Использование информационных технологий в работе методиста
методическая разработка
Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школ. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно. Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionnyh_tehnologiy_v_rabote_metodista.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 568 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Использование информационных технологий в работе методиста
Автор: Сегень Елена Николаевна,
методист
Одна из главных задач в сфере образования – переход на новые ФГОС. Сейчас вся работа в образовательных учреждениях строится в этом контексте. Масштабные национальные образовательные проекты ставят задачи активного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все звенья образовательной сферы. Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды.
Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школ. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно. Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Информатизация образования ведет к изменению роли учителя, к появлению новых методов и организационных форм подготовки и повышения квалификации педагогов. Без педагога, владеющего ИКТ, успешное внедрение ФГОС невозможно!
ИКТ – компетентность педагога является показателем уровня его квалификации, поэтому задача эффективного управления её развитием является одним из приоритетных направлений в работе, как администрации, так и методической службы образовательного учреждения.
Цель методической работы: Создание условий по применению ИКТ в образовательном процессе, оказание действенной помощи учителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации работников ОУ.
Задачи:
- создание условий для повышения квалификации педагогических работников;
- овладение приемами подготовки дидактических материалов средствами программных приложений Microsoft Office;
- оказание методической помощи, в том числе и по вопросам применения ИКТ;
- организация научно-методической работы учителей,
- использование возможностей сетей (включая Интернет) и современного цифрового оборудования как активных образовательных ресурсов;
- содействие развитию единой информационной учебной среды.
Как показывает практика, наличие средств ИКТ не решает вопрос по их эффективному применению. Одной из причин является неготовность педагогов к инновациям, в том числе и к внедрению ИКТ, ещё одна причина – это старение педагогического коллектива. Средний возраст педагогов 38 лет. Старше 50 лет около 20% учителей. Педагогический коллектив обновляется, вливаются новые кадры, которые плохо, а иногда и совсем не владеют компьютером. Многие педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.
Таким образом, возникает необходимость непрерывного повышения квалификации педагогов по вопросам использования ИКТ в своей деятельности, освоение педагогами работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Вот здесь и выходит на первый план методическая служба.
Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от педагога уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, навыков работы с информационно-компьютерной техникой.
Только педагоги, достигшие определенного уровня профессионального развития, могут осознанно и активно включиться в инновационный поиск или в процесс освоения и внедрения новшеств в практику, что может стать действенным фактором обновления практики образования. Формирование мотивационной, содержательной и технологической компетентности – функция специально организованной методической системы.
Методическая работа - это важнейшее средство повышения педагогического мастерства, связующая в единое целое всю систему работы школы.
Методист сам должен стремиться к такому уровню владения ИК-компетенцией, чтобы уметь находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах на основе ИКТ для решения профессиональных задач. Всё вышеперечисленное требует и от самого методиста непрерывного повышения своей квалификации.
Использование ИКТ в работе методиста отражается непосредственно в деятельности методиста на рабочем столе (работа с документами, составление диаграмм, схем, презентаций; работа с информационными ресурсами, поисковыми системами, электронной почтой; а так же в методической поддержке работников образовательного учреждения по вопросам применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе, повышение ИКТ-компетентности педагогических работников.
Формирование информационной компетентности и активизация деятельности педагогов школы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс проводится по следующим направлениям:
1. Организация специализированного повышения квалификации и курсовой переподготовки руководства и педагогического коллектива в области информационных технологий. Для учителя 21 века подготовить презентацию к уроку уже мало. Учителя осваивают сервисы Web 2.0. На сегодняшний день при проведении ВШК, анкетирования мы выяснили, что 71% педагогов свободно владеют и систематически используют ИКТ.
2. Организация внутришкольной системы повышения ИКТ компетентности педагогов посредством проведения:
- мастер-классов, семинаров, круглых столов по использованию ИКТ в педагогической деятельности, таких как «Интерактивная доска в работе учителя-предметника», «Использование электронных образовательных ресурсов в работе с интерактивным комплексом «Эпсон», «Сетевые сообщества – форма самообразования учителя», «Создание веб-портфолио с использованием сервиса Google»:
- научно-практической конференции педагогов по проблеме использования ИКТ в образовательной деятельности "Информационно-коммуникационные технологии и система тестового контроля на современном уроке";
- внутришкольного конкурса методических разработок уроков и внеклассных мероприятий с применением средств ИК.
3. Методическое сопровождение и личное участие в мероприятиях различных уровней с использованием ИКТ:
- сопровождение участия в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах; в сетевых профессиональных сообществах;
- оказание методических консультаций по применению Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru., использованию материалов федерального центра информационно-образовательных ресурсов( ФЦИОР) http://fcior.edu.ru (активно используют учителя физики, истории, начальных классов)
- содействие созданию методических и дидактических материалов к конспектам уроков (учебные мультимедийные презентации, различные виды контролирующих материалов) с использованием ИКТ и пополнение методической копилки; консультации по работе над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ;
- содействие активному использованию Интернет-ресурсов по предмету (например, при проведении уроков в кабинете ИКТ с выходом в сеть Интернет учителя демонстрируют видеофрагменты, фильмы, картины известных художников и т.д. (учителя русской словесности, МХК, географии);
- содействие использованию ИКТ в процессе работы обучающихся над творческими проектами, при подготовке и проведении научно-практической конференции (на новый уровень выходят достижения учеников, которые участвуют в сетевых проектах, дистанционных олимпиадах, конкурсах, тестировании; используют презентации, разрабатывают проекты, выступают на конференциях и т.д.
4. Обобщение и распространение педагогического опыта в области использования ИКТ. (печатные публикации по использованию ИКТ, публикации в электронных СМИ, подготовка педагогов к выступлению на городском креатив-фестивале методических разработок), методическая поддержка разработки проектов по использованию ИКТ учителями-предметниками.
Помимо обучающих мероприятий проводятся индивидуальные консультации по применению информационно-коммуникационных технологий. Индивидуальные консультации проводятся по темам:
- Оформление методических разработок, мастер-классов, сценариев на интернет-форумах для участия в конкурсах, представления своего опыта работы;
- Создание методических и дидактических материалов к конспектам занятия с использованием ИКТ и пополнение методической копилки;
- Работа над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ;
- Активное использование Интернет-ресурсов
- Создание видеофрагментов, фильмов;
- Использованию ИКТ в процессе работы обучающихся над творческими проектами, при подготовке и проведении научно-практической конференции;
- Применение облачных технологий в образовательном процессе.
Для успешной работы в данном направлении формируется электронный банк презентаций по работе с программами пакета Microsoft Office, видео открытых уроков, образовательных программ и др..
Планомерное и систематическое внедрение ИКТ в практику работы всех участников образовательного процесса будет способствовать успешному решению задач, которые ставит перед собой школа. Но подходить к этому процессу надо стремиться творчески, не злоупотребляя использованием данных технологий и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.
Литература
1. Автореферат Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение развития ИКТ-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений http||| www.iuorao.ru.
2. Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ - компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс] : Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова - Электрон. дан. - М.: Изд-во ИТО - Томск, 2009. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/IV/IV-0-116.html
3. Бурмакина В., Фёдорова Ю. Как много ждут от методиста//Учительская газета Москва.- №32-№33.-2009.- 18 августа.-Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/33819
4. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - Редакция 2.0 Русский перевод (сигнальный вариант), Опубликован в 2011 году организации Объединенных Наций по вопросам Образования, Научная и Культурная Организация 7, place de Fontenoy, 75352 PARIS 07 SP ЮНЕСКО 2011 г — с.10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в работе детского объединения».
Методичекая разработка по использованию ИКТ в работе педагога дополнительного образования....
Использование информационных технологий в работе педагога-психолога
В решении проблем психолого-педагогического сопровождения УВП, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту, активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль игр...
«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»
Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации...
«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»
Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в пос...
Презентация на тему : "Использование информационных технологий в работе дошкольного учителя-логопеда"
Уважаемые коллеги,предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему "Использование информационных технологий в работе дошкольног учителя-логопеда"....
использование информационных технологий в работе методиста
ИКТ – компетентность педагога является показателем уровня его квалификации, поэтому задача эффективного управления её развитием является одним из приоритетных направлений в работе, как администр...
Использование информационных технологий в работе методиста
Использование информационных технологий в работе методиста...