Воспитательная программа "ТриК"
рабочая программа (7 класс)

Иванова Елена Михайловна

Воспитательня программа для среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorodskoe_upravlenie_obrazovaniya.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Городское управление образования

«Самый классный, классный!-2008»

Воспитательная программа

«ТРИ К»

                                                                   Классного руководителя

                      7 «А» класса

МОУ «Средняя школа № 20» г. Калуги

                                                  Хоровой Елены Михайловны

Калуга

2008

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели, задачи, принципы воспитательной работы
  3. Этапы воспитательной работы
  4. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса
  5. Воспитательная работа с учащимися
  6. Работа с родителями
  7. Воспитательная работа с учащимися
  8. Работа по составлению плана воспитательной работы
  9. Анализ результатов проделанной воспитательной работы
  10. Основные направления и дела класса на 2008-2009 уч.г
  11. Классный час

     Приложение

Пояснительная записка

Всегда, везде и во все времена самым великим чудом на земле было рождение нового человека. В это время человек является частицей природы. Словно губка он впитывает всё то, что его  окружает на данное время, т.е. всю красоту окружающего его мира- неба, растений, животных и многое другое. В этот период  в человеке закладывается то лучшее, то прекрасное, что будет составлять фундамент, на котором в дальнейшем будет «возводиться» личность человека. Есть, на мой взгляд, одно очень правильное высказывание о том, что «природа – это самая доступная форма воспитания прекрасного» (Н. Д. Спирина «Лучшая трапеза»). Т.е. первостепенное значения для формирования личности ребёнка играет красота природы.

Постепенно, у маленького человека начинается становление его «Я», когда он уже начинает отделять себя от остального мира, осознает свою индивидуальность, начинает понимать, что отражение в зеркале принадлежит не кому-то непонятному, а именно ему новому и уникальному человеку. С этого момента на ребёнка начинают воздействовать ценности той культуры, к которой он принадлежит. Влияет все: начиная от книжек, которые читают ему родители, а потом и он сам, до манер общения и стилей поведения в том обществе, которое его окружает. Культура среды в которой растёт ребёнок становиться основной формой воспитания.

Наконец, наступает такой момент, когда ребёнок становится хотя бы и не большим, но всё-таки творцом. В нём загорается искра креативности, он превращается из «губки», пассивно впитывающей в себя информацию в настоящего человека. Этот период в становлении личности приходится как раз на время обучения в школе.

Задачу педагогов, а в особенности классного руководителя, я вижу в том, чтобы, не нарушив ту красоту, то чувство прекрасного, которое воспитала и вложила  природа в каждого человека, а также не разрушая и не опровергая уже частично сформированную, а наоборот дальше формируя ту культуру, которая была заложена в нем, как можно сильнее развить креативную сторону человека, разжечь из появившейся искры костёр творчества, так как креативность- это неотъемлемая черта современного человека. Отсюда и вытекает название моей работы «ТРИ К»- красота- культура - креативность. Данную идей можно выразить следующим образом.

       

Цели, задачи, принципы воспитательной работы

Воспитание – это специально организованный педагогический процесс, оказывающий положительное влияние. Развитие личности не может происходить без целенаправленного воспитания. Следовательно, воспитание играет определяющую роль в формировании личности. Основную цель своей воспитательной работы с классом я вижу в следующем: сохраняя красоту, продолжая формировать культуру развить креативность в каждом ученике.

Для достижения этой цели  были поставлены следующие задачи:

1. провести диагностику с целью выявления психолого- педагогических особенностей учеников, их способностей и интересов;

2. создать условия необходимые для нравственного, эстетического, физического самовыражения каждой личности;

3. воспитание любви к родной природе и бережного обращения с ней;

4. продолжить формирование культуры поведения и общения, развить интерес к русской культуре и традициям;

5. используя различные формы и методы в воспитательной работе продолжить развивать в каждом ученике творческое начало;

6. создание условий для творческой реализации каждого ребёнка;

7. выработать умения и навыки раскрытия своих возможностей в процессе работы в  классном коллективе.

В своей воспитательной работе я отвожу важную роль совместной деятельности учеников и классного руководителя по постановке целей, задач, содержания и форм организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Чтобы воспитательная работа была успешной, я руководствуюсь следующими принципами:

- системности - заключается в том, чтобы рассматривать воспитательный процесс как сложную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов;

- конкретности – содержит рекомендации по учёту интересов и потребностей именно нашего коллектива, уровень развития класса и перспективы его роста;

- оптимальности – необходимо, чтобы воспитательный процесс был оптимальным вариантом построения жизнедеятельности в классе;

- диалога – должен осуществлять диалог действий, мнений, мотивов всех членов воспитательного процесса – это необходимое условие;

- индивидуальности - основан на создании таких условий воспитательного процесса, в которых индивидуальность каждого ученика является ценностью, а процесс её развития и проявления – одной из главных задач;

- непрерывности – данная воспитательная работа рассчитывается не на один год, а на несколько лет, в течении которых в неё будут вноситься коррективы, так как воспитательная система класса – это «живой организм», в котором меняются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и юридической средой.

В рамках данной воспитательной программы реализуется личностно- ориентированный подход, при котором акцент делается на таких аспектах, как:

-развитие личности ребёнка;

-становление и проявление индивидуальных особенностей школьников;

-личностные достижения учащихся;

-формирование в классе и школе благоприятной среды для их развития.

Для достижения поставленной мною цели я в воспитательной работе использую различные методы и формы деятельности. Под методом чаще всего подразумеваются способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. В рамках решения поставленных задач мною используются следующие группы методов:

- организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: создание воспитательных ситуаций, поручения, упражнения;

- формирования сознания: рассказ, беседа, диспут, метод примера;

- стимулирования поведения: игры, соревнования, конкурсы;

- контроля, самоконтроля, самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы.

Эти методы в моей воспитательной работе реализуются в  следующих формах занятий: экскурсии, прогулки, проведение праздников, конкурсов, выставок, викторин, встреч с интересными людьми, собрания, игры- путешествия, музыкальные часы, вечера, походы.

Этапы воспитательной работы

Поскольку данная программа является долгосрочной, т.е. рассчитана на несколько лет, то я в ней выделяю следующих три этапа. Они отличаются своими целями и задачами, но в целом подчинены главной цели и общим задачам.

1 этап- «АДАПТАЦИЯ»  - 5 класс

Цель: адаптация учеников к новым условиям учебного процесса, которые связаны с переходом из младшего в среднее звено.

Задачи:

-провести всесторонную диагностику личности каждого ребёнка, выявить интересы, мотивы, способности;

-создание необходимых условий для адаптации пятиклассников в среднем звене;

-уточнить план воспитательной работы в ходе учебного процесса;

-начать работу по развитию творческого потенциала через культурные ценности и красоту природы.

-провести анализ работы в классе за год и внести соответствующие корректировки;

2 этап – «СТАНОВЛЕНИЕ» - 6-7 класс

Цель: закладывание и дальнейшее формирование творческого потенциала у учеников.

Задачи:

- продолжить формирование культурных ценностей у учеников;

- вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности с использованием различных методов и приемов;

-дальнейшее изучение возможного продвижения учащихся на пути собственного развития и проектирования их поведения взаимоотношений в различных ситуациях.

- провести анализ работы в предыдущем классе и внести соответствующие корректировки;

3 этап – «РАСКРЫТИЕ» - 8-9 класс

Цель: раскрытие творческого потенциала каждого ученика в различных сферах жизни класса и школы.

Задачи:

- раскрыть с помощью различных форм и методов воспитательной деятельности творческого потенциала учеников;

-создать условия необходимые для реализации креативных способностей школьников;

-провести обобщение культурных ценностей и их роли в обществе;

-оказать помощь в определении своего места в обществе, исходя из своего потенциала.

Краткая психолого- педагогическая характеристика класса

 В 7 «А» классе обучается 23 человека: 9 девочек и 14 мальчиков. Из них 1 человек - 1993 года рождения ,4 человека- 1994 г.р., 17 человек-1995 г.р.,1 человек- 1996 г.р.

Из них 16 школьников обучается в этом классе с 2001 года, остальные 7 учеников (Кибикин Александр, Комонова Екатерина, Макаров Алексей, Пархоменко Дмитрий, Проценко Вячеслав, Пырина Ирина, Сердобинцев Денис) пришли в течении двух лет из других школ города Калуги.

По данным медицинского обследования: 1 человек – 1 группа здоровья, 10 человек – 2 группа здоровья, 12 человек – 3 группа здоровья.

В классе 2 ученика с ослабленным зрением, 12 человек с нарушением осанки, 1- бронхиальная астма, 1 ученик – ожирение 2-й степени, 1- ожирение 3-й степени.

По итогам успеваемости в 5, 6 классах все учащиеся были переведены в следующий класс.

Состав класса разнообразен по умственному и физическому уровню воспитанности.

Многие дети любознательны и эмоциональны, в некоторых ситуациях даже слишком эмоциональны, что связанно с особенностями подросткового возраста. В классе есть ученики с высоким уровнем активности умственных процессов. Они на уроках всегда работают с интересом и большим желанием (Соловьев Владимир, Карпов Влад, Смородинцев Влад, Изюмова Алёна).    Есть и такие, которые боятся ошибиться и поэтому на уроках не очень активны, хотя справляются с учебными заданиями и усваивают материал (Хидоятов Андрей, Стрикун Павел, Смолко Светлана, Косарева Валентина).    Есть среди школьников и те, кто испытывает трудности в усвоении учебного материала. Они имеют неустойчивое внимание, не всегда сразу включаются в работу, на уроке часто пассивны (Чурбанов Кирилл, Макаров Алексей, Кибикин Александр, Сердобинцев Денис).

   По результатам социометрических исследований в пятом, шестом и седьмом классах можно сделать вывод о достаточно устойчивой структуре класса, что особенно проявляется относительно таких групп как «звёзды» и «предпочитаемые». Важно отметить положительную сторону в том, что к их числу не относятся «хулиганы» и плохо успевающие, наибольшим авторитетом пользуются ученики, имеющие активную позицию и успешные в учебе. Так же интересно отметить, что в группу «изолированные» никогда не попадали ученики, прибывшие в наш класс из других школ. Что говорит о благоприятном микроклимате в классе.    При исследовании темперамента учеников выяснилось, что большая часть принадлежит сангвиникам (52%), на втором месте по числу людей находятся холерики (37%), что также отражается на работоспособности и функционировании всего класса.

В результате наблюдения за учащимися в течение двух с половиной лет можно сделать вывод о том, что многие из них общительны и активны, легко вступают в контакты со сверстниками, что не раз подтверждалось в случаях прихода в класс новых учеников. В классе в целом установилась атмосфера доброжелательности, сопереживания и взаимного уважения. Хота бывают и вспышки отрицательных эмоций, что как я уже говорила, связанно с переходом в подростковый возраст. Ну а в целом, ребята всегда приходят друг другу на помощь и в сложных ситуациях действуют все вместе, сообща. Активно участвуют в классных и общественных мероприятиях (не раз становились победителями школьных конкурсов и даже стали лауреатами одного из областных), спортивных соревнованиях.  Однако, конечно, за все это время мною были отмечены не только положительные, но и отрицательные стороны в воспитании учеников.

Например, неумение воспринимать и осмысливать критические замечания (Муратов Дмитрий, Пархоменко Дмитрий, Макаров Алексей, Колотилкин Антон), не все до конца осознают ответственность за порученное дело (Комонова Екатерина, Кибикин Александр, Каверза Артём, Сердобинцев Денис). Эти учащиеся постоянно находятся в поле моего зрения, я постоянно отслеживаю их взаимоотношения с другими членами классного коллектива, и в соответствии с этим, составляется план воспитательной работы, и ежегодно нахожу способы и подбираю мероприятия для самореализации и самоутверждения каждой личности.

     

 

Воспитательная работа с учащимися

Работа с учащимися осуществляется, как уже было сказано, в рамках личностно- ориентированного подхода.  В своей работе я стараюсь сохранить индивидуальность каждого ученика и учесть эту индивидуальность в работе с коллективом, создать такие условия, при которых деятельность каждого ученика была бы оптимальной, с самыми высокими показателями, но в условиях коллектива. Так как каждый человек должен уметь жить и работать в коллективе, в обществе, должен научиться показывать и раскрывать максимум своего потенциала в коллективном творчестве.

Мою работу с учащимися можно разбить на следующие этапы:

    -АНАЛИЗ- диагностика личности ребёнка, выявление его способностей

    возможностей и интересов, т.е. его природной красоты; анализ уже

    сформированных у школьников культурных ценностей, с  целью     выявления способов их дальнейшего формирования;

     -ПРЕКТИРОВАНИЕ- проектирование условий для творческой  

      реализации учеников, использование различных методов и приёмов для всестороннего и гармоничного развития личности ученика, раскрытие его талантов;

       -РЕАЛИЗАЦИЯ- дальнейшее изучение путей развития личности и её творческой реализации в условиях классного коллектива, формирование осознания важности в достижении поставленных задач, создание и поддержание необходимых условий для творческой реализации личности.

Таким образом, работа с  учащимися в рамках личностно- ориентированного подхода позволила создать необходимые условия для максимальной реализации творческого потенциала в условиях классного коллектива.

Преследуя эту же цель, класс разбит на ряд экипажей по интересам:

труд и порядок, образование, здоровье, наука и пресс- центр. В каждом экипаже назначается ответственный. При возникновении определенной ситуации в работу включается та или иная группа, такой порядок позволяет проявлять ученикам свои интересы, а так же учит работать в коллективе.

Работа с родителями

Образ класса не был бы полным  без представлений о внешних связях и отношениях класса, о его месте в школьной общности. Формируя образ класса, я предусматриваю участие учеников в общественных мероприятиях, в совместных делах со сверстниками из классов одной параллели, в работе с младшими и старшими школьниками. Найти друзей класса можно и в ближайшем социальном окружении. Ими могут быть бабушки, дедушки и, конечно, родители. Во- первых, они чем-то ( своими увлечениями, жизненным опытом) интересны учащимся; во- вторых они проявляют желание быть полезными. Такая позиция вызывает адекватную реакцию со стороны учеников, которые также пытаются стать нужными для окружающих. Таким образом, участие родителей в воспитательном процессе просто необходимо.

В рамках достижения своей главной воспитательной цели я поставила перед собой следующие задачи  при работе с родителями:

-получить от родителей всю необходимую информацию о ребёнке, чтобы составить целостное представление о его личности;

-формировать осознание важности и ответственности семьи за воспитание;

-активизировать родителей по участию в жизни классного коллектива.

Родители играют важную роль на всех этапах воспитания ребёнка.  Они находятся с ним и на момент открытия для себя красоты природы, а значит, оказывают очень большое влияние на формирование на его личности т.к. первые впечатления от окружающей среды очень устойчивы и на их основе формируется характер. Первое знакомство с культурой и её ценностями происходит тоже через родителей, поэтому очень важно, чтобы и на момент креативного формирования и раскрытия творческого потенциала школьника они тоже были рядом. Поэтому именно семья способствует формированию гармонично  развитой личности.

Сила влияния семьи также в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях.

Сила влияния родителей - в вере в них ребёнка, в его убеждении, что близкие, любимые им люди всегда правы, а решения и поступки их справедливы. Чтобы семья успешно справлялась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребёнка в семье. Помочь семье осознать свою ответственность за воспитание детей я считаю одной из важнейших задач классного руководителя.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись, а не опровергались навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребёнка в школе.

Единые согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания. То есть сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это одна из главных задач руководителя, а результатом этого должно стать создание условий для комфортной, радостной и счастливой жизни. В своём классе я использую следующие формы работы с родителями:

- родительские собрания;

-индивидуальные и тематические консультации;

-родительские университеты.

К психолого- педагогическому просвещению родителей я также привлекаю специалистов различных направлений: психологов, представителей общественных организаций, администрацию, учителей предметников.       Конечно, главной формой являются родительские собрания, на которых обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитание учащихся в школе и дома. В процессе общения с родителями я стараюсь вовлечь их в учебно – воспитательный процесс с помощью следующих форм деятельности:

-открытые уроки и внеклассные мероприятия;

-помощь в организации и проведении внеклассных дел;

-помощь в укреплении материальной базы школы и класса.

С первых дней работы с классом я знакомлю родителей с перспективами его развития и даю им возможность побыть активными участниками классных дел. Этого можно достичь с помощью следующих форм деятельности: участие родителей в работе классного комитета, участие родителей в совете школы.

В течение двух лет сложились добрые отношения с большей частью родителей учеников. Они проявляют заинтересованность в организации жизнедеятельности и воспитательного процесса в классе. Наиболее активны родители, входящие в состав родительского комитета (Колотилкина Е. Ю., Смородинцева С. Г., Смолко Е. А., Изюмова Л. И.), оказывают помощь в сплочении коллектива детей, формировании их активной позиции. Хотя есть и такие, которые предпочитают занимать позицию наблюдателя при проведении коллективных творческих дел в классе.

Одним из важнейших направлений в работе классного руководителя я считаю, является изучение семей учащихся, диагностика. Её я осуществляю с помощью следующих видов работы:

-посещение семей учеников;

-анкетирование;

-тестирование;

Формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

Диагностика позволяет лучше узнать детей и их родителей, в соответствии с которой строится индивидуальная работа в виде:

-посещения семей;

-индивидуальных бесед с родителями;

-педагогических консультаций;

-индивидуальных поручений.

Индивидуальный подход помогает мне не только оказывать влияние на родителей, но и выработать правильный подход к детям.

       

Родительские собрания в 6 «А» классе:

-О необходимости режима в жизни школьника;

-Мой дружный класс;

-Школьник и компьютер;

-О темпераменте ребёнка и его влиянии на поведение;

-Итоги первого полугодия;

-Ребёнок и семья;

-Если друг оказался вдруг!;

-Домашнее задание и его роль в обучении;

-Итоги второго полугодия.

   

Работа по составлению плана воспитательной работы

Трудно представить жизнедеятельность классного коллектива и классного руководителя без его перспективного и календарного плана, без плана подготовки и проведения школьных мероприятий, без плана работы с родителями. Такое планирование позволяет значительно уменьшить долю неопределённости в развитии педагогических ситуаций, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников. В педагогическом планировании заложены порядок и сроки действия по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности класса, педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса в классе, а также на основе этого анализа ведётся уточнение, корректировка и конкретизация моего педагогического замысла и ежегодного оформления плана воспитательной работы.

Особенность моего планирования заключается в том, что в конце года при анализе всего достигнутого за предыдущий год я провожу коллективное планирование, в котором участвует весь коллектив учащихся класса, а также родители и друзья классного сообщества. Однако, если без предварительной работы попросить учащихся внести свои предложения в план работы класса на предстоящий год, то вряд ли можно достичь желаемого результата. Так как в этом случае поступают недостаточно обоснованные и примитивные предложения, поэтому необходима особая технология. Такая технология была разработана очень давно и вошла в теоретическую и практическую педагогику под названием «коллективное планирование». Один из основоположников педагогики И. П. Петров считал, что коллективное планирование – это творческое организаторское дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, разработке конкретного плана таких дел.

В августе каждого года мы проводим общий сбор – старт, конкурс на лучшие предложения в план. Его можно организовать в виде аукциона идей и предложений («ромашка»), открытого стенда предложений, копилки идей, дисскусии, защиты проектов плана и др.

Деятельность нашего классного сообщества по разработке перспективного плана ежегодно делится на несколько периодов:

1 период- август-   сбор- старт коллективного планирования;

2 период- сентябрь-  составление плана жизнедеятельности класса;

3 период- май- рефлексия итогов коллективного планирования.

Анализ результатов проделанной воспитательной работы


 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»

Я не претендую на новизну  приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...