и семьи;
организация реализации потребности в уходе и присмотре;
перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИОП; перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;
перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Рассмотрим более подробно структуру СИПР.
I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях. II. Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ПМПК.
III. Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
IV. Содержание образования СИОП включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.
V. Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.
VI. Специалисты, участвующие в реализации СИПР, например: учитель класса, учитель музыки, учитель физкультуры или адаптивной физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.
VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи
VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.
Идеология ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью построена на двух взаимодополняющих составляющих: академические результаты учащихся и их жизненные компетенции.
Все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. Чем тяжелее нарушения развития учащегося, тем больше возрастает составляющая жизненных компетенций при проектировании СИПР.
Комплектация классов (ступеней) обучающихся
В образовательной организации, реализующей АООП вариант D создаются классы с 0 (пропедевтического) по 11. Вновь принятые обучающиеся зачисляются в 0 (пропедевтический) класс, в котором осуществляется психолого-педагогическое обследование ребенка, составление и реализация СИОП. Комплектация классов (ступеней) происходит с учетом возраста и особых потребностей обучающихся.
Наполняемость класса для обучающихся по варианту D АООП не превышает 5 человек.
С учетом количества обучающихся, материально-технических и других условий образовательной организации допускается объединение классов и формирование разновозрастных ступеней обучения:
первая ступень – от 7 до 9 лет (0 – 2 классы);
вторая ступень – от 10 до 12 лет (3 – 5 классы);
третья ступень – от 13 до 15 лет (6 – 8 классы);
четвертая ступень – от 16 до 18 лет (9 – 11 классы)
При комплектации классов (ступеней) кроме возраста учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе, присмотре и посторонней помощи. В каждом классе (на ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести:
1) дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП со спастическим тетрапарезом, гиперкинезами и т.д.), в сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);
2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении;
3) дети с умеренной умственной отсталостью, без других нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала;
4) дети с сенсорными нарушениями в сочетании с нарушениями интеллекта в форме умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, но без выраженных нарушений поведения или ОДА.
Сбалансированная вариативная комплектация классов/ступеней, во-первых, позволяет создать условия, которые благоприятствуют тому, что дети, несмотря на их разные возможности, учатся подражать и помогать друг другу. Во-вторых, позволяет рационально распределять нагрузку персонала класса, связанную с уходом за детьми и обеспечением их безопасности.
Организация уроков/занятий
Уроки (занятия) проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием и недельным расписанием класса (ступени). Содержание календарно-тематического планирования формируется на основе содержания СИПР обучающихся класса (ступени).
Форма проведения уроков и занятий может быть индивидуальная или групповая. Она выбирается специалистами с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся и сформированности у них базовых учебных навыков. В случае отсутствия (или дефицита) последних, в соответствии с СИПР, включающей программу формирования базовых учебных действий, планируется индивидуальное расписание и режим пребывания обучающегося в образовательной организации. Формирование базовых учебных действий происходит в форме индивидуальных занятий со специалистом, с постепенным дозированным включением ребенка в групповую работу класса. По мере формирования базовых учебных действий и готовности обучающихся к работе в группе время пребывания ребенка в образовательной организации вообще и в классе (на ступени) в частности увеличивается.
Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными специалистами, предусмотренными штатным расписанием организации и включенными в СИПР. В групповой форме обучения могут принимать участие все обучающиеся класса или несколько (2 – 4 человека). Малые группы формируются с учетом задач, поставленных в СИПР, и готовности обучающихся к освоению содержания учебного предмета. Проведение индивидуальных занятий в классе предпочтительно для обучающихся с ТМНР, не готовых к освоению учебного материала в условиях группового обучения. Кроме того, индивидуальные занятия с обучающимися проводятся учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами с целью психолого-педагогической коррекции нарушений развития ребенка и формирования умений и навыков, предусмотренных СИПР.
Уроки / занятия, проводимые учителем и другими специалистами, представлены в расписании класса в соответствии с учебным планом образовательной организации и индивидуальными учебными планами обучающихся класса. Учет проведенных индивидуальных/групповых уроков (занятий) осуществляется в журнале класса (ступени).
Выбор методик и средств обучения
Выбор и использование того или иного подхода зависит от особенностей развития обучающихся и целей обучения, зафиксированных СИПР и АООП.
Методологической основой процесса обучения и воспитания является культурно-историческая школа, учение Л.С. Выготского и его последователей о роли специального обучения детей с отклонениями в умственном развитии на различных возрастных этапах, о компенсации нарушенных функций, принципа развивающего обучения, предполагающего учёт зон актуального и ближайшего развития, а также деятельностной концепции обучения и личностно-ориентированного подхода к ребенку.
В обучении могут использоваться отечественные и адаптированные зарубежные методики и программы. В частности, метод базальной стимуляции – А. Фрёлих (Basale Stimulation); методики альтернативной (поддерживающей) коммуникации; элементы проектного подхода в обучении; элементы двигательной терапии и программы MOVE – развитие двигательных возможностей через обучение (Mobility Opportunities via ого-педагогическая работа с ребенком проводитсяEducation); программы TEACCH – лечение и обучение детей с аутизмом и другими сходными нарушениями коммуникации – Э. Шоплер, Г. Мессибов (Treatment and Education of Autistic and Communication related handicapped Children); программы ABA – прикладного поведенческого анализа (Applied Behavior Analyses), эмоционально-уровнего подхода – В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, игрокоррекции – Л.Б. Баряева и др. Выбор и использование того или иного подхода зависит от особенностей развития обучающихся и целей обучения, зафиксированных СИОП и АООП. Оценка результатов освоения СИОП и перевод в следующий класс (год обучения)
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?(быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули.. (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны)
Покрутили ..(выполняются волнообразные движения кистями рук)
Постучали …( пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошкой друг об дружку)
И открыли! (пальцы расцепились).
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Детям можно предложить следующие упражнения.
- «Кулак-ладонь»- обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. Повторять смену позиций. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно.
- «Оладушки»- правая рука лежит на столе ладонью вниз, левая ладонью вверх. Одновременная смена позиции.
- «Кулак-ребро-ладонь»- три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.
Таким образом, используя на своих уроках, эти несложные приемы, учитель может не только дать возможность отдохнуть ребенку на уроке, но и помочь преодолеть трудности, связанные с его обучением.
Работа психолого-медико-педагогического консилиума
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации является важным инструментом психолого-педагогического сопровождения ребенка. Консилиум несет ответственность за создание необходимых условий, которые предписаны в заключении ПМПК, и собирается для решения следующих вопросов: организация приема обучающихся и проведение первичного знакомства с ребенком, анализ проблем обучения и воспитания ребенка в семье или в школе; организационно-методическая поддержка специалистов, работающих с ребенком. На консилиум приглашаются родители (законные представители ребенка).
Наиболее сложные вопросы оказания ребёнку комплексной помощи выносятся на обсуждение психолого-медико-педагогического консилиума, в работе которого принимают участие специалисты, работающие с ребенком, и родители обучающегося. С целью координации медицинского и психолого-педагогического аспектов помощи детям с эпилепсией, ДЦП, РАС необходимо проведение регулярных консультаций с врачами (психиатр, невропатолог, ортопед и нейропсихолог). В ходе диалога обсуждаются вопросы о возможном изменении медикаментозного лечения, о проведении медицинского обследования, об изменении подходов психолого-педагогической работы с ребенком, о введении индивидуального графика посещения ребёнком образовательной организации и другие. По итогам работы ПМПк составляется протокол и, при необходимости, вносятся изменения в СИПР. Заседания ПМПк проводятся не реже 1 раза в четверть.
Создание и действие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.42) не предусмотрено
Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
Оценка результатов освоения СИПР и перевод в следующий класс (год обучения)
Для мониторинга педагогического процесса два раза в год в СИОП отражается сформированность представлений, умений и навыков обучающихся, отмечается степень их самостоятельности. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИОП. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».
В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИОП на следующий год. В целях информирования о результатах обучения детей их родителям (законным представителям) направляется информационное письмо, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года психолого-педагогической помощи ребёнку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения ребенка.
Перевод обучающегося в следующий класс (ступень) осуществляется по возрасту.
Организация внеурочной деятельности
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов,
склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , организации их свободного времени.
К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-
нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное. Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане.
Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной
деятельности, определять формы её организации учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.
Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их
выбор определяется общеобразовательной организацией: экскурсии, кружки,
секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры
-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры
(сюжетно-ролевые, деловые и т.п), туристические походы и т. д.
Просмотр мультфильма
О чем этот мультфильм? (о том, что не следует смеяться над другими, если они не такие как ты
Социальная интеграция детей с ОВЗ - целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий этих детей, при их активном участии и обеспечении адекватных для этого условий, в результате чего происходит включение детей во все социальные системы, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества, подготовке к полноценной взрослой жизни, наиболее полной самореализации и раскрытия их личности.
Обязательным направлением работы по реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС является формирование социальной компетентности. Без получения метакомпетенций ( умения самостоятельно работать, самостоятельно решать проблему и др.) и без адаптивных навыков ребенок с ОВЗ не будет готов к реальной жизни.
Недавно по всей стране прошел Самый большой урок в мире, на котором обсуждали проблему инклюзивного образования, отношения к таким детям. клип песни «Не молчи» Д.Билана . Хочу вам предложить рекомендации по формированию инклюзивной культуры.
Роль учителя в инклюзивном образовании велика. Необходимо воспользоваться формулой трех «П»: признание, понимание и принятие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СИОП Специальная индивидуальная образовательная программа
СИПР 1.специальная индивидуальная программа ребят 2. специфическая индивидуализированная программа развития 3. специальная индивидуальная программа развития
В чем принципиальная разница между АООП и СИПР? АООП может реализоваться для нескольких обучающихся, СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
Зачем проектировать СИПР, если предусмотрена вариативность адаптированных программ? Максимальная индивидуализация достигается разработкой СИПР. Например, СИПР разрабатывается для учащихся, имеющих одновременно НОДА (нарушения опорно- двигательного аппарата) и тяжелые и множественные нарушения развития.
СИПР на основе АООП Вариант 2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. Вариант 2 – это вариант программ для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития. Это наиболее сложная категория учащихся, которые обучаются только по СИПР.
При проектировании СИПР необходимо обратить внимание на перечень жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких учащихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, начиная от бытовых навыков самообслуживания. СИПР составляется на ограниченный период времени (полгода, один год) .
Найти пункты структуры СИПР Пояснительная записка; Общие сведения о ребёнке; Характеристика с оценкой развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; Учебный план; Индивидуальный учебный план; Содержание образования в условиях организации и семьи; Организация реализации потребности в уходе и присмотре; Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации программы Программы отдельных учебных предметов; Программа коррекционной работы; Программа духовно-нравственного развития; Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий); Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; Программа внеурочной деятельности; Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; Планируемые результаты освоения программы обучающимися с ОВЗ; Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы Система условий реализации программы Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Найти пункты структуры СИПР 2,3,4,6,7,8,9,16,20
Содержание СИПР Общие сведения о ребёнке; Характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы, и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; Индивидуальный учебный план; Содержание образования в условиях организации и семьи; Организация реализации потребности в уходе и присмотре; Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации программы; Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; Основные технические средства и дидактические материалы; Средства мониторинга (оценки) динамики обучения. Кроме того, программа может иметь приложение, включающее упражнения и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.
Реализация образовательных областей в обучении детей с умственной отсталостью (примерный учебный план) Области Дисциплины Язык и речевая практика 1. Русский язык 2. Чтение 3. Устная речь Математика 1. Математика Естествознание Окружающий мир (мир природы и человека) Природоведение (5,6 класс) 3. Биология (только живая природа 7, 8. 9 кл.) 4. География Человек и общество. Мир истории (6 класс) История Отечества (7-12 кл.) 3. Основы социальной жизни 4. Обществоведение (10, 11, 12 кл) 5. Этика. (с 7 кл.) Искусство Музыка (по 5 кл.) Изобразительное искусство (по 5 кл) Физическая культура 1. Физическая культура (все годы по 3 часа) Технология 1. Трудовое обучение (мл. классы) 2. Профильная трудовая подготовка (ст. классы)
Необучаемых детей нет Все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. Чем тяжелее нарушения развития учащегося, тем больше возрастает составляющая жизненных компетенций при проектировании СИПР.
Комплектация классов (ступеней) Комплектация классов происходит с учетом возраста и особых потребностей обучающихся. первая ступень – от 7 до 9 лет (0 – 2 классы); вторая ступень – от 10 до 12 лет (3 – 5 классы); третья ступень – от 13 до 15 лет (6 – 8 классы); четвертая ступень – от 16 до 18 лет (9 – 11 классы) В каждом классе ( ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести .
Сбалансированная вариативная комплектация классов/ступеней позволяет создать условия, которые благоприятствуют тому, что дети, несмотря на их разные возможности, учатся подражать и помогать друг другу. позволяет рационально распределять нагрузку персонала класса, связанную с уходом за детьми и обеспечением их безопасности
Организация уроков (занятий)
Индивидуальные занятия с обучающимися проводятся учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами с целью психолого-педагогической коррекции нарушений развития ребенка и формирования умений и навыков, предусмотренных СИПР.
Методики и средства обучения
Кинезиология наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
«Кулак-ладонь» обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. Повторять смену позиций. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно.
«Оладушки» правая рука лежит на столе ладонью вниз, левая ладонью вверх. Одновременная смена позиции.
Работа психолого-медико-педагогического консилиума По итогам работы ПМПК составляется протокол и, при необходимости, вносятся изменения в СИПР. Заседания ПМПК проводятся не реже 1 раза в четверть. Создание и действие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.42) не предусмотрено.
Оценка результатов освоения СИПР и перевод в следующий класс (год обучения) 2 раза в год педагогический мониторинг. Оценивается уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР В конце учебного года составляется характеристика на каждого учащегося Направляется информационное письмо родителям Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по возрасту
Организация внеурочной деятельности Основные направления внеурочной деятельности коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное
Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ из различных организаций.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество.
мультфильм. exe
Социальная интеграция обучающихся с нарушениями развития целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий этих детей, при их активном участии и обеспечении адекватных для этого условий, в результате чего происходит включение детей во все социальные системы, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества, подготовке к полноценной взрослой жизни, наиболее полной самореализации и раскрытия их личности.
Предварительный просмотр:
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
7. Активные методы рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.
Применение современных технологий и методик.
В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях, в связи с чем возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важное место в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно-развивающая модель обучения (Худенко Е.Д.), которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.
В авторской методике коррекционного обучения акцент сделан на следующие аспекты учебного процесса:
- развитие механизма компенсации ученика с ОВЗ через учебный процесс, который строится особым способом;
- формирование системы знаний, умений и навыков, определенных Программой, в контексте развития активной жизненной позиции у ученика, до профессиональной профориентировки, развития перспективы будущего;
- освоение учеником набором моделей учебного/внеучебного поведения, обеспечивающих ему успешную социализацию, соответствующую определенной возрастной категории.
В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.
Для развития в целом личности ребёнка очень важную роль играют коррекционно-развивающие уроки. Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрения, слуха, осязания) каждого конкретного ученика. Коррекционно-развивающие уроки способствуют работе всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока. В основе коррекционно-развивающих уроков лежат принципы технологии:
Принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения (уроков) таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Речь идёт не об усложнении программы, но о разработке таких заданий, при выполнении которых у школьника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей, развитие механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации. Например, на уроке по теме «Склонение имен существительных» даю задание «раздели данные слова на группы, добавь слово в нужную группу».
На основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребёнку. Например, на уроке чтения даю задание «Найди отрывок в тексте, который изображен на иллюстрациях». которое способствует динамичности восприятия и позволяет постоянно упражняться в обработке информации. Динамичность восприятия – это одно из основных свойств данного процесса. Еще есть «осмысленность» и «константность». Эти три характеристики и составляют суть процесса восприятия.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в следующем: организую обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса способов обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Речь идёт о том, чтобы в ходе обучения выработать у ребёнка способность самостоятельного адекватного реагирования. Например, при изучении темы «Состав слова» даю задание – «Собери слово» (Из первого слова возьми приставку, из второго – корень, из третьего суффикс, из четвертого – окончание).
Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого включаю в содержание урока специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления и пр. Например,
• на концентрацию внимания даю задание «Не пропусти ошибку»;
• на словесно-логическое обобщение – «Какое время года описано в стихотворении, как это определили?» (животное, дерево и т.п.).
• на слуховое восприятие – «Исправь неправильное утверждение».
Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Для этого даю творческие и проблемные задания, но соответствующие возможностям ребёнка.
Устойчивый интерес к учебной деятельности у умственно отсталых школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Например: поможем сказочному герою посчитать количество предметов, звуков, слогов и т.д. Предлагаю детям чтение слов по полубуковке. Половина слова (верхняя или нижняя) закрывается. На уроках в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Зашифрованная тема. « - Мы сегодня разведчики, нам нужно выполнить задание.- Расшифруйте слово, для этого расставьте буквы в соответствии с цифрами по порядку».
На примере урока русского языка по теме: «Имя существительное. Значение в речи. Наблюдение над многозначными словами» (6 класс) отражена технология коррекционно-развивающего обучения, которая направлена на развитие и коррекцию психических и физических недостатков учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Добиваться высокого уровня эффективности уроков позволяют информационные ресурсы. В кабинете имеются диски по теоретическим и практическим разделам русского языка, с тестовыми заданиями. Использование компьютерных дисков на уроках русского языка позволяет обучающимся лучше воспринимать объяснения учителя, узнавать много новой информации, проверять свои знания и умения с помощью тестов.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов, поэтому здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.
В своей практической деятельности обеспечиваю укрепление психического здоровья учащихся, используя:
- Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (Разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, музыкально-ритмическая гимнастика).
- Упражнения на снятие нервного напряжения у детей («Воздушный шар». «Артистическое приседание», «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи), "Лимон" (расслабление мышц рук), "Слон" (расслабление мышц ног), «Сосулька» (быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения), "Тишина" (расслабление всего организма),"Бубенчик", "Задуй свечу», "Летний денек»,«Муха»).
- Упражнения на развитие эмоциональной сферы («Шалтай-Болтай», «Релаксация», «Гимнастика», «Хорошее настроение», «Споем», «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Лисонька, где ты?», «Слушай команду», «Я не знал!», «Возьми и передай», «Раздумье»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированный материал "Математические представления" (СИПР 2)
СИПР (вариант 2)...
Презентация с рекомендациями как разработать социальную индивидуальную программу развития (СИПР) варианты C и D
По требованиям ФГОС для обучающихся, которые не усваивают програмный материал основной школы, а требуют индивидуального подхода, с определённым набором предметов исходящим из возможностей ребёнка сост...
Из опыта обучения по СИПР слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями
В данной статье анализируются особенности обучения и воспитания слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями....
Адаптированный материал "Речь и альтернативная коммуникация" (СИПР 2)
СИПР (вариант 2)...
Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....
СИПР
Презентация о работе с детьми. СИПР....
- Мне нравится (1)