Формирование духовно – нравственных ценностей у учащихся через изучение истории Нижегородского края. 2017 г.
материал

Завьялова Александра Арефьевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavyalova_a.a._na_pedagogicheskie_chteniya._2017_g.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №60»

Формирование духовно – нравственных ценностей  у учащихся через изучение истории Нижегородского края.

Выполнила:

Завьялова Александра Арефьевна учитель

истории и обществознания

 высшей

квалификационной категории

телефон:8 904 914 12 91

г.Нижний Новгород

2017г.

Формирование духовно – нравственных ценностей  у учащихся через изучение истории Нижегородского края.

ФГОСы основного общего образования целью школьного образования определяют формирование социально-активной личности, обеспечение общекультурного, личностного и познавательного развития ученика. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ориентируют школу и педагогическую общественность на формирование у подрастающего поколения базовых национальных ценностей. Первостепенное значение в современных условиях приобретает гражданско-патриотическое воспитание и социализация учащихся.

Современные задачи, связанные с формированием личности гражданина и патриота России требуют от школы большого внимания к региональной истории с ее значительным воспитательным потенциалом. Изучение родного края – важный фактор складывания гражданской идентичности учащихся, что в свою очередь вместе с изучением российской истории способствует формированию российской гражданской идентичности. Такой методологический подход, основанный на многоуровневом изучении истории способствует и осознанию школьниками своей социальной идентичности.

В современных условиях, с одной стороны, остро встает вопрос о повышении качества знаний  и развитии универсальных учебных действий в связи с требованиями ФГОС, с другой стороны, все большую актуальность приобретает приобщение школьников к духовно – нравственным ценностям и культуре. Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Будущее нашего Отечества  в первую очередь зависит не от инвестиций, а от духовно – нравственного потенциала подрастающего поколения, от доброты и честности, трудолюбия, способности и стремления к бескорыстной заботе  о ближних и беззаветной любви к своей Родине. В жизни есть много путей к доброте: через материнскую ласку, отцовский наказ, любовь к земле,  уважение и память предшествующих поколений. Усвоение учащимися опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с их потребностью в самореализации, необходимостью решения насущных проблем стремительно меняющегося мира. От современного человека требуется осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственные цели, действовать продуктивно в образовательных и жизненных ситуациях. Важнейшей задачей гуманитарных дисциплин (в том числе краеведения) является социальная адаптация ребенка, то есть подготовка к жизни в том обществе, о котором мы сами еще не знаем. Другая не менее важная задача – нравственное воспитание, развитие духовности на примерах лучших представителей нашего исторического прошлого, создание условий для формирования будущих поколений, способных успешно отвечать на  любые вызовы времени.

       Краеведение – это форма общественной деятельности, направленная на освоение и сохранение исторического опыта, предполагающая сбор исторических сведений и сохранение исторического опыта, пропаганду краеведческих знаний, охрану памятников культурно – исторического наследия. Оно воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, ее преданиям, к исконным занятиям предков и предполагает партнерство семьи, школы, общественности, что так важно в современном мире. Школьное краеведение включает в себя не только уроки, но и большую внеклассную работу. Огромная ответственность при этом ложится на плечи учителя.

       В 2015/16 учебном году в Нижегородской области осуществлялась апробация учебно-методического комплекта «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней», включающего в себя: программу, учебник, хрестоматию, методическое пособие для учителя.  Данный комплект раскрывает позиции компетентностного подхода. Апробация педагогической разработки осуществлялась в МБОУ Шахунская СОШ № 1 им. Д. Комарова под моим руководством. Целью педагогической разработки было  выявить степень соответствия УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» основным требованиям ФГОС. Задачи педагогической разработки:

Задача 1. Апробировать программу УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» в 9-м классе МБОУ Шахунской СОШ № 1 им. Д.Комарова.

Задача 2. Апробировать диагностический инструментарий УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» в 9-м классе и выявить его соответствие основным требованиям ФГОС к учебным изданиям основной школы.

 Задача 3. Выявить и оценить сформированные компетенции обучающихся, укрепление коммуникативного взаимодействия между обучающимися и родителями.

 Задача 4. Апробировать составные части УМК (программу, учебное пособие для учащихся, хрестоматию для учителя и учащихся, методическое пособие для учителя, КИМы) и выявить степень их соответствия основным требованиям ФГОС.

Задача 5. Осуществить анализ результатов апробации. Модернизация системы образования актуализировала необходимость появления УМК по краеведению для учащихся 6–9-х классов основной школы для изучения во взаимосвязи с федеральным курсом «История России».

 УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» содержит различные структурные элементы: учебник, программу, хрестоматию, методическое пособие для учителя, контрольно-измерительные материалы и отражает специфику региональной истории, обеспечивая реализацию интересов и потребностей и учителя, и обучающихся, и родителей. В предметном содержании и методическом обеспечении курса заложены ключевые идеи, соответствующие ФГОС:

 • воспитание гражданина и патриота, формирование многокультурной идентичности (гражданской, региональной, национальной, культурной), развитие ценностного отношения к традициям и культуре нижегородцев и россиян в целом, что обеспечивает реализацию концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

• системно-деятельностный подход и формирование всех видов УУД (личностных, метапредметных, предметных) через реализацию проектной деятельности, активный познавательный поиск.

Вариативность обеспечивает возможность использования УМК в работе с разными категориями обучающихся и формирование у них способностей к систематическому перебору вариантов и принятию решений в ситуациях выбора; изучение курса на разных уровнях краеведческих знаний: история края, история города, история села, история семьи. Новизна курса состоит в том, что осуществляется всестороннее системное изучение Нижегородского края с древнейших времен до начала XXI в., рассматриваются социально-экономические, общественно-политические, культурные и духовные аспекты нижегородской истории. В содержании курса находят отражение и географическое положение, и административное устройство; история заселения края и этнонациональный, конфессиональный, социальный состав населения в разные периоды истории. Данное изложение истории помогает учащимся составить целостную картину жизни своего края, устанавливает связь живущих в нем поколений, способствует становлению ценностного отношения и «диалогу» предков и современников, укреплению коммуникативного взаимодействия между учащимися и их родителями, учащимися и учителем, учителем и родителями. Учебник «История Нижегородского края XX – начала XXI века» для 9-го класса в увлекательной форме на основе принципов научности и доступности повествует о событиях Нижегородского края этого периода, расширяет и систематизирует знания по истории Нижегородского края как неотъемлемой части истории Отечества. В учебнике соблюдается логика изложения учебного материла на основе проблемно- хронологического подхода. В учебном пособии объем предложенного материала для изучения тем достаточен, так как содержит необходимые факты для формирования исторического знания. Но делается больше акцент на изучение событий в Нижнем Новгороде и недостаточно освещены события, которые происходили в уездах. Например, события Февральской революции 1917 г. Материал изложен доступным языком для школьников 9-го класса разного уровня развития. Лексика и стиль изложения соответствуют возрастным возможностям детей. Учебник содержит основные компоненты: введение, главы I–VI, параграфы, основные даты истории Нижегородского края XX – начала XXI века, список литературы по Истории Нижегородского края XX – начала XXI в., оглавление. Каждый параграф имеет четкую структуру. В начале основного текста параграфа авторы учебника поместили краткое изложение содержания материала, что в свою очередь нацеливает ученика определять главное и второстепенное в тексте, ставит перед ним вопросы, на которые он должен ответить, прочитав материал, что делает работу учащегося осмысленной и целеполагаемой. Содержание параграфов сопровождается соответствующей наглядностью, что позволяет эффективнее осуществлять обучение. К каждому параграфу предложены словарь новых терминов, основных дат, вопросы и задания для закрепления изученного материала разного уровня сложности: репродуктивные («Назовите достижения…», «Назовите центры мелкой промышленности в период нэпа») творческие, проблемные вопросы, требующие аргументации ответа («Как вы считаете, можно ли было в 1918 г. в Нижегородской губернии обойтись без продовольственной диктатуры?»), практически ориентированные – на составление таблиц, карт, тезисов, конспектов; на осознание значимости изучаемого материала («В чем причины..?», «Каковы итоги..?», «Каковы последствия..?»,), есть вопросы на осознание понятий («Что такое хозрасчет?»), а также задания, нацеленные на развитие исследовательских умений и навыков (Подготовьте презентацию или сообщение о жизни своих предков в тылу во время войны по теме «Судьба семьи в судьбе родного края в 1941–1945 годах»). Таким образом, в рефлексивном компоненте реализуется метапредметная направленность УМК. Предлагаемая педагогическая разработка (программа, пособие, учебник) соответствует целям современного школьного образования и настолько продумана, что подготовка учителя к уроку не вызывает затруднений: представлены план урока, понятийный аппарат, необходимый для усвоения и понимания учебного материала, возможная форма проведения занятия, способы работы с текстами параграфов, домашнее задание, задания на рефлексию. Учебник даёт возможность учителю организовать разнообразную деятельность учащихся с указанием способов действий. Вот некоторые из них: составить развёрнутый план ответа по темам, составить схему, составить таблицу, составить сообщения, создать электронные презентации, рассмотреть проблемы, подготовить проекты, подготовить доклады. Предлагаемая авторами организация учебно-познавательной деятельности создает условия, при которых ученик становится субъектом познавательного процесса, формируются его аналитические умения, достигаются предметные и метапредметные результаты. Девятиклассники с удовольствием готовят презентации, сообщения по темам курса, кластеры, денотатные графы. Разноуровневый характер заданий в учебнике позволяет организовать дифференцированное обучение в классе с разным уровнем возможностей и готовности учащихся. Контрольно-измерительные материалы дополняют УМК и позволяют вести систематический учет усвоения учебного материала обучающимися, организовать текущий контроль. Практико - ориентированные задания (подготовка сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, проектов) также позволяет осуществить итоговый контроль. Учебные издания: Программа, Учебное пособие для 9-го класса, Методическое пособие для учителя и учащихся, Хрестоматия для учителя и учащихся, Контрольно-измерительные материалы соответствуют заявленным жанрам. Между учебными пособиями для учащихся 6, 7, 8, 9-х классов и между всеми учебными изданиями (программа, учебные пособия, методическое пособие для учителя, хрестоматия для учителя и учащихся, контрольно-измерительные материалы) выдержана структурная, методологическая, содержательно-тематическая преемственность. Апробируемый УМК предоставляет возможность использовать современные методики и технологии: личностно-ориентированную технологию и здоровьесбережения, технологию проблемного изучения мате- риала и интерактивного взаимодействия, информационно-коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления; разнообразные формы организации учащихся: индивидуальную, коллективную, групповую; разнообразные типы занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-экскурсии, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки-праздники знаний, уроки-практикумы, уроки с элементами анализа документов. В ходе изучения курса учащиеся приобретают ключевые компетенции: информационные, коммуникативные, социальные, которые в дальнейшем помогут им применять приобретенные знания, умения, навыки в социальной практике. Работа над проектами «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны», «Воины-афганцы района», «Катастрофа на Чернобыльской АЭС и ее последствия» позволяет сформировать у учащихся личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные, предметные универсальные учебные действия. Возрос интерес учащихся к изучению родного края, к биографиям знаменитых земляков: С.В. Малышева, А.А. Андронова, Н.Г. Маркина, А.А. Касьянова и др. Учебник предполагает работу с разнообразными и уникальными источниками, которые находятся непосредственно рядом со школьниками: библиотеки, школьные музеи, семейные и местные архивы, что способствует расширению круга объектов, которые становятся для учащихся предметом осмысления, формируют мотивацию, интерес к предмету. Методический аппарат учебника много- функционален и ориентирован на деятельностный подход в обучении истории, связан со структурой учебника и содержанием; ориентирован на требования к уровню подготовки учащихся. В УМК чётко заданы требования к уровню подготовки учащихся в деятельностной форме. В изложении содержания и в логике заданий учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся. Стиль изложения учебного материала в учебнике соответствует уровню развития учащихся обще- образовательной школы 9-го класса. Учебник позволяет организовать дифференцированное обучение в классе с разным уровнем возможностей и готовности учащихся. Контрольно-измерительные материалы дополняют УМК и позволяют вести систематический учет усвоения учебного материала обучающимися, организовать текущий контроль. В целом структурно-содержательные особенности учебника помогают учителю оптимизировать процесс образования, реализовать разноуровневый подход в обучении. Учебник особенный и очень, на мой взгляд, нужный сегодня, так как имеет в отличие от многих других огромный воспитательный потенциал. Материал подобран и представлен таким образом, чтобы способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям малой родины. Результаты анкетирования учащихся позволяют сделать выводы о том, что учащимся учебник понравился: интересен для чтения, много разных заданий, четко выделены главные идеи, доступен для понимания, помогает в лучшем изучении предмета, удобно расположен материал. Учащиеся считают, что учебный материал направлен на развитие творческих способностей, на развитие навыков самообразования, на развитие интереса к предмету и практическому применению знаний в жизнь. Родители также довольны учебником, так как четко сформулированные вопросы в конце параграфа позволяют быстро проверить домашнее задание ребенка; учебник понравился родителям и по структуре, и по содержанию. Родители отмечают в своих анкетах, что учебник способствует самостоятельному приобретению знаний и умений, стимулирует познавательную деятельность, развивает творческие способности и формирует интерес к предмету. Учебное пособие является необходимым и нужным для учителя. Работа по апробации УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» способствовала совершенствованию ключевых профессиональных компетенций учителя, которые были отмечены дипломом победителя Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Компетентность. Творчество. Успех» в номинации «Традиции и инновации в обучении». В связи с этим представляется актуальным введение курса региональной истории не только в школьных образовательных программах, но и в программах профессиональных учебных заведений. Изучение истории родного края во взаимосвязи с историей Отечества является важным фактором формирования региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности, фактором осмысления исторического, культурного опыта предшествующих поколений. Родной край неотделим от родины. Родина – это единство человека и территории, единство, которому человек придал ценностное содержание и наделил личностным смыслом. Для каждого человека родина имеет свои особые черты, несет его специфику. С родным окружением человек связан прошлым, настоящим и будущим. В условиях стремительно развивающихся информационных технологий обращение к изучению региональной истории является фактором развития навыков самостоятельной работы учащихся, поисковой, исследовательской, проектной деятельности, складывания новых отношений учителя и ученика в учебном процессе. Условия, обеспечивающие эффективность опыта инновационной деятельности:

• обеспечение дидактическими материалами и литературой по региональной истории; • система разработанных уроков к учебно- методическому комплексу, предусматривающих цели и задачи, требования к результатам изучения учебного курса;

• обеспечение активной познавательной деятельности обучающихся и совместной работы в сотрудничестве при решении проблемных ситуаций;

• разработка критериев оценивания результатов и заданий на рефлексию;

• обращение к технологии проектной деятельности является также важным фактором профессионального роста и средством совершенствования результативности педагогической деятельности.

      В 2016 /17 учебном году работа по изучению истории Нижегородского края продолжена с обучающимися 6-х классов МБОУ «Школа №60» Ленинского района города Нижнего Новгорода.

При участии родителей была организована экскурсия в усадьбу Рукавишниковых  и музей оружия. Дети расширили свои знания о родном крае, об археологическом прошлом Нижегородчины, о разных видах промыслов. Все это помогает в изучении соответствующих тем по истории России. Результатом работы по краеведению стали выступления учащихся на школьной конференции:

Степанова Дарья, учащаяся 6 Б класса, тема выступления: «История одного промысла: катание валенок», заняла 1 место;

Воронова Дарья, учащаяся 10 Б класса, тема выступления: «История многоремизного  ткачества в Нижегородском крае», заняла 2 место.

Выступления на районной, общероссийской студенческой научно – практических конференциях: Лялюхина Эмма учащаяся 10 Б класса, тема выступления: «Восстание в Поветлужье в 1918 году как реакция на аграрную политику советской власти», заняла 1 место», Букин Олег, учащийся 10 Б класса -  3 место.

Учащийся МБОУ «Школа №60» Букин Олег принял участие  в XII городских Детских Рождественских чтениях, тема выступления: «Подвиг народного ополчения: гражданский или духовный порыв?».

Учащиеся 6-х классов Степанова Д., Трифонов Д, 8- го класса Попова Ю.   при помощи родителей  приняли активное участие  во всероссийском конкурсе рисунков на тему «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», получив дипломы 1, 2 степени. Учащиеся 6-х классов Мазунина Ю., Грибова А, Гаврилов Ф., учащаяся 10 класса Кононова Л. приняли активное участие во всероссийском конкурсе фотографий «Дыхание времени».  С учащимися 7-х классов был проведен круглый стол по теме: «Великое дело К. Минина и Д. Пожарского»

Обучающиеся 7-х классов Евгений Л.  , Кира С., Алексей Т., Алексей Г., Мухтар Н., Григорий Р.,. Дима Я,. Дима С. , Любовь Л., Лейла А.  ,  Максим Б. приняли активное участие в работе круглого стола на тему: «Великое дело К. Минина и Д. Пожарского» под руководством учителя истории и обществознания Завьяловой А.А..  Ребята  в своих  выступлениях рассказали о предистории  Смутного времени в России  начала 17 века, о польской и шведской интервенции и самозванчестве, о создании Нижегородского ополчения и патриотическом подъеме русского народа в борьбе за сохранение государственности, об избрании на престол царя новой династии- Михаила Романова.  Школьники  отметили,  что подвиг К. Минина и Д. Пожарского стал примером патриотической ответственности за судьбу страны, символом единства и согласия.

     Особую ценность представляют исследовательские работы детей, которые касаются истории семьи в истории страны. Многие из пятиклассников, шестиклассников заинтересовались своими корнями и работают над составлением родословных, вклада родственников  в дело Победы над фашистской Германией. При этом хочется сказать спасибо родителям, которые поддерживают и помогают ребятам. Родители в своих анкетах выразили пожелание  ввести в изучение  курс «История Нижегородского края» в 6 классе.

      Мы все понимаем, что будущее России можно построить, только следуя за нашими святынями, которые даны нам историей и определяют общность нашей судьбы. Без обращения к традициям невозможно дальнейшее развитие стран. Патриотизм должен стать источником существования и развития общества, основой формирования гражданской позиции человека, его готовности к осмысленной деятельности в сложных условиях современности, к творчеству, к активным действиям на благо России. Курс «История Нижегородского края» позволяет вобрать методические инновации, накопленные в науке, быть открытым для новых педагогических технологий, форм и методов, способствует формированию духовно – нравственных ценностей и саморазвитию как учеников, так и педагога, сотрудничеству с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение национальных финских традиций во время подготовки и проведения конкурса «Святая Люсия»

О формах воспитательной работы в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе...

Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Статья об исследовательской деятельности в открытом образовательном пространстве как инструменте формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины....

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Исследовательская работа даёт возможность учащимся научиться мыслить самостоятельно, устанавливать причинно-следственные связи, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных обл...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ БИБЛИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ.

На наш взгляд, в основе духовно-нравственного воспитания лежит знакомство и восприятие учащимися основной системы ценностей, которая позволит им выстраивать гармоничные отношения и взаимодействия на в...

Формирование духовно- нравственного воспитания учащихся через интерес к национальной культуре и традициям русского народа.

В настоящее время актуальным направлением духовно-нравственного  воспитания является формирование у учащихся этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.Особая роль в р...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памя...