Открытое занятие "В гостях у Фили и Фомы""
план-конспект

Наталья Владимировна Зиятдинова

Открытое занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы.Учить правильно произносить звуки Ф, фь; совершенствовать навык различения звуков Ф, фь – по мягкости, твёрдости, звонкости, глухости; учить осуществлять звуко – буквенный анализ и синтез слов на основе наглядно – графических схем; учить определять место звуков в словах; познакомить с буквой Ф; учить анализировать оптико – пространственные и графические признаки буквы; продолжать учить составлять из букв разрезной азбуки слова: Фома, Филя; продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

«В гостях у Фили и Фомы»

(звуки Ф, Фь; буква Ф).

1. Коррекционно – образовательные: Учить правильно произносить звуки Ф, фь; совершенствовать навык различения звуков Ф, фь – по мягкости, твёрдости, звонкости, глухости; учить осуществлять звуко – буквенный анализ и синтез слов на основе наглядно – графических схем; учить определять место звуков в словах; познакомить с буквой Ф; учить анализировать оптико – пространственные и графические признаки буквы; продолжать учить составлять из букв разрезной азбуки слова: Фома, Филя; продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.

2. Коррекционно – развивающие: Развивать: мимику, мелкую и общую моторику; фонематическое восприятие; графо – моторные навыки; внимание; мышление; воображение. Развивать навыки коммуникации.

3. Коррекционно – воспитательные: Развивать навыки самоорганизации и контроля; воспитывать желание приходить на помощь.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением разных предметов, изображения фокусников Фомы и Фили. Фишки синего и зелёного цвета, указка.

Раздаточный материал: Индивидуальные картинки; тарелочки с манной крупой, пеналы с  фишками.

Ход занятия:

1. Организационный момент: - Кто показывает фокусы? – (фокусник). К нам в гости пришли фокусники Фома и Филя. У них случилась неприятность. Они потеряли ключи от волшебного сундучка. С его помощью, они показывают свои фокусы. И не могут их найти. Давайте ребята поможем Фоме и Филе их найти. А чтобы их найти, нужно выполнить задания.

2.Пальчиковая гимнастика:

Мы со звуком Ф играем. (сжимают и разжимают одновременно пальцы обеих рук в кулачок)

И слова мы называем: фотограф, фермер, футболист, фокусник, филателист(загибают пальчики на обеих руках одновременно начиная с большого)

3.Сообщение новой темы.

На доске картинки с изображением фокусников.

– Какой первый звук в имени Фома?

– Какой первый звук в имени Филя?

– Будем учиться различать звуки Ф, Фь и познакомимся с буквой Ф.

4.Характеристика звуков Ф, Фь.

-Звук Ф, какой он? (согласный, так как воздух встречает преграду (верхние зубы и нижняя губа); глухой, так как горлышко «не дрожит»; при произнесении звука Ф, верхние зубы касаются нижней губы, горлышко «не дрожит»; твёрдый звук Ф; обозначаем фишкой синего цвета).

– А в слове Филя, какой звук фь? (согласный, так как воздух встречает преграду (верхние зубы и нижняя губа); глухой, так как горлышко «не дрожит»; при произнесении звука Фь губы «растянуты» в улыбке, верхние зубы касаются нижней губы, горлышко «не дрожит»; мягкий звук Фь; обозначаем фишкой зелёного цвета).

Игра с обручами синего и зелёного цветов: «Раз, два, три – к обручу беги» (определение мягкости, твёрдости)

5.Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слов

Логопед: А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове– хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.

Логопед называет слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе…).

Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»(твёрдые, мягкие звуки)

Логопед: Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий. На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф']. Логопед раскладывает «фотографии», а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф, ф'] и отдают Филе или Фоме.                                                    

6. Физминутка:  -Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

7. Определение места звуков [ф, ф'] в слове Игра «Определи, где стоит звук в словах?»

(полоски разделенные на три части. Индивидуальные картинки.)

Логопед: А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова. – Обозначьте фишкой, где стоит звук Ф, в названиях картинок? – Обозначьте фишкой, где стоит звук фь, в названиях картинок? Например, Филе очень нравится слово «флажок». Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова. (Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек.)

8.Связь звука с буквой

Логопед: Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Давайте вспомним правило: букву – видим и пишем, звук слышим и произносим. Показ буквы. Эти звуки обозначают буквой Ф. Логопед показывает картинку с изображением буквы Ф.

Логопед: На что похожа буква Ф? (Дети отвечают.) После того, как дети выскажут свое мнение, логопед показывает картинки символы и читает стихи:

 – Филя ходит – руки в боки,

Значит, выучил уроки.

Логопед: Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.

– Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас Не отнимет Карабас.

- На что похожа буква Ф? –(на ключик). Вот мы и нашли волшебные ключики Фокусников .

 9.Работа в тетрадях. Печатание буквы Ф

Логопед: Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф. Логопед показывает письмо буквы на доске. Затем дети пишут ее на тарелочках с манной крупой.

Звуко – буквенный анализ слова «Фокусник»

Логопед: «зашифруйте» слово с помощью фишек. Проверка: один ребенок называет звуки в слове по порядку. На каждый звук дети показывают соответствующую фишку.

– Обозначаем звук Ф буквой Ф.

Чтение слов. Кофта, конфета, фартук, фикус, фен.

10.Итог занятия.

Мы и нашли волшебные ключики Фокусников . Какие звуки мы учились различать? Расскажите про звук Ф. Вспомните слова со звуком Ф. Расскажите про звук Фь. Вспомните слова со звукам Фь. Фома и Филя хотят Вас отблагодарить за помощь (открывают сундучок и дарят детям конфеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фома Гордеев-"чужой среди своих"

Урок литературы в 11 классе - групповая форма работы....

Внеклассное мероприятие к празднику "День птиц" в фоме игры "Звездный час"

Игра - соревнование по теме "Птицы", команды получают задания, жюри выставляет баллы, определяется победитель....

Проблемный урок по повести М.Горького «Фома Гордеев»

Целевая аудитория: 11 класс.Тип разработки: проблемный  урок по литературе , групповая форма работы (две группы).Цель урока:- нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горьког...

Григорьев Фома Никифорович -ветеран - выпускник 11 профессионального училища г.Новокузнецк - Герой Советского Союза.

Григорьев фома Никифорович -  выпускник   11 профессионального училища -  Герой Советского Союза - воевал на фронтах В Великую Отечесвенную войну....

Протокол Совещания педагогических работников Филиала Детское отделение по теме: «Инновационная деятельность сотрудников отделения воспитательно-педагогической работы Филиала»

Об осуществлении Инновационной деятельности сотрудниками отделения воспитательно-педагогической работы Филиала Детское отделение....

Протокол Совещания педагогических работников Филиала Детское отделение по теме: «Инновационная деятельность сотрудников отделения воспитательно-педагогической работы Филиала»

Об осуществлении Инновационной деятельности сотрудниками отделения воспитательно-педагогической работы Филиала Детское отделение....

ЭКСКУРСИЯ В ФИЛИАЛ «АЭРОПОРТ ОХА» АО «АЭРОПОРТ ЮЖНО-САХАЛИНСК» и САХАЛИНСКИЙ ЦЕНТР ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ ФИЛИАЛА «АЭРОНАВИГАЦИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА» ФГУП «ГОСКОРПОРАЦИЯ ПО ОрВД» (январь 2023)

ЭКСКУРСИЯ В ФИЛИАЛ «АЭРОПОРТ ОХА» АО «АЭРОПОРТ ЮЖНО-САХАЛИНСК» и САХАЛИНСКИЙ ЦЕНТР ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ ФИЛИАЛА «АЭРОНАВИГАЦИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА» ФГУП &l...