Организация повторения при подготовке учащихся к ГИА по физике
презентация к уроку

Сиваш Татьяна Петровна

Тема выступления на ГМО учителей физики г.Сургут 18.03.2021 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_povtoreniya_na_gmo_18.03.2021.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация повторения при подготовке учащихся к ГИА по физике Подготовила: Сиваш Т.П. учитель физики МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ Л.И.ЗОЛОТУХИНОЙ г. Сургут, 2021 г.

Слайд 2

ГИА – важный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося продолжить образование и овладеть профессиональными навыками. Проблема качества подготовки учащихся к сдаче ГИА в последние годы стоит в центре внимания педагогов. ЕГЭ выполняет функцию вступительного вузовского экзамена, поэтому очень важно повысить мотивацию учащихся к учебному процессу.

Слайд 3

В ходе подготовки обучающихся к итоговой аттестации учитель вырабатывает свою систему подготовки, к которой относятся: психологический настрой; консультации; накопление раздаточного материала; анализ ошибок; работа с интернет ресурсами; работа с родителями.

Слайд 4

Итак, с чего начинать ?.. знакомлюсь с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ ( Федеральный институт педагогических измерений ) для подготовки к экзамену. (Кодификатор элементов содержания для проведения ОГЭ и ЕГЭ, кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА, спецификация КИМов для проведения ГИА ) с истематизирую материал разных лет по разделам экзаменационной работы рассматриваю возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий

Слайд 5

Первый этап Информационный Информационная работа проводится в двух направлениях: с учащимися и их родителями. Обучающиеся знакомятся с особенностями итоговой аттестации (спецификацией контрольных измерительных материалов): со структурой теста, временными рамками, критериями оценивания заданий с развернутым ответом, условиями проведения экзамена, правилам заполнения бланков. На консультациях я неоднократно использую бланки ответов, анализирую ошибки заполнения, особенности записи ответов. Тем не менее, обучающиеся не всегда обращают внимание на образцы цифр и букв, некорректно записывают ответы (используют в записи единицы измерения величин, вместо запятой – точку, разделяют точкой с запятой ответы в заданиях на соответствие).

Слайд 6

Второй этап Мониторинг и диагностика Этот этап включает в себя проведение диагностических работ, которые позволяют проверить уровень усвоения материала и определить пробелы в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных материалов. По результатам диагностики можно определить набор тем , хорошо усвоенных и, так сказать, «провальных» для всего класса и для каждого ученика в отдельности. В соответствии с этим спланировать временное и тематическое распределение материала на этап заключительного повторения .

Слайд 7

Систему уроков заключительного повторения можно построить из тематических блоков: м еханика; м олекулярная физика и термодинамика; э лектродинамика; о сновы специальной теории относительности; квантовая физика и элементы астрофизики. Каждый блок в свою очередь состоит из определенного количества тем. Каждая тема состоит из структурных единиц, связанных логически между собой .

Слайд 8

Третий этап Организация повторения : на уроке; на консультациях, самостоятельно дома. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение всех разделов курса физики основной школы и систематический мониторинг продвижения отдельных учащихся по ликвидации пробелов за основную школу. В рамках обобщающего повторения в конце 11 класса обязательно вспоминаем следующие элементов из курса основной школы: «Давление твердых тел», «Гидростатическое и атмосферное давление», «Закон Архимеда и условия плавания тел», «Простые механизмы», которые являясь частью тематических разделов курса средней школы, как правило, не повторяются в учебно-методических материалах для старших классов.

Слайд 9

Теоретический материал по всем разделам курса физики, всем программным обобщающим урокам представляем в виде обобщающих таблиц, которые разрабатываются совместно с учащимися. Опорные конспекты в виде схематических блоков учебной информации – формул, рисунков, символов и др. – охватывают все основные темы курса физики и представляют собой целостную структуру. О бучающиеся могут использовать опорные конспекты при выполнении домашних заданий, решении физических задач, для самообразования, а также как справочник. Они служат для организации памяти обучающихся, лучшему усвоению, систематизации и обобщению основ элементарной физики с минимальной затратой сил и времени. Особое значение они имеют для самостоятельного восстановления забытых знаний при подготовке к итоговой аттестации.

Слайд 10

Повторение учебного материала происходит крупным блоком, с логикой развития раздела, темы, с наличием всех внешних и внутренних связей. На каждом уроке стараюсь включать материал на повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ОГЭ и ЕГЭ. Сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема выходит на ГИА.

Слайд 11

Четвертый этап Решение задач ЕГЭ на уроках и консультациях : начинаю с заданий обязательного уровня, затем постепенно их усложняю, учитывая индивидуальные особенности ученика. Предлагаю домашние тренировочные работы. Для этого использую дидактические материалы, а также online тесты на образовательном портале для подготовки к экзаменам "Решу ЕГЭ", где обучающие знакомятся с разнообразием заданий, проверяют уровень своих знаний, в случае затруднения просматривают правильное решение или выносят вопросы на консультацию .

Слайд 12

Через определённое число уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем, анализируется, корректируется и проводится зачетная работа по данному блоку тем. Затем цикл повторяется по другим темам. После итогового повторения проводятся предэкзаменационные работы в условиях, приближенных к экзаменационному. Важно, чтобы все ученики сдали обязательную часть зачетной работы. В зачётную работу включаю не только обязательные задания, но и более сложные ( для подготовленных учеников).

Слайд 13

Пятый этап Обучение «технике сдачи теста»: учу обучающихся определять трудность заданий: знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой; обучаю приёму «спирального движения» по тесту, отметить то, что кажется простым, понятным и лёгким, выполнить задания, которые можно выполнить без раздумий; обучаю учащихся внимательному и осмысленному прочтению текстов задач, в том числе и тестовых заданий, направленных на проверку понимания смысла понятий, физических величин и законов, причинно-следственных связей между физическими величинами, графических интерпретаций этих зависимостей, а также выбору оптимальной стратегии их решения; проверяю полученный результат решения.

Слайд 14

Шестой этап Контроль знаний : Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала. Контрольные работы проводятся в форме ЕГЭ уже в 7-ом классе, с обязательным включением в них заданий с использованием видов деятельности, которые проверяются в Едином Государственном Экзамене.

Слайд 15

Практика показывает, что процесс дифференциации наиболее успешно происходит при групповой форме обучения, которая обеспечивает учет индивидуальных способностей, организует коллективную познавательную деятельность, обмен способами действия и взаимное обогащение школьников. Различным по уровню подготовки детям ставятся посильные задачи, которые они должны выполнить. Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения класс разбивается на 3 группы.

Слайд 16

1 группа - группа «риска» обучающиеся , которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3». Необходимо учесть, чтобы обучающиеся первой группы уверенно набрали минимальное количество баллов (36-52). После проведения диагностических работ, надо выявить у каждого сильные и слабые стороны их подготовки и закрепить то, что уже получается. Обучающиеся должны: 1) выучить всю теорию; 2) научиться решать все типы заданий базового уровня; 3) на контрольных работах, тестах и зачетах не списывать.

Слайд 17

2 группа обучающиеся , которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями т.е. применять ЗУН в измененной ситуации. Обучающиеся этой группы должны выполнять задания и получить 53-67 баллов. А для этого они должны : 1) выучить всю теорию; 2) уметь решаешь задачи на выбор нескольких вариантов ответов, а также определение соответствия, где ответ представлен как последовательность чисел; 3) уметь решать задачи с 1-2 формулами (законами) и анализировать явления и процессы.

Слайд 18

3 группа обучающиеся , которые поставили перед собой цель получить высокий балл, которые умеют решать задания самой высокой сложности т.е. применять ЗУН в новой ситуации (68 и выше баллов). Обучающиеся этой группы должны: 1 ) выучить всю теорию; 2) научиться решать все типы заданий любой темы разными способами ; 3) уметь объяснять, почему так решаешь; 4) уметь решать задачи второй части, каждая из которых требует знания 2-3 разделов предмета и способности использовать физические законы в новой или измененной ситуации .

Слайд 19

Применяется в этой работе дидактический материал из КИМов ГИА ЕГЭ прошлых лет; различные тренировочные тесты; задания с инструктивным материалом для групп разного уровня. В ходе такой работы формируются у обучающихся навыки самообразования, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, которые необходимы для того, чтобы ученик был готов к полной самостоятельности в работе на экзамене . Для реализации такого подхода провожу консультации во внеурочное время в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по одному разу в неделю. Отвечаю на вопросы, вместе анализируем их ошибки, разбираем типы заданий. Рекомендовала всем завести тетрадь для подготовки к экзамену.

Слайд 20

Источники информации Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендовать учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, просмотреть видеоуроки по темам, которые вызвали затруднение, работы в режиме он- лайн . - Сайт «Решу ЕГЭ» - огромная подборка, разнообразные задания, возможность разбора и online тренажа. On-line тестирование - можно пройти тестирование и узнать свой результат; Пособия для подготовки к ГИА и ЕГЭ . - foxford . ru - центр онлайн-обучения Фоксфорд . - videouroki . net - пройти тестирование по любому предмету.

Слайд 21

Помощь учащимся, отставшим от программы по различным причинам I этап этой деятельности условно, можно назвать адаптационным. Как показало время, наиболее действенный и безболезненный способ – самостоятельная работа с текстом учебника по данной теме. В большинстве случаев эту работу организую после уроков, как только ученик появился в школе после продолжительного отсутствия. Это целесообразно делать, т.к. у большинства учащихся после долгого отсутствия наступает паника и опускаются руки от осознания того как много пропущено или от непонимания того, что уже изучено одноклассниками, поэтому на данном этапе чем меньше отвлекается на работу класса – тем лучше. Примером такой работы может служить составление конспекта параграфа. II этап я называю корректировка, который проходит в режиме консультации. Здесь главное – диалог, в процессе которого выявляются и ликвидируются пробелы в понимании изучаемого самостоятельно перед этим учащимся учебного материала. III этап – тренинг и диагностирование в процессе самостоятельного выполнения задач, тестов и т.п. по данной теме с установкой, что у ученика есть несколько (2 – 3) попытки выполнить задание без оценки, т.е. работа оценивается, но в журнал выставляется по желанию ученика. Но в конечном итоге оценка должна быть в журнале. При такой организации работы, кроме того, что ликвидируется отставание от учебной программы еще и экономится время учителя и ученика, снимается психологическое напряжение и конфликтность подростков.

Слайд 22

Рекомендации учащимся по ликвидации пробелов в знаниях по физике Ведите специальный рукописный справочник с опорными схемами, таблицами, конспектами. Записывайте или подчеркивайте примеры разными цветами. Выделенное цветом лучше запоминается. Систематически и качественно выполняйте заданные учителем на дом задания: они способствуют закреплению знаний, умений и навыков. Осмысливайте , сопоставляйте, учитесь анализировать, синтезировать, устанавливать закономерности, выстраивать ассоциативные ряды, заставляя работать образную память. Интенсивная работа мысли и силы воли – необходимое условие повышения качества знаний и успеваемости. Регулярно посещайте дополнительные занятия по совершенствованию знаний, умений и навыков. ---- Не отказывайтесь от услуг репетиторства.

Слайд 23

Непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху. "Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное»

Слайд 24

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации организации повторения для подготовки к ГИА в 9 классе

1. Перед каждым обучающимся четко сформулировать достижимую цель 2. Обязательный дифференцированный подход к каждому 3. Обеспечить прочное усвоение основных формул и правил действий с различными выр...

Рекомендации организации повторения для подготовки к ГИА в 9 классе

1. Перед каждым обучающимся четко сформулировать достижимую цель 2. Обязательный дифференцированный подход к каждому 3. Обеспечить прочное усвоение основных формул и правил действий с различными выр...

Методические основы организации повторения при подготовки учащихся к ЕГЭ по математике

 Успешность сдачи учащимися ЕГЭ зависит от многих составляющих, и одним из многих факторов является организация повторения. Повторение играет одну из главных ролей на всех этапах обучения ...

Организация повторения при подготовке учащихся к ГИА по физике

Организация повторения при подготовке учащихся к ГИА по физике...